Кассетная династия
Кассетная династия | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1595 г. до н.э. – ок. 1155 г. до н.э. | |||||||||||||
![]() Вавилонская империя при касситской династии, ок. 13 век до нашей эры. | |||||||||||||
Капитал | Вавилон | ||||||||||||
Общие языки | аккадский язык | ||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||
Король | |||||||||||||
• в. 1531 г. до н. э. | Агум II (первый) | ||||||||||||
• в. 1157—1155 гг. до н.э. | Энлиль-надин-ахи (последний) | ||||||||||||
Историческая эпоха | Древняя история | ||||||||||||
• Учредил | в. 1595 г. до н.э. | ||||||||||||
в. 1531 г. до н. э. | |||||||||||||
• Вторжения Элама | в. 1155 г. до н.э. | ||||||||||||
• Упразднено | в. 1155 г. до н.э. | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Ирак |
Касситская династия , также известная как третья вавилонская династия, представляла собой линию царей касситского происхождения, которые правили из города Вавилона царством во второй половине второго тысячелетия до нашей эры и принадлежали к той же семье, которая управляла Вавилонским между 1595 и 1155 гг. до н.э., после первой вавилонской династии (Старовавилонская империя; 1894-1595 гг. до н.э.). Это была самая длинная известная династия этого государства, правившая на протяжении периода, известного как « Средний Вавилон » (1595-1000 гг. до н. э.).
Касситы были народом из-за пределов Месопотамии , происхождение которого неизвестно, хотя многие авторы предполагают, что они произошли в горах Загрос . Их царям потребовалось более столетия, чтобы укрепить свою власть в Вавилоне в условиях, которые остаются неясными. Несмотря на свое внешнее происхождение, касситские цари не изменили исконных традиций Вавилона и, наоборот, навели порядок в стране после смуты, ознаменовавшей конец первой династии. Не будучи великими завоевателями, они предприняли множество строительных работ, особенно великих храмов, способствовали расширению сельскохозяйственных угодий, и под их покровительством вавилонская культура процветала и распространялась по всему Ближнему Востоку. Касситский период до сих пор очень плохо изучен из-за нехватки относящихся к нему источников, из которых мало что опубликовано. В частности, экономические и социальные аспекты очень плохо документированы, за исключением того, что относится к королевским пожертвованиям, о чем свидетельствует характерное пожертвование. стелы того периода, кудуррус .
В период правления династии власть Вавилона окончательно утвердилась над всеми древними государствами Шумера и Аккада , образовав страну под названием « Кардуниаш » ( Karduniaš ). Начиная с касситов, тот, кто хотел доминировать в Месопотамии, должен был править в Вавилоне. Эта стабильность примечательна тем, что это единственная вавилонская династия, чья власть не возникла в результате унаследования одного или двух блестящих периодов правления, за которыми последовал постепенный упадок.
Исторические источники
[ редактировать ]Несмотря на свою длительную продолжительность, период династии плохо документирован: источники скудны, и лишь немногие из них были опубликованы. Архитектурно-художественные следы этого периода также скудны; они происходят главным образом с городища Дур-Куригальзу , где был найден единственный монументальный комплекс касситского периода, состоящий из дворца и нескольких культовых построек. Другие постройки были обнаружены в нескольких крупных вавилонских поселениях, таких как Ниппур , Ур и Урук . На холмах Ханрим были обнаружены и другие второстепенные памятники, принадлежащие касситскому королевству: Тель-Мохаммед, Тель-Инли и Тель-Зубейди. [1] [2] Дальше, на месте Терки в Среднем Евфрате , а также на островах Файлака (на территории современного Кувейта ) и Бахрейне в Персидском заливе , также есть некоторые следы касситского правления. Барельефы , выгравированные на кудуррусе и цилиндрах с печатями , являются наиболее известными свидетельствами достижений художников того времени. [3]
С эпиграфической точки зрения Дж. А. Бринкман , ведущий эксперт по источникам того периода, подсчитал, что было обнаружено около 12 000 текстов того периода. [4] [примечание 1] большинство из них принадлежат административным архивам Ниппура , из которых опубликовано лишь около 20%. [примечание 2] Они были найдены в ходе американских раскопок, проводившихся в основном в конце 19 века, и хранятся в Стамбуле и Филадельфии . найдено сорок табличек, Остальные взяты из других мест: в Дур-Куригальзу которые были опубликованы. [5] [6] другие из Ура , [7] [8] [6] в городе Вавилоне были найдены комплекты частных хозяйственных табличек и религиозных текстов, не изданных. [9] На холмах Ханрим также были найдены таблички, большинство из которых неопубликованы. [примечание 3] а также есть таблички, происхождение которых неизвестно (« Архив Пейзера »). [10] [11] Большая часть этой документации носит административный и экономический характер, но есть также некоторые королевские надписи, а также научные и религиозные тексты. [12]
Царские надписи касситских царей, немногочисленные и, как правило, краткие, дают мало информации о политической истории их династии. Необходимо обратиться к более поздним источникам, которыми являются исторические хроники, написанные в начале первого тысячелетия до нашей эры, «Синхронная история». [13] и П Хроника , [14] которые дают информацию главным образом о конфликтах между касситскими царями и ассирийскими царями. [15] Царские надписи последнего, которых очень много, дают существенные сведения об этих же войнах. [16] Эламские царские надписи несколько менее достоверны. К этим источникам добавлены также некоторые письма из дипломатической переписки касситских царей с Египтом. [17] и хетты . [18] Первые являются частью так называемых Амарнских писем , найденных в Амарне , древнем Ахетатоне, столице фараона Эхнатона . [17] Последние были найдены в Богазкее , на месте древней хеттской столицы Хаттусы . [18]
Тип текстового источника, касающегося административной и экономической жизни касситского Вавилона, который привлек наибольшее внимание ученых, представляет собой форму царской надписи, обнаруженную на стелах, известных как кудуррус (которые вавилоняне называли нару ), в память о царских пожертвованиях. Известно около сорока кудуррусов касситского периода. Их тексты обычно состоят из краткого описания пожертвования и каких-либо привилегий, длинного списка свидетелей и проклятий в адрес тех, кто не уважал поступок. [19] [20] [21]
Политическая история
[ редактировать ]Незнакомое начало
[ редактировать ]
В 1595 году до нашей эры Самси-Дитана , царь Вавилона , потерпел поражение от Мурсили I , царя хеттов , который захватил статую Мардука, хранившуюся в Эсагиле , великом храме города Вавилона, и взял ее с собой. Это поражение ознаменовало конец вавилонской династии амореев , уже сильно ослабленной различными соперниками, в том числе касситами. Согласно вавилонскому царскому списку, Агум II должен был захватить Вавилон после того, как город был разграблен хеттами. Согласно тому же источнику, Агум II был бы десятым государем династии касситских царей (основанной неким Гандой ), которая правила бы неизвестно где на протяжении второй половины XVIII века до нашей эры. [22] Возможно, касситы были в союзе с хеттами и поддерживали их кампанию по захвату власти. [23] [24]
О точном происхождении касситов в древних текстах упоминаний нет. [примечание 4] Первые упоминания о них датируются XVIII веком до нашей эры в Вавилоне , но они упоминаются и в Сирии и Верхней Месопотамии в последующие века. Однако большинство специалистов относят их происхождение к горному хребту Загрос , где касситы еще встречались в первой половине первого тысячелетия до нашей эры. [25] Первым касситским правителем, признанным царем Вавилона, по-видимому, был Бурна-Буриаш I. Соперницей этой династии была Морская страна, расположенная к югу от Вавилона вокруг городов Урук , Ур и Ларса , которая потерпела поражение в начале 15 века до нашей эры от касситских правителей Уламбуриаша и Агума III. После этой военной победы превосходство Вавилона в южной Месопотамии больше не подвергалось сомнению, и касситские правители доминировали на всей территории Шумера и Аккадии, которая стала страной Кардуниаш ( Кардуниаш ; термин касситский эквивалент Вавилона), которая была одной из великих держав Ближнего Востока. [26]
