Асархаддон
Асархаддон | |
---|---|
Царь Неоассирийской империи | |
Царствование | 681–669 до н.э. |
Предшественник | Сеннахирим |
Преемник | Ашурбанипал ( царь Ассирии ) Шамаш-шума-укин ( Царь Вавилона ) |
Рожденный | в. 713 г. до н.э. [1] |
Умер | 1 ноября 669 г. до н.э. [2] (около 44 лет ) Харран (ныне Шанлыурфа , Турция ) |
Супруг | Эшарра-Хаммат Другие жены |
Проблема Среди другие | Шеруха-Этират Ашурбанипал Шамаш-шума-укин |
аккадский | Ашшур-аха-иддина Ашшур-этель-илани-мукинни [а] |
Династия | Династия Саргонидов |
Отец | Сеннахирим |
Мать | Накиа |
Асархаддон , также пишется как Асархаддон , [5] Асархаддон [6] и Ашургаддон [7] ( Неоассирийский аккадский : 𒀭𒊹𒉽𒀸 , также 𒀭𒊹𒉽𒋧𒈾 Ашшур-ана-иддина , [8] [9] что означает « Ашур дал мне брата»; [5] Библейский иврит : אֵסַר־חַדֹּן ʾĒsar -Ḥaddōn ) — царь Неоассирийской империи со дня смерти своего отца Сеннахирима в 681 году до нашей эры до собственной смерти в 669 году. Третий царь династии Саргонидов , Асархаддон наиболее известен своим завоеванием Египет в 671 г. до н.э., [5] что сделало его империю самой большой, которую когда-либо видел мир, и за восстановление Вавилона , разрушенного его отцом. [10]
После того, как старший сын и наследник Сеннахирима Ашшур-надин-шуми был схвачен и предположительно казнен в 694 году, новым наследником первоначально был второй старший сын Арда-Мулиссу , но в 684 году вместо него был назначен Асархаддон, младший сын. Возмущенные этим решением, Арда-Мулиссу и другой брат, Набу-шарру-усур , убили своего отца в 681 году и планировали захватить неоассирийский трон. [б] Убийство и стремление Арда-Мулиссу самому стать королем затруднили восхождение Асархаддона на трон, и сначала ему пришлось победить своих братьев в шестинедельной гражданской войне.
Попытка государственного переворота его братьев была неожиданной и неприятной для Асархаддона, и до конца своего правления его мучила паранойя и недоверие к своим чиновникам, губернаторам и членам семьи мужского пола. В результате этой паранойи большинство дворцов, которыми пользовался Асархаддон, представляли собой укрепления строгого режима, расположенные за пределами крупных населенных пунктов городов. Также, возможно, из-за его недоверия к своим родственникам-мужчинам, родственницам Асархаддона, таким как его мать Накиа и его дочь Шерух-Этират , во время его правления было разрешено обладать значительно большим влиянием и политической властью, чем женщинам в любой предыдущий период правления. Ассирийская история, за исключением, возможно, Саммурамата в VIII веке до нашей эры.
Несмотря на относительно короткое и трудное правление, а также паранойю, депрессию и постоянные болезни, Асархаддон остается признанным одним из величайших и наиболее успешных ассирийских царей . Он быстро победил своих братьев в 681 году, завершил амбициозные и масштабные строительные проекты как в Ассирии , так и в Вавилонии , успешно провел кампанию в Мидии , Персии , Эламе , на Аравийском полуострове , в Анатолии , на Кавказе и в Леванте , разгромил Кушитскую империю и завоевал Египет и Ливия навязали вассальный договор мидянам и персам и обеспечили мирную передачу власти двум своим сыновьям и наследникам Ашшурбанипалу как правителю империи и Шамаш-шума-укину как царю Вавилонии после его смерти.
Фон
[ редактировать ]Хотя Асархаддон был наследным принцем Ассирии в течение трех лет и назначенным наследником царя Сеннахирима , и вся империя принесла клятву поддерживать его, лишь с большим трудом он успешно взошел на ассирийский престол. [14]
Первым преемником Сеннахирима был его старший сын Ашшур-надин-шуми , которого он назначил правителем Вавилона примерно в 700 г. до н.э. [10] Вскоре после этого Сеннахирим напал на землю Элама (современный южный Иран), чтобы победить эламитов и некоторых халдейских повстанцев, бежавших туда. В ответ на это нападение эламиты вторглись в Вавилонию на юге империи Сеннахирима и в 694 году успешно захватили Ашур-надин-шуми у города Сиппар . Принца отвезли обратно в Элам и, вероятно, казнили, что заставило Сеннахирима жестоко отомстить эламитам, халдеям и вавилонянам. [15]
После предполагаемой смерти Ашшур-надин-шуми Сеннахирим возвысил своего второго старшего выжившего сына Арда-Мулиссу наследным принцем. После нескольких лет пребывания на посту наследного принца Арда-Мулиссу в качестве наследника в 684 году сменил Асархаддон. Причина внезапного смещения Арда-Мулиссу с видного положения неизвестна, но ясно, что он был очень разочарован. [14] Асархаддон описал реакцию своих братьев на его назначение наследником в более поздней надписи:
Из моих старших братьев младшим был я. Но по указу [богов] Ашура и Шамаша , Бела и Набу мой отец возвысил меня, среди собрания моих братьев он спросил Шамаша: «Это мой наследник?» и боги ответили: «Он твое второе я».
И тогда мои братья сошли с ума. Они безбожно обнажили свои мечи посреди Ниневии. Но Ашур, Шамаш, Бел, Набу, Иштар , все боги с гневом смотрели на деяния этих негодяев, довели их силу до слабости и смирили их подо мной. [10]
Арда-Мулиссу был вынужден присягнуть Асархаддону своим отцом, но неоднократно обращался к Сеннахириму с просьбой снова принять его в качестве наследника. Эти призывы не увенчались успехом, и Сеннахирим осознал, что ситуация напряженная, поэтому отправил Асархаддона в изгнание в западные провинции для его собственной защиты. [14] Асархаддон был недоволен своим изгнанием и винил в нем своих братьев. [16] описывая это следующими словами:
Злые сплетни, клевету и ложь они [т. е. братья Асархаддона] плели вокруг меня безбожным образом, ложью и неискренностью. Они замышляли зло за моей спиной. Против воли богов они отдалили от меня благожелательное сердце моего отца, хотя втайне его сердце было затронуто состраданием, и он все еще намеревался, чтобы я осуществлял царскую власть. [16]
Хотя Сеннахирим предвидел опасность держать Асархаддона рядом со своими честолюбивыми братьями, он не предвидел опасности для своей собственной жизни. 20 октября 681 года Арда-Мулиссу и другой сын Сеннахирима, Набу-шарру-усур, напали и убили своего отца в одном из . храмов Ниневии [б] Однако мечты Арда-Мулиссу о претензиях на трон будут разбиты. Убийство Сеннахирима вызвало некоторые разногласия между Арда-Мулиссу и его сторонниками, что отложило потенциальную коронацию, а тем временем Асархаддон собрал армию. [14] С этой армией за спиной он встретил армию, собранную его братьями в Ханигальбате , регионе в западной части империи, где большинство солдат покинули своих братьев, чтобы присоединиться к нему, а вражеские генералы бежали. Затем он без сопротивления двинулся на Ниневию. [5] [17]
Через шесть недель после смерти отца он был принят и признан новым ассирийским царем в Ниневии. Вскоре после вступления на престол Асархаддон позаботился о том, чтобы казнить всех заговорщиков и политических врагов, которые попадали ему в руки, включая семьи своих братьев. Все слуги, участвовавшие в обеспечении безопасности царского дворца в Ниневии, были «уволены» (то есть казнены). Арда-Мулиссу и Набу-шарру-усур пережили эту чистку, поскольку они бежали в качестве изгнанников в северное царство Урарту, вассальное государство Ассирийской империи в Анатолии . [10] [14] Частые упоминания Арда-Мулиссу и других братьев Асархаддона в его надписях указывают на то, что он был удивлен и обеспокоен их действиями. [18] Собственная надпись Асархаддона, описывающая его вступление в Ниневию и чистку от сторонников заговора, гласит следующее:
Я с радостью вошел в Ниневию, мой царственный город, и в безопасности занял свое место на троне моего отца. Подул южный ветер, дыхание Эа , ветер, дуновение которого благоприятствует осуществлению царской власти. Меня ждали благоприятные знамения на небе и на земле, послания прорицателей, вести от богов и богинь. Постоянно [недостающая часть] и придавала моему сердцу смелости.
