Царь Шумера и Аккада


Царь Шумера и Аккада ( шумерский : 𒈗𒆠𒂗𒄀𒆠𒌵 место -ки-эн-ги-ки-ури [2] , аккадский : шар мат шумерский и аккадский. [3] королевский титул в Древней Месопотамии, сочетавший титул « короля Аккада », правящего титула монархов Аккадской империи (2334–2154 гг. до н. э.), с титулом « короля Шумера ». Название одновременно заявляло о наследии и славе древней империи, основанной Саргоном Аккадским (годы правления 2334–2279 до н.э.), и выражало притязания на управление всей Нижней Месопотамией (состоящей из регионов Шумера в на юге и Аккад на севере). Несмотря на то, что оба титула «Царь Шумера» и «Царь Аккада» использовались аккадскими царями, этот титул не был введен в своей объединенной форме до правления неошумерского царя Ур -Намму ( ок. 2112–2112 гг.) . 2095 г. до н.э.), создавший его в стремлении объединить под своей властью южную и северную части Нижней Месопотамии. Сами старшие аккадские цари, возможно, были против такого объединения Шумера и Аккада.
В более поздние века истории Месопотамии, когда основными царствами были Ассирия и Вавилон , этот титул в основном использовался монархами Вавилона, поскольку они правили нижней Месопотамией. Для ассирийских царей этот титул стал формальным утверждением власти над городом Вавилоном и его окрестностями; только те ассирийские правители, которые фактически контролировали Вавилон, использовали этот титул, и когда Ассирия навсегда потеряла контроль над Вавилоном в пользу Нововавилонской империи , правители этой империи начали использовать его вместо этого. Последним царем, претендовавшим на звание царя Шумера и Аккада, был Кир Великий (ок . 559–530 до н.э.) из Империи Ахеменидов , который принял несколько традиционных месопотамских титулов после завоевания Вавилона в 539 г. до н.э.
История
[ редактировать ]Предыстория (2334–2112 гг. До н.э.)
[ редактировать ]
В 24-23 веках до нашей эры Саргон Аккадский основал самую раннюю из известных великих месопотамских империй, известную как Аккадская империя в честь ее столицы Аккада . Хотя его империя простиралась повсюду, одним из ее наиболее важных регионов был Шумер , южные части нижней Месопотамии , где города-государства на протяжении веков конкурировали друг с другом за универсальное правление. [4] Таким образом, королевские титулы, используемые Саргоном и его аккадскими преемниками, были королем Аккада ( аккадский : шар мат Аккади ) и королем Шумера (аккадский: шар мат Шумери ). [3] Аккадские цари также ввели некоторые дополнительные почетные королевские титулы, в том числе Саргона « Царь Вселенной » ( шар кишшатим ) и Нарам-Сина (внук Саргона) « Царь четырех углов света » ( шар кибрат эрбетти ). [5] Политический союз Шумера и Аккада в рамках Аккадской империи, крупнейшей империи, которую когда-либо видел мир, даже в наше время считался монументальным событием: и Саргон, и Нарам-Син вскоре стали легендарными фигурами, которые часто появлялись в более поздние времена. Месопотамские дискуссии по истории. [6]
Во время правления сына Нарам-Сина Шар-Кали-Шарри (ок . 2217–2193 до н. э.) Аккадская империя начала распадаться в результате повсеместной засухи и вторжения кочевых кутийцев . [7] [8] «В 2100-х годах до нашей эры кутии разрушили город Аккад и вытеснили правящую династию Саргонов своей собственной линией царей Шумера. Так называемая династия Гутиев просуществовала недолго, будучи полностью изгнанной ок. 2112 г. до н.э., на смену общим правителям Шумера пришли цари Ура, которые основали новый период шумерской цивилизации, известный как Третья династия Ура или Неошумерская империя . [9]
Создание названия (2112–1717 до н.э.)
