История рук

История раздач ( 𒀭𒉺𒊕 , Д Кендур-сан), [ 2 ] также пишется Хендурсанга [ 3 ] или пересказ [ 4 ] ( 𒀭𒉺𒊕𒂷 , Д Кендур-сан-Ша 2 ) был месопотамским богом . Его считали божественным ночным сторожем. Его обычно ассоциировали с богиней Наньше . В ряде списков богов он приравнивался к аналогичному аккадскому богу Ишуму .
Характер
[ редактировать ]Этимология имени Хендурсага неясна. Однако не исключено, что это было связано с его функциями и может быть переведено с шумерского как «носитель факела (или посоха), идущий впереди». [ 5 ] В остальном слово «хендур» не подтверждено, но предполагается, что оно связано с аккадским «хутару» , типом посоха. [ 5 ]
Хендурсага был божественным стражем. [ 6 ] Его охарактеризовали как «бога-защитника с дружелюбным лицом». [ 6 ] Засвидетельствованные эпитеты, приписываемые только ему, включают «главный герольд», «уличный сторож» и «светильник народа», применимые только к нему, а также «главный герольд», «верховный констебль», «вестник молчания». улица», и «вестник молчаливой ночи», и «богатырь, ходящий ночью», разделённый с Ишумом . [ 7 ] В тексте он обращения Мардука к демонам упоминается как «бог, который бродит по улицам». [ 8 ] По мнению Эндрю Р. Джорджа , слово нимгир / нагиру , присутствующее во многих из этих эпитетов, условно переводится как «вестник». в данном контексте следует понимать как «констебль», «городской глашатай» или «ночной сторож». [ 8 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Начиная с древневавилонского периода , Хендурсага стала приравниваться к Ишуму в двуязычном контексте: первая появлялась в шумерских, а вторая - в аккадских формулах. [ 3 ] Их также приравнивали друг к другу в списках богов Вейднера и Ниппура . [ 3 ] и такое уравнение также может быть подтверждено в копии An = Anum , хотя из-за сохранности и возможных ошибок переписчика это сомнительно. [ 9 ] Другим богом, тесно связанным с ними обоими, был Энгидуду, который был божественным хранителем Ворот Табира в городе Ассур . [ 10 ] В «Эпосе об Эрре» Энгидуду используется как альтернативное имя Ишума. [ 11 ]
Хендурсага также был тесно связан с Нанше . [ 6 ] Согласно посвященному ему гимну, она передала ему его функции, а также его знак отличия - посох (или, возможно, факел). [ 11 ] Считалось также, что Хендурсага была ее советником и сотрудничала со своим управляющим Энниглулу. [ 11 ]
В гимне Нанше Хендурсага назван сыном Уту . [ 9 ]
Возможно, что в третьем тысячелетии до нашей эры его женой была Думузиабзу , богиня-покровительница Кинунира (Кинирша), города в штате Лагаш , хотя в тот период семейные отношения между божествами часто были особенно нестабильными или неопределенными. [ 12 ] В более поздней традиции его женой была Нинмуг , богиня ремесел и рождения из Кисиги. [ 13 ] Это было вторичное развитие, основанное на эквивалентности между ним и Ишумом, супругой которого обычно была Нинмуг. [ 13 ]
В шумерском гимне Хендурсаге говорится, что ему помогают три группы по семь человек. [ 14 ] Эта первая группа из семи человек подробно описана в гимне. Они были известны как «воины», и предполагается, что эта гептада связана с гептадой Себитти , которая возникла в более поздние времена. [ 14 ] Неясно, являются ли они гибридами животных или волшебными животными. [ 15 ] Каждое связано с одним конкретным существом: лиса, собака, две птицы (одна описана как клюющая насекомых, возможно, ворон, другая - огромный стервятник, пожирающий падаль), волк, птица нин-имма (вероятно, сова) и акула. . [ 14 ]
Поклонение
[ редактировать ]Хендурсага был одним из божеств, главным образом связанных с территорией, контролируемой государством Лагаш. [ 16 ]
могла существовать часовня Хендурсаги В Уре , рядом с часовней, возможно, посвященной Ниншубуру . [ 17 ] Идентификация обоих этих святилищ основана на начертаниях булав, найденных при раскопках. [ 17 ] Однако также утверждалось, что эти предметы могут не иметь культовой функции. [ 18 ]
Согласно гимну, посвященному Хендурсаге, считалось, что зажжение факела и произнесение его имени гарантировали безопасный проход по улицам города в ночное время. [ 5 ] Заклинание умоляет его защитить от демонов, в том числе галлы , машким , удуга и «злой ламмы ». [ 5 ] Хотя ламму обычно понимали как своего рода доброжелательную второстепенную богиню-защитницу, [ 19 ] многочисленные отсылки к "злой ламме" ( д лама хул ) также известны, хотя они и редки. [ 20 ] «Злой ламма» упоминается в аналогичном перечислении демонов в тексте, посвященном богине медицины Нинисине. [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдзард 1997 , стр. 117–118.
- ^ «Шумерский словарь» . oracc.iaas.upenn.edu .
- ^ Jump up to: а б с Джордж 2015 , с. 1.
- ^ Майкл Джордан, Энциклопедия богов , стр. 75 , Имеющиеся факты, 1993 г. ISBN 0816029091
- ^ Jump up to: а б с д Джордж 2015 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 234.
- ^ Джордж 2015 , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б Джордж 2015 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Джордж 2015 , с. 2.
- ^ Джордж 2015 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 2015 , с. 5.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с Вердераме 2017 , с. 389.
- ^ Вердераме 2017 , с. 406.
- ^ Такой-Гутьеррес 2005 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 231.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 233=234.
- ^ Константинопулос 2017 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Константинопулос 2017 , с. 32.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1997). Гудеа и его династия Торонто Буффало: Университет Торонто Press. ISBN 0-8020-4187-6 . OCLC 809041550 .
- Джордж, Эндрю Р. (2015). «Боги Ишум и Кендурсанга: ночные сторожа и уличное освещение в Вавилонии» . Журнал ближневосточных исследований . 74 (1). Издательство Чикагского университета: 1–8. дои : 10.1086/679387 . ISSN 0022-2968 . S2CID 161546618 .
- Константинопулос, Джина (2017). «Смена мировоззрения: дихотомия доброжелательных и злобных демонов в Месопотамии» . Демоны и болезни от древности до раннего Нового времени . БРИЛЛ. стр. 17–38. дои : 10.1163/9789004338548_003 . ISBN 9789004338531 .
- Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 31 марта 2022 г.
- Вердераме, Лоренцо (01 января 2017 г.). «Семь слуг Хендурсаги: исследование символики животных в месопотамских культурах (проект)» . Л. Вердераме, Семь слуг Хендурсахи: исследование символики животных в месопотамских культурах, Л. Фелиу - Ф. Карахаши - Г. Рубио, Первые девяносто лет: шумерское празднование в честь Мигеля Сивила (SANER 12), де Грютер, Берлин, 2017, 396–415 . Проверено 15 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]