Солдат, мятежников, которые спровоцировали заговор с целью захватить власть в Ассирии для моих братьев, их ряды я изучил до последнего человека и наложил на них тяжкое наказание, я уничтожил их потомство. [19]
Царствование
[ редактировать ]Паранойя
[ редактировать ]В результате своего бурного восхождения на престол Асархаддон не доверял своим слугам, вассалам и членам семьи. Он часто обращался за советом к оракулам и священникам относительно того, желает ли кто-либо из его родственников или чиновников причинить ему вред. [14] Хотя Асархаддон очень недоверчиво относился к своим родственникам-мужчинам, похоже, он не был параноиком по отношению к своим родственникам-женщинам. Во время его правления его жена Эшарра-Хаммат , его мать Накиа и его дочь Шерух-Этират обладали значительно большим влиянием и политической властью, чем женщины в более ранние периоды ассирийской истории. [20]
Паранойя Асархаддона также отражалась на том, где он решил жить. Одной из его главных резиденций был дворец в городе Нимруд, первоначально построенный как оружейный склад его предшественником Салмансаром III (годы правления 859–824 до н. э.) почти двести лет назад. Вместо того, чтобы занимать центральное и видное место в культовом и административном центре города, этот дворец располагался на его окраине, на отдельном холме, что делало его хорошо защищенным. Между 676 и 672 годами дворец был укреплен, а его ворота превратились в неприступные укрепления, которые могли полностью изолировать все здание от города. Если бы эти входы были запечатаны, единственный путь во дворец лежал бы по крутой и узкой тропе, защищенной несколькими прочными дверями. Похожий дворец, также расположенный на отдельном кургане вдали от центра города, был построен в Ниневии. [20]
Известно, что все ассирийские цари обращались за советом к богу Солнца Шамашу (которое было получено путем интерпретации того, что воспринималось как знаки богов) за советом в политических и военных вопросах, например, кого назначить на определенную должность или следует ли запланированная военная кампания будет успешной. Вопросы о возможности предательства известны только со времен правления Асархаддона. [21]
Большинство ученых классифицировали Асархаддона как параноика. [22] некоторые даже предполагают, что у него развилось параноидальное расстройство личности . после убийства отца [23] Другие ученые воздержались от использования этого ярлыка, вместо этого просто охарактеризовав его как «недоверчивого» и отметив, что паранойя «по определению бредовая и иррациональная», в то время как у Асархаддона, вероятно, было много реальных противников и врагов. [24]
Реконструкция Вавилона
[ редактировать ]Асархаддон хотел заручиться поддержкой жителей Вавилонии, южной части своей империи. С этой целью король спонсировал строительные и реставрационные проекты по всему югу в гораздо большей степени, чем любой из его предшественников. Вавилония стала частью Ассирийской империи сравнительно недавно и находилась под властью местных царей как вассалов ассирийцев до ее завоевания и аннексии ассирийским царем Тиглатпаласаром III в предыдущем столетии. Посредством своей программы строительства Асархаддон, вероятно, надеялся показать преимущества продолжения ассирийского правления над регионом и что он намеревался править Вавилоном с той же заботой и щедростью, что и местный вавилонский царь. [26]
Город Вавилон, давший название Вавилонии, был политическим центром южной Месопотамии более тысячи лет. В попытке подавить стремление Вавилонии к независимости отец Асархаддона разрушил город в 689 г. до н. э., а статую Бэла (также известного как Мардук ), божества-покровителя города, унесли вглубь ассирийской территории. Восстановление города, объявленное Асархаддоном в 680 году, [27] стал одним из его важнейших проектов. [28] [26]
На протяжении всего правления Асархаддона в отчетах чиновников, назначенных царем для наблюдения за реконструкцией, говорилось о большом размахе строительного проекта. [28] Амбициозное восстановление города включало в себя расчистку большого количества развалин, оставшихся после разрушения города Сеннахиримом, переселение многих вавилонян, которые к этому моменту были либо порабощены, либо рассеяны по империи, реконструкцию большинства зданий, восстановление великий храмовый комплекс, посвященный Белу, известный как Эсагила , и огромный зиккуратов комплекс под названием Этеменанки , а также восстановление двух внутренних стен города. [29] Этот проект был важен не только потому, что он продемонстрировал добрую волю к вавилонскому народу, но и потому, что позволил Асархаддону принять одну из важнейших характеристик, которые вавилоняне вложили в царствование. В то время как ассирийский царь обычно считался военным деятелем, вавилонский царь в идеале был строителем и реставратором, особенно храмов. [30] Стараясь не связывать себя с разрушением города, в своих надписях в Вавилоне он называет себя царем, «посвященным богами», а в надписях на севере упоминает только Сеннахирима и обвиняет в разрушении города не своего отца, а самого Вавилон «оскорбляет своих богов». [10] В своей реконструкции Вавилона Асархаддон утверждает следующее:
Великий царь, могучий монарх, владыка всего, царь земли Ассур, правитель Вавилона, верный пастырь, возлюбленный Мардука, господин господствующих, послушный вождь, любимый супругом Мардука Зурпанитум, скромный, послушный, полный хвалы за своих силой и благоговением с первых дней своего существования перед их божественным величием [я, Асархаддон]. Когда во время правления предыдущего царя появились дурные предзнаменования, город оскорбил своих богов и был разрушен по их приказу. Именно меня, Асархаддона, они выбрали, чтобы вернуть все на законное место, чтобы успокоить их гнев, унять их ярость. Ты, Мардук, поручил мне защиту земли Ассур. Тем временем боги Вавилона велели мне восстановить их святилища и возобновить надлежащие религиозные обряды в их дворце Эсагила. Я созвал всех своих рабочих и призвал всех жителей Вавилонии. Я заставлял их работать: вскапывать землю и уносить ее в корзинах. [10]
Асархаддон успешно перестроил городские ворота, зубчатые стены, водостоки, дворы, святилища и различные другие здания и сооружения. При восстановлении Эсагилы уделялось большое внимание, в ее фундамент были заложены драгоценные камни, ароматические масла и духи. Драгоценные металлы были выбраны для покрытия дверей храма, а пьедестал, на котором должна была разместиться статуя Бела, был построен из золота. [28] Отчет правителя Асархаддона, назначенного в Вавилоне, подтверждает, что реконструкция была очень хорошо принята вавилонянами:
Я вошел в Вавилон. Вавилоняне приняли меня любезно и ежедневно благословляют царя, говоря: «Что было взято и разграблено из Вавилона, он возвратил», а от Сиппара до Бабмаррата вожди халдеев благословляют царя, говоря: «(Это он), который переселил (народ) Вавилона». [31]
Восстановление города не было завершено при жизни Асархаддона, и большая работа была проделана и во время правления его преемников. Точно неизвестно, какая часть реконструкции была проведена во время правления Асархаддона, но камни с его надписями найдены в руинах городских храмов, что позволяет предположить, что значительный объем работ был завершен. [32] Вполне вероятно, что Асархаддон выполнил большую часть своих целей по восстановлению, включая почти полное восстановление Эсагилы и Этеменанки, за исключением, возможно, городских стен, которые, вероятно, были полностью восстановлены его преемником. [33]
Асархаддон также спонсировал программы восстановления в других южных городах. В первый год своего правления Асархаддон вернул статуи различных южных богов, захваченные в ходе войн и удерживаемые в Ассирии. После разрушения города Сеннахиримом статуя Бэла, наряду со статуями нескольких других традиционных вавилонских божеств, хранилась в городе Иссете в северо-восточной части Ассирии. [28] Хотя статуя Бела осталась в Ассирии, статуи других богов были возвращены в города Дер , Хумхумию и Сиппар-аруру . [34] В последующие годы статуи были также возвращены в города Ларса и Урук . Как и в Вавилоне, Асархаддон также расчистил завалы в Уруке и отремонтировал городской храм Эанна , посвященный богине Иштар. [35] Подобные небольшие реставрационные проекты были предприняты в городах Ниппур , Борсиппа и Аккад . [36]
Из-за обширных строительных проектов Асархаддона на юге и его попыток связать себя с вавилонской царской традицией некоторые ученые описали его как «вавилонского царя Ассирии», но такая точка зрения может искажать реальные усилия царя. Асархаддон был царем Ассирии и Вавилонии, и его военная и политическая база оставалась на севере, как и его предшественники. Хотя его строительные проекты на юге были впечатляющими, амбициозными и беспрецедентными, он также реализовал проекты в центре Ассирии, хотя они не были так граждански ориентированы, как проекты в Вавилонии. В Ассирии Асархаддон строил и реставрировал храмы, а также работал над дворцами и военными укреплениями. [37]
