Тиглатпаласар III
Тиглатпаласар III | |
---|---|
Царь Неоассирийской империи | |
Царствование | 745–727 гг. до н.э. |
Предшественник | Ашур-Нирари V |
Преемник | Shalmaneser V |
Рожденный | в. 795 г. до н.э. [а] (?) |
Умер | 727 г. до н.э. (около 68 лет ) |
Супруг | вот оно |
Проблема | Shalmaneser V Саргон II (?) Син-аху-усур (?) |
аккадский | Тукульти-апиль-Эшарра |
Династия | Династия Адасиде |
Отец | Адад-нирари III или Ашур-нирари V |
Тиглатпаласар III [б] ( Неоассирийский аккадский : 𒆪𒋾𒀀𒂍𒈗𒊏 , латинизированный: Тукульти-апиль-Эшарра , [4] что означает «мое доверие принадлежит сыну Эшарры»; [2] [с] Библейский иврит : תִּגְלַת פִּלְאֶסֶר , латинизированное: Tīglaṯ Pīlʾeser ) — царь Неоассирийской империи с 745 г. тагнация многочисленные , ввела политические и военные реформы и более чем вдвое увеличили количество земель, находящихся под контролем Ассирии. Из-за массового расширения и централизации ассирийской территории и создания постоянной армии некоторые исследователи считают правление Тиглатпаласара знаменованием истинного перехода Ассирии в империю . Реформы и методы контроля, введенные при Тиглатпаласаре, заложили основу для политики, проводимой не только более поздними ассирийскими царями, но и более поздними империями на протяжении тысячелетий после его смерти.
Обстоятельства восхождения на престол Тиглатпаласара не ясны. Поскольку древние ассирийские источники дают противоречивые сведения о происхождении Тиглатпаласара и существуют записи о восстании примерно во время его воцарения, многие историки пришли к выводу, что Тиглатпаласар был узурпатором , захватившим трон у своего предшественника Ашур-Нирари V. , который был либо его братом, либо его отцом. Другие историки утверждают, что эти доказательства можно с такой же легкостью интерпретировать как наследование трона Тиглатпаласаром законным путем, и споры остаются нерешенными.
Тиглатпаласар на раннем этапе увеличил царскую власть и авторитет, ограничив влияние видных чиновников и генералов. Одержав несколько незначительных побед в 744 и 743 годах, он победил урартского царя Сардури II в битве при Арпаде в 743 году. Эта победа была значительной, поскольку на короткое время Урарту сравнялся с мощью Ассирии; Сардури одиннадцатью годами ранее победил предшественника Тиглатпаласара Ашур-Нирари. После победы над Сардури Тиглатпаласар обратил свое внимание на Левант . В течение нескольких лет Тиглатпаласар завоевал большую часть Леванта, победив, а затем либо аннексировав, либо подчинив ранее влиятельные королевства, в частности положив конец царству Арам-Дамаск . Деятельность Тиглатпаласара в Леванте описана в еврейской Библии . После нескольких лет конфликта Тиглатпаласар завоевал Вавилонию в 729 году, став первым царем, правившим одновременно как царь Ассирии и царь Вавилона .
