Караиндаш
Караиндаш | |
---|---|
Царь Вавилона | |
![]() Лепной барельеф из жженого кирпича храма Караиндаша из Урука. | |
Царствование | в. 1410 г. до н.э. |
Предшественник | Агум III ? |
Преемник | Кадашман-Харбе I |
Дом | Дело |
Караиндаш был одним из наиболее выдающихся правителей касситской династии и правил в конце 15 века до нашей эры. Надпись на табличке с подробным описанием строительных работ называет его «Могущественный царь, царь Вавилонии , царь Шумера и Аккада, царь касситов, царь Кардуниаша ». [1] [я 1] надпись ka - ru -du-ni -ia - aš , вероятно, касситское обозначение их царства и самое раннее из дошедших до нас подтверждений этого имени. [2]
Эанна из Инанны
[ редактировать ]Одиннадцатистрочные шумерские надписи Караиндаша. [3] [я 2] украсил кирпичи храма, посвященного богине Инанне , в Уруке , где он заказал изображенный на фото впечатляющий фасад. Его высота составляет 205 см, и изначально он должен был быть построен примерно из пятисот заранее отформованных обожженных кирпичей, которые были установлены в утопленных цоколях , изображающих как мужские, так и женские божества, держащие кувшины с водой. Бородатые самцы носят плоские рогатые шапки, а двойные струи воды симметрично обрамляют ниши. [4] Помимо простого посвящения, никаких значимых текстов, украшающих фасады, нет. [5]
Храм Инанны изначально располагался во дворе Эанны, или «Небесного дома», округа Урук. [6] и простоял до эпохи Селевкидов . Это было прямоугольное здание с длинной целлой и антецеллой, окруженное коридорами, и искусно украшенной внешней стеной с угловыми фальшбортами . [7] В конце внутреннего святилища культовое изображение располагалось вместо обычного места посередине длинной стены. [8]
Он был раскопан в сезоне 1928/29 года командой под руководством директора Юлиуса Йордана под эгидой Deutsche Orient Gesellschaft и Deutsche Not-Gemeinschaft. [9] Часть внешней стены была заново собрана и перенесена в Vorderasiatisches крыло Пергамского музея в Берлине. Части фасада находились в Музее Ирака в Багдаде, но были украдены во время разграбления музея после американской оккупации Багдада во время второй войны в Персидском заливе и с тех пор исчезли. [10]
Дипломатические отношения
[ редактировать ]Он заключил пограничный договор ( риксу ) с Ашшур-бел-нишешу Ассирии (1407—1399; краткая хронология ), «вместе с клятвой ( мамиту )», согласно Синхронной хронике . [я 3] [11]
По мнению Зассманнсхаузена, [12] вероятно весьма , что Караиндаш был вавилонским царем, который посылал драгоценные дары, в том числе лазурит, фараону Тутмосу III во время его 8-го похода, нападения на Митанни , согласно анналам Тутмоса III . Это было проведено в 33-м году его правления. [13] или около 1447 г. до н.э. согласно « Низкой хронологии Древнего Египта» , что позволяет предположить, что Караиндаш правил очень долго, если эта хронология совпадает с короткой хронологией, используемой для Ближнего Востока, но существуют хронологические трудности при попытке соотнести Тутмоса и Караиндаша. [14]
Бурна-Буриаш II , в своей амарнской переписке с фараоном Эхнатоном , в табличке, обозначенной ЭА 10, [я 4] описывает его как первого, кто вступил в дружеские отношения с Египтом: «Со времен Караиндаша, с тех пор как посланцы ваших предков регулярно приходили к моим предкам, до настоящего времени они (предки двух земель) были хорошими друзьями. » [15] В « Анналах Тутмоса» , начертанных на внутренних стенах коридора, окружающего гранитную святая святых Великого храма Амона в Карнаке , записана дань Вавилона, и в инвентарь включена голова барана из ляпис-лазури. [16]
Другие источники
[ редактировать ]
На цилиндрической печати из коричневого агата (на фото), которая находится в Университетском музее в Филадельфии, написано: «О [Шукамуна], господин, который продвигается в сиянии благодаря твоей полноте… твой свет действительно благоприятен: Изкур-Мардук, сын Караиндаша , который молится тебе и почитает тебя». [17] [я 5] Шукамуна был касситским богом-мужчиной, которого символизировала птица на насесте, часто сопровождаемая своей супругой Шумалией , что ассоциировалось с введением в должность царей. Имя Изкур-Мардука полностью вавилонское и переводится как «он призвал Мардука». [18]
Его слава, по-видимому, была настолько велика, что Шутрук-Наххунте , который примерно 250 лет спустя продолжил грабить Вавилон, хвастался: «Я уничтожил Караиндаш», то есть Вавилонию. [19]
Надписи
[ редактировать ]- ^ Табличка A 3519, в коллекции Восточного института Чикагского университета, CDLI , поздневавилонская копия монументальной надписи.