Возможно, чтобы убедить ассирийский народ в том, что его проекты на юге будут соответствовать таким же проектам на севере, Асархаддон обеспечил ремонт храма Эшарры в Ассуре , одного из главных храмов северной Месопотамии. [27] Подобные проекты проводились для храмов в ассирийской столице Ниневии и в городе Арбела . [38] Хотя проекты строительства храмов, осуществляемые на юге, совпадали с проектами строительства храмов на севере, приоритет Асархаддона в отношении Ассирии над Вавилонией очевиден из различных проектов административного и военного строительства, осуществляемых на севере, а также из полного отсутствия таких проектов на севере. юг. [39]
Военные кампании
[ редактировать ]Вассалы, которые надеялись использовать нестабильный политический климат в Ассирии, чтобы освободиться, возможно, полагая, что новый царь еще не укрепил свое положение достаточно хорошо, чтобы остановить их, и иностранные державы, стремящиеся расширить свою территорию, вскоре поняли это (несмотря на недоверие Асархаддона ) правители и воины Ассирии полностью поддержали нового царя. [20] Двумя основными угрозами Ассирии были царство Урарту под правлением царя Русы II на севере, заклятый враг Ассирии, все еще защищавший ее братьев, и киммерийцы , кочевое племя, преследовавшее ее западные границы. [10]
Асархаддон объединился с кочевым скифами , известными своей конницей, чтобы отговорить киммерийцев от нападения, но, похоже, это не помогло. В 679 г. до н.э. киммерийцы вторглись в самые западные провинции империи, а к 676 г. они проникли дальше в империю Асархаддона, разрушая по пути храмы и города. Чтобы остановить это вторжение, Асархаддон лично повел своих воинов в бой в Киликии и успешно отразил нападение киммерийцев. В своих надписях Асархаддон утверждает, что лично убил киммерийского царя Теушпу . [10]
Пока шло киммерийское вторжение, один из вассалов Асархаддона в Леванте, город Сидон , восстал против его правления. [10] [20] Сидон лишь недавно был завоеван Ассирией, поскольку в 701 году отец Асархаддона сделал его вассалом. [40] Асархаддон провел свою армию вдоль побережья Средиземного моря и захватил мятежный город в 677 году, но его царь Абди-Милкутти сбежал на лодке. [40] [10] Он был схвачен и казнен годом позже, в том же году, когда Асархаддон решительно разгромил киммерийцев. Другой мятежный вассальный король, Сандуарри из «Кунду и Сиссу» (вероятные места в Киликии), также был побежден и казнен. Чтобы отпраздновать свою победу, Асархаддон повесил головы двух вассальных царей на шеи их знати, которые выставили напоказ вокруг Ниневии. [40] Сидон был превращен в ассирийскую провинцию, а два города, находившиеся под контролем сидонского царя, были подарены другому вассальному царю, Баалу из Тира . [40] [20] Асархаддон описывает свою победу над Сидоном в современной надписи:
Абди-Милкутти, царь Сидона, который не устрашился моего величия, не внял слову моих уст, который доверился грозному морю и сбросил мое иго – Сидон, его гарнизонный город, лежащий посреди моря [недостающая часть]
Как рыбу, я поймал его в море и отрубил ему голову. Его жену, его сыновей, людей его дворца, имущество и товары, драгоценные камни, одежды из цветной шерсти и льна, клена и самшита, всевозможные сокровища его дворца, в большом изобилии, я унес. Его широко распространившиеся народы – им не было числа, крупный рогатый скот, овец и ослов в большом количестве я перевез в Ассирию. [41]
Разобравшись с проблемами в Сидоне и Киликии, Асархаддон обратил свое внимание на Урарту. Сначала он нанес удар по маннеям — народу, союзному Урарту, но к 673 году открыто воевал с самим царством Урарту. [10] В рамках этой войны Асархаддон напал и завоевал царство Шуприя , вассальное царство Урарту, столица которого Убуму располагалась на берегу озера Ван . [42] Поводом для войны для этого вторжения послужил отказ царя Шуприи выдать политических беженцев из Ассирии (возможно, некоторых из заговорщиков, стоявших за смертью Сеннахирима), и хотя шуприйский царь после длинной серии писем согласился выдать беженцев, Асархаддон считал, что ему потребовалось слишком много времени, чтобы смягчиться. Ассирийцы захватили и разграбили город после того, как защитники попытались сжечь ассирийские осадные орудия, и вместо этого пожары перекинулись на Убуму. Политические беженцы были схвачены и казнены. Некоторые преступники из Урарту, которых Шуприйский царь также отказался выдать царю Урарту, были схвачены и отправлены в Урарту, возможно, для улучшения отношений. Убуму был отремонтирован, переименован и присоединен, а его губернаторами были назначены два евнуха. [43]
В 675 году эламиты вторглись в Вавилонию и захватили город Сиппар. Ассирийская армия в то время отсутствовала, участвуя в кампании в Анатолии, и была вынуждена отказаться от этой кампании, чтобы защитить южные провинции. Об этом конфликте мало что известно, и, поскольку падение Сиппара было позорным, Асархаддон не упоминает его ни в одной из своих надписей. Вскоре после захвата Сиппара умер эламский царь Хумбан-халташ II , что оставило нового эламского царя Уртака в плохом положении. Чтобы восстановить отношения с Ассирией и избежать дальнейшего конфликта, Уртак отказался от вторжения и вернул несколько статуй богов, украденных эламитами. Два монарха заключили союз и обменялись детьми, которые воспитывались при дворах друг друга. [44]
Зимой 673 года, в конце седьмого года правления Асархаддона на престоле, царь вторгся в Египет. Это вторжение, о котором упоминают лишь несколько ассирийских источников, закончилось, по мнению некоторых ученых, возможно, одним из худших поражений Ассирии. [45] Египтяне в течение многих лет спонсировали повстанцев и инакомыслящих в Ассирии, и Асархаддон надеялся штурмовать Египет и уничтожить этого соперника одним махом. Поскольку Асархаддон вел свою армию с большой скоростью, ассирийцы были изнурены, когда они прибыли за пределы контролируемого Египтом города Ашкелон , где они были разбиты кушитским фараоном Тахаркой . После этого поражения Асархаддон на время отказался от своего плана по завоеванию Египта и отступил обратно в Ниневию. [10]
Ухудшение здоровья и депрессия
[ редактировать ]Ко времени первого неудавшегося вторжения Асархаддона в Египет в 673 г. до н.э. стало очевидно, что здоровье царя ухудшается. [46] Это представляло проблему, поскольку одним из главных требований к тому, чтобы стать ассирийским царем, было идеальное психическое и физическое здоровье. [14] Король постоянно страдал от какой-либо болезни и часто проводил дни в своих спальных покоях без еды, питья и человеческих контактов. Смерть Эшарра-хаммат, его любимой жены, в феврале 672 г. до н. э. вряд ли улучшила его состояние. [46] Сохранившиеся судебные документы в подавляющем большинстве указывают на то, что Асархаддон часто был грустным. Смерть его жены и недавно родившегося ребенка повергла Асархаддона в депрессию. Это ясно видно из писем, написанных главным царским экзорцистом Адад-шуму-усуром, человеком, который был главным ответственным за благополучие Асархаддона. [21] В одном из таких писем говорится:
Что касается того, что король, милорд, написал мне: «Мне очень грустно; как мы поступили, что я так расстроился из-за этого моего малыша?» Если бы это можно было вылечить, вы бы отдали половину своего королевства, чтобы вылечить его! Но что мы можем сделать? О король, милорд, это невозможно сделать. [21]
Сохранившиеся записки и письма от придворных, в том числе от врачей Асархаддона, довольно подробно описывают его состояние, в которых обсуждаются сильная рвота, постоянная лихорадка, кровотечение из носа, головокружение, болезненные боли в ушах, диарея и депрессия. Король часто опасался, что его смерть близка, и его состояние было бы очевидно для любого, кто его видел, поскольку у него была постоянная кожная сыпь, которая покрывала большую часть его тела, включая лицо. Врачи, вероятно, лучшие в Ассирии, были озадачены и в конце концов были вынуждены признаться, что бессильны помочь ему. [46] Это ясно выражено в их письмах, например:
Мой господин, король, все время говорит мне: «Почему бы тебе не определить природу моей болезни и не найти лекарство?» Как я уже сказал королю лично, его симптомы невозможно классифицировать. [46]
Поскольку ассирийцы считали болезнь божественным наказанием, больной царь считался признаком того, что боги его не поддерживают. Из-за этого слабое здоровье Асархаддона приходилось любой ценой скрывать от подданных. [46] То, что его подданные оставались в неведении, было обеспечено древней царской ассирийской традицией, согласно которой любой, кто приближался к царю, должен был стоять на коленях и покрываться покрывалом. [47]
Планирование преемственности
