Jump to content

Симут (бог)

Симут
Вестник богов
Планета Марс
Генеалогия
Супруг Манзат , Ракаду
Эквиваленты
Месопотамский эквивалент Нергал

Симут или Шимут ( Шимут ) был эламским богом. Его считали вестником богов и ассоциировали с планетой Марс . Он был тесно связан с Манзат , богиней, олицетворявшей радугу. Он появляется в надписях различных эламских царей, в которых упоминается ряд храмов, посвященных ему. Однако неизвестно, какой город служил его главным культовым центром. Ему также поклонялись в Месопотамии , где его сравнивали с богом войны Нергалом .

В эламских источниках засвидетельствованы различные варианты написания имени Симута, в том числе фонетические. д Си-му-ут , д Ши-му-ут-та , д Ши-му-ут и д Ши-мут , а также логографический д МУЖЧИНА/ д ПАП. [ 1 ] Последнее написание могло быть связано с одним из месопотамских названий планеты Марс , у меня есть МАН- ма , «странная звезда». [ 2 ] Также возможно, что по крайней мере в одном месте другое логографическое написание его имени было НИН.ДАР.(А) . [ 3 ]

Латинизация «Симут» отражает стандартное написание этого теонима в месопотамских источниках средневавилонского периода , хотя в более ранних, старовавилонских источниках правильной орфографией кажется Шимут (Шимут). [ 4 ] В неоассирийских источниках имя пишется как «Шумуду» (Шумуду). [ 5 ]

Характер

[ редактировать ]

Симут был известен как «бог Элама», «вестник богов» ( эламский берир напирра ) и «могучий, вестник богов» ( силхак перир наппипир ). [ 2 ] Вполне возможно, что он был богом-воином, и что слово, предварительно переведенное как «вестник», относится к определенной административной или военной должности. [ 6 ] Как Хумбан , [ 7 ] Симут был связан с понятием киттин , которое можно понимать как «(область) божественной защиты». [ 6 ] Он фигурирует в судебных и экономических документах из Суз , по крайней мере в одном случае разделяя роль божественного свидетеля и хранителя договоров с Иншушинаком и месопотамским солнцем Шамашем . [ 6 ]

Симут часто ассоциировался с планетой Марс в вавилонских астрологических текстах , и планету часто называли «звездой Симут». у меня есть Си-му-ут . [ 2 ]

В то время как Уилфред Дж. Ламберт описывает Симута как «инфернального» бога в «Реаллексиконе ассириологии и ближневосточной археологии» , [ 8 ] Дэниел Т. Поттс, следуя недавнему исследованию Воутера Хенекельмана, приходит к выводу, что у него не было никаких связей с похоронами или преступным миром. [ 9 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

В Эламе Симут, вероятно, считался мужем Манзат , богини, считавшейся божественным олицетворением радуги. [ 10 ] [ 6 ] Он также был связан с Белет-али ( аккадский : «госпожа города»), богиней, скорее всего, аналогичной Манзат. [ 11 ] По мнению Воутера Хенкельмана, с Симутом можно также отождествить божество НИН.ДАР.А, которое появляется вместе с Манзатом в некоторых надписях. [ 3 ] Однако Дэниел Т. Поттс идентифицирует НИН.ДАР.А как богиню. [ 12 ] Имя Ниндара или Ниндар первоначально принадлежало мужскому месопотамскому божеству , мужу богини Нанше , которому поклонялись в Лагаше , Гирсу и Киэсе. [ 13 ]

В Месопотамии Симут часто ассоциировался с Нергалом и разделял его связь с Марсом и, возможно, его воинственный характер. [ 2 ] хотя, в отличие от него, он не был божеством подземного мира. [ 9 ] Эти двое приравнены к многоколоночному изданию списка богов Вейднера . [ 14 ] В другой версии этого текста он появляется рядом с Лас , женой Нергала. [ 15 ] В варианте, обнаруженном в Угарите , вместо Лаша появляется божество по имени Ракаду, и, по мнению Манфреда Креберника [ де ], в ней можно идентифицировать как супругу Симута. [ 16 ]

