Ниндара
Ниндара | |
---|---|
Главный культовый центр | Лагаш , Гирсу , Киэса |
Генеалогия | |
Братья и сестры | возможно Хендурсага |
Супруг | Нанше |
Дети | Nin-MAR.KI |
Ниндара ( 𒀭 𒊩𒌆𒁯𒀀 , Ниндар в источниках, предшествовавших правлению Гудеа [ 1 ] ) — месопотамский бог , которому поклонялись в государстве Лагаш . Он был мужем Нанше , и предполагается, что его значимость в месопотамской религии зависела от этой связи. Его характер остается неясным из-за его небольшой роли в известных текстах.
Характер
[ редактировать ]Характер Ниндары не совсем определен в известных источниках, а его значение в религии Месопотамии характеризуется как скромное. [ 2 ] Его считали мужем Наньше , [ 3 ] [ 4 ] и предполагается, что ему активно поклонялись в штате Лагаш во многом из-за этой ассоциации. [ 2 ] Благодаря выполнению этой роли он принадлежал к кругу связанных с ней божеств, в который помимо него входили богиня Нин-МАР.КИ , считавшаяся ее дочерью, и бог-слуга Хендурсага . [ 5 ] Гебхард Дж. Зельц предполагает, что его считали старшим братом последнего из этих божеств. [ 2 ] Вполне возможно, что все три божества, образующие круг Наньше, имели часовни в ее главном храме или, возможно, собственные храмы в ее священном городе. [ 6 ] Предположение о том, что Ниндара тождественен Ниндубу , еще одному богу, засвидетельствованному в предложении списков, посвященных Нанше и связанным с ней божествам, считается необоснованным. [ 7 ]
Возможно, из-за того, что ему поклонялись в портовом городе, Ниндару иногда называли «повелителем святого моря ». [ 8 ] а в гимне балбале Наньше он описан как «сборщик морских налогов». [ 9 ] Однако его наиболее распространенным эпитетом, засвидетельствованным еще во времена правления раннединастического царя Энаннатума I , был Лугал-уру 16 , «могущественный господин». [ 8 ] Зельц указывает, что этот эпитет, по-видимому, является просто аналогом мужского рода хорошо подтвержденного титула Нанше. [ 2 ] Это может указывать на воинственный характер. [ 10 ] Гудеа в королевской надписи благодарит Ниндару за то, что он дал ему силу. [ 8 ] Как и Наньше, он также ассоциировался с птицами, в частности с птицей дар ( дар должен ), возможно, франколин . [ 11 ]
Поклонение
[ редактировать ]Киэса был главным культовым центром Ниндары, а его храмом в этом городе назывался Элалтум ( по-шумерски : «дом, производящий финиковый сироп »). [ 11 ] Он также считался богом-покровителем культового города его жены Нигуна, отождествляемого с современным Телль Зургулом . [ 12 ] Другие места, где ему поклонялись, включают города Гирсу и Лагаш. [ 1 ] Предлагая списки, относящиеся к культу Нанше, после нее появляется Ниндара, Энки (из Гигуны), Нингирсу , появляется последний бог и в одном случае Хендурсага, хотя в других местах после него, рядом с Думузи-абзу . [ 13 ]
В тексте из Лагаша периода Ура III упоминается, что во время новогоднего праздника он получил подношения, которые, возможно, должны были служить помолвочными подарками для него и Нанше. [ 14 ] Табличка того же периода из Дрехема единственная курдючная овца ему была предложена упоминает, что в Кеше . [ 15 ] Также засвидетельствован фестиваль с участием лодок, посвященный Ниндаре, Нанше и другим божествам. [ 6 ]
Теофорные имена, призывающие Ниндару, известны из текстов из Лагаша, причем оба варианта Ур-Ниндар и Ур-Ниндара засвидетельствованы. [ 2 ]
За пределами Месопотамии
[ редактировать ]Воутер Хенкельман предполагает, что логографическое письмо NIN.DAR.A можно читать как Симут (эламский бог, связанный с Нергалом). [ 16 ] ) в некоторых эламских надписях, где это божество фигурирует рядом с радужной богиней Манзат . [ 17 ] Однако Дэниел Т. Поттс идентифицирует эламскую НИН.ДАР.А как богиню. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эдзард 1998 , с. 338.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Зельц 1995 , с. 217.
- ^ Вельдхейс 2004 , с. 14.
- ^ Дейк-Кумбс 2016 , с. 57.
- ^ Вельдхейс 2004 , стр. 19–20.
- ^ Перейти обратно: а б Вельдхейс 2004 , с. 20.
- ^ Зельц 1995 , с. 218.
- ^ Перейти обратно: а б с Дейк-Кумбс 2016 , с. 58.
- ^ «Балбале Нанше (Нанше Б): перевод » Электронный текстовый корпус шумерской литературы . Получено 1 октября.
- ^ Зельц 1995 , с. 215.
- ^ Перейти обратно: а б Дейк-Кумбс 2016 , с. 59.
- ^ Дейк-Кумбс 2016 , стр. 57–58.
- ^ Зельц 1995 , стр. 215–216.
- ^ Коэн 1993 , с. 71.
- ^ Коэн 1993 , с. 73.
- ^ Хенкельман 2011 , с. 512.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 258.
- ^ Поттс 2010 , с. 500.
Библиография
[ редактировать ]- Коэн, Марк Э. (1993). Культовые календари древнего Ближнего Востока . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-00-5 . ОСЛК 27431674 .
- Дейк-Кумбс, Рената Мариан ван (2016). «Неошумерский глиняный гвоздь Гудеа в коллекции кафедры древних исследований Стелленбошского университета» . Антигуо Ориенте . 14 : 53–64. ISSN 1667-9202 . Проверено 4 марта 2022 г.
- Эдзард, Дитц-Отто (1998), "Ниндар(а)" , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 марта 2022 г.
- Хаас, Волкерт (2015). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 3 марта 2022 г.
- Хенкельман, Воутер FM (2008). Другие боги, которые есть: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-414-7 .
- Хенкельман, Wouter FM (2011), "Šimut" , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 марта 2022 г.
- Поттс, Дэниел Т. (2010). «Здание Эламского храма» . От фундамента до зубцов: очерки храмового строительства на Древнем Ближнем Востоке и еврейская Библия . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-031-9 . OCLC 618338811 .
- Зельц, Гебхард (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Вельдхейс, Ник (2004). Религия, литература и наука: шумерская композиция «Нанше и птицы» с каталогом шумерских названий птиц . Лейден: Брилл Стикс. ISBN 978-1-4294-2782-1 . OCLC 191953376 .