लष
लष | |
---|---|
Богиня, связанная с подземным миром | |
Главный культовый центр | Кутха , Тарбишу |
Генеалогия | |
Супруг | Нергал |
लष ( д Ла-ас ; также романизируемая как Лаз ) — месопотамская богиня , которую обычно считали женой Нергала , бога, связанного с войной и подземным миром . Случаи как слияния, так и сосуществования ее и другой богини, которой приписывалось это положение, Маммитум , засвидетельствованы в ряде источников. Центрами ее культа были Кутха в Вавилонии и Тарбишу в Ассирии .
Имя и характер
[ редактировать ]Наиболее достоверное написание теонима Лаш клинописью : д Ла-ас , и единственный случай д Ла-а-ас, известный по копии месопотамского списка богов Вейднера из Угарита, не является достаточным доказательством для подтверждения вывода о том, что он произносился с долгой гласной , поскольку дополнительный знак мог быть ошибкой переписчика. [ 1 ] Лаз — это латинизация , обычно используемая в современных публикациях. [ 2 ] [ 3 ] но, по мнению Уилфреда Г. Ламберта, Лас является наиболее точным вариантом в свете того, что имя пишется через букву ṣ в арамейской надписи с одной из стел Сефира , KAI 222. [ 1 ] Предполагается, что название происходит из семитского языка , однако правдоподобная этимология до сих пор не предложена. [ 1 ]
Ламберт предположил, что Лаш была богиней исцеления, поскольку пояснительная версия списка богов Вейднера приравнивает ее к Бау , в то время как другие подобные документы помещают ее рядом с Гулой , которые оба считались божествами такого характера. [ 4 ]
Древневавилонский текст свидетельствует , что считалось, что Лас был способен ходатайствовать перед Нергалом от имени просителей-людей - роль, обычно связанная с женами главных богов. [ 4 ] Подобная функция посредника между верующими и главным божеством хорошо засвидетельствована в случаях с Шамаша женой Айей , Адада женой Шалой , Эа женой Дамкиной , Ишума женой Нинмуг , а также с Ниншубуром , суккалом ( божественный визирь) Инанны . [ 5 ]
Неоассирийский . текст называет Лас «госпожой Эриду », нин -НУН к . [ 4 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Лаш была женой Нергала . [ 6 ] В Вавилонии она стала богиней, которую чаще всего идентифицировали как таковую, начиная с правления Куригалзу II , тогда как в Ассирии аналогичный феномен засвидетельствован, начиная с правления Тиглатпаласара III . [ 7 ] В старовавилонский период женой Нергала обычно была Маммитум . [ 4 ] Список богов Ан = Анум приравнивает их друг к другу. [ 8 ] Однако в так называемом « списке богов Ниппура » Лаш встречается отдельно от Нергала. [ 4 ] в то время как Маммитум указан рядом с ним. [ 9 ] Возможно, что на протяжении второго тысячелетия до нашей эры и Ласу, и Маммитуму поклонялись в храме Эмеслама в Куте . [ 10 ] В описании новогоднего ритуала из Вавилона, во время которого, как считалось, боги Киша ( Забаба ), Кутхи (Нергала) и Борсиппы ( Набу ) и их окружение посещали Мардука (на момент написания текста, вероятно, еще не бог), и она, и Маммитум появляются бок о бок как две отдельные богини. [ 11 ] Возможно, Маммитум изначально был связан с Эррой, а не с Нергалом, и был представлен Куте только вместе с ним. [ 6 ] Третья богиня, названная женой Нергала в Ан = Анум, - это Адму («земля»). [ 6 ] В остальном она известна только по теофорным именам и единственному списку приношений из древневавилонского марийского языка . [ 12 ]
В списке подношений Ура III из Пузриш-Дагана Лаш появляется рядом с Тадмуштум , второстепенной богиней подземного мира. [ 13 ] считалась дочерью Нергала. [ 6 ] В надписи на кудурру (пограничном камне) Мардук-апла-иддина I («дар земли Муннабитту кудурру ») она указана как член группы божеств подземного мира наряду с Нергалом , Бел-Карби , парой Лугал- ирра и Месламта-эа , Дискавери и Маммитум. [ 14 ]
В списке богов Вейднера богини пива Нинкаси и Сираш встречаются между Нунгал , богиней тюрем, и Ласом. [ 15 ] Было высказано предположение, что эта возможная связь между пивом и божествами преступного мира должна была служить отражением негативных последствий употребления алкоголя. [ 16 ] Лаш также встречается в том же тексте во второй раз в связи с Симутом , эламским богом, которого можно приравнять к Нергалу. [ 4 ] В варианте, известном по копии из Угарита , вместо нее появляется божество по имени Ракаду, которое, по мнению Манфреда Креберника следует идентифицировать как супругу Симута. [ 17 ]
Поклонение