Воутер Хенкельман предполагает, что «Нергала из Хубшала» (или Хубшана), божества, известного из ассирийских источников, можно идентифицировать как Симута. [ 2 ] Однако вместо этого Фолькерт Хаас предположил, что это название относилось к Угуру . [ 17 ] Согласно эламским царским надписям, Хубшан был местом, связанным с поклонением Манзат, предполагаемой жене Симута. [ 18 ] В настоящее время неизвестно, связана ли каким-либо образом с Манзатом « Ая Хубшенская», известная из тех же ассирийских источников, что и Нергал Хубшенский. [ 3 ]

Стефани Дэлли предполагает, что жители Месопотамии могли ассоциировать Симут с Ишумом из-за их общей роли вестников богов в соответствующих пантеонах. [ 19 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Как и многие другие боги, которым поклоняются в Эламе, например Пиникир , Хумбан и Манзат , Симут впервые упоминается в договоре Нарам-Сина с неизвестным эламским монархом, возможно, Хитой из Авана . [ 20 ] где он появляется после Иншушинака . [ 6 ] В старых вавилонских копиях более ранних надписей также упоминается правитель ( энси ) Элама саргонического периода, носивший теофорное имя Санам-Шимут. [ 21 ] Другие исторически известные эламиты, носящие теофорные имена, ссылающиеся на Симута, включают Кук-Симута, канцлера короля Тан-Рухуратера [ де ] из династии Шимашки , [ 22 ] и Симут-варташ периода Суккалмах, [ 23 ] чьи надписи были найдены в Лиане на побережье Персидского залива . [ 24 ]

Хотя предполагается, что в Симуте был главный культовый центр, подобно тому, как Иншушинак был связан с Сузами, Рухуратер с Хухнуром и Напириша с Аншаном , его название и местоположение в настоящее время неизвестны. [ 25 ] В эламских текстах упоминается множество храмов, посвященных ему, например, Унташ-Напириша молитвенные дома в Сузах и Чогха-Занбиле . посвятил ему [ 26 ] Последний делился с богиней Белет-али. [ 27 ] Его называли термином кинин , hapax legomenon, который в современной литературе переводят по-разному как «врата», « замок », «судьба» или «(божественная) помощь». [ 28 ] Согласно надписям царей Шутрук-Наххунте и Хутелутуш-Иншушинака, в Сузах существовали места поклонения Манзату и Симуту, рассматриваемые как пара. [ 10 ] Храм в Аншане был посвящен совместно Симуту, Киририше , Напирише и Иншушинаку. [ 29 ] Он был построен во времена правления Хутелутуш-Иншушинака. [ 29 ] [ 30 ]

Неоэламский правитель Ханни из Аяпира оставил после себя надпись, посвященную Хумбану, Тепти, Напиру и Симуту. [ 31 ]

Поклонение Симуту продолжалось на бывшей эламской территории под властью персидской династии Ахеменидов , и он засвидетельствован в так называемом архиве укреплений Персеполя . [ 6 ] Согласно одному из этих текстов, жрец по имени Аппирка получил вино от царской администрации, чтобы предложить его Симуту, Ахура Мазде и Митре , что указывает на то, что эламским и иранским божествам в этот период поклонялись бок о бок. [ 32 ] По крайней мере, одно теофорное имя, отсылающее к Симуту, Шати-Шимут, встречается в этом корпусе текстов. [ 33 ]

Месопотамский прием

[ редактировать ]

Самыми старыми свидетельствами поклонения Симуту в Месопотамии являются теофорные имена древневавилонского периода, самые старые из которых идентифицированы в текстах, датированных правлением Рим-Сина I из Ларсы . [ 19 ]