Единственным заметным территориальным приобретением касситских правителей после этого стал остров Бахрейн , называвшийся тогда Дилмум , где была обнаружена печать с именем вавилонского правителя острова, хотя о продолжительности этого правления ничего не известно. [27]
Дипломатические отношения
[ редактировать ]
XIV и XIII века до нашей эры ознаменовали расцвет касситской династии Вавилона. Ее цари равнялись своим современным великим правителям Египта , Хати , Митанни и Ассирии , с которыми они поддерживали дипломатические отношения, в которых имели привилегию носить титул «великих царей» ( шарру рабу ), [28] который включал обильную переписку и обмен подарками ( шулману ). [примечание 5] Эта система, подтвержденная главным образом буквами Амарны. [29] [30] в Египте и Хатусе (хеттской столице), [31] был обеспечен эмиссарами по имени мар шипри и включал важный обмен предметами роскоши, в том числе большим количеством золота и других драгоценных металлов , по схеме подарков и контрадонов, более или менее уважаемой некоторыми государями, которая иногда происходила с некоторой незначительной напряженностью. Эти обмены были сделаны как подарки дружбы или уважения, когда король был возведен на трон. Дипломатическим языком был вавилонско- аккадский , в так называемой «средневавилонской» форме, как это было и в предшествующий период. [32] [33]
Суды региональных держав этого периода соединялись посредством династических браков, и касситские цари принимали активное участие в этом процессе, устанавливая межпоколенческие связи с некоторыми дворами, например с хеттским (что, возможно, и лежало в основе их захвата власти в городе Вавилоне) и эламитян . Бурна-буриаш II (ок. 1359-1333 до н. э.) выдал одну из своих дочерей замуж за фараона Эхнатона (3-я четверть XIV в. до н. э.). [34] а другой — хеттскому царю Суппилулиуме II , при этом сам он женился на дочери ассирийского царя Ашур-убаллита I. [35] Были также вавилонские царевны, вышедшие замуж за эламских государей. [36] Эта практика была направлена на укрепление связей между различными королевскими домами, которые в последних двух случаях были прямыми соседями, во избежание политической напряженности. С более отдаленными партнерами, такими как хетты, они, по сути, были формой престижа и влияния, поскольку вавилонские принцессы и специалисты (врачи и писцы), посланные при хеттский двор, были главными действующими лицами вавилонского культурного влияния в Хеттском царстве. [37]
Скажи Нибурререи (Тутанхамону?), царю Египта, брату моему: так (говорит) Бурна-Буриаш, царь Кардуниаша (Вавилона), брат твой. Для меня все хорошо. Для тебя, для твоего дома, для твоих жен, для твоих детей, для твоей страны, для твоих вельмож, для твоих коней, для твоих колесниц, пусть всё будет хорошо! С тех пор, как мои предки и ваши объявили друг другу о своей дружбе, им присылались роскошные подарки, и ни одна просьба какой-либо величины не была отклонена. Мой брат теперь прислал мне в подарок две золотые жилы. Теперь, если золота в избытке, пришлите мне столько, сколько ваши предки (прислали), а если его недостает, пришлите мне половину того, что ваши предки (прислали). Зачем ты послал мне (только) два золотых прииска? Сейчас моя храмовая работа стоит очень дорого, и мне трудно ее завершить. Пришлите мне много золота. А с вашей стороны, чего бы вы ни хотели для своей страны, напишите мне, чтобы это вам прислали.
- Свидетельство о выгодной дружбе между вавилонскими и египетскими монархами в письме Амарны.
Конфликты с Ассирией и Эламом
[ редактировать ]
Вавилон оказался вовлечен в серию конфликтов с Ассирией, когда ассирийский правитель Ашур-убаллит I освободился от правления Мифани в 1365 году до н.э., что положило начало многовековому противостоянию между северной и южной Месопотамией . Бурна-Буриаш II (ок. 1359-1333 гг. до н.э.) поначалу скептически относился к независимости Ассирии, так как считал этот регион одним из своих вассалов, но в конце концов женился на дочери ассирийского царя, от которой у него родился сын, Кара-хардаш. Последний взошел на трон в 1333 г. до н. э., но вскоре после этого был убит, и ему наследовал Нацист-Бугаш. Ашур-убаллит отреагировал на убийство своего внука и вторгся в Вавилон, чтобы посадить другого своего внука, Куригалзу II на трон (годы правления 1332-1308 до н. э.). Последний хранил верность деду до самой его смерти, но спровоцировал следующего ассирийского царя Энлиля-нирари, что привело к серии конфликтов, продолжавшихся более века и завершившихся противостоянием Каштилиаша IV (годы правления 1232-1225 до н.э.). ) Вавилона и Тукульти-Нинурта I (ок. 1243–1207 до н. э.) Ассирии. Последний вторгся и опустошил Вавилон, разграбив столицу, откуда выслал тысячи людей. [38] [39]
Затем ситуация становилась все более запутанной, поскольку ассирийцам не удалось установить прочное господство в Вавилоне, несмотря на волю Тукульти-Нинурты, победа которого была описана в длинном эпическом тексте (Эпосе о Тукульти-Нинурте) и провозгласил себя царем Вавилона. Вавилон. Конфликты продолжались и обострялись, когда в них вмешался эламский царь Кидин-Хутран (годы правления 1245–1215 до н. э.), возможно, в знак солидарности с касситскими царями, с которыми он был связан браком. Кидин-Хутран опустошил Ниппур и усложнил положение навязанных ассирийцами правителей в Вавилоне, которые были свергнуты один за другим до 1217 г. до н.э. [40]
После убийства Тукульти-Нинурты в 1208 г. до н. э. и последовавших за этим внутренних смут в Ассирии цари Вавилона смогли восстановить свою автономию, вплоть до того, что им стал вавилонский царь Меродах-Баладан I (годы правления 1171-1159 до н. э.). ), который помог ассирийскому царю Нинурта-апил-Экуру прийти к власти в северном царстве, прежде чем последний безуспешно выступил против него. [41] Вскоре после окончания этих конфликтов эламские армии вошли в Месопотамию под командованием своего царя Шутрука-Нахунте (годы правления 1185–1160 до н. э.), в то время как Вавилон и Ассирия были ослаблены недавней войной. Вмешательство эламского царя в Вавилон могло быть мотивировано его желанием отстоять свои права на вавилонский трон, возникшие в результате его семейных связей с касситской династией, в то время, когда споры о престолонаследии ослабили легитимность вавилонских правителей. [42] [43]
Падение династии
[ редактировать ]В 1160 г. до н. э., когда Меродах-Баладану удалось стабилизировать власть в Вавилоне, эламский монарх Шутрук-Нахунте вторгся в Вавилон и разграбил его крупные города. Именно в этот период в Сузы, столицу эламитов, было перевезено несколько крупных памятников истории Месопотамии. Среди украденных предметов было несколько статуй и стел , таких как статуя победы Нарам-Сима Аккадского или Кодекс Хаммурапи , а также другие стелы разных эпох, в том числе касситский кудуррус. После нескольких лет сопротивления под предводительством касситских правителей следующий эламский царь Кутир-Накунт III нанес касситской династии в 1155 г. до н.э. решительный удар и отвез статую бога Мардука в Элам как символ подчинения Вавилона. [41]
Учреждения Касситского царства
[ редактировать ]Документация о касситском периоде скудна по сравнению с предыдущим периодом и сосредоточена в основном на 14 и 13 веках до нашей эры. Он также мало изучен, поэтому мало что известно о социально-экономических аспектах Вавилона того времени. Самый большой объем документации — это партия из 12 000 табличек, найденная в Ниппуре , из которых лишь небольшая часть была опубликована и изучена. Несколько архивов были найдены и в других местах, но в небольшом количестве. К этим источникам добавлены кудуррус (см. ниже) и некоторые царские надписи. [32] [44]