[ редактировать ]Хотя Уилфреду Г. Ламберту на момент публикации ее статьи в Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie не было известно никаких свидетельств существования Лаша из третьего тысячелетия до нашей . эры [ 4 ] в более поздних публикациях другие авторы указывают, что ей поклонялись уже в период Ура III , о чем свидетельствуют списки подношений божествам Куты . [ 6 ] [ 13 ] Этот город располагался в Вавилонии и служил культовым центром Нергала ; Ласу поклонялись в его храме , известном под церемониальным названием Э-Меслам. [ 18 ] Она также засвидетельствована в теофорных именах из Лагабы , небольшого городка, расположенного в северной Вавилонии, возможно, недалеко от Куты. [ 19 ] Судя по цилиндру Нериглиссара , в нововавилонский период обеспечение Э-Меслама считалось царской обязанностью, так же, как и в случае с Мардука и Набу главными храмами (соответственно Э-Сагиль в Вавилоне и Е-Меслам). Зида в Борсиппе). [ 18 ] Однако административные документы указывают на то, что Нергал и Лаш получили меньше подношений, чем Мардук или Набу и их супруги. [ 18 ] Засвидетельствовано подношение паре овец, быков и муттаку (разновидность торта). [ 18 ]
В Ассирии главным культовым центром Ласа и Нергала был Тарбишу . [ 4 ] они упоминаются вместе в договоре между Ашур-Нирари V из Ассирии и Матиилу из Арпада среди богов, призванных гарантировать обязательную силу документа. [ 3 ]
Поздняя ссылка на Лаша могла присутствовать в теофорном имени, указанном в документе Селевкидов из Куты, датированном 226 годом до нашей эры, хотя восстановление теонима сомнительно. [ 20 ]
Мифология
[ редактировать ]Лаш появляется в мифе об Эрре и Нарам-Сине . [ 2 ] Уилфред Г. Ламберт утверждал, что одноименного бога следует понимать как Нергала, а не Эрру, поскольку его называют богом Кутхи. [ 4 ] В литературных текстах и Эрра, и Нергал — имена, которые могут обозначать последнего. [ 21 ] В этом мифе одноименный король строит храм для Эрры и его жены после того, как первая подходит к нему с просьбой о помощи в конфликте между ним и Энлилем . [ 22 ] В конце композиции Лаш умоляет мужа благословить Нарам-Сина. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ламберт 1983 , с. 506.
- ^ Jump up to: а б Вестенхольц 1997 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б Гетце и Райнер 2011 , с. 212.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ламберт 1983 , с. 507.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 273.
- ^ Jump up to: а б с д и Виггерманн 1998 , с. 220.
- ^ Ламберт 1983 , стр. 506–507.
- ^ Креберник 1987 , стр. 330–331.
- ^ Петерсон 2009 , с. 54.
- ^ Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , стр. 81–82.
- ^ Ламберт 2013 , с. 282.
- ^ Наката 1995 , с. 236.
- ^ Jump up to: а б Креберник 2013 , с. 398.
- ^ Саймонс 2016 , с. 9.
- ^ Креберник 1998 , стр. 443.
- ^ Креберник 1998 , с. 444.
- ^ Креберник 2008 , с. 247.
- ^ Jump up to: а б с д Из Ривы 2010 , с. 47.
- ^ Лиманс 1983 , с. 417.
- ^ Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , стр. 81.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 217.
- ^ Вестенхольц 1997 , с. 190.
- ^ Вестенхольц 1997 , с. 199.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Да Рива, Росио (2010). «Династические боги и любимые боги нововавилонского периода» . Концепции королевской власти в древности: материалы исследовательского семинара Европейского научного фонда, проходившего в Падуе с 28 ноября по 1 декабря 2007 г. Падуя Вайнона Лейк, Индиана: SARGON Editrice e Libreria Распространяется Eisenbrauns. ISBN 978-88-95672-01-4 . OCLC 664134580 .
- Гетце, Альбрехт; Райнер, Эрика (2011). «Договоры». Древний Ближний Восток . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9781400836215-010 .
- Креберник, Манфред (1987), «Mamma, Mammi, Mammiteum» , Reallexikon der Assyriologie , получено 2 мая 2022 г.
- Креберник, Манфред (1998), «Nin-kasi und Siraš/Siris» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 25 мая 2022 г.
- Креберник, Манфред (2008), «Ракаду» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 6 июля 2023 г.
- Креберник, Манфред (2013), «Tadmustum» , Reallexikon der Assyriologie , получено 2 мая 2022 г.
- Лиманс, Вильгельмус Франсуа (1983), «Lagaba» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 мая 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1983), "Laṣ" , Reallexikon der Assyriologie , получено 2 мая 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Мюллер-Кесслер, Криста; Кесслер, Карлхайнц (1999). «Позднесавилонские божества в позднеантичных мандейских текстах» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 89 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/zava.1999.89.1.65 . ISSN 0084-5299 .
- Наката, Ичиро (1995). «Исследование женских теофорных личных имен в древневавилонских текстах из Мари» . Ориент . 30–31. Общество ближневосточных исследований в Японии: 234–253. дои : 10.5356/orient1960.30and31.234 . ISSN 1884-1392 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 3-86835-019-5 . OCLC 460044951 .
- Саймонс, Фрэнк (2016). «Бог Аламмуш д РЖУ НЕ МОГУ/ д.муш ЛАЛ» . Краткие и полезные ассириологические новости (НАБУ) (1).
- Вестенхольц, Джоан Гудник (1997). «Эрра и Нарам-Син». Легенды королей Аккаде . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575065038 . ISBN 978-1-57506-503-8 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 2 мая 2022 г.