Аккадский царский титул


Аккадский или месопотамский царский титул относится к царским титулам и эпитетам (а также стилю, в котором они были представлены), принятым монархами Древней Месопотамии от аккадского периода до падения Нововавилонской империи (примерно 2334–539 гг. до н.э.), с некоторыми скудное использование в поздние периоды Ахеменидов и Селевкидов . Титулы и порядок их представления различались от короля к королю, при этом сходство между королями обычно объяснялось явным выбором короля присоединиться к предшественнику. Некоторые титулы, такие как аккадский шар кибрат эрбетти («король четырех углов света») и шар кишшатим («царь Вселенной») и неошумерский шар мат Шумери у Аккади («король Шумера и Аккада»). ) будут использоваться более тысячи лет в нескольких разных империях, а другие использовались только одним королем.
В аккадскоязычных царствах Ассирии и Вавилонии развивались отдельные стили аккадской титулатуры, сохраняя титулы и элементы более ранних царей, но применяя новые королевские традиции. В ассирийском царском титуле акцент обычно делался на силе и могуществе царя, тогда как вавилонский царский титул обычно делался на защитной роли и благочестии царя. Монархи, которые контролировали и Ассирию, и Вавилон (например, некоторые неоассирийские цари ), часто использовали «гибридные» титулы, сочетающие в себе аспекты обоих. Такие гибридные титулы также зафиксированы для единственных известных примеров аккадских титуляров после падения Нововавилонской империи, использовавшихся Киром Великим (годы правления 559–530 до н.э.) из Империи Ахеменидов и Антиохом I (годы правления 281–261). э.) империи Селевкидов, которые также представили некоторые аспекты своей собственной царской идеологии .
История
[ редактировать ]Месопотамские королевские титулы различаются по содержанию, эпитетам и порядку в зависимости от правителя, династии и продолжительности правления монарха. Образцы расположения и выбор титулов и эпитетов обычно отражают конкретных королей, а это также означало, что более поздние правители, пытавшиеся подражать более раннему великому королю, часто присоединялись к своим великим предшественникам через выбранные титулы, эпитеты и порядок. Таким образом, королевские надписи на аккадском языке могут быть важным источником информации о королевской идеологии любого конкретного короля, а также при изучении социокультурных факторов во время правления отдельных королей. [1] [2]
Происхождение
[ редактировать ]
Хотя цари (и, следовательно, очевидно, царские титулы) существовали в Месопотамии с доисторических времен, первым великим «новатором» царских титулов был Нарам-Син из Аккада (годы правления 2254–2218 до н. э.), внук Саргона из Аккада и четвертый правитель Аккадской империи . Нарам-Син представил идею царствования в четырех углах (например, в четырех населенных регионах Земли) с титулом « Царь четырех углов мира », вероятно, в географических терминах выражая свое владычество над регионами Элам , Субарту , Амурру и Аккад (представляющие восток, север, запад и юг соответственно). [3] Вполне возможно, что Нарам-Син был вдохновлен претендовать на этот титул после завоевания города Эбла , в котором четырехстороннее разделение мира и вселенной было важной частью городской идеологии и верований. Нарам-Син также был первым царем, заявившим о своей божественности при жизни. Хотя и его отец Маништушу , и его дед Саргон были признаны божественными, их обожествили только посмертно . [4] Принятие титула «Бог Аккада», возможно, произошло благодаря тому, что Нарам-Син одержал великую победу над крупномасштабным восстанием против его правления. Нарам-Син был также первым месопотамским правителем, принявшим эпитет даннум («могучий»). [5]
Другой титул, тесно связанный с аккадскими правителями, был шар кишшатим . Дословный перевод этого титула — «Царь Киша», причем Киш был одним из наиболее престижных шумерских городов, который во времена, предшествовавшие Аккадской империи, часто считался имеющим своего рода первенство над другими городами региона. Использование этого титула, который не ограничивался королями, фактически владевшими самим городом, подразумевало, что правитель был строителем городов, победителем в войне и праведным судьей. [6] Ко времени Саргона Аккадского «царь Киша» означал уполномоченного Богом правителя, обладавшего правом управлять всем Шумером; возможно, это слово начало относиться к своего рода универсальному правилу уже за столетия до прихода Саргона к власти. . [7] Благодаря его использованию Саргоном Аккадским и его преемниками значение титула было изменено с «Царя Киша» на более хвастливое «Царь Вселенной», как его интерпретировали более поздние правители на протяжении более тысячи лет. [8]