Фон
[ редактировать ]Происхождение и восхождение на престол
[ редактировать ]Недостаточно сохранившихся свидетельств, чтобы сделать вывод о том, как Тиглатпаласар III взошел на трон. [5] и природа его вступления на престол, таким образом, неясна и спорна. [6] Некоторые свидетельства указывают на то, что он мог быть узурпатором. На это указывают факты, что в Нимруде , столице Ассирийской империи, в 746/745 году произошло восстание. [6] [7] и что после 745 г. были заменены многочисленные чиновники и губернаторы. [2] Древние ассирийские источники дают противоречивую информацию о происхождении Тиглатпаласара. Тиглатпаласар в надписях приписывал свое восхождение на престол исключительно божественному отбору, а не более типичной практике ассирийских царей, приписывающей свое восхождение как божественному отбору, так и своему царскому происхождению. [6] В « Списке ассирийских царей» , древнем ассирийском документе, в котором перечислены цари Ассирии, говорится, что отцом Тиглатпаласара был его непосредственный предшественник Ашур-Нирари V. Тиглатпаласар в своих надписях утверждал, что он был сыном Адад-нирари III , что делало его братом Ашур-нирари. [8]
Ассирологи и другие историки в подавляющем большинстве пришли к выводу, что Тиглатпаласар был узурпатором. [6] [7] [9] [10] [11] Ассиролог Брэдли Дж. Паркер даже предположил, что он вообще не был частью предыдущей королевской династии. [12] но, по мнению ассириолога Карен Раднер , его заявления о королевском происхождении, вероятно, были правдой, а это означает, что, хотя он и узурпировал трон, он был законным претендентом на него, одержав победу в междинастической гражданской войне. [7] После вступления на трон Тиглатпаласар не столкнулся с каким-либо известным сопротивлением или восстаниями против своего правления. [7]
Если его принять в качестве царской династии, все еще существует неопределенность относительно того, был ли Тиглатпаласар сыном Адад-нирари или Ашур-нирари. Ассирологи Фей Чен, Альберт Кирк Грейсон и Сиего Ямада считают более вероятным, что он был сыном Адад-нирари, [6] [8] [13] при этом идентификация его в Списке ассирийских царей как сына Ашур-Нирари, возможно, является ошибкой переписчика. [6] Ассиролог Поль Гарелли считает это маловероятным, учитывая, что правление Адад-Нирари от правления Тиглатпаласара отделяет 38 лет, и пишет, что нельзя полностью исключить возможность того, что он был сыном Ашур-Нирари. [14]
Историк Трейси Давенпорт считает, что «мы никогда не узнаем», был ли Тиглатпаласар сыном или братом Ашур-Нирари. [15] Есть способы объяснить надписи Тиглатпаласара, провозглашающие его сыном Адад-нирари, несмотря на 38 лет между их двумя правлениями. Возможно, что «сын» в этом контексте означало «внук», имея в виду, что Тиглатпаласар мог быть сыном Ашур-Нирари или другого из сыновей Адад-нирари, или что Тиглатпаласар на самом деле был сыном Адад-нирари, но взошел на престол, когда был уже сравнительно стар, возможно, около 50 лет. [1]
Эпонимическая хроника , список эпонимов , названий по годам, обычно взятых у влиятельных чиновников Ассирии, подтверждает, что в Нимруде произошло восстание за год до того, как Тиглатпаласар стал царем. По словам историка Стефана Завадского , писавшего в 1994 году, эпонимы также дают представление о том, как мог произойти переход от Ашур-нирари к Тиглатпаласару. Тот факт, что Тиглатпаласар занял трон через год после восстания, был истолкован Завадским и другими как твердое указание на то, что он занял трон в результате государственного переворота . Завадский считает, что Эпонимическая хроника также предполагает, что восстание, хотя и не обязательно возглавляемое самим Тиглатпаласаром, было начато с его ведома и согласия. Главное доказательство этого, которое представляет Завадский, состоит в том, что восстание 746 года началось в Нимруде и первым чиновником, назначенным носителем эпонима Тиглатпаласаром (в 744 году), был Бел-дан, правитель Нимруда. [16]
Гарелли полагает, что восстание в 746 году было спровоцировано Шамши-илу , видным чиновником во времена правления предшественников Тиглатпаласара, и что восстание было подавлено Тиглатпаласаром после того, как он законно унаследовал трон. [17] Завадский полагает, что Шамши-илу, возможно, восстал, поскольку он больше не упоминается во время правления Тиглатпаласара, но что восстание в Нимруде было отдельным восстанием от предполагаемого восстания Шамшу-илу, и что Тиглатпаласар или его сторонники сражались бы с обоими Шамшу. -илу и Ашур-нирари. [16]
