Сирис (богиня)
Сириус | |
---|---|
Богиня пива | |
Другие имена | Сирас, Зилас |
Главный культовый центр | Ниппур , Возможно |
Генеалогия | |
Родители |
|
Братья и сестры | Этот человек |
Сирис или Сираш [ 1 ] была месопотамской богиней, связанной с пивом. Ей также поклонялись в Эбле , где ее имя писалось как Зилаш . [ 2 ] Родственные ее имени также присутствуют в качестве терминов, относящихся к алкогольным напиткам или божествам, связанным с ними, в таких языках, как угаритский и иврит . Она была тесно связана с другой богиней похожего характера, Нинкаси , хотя характер связи между ними варьируется в зависимости от источника. Она засвидетельствована во множестве текстов, включая списки богов, списки подношений и вариант Баллады о ранних правителях .
Имя и характер
[ редактировать ]Имя Сириса обычно записывалось клинописью логографически как д ЭТОТ, д ШИМ✕А, или д ШИМ✕НИНДА, хотя известны и слоговые фонетические написания. [ 3 ] Теоним , засвидетельствованный в текстах из Эблы, Зилаш ( д Зи-ла-шу ), предположительно, является еще одним написанием имени. [ 2 ] Другие родственные теонимы включают trṯ , засвидетельствованный в угаритских текстах , и Тиршу, известный от теофорного имени правителя Хацора, упомянутого в письмах Амарны , Абди-Тирши («слуга Тиршу»). [ 4 ] Родственные слова также присутствуют в финикийском ( trš ) и иврите ( tîrôš ) как обычные существительные, относящиеся к вину или виноградному суслу . [ 3 ] Скорее всего, все эти слова произошли от общего семитского корня, возможно, относящегося к брожению , реконструированному Джоном Ф. Хили как *ṮRŠ. [ 5 ]
В Месопотамии Сирис ассоциировался с пивом . [ 1 ] Как резюмировал Манфред Креберник, она была связана с производством, потреблением и влиянием, которое оно оказывало на людей, но не обязательно с трактирщиками, ответственными за его продажу. [ 6 ] текстах ее имя служило метонимом самого напитка В аккадских . [ 3 ] [ 7 ] При употреблении в этом контексте оно писалось по слогам и без так называемого «божественного определителя» ( дингир ), знак, используемый для обозначения слова, представляет собой теоним в клинописи. [ 3 ] Эблаитские источники связывают ее с вином и медом. [ 7 ] В месопотамских текстах связь между Сирис и вином напрямую не засвидетельствована, хотя Креберник отмечает, что вполне вероятно, что она была связана с более чем одним алкогольным напитком в этой области. [ 6 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Сирис и Нинкаси , еще одна богиня, связанная с пивом. [ 1 ] сопоставляются в различных текстах, например, в списках богов. [ 8 ] Их можно считать сестрами [ 1 ] о чем свидетельствует версия списка богов Вейднера с пояснительными примечаниями Ассура . [ 8 ] Однако в других источниках их можно рассматривать как эквиваленты, например, в списке богов An = Anum. [ 9 ] и неоассирийские версии мифов Лугальбанды . [ 8 ] Ричард Л. Литке утверждает, что в одном тексте Сирис может относиться к мужскому божеству и мужу Нинкаси. [ 10 ] но, по словам Манфреда Креберника, не известно никаких упоминаний о том, что у кого-либо из них был супруг. [ 6 ] Мнение о том, что традиция, согласно которой Сирис считалась дочерью Нинкаси, зафиксирована в некоторых экземплярах Ан = Анум , сегодня считается неубедительной. [ 8 ] В списке богов Ниппура Сирису и Нинкаси предшествует божество Нинтихал. [ 11 ] которая могла бы быть матерью бывшего. [ 12 ] Она могла быть тем же божеством, что и Нинти , мать Нинкаси. [ 9 ]
В An = Anum Сирис указан в разделе, посвященном придворным Энлиля . [ 9 ] Манфред Креберник утверждает, что божества пива были помещены в его круг, потому что богиня, ответственная за зерно, из которого был приготовлен напиток, Нисаба , была тесно связана с ним, поскольку считалась его тещей. [ 6 ] В тексте, известном только по поздним копиям, который литературе называется «Гаттунг II» в ассириологической , Сирис упоминается как «великий повар Ана ». [ 13 ] но иначе эта роль для нее не засвидетельствована. [ 14 ] В Эбле Сирис (Зилаш) ассоциировался с местной версией бога Эа , [ 2 ] Хайя . [ 15 ] В месопотамском заклинании, которому Уилфред Дж. Ламберт дал название «Первый кирпич» , Сирис упоминается как одно из божеств, созданных Эа из глины, взятой у апсу . [ 16 ]
В ряде текстов Сирис появляется рядом с Нингишзидой . [ 9 ] Например, табличка VII Маклу содержит формулу, названную «заклинание Сириса и Нингишзиды». [ 17 ] Их также вызывают вместе в Muššu'u. [ 13 ] и в Ширпу . [ 18 ] Эта связь могла быть основана на общей ассоциации с алкоголем, поскольку иногда предполагается, что Нингишзида был связан с вином. [ 14 ] Альтернативное предположение состоит в том, что это зависело от его характера как бога подземного мира , поскольку божества подземного мира и пива могли быть связаны друг с другом, чтобы проиллюстрировать негативные последствия чрезмерного употребления алкоголя. [ 6 ] В списке богов Вейднера Сирис и другие пивные божества помещены между Ласом и Нунгалом . [ 9 ] что может быть еще одним примером, подтверждающим последнюю теорию. [ 6 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Самое старое упоминание о Сирис встречается в списке жертвоприношений Эблаитов , а в Месопотамии первый известный случай слогового написания ее имени встречается в древневавилонском заклинании из Исина . [ 3 ] Она также засвидетельствована в различных списках богов, включая Ан = Анум , список богов Ниппура и список богов Вейднера. [ 19 ]