[ редактировать ]Видя, что он сам лишь с большим трудом завоевал ассирийский трон, Асархаддон предпринял несколько шагов, чтобы гарантировать, что переход власти после его собственной смерти будет плавным и мирным. Договор, заключенный между Асархаддоном и его вассалом Раматайей , правителем мидийского царства на востоке под названием Ураказабарна в ок. 672 г. до н. э. ясно показывает, что все сыновья Асархаддона в то время были еще несовершеннолетними, что было проблематично. Тот же договор также показывает, что Асархаддон был обеспокоен тем, что может существовать несколько группировок, которые могли бы противостоять восхождению его преемника на престол после его смерти, перечисляя потенциальные противостоящие силы как братья, дяди и двоюродные братья его преемника и даже «потомки бывшей королевской семьи» и «потомки бывшей королевской семьи». один из вождей или правителей Ассирии». [48]
Это указывает на то, что по крайней мере некоторые из братьев Асархаддона на тот момент были еще живы и что они или их дети могли представлять угрозу для его собственных детей. [48] Упоминание «потомков бывшей королевской семьи» могло указывать на тот факт, что дед Асархаддона Саргон II приобрел ассирийский трон в результате узурпации и, возможно, не был родственником какого-либо более раннего ассирийского царя. Вполне возможно, что потомки более ранних царей все еще были живы и могли заявить о своих притязаниях на ассирийский трон. [49]
Чтобы избежать гражданской войны после своей смерти, Асархаддон назначил своего старшего сына Син-Надин-апли наследным принцем в 674 году, но тот умер всего два года спустя, снова угрожая кризисом престолонаследия. На этот раз Асархаддон назначил двух наследных принцев; его старший сын Шамаш-шум-укин был выбран наследником Вавилона, а младший сын Ашшурбанипал был выбран наследником Ассирии. [49] Два принца вместе прибыли в столицу Ниневию и приняли участие в праздновании с иностранными представителями, ассирийской знатью и солдатами. [50] Провозгласить одного из его сыновей наследником Ассирии, а другого — наследником Вавилона, было новой идеей, поскольку в последние десятилетия ассирийский царь одновременно был царем Вавилона. [47]
Решение назвать младшего сына наследным принцем Ассирии, что, очевидно, было основным титулом Асархаддона, а старшего сына наследным принцем Вавилона, может быть объяснено матерями двух сыновей. Хотя мать Ашурбанипала, вероятно, была ассирийкой по происхождению, Шамаш-шум-укин был сыном женщины из Вавилона (хотя это неясно, Ашшурбанипал и Шамаш-шум-укин, возможно, имели одну и ту же мать). [51] что, вероятно, имело бы проблемные последствия, если бы Шамаш-шум-укин взошел на ассирийский престол. Поскольку Ашшурбанипал был следующим старшим сыном, он тогда был лучшим кандидатом на престол. Асархаддон, вероятно, предполагал, что вавилоняне будут довольны кем-то вавилонского происхождения в качестве своего царя, и вместо этого поручил Шамаш-шум-укину унаследовать Вавилон и южные части своей империи. [52] В договорах, составленных Асархаддоном, несколько неясно, какие отношения он намеревался иметь со своими двумя сыновьями. Ясно, что Ашшурбанипал был основным наследником империи и что Шамаш-шум-укин должен был принести ему клятву верности, но в других частях также указывается, что Ашурбанипал не должен был вмешиваться в дела Шамаш-шум-укина, что указывает на более равное положение. [53] Два наследных принца вскоре стали активно участвовать в ассирийской политике, что сняло часть бремени с плеч их болезненного отца. [47]
Мать Асархаддона Накиа позаботилась о том, чтобы все потенциальные враги и претенденты принесли клятву поддерживать восхождение Ашшурбанипала на ассирийский трон, что стало еще одним шагом во избежание кровопролития, с которого началось правление Асархаддона. [47] Чтобы обеспечить преемственность Ашурбанипала и Шамаш-шум-укина, сам Асархаддон также заключил в 672 году договоры о престолонаследии как минимум с шестью независимыми правителями на востоке и с несколькими своими собственными правителями за пределами центра Ассирии. [54] Возможно, главным мотивирующим фактором для заключения этих договоров была возможность того, что его братья, особенно Арда-Мулиссу, были еще живы и стремились претендовать на ассирийский трон. Некоторые надписи предполагают, что они были живы и свободны еще в 673 году. [55]
Завоевание Египта и сменные цари
[ редактировать ]В первые месяцы 671 г. до н.э. Асархаддон снова выступил против Египта. [56] Армия, собранная для этой второй египетской кампании, была значительно больше той, которую использовал Асархаддон в 673 году, и он шел с гораздо меньшей скоростью, чтобы избежать проблем, которые преследовали его предыдущую попытку. [10] По пути он проезжал через Харран , один из крупнейших городов западной части своей империи. Здесь царю было открыто пророчество, в котором предсказывалось, что завоевание Египта Асархаддоном будет успешным. [56] Согласно письму, отправленному Ашурбанипалу после смерти Асархаддона, пророчество было следующим:
Когда Асархаддон двинулся в Египет, в Харране был построен храм из кедрового дерева. Там на деревянной колонне восседал бог Син , с двумя коронами на голове, а перед ним стоял бог Нуска . Асархаддон вошел и возложил короны на его голову, и было провозглашено следующее: «Ты выйдешь и завоюешь мир!» И он пошел и завоевал Египет. [56]
Через три месяца после получения этого пророчества войска Асархаддона одержали победу в своей первой битве с египтянами. Несмотря на пророчество и первоначальный успех, Асархаддон не был уверен в своей безопасности. Всего через одиннадцать дней после победы над египтянами он провел ритуал замены царя — древний ассирийский метод, призванный защитить царя от неминуемой опасности, объявленной каким-то предзнаменованием. Асархаддон уже проводил этот ритуал ранее во время своего правления, но на этот раз из-за него он не смог управлять вторжением в Египет. [57]
Ритуал «заместительного царя» заключался в том, что ассирийский монарх скрывался на сто дней, в течение которых заместитель (желательно с умственными недостатками) занимал место царя, спал в царской постели, носил корону и царские одежды и ел царская еда. В течение этих ста дней настоящий король оставался скрытым и был известен только под псевдонимом «фермер». Цель ритуала заключалась в том, чтобы любое зло, предназначенное королю, вместо этого было сосредоточено на замещающем короле, который был убит независимо от того, произошло ли что-нибудь по истечении ста дней, сохраняя настоящего монарха в безопасности. [57]
Какого бы предзнаменования ни опасался Асархаддон, он пережил 671 год и дважды в течение последующих двух лет провел ритуал, из-за чего он не смог выполнять свои обязанности ассирийского царя в общей сложности почти на год. В это время большую часть гражданской администрации его империи контролировали его наследные принцы, а армией в Египте, вероятно, командовал его главный евнух Ашур-Насир . Ассирийская армия разгромила египтян еще в двух сражениях и успешно захватила и разграбила египетскую столицу Мемфис . [57] Ассирийская армия также была вынуждена сражаться с некоторыми из своих вассалов в Леванте, такими как Баал из Тира, который объединился с египтянами против Асархаддона. [58]
Хотя фараон Тахарка сбежал, Асархаддон захватил семью фараона, включая его сына и жену, а также большую часть царского двора, которые были отправлены обратно в Ассирию в качестве заложников. Во главе завоеванных территорий были поставлены лояльные ассирийскому царю губернаторы. На своей победной стеле , воздвигнутой в память о разгроме Египта, Асархаддон изображен в величественной позе с боевой булавой в руке и коленопреклоненным перед ним вассальным царем. Также присутствует сын побежденного фараона, стоящий на коленях и с веревкой на шее. [10] Завоевание привело к переселению большого количества египтян в центр Ассирии. [59] В отрывке из текста, начертанного на его победной стеле, Асархаддон описывает завоевание следующими словами:
Я убил множество его людей [например, Тахарки] и пять раз поразил его острием своего копья, получив раны, от которых не было возможности выздоровления. Мемфис, его царственный город, за полдня, с минами, туннелями, штурмами, я осаждал, я захватывал, я разрушил, я опустошил, я сжег огнем. Его царицу, его гарем, Ушанахуру, его наследника и остальных его сыновей и дочерей, его имущество и его товары, его лошадей, его скот, его овец, в бесчисленном количестве, я увез в Ассирию. Корень Куша я вырвал из Египта, и ни один из жителей не смог подчиниться мне. По всему Египту я назначил новых царей, наместников, губернаторов, комендантов, надзирателей и писцов. Подношения и фиксированные дани я установил для Ассура и великих богов на все времена; свою царскую дань и налог, ежегодно непрестанно, я налагал на них.