В своей докторской диссертации 2016 года историк Трейси Давенпорт выдвинула теорию о том, что Тиглатпаласар мог быть полностью легитимным и что он мог даже некоторое время править вместе с Ашур-Нирари. Поддерживая идею Гарелли о том, что Тиглатпаласар не несет ответственности за какое-либо восстание, а также идею о том, что он был членом царской династии, Давенпорт исследовал Эпонимическую хронику. Примечательно, что эпонимы раннего правления Тиглатпаласара не соответствуют традиционной последовательности, используемой для носителей ассирийских эпонимов. Обычно король был носителем эпонима во второй год своего правления, за ним следовали важные магнаты, а затем губернаторы провинций. [18]
Если Тиглатпаласар стал царем в 745 году, носителем эпонима во второй год его правления был Бел-дан, а не сам царь, который был носителем эпонима в 743, третьем году его правления. Это можно объяснить тем, что Тиглатпаласар не стал единоличным правителем Ассирии до 744 года. Есть некоторые странные особенности Эпонимической хроники, позволяющие предположить, что Ашур-нирари правил до 744 года вместе с Тиглатпаласаром 745–744 годов. В этой части списка есть две горизонтальные линии: одна под 746, возможно, обозначающая восхождение Тиглатпаласара на престол, и одна под 744, возможно, обозначающая смерть Ашур-Нирари. [18]
Маловероятно, что вторая строка является ошибкой, поскольку она находится сразу после примечания, фиксирующего конец правления Ашур-Нирари и его продолжительность. И Эпонимическая хроника, и Список ассирийских царей дают Ашур-Нирари продолжительность правления в 10 лет, что возможно только в том случае, если он правил до 744, а не 745 года. Если Ашур-Нирари действительно правил до 744 года, маловероятно, что была гражданская война. Поскольку записано, что Тиглатпаласар в это время ходил в походы против внешних врагов Ассирии, это было бы невозможно, если бы он одновременно был вовлечен во внутренний конфликт. [18]
Имя
[ редактировать ]Поскольку Ассирия на протяжении веков была известна в основном благодаря ее появлениям в еврейской Библии , ассирийские цари, упоминаемые в Библии, сегодня обычно известны по библейским формам своих имен. [2] Таким образом, современное название Тиглатпаласар происходит от еврейского Тигла Пил'есар . [19] искаженная форма оригинального аккадского имени Тукульти-апил-Эшарра ( 𒆪𒋾𒀀𒂍𒈗𒊏 ). [2] [4] [19] Предположительно царственное имя , принятое при его восшествии на престол, [2] Тукульти-апил-Эшарра означает «мое доверие принадлежит сыну Эшарры». Эшарра был храмом, посвященным богу Нинурте (который, таким образом, был «сыном Эшарры»). Ко времени правления Тиглатпаласара Нинурта считался сыном ассирийского национального божества Ашура . [2]
В некоторых несовременных источниках, таких как « Канон Птолемея» , « Список вавилонских царей» , Библия и труды более поздних вавилонских и греко-римских историков, Тиглатпаласар записан под именем Пулу ( Pūlu , ), [20] [21] этимология которого неясна. [22] Хотя иногда его интерпретируют как второе царственное имя, нет современных ассирийских или вавилонских источников, в которых Тиглатпаласар упоминался бы под этим именем, и нет никаких свидетельств того, что оно когда-либо использовалось официально. [20] Не существует никаких свидетельств того, что какой-либо ассирийский царь когда-либо использовал более одного царственного имени за свою жизнь. [23]
В 2007 году Инджирли трехъязычная надпись [24] был опубликован тот факт, что Пул (Пулу) и Тиглатпаласар III были одним и тем же царем. Из-за плохой сохранности памятника пока опубликована только финикийская часть надписи. Тем не менее, отождествление Тиглатпаласара III с Пулом вполне достоверно, поскольку эта фраза повторяется в тексте более одного раза. [25] Финикийское написание этого имени — Пувал .
- «Тиглатпилесар III также упоминается как Пувал [Пувал] с межгласным скольжением, совершенно четко пишется פאל, по крайней мере, в одном месте (и, вероятно, в других), в отличие от библейского פול, озвученного Пул. Если бы оно произносилось согласно к последнему можно было бы ожидать פל в финикийской орфографии». [26]
Финикийская надпись рассказана от первого лица царем де:Аварику ( Аварикку , Варика , Урикки ) Це ( Куве , Аданава, Адана), известным по другим древним надписям. Его стела была установлена в честь земли, подаренной Аварику Тиглатпаласаром III. Он также известен как король данунитов ( данайцев ) или «царь Дануна». Он также называет себя «королем династии Мопсосов ».