[ редактировать ]
Основатель Третьей династии Ура, царь Ур-Намму (ок . 2112–2095 до н. э.) объединил старые аккадские королевские титулы «Царь Аккада» и «Царь Шумера», чтобы создать объединенный титул «Царь Шумера». и Аккад» (аккадский: шар мат Шумери у Аккади [3] ) в стремлении объединить под своей властью южную и северную части Нижней Месопотамии (в его время «Аккад» ассоциировался бы с севером, а не просто с разрушенным городом) и провозгласить воссоединение Шумера и Аккада. [10] Хотя оба титула, образующие объединенный титул, использовались аккадскими царями, двойной титул был новым. Некоторые ученые предполагают, что Саргон Аккадский во время своего правления был явно против такого объединения Шумера и Аккада. [11]
В Месопотамии существовал некоторый приоритет для двойных титулов такого рода. В конце раннего династического периода III двойные титулы иногда использовались для выражения контроля над всем Шумером, титулы обычно включают или намекают на города Урук и Ур . В то время особые титулы, такие как засвидетельствованный «Повелитель Шумера и Король нации», обычно были уникальными для одного правителя, и в большинстве случаев слово «король» (или его эквивалент) повторялось, например, в засвидетельствованный «Царь Урука и Царь Ура», использовавшийся царями Лугал-кинише-дуду и Лугал-кисалси (оба ок. 2400 г. до н.э.). [11] До создания таких титулов, как «Царь Шумера», «Царь Шумера» и «Аккада», а также более хвастливых почетных титулов, таких как «Царь четырех углов света» и «Царь Вселенной», не существовало титулов, обозначающих регионального правителя и указывающих на то, что он более могущественный, чем правитель просто города, большинство титулов имеют формат «Король» + название города». [12]
Ур-Намму, возможно, скорее позаимствовал идею объединенного титула у хурритского царя Атал-шена , который правил землей Субарту в течение десятилетий, непосредственно предшествовавших правлению Ур-Намму. Титул Атал-шена был «Король Уркиса и Навара », титул, который объединяет названия двух городов, удаленных друг от друга, чтобы претендовать на власть над всей землей между ними (например, Субарту). Ур-Намму был признан жречеством Ниппура , религиозно важного города, с титулом «Царь Шумера и Аккада» и коронован как правитель двух земель, окружающих Ниппур «справа и слева». [11] Хотя этот титул достоверно подтвержден только для Ур-Намму и его сына Шульги (ок. 2094–2047 до н. э.), [11] это был основной королевский титул Третьей династии Ура, наряду с титулом «Царь Ура». Этот титул продолжал действовать как важный королевский титул на протяжении всего правления последующей династии Исина ( ок. 1953–1717 до н. э.), многие из ее правителей использовали этот титул после распада Третьей династии Ура. [13] Вполне возможно, что его дальнейшее использование было связано с тем, что северный Аккадский регион Месопотамии получил своего рода социально-экономическое преимущество перед южным регионом Шумера. [10]
Вавилонские и ассирийские цари (1728–539 до н. э.)
[ редактировать ]

После распада династии Исина царь Рим-Син из Ларсы (ок . 1758–1699 до н. э.) потребовал ее наследства, но вскоре потерпел поражение от Хаммурапи Вавилонского 1728–1686 до н. э.) , (ок . который завоевал значительное королевство, которым правил Рим-Син (в которое входили такие известные города, как Урук и предыдущая столица Исин ). [14] Путем прямого завоевания или принуждения других государств платить дань Хаммурапи распространил вавилонское правление на всю Месопотамию, и хотя его раннее правление можно охарактеризовать как своего рода двойную монархию, управляющую Шумером и Аккадом как более или менее отдельными образованиями, его завоевания на северо-востоке а на севере сформировалась настоящая империя, которая не могла остаться нетронутой при его преемниках. [14] В рамках формирования своей империи Хаммурапи принял традиционный правящий титул царя Шумера и Аккада, который после его правления спорадически появляется в титулах вавилонских царей вплоть до восьмого века до нашей эры. [13]