Я сделал стелу, на которой было написано мое имя, и на ней я приказал записать славу и доблесть Ассура, моего господина, мои могущественные дела, как я ходил под защиту Ассура, моего господина, и могущество моей побеждающей руки. На взор всех моих врагов, до конца дней, я установил его. [60]
Заговор 671–670 гг. до н. э.
[ редактировать ]Вскоре после победы Асархаддона в Египте по всей его империи распространились новости о новом пророчестве в Харране. Поскольку Асархаддон завоевал Египет и доказал предыдущее пророчество прямо из города, оракулы Харрана считались заслуживающими доверия. [61] Пророчество, произнесенное восторженной женщиной ( оракул Нуску ), [61] было следующее:
Это слово бога Нуску: Царство принадлежит Саси. Я уничтожу имя и семя Сеннахирима! [61]
Смысл пророчества был ясен: оно обеспечило возможную религиозную основу для восстания против правления Асархаддона, объявив всех потомков Сеннахирима узурпаторами. [61] Не исключено, что состояние кожи Асархаддона стало очевидным во время его визита в Харран, что могло стать причиной объявления его незаконнорожденным. Личность Саси , который был провозглашен законным царем, неизвестна, но он мог быть каким-то образом связан с предыдущей ассирийской королевской семьей, что дало ему право претендовать на трон. Не исключено, что он был потомком деда Асархаддона Саргона II . Саси сумел быстро заручиться большой поддержкой по всей империи, возможно, даже привлек на свою сторону главного евнуха Асархаддона Ашур-Насира. [62]
Асархаддону не потребовалось много времени, чтобы узнать о заговоре. Из-за своей паранойи Асархаддон имел обширную информационную сеть слуг по всей империи, поклявшихся докладывать ему, как только узнает о любых планируемых действиях против него. Благодаря этим сообщениям Асархаддон узнал, что заговорщики действовали не только в Харране, но также в Вавилоне и в центре Ассирии. Некоторое время Асархаддон просто собирал информацию о деятельности заговорщиков и, опасаясь за свою жизнь, во второй раз провел ритуал «заместительного царя» в 671 году до нашей эры, всего через три месяца после того, как он ранее завершил его. [63]
Как только ритуал был завершен, Асархаддон вышел из укрытия и жестоко расправился с заговорщиками, что стало второй такой чисткой за время его правления. Судьба Саси и женщины, провозгласившей его королем, неизвестна, но вполне вероятно, что они были схвачены и казнены. Из-за большого количества убитых чиновников административная структура Ассирии пострадала сильнее, чем за многие годы. В течение первых нескольких месяцев 670 г. не было назначено ни одного чиновника для выбора названия года, что было крайне редко в ассирийской истории. Остатки нескольких зданий в различных городах, предположительно являвшихся домами сторонников Саси, были датированы разрушением в 670 году. После заговора Асархаддон значительно ужесточил меры безопасности. Он ввел в придворную иерархию два новых чина, чтобы затруднить с ним встречи, что также ограничило число чиновников, контролировавших доступ в его дворцы. [64]
Смерть
[ редактировать ]Хотя Асархаддон успешно пережил заговор, он оставался больным и параноиком. Всего год спустя, в 669 г. до н.э., он еще раз провел ритуал «заместительного короля». Примерно в это же время побежденный фараон Тахарка появился с юга и, возможно, в сочетании с хаотичной политической ситуацией в Ассирии, вдохновил Египет попытаться освободиться от контроля Асархаддона. [5] [65]
Асархаддон получил известие об этом восстании и узнал, что даже некоторые из его собственных наместников, которых он назначил в Египте, перестали платить ему дань и присоединились к мятежникам. [10] Выйдя из своего стодневного укрытия, по-видимому, относительно здоровый по своим меркам, Асархаддон в третий раз отправился в поход против Египта. Король умер в Харране [66] 10 Арахсамна 669 г. до н. э. (примерно 1 ноября по пролептическому юлианскому календарю ), [2] до достижения границы с Египтом. Отсутствие доказательств обратного позволяет предположить, что его смерть была естественной и неожиданной. [65]
После смерти Асархаддона его сыновья Ашшурбанипал и Шамш-шум-укин успешно взошел на троны Ассирии и Вавилона без политических потрясений и кровопролития, а это означает, что планы преемственности Асархаддона увенчались успехом, по крайней мере, на начальном этапе. [65]
Дипломатия
[ редактировать ]Дипломатия с арабами
[ редактировать ]Поддержка арабских и других племен Синайского полуострова сыграла решающую роль в египетской кампании Асархаддона в 671 г. до н.э. Асархаддон был также полон решимости сохранить лояльность арабских племен, порабощенных его отцом на Аравийском полуострове , особенно вокруг города Адуммату . Царь Адуммату Азаил отдал дань Асархаддону и послал ему несколько подарков, на которые Асархаддон ответил взаимностью, вернув статуи богов Азаила, которые были захвачены Сеннахиримом несколько лет назад. Когда Азаил умер, и ему наследовал его сын Яута, положение Яуты как царя было признано Асархаддоном, который также помог новому царю победить восстание против его правления. Вскоре после этого Яуту восстал против Асархаддона и, хотя и потерпел поражение от ассирийской армии, успешно сохранил свою независимость до правления Ашшурбанипала . [58]
Асархаддон также успешно назначил женщину, выросшую в ассирийском царском дворце Табуа , «царицей арабов» и позволил ей вернуться к своему народу и управлять им. В другом эпизоде Асархаддон вторгся в страну «Базза» в 676 году (предположительно расположенную на востоке Аравийского полуострова) после того, как местный король города Яди обратился к нему за помощью. В ходе кампании, по-видимому, ассирийцы победили восемь царей этого региона и передали свои завоевания царю Яди. [58]
Дипломатия с Мидянами
[ редактировать ]Во время правления Асархаддона многие мидяне и персы стали или остались вассалами Ассирии. Армии Асархаддона доказали мидянам, что Ассирия была великой державой, которую следует опасаться, когда ассирийцы победили мидийских царей Епарну и Шидирпарну возле горы Бикни (местоположение которой неизвестно, кроме того, что она находится где-то в центральной Мидии ) в какой-то момент до 676 г. до н.э. . В результате этой победы многие мидяне охотно присягнули Ассирии, принесли дары в Ниневию и позволили Асархаддону назначать на свои земли ассирийских наместников. [42]
Когда Асархаддон заставил своих подданных поклясться поддерживать его волю в отношении преемственности Ашшурбанипала и Шамаш-шум-укина, некоторые из вассалов, присягнувших на верность его преемникам, были правителями и князьями из Мидии. Отношения Асархаддона с мидянами не всегда были мирными, поскольку существуют записи о набегах мидийцев на Ассирию еще в 672 году, а мидяне постоянно упоминаются в обращениях Асархаддона к своему оракулу как потенциальные враги Ассирии. Среди главных соперников Асархаддона в Мидии был человек, которого ассирийцы называли Каштарити , который совершил набег на ассирийскую территорию. Этот царь, возможно, идентичен Фраорту , второму царю Мидийской империи . [42]
Семья и дети