Некоторые ассириологи, такие как Эккарт Фрам и Поль-Ален Болье , предположили, что Пулу было настоящим именем Тиглатпаласара до того, как он стал царем и принял свое царственное имя. [27] [28] или, возможно, прозвище. [28]
По словам Герту, Тиглатпаласар III был сыном Адад-нирари III и использовал имя Пулу в качестве молодого соправителя при предыдущих королях. Когда он стал царем Вавилона, в последние два года своей жизни это имя снова стало его официальным именем в Вавилоне. Герту объясняет происхождение этого имени лицемерным использованием слова aplu «наследник». [29]
Ассирия до Тиглатпаласара
[ редактировать ]Ассирия впервые выросла как известное государство в составе Среднеассирийской империи в 14 веке до нашей эры, ранее она была всего лишь городом-государством с центром в городе Ассур . [30] Начиная с 12 века до нашей эры, Среднеассирийская империя вступила в период упадка, все больше ограничиваясь только центром Ассирии. [31] Хотя упадок временами останавливался энергичными королями-воинами, завоевания продолжались только во времена Ашур-дана II ( годы правления 934–912 до н.э.), который вел кампанию на северо-востоке и северо-западе. [32] Воцарение сына Ашур-дана Адад-нирари II ( годы правления 911–891 до н. э.) традиционно знаменует начало Неоассирийской империи . [33]
При первых неоассирийских царях происходило постепенное завоевание бывших ассирийских земель. [32] Успех этого проекта был выдающимся достижением, учитывая, что царям, по сути, пришлось восстанавливать Ассирийскую империю с нуля. [34] При Ашурнасирпале II ( годы правления 883–859 до н.э.) Неоассирийская империя выросла и стала доминирующей политической силой на древнем Ближнем Востоке . [35] Сын Ашурнасирпала Салманесар III ( годы правления 859–824 до н.э.) еще больше расширил ассирийскую территорию, но его расширенные владения оказалось трудно стабилизировать, и последние несколько лет его правления положили начало новому периоду застоя и упадка, отмеченному как внешними, так и внутренними конфликтами. [36]
Наиболее важными проблемами, с которыми столкнулся Салманасар в конце его правления, были возникновение царства Урарту на севере, а также рост политического авторитета и влияния «магнатов», группы влиятельных ассирийских придворных и чиновников. [36] Возвышение Урарту угрожало ассирийской гегемонии, поскольку подчинение Урарту рассматривалось многими вассальными государствами как реалистичная альтернатива Ассирии. [2] Урартская администрация, культура, система письменности и религия во многом следовали ассирийской. Урартские цари также были самодержцами, очень похожими на ассирийских царей. Империалистический экспансионизм, предпринятый царями Урарту и Ассирии, привел к частым военным столкновениям между ними, несмотря на то, что они были разделены горами Тавр . [37]
На короткое время урартская армия сравнялась с армией Ассирии; [2] хотя ассирийцы одержали много побед над Урарту, в частности, разграбив центральную часть Урарту в конце правления Салманасара, [38] урарты одержали свои победы. В 754 году урартский царь Сардури II разбил ассирийскую армию под командованием Ашур-нирари V при Арпаде , событие, которое, возможно, привело к тому, что ассирийская армия не участвовала в военных действиях в течение нескольких лет. [2] Ассирийские цари были не в состоянии справиться с внешними угрозами, поскольку магнаты постепенно стали доминирующими политическими игроками, а центральная власть стала очень слабой. [39]
Правление трех предшественников Тиглатпаласара : Салманасара IV ( годы правления 783–773 до н. э.), Ашур-дана III ( годы правления 773–755 до н. э.) и Ашур-нирари V было низшей точкой ассирийской царской власти. Во время правления Салманасара IV туртану (главнокомандующий) Шамши-илу был достаточно смел, чтобы приписать военные победы себе, а не царю. [40] Ашур-Нирари V, похоже, был относительно праздным правителем. Он проводил кампанию всего три раза, оставаясь в Ассирии на протяжении большей части своего правления, и, как известно, он не вел никаких строительных проектов. [41]
Царствование
[ редактировать ]Реформы и политика
[ редактировать ]Одной из важных ранних реформ Тиглатпаласара было уменьшение влияния магнатов, тем самым увеличив авторитет царя. Разделение крупных провинций, ранее управляемых магнатами, на более мелкие единицы, переданные под юрисдикцию назначаемых королевской властью провинциальных губернаторов, уменьшило богатство и власть магнатов. Право заказывать надписи, касающиеся военной и строительной деятельности, было изъято у чиновников и отныне ограничено королем. Некоторые исторически выдающиеся должностные лица, такие как туртану Шамши-илу, подвергались Damnatio memoriae , при этом их имена намеренно стирались из надписей и документов. [42] Эти реформы практически лишили магнатов возможности бросать вызов королю. [43]
