Мели-Шипак II
Мели-Шипак II | |
---|---|
![]() Мели-Шипак II на Кудурру-Земле преподносит свою дочь Куннубат-Наная богине Наная . Восьмиконечная звезда была самым распространенным символом Инанны-Иштар. Здесь она изображена рядом с солнечным диском ее брата Шамаша (шумерского Уту) и полумесяцем ее отца Сина (шумерского Нанны) на пограничном камне Мели-Шипака II, датируемом двенадцатым веком до нашей эры. [я 1] | |
Царь Вавилона | |
Царствование | в. 1186 г. до н.э. – ок. 1172 г. до н.э. |
Предшественник | Адат-Шума-Усур |
Преемник | Мардук-апла-иддина I |
Умер | в. 1172 г. до н.э. |
Проблема | Мардук-апла-иддина I Куннубат-Наная |
Отец | Адат-Шума-Усур |

Мели-Шипак II или, альтернативно, Мелишиху. [номер 1] в современных надписях был 33-м царем касситов или 3-й династии Вавилона ок. 1186–1172 гг. до н.э. ( краткая хронология ) и правил 15 лет. [я 3] Таблички с названиями двух его годов, 4 и 10, были найдены в Уре . [1] Его правление знаменует собой критическую точку синхронизации в хронологии Древнего Ближнего Востока .
Его происхождение
[ редактировать ]он записан как сын Адад-шума-усура , своего предшественника В кудурру . [2] [я 4] В других местах он, похоже, не хотел упоминать его имя в своих царских надписях, несмотря на очевидную известность Адад-шума-ушура как восстановителя касситской независимости, которая была предметом многочисленных спекуляций среди историков. [3]
Обозначение «II», возможно, является ошибкой, вызванной чрезмерным использованием одной надписи. [я 5] назвав некоего Мели-Шипака, сына (= потомка) Куригалзу II . [4] Он был последним королем, носившим полностью касситское имя. Мели означает слуга или раб, Шипак был богом луны. [5] но Шиху , возможно, было одним из касситских имен Мардука.
Значение для ближневосточной хронологии
[ редактировать ]В разные моменты жизни ассирийских и вавилонских царей один царь упоминает своего современника. Однако только во время правления Мели-Шипака эти связи позволили прочно разместиться во времени, что побудило Малкольма Винера заявить:
Подтверждением прочного фундамента ближневосточной хронологии стало недавно обнаружение в Ассуре его переписки с Нинурта-апил-Экуром из Ассура (FRAHM nd), [6] тем самым подтверждая совпадение этих царств, как того требуют независимые хронологии Ассура и Вавилона, изложенные более тридцати лет назад Дж. Бринкманом. [7]
— Малкольм Х. Винер, «Египет и время»
Продолжительность правления Нинурта-апил-Экура неизвестна, поскольку дошедшие до нас копии Списка ассирийских царей различаются между тремя и тринадцатью годами. [8] Со времен правления его сына и преемника Ашшур-дана I они последовательны и подтверждаются дошедшими до нас списками лимму, начиная с 892 г. до н.э.