ввели новые титулы После падения Аккада цари Третьей династии Ура . Основатель этой династии Ур-Намму (годы правления 2112–2095 до н.э.) объединил титул «царя Аккада» с традиционным « царем Шумера », стремясь объединить под своей властью север и юг Месопотамии. создание титула « царя Шумера и Аккада ». Хотя аккадские цари использовали оба титула: «царь Аккада» и «царь Шумера», объединенный титул был новым. Саргон Аккадский даже во время своего правления был категорически против объединения Шумера и Аккада. В период ранней династии III ( ок. 2900–2350 ) двойные титулы использовались некоторыми царями с такими примерами, как «господин Шумера и царь нации» и «царь». Урука . и царя Ура » Однако эти титулы были уникальными для своих правителей, никогда больше не появлялись и повторяли слово «король» при упоминании второго королевского сана. Ур-Намму был признан священством в Ниппур и коронован как правитель двух земель, окружающих Ниппур «справа и слева». [9] Четвертый царь Третьей династии Ура, Амар-Син (годы правления 2046–2038 до н.э.), был первым правителем, который ввел титул шарру данну («могучий царь»), заменив более ранний эпитет даннум . [10]
Когда Третья династия Ура распалась и ее вассалы снова стали независимыми государствами, бывшие вассальные города часто лишь косвенно отказывались от своей верности Уру. Поскольку правитель Ура был обожествлен и, следовательно, формально был богом, правящие титулы, такие как шар («царь»), применялись к главным божествам городов. В результате ранее подчиненные титулы, такие как Шакканакки и Ишшиак (оба переводятся как «губернатор»), стали суверенными правящими титулами. [10]
Ассирийская и вавилонская титулатура
[ редактировать ]
На протяжении столетий после падения Третьей династии Ура основными царствами, которые развивались в Месопотамии, были Ассирия на севере и Вавилония на юге. Цари Ассирии называли себя Ишшиак до правления среднеассирийского царя Ашур-убаллита I в 14 веке до нашей эры, который еще раз ввел титул шар , обозначающий его роль как абсолютного монарха. [11]
Как правило, ассирийские царские надписи обычно прославляют силу и могущество царя, в то время как вавилонские царские надписи, как правило, сосредотачиваются на защитной роли и благочестии царя. [1] Ассирийские титуляры обычно также часто подчеркивают царскую генеологию царя, чего не делают вавилонские титуляры, а также подчеркивают моральные и физические качества царя, преуменьшая при этом его роль в судебной системе. [12] Ассирийские эпитеты о царском происхождении различаются в зависимости от того, как далеко они простираются, чаще всего просто обсуждая происхождение с точки зрения «сына ...» или «брата ...». В некоторых случаях родословная простирается гораздо дальше. Шамаш-шума-укин (годы правления 667–648 до н. э.) описывает себя как «потомка Саргона II », своего прадеда. Более того, Асархаддон (годы правления 681–669 до н. э.) называет себя «потомком вечного семени Бел-бани », царя, который жил бы более чем за тысячу лет до него. [13]
Ассирийские царские титулы часто менялись в зависимости от того, где должны были отображаться титулы; титулы одного и того же ассирийского царя были разными в их родной стране, Ассирии, и в завоеванных регионах. Те неоассирийские цари, которые контролировали город Вавилон, использовали своего рода «гибридный» титул на юге, сочетая в себе аспекты ассирийской и вавилонской традиции, подобно тому, как традиционные вавилонские божества продвигались на юге наряду с главным ассирийским божеством Ашур . [12] Принятие ассирийскими царями многих традиционных южных титулов, в том числе древнего «царя Шумера и Аккада», послужило легитимизации их правления и утверждению своего контроля над Вавилоном и нижней Месопотамией . [2] Такие эпитеты, как «избранный богом Мардуком и богиней Сарпанит » и «любимец бога Ашура и богини Муллису », оба принятые Асархаддоном, иллюстрируют, что он был одновременно ассирийцем (Ашур и Муллису, главная пара ассирийских божеств) и законный правитель Вавилона (Мардук и Сарпанит, главная пара вавилонских божеств). [14]
Большинство неоассирийских титулов, говорящих о доблести царя, например, « великий царь », «могучий царь» и даже старый « царь Вселенной », титул, восходящий к аккадским временам, не были перенесены в последующие времена. Нововавилонская империя, за двумя исключениями. Основатель Нововавилонской империи Набопаласар (годы правления 625–605 до н. э.) использует некоторые титулы (в первую очередь «могучий царь») в своих ранних надписях, возможно, из-за того, что его семья происходила из высокопоставленных чиновников ассирийцев ( факт, который он старался скрыть). Последний правитель Нововавилонской империи, Набонид (годы правления 556–539 до н.э.), взял все три ассирийских титула в надписях в конце своего правления, намеренно присоединившись к неоассирийским царям, возможно, чтобы претендовать на создание универсальной империи. как в ассирийской модели. [1]