[ редактировать ]Из надписей можно установить, что у Асархаддона было несколько жен, поскольку в его договорах о наследовании проводится различие между «сыновьями, рожденными матерью Ашурбанипала», и «остальными сыновьями, рожденными Асархаддоном». Только имя одной из этих жен, царицы Асархаддона Эшарра-хаммат ( Эшарра-хаммат ). [68] известно. [68] Эшарра-хаммат в основном известна из источников после ее смерти, особенно в отношении мавзолея Асархаддона, построенного для нее. Неизвестно, кто из многих детей Асархаддона принадлежал ей. [51]
У Асархаддона было как минимум 18 детей. Некоторые из этих детей страдали от постоянных болезней, подобных Асархаддону, и нуждались в постоянной и постоянной медицинской помощи со стороны придворных врачей. [47] Современные письма подданных Асархаддона, в которых обсуждаются «многочисленные дети» царя, подтверждают, что его семья считалась большой по древним ассирийским стандартам. [69] По именам известны следующие дети Асархаддона:
- Серуа-этерат ( 𒊩𒀭𒂔𒂊𒉈𒋥 Шеруа-эхират ) [70] [68] - старшая из дочерей Асархаддона и единственная, известная по имени, Серуа-этерат была старше Ашшурбанипала и, возможно, была старшей из всех детей Асархаддона. Она занимала важное положение при дворе Асархаддона, а затем и при дворе Ашшурбанипала, о чем свидетельствуют многочисленные надписи. [71]
- Син-надин-апли ( 𒌍𒋧𒈾𒌉𒍑 или 𒁹𒀭𒌍𒋧𒈾𒀀 Син-надин-апли ) [72] [68] - старший сын Асархаддона и наследный принц с 674 г. до н. э. до его неожиданной смерти в 672 г. [49] [68]
- Шамаш-шум-укин ( 𒌋𒌋𒈬𒁺 Шамаш-шуму-укин ) [68] - второй старший сын Асархаддона, [68] наследный принц и наследник Вавилона (672–669), а затем царь Вавилона. [49]
- Шамаш-мету-убаллит ( 𒁹𒀭𒄑𒋓𒂦𒂵𒋾𒆷 Шамаш-мету- убаллит ) [73] [68] - возможно, третий старший сын Асархаддона. [68] Его имя, означающее «Шамаш оживил мертвых», предполагает, что у него было слабое здоровье или у него были тяжелые роды. К 672 году он был еще жив, и его здоровье могло быть причиной того, что его упустили из виду в пользу младшего брата как наследника. Возможно, Шамаш-мету-убаллит не принял преемственность Ашшурбанипала и поплатился за это своей жизнью. [74]
- Ашшурбанипал ( 𒀸𒋩𒆕𒀀 Ашур-бани-круг ) [75] ) – возможно, четвертый старший сын Эссархадона, [68] наследный принц и наследник Ассирии (672–669), а затем царь Ассирии. [49]
- Ашшур-такиша-либлут ( Aššur-taqisha-liblut ) [68] - возможно, пятый старший сын Асархаддона. [74] Считалось, что это был болезненный ребенок, возможно, умерший до 672 года. [76]
- Ашур-мукин-палея ( 𒁹𒀭𒊹𒈬𒆥𒁄𒈨𒌍𒐊 Ашшур-мукин-пале'а ) [77] [68] - возможно, шестой старший сын Асархаддона. [74] Вероятно, родился после того, как Асархаддон уже был царем. Был назначен священником в Ассуре во время правления Ашшурбанипала. [76]
- Ашшур-этель-стыд-ерсети-мубаллиссу ( 𒁹𒀸𒋩𒈗𒀭𒆠𒋾𒁉 Ашшур -этель-шаме-эршети-мубаллиссу ) [78] [68] - возможно, седьмой старший сын Асархаддона. [74] Вероятно, родился после того, как Асархаддон уже был царем. Был назначен священником в Харране во время правления Ашурбанипала. [76]
- Ашур-шаррани-мубаллиссу ( 𒁹𒀸𒋩𒈗𒀀𒉌𒋾𒆷𒁉 Ашур-шаррани-мубаллиссу ) [79] [80] – засвидетельствовано только одной буквой, возможно, что Ашур-саррани-мубаллиссу идентичен Ашур-этель-стыд-ерсети-мубаллиссу. [80]
- Син-Перу-укин ( 𒁹𒀭𒌍𒉭𒁺𒅔 Син-перу-укин [81] ) [80] - известно из письма с вопросом, когда уместно посетить короля, и из другого письма, в котором он описан как здоровый. [80]
Наследие
[ редактировать ]Ассирия после смерти Асархаддона
[ редактировать ]После смерти Асархаддона царем Ассирии стал его сын Ашурбанипал. Побывав на коронации своего брата, Шамаш-шум-укин вернул украденную статую Бела в Вавилон и стал царем Вавилона. [82] В Вавилоне Ашшурбанипал спонсировал пышный праздник коронации своего брата. [83] Несмотря на свой царский титул, Шамаш-шум-укин был вассалом Ашшурбанипала; Ашшурбанипал продолжал приносить царские жертвы в Вавилоне (традиционно приносимые вавилонским монархом), а правителями на юге были ассирийцы. Армия и гвардия, присутствовавшие на юге, также были ассирийцами. Большую часть раннего правления Шамаш-шум-укина в Вавилоне он провел мирно, восстанавливая укрепления и храмы. [82]
После того, как он и его брат были должным образом провозглашены монархами, Ашшурбанипал уехал в 667 г. до н. э., чтобы завершить незавершенную последнюю кампанию Асархаддона против Египта. В своей кампании 667 года Ашурбанипал прошел так далеко на юг, как Фивы , грабя по пути, и после своей победы оставил объединенных фараонов Псамтика I (который получил образование при дворе Асархаддона) и Нехо I в качестве вассальных правителей. В 666–665 годах Ашурбанипал отразил попытку Тантамани , племянника фараона Тахарки, вернуть себе Египет. [83]
По мере того, как Шамаш-шум-укин становился сильнее, он все больше интересовался тем, чтобы стать независимым от своего брата. В 652 г. [84] Шамаш-шум-укин объединился с коалицией врагов Ассирии, включая Элам, Куш и халдеев, и запретил Ашшурбанипалу любые дальнейшие жертвоприношения в любом южном городе. Это привело к гражданской войне, которая длилась четыре года. К 650 году положение Шамаш-шум-укина выглядело мрачным: силы Ашубанипала осадили Сиппар, Борсиппу, Кутху и сам Вавилон. Вавилон окончательно пал в 648 году и был разграблен Ашшурбанипалом. Шамаш-шум-укин умер, возможно, покончив жизнь самоубийством. [85]
На протяжении своего долгого правления Ашурбанипал вел кампанию против всех врагов и соперников Ассирии. [83] После смерти Ашшурбанипала его сыновья Ашур-этил-илани и Синшаришкун какое-то время сохраняли контроль над его империей. [85] но во время их правления многие вассалы Ассирии воспользовались возможностью объявить себя независимыми. С 627 по 612 год Ассирийская империя фактически распалась, и коалиция ассирийских врагов, возглавляемая главным образом Мидийской империей и новой независимой Нововавилонской империей, вторглась в центр Ассирии. В 612 году сама Ниневия была разграблена и разрушена. [83] Ассирия пала после поражения ее последнего царя Ашур-Убаллита II при Харране в 609 году. [86]
Оценка историков
[ редактировать ]Асархаддон, его предшественник Сеннахирим и его преемник Ашшурбанипал признаны тремя величайшими ассирийскими царями. [87] Его обычно характеризуют как более мягкого и мягкого, чем его предшественник, прилагающего больше усилий для умиротворения и интеграции завоеванных им народов. [88] Царя называют одним из самых успешных неоассирийских правителей из-за его многочисленных достижений, включая покорение Египта, успешный и мирный контроль над печально известной мятежной Вавилонией и его амбициозные строительные проекты. [89] По мнению ассириолога Карен Раднер , Асархаддон более четко проявляется как личность из доступных источников, чем все другие ассирийские цари. [90] Большинство ассирийских царей известны только по их царским надписям, но десятилетие правления Асархаддона исключительно хорошо задокументировано, поскольку сохранились и многие другие документы, относящиеся к его правлению, такие как судебная переписка. [91]
Ашурбанипал, который, как известно, собирал древние месопотамские литературные произведения для своей знаменитой библиотеки , уже начал собирать такие произведения во время правления Асархаддона. Возможно, именно Асархаддону принадлежит заслуга поощрения Ашшурбанипала к сбору и образованию. [22]
Титулы