Король
[ редактировать ]
Касситский царь имел несколько титулов. В дополнение к более традиционному «царю четырех регионов» или «королю совокупности» ( šar kiššati новый титул «царь Кардуниаша» ( šar māt karduniaš ), использовался ), или первоначальный « xacanacu Энлиля . » [примечание 6] [примечание 7] использовался двумя королями по имени Куригалзу. [45] Первые титулы указывают на то, что царь считал себя правителем территории, включавшей всю Вавилонскую область. Касситские цари переняли все традиционные атрибуты месопотамских монархий: цари-воины, [46] верховные судьи королевства и исполнители работ, в частности, по содержанию и восстановлению храмов традиционных месопотамских божеств. [35] Вся королевская семья занимала высокие посты: есть примеры, когда брат короля командовал армией или сын короля становился верховным жрецом бога Энлиля. [47]
Несмотря на этническое происхождение, влияние касситов на политические и религиозные обычаи двора, похоже, было ограниченным. Имена правителей в начале династии касситские, относящиеся к богам этого народа, таким как Буриас, Харбе или Марутас, но позже смешанные касситские и аккадские термины. Царская династия поставила себя под защиту пары касситских божеств , Сукамуны и Сумалии, у которых был храм в городе Вавилоне, в котором короновались цари. [48] Хотя, согласно тексту того времени, официальная столица позже была перенесена в Дур-Куригальзу , царей продолжали чтить в Вавилоне, который сохранил свой статус главной столицы. Дур-Куригальзу был новым городом, основанным Куригалзу II (годы правления 1332-1308 до н.э.), где касситских королей почитали вожди касситских племен. Судя по всему, эта вторичная столица, по-видимому, более тесно связана с династией, не затмевая Вавилон, престиж которого остался нетронутым. [49]
Элита королевской администрации
[ редактировать ]В касситский период появились некоторые новые титулы для сановников, близких к королю, такие как шакрумаш , термин касситского происхождения, который, очевидно, обозначал военачальника, или картаппу , который изначально был погонщиком лошадей. Хотя организация касситской армии известна очень плохо, известно, что в этот период произошли важные нововведения в военной технике, с появлением легких автомобилей и использованием лошадей, что, по-видимому, было одной из специализаций касситов. Среди высших сановников еще присутствовали суккаллу (расплывчатый термин, который можно перевести как «министр»). Роли всех этих персонажей неопределенны и, вероятно, нестабильны. Касситская знать малоизвестна, но общепризнано, что она занимала важнейшие должности и имела большие поместья. [50]
Немного больше известно об администрации провинции. [51] [52] Королевство было разделено на провинции ( пихату ), возглавляемые губернаторами, обычно называемыми шакин мати или шакну , к которым можно добавить возможные племенные территории, возглавляемые бел бити , должностью, о которой мы поговорим ниже. Губернатор Ниппура носил особый титул шандабакку (по-шумерски: ГУ.ЭН.НА) и обладал большей властью, чем остальные. Эта должность губернатора Ниппура хорошо известна только благодаря обилию архивов, найденных в этом городе, относящихся к касситскому периоду. Губернаторы часто сменяли друг друга в пределах одной семьи. На местном уровне селами и городами управлял «мэр» ( хазанну ), функции которого имели судебную составляющую, хотя были и судьи ( дайяну ). [53] Подчиненные административные должности занимали вавилоняне, хорошо подготовленные для выполнения таких задач. Касситы, по-видимому, не имели особой склонности к профессии писца-администратора. Все подданные были обязаны платить царской власти налоги, которые в некоторых случаях могли оплачиваться работами: иногда случалось, что администрация реквизировала определенные товары у частных лиц. Эти налоговые отчисления известны главным образом потому, что они упоминаются в кудуррусе, в котором зафиксированы льготы для некоторых земель. [53]
В касситский период были внесены некоторые нововведения в области административной организации, отчасти обусловленные касситскими традициями. Некоторые территории назывались «домами» (по-аккадски: bītu ), возглавлявшимися вождем ( bēl bīti , «начальник дома»), который обычно утверждал, что происходит от одноименного общего предка группы. Долгое время это интерпретировалось как касситский тип племенной организации, когда каждое племя имело территорию, которой оно управляло. Эта точка зрения недавно была оспорена, и было высказано предположение, что эти «дома» семейной собственности, унаследованные от предка, были формой провинции, которая дополняла описанную выше административную систему, в которой вожди назначались королем. [54] [55]
Королевские пожертвования
[ редактировать ]
Доминирующими экономическими институтами в Вавилоне по-прежнему оставались «великие тела» — дворцы и храмы. Но, за исключением земель губернатора Ниппура, об этих учреждениях имеется мало документации. Одним из редких аспектов экономической организации кассидского периода, о котором имеется много документации, является аспект земельных грантов, предоставленных царями: существуют тысячи неопубликованных табличек, ожидающих публикации, чтобы можно было расширить знания об этом периоде. Это особое явление, которое, по-видимому, началось в этот период, поскольку в предыдущий период земля предоставлялась на неопределенной основе. [21] [20] [19] [56]
Эти пожертвования записываются в кудуррус, [21] [20] [19] [56] и 40 были найдены из династии касситов . Это стелы, разделенные на несколько разделов: описание дарения, с описанием прав и обязанностей получателя (налоги, барщины , льготы), божественные проклятия, которым подвергались те, кто не уважал пожертвование, и часто высеченные барельефы. . Кудуррусы помещались в храмах под божественную защиту. Обычно пожертвования включали очень большие владения, от 80 до 1000 га (в среднем 250 га), а получателями были высокопоставленные сановники, близкие к королю: высшие чиновники, члены двора, особенно королевской семьи, генералы или священники. Они были наградой за преданность людей или за деяния, которыми они отличились. Великие храмы Вавилона также получили важные поместья: Эсагила, храм Мардука Вавилонского, получил в этот период 5000 га. Земля была пожалована сельскохозяйственным работникам, которые попали в зависимость от храма. Иногда гранты сопровождались налоговыми льготами или барщиной. В крайних случаях бенефициары имели власть над местным населением, заменявшим провинциальную администрацию, от которой они были защищены специальными положениями. [примечание 8]
Некоторые ученые видят некоторое сходство этой практики с феодализмом . [примечание 9] что категорически опровергается новейшими исследованиями, согласно которым эти пожертвования не ставили под сомнение традиционную вавилонскую экономическую систему, которая никогда не была феодальной как таковой, хотя в некоторых случаях могла существовать сильная местная власть. Гранты не касались большей части земель, которые государь не мог отчуждать и которыми продолжали управлять теми же способами, что и описанные выше в предыдущие периоды. [57] [58]
Экономика
[ редактировать ]Сельское хозяйство
[ редактировать ]Об экономике касситского Вавилона известно очень мало. Ситуация в сельском мире неясна, поскольку источники очень ограничены, за исключением того, что известно из кудурруса и некоторых экономических таблиц того периода, в основном из Ниппура . Археологические исследования, проведенные на различных участках Нижнемесопотамской равнины, показывают, что восстановление экономики шло медленно после кризиса конца палеобилонского периода , во время которого количество оккупированных территорий резко сократилось. Понятно, что произошло повторное заселение ареалов , но это явление сосредоточилось в основном на небольших деревнях и сельских поселениях, которые затем стали преобладающими, а ранее преобладавшие городские поселения сократили свою площадь, что может свидетельствовать о процессе «рурализации», который ознаменовал перелом в истории региона. [59] Эта ситуация могла сопровождаться спадом сельскохозяйственного производства, возможно, усугубленным в некоторых регионах (например , в Уруке ) смещением водотоков. [60]