Крах бронзового века
[ редактировать ]Считается, что правление Мели-Шипака было мирным. Но не так было на окраинах его королевства, где катастрофический коллапс в конце бронзового века начал драматично разворачиваться, когда многие города Леванта переживали разрушения. [9] Город Эмар , расположенный на севере Сирии, был разграблен и юридический документ [я 6] был найден на полу в частном доме и датирован вторым годом обучения. [10] Табличка (Эмар 26, найдена в доме 5 Шантье А)) была сделана из местной глины и представляет собой краткосрочный контракт с участием учителя Кидин-Гула. [11] Историк Даниэль Арно пришел к выводу, что между его подготовкой и катастрофическим разрушением города «ордами врагов» прошло лишь очень короткое время («недели»). [9]
Несмотря на кровавую бойню того времени в таких могущественных империях, как хеттская , чья столица Хаттуса была разграблена примерно в середине его правления, в Вавилонии продолжали вести писцовскую и строительную деятельность. Текст для гадания [я 7] перечисляет 25 предзнаменований, определяемых траекторией полета сокола, или сурду , и ворона, или арибу , и было написано Бел-надин-шуми, сыном Ила-ушаршанни, и датировано месяцем Арахсамну, 8-м днем, 3-м днем. год, 2-й год, [номер 2] используя любопытную формулу двойного свидания, принятую во время правления его предшественника. Начинается оно так: «Если человек уйдет по своему поручению и сокол перелетит справа от человека налево от человека – он достигнет своего желания». [12] Мели-Шипак отвечал за строительные работы на Экуре в Ниппуре . [номер 3] Эгалмах в Исине и более поздний текст: [я 8] инвентарь нововавилонского храма содержит записи о его благодеяниях в Уре . [13]
Отношения с Эламом
[ редактировать ]
Одна из его дочерей, предположительно старшая, была замужем за эламским правителем Шутруком-Наххунте . Это был последний из серии дипломатических браков между касситскими правителями Вавилона и эламитскими царями, но он должен был иметь непредвиденные последствия , поскольку заставил Шутрук-Наххунте поверить в то, что он претендовал на вавилонский трон. [14] Когда позже ему предстояло вторгнуться и унести добычу обратно в Сузы , он добавил к предметам, которые он взял в память, дополнительные надписи, например:
Я Шутрук-Наххунте, царь Элама. Бог Иншушинак дал мне приказ... Город Сиппур я разгромил... Я разграбил (букв. «принес в свою руку») стелу Нарам-Сина и принес ее обратно в Элам... Стела Мели -Шипак я украл у [касситского царя] Караиндаша и привёл обратно в Элам... [15]
- Шутрук Наххунте, Королевская надпись
кудурру Традиция
[ редактировать ]Пограничный камень ( кудурру ) сообщает о том, что он передал часть земли с освобождением от налогов своему сыну и преемнику Мардук-апал-иддина I ( Предоставление земли Мардук-апал-иддине ). [я 2] Его дочь Хуннубат-Нана (йа) также получила земельный грант. [я 1] который ее отец купил от ее имени, опровергнув прежнюю теорию касситского феодализма, согласно которой вся земля принадлежала монарху. [16]
Кудурру поместья записывает судебные процессы, касающиеся Такил-ана-илишу в течение трех периодов правления, охватывающих Адад-шума-иддина , Адад-шума-ушур и Мели-Шипак. [я 4] Это примечательно, поскольку Мели-Шипак поддерживает решения обоих своих предшественников, один из которых, Адад-шума-иддина, возможно, был просто вассальным царем под покровительством ассирийцев.
Распространение традиции кудурру примерно в это время предполагает усиление покровительства со стороны монарха, пытающегося укрепить лояльность своему правлению, возможно, для решения проблем легитимности или нестабильности. пятьдесят гур кукурузной : земли в провинции Бит-Пир- Амурри Одним из таких примеров может быть кудурру, предоставляющий королем Ха-Сар-ду, чиновнику или суккаль му'ирри, [я 9] и грант [Ме]ли-Хале может быть другим. [мне 10] На табличке записан рикилту (грант, указ), изданный королем Мели-Шипаком на втором году его правления Сангу и Сатамму ( храмовому администратору) Эзиды, храма в Борсиппе . [я 11]
Список кудуррусов, датированных Мели-Шипаком
[ редактировать ]- Предоставление земли Куннубат-Наная кудурру [я 1]
- Мелишипак кудурру — дар земли Мардук-апал-иддине I. [я 2]
- Предоставление земли Хасарду кудурру [я 9]
- Предоставление земли [Ме]ли-Хала кудурру [мне 10]
- Усадьба Такил-ана-илишу кудурру [я 4]
- Неопубликованное кудурру [я 12]
- Стела Мели-Шипака с колофоном Шутрук-Наххунте [я 13]
Надписи
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Грант на землю Куннубат-Наная кудурру , Sb 23, опубликованный как MDP X 87, найденный вместе с Sb 22 во время французских раскопок в Сузах.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мелишипак кудурру — Земельный дар Мардук-апал-иддине I , Sb 22, опубликованный как MDP II 99, найденный во время французских раскопок в Сузах.
- ^ Список королей A , BM 33332, ii 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Поместье Такил-ана-илишу кудурру , BM 90827, опубликовано как BBSt 3, столбец 4, строка 31, но обратите внимание, что в издании Кинга 1912 года используется альтернативное прочтение клинописи –MU-ŠEŠ, чтобы дать Адад-надин-ахи .