Использование Ахеменидов и Селевкидов
[ редактировать ]
В Кира Цилиндре Кир Великий из империи Ахеменидов принимает титул многих коренных жителей Месопотамии после завоевания Вавилона в 539 г. до н.э. Как и поздние надписи Набонида, Цилиндр Кира больше соответствует традиционному ассирийскому царскому титулу, чем вавилонскому. [1] Когда ассирийские цари завоевали Вавилон, они называли себя одновременно царями Вавилона и царями Ассирии. Поскольку технически они не были законными вавилонскими правителями, поскольку не родились на вавилонском троне, они подчеркивали свою легитимность, выводя свое царствование из того факта, что они имели царский статус до завоевания Вавилона. Кир делает то же самое в Цилиндре Кира, подчеркивая, что его отец и дед были «королями Аншана » и что Кир был «наследником вечной линии королевской власти». [15]
Цилиндр Антиоха , в котором описывается, как Антиох I (годы правления 281–261 до н.э.) из империи Селевкидов перестроил храм Эзиды в городе Борсиппа , является одним из последних известных документов, написанных на аккадском языке, отделенный от предыдущего Цилиндра Кира примерно на 300 лет. Этот цилиндр также содержит последний известный пример царского титула на аккадском языке, примененного к самому Антиоху. Это важный источник о самопрезентации селевкидских царей и об отношениях между селевкидскими правителями и жителями Вавилона (расположенного недалеко от недавно основанной селевкидской столицы Селевкии ). Текст цилиндра в целом сочетает в себе и видоизменяет элементы вавилонской и ассирийской традиций царских титулов, иногда нарушая традицию, чтобы представить аспекты царской идеологии Селевкидов. [16]
Хотя титул Антиоха I, использованный в цилиндре, в прошлом интерпретировался как очень традиционно вавилонский по своей композиции, особенно по сравнению с титулом Навуходоносора II (годы правления 605–562 до н.э.) Нововавилонской империи, только два титула в Цилиндр Антиоха фактически соответствует титулам, постоянно используемым нововавилонскими царями (такими как «царь Вавилона» и «поставщик Эсагилы и Эзиды»). Другие титулы в цилиндре, в том числе «великий царь», «могучий царь» и « царь Вселенной» более характерны для неоассирийских царей. [1]
Из титулов всех предыдущих царей титул Антиоха по своему расположению больше всего напоминает титул Набонида, хотя они и не идентичны титулу Антиоха, сочетающему в себе ассирийские, вавилонские и персидские титулы. Это возможно, учитывая большой промежуток времени, отделяющий Цилиндр Антиоха от последнего известного предыдущего примера (Цилиндра Кира), а также довольно простой и краткий характер титульного листа, который смешивает традиции и идеи из-за ограниченного количества источников, которые писец мог бы использовать. приходилось работать, но королевские титулы обычно создавались с большой тщательностью и вниманием. Возможно, что эта смесь была выбрана, чтобы специально отразить более селевкидскую версию королевской власти, ассирийские титулы, такие как «могучий царь» и «великий царь», соответствовали идее царя-воина, используемой Селевкидами в остальной части их империи. Универсализация таких титулов, как «царь Вселенной», возможно, была просто привлекательной из-за отсутствия географических указаний и того, что царю не нужно было ограничивать свое царство только Вавилоном или Месопотамией (что могло бы возникнуть в результате такого титула, как «царь Шумера и Месопотамии»). Аккад»). [17] Подобно тому, как Кир Великий подчеркивал, что его происхождение было царским, несмотря на то, что он не родился на вавилонском троне, титульный лист Антиоха содержит информацию о том, что он является сыном и наследником Селевка I Никатора (первого царя Селевкидов, годы правления 305–281 до н.э.). ), которого называют «Македонцем», что связывает его с царством Александра Великого и его линией и придает Антиоху дополнительную легитимность. [15]
Примеры названий
[ редактировать ]Титулы, посвященные личности короля
[ редактировать ]Описательные титулы, похожие на эпитеты, титулы, в центре которых находится личность короля. Титулы и эпитеты, относящиеся к личности и положению царя, составляют около 24,9% неоассирийских титуляров. [13]
английский перевод названия | Название на аккадском языке | Примечания |
---|---|---|
Великий король [18] | Шарру встал [18] | Популярный титул, обозначающий короля как достаточно могущественного, чтобы вызвать уважение своих противников, часто используемый в дипломатии с другими странами. [19] Примеры пользователей: Саргон II , [18] Асархаддон [20] |
Король, которому нет равных во всех странах [21] | шарру ша ина куллат мать мать ла ишу [21] | Зарегистрировано только для Асархаддона (годы правления 681–669 до н.э.) и Ашшурбанипала (годы правления 669–631 до н.э.). [21] [22] Примеры пользователей: Асархаддон , [21] Ашурбанипал [22] |
Сильный король [18] Альтернатива «Могучий король» [20] | они распространяют урон [18] | Популярный титул, особенно в Ассирии . [1] Примеры пользователей: Саргон II , [18] Асархаддон [20] |
Титулы, посвященные отношениям короля к миру
[ редактировать ]Титулы, описывающие владения, находящиеся под контролем короля. Титулы и эпитеты, относящиеся к мирскому положению царя, составляют около 35,8% неоассирийских титуляров. [13]
Конкретные места и народы
[ редактировать ]английский перевод названия | Название на аккадском языке | Примечания |
---|---|---|
Губернатор Ассирии [23] Альтернативно «Наместник бога Ассура» [24] | Ишшиак Ашур [23] | Правящий титул древних и среднеассирийских царей. [23] Пример пользователя: Шамши-Адад I [23] |
Губернатор Вавилона [18] | Шакканакки Бабили [18] | Правящий титул древневавилонских царей . [25] Титул, использовавшийся некоторыми ассирийскими царями, правившими Вавилоном . [18] Примеры пользователей: Саргон II , [18] Асархаддон [26] |
Касситский король [27] | Сар Каш [27] | используемый касситской династией Вавилона Титул , . [27] Примеры пользователей: Agum III , [27] Караиндаш [27] |
Король Аккада [28] | здесь, в Аккади [28] | Буквально «царь земли Аккад». [28] В сочетании с «царем Шумера» Ур-Намму (годы правления 2112–2095 до н. э.), после этого встречается только в комбинированной форме «царь Шумера и Аккада». [9] Пример пользователя: Ур-Намму [9] |
Царь Ассирии [18] | Шар мат Ашур [18] | Буквально «царь земли Ассур ». Правящий титул неоассирийских царей . [18] Примеры пользователей: Саргон II , [18] Асархаддон [20] |
Царь Вавилона [18] | Шар Бабили [18] | Правящий титул монархов Вавилона . [18] Примеры пользователей: Саргон II , [18] Асархаддон , [20] Shamash-shum-ukin [29] |
Царь Вавилона [27] | вот мать Бабиль [27] | Буквально «царь земли Вавилонской». Редкий вариант вавилонского царского титула, зафиксированный у некоторых касситских царей. [27] Примеры пользователей: Agum III , [27] Караиндаш [27] |
Король Кардуниаша | Шар Кардуниаш [27] | используемый касситской династией Вавилона Титул , , « Кардуниаш » — касситское название царства с центром в Вавилоне. [27] Примеры пользователей: Agum III , [27] Караиндаш [27] |
Король Падана и Алмана [27] | Шар Мат Падан и Алман [27] | Буквально «король земли Падан и Алман». Название зарегистрировано только для Агума III ( Вавилонского ок. 1470 г. до н. э.). [27] Пример пользователя: Agum III [27] |
Король Шумера [28] | шар-мать Шумер [28] | Буквально «царь земли Шумер». [28] В сочетании с «царем Аккада» Ур-Намму (годы правления 2112–2095 до н. э.), после этого встречается только в комбинированной форме «царь Шумера и Аккада». [9] Пример пользователя: Ур-Намму [9] |
Царь аккадцев [27] | чар Аккада [27] | Вариант шар мат Аккади записан только для Агума III Вавилонского . (ок. 1470 г. до н. э.) [27] Пример пользователя: Agum III [27] |
Король Амнану [29] | Сар Амнан [29] | Выражая царскую власть над Амнану, племенная группа амореев поселилась в Вавилонии . [30] Записано только для Шамаш-шум-укина (годы правления 667–648 до н.э.). [29] Example user: Shamash-shum-ukin [29] |
Король касситов [27] | Шар Каши [27] | используемый касситской династией Вавилона Титул , . [27] Примеры пользователей: Agum III , [27] Караиндаш [27] |
Господство над Месопотамией
[ редактировать ]английский перевод названия | Название на аккадском языке | Примечания |
---|---|---|
Славный король земель [31] | Шар Матоти Шарху [31] | Вариант «Царя земель», записанный для Ашурнасирпала II (годы правления 883–859 до н.э.) и Салманасара III (годы правления 859–824 до н.э.). [31] [32] Примеры пользователей: Ашурнасирпал II , [31] Салманасар III [32] |
Король королей [33] | Шар Шаррани [33] | Представлен Тукульти-Нинуртой I из Ассирии (годы правления 1233–1197 до н.э.), [33] «Царь царей» стал особенно известным титулом во времена Империи Ахеменидов, после чего он стал использоваться в Иране и других странах вплоть до наших дней. [34] Примеры пользователей: Тукульти-Нинурта I , [33] Митридат II [35] |
Царь Шумера и Аккада [28] | Шумеры и аккадцы [28] | Правящий титул во времена Третьей династии Ура , использовавшийся более 1500 лет в более поздних империях, пытавшихся заявить права на свое наследие и наследие Аккадской империи . [36] Примеры пользователей: Ур-Намму , [9] Хаммурапи , [36] Асархаддон , [36] Сайрус [37] |
Король земель [38] | разбросаны здесь и там [38] | Введен в упрощенной форме Ашшурбанипалом (годы правления 669–631 до н.э.). [22] Видел случайное позднее использование в Ахеменидской , Селевкидской и Парфянской империях . [39] [38] [40] Примеры пользователей: Ашурбанипал , [22] Сайрус , [40] Фраат II [38] |
Претензии на универсальное правление
[ редактировать ]английский перевод названия | Название на аккадском языке | Примечания |
---|---|---|
Король всех народов [32] | Шар Кишшат Нише [32] | Записано для двух среднеассирийских царей и двух неоассирийских царей. [32] Примеры пользователей: Тукульти-Нинурта I , [41] Ашурнасирпал II [32] |
Король всех четырёх уголков мира [42] | шар куллат кибрат эрбетти [42] | Вариант «Царя четырёх углов света», использовавшийся в Среднеассирийской империи . [43] Примеры пользователей: Тиглатпаласар I , [43] Ашур-бель-кала [43] |
Король четырех сторон света [44] Альтернативно «Король четырех углов Вселенной», [45] обычно сокращается до «Король четырех углов». [46] | Шар Кибрат Эрбетти [44] Шар Кибрати Арбаи [46] Шарру Кибрат Арбаим [8] | Популярный титул, введенный Нарам-Сином (годы правления 2254–2218 до н.э.). [45] Использовался в ряде более поздних империй до его окончательного использования Киром Великим (годы правления 559–530 до н.э.). [37] Примеры пользователей: Нарам-Син , [45] Ашурнасирпал II , [44] Хаммурапи , [47] Сайрус [37] |
Король Совокупности Четырех Углов, включая всех их правителей. [44] | шар кишшат кибрате ша напар малки калишуну [44] | Вариант «Царя четырех углов света», записанный для Ашурнасирпала II (годы правления 883–859 до н.э.) и Салманасара III (годы правления 859–824 до н.э.). [44] Примеры пользователей: Ашурнасирпал II , [44] Салманасар III [44] |
Король Вселенной [46] Альтернативно «Король всего» [7] или «Король мира» [1] | идет дождь [46] мать Шарру Кишшат [48] Шар-Кишшати [48] | Популярный титул, введенный Саргоном Аккадским (годы правления 2334–2284 до н.э.). [48] Использовался в ряде более поздних империй до его окончательного использования Антиохом I (годы правления 281–261 до н.э.). [1] Примеры пользователей: Саргон , [48] Асархаддон , [46] Набонид , [1] Сайрус [37] |
Титулы, посвященные отношениям короля к божественному
[ редактировать ]Титулы, описывающие положение царя по отношению к божествам древней месопотамской религии . Титулы и эпитеты, относящиеся к божественному положению царя, составляют около 38,8% неоассирийских титуляров. [13]
английский перевод названия | Название на аккадском языке | Примечания |
---|---|---|
Губернатор Ашура [49] | шахматы Ашур [49] | Отделен от Ишшиак Ашшур тем, что этот титул относится к правителю явно от имени бога Ашура , а не к управлению регионом Ассирия. [49] Пример пользователя: Салманасар III [49] |
Губернатор Великих Богов [49] | Шакканакки илани рабути [49] | Записано только для Салманасара III (годы правления 859–824 до н.э.). [49] Пример пользователя: Салманасар III [49] |
Скромный король [21] | Шарру Шахту [21] | Титул говорит о смирении перед богами, царь не проявлял бы неполноценности по отношению к другим правителям. [50] Пример пользователя: Асархаддон [21] |
Король, который его любимец [21] | Шарру мигрирует [21] | «Его», «ее» и «их» относятся к божествам древней Месопотамии. [50] Примеры пользователей: Асархаддон , [21] Ашурбанипал [22] |
Король, который ее любимец [21] | Шарру мигрирует [21] | |
Король, который их любимец [21] | Шарру Мигришун [21] | |
Король, который боится его [21] | Шарру Палихшу [21] | «Он», «она» и «они» относятся к божествам древней Месопотамии. [50] Пример пользователя: Асархаддон [21] |
Король, который боится ее [21] | Шарру Палихша [21] | |
Король, который их боится [21] | Шарру Палихун [21] | |
Король, который его обеспечивает [18] | Шарру Жаниншу [18] | «Он», «она» и «они» относятся к божествам древней Месопотамии. [50] Пример пользователя: Саргон II [18] |
Король, который обеспечивает ее [18] | Шарру Заанинша [18] | |
Король, который их обеспечивает [18] | Шарру Заниншун [18] | |
Поставщик Эсагилы и Эзиды [1] | Занин Эсагил и Эзида [1] | Один из наиболее распространенных королевских титулов неоассирийского и нововавилонского периодов , используемый почти всеми царями. [1] Примеры пользователей: Саргон II , [18] Навуходоносор II [51] |
Эпитеты
[ редактировать ]
Королевские эпитеты обычно подчеркивали качества конкретного короля, многие правители имели по крайней мере несколько уникальных эпитетов. Типичным для вавилонских титулов является сосредоточение внимания на доброжелательных и принудительных качествах любого конкретного царя с лишь небольшим количеством упоминаний о насилии. Неоассирийские правители, в том числе Ашурбанипал, Асархаддон и Шамаш-шума-укин, часто использовали эпитет rē'û kēnu (что означает «праведный пастырь»), чтобы проиллюстрировать царскую доброжелательность. Мудрость и компетентность также являются общими моментами внимания: Асархаддон, например, упоминается как itpēšu āsis kal šipri («компетентный тот, кто знает каждое ремесло»). [50]
Многие эпитеты носят религиозный характер и обычно сосредотачиваются на царе как на «кормителе» ( zānin ) богов в той или иной роли; здесь «поставщик» означает, что король выполняет свой долг по обеспечению божеств необходимым питанием и поддержанию их храмов в хорошем состоянии. состояние. Учитывая хвастливый характер титулов Асархаддона, его эпитет каншу («покорный») может показаться странным, как и его титул шарру шату («смиренный царь»), но эти титулы указывают на смирение и неполноценность по отношению к богам, для чего и этот титул. было уместно. Ассирийский царь никогда бы не признал неполноценности в земной сфере. [50]
Эпитеты часто также иллюстрируют короля как избранного для правления богами , при этом обычно выбираются слова miru («любимый») и/или nibītu («назначаемый»). Шамаш-шума-укин называет себя мигир Энлил Шамаш у Мардука («любимец Энлиля, Шамаша и Мардука»), а Асархаддон называет себя нибит Мардук Шарпаниту («назначенный Мардука (и) Сарпанита»). Обозначение ассирийского царя как избранника богов еще больше узаконило бы его правление. [52] Царь, уважающий божественное, иногда выражается такими словами, как палаху («бояться») или такалу («верить»). Ашшурбанипал имеет эпитет рубу палиху/ша («принц, который боится его/ее»). Религиозные эпитеты также могут говорить о благочестии короля в его действиях, обычно сосредотачиваясь на строительстве (часто используется слово epēšu , «строить» или «создавать»). Шамаш-шума-укин называет себя Эпиш Эсагила («тот, кто (ре) построил Эсагилу»), имея в виду главный храм в Вавилоне. [53]
Еще одна распространенная тема эпитетов — отношение короля к своему народу. Асархаддон снова является примером: он называет себя махиру кину эшеру эбуру напаш Нисаба ушашшу ина мати («тот, кто принес на землю стабильные цены, успешные урожаи и (и) изобилие зерна»). [30]
Ассирийские эпитеты часто подчеркивают царя как военного лидера и связывают войну с божественным как часть идеи универсального правления. Распространены такие эпитеты, как «бог Ашшур дал мне силу превратить города в руины и расширить территорию Ассирии». [2]
Примеры королевских титулов
[ редактировать ]Древнеассирийский титул: Ашур-нирари I.
В одной из своих надписей Ашур-нирари I , правивший в 1529–1503 гг. до н. э., использует следующие титулы: [24] :
Наместник бога Ассура, сын Ишме-Дагана, наместник бога Ассура, строитель храма Бела-старшего.
Среднеассирийский титул: Тукульти-Нинурта I.
В одной из своих надписей Тукульти-Нинурта I , правивший в 1233–1197 гг. до н. э., использует следующие титулы: [54] :
Царь Вселенной, могучий царь, царь Ассирии, любимец Ассура, жрец Ассура, законный правитель, возлюбленный Иштар, которая подчинила Кути до самой дальней их границы; сын Салманасара, жреца Ассура, внук Адад-Нирари, жреца Ассура.
Касситский титул: Куригалзу
В одной из своих надписей касситский царь Куригалзу (было два короля с таким именем; Куригалзу I и Куригалзу II , неясно, кто из них пользовался этими титулами) [55] :
Великий царь, могучий царь, царь Вселенной , любимец Ану и Энлиля, назначенный (на царский сан) повелителем богов — я! Царь, которому нет равных среди всех царей своих предков, сын Кадашман-Харбе, непревзойденный царь...
Неоассирийский титул: Асархаддон.
В одной из своих надписей Асархаддон , правивший в 681–669 гг. до н. э., использует следующие титулы: [56] :
Великий царь, могучий царь, царь Вселенной , царь Ассирии, наместник Вавилона, царь Шумера и Аккада, сын Сеннахирима, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, внук Саргона, великий царь , могучий царь, царь Ассирии; который под защитой Ассура, Сина, Шамаша, Набу, Мардука, Иштар Ниневийской, Иштар Арбелы, великих богов, своих владык, прошел путь от восходящего до заходящего солнца, не имея соперника.
Нововавилонский титул: Навуходоносор II.
Сохранившиеся в Вавилоне титулы для Навуходоносора II , царствовавшего в 605–562 гг. до н. э., гласят следующее: [51]
Царь Вавилона , истинный пастырь, избранный стойким сердцем Мардука , возвышенный правитель, возлюбленный Набу , знающий, мудрый, обращающий внимание на пути великих богов, неутомимый правитель, кормилец Эсагилы и Эзиды
Титуляр Селевкидов: Антиох I.
Цилиндр Антиоха — последняя известная царская надпись на аккадском языке, отделенная от последней известной предыдущей (цилиндра Кира) на 300 лет. На момент создания аккадский язык уже не был разговорным языком, и содержимое цилиндра, вероятно, было вдохновлено более ранними царскими надписями ассирийских и вавилонских царей. [57] Титулатура на аккадском языке (здесь переведенная на английский) царя Селевкидов Антиоха I (годы правления 281–261 до н.э.) сохранилась в Цилиндре Антиоха из Вавилона и гласит следующее: [58]
Великий царь, могучий царь, царь Вселенной , царь Вавилона , царь Земель , кормилец Эсагилы и Эзиды, главный наследник Селевка , царь Македонянин , царь Вавилона
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Стивенс 2014 , с. 73.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Соарес 2017 , стр. 21.
- ^ Привет 1980 , с. 189.
- ^ Привет 1980 , с. 190.
- ^ Привет 1980 , с. 191.
- ^ Левин 2002 , с. 359.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стейнкеллер 2013 , стр. 146.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Левин 2002 , с. 360.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Привет 1980 , с. 192.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Привет 1980 , с. 193.
- ^ Раднер 2019 , с. 136.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карлссон 2017 , стр. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Карлссон 2017 , стр. 12.
- ^ Соарес 2017 , стр. 28.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивенс 2014 , с. 77.
- ^ Стивенс 2014 , с. 72.
- ^ Стивенс 2014 , с. 75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Карлссон 2017 , стр. 2.
- ^ Коэн и Уэстбрук 1999 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Карлссон 2017 , стр. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Карлссон 2017 , стр. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Карлссон 2017 , стр. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ливерани 2013 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лакенбилл 1926 , с. 17.
- ^ Привет 1980 , с. 194.
- ^ Карлссон 2017 , стр. 5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Гетце 1964 , с. 98.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Из Ривы 2013 , с. 72.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Карлссон 2017 , стр. 11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карлссон 2017 , стр. 14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джоханди 2012 , с. 170.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Карлссон 2016 , стр. 153.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хэнди 1994 , с. 112.
- ^ Сайкал и Шнабель 2003 , с. 9.
- ^ Ольбрихт 2009 , стр. 165.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Портер 1994 , с. 79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Перевод цилиндра Сайруса .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шайеган 2011 , с. 43.
- ^ Косьмин 2014 , с. 113.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Waerzeggers & Seire 2018 , с. 40.
- ^ Sazonov 2011 , p. 26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карлссон 2016 , стр. 150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Карлссон 2013 , стр. 255.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Карлссон 2013 , стр. 135.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раафлауб и Талберт 2010 , с. 153.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Роаф и Зголл 2001 , с. 284.
- ^ Де Миеруп 2004 , с. 119.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Левин 2002 , с. 362.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Карлссон 2016 , стр. 77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Карлссон 2017 , стр. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивенс 2014 , с. 74.
- ^ Карлссон 2017 , стр. 15.
- ^ Карлссон 2017 , стр. 16.
- ^ Лакенбилл 1926 , с. 65.
- ^ Фостер 2005 , с. 365.
- ^ Лакенбилл 1927 , с. 211.
- ^ Стивенс 2014 , с. 71.
- ^ Стивенс 2014 , с. 68.
Библиография
[ редактировать ]- Коэн, Раймонд; Уэстбрук, Раймонд (1999). Амарнская дипломатия . Джонс Хопкинс. ISBN 978-0801861994 .
- Да Рива, Росио (2013). Надписи Набопаласара, Амель-Мардука и Нериглиссара . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-1614515876 .
- Де Миеруп, Марк Ван (2004). История Древнего Ближнего Востока ок. 3000–323 гг. До н.э. (2-е изд.). Издательство Блэквелл. ISBN 978-1405149112 .
- Фостер, Бенджамин Р. (2005) [1993]. Перед музами (3-е изд.). CDL Пресс. ISBN 1-883053-76-5 .
- Гетце, Альбрехт (1964). «Касситы и ближневосточная хронология». Журнал клинописных исследований . 18 (4): 97–101. дои : 10.2307/1359248 . JSTOR 1359248 . S2CID 163491250 . ( требуется регистрация )
- Джоханди, Андреас (2012). «Месопотамское влияние на древнеперсидскую королевскую идеологию и религию: пример царских надписей Ахеменидов» . Квыйские дела (16). Совместные учебные заведения Сил обороны: 159–179. ( требуется регистрация )
- Привет, Уильям В. (1980). «Царские титулы Месопотамской периферии». Анатолийские исследования . 30 : 189–195. дои : 10.2307/3642789 . JSTOR 3642789 . S2CID 163327812 . ( требуется регистрация )
- Хэнди, Лоуэлл К. (1994). Среди воинства Небесного: сиро-палестинский пантеон как бюрократия . Айзенбрауны. ISBN 978-0931464843 .
- Гувер, Оливер Д. (2009). Справочник сирийских монет: королевские и гражданские проблемы, четвертый-первый века до нашей эры . [Справочник серии греческих монет, том 9]. Классическая нумизматическая группа. ISBN 978-0980238747 .
- Карлссон, Матиас (2013). Ранняя неоассирийская государственная идеология. Властные отношения в надписях и иконографии Ашурнасирпала II (883–859) и Салманасара III (858–824) . Кафедра лингвистики и филологии Уппсальского университета. ISBN 978-91-506-2363-5 .
- Карлссон, Маттиас (2016). Властные отношения в ранней неоассирийской государственной идеологии . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 9781614519683 . OCLC 1100967165 .
- Карлссон, Маттиас (2017). «Ассирийский царский титулярный титул в Вавилонии». S2CID 6128352 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Космин, Пол Дж . (2014). Земля королей слонов . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674728820 .
- Левин, Игаль (2002). «Нимрод Могучий, царь Киша, царь Шумера и Аккада». Ветус Заветум . 52 (3): 350–366. дои : 10.1163/156853302760197494 .
- Ливерани, Марио (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. ISBN 978-0415679060 .
- Лакенбилл, Дэниел Дэвид (1926). Древние записи Ассирии и Вавилонии, Том 1: Исторические записи Ассирии с древнейших времен до Саргона . Издательство Чикагского университета.
- Лакенбилл, Дэниел Дэвид (1927). Древние записи Ассирии и Вавилонии, Том 2: Исторические записи Ассирии от Саргона до конца . Издательство Чикагского университета.
- Ольбрихт, Марек Ян (2009). «Митридат VI Евпатор и Иран» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Осима, Такаёси М. (2017). «Безумие Навуходоносора (Даниила 4:30): воспоминание об историческом событии или легенде?» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) ( необходима регистрация ) - Портер, Барбара Н. (1994). Образы, власть и политика: образные аспекты вавилонской политики Асархаддона . Американское философское общество. ISBN 978-0871692085 .
- Раафлауб, Курт А.; Талберт, Ричард Дж. А. (2010). География и этнография: восприятие мира в досовременных обществах . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1405191463 .
- Раднер, Карен (2010). «Стела Саргона II Ассирии в Китионе: фокус новой кипрской идентичности?» (PDF) . Межкультурность в Старом Свете: Ближний Восток, Эллада, Египет и разнообразные уровни контактов . Издательство Харрасовиц. ISBN 978-3447061711 .
(по-английски)
- Раднер, Карен (2019). «Последний император или наследный принц навсегда? Ашшур-убаллит II Ассирии согласно архивным источникам» . Государственный архив ассириоведения . 28 : 135–142.
- Роаф, Майкл ; Зголл, Аннет (2001). «Ассирийские астроглифы: Черный камень лорда Абердина и призмы Асархаддона». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 91 (2): 264–295. дои : 10.1515/zava.2001.91.2.264 . S2CID 161673588 .
- Сайкал, Амин; Шнабель, Альбрехт (2003). Демократизация на Ближнем Востоке: опыт, борьба, вызовы . Издательство Университета Организации Объединенных Наций. ISBN 9789280810851 .
- Сазонов, Владимир (2011). Среднеассирийские, универсалистские царские титулы и эпитеты Тукульти-Нинуртас I (1242–1206) . Издательство «Угарит».
(на немецком языке)
- Шайеган, М. Рахим (2011). Аршакиды и сасаниды: политическая идеология в постэллинистической и позднеантичной Персии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521766418 .
- Соарес, Филипе (2017). «Титулы «Царь Шумера и Аккада» и «Царь Кардуниаша», а также ассиро-вавилонские отношения в период Саргонидов» (PDF) . Розетта . 19 :20–35.
- Штейнкеллер, Петр (2013). «Архаичная «заключенная мемориальная доска» из Киша». Журнал ассириологии и восточной археологии . 107 : 131–157. дои : 10.3917/сборка.107.0131 .
- Стивенс, Кэтрин (2014). «Цилиндр Антиоха, вавилонская стипендия и имперская идеология Селевкидов» (PDF) . Журнал эллинистических исследований . 134 : 66–88. дои : 10.1017/S0075426914000068 . JSTOR 43286072 .
- Вэрцеггерс, Кэролайн; Сейре, Маарья (2018). Ксеркс и Вавилония: клинописные свидетельства (PDF) . Издательство Питерс. Архивировано из оригинала (PDF) 9 декабря 2020 г. Проверено 31 марта 2019 г.
Веб-сайты
[ редактировать ]- «Ливий — Перевод Кира Цилиндра» . www.livius.org . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 19 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Древние записи Ассирии и Вавилонии» Дэниела Дэвида Лакенбилла , том 1: Исторические записи Ассирии с древнейших времен до Саргона (1926 г.) и Древние записи Ассирии и Вавилонии, том 2: Исторические записи Ассирии от Саргона до конца (1927 г.), содержащий переводы большого количества царских ассирийских надписей.