Земельные гранты, предоставленные королями, по-видимому, были сосредоточены в основном на землях, расположенных вблизи возделываемых земель, что может отражать желание вернуть себе территории, которые стали невозделываемыми после окончания предыдущего периода. Отмечается также, что королевская администрация занималась эксплуатацией интенсивно обрабатываемых территорий вокруг Ниппура. [61] Однако мало что известно даже об орошаемых культурах , основной отрасли экономики Вавилона. [62]
Ремесла и коммерческие обмены
[ редактировать ]
О местных ремеслах и торговле также известно очень мало. В архивах Дур-Куригальзу есть записи о поставках сырья, такого как металл и камень, мастерам, работающим в храме. [6] обычная ситуация в организации ремесел в древней Месопотамии. По-видимому, была довольно развита дальняя торговля, особенно с Персидским заливом ( Дильмун , в современном Бахрейне ) и со Средиземноморским Левантом . Письма Амарны показывают, что царя интересовала судьба вавилонских купцов вплоть до Палестины , но он не может утверждать, является ли это указанием на то, что эти купцы (всегда называемые тамкару ) частично или полностью работали на царский дворец. [63] Товарообмены, осуществляемые в рамках дипломатии между королевскими дворами, хотя и не могут быть идентифицированы как собственно торговля, тем не менее способствовали обращению товаров в международном масштабе для элит. Таким образом, теплые дипломатические отношения, поддерживаемые касситами с Египтом, основывать цены на золотом стандарте, а не на серебре . по-видимому, обеспечили значительный приток золота в Вавилон, что позволило впервые в истории Месопотамии [64]
Вавилон экспортировал своим западным соседям ( Египту , Сирии и Анатолии ) лазурит , который был импортирован из Афганистана , а также лошадей , чье разведение, по-видимому, было специализацией касситов, что хорошо засвидетельствовано в ниппурских текстах, хотя эти животные происходили из горные районы восточной и северо-восточной Месопотамии. [65]
Религия и культура
[ редактировать ]Пантеон и культовые сооружения
[ редактировать ]
Месопотамский пантеон касситского периода не претерпел глубоких изменений по сравнению с предшествующим периодом. Это можно увидеть в барельефе кудурру из Мели -Шипака II (1186-1172 гг. до н. э.), хранящемся в настоящее время в Лувре . [66] Божества, призванные как гаранты дарования земли, освященной на этой стеле, представлены в соответствии с функциональной и иерархической организацией. В верхней части расположены символы божеств, традиционно господствовавших в месопотамском пантеоне: Энлиля , оставшегося царем богов, Ану , Сина , Шамаша , Иштар и Энки . Касситские правители переняли месопотамские религиозные обычаи и традиции, но культурное превосходство города Вавилона и растущее значение духовенства его главного храма, Эсагилы , привели к тому, что бог-покровитель города Мардук стал все более важным божеством в Вавилоне. Вавилонский пантеон к концу касситского периода. [67] Большой популярностью также пользовались его сын Набу , бог мудрости, и Гула , богиня медицины. [3]
Оригинальные касситские божества не заняли важного места в вавилонском пантеоне. Основные из них известны благодаря немногочисленным упоминаниям в текстах: пара-покровитель уже упомянутой династии Сукамуна-Сумалия , бог грозы Буриас, бог-воин Марутас , бог солнца Суриас и Харбе, у которого, по-видимому, был государь. функция. [3]
Различные работы, спонсируемые касситскими монархами в храмах, малоизвестны на архитектурном уровне, но есть признаки того, что некоторые новшества были сделаны. [68] Известно, что небольшой храм с оригинальным убранством, построенный внутри Эанны, главного религиозного комплекса Урука, был построен во времена правления Караиндаса (15 век до н.э.), а работы проводились в Эбабаре, храме бога Шамаша в Ларсе. , во времена правления Бурна-Буриаша II (ок. 1359-1333 до н. э.). Однако в основном это один из двух царей по имени Куригалзу (вероятно, первый, правивший в начале 14 века до н.э.), который известен, среди других работ, тем, что построил или перестроил несколько храмов в главных городах Вавилона, а именно в крупных городах Вавилона. религиозные центры ( Вавилон , Ниппур , Аккадия , Киш , Сиппар , Ур и Урук ), а также основанный им город Дур-Куригальзу , где был построен зиккурат, посвященный богу Энлилю. Помимо этих работ, Куригалзу спонсировал поклонение божествам, которым поклоняются в этих разных храмах. Возобновив традиционную роль вавилонских царей в качестве защитников и спонсоров культа богов, касситские цари сыграли решающую роль в восстановлении нормального функционирования многих из этих святынь, которые перестали функционировать после закрытия нескольких крупных объектов на юге Вавилона. в конце Палеобилонский период , такие как Ниппур, Ур, Урук и Эриду . [60]
Сочинения касситского периода
[ редактировать ]
Школьные тексты касситского периода, найденные в Ниппуре, показывают, что структуры обучения писцов и грамотных остались схожими со структурами палеобилонского периода. [69] [70] Однако произошло серьезное изменение: тексты на аккадском языке были включены в школьные программы, что шло в ногу с развитием месопотамской литературы, которая все чаще писалась на этом языке, хотя шумерский язык продолжал использоваться. В период Кассида также произошло развитие «стандартного вавилонского языка», литературной формы аккадского языка, которая в последующие столетия осталась закрепленной в литературных произведениях и поэтому может считаться «классической» формой языка. С тех пор новые месопотамские литературные произведения писались исключительно на этом диалекте. [32]
В касситский период было написано несколько фундаментальных произведений месопотамской литературы, и в основном происходила канонизация и стандартизация произведений предыдущих периодов, которые до тех пор распространялись в различных вариантах. Были также подготовлены аккадские версии некоторых шумерских мифов. [71] Касситский период, по-видимому, пользовался авторитетом среди грамотных людей последующих периодов, которые иногда искали предков среди грамотных людей, которые, как предполагалось, действовали в этот период. [72] Важные достижения этого периода включают написание канонических версий многочисленных лексических списков, [73] написание «Гимна Шамашу », одного из самых известных в древней Месопотамии, а также еще одного, посвященного чревоугодию . К этому же периоду часто относят стандартную версию «Эпоса о Гильгамеше », который, согласно традиции, принадлежит экзорцисту Син-леки-уннинни . Однако точная датировка литературных произведений зачастую невозможна: в лучшем случае эти достижения можно отнести к периоду между 1400 и 1000 гг. до н.э. [74] [75]
Одним из наиболее примечательных аспектов литературы средневавилонского периода является тот факт, что некоторые произведения отражают углубление размышлений о человеческой судьбе, в частности об отношениях между богами и людьми. Это можно обнаружить в нескольких крупных произведениях месопотамской разумной литературы — жанра, существовавшего на протяжении тысячелетия, но затем достигшего полной зрелости и предполагавшего более глубокие размышления. [76] Лудлул бел немеки («Я восхвалю Господа мудрости»; также известный как «Поэма справедливого страдальца» и «Монолог справедливого страдальца», «Хвала Господу мудрости» или «Вавилонский Иов») представляет справедливый и благочестивый человек, оплакивающий свои несчастья, причину которых он не понимает, ибо уважает богов. «Диалог пессимизма», написанный после касситского периода, предлагает аналогичную рефлексию в форме сатирического диалога. Изменения, ведущие к стандартной версии «Эпоса о Гильгамеше» , также отражают эти события: в то время как предыдущая версия подчеркивала главным образом героический аспект Гильгамеше, новая версия, кажется, вводит размышления о человеческой судьбе, в частности о неизбежности смерти. [74] [75]