Помимо вавилонских царей, титул царей Шумера и Аккада носили и те ассирийские правители, которым удалось завоевать и контролировать Вавилон и Шумер. Первым ассирийским царем, преуспевшим в этом, был среднеассирийский Тукульти-Нинурта I (ок. 1244–1208 до н.э.). После его правления Вавилон быстро восстановил независимость, и поэтому этот титул не мог использоваться ассирийским правителем в течение пятисот лет (за исключением того, что на него претендовал Шамши-Адад V , ок. 824–811 до н.э., который фактически не контролировал Вавилон). [15] ) до тех пор, пока Вавилон не был отвоеван под властью Тиглатпаласара III ( . до 745–727 гг н. э.). После правления Тиглатпаласара III Вавилон снова восстал, и его сын Саргон II (ок . 722–705 до н.э.) также был вынужден отвоевать его еще раз, используя титул только после своей победы. По неизвестным причинам наследник Саргона II Сеннахирим отказался от этого титула, но он, в свою очередь, был вновь введен наследником Сеннахирима Асархаддоном . [13]
В свете южных завоеваний Неоассирийской империи южные титулы и эпитеты, в том числе «Царь Шумера и Аккада», были бы важны для установления контроля. Этот титул позволил ассирийскому царю присоединиться как к аккадской, так и к шумерской культурам. Поскольку слово «Шумер» относилось к прибрежным районам южной Месопотамии, а Аккад — к северным частям юга, это название претендовало на контроль над всей нижней Месопотамией . [16] Для ассирийцев этот титул был не только претензией на престиж и наследие Саргона Аккадского и Аккадской империи, но и формальным утверждением суверенитета над Вавилоном. [13] После того, как Неоассирийская империя навсегда потеряла контроль над Вавилоном с основанием Нововавилонской империи , ассирийские цари перестали использовать этот титул. Вместо этого «царь Шумера и Аккада» был усыновлен первым нововавилонским царем Набопаласаром (ок. 626–605 до н.э.). [17] Этот титул продолжали использовать монархи Нововавилонской империи до ее падения. [3]
Кир Великий (539 г. до н.э.)
[ редактировать ]В 539 году до нашей эры Кир Великий , основатель империи Ахеменидов , завоевал город Вавилон и формально положил конец Нововавилонской империи. В рамках своего завоевания Кир создал фундамент для захоронения в стенах Вавилона, ныне известный как Цилиндр Кира , с текстом, написанным аккадской клинописью . [18] В тексте на цилиндре Кир принимает несколько традиционных месопотамских титулов, в том числе «Царь Вавилона», «Царь Шумера и Аккада» и «Царь четырех сторон света». [19] [20]
Большинство месопотамских титулов были приняты Киром, за исключением титула «Царь Вавилона». [21] не использовались после его правления, но другие подобные месопотамские титулы продолжали приниматься. Популярный царственный титул « Царь царей » (переведенный на аккадском языке «шар шаррани» ), используемый монархами Ирана до наших дней, изначально был титулом, введенным ассирийцем Тукульти-Нинуртой I в 13 веке до нашей эры, тем самым ассирийским царем, который впервые завоевал Вавилон. [22] Титул « Царь земель », также используемый ассирийскими монархами, по крайней мере, начиная с Салмансара III ( 859–824 гг . До н.э.), [23] был также принят Киром Великим и его преемниками. [21]
Список царей Шумера и Аккада
[ редактировать ]Цари Шумера и Аккада в Третьей династии Ура :
введенный Ур-Намму , был важным царским титулом во времена Третьей династии Ура. Титул Шумера и Аккада, [13]
- Ур-Намму (ок . 2112–2095 до н.э.) [13] [11]