- ^ «Ручка» из красного камня с вотивной надписью, BE 6378.
- ^ Юридический текст Мск. 73273.
- ^ Текст предзнаменования BM 108874.
- ↑ Опись храма IM 57150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грант на землю Хасарду кудурру , BM 90829, опубликован как BBSt 4, в Британском музее.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Предоставление земли [ Ме ] ли-Хала кудурру , Лувр 6373, опубликовано как MDP II 112.
- ^ Табличка BM 38124 с указом Мели-Шипака в Британском музее.
- ^ Неопубликованный кудурру , упомянутый в MDP I 180 нет. 12.
- ↑ Стела Мели-Шипака с колофоном Шутрук-Нахунте, Sb 14, опубликовано как MDP IV 163.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Клейден, Тим. «КАССИТСКОЕ ЖИЛЬЕ В УРЕ: ДАТЫ ПОСТРОЙКИ EM, YC, XNCF, AH И KPS». Ирак, том. 76, 2014, стр. 19–64.
- ^ Л. В. Кинг (1912). Вавилонские пограничные камни и мемориальные таблички в Британском музее . Британский музей. п. 16 .
- ^ Бернард Ньюгрош (2007). Хронология на перепутье: поздний бронзовый век в Западной Азии . п. 267.
- ^ Дж. А. Бринкман (1976). «*Мели-Шипак». Материалы и исследования по касситской истории, Том. Я (МСХ I) . Восточный институт Чикагского университета. стр. 253–259.
- ^ Ахмад Хасан Дани; Жан-Пьер Моэн; Дж. Л. Лоренцо; В.М. Массон, ред. (1996). История человечества: С третьего тысячелетия по седьмой век до нашей эры . ЮНЕСКО. п. 182.
- ^ Эккарт Фрам, Раскопки Ассура, 2001 г. (неопубликованный?) В документе перечислены упряжки лошадей и ковры, отправленные в Ассирию вавилонским царем Мели-шипаком; «13ф., в тексте говорится, что некоторые из этих товаров были отправлены Ми-ли-ши-паком ЛУГАЛОМ КУР Кар-ду-ни-ашем в [Нинурта-апил]-е(sic)-кур ЛУГАЛ д А-шур. Документ сильно поврежден, как и большинство текстов, раскопанных в «районе М7», а формула даты отколота».
- ^ Малькольм Х. Винер (2006). «Египет и время». Египет и Левант . 16 :326.
- ^ Дональд Джон Уайзман (1965). Ассирия и Вавилония ок. 1200-1000 гг. до н.э., Том 2, Часть 31 . Издательство Кембриджского университета. п. 11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роберт Дрюс (1995). Конец бронзового века: изменения в войне и катастрофа ок. 1200 г. до н.э. Издательство Принстонского университета. стр. 6, 15, 18.
- ^ Эдвард Липински (2006). На окраинах Ханаана в железном веке . Издательство Питерс. п. 28.
- ^ Коэн, Йорам. «КИДИН-ГУЛА — ИНОСТРАННЫЙ УЧИТЕЛЬ В ШКОЛЕ «ЭМАР СКРИБАЛ». Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 98, 2004, стр. 81–100.
- ^ Никла Де Зорзи (2009). «Гадание на птицах в Месопотамии - новые свидетельства из BM 108874». КАСКАЛ: Журнал истории, окружающей среды и культуры Древнего Ближнего Востока . 6 :91–94.
- ^ Дж. А. Бринкман (1999). Дитц Отто Эдзард (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии: Мик - Мифология . Том 8. Уолтер Де Грюйтер. п. 52.
- ^ Дэниел Т. Поттс (1999). Археология Элама: становление и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. стр. 207–208.
- ^ Эллисон Кармель Томасон (2006). Роскошь и легитимность: королевское коллекционирование в древней Месопотамии . Ашгейт Паб Ко. р. 104.
- ^ В. Шейль (1908). Эламско-семитские тексты, Воспоминания делегации в Персии . Полет. 10. Париж: Эрнест Леру. стр. 87–94. + квартира 11-13.