[ редактировать ]В надписи, описывающей его назначение наследным принцем и приход к власти, Асархаддон использует следующие королевские титулы:
Асархаддон, великий царь, царь Ассирии, наместник Вавилона, царь Шумера и Аккада , царь четырех регионов земли , любимец великих богов, своих владык. Кого Ассур, Мардук и Набу, Иштар из Ниневии и Иштар из Арбелы, [недостающая часть] и чье имя они назвали в честь царской власти. [92]
В другой надписи титулы Асархаддона гласят следующее:
Асархаддон, великий царь, могучий царь, царь Вселенной , царь Ассирии, наместник Вавилона, царь Шумера и Аккада, сын Сеннахирима, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, внук Саргона, великий царь, могучий царь, царь Ассирии; который под защитой Ассура, Сина, Шамаша, Набу, Мардука, Иштар Ниневийской, Иштар Арбелы, великих богов, своих владык, прошел путь от восходящего до заходящего солнца, не имея соперника. [93]
Более длинная версия царских титулов Асархаддона и сопутствующее хвастовство его дарами богов, сохранившееся в другой его надписи, гласит:
Я Асархаддон, царь Вселенной, царь Ассирии, могучий воин, первый среди всех князей, сын Сеннахирима, царь Ассирии, внук Саргона, царь вселенной, царь Ассирии. Существо Ассура и Нинлиль , возлюбленное Сина и Шамаша, любимое Набу и Мардука, объект привязанности царицы Иштар, сердечное желание великих богов; могущественные, мудрые, вдумчивые и знающие, которых великие боги призвали к власти для восстановления изображений великих богов и полного восстановления святынь каждого мегаполиса. Строитель храма Ассура, реставратор Эсагилы и Вавилона, восстановивший изображения обитавших в нем богов и богинь, вернувший пленных богов земель из Ассура в их места и заставивший их жить в мирных жилищах, пока он не полностью восстановил все храмы и поселил богов в их святилищах, чтобы обитать там вечно.
Это я триумфально маршировал, полагаясь на их мощь, от восхода до захода солнца, и не имел соперника, приведя к своим ногам принцев четырех четвертей мира. Против каждой страны, восставшей против Ассура, они послали меня. Ассур, отец богов, он поручил мне заставить людей осесть и жить в мире, расширить границы Ассирии. Грех, повелитель тиары – сила, мужественность, храбрость – он составил мою долю. Шамаш, свет богов, – моему честному имени он принес высшую славу. Мардук, царь богов, — он заставил страх перед моим правлением захлестнуть земли четырех четвертей мира, словно могучий ураган. Нергал , всемогущий среди богов, – страх, ужас, внушающее трепет великолепие, он подарил мне. Иштар, царица битвы и войны, — могучий лук, чудовищное копье, она подарила мне. [94]
См. также
[ редактировать ]- Договор Асархаддона с Баалом из Тира (К 3500 + К 4444 + К 10235)
- Договор о наследовании Асархаддона или вассальный договор с Раматайей из Ураказабарны (BM 132548)
- Список ассирийских царей
- Военная история Неоассирийской империи
- Список библейских персонажей, указанных во внебиблейских источниках
- Дворец Асархаддона обнаружен в Мосуле (Ниневия) в 2017 году под гробницей Ионы (Юнуса), разрушенной ИГИЛ в 2014 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ашшур-этель-илани-мукинни было более формальным «придворным именем» Асархаддона. Его могли использовать только представители королевского двора. [3] Это переводится как «Ашур, повелитель богов, утвердил меня». [4]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Подавляющее большинство ученых признают вину Арад-Мулиссу как факт. [11] В свое время выдвигались и другие гипотезы, например, что преступление было совершено каким-то неизвестным сторонником Вавилона или даже самим Асархаддоном. [12] В 2020 году Эндрю Кнапп предположил, что Асархаддон действительно мог стоять за убийством, ссылаясь на несоответствия в версии вины Арад-Мулиссу, на то, что у Асархаддона также могли быть сложные отношения с Сеннахиримом, на скорость, с которой Асархаддон собрал армию и победил своих братьев. и другие косвенные доказательства. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Видмер 2019 , сноска 53.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фалес 2012 , с. 135.
- ^ Халтон и Свард 2017 , стр. 150.
- ^ Талквист 1914 , стр. 39.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Британская энциклопедия .
- ^ Энциклопедия Ираника .
- ^ Канлифф 2015 , с. 514.
- ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ Постгейт 2014 , с. 250.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Марк 2014 года .
- ^ Кнапп 2020 , с. 166.
- ^ Кнапп 2020 , с. 165.
- ^ Кнапп 2020 , стр. 167–181.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Раднер 2003 , с. 166.
- ^ Бертман 2005 , с. 79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чон 2007 , с. 251.
- ^ Ниссинен 2003 , стр. 139–141.
- ^ Барсина Перес 2016 , с. 12.
- ^ Лакенбилл 1927 , с. 202-203.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Раднер 2003 , с. 168.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раднер 2015 , с. 50.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дамрош 2007 , с. 181.
- ^ Калими и Ричардсон 2014 , с. 221.
- ^ Кнапп 2015 , с. 325.
- ^ «Памятник Британскому музею» . Британский музей .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Портер 1993 , с. 41.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Портер 1993 , с. 67.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Коул и Машинист 1998 , с. 11–13.
- ^ Портер 1993 , с. 43.
- ^ Портер 1993 , с. 44.
- ^ Портер 1993 , с. 47.
- ^ Портер 1993 , с. 52.
- ^ Портер 1993 , с. 56.
- ^ Портер 1993 , с. 60.
- ^ Портер 1993 , с. 61.
- ^ Портер 1993 , с. 62–63.
- ^ Портер 1993 , с. 66.
- ^ Портер 1993 , с. 68.
- ^ Портер 1993 , с. 71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Грейсон 1970 , с. 125.
- ^ Лакенбилл 1927 , с. 205.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Грейсон 1970 , с. 129.
- ^ Грейсон 1970 , с. 130.
- ^ Грейсон 1970 , с. 131–132.
- ^ Эфал 2005 , с. 99.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Раднер 2003 , с. 169.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Раднер 2003 , с. 170.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ахмед 2018 , с. 62.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ахмед 2018 , с. 63.
- ^ Ахмед 2018 , с. 64.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Новотный и Синглетарий 2009 , с. 174–176.
- ^ Ахмед 2018 , с. 65–66.
- ^ Ахмед 2018 , с. 68.
- ^ Барсина Перес 2016 , с. 5.
- ^ Барсина Перес 2016 , с. 9–10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раднер 2003 , с. 171.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раднер 2003 , с. 171–172.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Грейсон 1970 , с. 126.
- ^ Раднер 2012 , с. 471.
- ^ Лакенбилл 1927 , с. 227.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Раднер 2003 , с. 172.
- ^ Раднер 2003 , с. 173.
- ^ Раднер 2003 , с. 174.
- ^ Раднер 2003 , с. 174–176.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раднер 2003 , с. 176–177.
- ^ Дэвид 2002 , с. 23.
- ^ Местное уведомление о стелах 16 и 17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Новотный и Синглетарий 2009 , с. 168.
- ^ Новотный и Синглетарий 2009 , с. 167.
- ^ «Шеруха-этерат [1] (ПН)» . oracc.museum.upenn.edu .