- Шульги (ок . 2094–2047 до н. э.) [13] [11]
- Амар-Син (ок . 2046–2038 до н.э.) [13]
- Шу-Син (ок . 2037–2029 до н. э.) [13]
- Ибби-Син (ок . 2028–2004 гг. До н.э.) [13]
Цари Шумера и Аккада в династии Исина :
Царь Шумера и Аккада продолжал оставаться основным королевским титулом, претендующим на царство над Месопотамией в династии Исина. [13]
- Ишби-Эрра (ок . 1953–1920 до н.э.) [13]
- Shu-Ilishu (r. c. 1920–1900 BC) [13]
- Иддин-Даган (ок . 1900–1879 до н.э.) [13]
- Ишме-Даган (ок . 1879–1859 до н. э.) [13]
- Липит-Эштар (ок . 1859–1848 до н. э.) [13]
- Ур-Нинурта (ок . 1848–1820 до н. э.) [13]
- Бур-Суен (ок . 1820–1799 до н. э.) [13]
- Липит-Энлиль (ок . 1799–1794 до н.э.) [13]
- Эра-имитти (ок . 1794–1786 до н. э.) [13]
- Энлиль-бани (ок . 1786–1762 до н.э.) [13]
- Замбия ( 1762–1759 гг. До н.э.) [13]
- Итер-пиша (ок . 1759–1755 до н.э.) [13]
- Ур-ду-куга ( ок. 1755–1751 до н.э.) [13]
- Суен-магир (ок . 1751–1740 до н. э.) [13]
- Дамик-илишу ( ок. 1740–1717 до н.э.) [13]
Короли Шумера и Аккада в Ларсе :
- Син-Иддинам (ок . 1785–1778 до н.э.) [24]
- Рим-Син ( ок. 1758–1699 до н.э.) [14]
Цари Шумера и Аккада в Вавилоне :
Этот титул, на который претендовал Хаммурапи после завоевания Месопотамии, время от времени использовался вавилонскими царями вплоть до 700-х годов до нашей эры. [13] Некоторые короли, использовавшие этот титул, включают;
Цари Шумера и Аккада в Среднеассирийской империи :
Тукульти-Нинурта I был единственным среднеассирийским царем, владевшим Вавилоном, и поэтому единственным, кто принял этот титул. [13]
- Тукульти-Нинурта I (ок . 1244–1208 до н.э.) [13]
Цари Шумера и Аккада в Неоассирийской империи :
За исключением Шамши-Адада V, этот титул использовался только неоассирийскими правителями, которые фактически контролировали Вавилон. [13]
- Шамши-Адад V (годы правления 824–811 до н.э.) [15]
- Тиглатпаласар III (годы правления 745–727 до н.э.) [13]
- Shalmaneser V (r. 727–722 BC) [26]
- Саргон II (годы правления 722–705 до н. э.) [13]
- Асархаддон (годы правления 681–669 до н. э.) [13]
- Ашурбанипал (годы правления 669–631 до н.э.) [27]
- Шамаш-шум-укин (неоассирийский царь Вавилона, годы правления 668–648 до н.э.) [28]
Цари Шумера и Аккада в Нововавилонской империи :
После восстановления независимости правители Вавилона продолжали использовать этот титул. [3]
- Набополассар (годы правления 626–605 до н. э.) [3] [17]
- Навуходоносор II (годы правления 605–562 до н. э.) [3]
- Амель-Мардук (годы правления 562–560 до н.э.) [3]
- Нериглиссар (годы правления 560–556 до н. э.) [3]
- Лабаши-Мардук (556 г. до н. э.) [3]
- Набонид (годы правления 556–539 до н.э.) [3]
Короли Шумера и Аккада в империи Ахеменидов :
- Кир Великий (годы правления 559–530 до н.э.) претендовал на этот титул с 539 г. до н.э. [19] [20]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эдзард 2003 , с. 36.
- ^ Маэда 1981 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Из Ривы 2013 , с. 72.
- ^ Ливерани 2013 , стр. 120–121.
- ^ Левин 2002 , с. 362.
- ^ Чарпен 2011 , с. 810.
- ^ Левин 2002 , с. 360.
- ^ Бачварова 2012 , с. 102.
- ^ Де Миеруп 2004 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Маэда 1981 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Привет 1980 , с. 192.
- ^ Маэда 1981 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Портер 1994 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с Шарпен 2011 , с. 817.
- ^ Jump up to: а б Карлссон 2016 , стр. 151.
- ^ Соарес 2017 , стр. 21.
- ^ Jump up to: а б Из Ривы 2013 , с. 12.
- ^ Цилиндр Сайруса .
- ^ Jump up to: а б Новый перевод цилиндров Сайруса .
- ^ Jump up to: а б Перевод цилиндра Сайруса .
- ^ Jump up to: а б Торф 1989 , с. 199.
- ^ Мобильный телефон 1994 , с. 112.
- ^ Миллер 1986 , с. 258.
- ^ Привет 1967 , с. 97.
