Они посылают
Они посылают | |
---|---|
Бог справедливости | |
Главный культовый центр | Вавилон |
Генеалогия | |
Супруг | Сахар |
Мандану или Мадану [ 1 ] был месопотамским богом, связанным со справедливостью . Было высказано предположение, что он был божественным представителем мест суда. Он известен в основном из источников, датируемых периодом Старого Вавилона , а в более старых документах, таких как список богов Ниппура , он не упоминается. Ему поклонялись преимущественно на севере Вавилонии , особенно в самом городе Вавилоне . Его считали одним из божеств, принадлежащих к кругу Мардука .
Характер
[ редактировать ]Имя Мандану писалось как д я-да-нет или д ман-да-ну , причем последнее написание считается второстепенным. Скорее всего, оно произошло от слова diānum , «судить». [ 1 ] Логографическое письмо д ДИ.КУ 5 также засвидетельствован, хотя те же знаки можно прочитать и как теоним Иштаран . [ 1 ] Его основная роль была ролью божественного судьи. [ 2 ] Манфред Креберник предполагает, что первоначально его могли понимать как обожествление мест суда. [ 1 ]
Согласно списку богов Ан = Анум и серии заклинаний Шурпу , Мандану принадлежал к кругу Мардука , при дворе которого он исполнял роль гузалу , что по-разному переводится как «носитель трона». [ 1 ] « камергер » [ 2 ] или « вестник ». [ 3 ] Манфред Креберник утверждает, что контексты, в которых появляется этот термин, указывают на то, что он связан с судебной властью . [ 1 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]В двух отрывках топографического текста Тинтир = Бабилу Мандану появляется рядом с богом Муштешир-Хаблимом, в другом месте описанным как « угаллу (мифическое существо, подобное льву) Вавилона ». [ 4 ] Было высказано предположение, что он был подобным божеством-судьей. [ 5 ] Возможно, он представлял собой одно из орудий Мардука. [ 4 ] В Шурпу вместо этого Мандану появляется рядом Энлиля гузалу с Эннуги . [ 6 ]
Эндрю Р. Джордж предполагает, что в Вавилоне Мандану выполняла функции супруги Гулы . [ 7 ] Ирен Сиббин-Плантхольт отмечает, что, видимо, он взял на себя роль Нинурты по отношению к этой богине в Вавилоне. [ 8 ]
Манфред Креберник утверждает, что, хотя Мандану хорошо известен как придворный Мардука, он мог изначально принадлежать к кругу Энлиля, ссылаясь на случайное приравнивание к Нуске в качестве возможного доказательства. [ 9 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самые старые свидетельства о Мандану датируются концом древневавилонского периода имеется лишь одно неопределенное упоминание , и в более раннем тексте из Ларсы . [ 1 ] Единственное теофорное имя , ссылающееся на него, было обнаружено в корпусе текстов из Кассита Ниппура . [ 10 ] Ему поклонялись в основном в северной Вавилонии , хотя свидетельства из южного города Урук [ 11 ] и из Ассирии известны также. [ 5 ] Кроме того, надпись Шамаш-реш-ушура указывает на то, что он представил Мандану городу Аль-габбари-бани в Сухуме . [ 12 ]
В надписях Асархаддона и Ашшурбанипала Мандану фигурирует среди главных божеств города Вавилона . [ 6 ] У него был храм в этом городе, [ 13 ] возможно, расположен недалеко от Эсагила . [ 6 ] Он носил церемониальное шумерское название Эрабрири, «дом оков , также применялось к храмам Пабилсаг и Эннуги которые держат под контролем», которое в лексических списках . [ 14 ] целла существовала и одноименная В Кише Мандану . [ 13 ] Эндрю Р. Джордж отмечает, что Мандану и Эннуги занимали одно и то же положение при дворах Мардука и Энлиля соответственно, что, по его мнению, может объяснить идентичные названия их храмов. [ 15 ] Ворота, расположенные в Вавилоне, Ворота Похвалы ( ка-ка-тар-ра ), также могли называться Воротами входа Мадану ( ка-не-риб). д DI.KU 5 ), предположительно в связи с формальным событием, во время которого он, как полагали, покинул город, по мнению Уилфреда Г. Ламберта , возможно, связано со ссылкой на этого бога, «идущего в Хурсагкаламму» (Киш), известного из комментарий к «Энума Элиш» . [ 3 ] По словам Эндрю Р. Джорджа, это сооружение было воротами его храма. [ 16 ] Цоколь , посвященный Мадану, Энигеримнудибу, «дому, который не пропускает зло». [ 17 ] находился в большом дворе ( кисалмах ) храмового комплекса Эсагиль в Вавилоне, вероятно, к югу от самого основного сооружения. [ 4 ] Другой цоколь Мандану, расположенный в другом месте внутри него, в Асуде, был известен как Эдумунунна, «дом сына принца». [ 18 ] Возможно также, что ему был посвящен Эпириг, «дом льва», находившийся в том же комплексе. [ 19 ]
Хотя Мандану отсутствует в списке богов Вейднера или списке богов Ниппура, [ 1 ] табличка VII Ана = Анума содержит только различные имена, приписываемые ему или Мардуку. [ 20 ] Предполагается, что это было позднее добавление. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Креберник 2008 , с. 356.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1992 , с. 413.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с Джордж 1992 , с. 293.
- ^ Перейти обратно: а б Креберник 2008 , с. 357.
- ^ Перейти обратно: а б с Джордж 1992 , с. 305.
- ^ Джордж 1992 , с. 105.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 85.
- ^ Креберник 2008 , стр. 356–357.
- ^ Варфоломей 2017 , с. 311
- ^ Крул 2018 , с. 71.
- ^ Кадр 1995 , с. 282.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 137.
- ^ Джордж 1993 , стр. 136–137.
- ^ Джордж 1992 , стр. 304–305.
- ^ Джордж 1992 , с. 90.
- ^ Джордж 1993 , с. 132.
- ^ Джордж 1992 , с. 55.
- ^ Джордж 1993 , с. 136.
- ^ Litke 1998 , p. 97.
- ^ Литке 1998 , стр. 3–4.
Библиография
[ редактировать ]- Бартельмус, Алекса (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». Кардуняш. Вавилония под властью касситов . Де Грютер. стр. 245–312. дои : 10.1515/9781501503566-011 . ISBN 9781501503566 .
- Фрейм, Грант (1995). «Суу». Правители Вавилонии. От второй династии Исина до конца ассирийского владычества (1157-612 гг. до н.э.) . Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657052 . ISBN 978-1-4426-5705-2 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 29 августа 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Креберник, Манфред (2008), «Судья Бог (и)» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 1 сентября 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на месопотамском медицинском рынке . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-51241-2 . OCLC 1312171937 .