- ^ Новотный и Синглетарий 2009 , с. 172–173.
- ^ «Син-надин-апли[1] (ПН)» . oracc.museum.upenn.edu .
- ^ «Шамаш-мету-убаллит[1] (ПН)» . oracc.upenn.museum.edu .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Новотный и Синглетарий 2009 , с. 170.
- ^ Миллер и Шипп 1996 , с. 46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Новотный и Синглетарий 2009 , с. 171.
- ^ «Ашшур-мукин-палеа [СЫН АСАРХАДДОНА, БРАТ АШУРБАНИПАЛА] (РН)» . oracc.museum.upenn.edu .
- ^ «Ашшур-этель-шаме-эрсети-мубаллиссу [1] (ПН)» . oracc.museum.upenn.edu .
- ^ «Ашур-Шарран-Мубаллиссу [1] (ПН)» . oracc.museum.upenn.edu .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Новотный и Синглетарий 2009 , с. 173.
- ^ «Син-перъу-укин[1] (ПН)» . oracc.museum.upenn.edu .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джонс 1913 , с. 124.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Марк 2009 года .
- ^ МакГиннис 1988 , с. 38.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джонс 1913 , с. 124–125.
- ^ Британский музей .
- ^ Бадж 1880 , с. xii.
- ^ Бадж 1880 , с. viii.
- ^ Портер 1987 , с. 1–2.
- ^ Раднер 2015 , с. 45.
- ^ Раднер 2015 , с. 47.
- ^ Лакенбилл 1927 , с. 199-200.
- ^ Лакенбилл 1927 , с. 211.
- ^ Лакенбилл 1927 , с. 203-204.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмед, Сами Саид (2018). Южная Месопотамия во времена Ашшурбанипала . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3111033587 .
- Барсина Перес, Кристина (2016). «Практика демонстрации в неоассирийский период» . Университет Лейдена — магистр исследований в области ассириологии .
- Бертман, Стивен (2005). Справочник по жизни в Древней Месопотамии . Издательство Оксфордского университета США. ISBN 978-0195183641 .
- Бадж, Эрнест А. (2007) [1880]. История Асархаддона . Рутледж. ISBN 978-1136373213 .
- Коул, Стивен В.; Машинист Петр (1998). Письма священников царям Асархаддону и Ассурбанипалу (PDF) . Издательство Хельсинкского университета. ISBN 978-1575063294 .
- Канлифф, Барри В. (2015). Степь, пустыня и океан: рождение Евразии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199689170 .
- Дамрош, Дэвид (2007). Погребенная книга: потеря и новое открытие великого эпоса о Гильгамеше . Генри Холт и компания. ISBN 978-0805087253 .
- Дэвид, Энтони Э. (2002). Биографический словарь Древнего Египта . Рутледж. ISBN 9781135377045 .
- Дуглас, доктор юридических наук (1965). Новый библейский словарь . Издательство Wm Eerdmans.
- Эфал, Израиль (2005 г.). «Асархаддон, Египет и Шубрия: политика и пропаганда». Журнал клинописных исследований . 57 (1). Издательство Чикагского университета: 99–111. дои : 10.1086/JCS40025994 . S2CID 156663868 .
- Фалес, Фредерик Марио (2012). Асархаддона «После Тайната: новый статус Аде для ассирийской политической истории» . Прессы Университетов Франции . 106 (1): 133–158.
- Грейсон, АК (1970). «Ассирия: Сеннахирим и Асархаддон (704–669 до н.э.)» . Кембриджская древняя история, том 3, часть 2: Ассирийская и Вавилонская империи и другие государства Ближнего Востока, с восьмого по шестой века до нашей эры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-3111033587 .
- Хэлтон, Чарльз; Свард, Саана (2017). Женская письменность Древней Месопотамии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107052055 .
- Джонс, CHW (1913). Древняя Вавилония . Издательство Кембриджского университета. п. 124 .
Шамаш-шум-укин.
- Йонг, Маттейс (2007). Исайя среди древних ближневосточных пророков: сравнительное исследование самых ранних этапов традиции Исайи и неоассирийских пророчеств . БРИЛЛ. ISBN 9789004161610 .
- Калими, Исаак; Ричардсон, Сет (2014). Сеннахирим у ворот Иерусалима: повесть, история и историография . Брилл. ISBN 978-9004265615 .
- Кнапп, Эндрю (2015). Царская апологетика на Древнем Ближнем Востоке . СБЛ Пресс. ISBN 978-0884140740 .
- Кнапп, Эндрю (2020). «И снова убийца Сеннахирима: дело против Асархаддона» . Журнал Американского восточного общества . 140 (1): 165–181. дои : 10.7817/jameroriesoci.140.1.0165 . JSTOR 10.7817/jameroriesoci.140.1.0165 . S2CID 219084248 .
- Лейхти, Эрл (2011). Царские надписи Асархаддона, царя Ассирии (680-669 гг. до н.э.) . Айзенбрауны.
- Лакенбилл, Дэниел Дэвид (1927). Древние записи Ассирии и Вавилонии, Том 2: Исторические записи Ассирии от Саргона до конца . Издательство Чикагского университета.
- МакГиннис, JDA (1988). «Ктесий и падение Ниневии» (PDF) . Классические исследования Иллинойса . 13 (1). Издательство Университета Иллинойса: 37–42. Архивировано из оригинала (PDF) 15 августа 2017 года . Проверено 24 ноября 2019 г.
- МакКонвилл, Дж. Г. (1985). Ездра, Неемия и Есфирь . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0664245832 .
- Миллер, Дуглас Б.; Шипп, Р. Марк (1996). Аккадский справочник: парадигмы, помощь, глоссарий, логограммы и список знаков . Айзенбрауны. ISBN 0931464862 .
- Ниссинен, Мартти (2003). Пророки и пророчества на Древнем Ближнем Востоке . Брилл. ISBN 978-90-04-12691-6 .
- Новотны, Джейми; Синглетари, Дженнифер (2009). «Семейные узы: новый взгляд на семью Ашшурбанипала» . Студия Восточной Электроники . 106 : 167–177.
- Портер, Барбара Н. (1987). Символы власти: образные аспекты вавилонской политики Асархаддона (681–669 до н.э.) . Пенсильванский университет. стр. 1–434.
- Портер, Барбара Н. (1993). Образы, власть и политика: образные аспекты вавилонской политики Асархаддона . Американское философское общество. ISBN 9780871692085 .
- Постгейт, Николас (2014). Бюрократия бронзового века: письменность и практика управления в Ассирии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107043756 .
- Раднер, Карен (2003). «Испытания Асархаддона: Заговор 670 г. до н. э.» . ISIMU: Журнал о Ближнем Востоке и Египте в древности . 6 . Автономный университет Мадрида: 165–183.
- Раднер, Карен (2012). «После Элтеке: царские заложники из Египта при ассирийском дворе» . Истории из давних времен. Фестиваль Майкла Д. Роуфа . Издательство «Угарит»: 471–479.
- Раднер, Карен (2015). Древняя Ассирия: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-871590-0 .
- Таллквист, Кнут Леонард (1914). Ассирийские личные имена (PDF) . Лейпциг: Август Прис.
- Видмер, Мари (2019). «Перевод селевкидского βασίλισσα. Заметки о титулатуре Стратоники в цилиндре Борсиппы» . Греция и Рим . 66 (2). Издательство Кембриджского университета: 264–279. дои : 10.1017/S001738351900007X . S2CID 199880564 .
.
Веб-источники
[ редактировать ]- «Асархаддон» . Британская энциклопедия . Проверено 22 ноября 2019 г.
- «Асархаддон» . Энциклопедия Ираника . Проверено 23 ноября 2019 г.
- «Клинописная табличка с частью Вавилонской хроники (616–609 до н.э.)» . Британский музей . Архивировано из оригинала 17 октября 2015 года . Проверено 17 октября 2015 г.
- Марк, Джошуа Дж. (2009). «Ашурбанипал» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 24 ноября 2019 г.
- Марк, Джошуа Дж. (2014). «Асархаддон» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 23 ноября 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дэниела Дэвида Лакенбилла, том «Древние записи Ассирии и Вавилонии» 2: Исторические записи Ассирии от Саргона до конца , содержащие переводы большого количества надписей Асархаддона.