- ^ Например, BM 90287, 11-строчная надпись на кирпиче в Британском музее, CDLI .
- ^ «Синхронистическая хроника» (ABC 21), табличка A, K4401a, строки с 1 по 4.
- ^ Табличка Эль-Амарна EA 10 (BM 029786, в Британском музее), CDLI , строки транслитерации ORACC с 8 по 10.
- ^ CBS 1108 печать из коричневого агата с семистрочной шумерской надписью, Университетский музей, Филадельфия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ HWF Саггс (2000). Вавилоняне . Издательство Британского музея. п. 117.
- ^ Дж. А. Бринкман (1999). «Кардуняш». В Дитце Отто Эдзарде (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии: Иа - Киццуватна (Том 5) . Уолтер Де Грюйтер. п. 423.
- ^ Дж. А. Бринкман (1976). Материалы и исследования по касситской истории, Том. Я. Восточный институт Чикагского университета. п. 169. Н. 2.1.
- ^ Си Джей Гэдд (1975). «XVIII: Ассирия и Вавилония, 1370–1300 до н.э.; Новые влияния в искусстве». В КЭС Эдвардс; Си Джей Гэдд; НГЛ Хаммонд; С. Сольбергер (ред.). Кембриджская древняя история, том II, часть 2, История Ближнего Востока и Эгейского региона, 1380–1000 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 44–45.
- ^ Петр Беньковский; Кристофер Ми; Элизабет Слейтер. Письменность и древнее ближневосточное общество: статьи в честь Алана Р. Милларда . п. 178.
- ^ Стромменгер, Ева (1964). 5000 лет искусства Месопотамии . Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc., с. 170.
- ^ Гвендолин Лейк (1988). Словарь древней архитектуры Ближнего Востока . Рутледж. п. 237 .
- ^ Анри Франкфорт (1996). Искусство и архитектура Древнего Востока . Издательство Йельского университета. п. 128 .
- ^ Магнус Торкелл Бернхардссон (2006). Возвращение разграбленного прошлого: археология и государственное строительство в современном Ираке . Издательство Техасского университета. п. 139.
- ^ Милбри Полк; Анджела М.Х. Шустер (1 мая 2005 г.). Разграбление Иракского музея в Багдаде: утраченное наследие древней Месопотамии . Гарри Н. Абрамс.
- ^ Ноэль Уикс (2004). Увещевание и проклятие: форма древнего ближневосточного договора/завета как проблема межкультурных отношений . T&T Clark Int'l. п. 33.
- ^ Леонхард Сассманнсхаузен (2004). «Вавилонская хронология 2-й половины 2-го тысячелетия до н.э.». В Х. Голоде; Р. Прузсинский (ред.). Возвращение к темным векам Месопотамии (PDF) . Вена: Издательство Австрийской академии наук. стр. 157–177.
- ^ Бетси М. Брайан (2000). «18-я династия до периода Амарны». В Яне Шоу (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. п. 246 .
- ^ Амели Курт (1995). Древний Ближний Восток, ок. 3000-330 гг . до н.э. Рутледж. п. 340 .
- ^ Аманда Х. Подани (2010). Братство королей: как международные отношения сформировали древний Ближний Восток . Издательство Оксфордского университета. п. 181.
- ^ Джеймс Генри Брестед (1906). Древние записи Египта, Том. II: Восемнадцатая династия . Издательство Чикагского университета. п. 204.
- ^ Доминик Коллон (2005). Первые впечатления: цилиндрические печати на древнем Ближнем Востоке . Издательство Британского музея. п. 58.
- ^ Леон Легрен (март 1922 г.). «Пять цилиндров королевской печати». Музейный журнал . ХIII . Университетский музей, Филадельфия: 70–77.
- ^ Дэниел Т. Поттс (13 августа 1999 г.). Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства (Кембриджская мировая археология) . Издательство Кембриджского университета. п. 233.