Архитектурные и художественные достижения
[ редактировать ]
Как и в случае с другими культурными аспектами, приход касситов не изменил вавилонских архитектурных и художественных традиций, хотя некоторые изменения все же произошли. [3] [77]
Несколько жилых кварталов этого периода были обнаружены на вавилонских стоянках в Уре , Ниппуре и Дур-Куригальзу , где не было отмечено никаких серьезных изменений по сравнению с предыдущим периодом. Напротив, религиозная архитектура, хотя и малоизвестная, кажется, является свидетелем некоторых нововведений. [68] Небольшой храм, построенный под Караиндами комплекса Эанна в Уруке, имеет фасад, украшенный формованными обожженными кирпичами, изображающими божеств, защищающих воды, - тип орнамента, который является новшеством касситского периода. Однако официальная архитектура в основном представлена в Дур-Куригальзу, новом городе, построенном по приказу одного из королей по имени Куригалзу, где большие размеры основных зданий показывают, что наступила новая фаза монументальности. [78] [79]
В этом городе сохранилась часть обширного дворцового комплекса площадью 420 000 м2. 2 (4 500 000 кв. футов) площадью, организованной вокруг восьми единиц, было обнаружено. [80] Каждая из секций этого здания, возможно, принадлежала основным касситским племенам. Согласно тексту того времени, дворец Дур-Куригальзу был местом, где эти племена формально признавали власть новых царей при их восхождении на трон, что произошло после коронации в городе Вавилоне, который остался основная столица. [49] Некоторые помещения были украшены картинами, фрагменты которых были найдены, в том числе сцены шествий мужских персонажей, идентифицированных как сановники касситских племен. [81] К юго-востоку от дворца находился религиозный комплекс, посвященный Энлилю , в котором доминировал зиккурат , руины которого до сих пор стоят на высоте более 57 метров. На этом месте были построены и другие храмы. [82]

Каменная скульптура касситского периода представлена преимущественно барельефами, украшающими уже неоднократно упомянутый кудуррус, иконография которого особенно интересна. [83] В них представлены символы божеств, гарантирующие записанные на стеле правовые акты, которые значительно развиты художниками этого периода и заменяют антропоморфные изображения божеств, что позволило изобразить многие божества в минимальном пространстве. фигуративные изображения персонажей Тем не менее, скульпторы продолжают делать на этих стелах , как это было принято в предыдущие периоды. Кудурру из Мели-Шипака представляет этого царя, держащего за руки свою дочь, которой он пожертвовал имущество, записанное в тексте стелы, и представляя ее богине Нанайе , гаранту акта, восседающей на троне. Вверху изображены символы астральных божеств Сина ( Полумесяца ), Шамаша ( солнечного диска ) и Иштар (утренней звезды, Венеры ). [66]
Использование стекловидных материалов получило широкое развитие во второй половине второго тысячелетия до нашей эры, когда техника эмалированного стекла различных цветов (синего, желтого, оранжевого и коричневого) использовалась для изготовления покрытых глазурью глиняных ваз и архитектурных элементов. хорошим примером являются плитка и кирпичи, найденные в Акар-Чуфе. В этот период также появились первые формы стекла, которые представлены в художественной сфере вазами, украшенными мозаикой. [84] [85] [86]

определены . Во второй половине второго тысячелетия до нашей эры глиптические темы претерпели различную эволюцию, эксперты разделяют их на три-четыре типа, но хронология и географическое распространение которых до сих пор плохо Тип печати, преобладавший вначале, перенял традицию предшествующего периода; оно связывает сидящее и молящееся божество с сопровождающим изображение текстом, весьма развитым, состоящим из вотивной молитвы; гравированный материал обычно представляет собой твердый камень. Следующий тип касситского периода более оригинален; изображается центральный персонаж, часто своего рода хтоническая фигура, бог на горе или вышедший из вод, или герой, демон или деревья, окруженные джиннами . Третий касситный тип характеризуется ассирийским влиянием и наличием настоящих или гибридных животных. Более поздний стиль (также называемый «псевдо-касситским»), разработанный в конце касситского периода или вскоре после этого, был выгравирован на мягких камнях, и в изображениях преобладали животные, связанные с деревьями и обрамленные фризами из треугольников. [87] [88] [89] [90]
Список царей касситской династии
[ редактировать ]Примечание: список неопределенен, по крайней мере, до Агума II . Даты приблизительные.
- Гандас (2-я половина 18 века до н.э.)
- Агум I
- Каштилиаш I
- Усси
- Абираташ
- Каштилиаш II
- Урзигурум
- Харбасиу
- Типпетакези
- Агум II (принял власть в Вавилоне в конце 16 века до н. э.)
- Бурна-Буриаш I
- Каштилиаш III
- Уламбуриаш (начало 15 века до н.э.)
- я III
- Кадашман-Харбе I
- Караиндаш (15 век до н. э.)
- Куригалзу I
- 1374–1360 до н. э.: Кадашман-Энлиль I.
- 1359–1333 гг. До н.э.: Бурна-Буриаш II.
- 1333 г. до н. э.: Кара-хардаш.
- 1333 г. до н. э.: Нацист-Бугаш.
- 1332–1308 до н.э.: Куригалзу II .
- 1307–1282 гг. До н.э.: Нацист-Марутташ.
- 1281–1264 гг. До н.э.: Кадашман-Тургу.
- 1263–1255 гг. До н.э.: Кадашман-Энлиль II.
- 1254–1246 гг. до н.э.: Кудур-Энлиль.
- 1246–1233 гг. До н.э.: Шагаракти-Шуриаш.
- 1232–1225 гг. До н.э.: Каштилиаш IV.
- 1224 г. до н. э.: Энлиль-Надин-Шуми.
- 1223 г. до н.э.: Кадашман-Харбе II.
- 1222–1217 гг. До н.э.: Хадад-шума-иддина.
- 1216–1187 гг. До н.э.: Адад-Шума-сур.
- 1186–1172 гг. До н.э.: Мели-Шипак II .
- 1171–1159 гг. До н.э.: Мардук-апла-иддина I.
- 1158 г. до н. э.: Забаба-шума-иддин.
- 1157–1155 гг. До н. э.: Энлиль-Надин-ахи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Инверницци (1980)
- ^ Бемер и Даммер (1985)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Штейн (1997 , стр. 273–274)
- ^ Бринкман (1974 , стр. 395)
- ^ Герни (1949)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Герни (1983)
- ^ Герни (1974a)
- ^ Герни (1974b)
- ^ Андре-Сальвини (2008 , стр. 102–103)
- ^ Пейзер и Колер (1905)
- ^ Бринкман (1974 , стр. 46)
- ^ Штейн (1997 , стр. 272)
- ^ «АВС 21 (Синхронная хроника)» . Ливиус.орг . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ «Азбука 22 (Хроника П)» . Ливиус.орг . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Гласснер (1993 , стр. 170–178, 223–227)
- ^ Грейсон (1987)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Письма Амарны, EA 1 и EA 15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бекман (1999 , стр. 132–137)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Слански (2003а)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шарпен (2004 , стр. 169–191)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бринкман (2006)
- ^ Астур (1986 , стр. 327–331)
- ^ Ричардсон (2005 , стр. 273–289)
- ^ Фрей, Клок-Фонтаниль и Мазойер (2007 , стр. 111–117)
- ^ Поттс (2006 , стр. 112–114)
- ^ Лион, Б. «Касситы (rois)». В Жоаннесе (2001) , с. 164.
- ^ Ломбард (1999 , стр. 122–125)
- ^ Ливерани (2000 , стр. 15–24)
- ^ Моран (1987)
- ^ Ливерани (1998–1999)
- ^ Бекман (1999 , стр. [ нужна страница ] )
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лион, Б. «Срединно-вавилонский». В Жоаннесе (2001) , с. 523.
- ^ Бекман, Г. «Международное право во втором тысячелетии: поздний бронзовый век». В Вестбруке (2003) , стр. 765–766. .
- ^ Письма Амарны, EA 13 и EA 14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лион, Б. «Касситы (rois)». В Жоаннесе (2001) , с. 165.
- ^ ван Дейк (1986)
- ^ Брайс, Т. «Вид из Хаттусы». В Лейке (2007) , стр. 503–514. .