Стефани Дэлли утверждает, что возможно, что у Симута был небольшой культовый центр где-то в Месопотамии, параллельно с тем, как там поклонялись другому эламскому божеству, о чем свидетельствуют теофорные имена, Игишта ( д ИГИ.ДУ; Игишта) имел один в Уданну, небольшом поселении недалеко от Урука . [ 19 ]

Множественные теофорные имена указывают на то, что Симут был среди божеств, присутствовавших в пантеоне Первой династии Силендов , возможно, в связи с Манзатом. [ 34 ] Среди них есть женские имена, например Амат-Шимут. [ 35 ] Некоторые из этих имен, а также другие имена из той же области сочетают в себе аккадские и эламские элементы, но, по мнению Рана Садка, трудно предполагать о личности их носителей. [ 36 ]

Девять теофорных имен, ссылающихся на Симута, были идентифицированы в текстах из Ниппура касситского периода . [ 37 ] Он также мог присутствовать в более раннем списке богов Ниппура, но это свидетельство сомнительно. [ 38 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Бартельмус, Алекса (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». Кардуняш. Вавилония под властью касситов . Де Грютер. стр. 245–312. дои : 10.1515/9781501503566-011 . ISBN  9781501503566 .
  • Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN  978-1-5015-0782-3 .
  • Дэлли, Стефани (2013). «Боги северо-восточной и северо-западной Аравии в клинописных текстах Первой Силендской династии и клинописной надписи из Телль-эн-Набеха, около 1500 г. до н. э.». Арабская археология и эпиграфика . 24 (2). Уайли: 177–185. дои : 10.1111/aae.12005 . ISSN   0905-7196 .
  • Де Граф, Катриен (2018). «Печать чиновника или официальная печать? Использование судебных печатей в древневавилонских Сузах и Хафт-Тепе» (PDF) . Журнал Американского восточного общества . 138 (1). Американское восточное общество. дои : 10.7817/jameroriesoci.138.1.0121 . ISSN   0003-0279 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2022 г. Проверено 30 марта 2022 г.
  • Эдзард, Дитц-Отто (1998), "Ниндар(а)" , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 марта 2022 г.
  • Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN  978-90-04-29394-6 . Проверено 3 марта 2022 г.
  • Хенкельман, Воутер FM (2008). Другие боги, которые есть: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN  978-90-6258-414-7 .
  • Хенкельман, Wouter FM (2011), "Šimut" , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 марта 2022 г.
  • Креберник, Манфред (2008), «Ракаду» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 6 июля 2023 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (1983), "Laṣ" , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 марта 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Manziat/Mazzi'at/Mazzât/Mazzêt» , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 марта 2022 г.
  • Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN  978-3-86835-019-7 . OCLC   460044951 .
  • Поттс, Дэниел Т. (1999). Археология Элама . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511489617 . ISBN  978-0-521-56358-1 .
  • Поттс, Дэниел Т. (2010). «Здание Эламского храма» . От фундамента до зубцов: очерки храмового строительства на Древнем Ближнем Востоке и еврейская Библия . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN  978-3-86835-031-9 . OCLC   618338811 .
  • Сало, Рееттакаиса София (2021). «Иностранные боги — собственные боги: о неоассирийских описаниях богов». Закон и (бес)порядок на Древнем Ближнем Востоке (на немецком языке). Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781646021208-021 .
  • Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 марта 2022 г.
  • Садок, Ран (2014). «О группах населения в документах времен первой династии Силендов». Тель-Авив . 41 (2). Издательство Мани: 222–237. дои : 10.1179/0334435514z.00000000036 . ISSN   0334-4355 . S2CID   161962886 .
  • Зая, Шана (2017). «CCP 6.7.B — Список богов Вейднера B — Проект клинописных комментариев» . Система цифровой идентификации объектов . Проверено 3 марта 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce8f179749134c01a38440afa8cd71a0__1688671140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/a0/ce8f179749134c01a38440afa8cd71a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Simut (god) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)