Единственное теофорное имя, ссылающееся на Сириса, было обнаружено в корпусе текстов из Ниппура касситского периода . [ 20 ] Согласно « Ниппурскому компендиуму» , тексту, известному по нововавилонским копиям, [ 21 ] ей поклонялись в храме Гулы в этом городе, [ 22 ] который в то время носил церемониальное имя Эврусагга. [ 23 ] Она до сих пор засвидетельствована в тексте из этого города периода Ахеменидов . [ 6 ] Почитали Сирис также в Ассуре , где она имела собственное святилище, в Исине , и в Вавилоне в храме Мандану , Эрабрири, [ 6 ] где у нее было место под названием Экурунна, «дом спиртных напитков». [ 24 ]
Вариант « Баллады о ранних правителях» из Угарита и Эмара добавляет ссылку на Сириса, которая не засвидетельствована в известных месопотамских копиях того же текста. [ 25 ] Композиция часто интерпретируется как образец «литературы мудрости» или как застольная песня. [ 26 ] Точные причины включения Сириса неизвестны. [ 27 ] Строка, в которой она упоминается, является благословением: «Да возрадуется о тебе Сираш!» [ 28 ] Было высказано предположение, что, хотя он и засвидетельствован только в сирийских копиях текста, он, тем не менее, происходит от варианта композиции, первоначально возникшей в Месопотамии. [ 26 ]
По мнению Джулии М. Ашер-Греве, Сирис также может быть представлена в месопотамском изобразительном искусстве, поскольку печать с изображением двух богинь, по-видимому, держащих чаши для питья, по ее мнению, может быть изображением этой богини и Нинкаси. [ 1 ] Еще одно похожее изображение было обнаружено на объекте, который изначально мог быть частью инструмента или игровой доски. [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б с Архи 2015 , с. 670.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Креберник 1998 , с. 442.
- ^ Хили 1999 , стр. 871–872.
- ^ Хили 1999 , с. 871.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Креберник 1998 , с. 444.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2015 , с. 671.
- ^ Перейти обратно: а б с д Петерсон 2009 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Креберник 1998 , с. 443.
- ^ Litke 1998 , p. 61.
- ^ Петерсон 2009 , с. 15.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 505.
- ^ Перейти обратно: а б Саймонс 2018 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б Саймонс 2018 , с. 133.
- ^ Архи 2015 , с. 656.
- ^ Ламберт 2013 , с. 381.
- ^ Абуш 2015 , с. 349.
- ^ Фокке 1999 , с. 105.
- ^ Креберник 1998 , стр. 442–443.
- ^ Варфоломей 2017 , с. 311
- ^ Джордж 1992 , с. 145.
- ^ Фокке 1999 , с. 104.
- ^ Джордж 1992 , с. 451.
- ^ Джордж 1992 , с. 107.
- ^ Виано 2016 , стр. 298–299.
- ^ Перейти обратно: а б Альстер 2005 , с. 290.
- ^ Виано 2016 , стр. 299–300.
- ^ Альстер 2005 , с. 317.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 168.
Библиография
[ редактировать ]- Абуш, Цви (2015). Магическая церемония Маклу: критическое издание . Бостон. ISBN 978-90-04-29170-6 . OCLC 923844441 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Альстер, Бендт (2005). Мудрость древнего Шумера . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-92-7 . OCLC 58431609 .
- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Бартельмус, Алекса (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». Кардуняш. Вавилония под властью касситов . Де Грютер. стр. 245–312. дои : 10.1515/9781501503566-011 . ISBN 9781501503566 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), "dNin-ti-ḫal" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 23 сентября 2022 г.
- Фокке, Карен (1999). «Богиня Нинимма» . Архив востоковедения (на немецком языке). 46/47. Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 92–110. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41668442 . Проверено 23 сентября 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 23 сентября 2022 г.
- Хили, Джон Ф. (1999), «Тираш», ван дер Торн, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер В. (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии , Издательство Eerdmans Publishing Company, ISBN 978-0-8028-2491-2 , получено 23 сентября 2022 г.
- Креберник, Манфред (1998), «Nin-kasi und Siraš/Siris» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 23 сентября 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Саймонс, Фрэнк (2018). «Богиня Кусу» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 112 (1). КЭРН: 123–148. дои : 10.3917/сборка.112.0123 . ISSN 0373-6032 .
- Виано, Маурицио (2016). Рецепция шумерской литературы на западной периферии . Венеция. ISBN 978-88-6969-077-8 . OCLC 965932920 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )