Jump to content

Ашур (бог)

Ашур
Неоассирийский солнечный диск , который традиционно считается символом Ашура.
Другие имена
  • Белу Рабу
  • Аб Илани
  • Шаду роза
Главный культовый центр Ассур , Урук (6 век до н. э.)
Генеалогия
Братья и сестры Шеруа
Супруга Муллису ( Иштар Арбелы , Иштар Ассурская, Иштар Ниневийская ), Шеруа
Потомство Нинурта , Забаба , Шеруа , Иштар из Арбелы

Ашур , Ашшур , также пишется Ашур , Ашшур ( шумерский : 𒀭𒊹 , латинизированный: AN.SHAR₂ , ассирийская клинопись : 𒀭𒊹 Аш-шур , 𒀭𒀀𒇳𒊄 ᵂa - ᒂ ) [1] был национальным богом ассирийцев в древние времена до их постепенного обращения в христианство между I и V веками нашей эры.

Имя бога Ашура пишется точно так же, как и имя города Ассура . В современной науке некоторые ассириологи предпочитают использовать разные варианты написания бога по отношению к городу, чтобы различать их. В древнеассирийский период и город, и бог обычно писались как А-Шур. Бог Ашур писался как д А-здесь, А-здесь д А-Шур или А-Шур, и, судя по сравнительным данным, общее нежелание использовать божественный определитель в Анатолии, по-видимому, больше, чем данные из самого города Ассура. [2] Начиная со среднеассирийского периода, Ашшур обычно писался как Аш-шур, обозначая бога, город и государство (мат Ашшур = Ассирия).

Имя Ашура однажды было написано как АН.ШАР на бусине Тукульти-Нинурты I. В надписях Саргона II Ашур иногда упоминался как Аншар , а при Сеннахириме это стало распространенным системным способом написания его имени. [3] После падения Ассирийского государства Ашур продолжал почитаться как Аншар в нововавилонском Уруке . Поскольку ассирийские цари, как правило, неохотно навязывали поклонение Ашуру в подчиненных областях, предполагается, что Ашур был завезен в Урук естественным путем ассирийцами. [4]

Третье тысячелетие до нашей эры

[ редактировать ]

Мало что известно о городе Ассур в третьем тысячелетии, но город, возможно, имел религиозное значение. [5] Хотя в городе действительно был храм, посвященный их собственной локализованной Иштар (Иштар Ассурской), нет известных упоминаний об Ашуре как об отдельном божестве. [6] и неизвестно, существовал ли в это время культ Ашура. [7] хотя такую ​​возможность нельзя исключать из-за недостатка доказательств. [6]

Старый ассирийский период

[ редактировать ]

Древнеассирийский период современен периодам Исин-Ларса и старовавилонскому периоду в южной Месопотамии после того, как город стал независимым от Ура. В древнеассирийский период храм бога был построен и обслуживался резиденциями города. Ашур начал появляться в таких текстах, как договоры и королевские надписи, и король возложил их легитимность на бога. [8] В древнеассирийский период цари никогда не принимали на себя титул царя, вместо этого называя себя губернатором (ишшиак) или правителем города (рубаум), сохраняя вместо этого титул царя за Ашуром. [9] Понгратц-Лейстен отмечает, что подобные случаи можно было найти в пресаргоническом Лагаше , где цари Лагаша называли себя энси (правителями) Лагаша, а также в Эшнунне , тем более что ранние цари Эшнунны обращались к Тишпаку с титулами, традиционно связанными с с королями, такими как «король четырех углов». [10] Однако в древнеассирийский период царь еще не был главным жрецом Ашура. [11]

Самое раннее выражение того, что бог Ашур был царем города, а правитель был его представителем, было в печати Силулу, где первые строки гласили: «Ашур - король, Силулу - губернатор (ишшиак) Ассура». Надпись заканчивалась фразой АРАД-ЗУ, связывающей печать с администрацией Ура III . [12] но вместо сцены представления показана торжествующая фигура, топчущая врага, имеющая сходство с Нарам-Сина позой на его победной стеле и утраченным изображением Шу-Сина, топчущего своего врага. [12] В сочетании с идеологией Ашура как царя города победоносная фигура могла представлять Ашура. [12] [а] Династия Пузур -Ассур повторно использовала сцену представления, на которой изображен поклоняющийся (владелец печати), которого богиня ведет к сидящему богу. Учитывая, что владельцем печати был ассирийский правитель, вполне вероятно, что сидящим богом является Ашур. [13]

Почти половина древнеассирийских теофорных имен связана с богом Ашуром, а еще около 4 процентов - с алумом (городом), который относится к городу Ассуру. Однако неясно, относится ли термин Ашшур в именах к богу или городу. [14] Теофорные имена с участием Ашура, как правило, исключительно ассирийские. [15]

За пределами города Ассура ассирийские купеческие колонии в Анатолии построили святилища богу Ашуру. [16] включая такие предметы, как его статуя, кинжал и нож/копье. [17] Клятвы были принесены [18] и были вынесены приговоры [19] перед кинжалом. Кинжал, похоже, тоже подвергался возлияниям. [20] Оружие Ашура, более известное тем, что оно размещалось в ассирийских провинциальных центрах и государствах-клиентах в неоассирийский период. [21] были также известны в древнеассирийский период и, по-видимому, использовались в испытаниях (вместе с мечом Ашура и другим символом Ашура) [22] где обвиняемому придется вытащить оружие из ножен, поскольку виновный не сможет вытащить оружие из-за божественного отказа. [23] Торговцы клялись именами таких богов, как Ашур, Иштар , Иштар-ЗА-АТ и Нисаба , что они говорили правду. [18] Торговцам часто предлагается вернуться в город Ассур, чтобы отдать дань уважения Ашуру. [11]

В 1808 году до нашей эры Шамши-Адад захватил Ассур, сверг ассирийского царя и включил Ассур в свое царство. Хотя он никогда не устанавливал Ассура своей резиденцией царствования, он принял на себя положение царя в городе и оставил надписи, называя себя наместником Ашура, в соответствии с традиционными древнеассирийскими надписями: [24] и реконструировал храм Ашура в более крупный комплекс, а план земли оставался относительно неизменным до тех пор, пока Салманасар I не добавил задний двор. [25] Однако сначала он был назначенцем (шакином) Энлиля , и в одной из своих строительных надписей вместо этого он обозначил храм Ашура как храм Энлиля. [26] Надпись Шамши-Адада, приравнивающая храм Ашура к храму Энлиля, обычно интерпретируется как первое упоминание об уравнении между Ашуром и Энлилем. [27] [28] Другая возможность состоит в том, что Шамши-Адад построил в новом храме отдельные кельи, в которых жили и Ашур, и Энлиль. [28] В его надписях также всегда применяется божественный определитель к имени бога Ашура, в отличие от более ранних времен. [29] Однако в письме конца 17 века, написанном ассирийским царем царю Тикунани, для термина Ашшур используются противоречивые знаки, которые когда-то сопровождались как божественным, так и географическим определителем. [30]

Впервые фестиваль такульту был засвидетельствован во время правления Шамши-Адада I на вазе, посвященной Дагану . Казалось бы, праздник уже был частью культа Ашура. [31]

Надпись Пузур-Сина представляет враждебное отношение к Шамши-Ададу и его преемникам, утверждая, что они были «чужой чумой», а «не города Ассура». Пузур-Син утверждает, что Ашур приказал ему разрушить стену и дворец Шамши-Адада. [32]

Среднеассирийский период

[ редактировать ]

Начиная со среднеассирийского периода , ассирийские цари проектировали более территориальную идеологию, при этом царь выступал в качестве агента по передаче территории под божественное правление. [33] Практика, согласно которой каждая провинция должна была ежегодно поставлять скромное количество еды для ежедневной трапезы Ашура, идеологически демонстрировала, как вся Ассирия должна была совместно заботиться о своем боге. [34] Впервые было засвидетельствовано в среднеассирийский период. [33] праздник такульту упоминается также в надписях Адад-нирари I и его преемника Салманасара I. [35] Однако упоминания о ритуале такульту в Ассирии прекратились вплоть до Саргонидов . [36]

Начиная с Ашур-убаллита , ассирийские цари начали называть себя царями (шарру) и претендовали на роль крупной державы. [37] Помимо подражания другим великим державам, они также переняли большую часть королевского титула Шамши-Адада I, в том числе были назначенцами Энлиля, прежде чем стать наместником Ашура. [38] Несмотря на это, древнеассирийское представление о том, что истинным царем Ассура был бог Ашур, сохранялось, как видно из среднеассирийского ритуала коронации, который проводился внутри храма Ашура. Короля ведут в храм, где священник ударяет короля по щеке и провозглашает: «Ашур - король! Ашур - король!» [39] Ашур-убаллит также ввел в царский репертуар название САНГА/шангю, которое, возможно, было продуктом хеттского влияния. [40] Практика обозначения правления царя «во время моего священства» (ina šangûtīya) также была введена в среднеассирийский период. [41]

Ассирийскому царю также было поручено расширить землю Ассирии своим «справедливым скипетром», как упоминается в коронационном гимне. [42] Предпринятые царские действия, такие как военные кампании и успехи, объяснялись поддержкой бога Ашура, а также других главных богов ассирийского пантеона. [43] [44] Подобно городу Ассуру, земля Ашшура (Ассирия) носила то же имя, что и бог Ашур, что по сути означало, что страна принадлежала богу. [45] Начиная со среднеассирийского периода (и вплоть до неоассирийского периода), миссия ассирийского царя заключалась в расширении границ Ассирии и установлении порядка и мира на хаотичной периферии. [46]

Ашура стали чаще называть ассирийским эквивалентом Энлиля с такими титулами, как «владыка земель» (bēl mātāte), «царь богов» (šar ilāni) и «ассирийский Энлиль» (Enlil aššurê). . [45] Адад-нирари и Салманесар стали называть храм Ашура именем храма Энли в Ниппуре , а Салманасар даже утверждал, что поместил в храм богов Экура. [47] Строительство Кар-Тукульти-Нинурты приписывалось повелению Ашур-Энлиля. [48] Энлиль и Ашур по-прежнему рассматривались как отдельные боги Однако в «Эпосе о Тукульти-Нинурте» , и некоторые черты Энлиля не были перенесены на Ашура, особенно в отношении того, как Эа и Энлиль воспитали молодого Тукульти-Нинурта (в соответствии с южными традициями). ), роль, которая не была отведена богу Ашуру. [49]

Кар-Тукульти-Нинурта, построенный самим одноименным царем (название города означает «набережная Тукульти-Нинурты»), был прямо заявлен как культовый центр Ашура. [50] Строительство новой столицы и культового центра традиционно рассматривается как попытка отделить королевскую монархию от устоявшихся элит и групп давления. [51] однако ясно, что город Ассур по-прежнему пользовался уважением, поскольку в Ассуре все еще велись строительные работы, а главный дворец в Ассуре все еще постоянно обслуживался. [50] а периметр зиккурата в Кар-Тукульти-Нинурте был вдвое меньше, чем в Ассуре. [52] Основная бюрократия в Кар-Тукульти-Нинурте была связана и с городом Ассур. [52] Ассура по-прежнему называли такими эпитетами, как «мой город» (алия) и «желанный объект божеств» (ба-ит илани), хотя они могли относиться и к Кар-Тукульти-Нинурте. [53]

Неоассирийский период

[ редактировать ]

Среднеассирийская практика провинциальных поставок храму бога Ашура сохранилась и во времена Саргонидской Ассирии. [54]

Ашур продолжал играть ключевую роль в ассирийской имперской идеологии в неоассирийский период. Врагов часто изображали нарушившими клятву, данную Ашуру и богам Ассирии, и что он не уважал богов. [55] В праздничных текстах клятвы, налагаемые на побежденных, приносятся именем Ашура, распространяясь и на других богов Ассирии в поздний неоассирийский период. [56] [б] Сообщалось, что королевские действия предпринимались под командованием Ашура, а царь выступал в качестве его доверенного лица. [58] основной задачей которого было расширение границ Ассирии. Территории, контролируемые Ашуром, были связаны с космосом, [59] а расширение земель Ассирии означало расширение космоса, включив в него ранее беспорядочную периферию. [60] Ассирийский царь был главным жрецом Ашура, и хотя он не считался богом (ни при жизни, ни после смерти), царь был образом бога. [61] В коронационном гимне Ашурбанипала идея о том, что Ашур был истинным царем, вновь появилась, отражая идеологический дискурс, восходящий к древнеассирийскому периоду. [61]

Сеннахирим после печально известного разрушения Вавилона в 689 г. до н. э. реформировал некоторые аспекты культа Ашура. Он построил новый дом акиту в Ассуре, и центром фестиваля вместо Мардука стал Ашур. [62] В ассирийской редакции « Энума Элиш» Мардука заменили на Ашура в качестве главного героя эпоса. [62] [63] Изменение, наблюдаемое во время правления Саргона II , [62] который стал более системным при Сеннахириме, [3] было уравнением Ашура с Аншаром , путем написания имени бога Ашура как АН.ШАР. [с]

Сын и преемник Сеннахирима, Асархаддон , решил пойти по более примирительному пути с Вавилонией. Асархаддон обратился к народам Ассирии и Вавилонии с одинаковыми словами, пытаясь объединить их под одну аудиторию: [64] а боги Мардук, Набу и Ташметум естественным образом вызывались вместе с традиционно ассирийскими богами. [65] В надписи также утверждается, что Бел, Белтия, Белет Бабили, Эа и Мандану родились в Эшарре, доме их отца, который здесь относится к храму Ашура и называет Ашура «отцом богов», а Мардук как «первый наследник». [66] Политические и теологические последствия этого заключались в том, что вавилонские боги должны были быть приняты в ассирийский пантеон, а отношения Мардука с Ашуром (сыном и отцом) отражали бы отношения Вавилонии с Ассирией, с Ассирией в политически доминирующее положение, а Вавилония занимала особое положение в империи. [67] [д]

Были предположения, что поклонение Ашуру было насильно навязано подданным вассалам. Однако это мнение было оспорено другими учеными, в первую очередь Коганом, который пришел к выводу, что идея о том, что культ Ашура и других ассирийских богов был навязан побежденным подданным, должна быть отвергнута, и что жители аннексированных провинций должны были обеспечивать культ Ашура, поскольку они считались ассирийскими гражданами [69] и сделать это было обязанностью ассирийских граждан. [70]

Ассирийская имперская идеология утверждает превосходство Ашура, а побежденные обязаны признать превосходство ассирийского бога и царя, однако не обязаны отказываться от собственных религиозных традиций. [71] Ассирийские цари иногда утверждали, что воздвигли статуи царя и ассирийских богов в провинциальных дворцах на недавно завоеванных территориях, но это не указывает на навязывание культа населению. [72] Ливерани резюмирует, что не было никакого намерения обращать других в поклонение Ашуру, а только то, что Ашур должен быть признан самым могущественным богом и способным править другими. [73]

Олмстед считал, что навязывание оружия Ашура провинциям и зависимым государствам подразумевает принудительное поклонение Ашуру, но Холлоуэй не согласился, упомянув использование оружия Ашура в древнеассирийские времена, и считает, что основная цель оружия - служить свидетель аде-клятв. [74] Ливерани также считает, что это оружие имело скорее праздничную, чем культовую функцию. [75]

Недавнее открытие в столице провинции Куллании обнаружило копию договора о престолонаследии Асархаддона внутри храма, рядом с пьедесталом. На самой табличке написаны таким образом, что ее лицевая и реверсная стороны читаются, если стоять на ее короткой стороне, в отличие от других табличек с ассирийскими договорами, где нужно было перевернуть табличку горизонтально, чтобы прочитать обратную сторону. Это наряду с местом находки позволяет предположить, что табличка считалась объектом поклонения. [76] Неизвестно, было ли это нововведением во время правления Асархаддона или оно уже практиковалось ранее. [77]

В Вавилонии, за исключением редких упоминаний о подношениях Ашуру после подавления восстания, нет никаких святынь, таких как святыни и храмы, посвященные Ашуру в Вавилонии. [78] не было и упоминаний об ассирийских культах, установленных в вавилонских храмах. [79] Фон Соден ранее предполагал, что вавилоняне намеренно отвергли Ашура, но Фрейм не согласен и утверждает, что, поскольку Ашур был национальным богом Ассирии, практически не имеющим собственного характера, средние вавилоняне, вероятно, просто не особо заботились о нем. [80]

Предполагается, что универсальная имперская идеология, окружающая Ашура, повлияла на Иуды собственный религиозный дискурс вокруг Яхве . [81] Говорят, что идеологический дискурс вокруг Ассирии и бога Ашура, особенно в Первой Исайе , был адаптирован к Яхве в попытке противостоять Ассирии. [82] [83] а тенденция изображать царей могущественных зарубежных империй слугами Яхве началась с ассирийских царей. [84]

Город Ассур был разграблен мидийскими войсками в 614 г. до н. э., при этом был разрушен храм Ашура. [77]

Постимперская Ассирия

[ редактировать ]

было засвидетельствовано небольшое независимое святилище, посвященное Аншару После падения Ассирийского государства в нововавилонском Уруке , которое можно понимать как культ, посвященный ассирийскому богу Ашуру. [85] Грамматически ассирийские названия, а также упоминание «города» (имеется в виду Ассур) указывают на общину ассирийцев, существовавшую во время пребывания в Уруке. [86] Культ, вероятно, был введен естественным путем, без принуждения, поскольку ассирийские правители не навязывали культ Ашура на завоеванных территориях, а сильная проассирийская фракция была засвидетельствована в Уруке во время восстания Набопаласара . [4] Болье также предполагает, что еще одна причина заключается в том, что Аншар (Ашур), возможно, приравнивался к Ану . [4] Хотя все упоминания о святилище относятся к VI веку до нашей эры, неизвестно, когда было основано святилище Ашура в Уруке. Болье предположил, что он, возможно, был введен в VII веке до нашей эры сильной проассирийской партией, о чем свидетельствует имя кэпу, известного как Ашшур-бел-ушур. [87] Раднер не согласен, поскольку кепусы были назначены непосредственно ассирийскими царями и обычно считались посторонними, не предоставляя никаких доказательств существования святилища Ашура в то время, и утверждает, что святилище, вероятно, было основано беженцами из Ассирии. [88]

После того, как Кир Великий завоевал Вавилон, он утверждал, что вернул богов из Ассура, Суз , Аккада , Эшнунны, Замбана, Ме-Турана, Дера и гор Загроса обратно на их исходные места вместе с их людьми согласно Цилиндру Кира . [89] Раднер утверждает, что новый храм на вершине старого разрушенного храма Ашура, названный археологом Уолтером Андрэ «Храмом А», возможно, был новым храмом Ашура, построенным после возвращения статуи Ашура. [89] а использование старых клинописных текстов при строительстве храма можно рассматривать как признание прошлого. [90] Шаудиг, с другой стороны, считает, что Храм А был построен во времена Нововавилонского периода. [91] и не согласен с Раднером в том, что допарфянский Храм А был построен в честь истории Ассирии, [92] а использование древних текстов в качестве напольного покрытия подразумевает более насмешливую позицию. [93]

В период Селевкидов Ашур (переведенный Ассор) также появляется как теофорный компонент в арамейских именах. [94] Одним из засвидетельствованных имен было Аххий-Ассор (буквально «мой брат - Ашур»), что может указывать на то, что Ашур теперь считался более доступным. [95] В парфянский период на руинах старого храма Ашура была построена группа айванов. На третьем айване верующие чертили имена божеств, причем среди божеств боги Ашур и Шеруа . чаще всего появлялись [96] Здание парфянской эпохи также было построено на руинах дома акиту Сеннахирима по аналогичному плану, что указывает на выживание культа. [97]

Характеристики и иконография

[ редактировать ]

Ашур — бог, неразрывно связанный со своим городом. В надписи Заррикума, правителя Ассура Ура III, Ашшур пишется как с божественным, так и с географическим определителем. Однако это написание не засвидетельствовано в последующих королевских надписях. [98] вновь появляясь однажды в договоре между королем Ассура и королем Тикунани . [30] Старые ассирийские документы из Анатолии иногда неясны из-за использования определений и отсутствия различия между городом и богом. [99] Ему также не хватает характеристик, стандартных эпитетов или божественной личности в целом. [100] и никакая ранняя мифология, окружающая Ашура, неизвестна. [101] У него нет атрибутов и черт, он исключительно представляет город (а позже и государство) и его власть. [102]

Ламберт предположил, что бог Ашур был обожествленным холмом, на котором был построен город Ассур. [5] Вероятно также, что скала над рекой Тигр возле города Ассура была первоначальным культовым местом Ашура. [103]

Возможным изображением Ашура на старых ассирийских печатях является мотив бычьего алтаря, который обычно встречается на печатях из Канеша. [104] а также в Ассуре, [105] этот мотив появляется на печатях, принадлежащих высокопоставленным чиновникам Ассура. [106] Алтарь быка также может быть предметом поклонения на печати и иногда заменяет полумесяц в сценах представления. [107] Похожий мотив встречается и на печати мэрии, на которой изображена стоящая перед горой богиня с бычьей головой. Поскольку считается, что печать также принадлежит божественному Ашуру, вполне вероятно, что бык представляет Ашура. [108] [109]

Рельеф, найденный в колодце во внутреннем дворе храма Ашура в городе Ассур, изображает горного бога в окружении двух водных богинь. Сбоку фигуры росли шишки, которые грызли две козы. Нос и рот фигуры были сильно повреждены, что позволяет предположить, что она была намеренно разрушена вандалами и брошена в колодец вместе с другими обломками после завоевания города Ассур в 614 году до нашей эры. [110] Есть веские основания полагать, что речь идет о боге Ашуре. [111] особенно если учесть, что изображение специально изуродовали и сбросили в колодец. [112]

Ашура . Предполагается, что дикая коза является священным животным [113] Козел несколько раз появляется как символ на ассирийских цилиндрических печатях. [114] а также в неоассирийском искусстве, таком как царские павильоны Ашурнасирпала и Салманасара III. [111] Конус также можно считать символом Ашура. [115] Неоассирийский солнечный диск обычно считается символом Ашура. Однако некоторые ученые утверждают, что диск символизирует что-то другое, например, другого бога. [116] или что вместо этого он представляет Шамаша . [117] Точно колесницы представляет другого бога. так же утверждается, что знамя [116]

В неоассирийский период с Ашуром никогда не советовались оракулами, и он никогда не появлялся в аккадской литературе по экзорцизму. [118] Однако в «Анналах Тиглатпаласара III » царь утверждал, что Ашур давал ему пророческое согласие путем подтверждения через предзнаменование перед каждой кампанией. [119]

Семья и отношения

[ редактировать ]

В отличие от многих других богов, Ашуру не хватает первоначальных семейных связей. [120] Муллису, которого следует отождествлять с Нинлиль, вместо этого отражает отождествление Ашура с Энлилем, [и] то же самое касается Нинурты и Забабы , сыновей Энлиля, которых иногда называли сыновьями Ашура. [120] Единственная родственница Ашура — богиня Шеруа , но в ассирийских источниках существуют разногласия относительно того, была ли она женой, дочерью Ашура. [120] или сестра. [122] Тукульти-Нинурта I называл Шеруа дочерью Ашура, но позже Тиглатпаласар III называл ее женой Ашура. [123] а в неоассирийском тексте утверждается, что Шеруа следует называть не дочерью Ашура, а его женой. [124]

Таллквист, изучая древнеассирийские надписи, отметил, что рядом с Ашуром иногда упоминаются различные проявления Иштар, и пришел к выводу, что Иштар рассматривалась как жена Ашура в древнеассирийский период. Однако Мейнхольд считает это маловероятным, поскольку Иштар стала считаться супругой или женой Ашура только в неоассирийский период. [125] [ф] Другой неоассирийский текст утверждает, что Иштар из Арбелы является дочерью Ашура. [128]

В двуязычной молитве Тукульти-Нинурты I богу Ашуру Нуску указан как визирь Ашура. [27]

В ассирийской редакции «Энума Элиш» родителями Ашура были указаны Лахму и Лахаму . Однако в последующих надписях Сеннахирима утверждалось, что Ашур фактически создал себя, что подтверждается в так называемом «Испытании Мардука», в котором утверждалось, что Ашур возник из небытия. [129]

Тексты и литература

[ редактировать ]

Испытание Мардука

[ редактировать ]

Написано на ассирийском диалекте. [130] версии так называемого «Текста испытаний Мардука» известны из Ассура, Нимруда и Ниневии . [62] Используя пейзажи и язык, знакомые процессии фестиваля Акиту, здесь Мардук вместо этого привлечен к ответственности за преступления, совершенные против Ашура, и подвергся речным испытаниям и тюремному заключению. [62] Набу прибывает в Вавилон в поисках своего отца Мардука, а Ташметум молится Сину и Шамашу. [131] Тем временем Мардука держали в плену, красный цвет на его одежде был интерпретирован как его кровь, и дело было передано богу Ашуру. Город Вавилон, по-видимому, также восстал против Мардука, и Набу узнал, что Мардук был отправлен на речное испытание. Мардук утверждает, что все было сделано во благо бога Ашура, и молится богам, чтобы они позволили ему жить, в то время как Сарпанит был тем, кто молился о том, чтобы Мардук жил в ниневитской версии. [132] После различных альтернативных культовых комментариев была прочитана ассирийская версия Энума Элиш, провозглашающая превосходство Ашура. [133]

Ассирийский Энума Элиш

[ редактировать ]

Содержание ассирийской редакции «Энума Элиш» осталось в основном тем же, за исключением того, что Мардук был заменен Ашуром, написанным как Аншар. Это создает дилемму, поскольку в мифе упоминаются два Аншара: один - старый царь богов , а другой - правнук, новый царь богов. Ламберт объяснил это несоответствие плохими повествовательными навыками, хотя Фрам считает, что это было сделано намеренно, чтобы дать Ашуру как генеалогическое превосходство, так и политическое превосходство. [134]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Точно так же к богу Тишпаку иногда обращались с царскими титулами Ура III. [12]
  2. ^ Однако в реальных договорах призывались боги обеих сторон, что указывает на то, что для того, чтобы договор работал, необходимо присутствие богов обеих сторон. [57]
  3. Хотя написание AN.ŠÁR для Ашура впервые было засвидетельствовано в надписи Тукульти-Нинурты I.
  4. В другом экземпляре не указано родство Мардука как сына Ашура. Возможно, эта другая копия предназначалась для вавилонской аудитории, которая, возможно, не приняла радикальное изменение в генеалогии Мардука. [68]
  5. ^ Однако постепенно Муллису стал титулом жены Ашура. [121]
  6. ^ Три главных Иштар разделяли титул Муллису в поздних ассирийских текстах: Иштар из Ассура, Иштар из Арбелы и Иштар из Ниневии. [126] В ассирийских текстах не всегда ясно, о какой Иштар идет речь. [127]
  1. ^ «Шумерская словарная статья Ашшур [1] (ДН)» . oracc.iaas.upenn.edu . Архивировано из оригинала 25 июля 2020 г. Проверено 19 июня 2020 г.
  2. ^ Хирш 1961 , с. 6.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье 1997 , с. 64.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Болье 2003 , с. 332.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ламберт 1983 , с. 85.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валк 2018 , с. 107.
  7. ^ Мол 2017 , с. 338.
  8. ^ Валк 2018 , с. 127.
  9. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 103.
  10. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 108.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Винхоф и Эйдем 2008 , с. 104.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эппихимер 2013 , с. 42.
  13. ^ Эппихимер 2013 , с. 43.
  14. ^ Валк 2018 , с. 128.
  15. ^ Валк 2018 , с. 154-155.
  16. ^ Валк 2018 , с. 137.
  17. ^ Veenhof & Eidem 2008 , с. 56.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Винхоф и Эйдем 2008 , с. 103.
  19. ^ Валк 2018 , с. 139.
  20. ^ Veenhof & Eidem 2008 , с. 155.
  21. ^ Коган 1974 , с. 53.
  22. ^ Холлоуэй 2002 , с. 167-168.
  23. ^ Коган 1974 , с. 54.
  24. ^ Валк 2018 , с. 170-171.
  25. ^ Степневский 2003 , с. 235.
  26. ^ Валк 2018 , с. 172.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мейнхольд 2014 , с. 142.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валк 2018 , с. 173.
  29. ^ Валк 2018 , с. 173-174.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валк 2018 , с. 129.
  31. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 393.
  32. ^ Грейсон 1985 , с. 12.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Понгратц-Лейстен 2011 , с. 110.
  34. ^ Мол 2017 , с. 344.
  35. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 393-394.
  36. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 394.
  37. ^ Валк 2018 , с. 200.
  38. ^ Валк 2018 , с. 202.
  39. ^ Валк 2018 , с. 203-204.
  40. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 203.
  41. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 138.
  42. ^ Валк 2018 , с. 204.
  43. ^ Валк 2018 , с. 206.
  44. ^ Понгратц-Лейстен 2011 , с. 112.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Валк 2018 , с. 208.
  46. ^ Ливерани 2017 , с. 13.
  47. ^ Машинист 1976 , с. 469-470.
  48. ^ Машинист 1976 , с. 467.
  49. ^ Машинист 1976 , с. 474.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жилиберт 2008 , с. 181.
  51. ^ Гилиберт 2008 , с. 180.
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жилиберт 2008 , с. 183.
  53. ^ Карлссон 2015 , стр. 5.
  54. ^ Холлоуэй 2002 , с. 68.
  55. ^ Холлоуэй 2002 , с. 73-74.
  56. ^ Ливерани 2017 , с. 222.
  57. ^ Зая 2015 , с. 27.
  58. ^ Ливерани 2017 , с. 12.
  59. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 145.
  60. ^ Ливерани 2017 , с. 14.
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ливерани 2017 , с. 11.
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Нильсен 2018 , стр. 98.