- ^ Гарелли и др. (1997 , стр. 200–206)
- ^ Гальтер, HD «Взгляд вниз по Тигру. Взаимоотношения между Ассирией и Вавилонией». В Leick (2007) , стр. 528–530. .
- ^ Поттс (1999 , стр. 230–231)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарелли и Лемэр (2001 , стр. 44–45)
- ^ Поттс (1999 , стр. 232–233)
- ^ Голдберг (2004)
- ^ Слански (2003 , стр. 485–487).
- ^ Бринкман (1974 , стр. 405)
- ^ Бринкман (1974 , стр. 399–402)
- ^ Слански (2003 , стр. 487–489).
- ^ Бринкман (1974 , стр. 404)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мейер (1999 , стр. 317–326)
- ^ Бринкман (1974 , стр. 402)
- ^ Бринкман (1974 , стр. 406–407)
- ^ Слански (2003 , стр. 488–489).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Слански (2003 , стр. 490).
- ^ Зассманнсхаузен (2000 , стр. 409–424)
- ^ Ричардсон (2007 , стр. 25–26)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зоммерфельд (1995a , стр. 920–922)
- ^ Зоммерфельд (1995b , стр. 467–490)
- ^ Лафонт (1998 , стр. 575–577)
- ^ Ричардсон (2007 , стр. 16–17)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Адамс и Ниссен (1972 , стр. 39–41)
- ^ Нашеф (1992 , стр. 151–159)
- ^ ван Солдт (1988 , стр. 105–120)
- ^ Бринкман (1974 , стр. 397–399)
- ^ Эдвард (1960)
- ^ Вермаарк, П.С. «Отношения между Вавилонией и Левантом в касситский период». В Лейке (2007) , стр. 520–521. .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Кудурру дю король Мели-Шипак II» (на французском языке). Лувр.
- ^ Осима, Т. «Вавилонский бог Мардук». В Лейке (2007) , с. 349. .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маргерон (1991 , стр. 1181–1187)
- ^ Зассманнсхаузен (1997)
- ^ Вельдхейс (2000)
- ^ Жоаннес (2003 , стр. 23–25)
- ^ Ламберт (1957)
- ^ Тейлор, Дж. Э. «Вавилонские списки слов и знаков». В Лейке (2007) , стр. 437–440. .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж (2003 , стр. 28)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж, Эндрю Р. «Гильгамеш и литературные традиции древней Месопотамии». В Лейке (2007) , стр. 451–453. .
- ^ Ламберт (1996 , стр. 14–17)
- ^ Кленгель-Брандт, Э. «Материальная культура в касситский период». В Андре-Сальвини (2008) , стр. 110–111. .
- ^ аль-Хайят (1986)
- ^ Клейден (1996 , стр. 112–117)
- ^ Маргерон (1982 , стр. 451–458 и рис. 328–330)
- ^ Томабечи (1983)
- ^ Маргерон (1991 , стр. 1107)
- ^ Деманж Ф. «Кудуррус, тип касситского памятника?». В Андре-Сальвини (2008) , стр. 112–115; 118–121. .
- ^ Кабе (2008)
- ^ "Античная фаянсовая посуда" (2005)
- ^ Соваж, М.; Жоаннес, Ф. «Верре». В Жоаннесе (2001) , стр. 909–910. .
- ^ Штейн (1997 , стр. 274)
- ^ Мэтьюз (1990)
- ^ Мэтьюз (1992)
- ^ Коллон, Д. «Вавилонские печати». В Лейке (2007) , стр. 107–110. .
Примечания
[ редактировать ]Эта статья изначально была полностью или частично переведена из статьи во французской Википедии.
- ^ Бринкман (1974) - это работа, датированная ныне, но она остается фундаментальной для представления источников этого периода.
- ^ Публикация большей части опубликованных текстов находится в Сассманнсхаузене (2001) , единственной недавней публикации корпуса источников из Ниппура, которая удвоила количество опубликованных текстов касситского периода.
- ^ Эти таблички из кургана Ханрим упоминаются, например, у Кесслера (1982) .
- ^ О касситах и их истории см. Садок (2005) .
- ^ О международных отношениях этого периода см. обзоры Ливерани (1990) и Брайса (2003) .
- ↑ Хаканаку — титул, первоначально использовавшийся в Аккадской империи (24–21 века до н. э.), означающий «правитель». Правители Мари (ныне Сирия) в период после обретения независимости этого города при распаде Аккадской империи приняли его в качестве своего царского титула, поэтому его часто связывают с теми правителями, чья родословная правила до конца III в. тысячелетии до нашей эры, называют «Династией Ксаканаков». в Доссене (1940)
- ↑ Энлиль был одним из главных богов месопотамского пантеона.
- ^ Об экономическом и социальном анализе содержания этих пожертвований см. Oelsner (1981 , стр. 403–410) и Oelsner (1982 , стр. 279–284).
- ^ Кемаль Балкан прямо ссылается на предполагаемый параллелизм между феодализмом и системой касситных пожертвований в своей работе «Исследования вавилонского феодализма касситского периода», которая остается одним из самых обширных исследований социальной и экономической ситуации того периода. на Балканах (1986)
Библиография
[ редактировать ]- Адамс, Роберт МакКормик ; Ниссен, Ханс Йорг (1972). Сельская местность Урука: естественная среда городского обществаДеревенская местность Урука: естественная среда городского общества . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226005003 .
- Андре-Сальвини, Беатрис, изд. (2008). Вавилон (на французском языке). Париж: Хазан - издания Лувра. ISBN 9782754102834 . Экспо.
- Астур, М. (1986), «Имя девятого касситского правителя», Журнал Американского восточного общества , 106 (2), Американское восточное общество Нью-Хейвена: 327–331, doi : 10.2307/601597 , ISSN 0003-0279 , JSTOR 601597 , OCLC 1480509
- Балкан, Кемаль (1986). Исследования вавилонского феодализма касситского периода . Публикации Ундены. ISBN 9780890031933 .
- Алекса Бартельмус и Катя Стерницке, «Кардуниаш: Вавилония под касситами. Материалы симпозиума, проходившего в Мюнхене с 30 июня по 2 июля 2011 г. / Материалы Мюнхенского симпозиума с 30 июня по 2 июля 2011 г.», Том 1 Кардуниаш. Вавилония под касситами 1, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2017. ISBN 9781501511639 https://doi.org/10.1515/9781501503566
- Алекса Бартельмус и Катя Стерницке, «Кардуниаш: Вавилония под касситами. Материалы симпозиума, проходившего в Мюнхене с 30 июня по 2 июля 2011 г. / Материалы Мюнхенского симпозиума с 30 июня по 2 июля 2011 г.», Том 2 Кардуниаш. Вавилония под касситами 2, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2017, ISBN 9781501512162 https://doi.org/10.1515/9781501504242
- Бекман, Гэри М. (январь – апрель 1983 г.). «Месопотамцы и месопотамское обучение в Хаттуше». Журнал клинописных исследований . 35 (1–2): 97–114. дои : 10.2307/3515944 . hdl : 2027.42/77476 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 3515944 . OCLC 1782513 . S2CID 163616298 .
- Бекман, Гэри М. (1999). Хеттские дипломатические тексты . Ученые Пресс. ISBN 9780788505515 .
- Бемер, Р.М.; Даммер, Х.-В. (1985). Скажите Имлихие, Скажите Зубейди, «Скажите Аббасу» (на немецком языке). Майнц: П. фон Заберн.
- Бринкман, Джон Энтони (1974). «Монархия во времена касситской династии». В Гарелли, Пол (ред.). Дворец и королевская власть (Археология и цивилизация) . Париж: Пол Гетнер. стр. 395–408.
- Бринкман, Дж. А. (1976). Материалы и исследования по касситской истории: каталог клинописных источников, относящихся к конкретным монархам касситской династии . Том. 1. Восточный институт Чикагского университета.