- ^ Гетце 1964 , с. 98.
- ^ Лакенбилл 1925 , с. 164.
- ^ Карлссон 2017 , стр. 10.
- ^ Карлссон 2017 , стр. 11.
Библиография
[ редактировать ]- Бачварова, Мэри Р. (2012). «От «Царства на небесах» к спискам царей: сиро-анатолийские суды и мировая история». Журнал древних религий Ближнего Востока . 12 (1): 97–118. дои : 10.1163/156921212X629482 .
- Шарпен, Доминик (2011). «История древней Месопотамии: обзор». Кембриджская всемирная история . Том. 4.
- Да Рива, Росио (2013). Надписи Набопаласара, Амель-Мардука и Нериглиссара . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-1614515876 .
- Де Миеруп, Марк Ван (2004). История Древнего Ближнего Востока ок. 3000 – 323 гг. до н. э . Издательство Блэквелл. ISBN 978-1405149112 .
- Эдзард, Дитц Отто (2003). Шумерская грамматика . ОЧКИ. п. 36. ISBN 978-90-474-0340-1 .
- Гетце, Альбрехт (1964). «Касситы и ближневосточная хронология». Журнал клинописных исследований . 18 (4): 97–101. дои : 10.2307/1359248 . JSTOR 1359248 .
- Привет, Уильям В. (1967). «Новые тексты времен правления Син-иддинама». Журнал клинописных исследований . 21 : 95–99. дои : 10.2307/1359363 . JSTOR 1359363 .
- Привет, Уильям В. (1980). «Царские титулы Месопотамской периферии». Анатолийские исследования . 30 : 189–195. дои : 10.2307/3642789 . JSTOR 3642789 .
- Хэнди, Лоуэлл К. (1994). Среди воинства Небесного: сиро-палестинский пантеон как бюрократия . Айзенбрауны. ISBN 978-0931464843 .
- Хилл, Джейн А.; Джонс, Филип; Моралес, Антонио Дж. (2013). Испытание власти, создание власти: космос, политика и идеология королевской власти в Древнем Египте и Месопотамии . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9781934536643 .
- Карлссон, Маттиас (2016). Властные отношения в ранней неоассирийской государственной идеологии . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 9781614519683 .
- Карлссон, Маттиас (2017). Ассирийский царский титулярный титул в Вавилонии (Рукопись). Уппсальский университет. S2CID 6128352 .
- Левин, Игаль (2002). «Нимрод Могучий, царь Киша, царь Шумера и Аккада». Ветус Заветум . 52 (3): 350–366. дои : 10.1163/156853302760197494 .
- Ливерани, Марио (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. ISBN 978-0415679060 .
- Лакенбилл, Дэниел Дэвид (1925). «Первая надпись Салмансара V» . Американский журнал семитских языков и литератур . 41 (3): 162–164. дои : 10.1086/370064 .
- Маэда, Тору (1981). « Царь Киша» в досаргоническом Шумере» . Ориент . 17 : 1–17. дои : 10.5356/orient1960.17.1 .
- Миллер, Джеймс Максвелл (1986). История Древнего Израиля и Иудеи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0664223588 .
- Торф, Джером (1989). «Кир, «Царь земель», Камбис, «Царь Вавилона»: спорное со-регентство». Журнал клинописных исследований . 41 (2): 199–216. дои : 10.2307/1359915 . JSTOR 1359915 .
- Портер, Барбара Н. (1994). Образы, власть и политика: образные аспекты вавилонской политики Асархаддона . Американское философское общество. ISBN 978-0871692085 .
- Соарес, Филипе (2017). «Титулы «Царь Шумера и Аккада» и «Царь Кардуниаша», а также ассиро-вавилонские отношения в период Саргонидов» (PDF) . Розетта . 19 :20–35.
Веб-сайты
[ редактировать ]- «Британский музей – Цилиндр Сайруса» . www.britishmuseum.org . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 19 января 2019 г.
- «Ливий — Перевод Кира Цилиндра» . www.livius.org . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 19 января 2019 г.
- Фаррох, Каве. «Новый перевод цилиндра Кира, сделанный Британским музеем» . kavehfarrokh.org . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 19 января 2019 г.