  63. ^ Фрам 2010 , стр. 8.
  64. ^ Портер 1993 , с. 120.
  65. ^ Портер 1993 , с. 122.
  66. ^ Портер 1993 , с. 124.
  67. ^ Портер 1993 , с. 124-125.
  68. ^ Портер 1993 , с. 125.
  69. ^ Коган 1974 , с. 60.
  70. ^ Коган 1974 , с. 51.
  71. ^ Ливерани 2017 , с. 220.
  72. ^ Ливерани 2017 , с. 221.
  73. ^ Ливерани 2017 , с. 229.
  74. ^ Холлоуэй 2002 , с. 67.
  75. ^ Ливерани 2017 , с. 221-222.
  76. ^ Раднер 2017 , с. 80-81.
  77. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раднер 2017 , с. 81.
  78. ^ Холлоуэй 2002 , с. 66-67.
  79. ^ Холлоуэй 2002 , с. 330.
  80. ^ Кадр 1995 , с. 63.
  81. ^ Фрам 2017 , стр. 561.
  82. ^ Астер 2017 , с. 19.
  83. ^ Астер 2017 , с. 39.
  84. ^ Левин 2005 , с. 423.
  85. ^ Болье 1997 , с. 61.
  86. ^ Болье 1997 , с. 60-61.
  87. ^ Болье 1997 , с. 61-62.
  88. ^ Раднер 2017 , с. 84.
  89. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раднер 2017 , с. 85.
  90. ^ Раднер 2017 , с. 89.
  91. ^ Шаудиг 2018 , с. 621-622.
  92. ^ Шаудиг 2018 , с. 628.
  93. ^ Шаудиг 2018 , с. 629.
  94. ^ Ливингстон 2009 , с. 152.
  95. ^ Ливингстон 2009 , с. 154.
  96. ^ Хайдер 2008 , с. 197.
  97. ^ Ливингстон 2009 , с. 156.
  98. ^ Валк 2018 , с. 105.
  99. ^ Ламберт 1983 , с. 83.
  100. ^ Ламберт 1983 , с. 82-83.
  101. ^ Валк 2018 , с. 106.
  102. ^ Мол 2017 , с. 339.
  103. ^ Мол 2017 , с. 340.
  104. ^ Лассен 2017 , с. 182.
  105. ^ Лассен 2017 , с. 183.
  106. ^ Лассен 2017 , с. 185.
  107. ^ Лассен 2017 , с. 181.
  108. ^ Лассен 2017 , с. 187.
  109. ^ Винхоф 2017 , с. 73.
  110. ^ Рид и Фрейданк 2000 , с. 106.
  111. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рид и Фрейданк 2000 , с. 108.
  112. ^ Рид и Фрейданк 2000 , с. 111.
  113. ^ Унгень 1965 , стр. 437.
  114. ^ Ребенок 1965 , стр. 439-441.
  115. ^ Рид и Фрейданк 2000 , с. 109.
  116. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холлоуэй 2002 , с. 66.
  117. ^ Унгень 1965 , стр. 463.
  118. ^ Холлоуэй 2002 , с. 65.
  119. ^ Ливерани 2017 , с. 16.
  120. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ламберт 1983 , с. 82.
  121. ^ Мейнхольд 2014 , с. 144.
  122. ^ Креберник 2011 , с. 400.
  123. ^ Мейнхольд 2014 , с. 145.
  124. ^ Мейнхольд 2014 , с. 146.
  125. ^ Мейнхольд 2014 , с. 141.
  126. ^ Портер 2004 , с. 42.
  127. ^ Портер 2004 , с. 43.
  128. ^ Мейнхольд 2014 , с. 147.
  129. ^ Мейнхольд 2014 , с. 143.
  130. ^ Фраймер-Кенски 1983 , с. 131.
  131. ^ Фраймер-Кенски 1983 , с. 134.
  132. ^ Ливингстон 1989 , с. 88.
  133. ^ Ливингстон 1989 , с. 85.
  134. ^ Фрам 2010 , стр. 9.
  • Фрам, Эккарт (18 мая 2017 г.). «Глава 29: Ассирия в еврейской Библии». Во Фраме, Эккарте (ред.). Спутник Ассирии . Уайли Блэквелл. стр. 556–569. дои : 10.1002/9781118325216.ch29 .
  • Фрейм, Грант (1995). «Бог Ашшур в Вавилонии». В Парполе, Симо; Уайтинг, Роберт (ред.). Ассирия 1995: Материалы 10-го юбилейного симпозиума проекта неоассирийского текстового корпуса, Хельсинки, 7–11 сентября 1995 г. Айзенбрауны. стр. 336–358.
  • Холлоуэй, Стивен Уинфорд (2002). Ашшур – король! Ашшур — король!: Религия в осуществлении власти в Неоассирийской империи . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-12328-1 .
  • Креберник, М (2011). «Шеруа» . BAdW · Reallexikon der Assyriologie . 12 : 399–400.
  • Ливингстон, Аласдер (1989). Придворная поэзия и литературный сборник . Государственный архив Ассирии. Хельсинки: Унив. Пр. ISBN  951-570-043-4 .
  • Мол, Стефан М. (2017). «Глава 18: Ассирийская религия». Во Фраме, Эккарте (ред.). Спутник Ассирии . Уайли Блэквелл. стр. 336–358. дои : 10.1002/9781118325216.ch18 .
  • Мейнхольд, Вибке (1 января 2014 г.). «Die Familie des Gottes Aššur» . Л. Марти (редактор), Семья на древнем Ближнем Востоке: реалии, символика и образы : 141–149.
  • Нильсен, Джон Пребен (2018). Царствование Навуходоносора I в истории и исторической памяти . Нью-Йорк (Нью-Йорк): Рутледж. ISBN  978-1138120402 .
  • Винхоф, Клаас Р. (2017). «Глава 3: Старый ассирийский период (20–18 века до н. э.)». Во Фраме, Эккарте (ред.). Спутник Ассирии . Уайли Блэквелл. стр. 336–358. дои : 10.1002/9781118325216.ch3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 204b69bd7e7ab40ac1b99608e8ffa6bf__1719950400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/bf/204b69bd7e7ab40ac1b99608e8ffa6bf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ashur (god) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)