- Бринкман, Дж. А. (2006). «Гранты Вавилонской царской земли, памятники финансового интереса и призыв к Божественному». Журнал экономической и социальной истории Востока . 49 (1). Лейда: Брилл: 1–47. дои : 10.1163/156852006776207242 . ISSN 0022-4995 . ОСЛК 6009613 .
- Брайс, Тревор Р. (2003). Письма великих королей Древнего Ближнего Востока: королевская переписка позднего бронзового века . Рутледж. ISBN 9781134575855 .
- Кабе, А. (2008). «Вавилон, Рождение легенды». Les Dossiers d'archéologie (на французском языке): 35–42. ISSN 1141-7137 .
- Шарпен, Доминик (2004). «Библиографические хроники. 2, Память юридических актов: о вавилонском кудуррусе». Revue Assyriologique (на французском языке).
- Клейден, Т. (1996). «Куригальзу I и восстановление Вавилонии». Ирак . 58 . Британская школа археологии в Ираке: 109–121. дои : 10.2307/4200423 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 4200423 . OCLC 1714824 .
- Коэн, Ю. (2004). «Кидин-Гула - иностранный учитель школы писцов Эмара». Ревю Ассириологическое : 81–100.
- Кертис, Джон (1995). Поздняя Месопотамия и Иран: Племена и империи, 1600-539 гг. до н.э.: Материалы семинара памяти Владимира Георгиевича Луконина . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 9780714111384 .
- ван Дейк, Дж. (1986). «Династические браки между касситами и эламами: роковая политика». Ориенталия . Серия Нова (на немецком языке). 55 (2). Папский Istituto Biblico. Facoltà di Studi dell'Antico Oriente: 159–170. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43075392 . OCLC 456502479 .
- Доссен, Жорж (1940). «Фундаментальные надписи из Мари». Сирия (на французском языке). 21 (2). Французский институт Ближнего Востока: 152–169. дои : 10.3406/syria.1940.4187 . ISSN 0039-7946 . S2CID 191465937 .
- Эдзард, Д.О. (1960). «Отношения Вавилонии и Египта в средневавилонский период и золото». Журнал экономической и социальной истории Востока (на немецком языке). Брилл: 38-55. ISSN 0022-4995 . ОСЛК 6009613 .
- Фрей, Жак; Клок-Фонтаниль, Изабель; Мазуайе, Мишель (2007). От истоков до конца древнего Хеттского царства: Хетты и их история (на французском языке). Париж: L'Harmattan. ISBN 9782296167155 .
- Гарелли, Пол; Дюран, Жан-Мари; Гонне, Хатидже; Бренике, Катрин (1997). народов . Азиатский Ближний Восток, том 1: От истоков до вторжений морских Новый Клио (на французском языке). Париж: Press Universitaires de France. ISBN 9782130737193 . OCLC 7292355675 – через Google Книги. ( изд. 1969 г., Интернет-архив )
- Гарелли, Пол; Лемэр, Андре (2001). Азиатский Ближний Восток, том 2: Месопотамские империи, Израиль (на французском языке). Париж: Press Universitaires de France. ISBN 9782130520221 .
- Джордж, Арканзас (2003). «Сын-леки-уннинни и стандартный эпос Гигамес». Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199278411 .
- Гласснер, Жан-Жак (1993). Месопотамские хроники (на французском языке) (2-е изд.). Париж: Les Belles Lettres. ISBN 9782251339184 .
- Голдберг, Дж. (2004). «Берлинское письмо, среднеэламская хронология и генеалогия Сутрук-Наххунте I». Ираника Антиква . 39 . Лейда: Брилл: 33–42. дои : 10.2143/IA.39.0.503891 . ISSN 0021-0870 .
- Грейсон, АК (1987). Царские надписи Месопотамии. Ассирийский период. Ассирийские правители третьего и второго тысячелетия до нашей эры (до 1115 года до н.э.) . Университет Торонто Пресс.
- Герни, Орегон (1949). «Тексты из Дур-Куригальзу». Ирак . 11 (1). Британская школа археологии в Ираке: 131–149. дои : 10.2307/4241691 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 4241691 . OCLC 1714824 . S2CID 163670183 .
- Герни, Орегон (1974a). Средневавилонские юридические документы и другие тексты . Лондон: Попечители Британского музея и музея Пенсильванского университета.
- Герни, Орегон (1974b). Тексты Урских Раскопок VII . Лондон: Публикации Британского музея.
- Герни, Орегон (1983). Средневавилонские юридические земельно-экономические тексты из Ура . Оксфорд: Британская школа археологии в Ираке. ISBN 9780903472074 . OCLC 13359170 .
- Инверницци, А. (1980). Раскопки в районе Елхи (Проект Хамрин, Ирак) . Полет. 15. Туринский университет. стр. 19–49. ISSN 0076-6615 . OCLC 310136669 .
- Изреэль, Шломо (1997). Научные таблички Амарны . Гронинген: Брилл. ISBN 9789072371836 .
- Джоаннес, Фрэнсис (2001). Жоаннес (ред.). Словарь месопотамской цивилизации (на французском языке) (издание Парижа). Роберт Лаффон. ISBN 9782702866573 .
- Жоаннес, Ф. (2003). «Свод Хаммурапи и сокровища Лувра. Месопотамская литература». Археологические файлы . 288 . ISSN 1141-7137 .
- аль-Хайят, А.А. (1986). «Вавилония: Акар-Куф: столица касситов». Файлы истории и археологии (на французском языке). 103 :59–61. ISSN 0299-7339 . OCLC 436700634 .
- Кесслер, К. (1982). «Таблетки из касситовой глины из Телль-Имлихие» . Baghdad Communications (на немецком языке). 13 . Немецкий археологический институт. Багдадский дивизион: 51–116. ISSN 0418-9698 .
- Кляйн, Джейкоб; Скайст, Аарон Джейкоб, ред. (1990). Бар-Иланские исследования по ассириологии, посвященные Пинхасу Арци . Издательство Университета Бар-Илан. ISBN 9789652261007 .
- Лафон, С. (1998). «Феодализм и феодализм на Древнем Ближнем Востоке». В Бурназеле, Эрик; Поли, Жан-Пьер (ред.). Феодалы (на французском языке). Париж: Press Universitaires de France. ISBN 9782130636595 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1957). «Предки, авторы и каноничность». Журнал клинописных исследований . 11 (1). Кембридж, Массачусетс: Американские школы восточных исследований: 1–14. дои : 10.2307/1359284 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359284 . OCLC 1782513 . S2CID 164095626 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1996). Вавилонская литература мудрости . Айзенбрауны. ISBN 9780931464942 .
- Лейк, Гвендолин, изд. (2007). Вавилонский мир . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781134261284 .
- Ливерани, Марио (1990). Престиж и интерес: международные отношения на Ближнем Востоке ок. 1600-1100 гг. до н.э. Падуя: Саргон.
- Ливерани, М. (1998–1999). Письма Эль-Амарны (2 тома) (на итальянском языке). Падуя: Письма Эль-Амарны. ISBN 9788839405661 .
- Ливерани, М. (2000). «Клуб великих держав». В Коэне, Раймонде; Уэстбрук, Рэймонд (ред.). Амарнская дипломатия, начало международных отношений . Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9780801871030 .
- Ломбард, П. (1999). «Оккупация касситами Месопотамии». Бахрейн, Цивилизация двух морей (на французском языке). Париж: Институт арабского мира .
- Маргерон, Жан-Клод (1982). Исследование месопотамских дворцов бронзового века (на французском языке). Париж: П. Гютнер.
- Маргерон, Жан-Клод (1991). «Семитские святилища». Дополнение к Библейскому словарю, fascic. 64 Б-65 (на французском языке). Париж: Летузи и Ане.
- Мэтьюз, Дональд М. (1990). Принципы композиции в ближневосточной глиптике конца второго тысячелетия до нашей эры. Фрибур : Universitätsverlag. ISBN 9783525536582 .
- Мэтьюз, Дональд М. (1992). Касситская глиптика Ниппура . Фрибур : Университетское издательство. ISBN 9783727808074 .
- Мейер, Ян Ваалке (1999). «Дворец Акар-Куфа: племенные структуры в касситском обществе». В Бёке, Барбара; Канчик-Киршбаум, Э.; Рихтер, Т.; Ренгер, Йоханнес (ред.). Munuscula Mesopotamica, Festschrift Йоханнеса Ренгера (на немецком языке). Мюнстер: Айзенбраунс. ISBN 9783927120815 .
- Моран, Уильям Л. (1987). Письма из Эль-Амарны: дипломатическая переписка фараона (на французском языке). Париж: Editions du Cerf. ISBN 9782204026451 .
- Нашеф, К. (1992). «Сельская местность Ниппура в касситский период». В Эллисе, Мария де Йонг (ред.). Ниппур в честь столетия: статьи, прочитанные в 35-летнем возрасте и Международная ассириологическая встреча, Филадельфия, 1988 г. Фонд С.Н. Крамера, Вавилонский отдел, Университетский музей. ISBN 9780924171017 .
- Ольснер, Дж. (1981). «Об организации общественной жизни в касситской и посткасситской Вавилонии: административная структура и общины». В Хирше, Х.; Голод, Х. (ред.). Лекции, прочитанные на 28-м Международном ассириологическом мероприятии в Вене, 6–10 июля 1981 г. (на немецком языке). Вена: Институт востоковедения Венского университета.
- Ольснер, Дж. (1982). «Landvergabe im kassitischen Babylonien». В Дандамаев, М.А.; Гершевич И.; Кленгель, Х.; Коморочи, Г.; Ларсен, Монтана; Постгейт, Дж. Н. (ред.). Общества и языки на Древнем Ближнем Востоке: Исследования в честь И. М. Дьяконова (на немецком языке). Уорминстер: Арис и Филлипс.
- Паулюс, Сюзанна; Клейден, Тим (2020). Вавилония под властью Силендской и Касситской династий . Берлин и Бостон: Де Грюйтер.
- Паулюс, Сюзанна (2022). «Касситская Вавилония». В Карен Рэднер, Надин Мёллер и Дэниел Т. Поттс (ред.). Оксфордская история Древнего Ближнего Востока, Том 3: От гиксосов до конца второго тысячелетия до нашей эры . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 801–868.
- Пейзер, Феликс Эрнст; Колер, Йозеф (1905). Документы времен Третьей Вавилонской династии (на немецком языке). Берлин: В. Пейзер.
- Поттс, Д.Т. (1999). Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521564960 .
- Поттс, Д.Т. (2006). «Эламиты и касситы в Персидском заливе». Журнал ближневосточных исследований . 65 (2). Журнал ближневосточных исследований: Чикагский университет. Кафедра восточных языков и литературы: 111–119. дои : 10.1086/504986 . ISSN 0022-2968 . S2CID 162371671 .
- Ричардсон, С. (2005). «Проблемы в сельской местности, ana tar?i Samsuditana: милитаризм, касситы и падение Вавилона I». В Кальвелагене, Р.; ван Солдт, WH; Кац, Дина (ред.). Этническая принадлежность в древней Месопотамии: доклады, прочитанные на 48-м Международном ассириологическом мероприятии в Лейдене, 1-4 июля 2002 г. Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 9789062583133 .
- Ричардсон, С. «Мир вавилонской деревни». В Лейке (2007) .
- Зассманнсхаузен, Леонхард (1997). «Средневавилонские круглые таблички из Ниппура». Baghdad Communications (на немецком языке). 28 . Майнц: Немецкий археологический институт. Багдадский дивизион: 185–208. ISSN 0418-9698 . OCLC 564591813 .
- Сассманнсхаузен, Л. (2000). «Адаптация касситов к вавилонской цивилизации». Ин ван Лерберге, Карел; Воэт, Габриэла (ред.). Языки и культуры в контакте: на перекрестке цивилизаций в Сирийско-Месопотамском царстве; Труды 42-го РАИ . Левен: Питерс Пресс. ISBN 9789042907195 .
- Сассманнсхаузен, Л. (2001). Вклады в управление и общество Вавилонии в касситский период (на немецком языке). Майнц: из Заберна. ISBN 9783805324717 .
- Слански, Кэтрин. «Средний вавилонский период». В Уэстбруке (2003) . .
- Слански, Кэтрин Э. (2003a). Вавилонские права Нарус (кудуррус): исследование их формы и функций . Бостон: Американские школы восточных исследований. ISBN 9780897570602 .
- Зоммерфельд, Вальтер (1995a). «Касситы Древней Месопотамии: истоки, политика и культура». В Сассоне, Джек М. (ред.). Цивилизации Древнего Ближнего Востока . Нью-Йорк: Скрибнер. стр. 917–930.
- Зоммерфельд, Уолтер (1995b). «Вавилонский феодализм». В Дитрихте, М.; Лорец, О.; фон Зоден, Вольфрам (ред.). От Древнего Востока до Ветхого Завета: Festschrift для Вольфрама Фрейхеррн фон Зодена (на немецком языке). Нойкирхен-Флюйн: Бутзон и Беркер. ISBN 9783766699770 .
- ван Солдт, WH (1988). «Орошение в касситской Вавилонии». Орошение и земледелие в Месопотамии Часть I. Бюллетень по шумерскому сельскому хозяйству. Том. IV. Кембридж: Шумерская сельскохозяйственная группа. стр. 104–120. ISSN 0267-0658 .
- ван Солдт, WH (1995). «Вавилонские лексические, религиозные и литературные тексты и образование писцов в Угарите и его значение для алфавитных литературных текстов». У Дитриха, Манфрида; Лорец, Освальд (ред.). Восточно-средиземноморский культурный центр на Древнем Ближнем Востоке: результаты исследования и перспективы . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 9783927120174 .
- Штейн, Диана Л. (1997). «Касситы (месопотамские народы)». В Мейерсе, Эрик М. (ред.). Оксфордская энциклопедия археологии Древнего Ближнего Востока . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. стр. 271–275.
- Томабечи, Ю. (1983). «Настенные росписи из Дура Куригалзу». Журнал ближневосточных исследований . 42 (2). Чикагский университет. Кафедра восточных языков и литературы: 123–131. дои : 10.1086/373002 . ISSN 0022-2968 . S2CID 161783796 .
- ван дер Торн, Карел (2000). «Клинописные документы из Сирии и Палестины: тексты, писцы и школы». Журнал Немецкой палестинской ассоциации . 116 (2). Немецкая ассоциация изучения Палестины: 97–113. ISSN 0012-1169 . JSTOR 27931644 . OCLC 6291473 .
- Трокай, М. (1998). «Relations Artistiques entre Hittites et Kassites» [Художественные отношения между хеттами и касситами]. В Эрканале Х. (ред.). XXXIVème Rencontre Assyriologique Internationale [ XXXIV Международная ассириологическая встреча ] (на французском языке). Анкара: Тюрк Тарих Куруму Басимеви 1998 [Типография Турецкого исторического общества].
- Вельдхейс, Н. (2000). «Касситские упражнения: литературные и лексические выдержки». Журнал клинописных исследований . 52 . Кембридж, Массачусетс: Американские школы восточных исследований: 67–94. дои : 10.2307/1359687 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359687 . OCLC 1782513 . S2CID 162919544 .
- Уэстбрук, Раймонд, изд. (2003). «История древнего ближневосточного права». Handbuch der Orientalistik . Том. 1. Лейден: Брилл.
- Садок, Р. (2005). «Касситы» . Энциклопедия Ираника . Том XVI, Фаск. 2. стр. 113–118. ISSN 2330-4804 .
- «Античная фаянсовая посуда». Археологические файлы (на французском языке). 304 :14–18, 29–31. 2005. ISSN 1141-7137 .