Тиглатпаласар оживил ассирийскую армию, превратив ее из сезонно действующей армии, собираемой только в летние месяцы и состоящей только из призывников, в профессиональную армию. При Тиглатпаласаре эти призывники были в основном заменены обученными специализированными солдатами. [2] Он представил новое и совершенное оружие, технологии и логистику. Среди его главных нововведений были новые формы осадных машин . [44] Центральная постоянная армия, введенная под командованием Тиглатпаласара, получила название киир шарри («царский отряд»). [45]
Размер армии еще больше увеличивался на протяжении всего правления Тиглатпаласара за счет набора солдат из различных земель, завоеванных ассирийцами, а также за счет набора наемников из Вавилонии , гор Загроса и Анатолии . Хотя завоевания Тиглатпаласара принесли огромную сумму доходов, он, похоже, мало вложил их в сам центр Ассирии; единственной известной строительной работой, проведенной им, был новый дворец в Нимруде. Вместо этого большая часть денег, вероятно, пошла на создание новой армии и на проекты в провинциях. [2]
Завоевания Тиглатпаласара отличались жестокостью, чтобы подчеркнуть силу и могущество царя. [46] Распространенной практикой было также переселение десятков, если не сотен, тысяч человек. Хотя предыдущие цари переселяли людей, во время правления Тиглатпаласара начались частые массовые депортации, и эта политика продолжалась и при его преемниках. Эта политика преследовала две намеченные цели: во-первых, уменьшить местную идентичность в завоеванных регионах, чтобы противодействовать риску восстания, и, во-вторых, набрать и переместить рабочих туда, где они были нужны ассирийским царям, например, в слаборазвитые и малоиспользуемые провинции. [42] Хотя ассирийские переселения, вероятно, были разрушительными как для переселенцев, так и для регионов, из которых они пришли, [47] [48] переселенные люди не пострадали и не были убиты. [47] Депортированных высоко ценили за их труд и способности. Их путешествия и новые поселения были спроектированы так, чтобы быть максимально безопасными и комфортными. [49]
Войны и завоевания
[ редактировать ]Ранние кампании
[ редактировать ]Помимо его реформ, правление Тиглатпаласара отмечено серией масштабных военных кампаний во всех направлениях. [42] Хотя Тиглатпаласар очень подробно описал свои военные подвиги в своих «анналах», написанных на резных каменных плитах, украшавших его дворец в Нимруде, они плохо сохранились. [27] это означает, что для некоторых из его кампаний можно составить лишь общий план. [50] Первый поход Тиглатпаласара состоялся уже в 744 году, когда он напал на вавилонские земли на восточном берегу реки Тигр . [42] Этот конфликт был быстро разрешен: ассиро-вавилонская граница была смещена в пользу Тиглатпаласара. [2] В 743 году Тиглатпаласар провел кампанию в районе гор Загрос, где создал две новые провинции Бит-Хамбан и Парсуа. [42] Новые провинции Загроса были основаны на очень важном торговом пути, предшественнике более позднего Шелкового пути . [2]
Успехи Ассирии в 744 и 743 годах продемонстрировали соседям империи, что время ассирийского застоя прошло. [2] Успех Тиглатпаласара вдохновил Иранзу , царя маннейцев , народа, жившего на северо-западе Ирана, лично встретиться с Тиглатпаласаром в 744 году и заключить союз. Предшественники Иранзу обычно сохраняли независимость своего царства путем изменения лояльности между Урарту и Ассирией, но Иранзу сделал твердый выбор встать на сторону Ассирии, и Тиглатпаласар с радостью принял союз, поскольку царство Иранзу было идеально расположено для защиты Ассирии от урартских набегов. [51]
Эти события обеспокоили Сардури II из Урарту, который активизировал свои усилия, чтобы противостоять ассирийской гегемонии и свергнуть ее. Позже, в 743 году, Сардури Евфрат . со своей армией прибыл на границу Ассирии по реке [2] его силы подкреплялись войсками, посланными различными королевствами и государствами Сирии. [52] В том же году Тиглатпаласар вступил в бой с Сардури под Арпадом. В отличие от поражения ассирийцев от Арпада одиннадцатью годами ранее, Тиглатпаласар выиграл битву. [2] [42] один из величайших триумфов его правления. [42] Сардури был вынужден бежать из боя и преследовался обратно в столицу Урарта Тушпу . [2]
Завоевание Леванта
[ редактировать ]В период с 743 по 732 год Тиглатпаласар возглавил несколько походов в Левант, которые привели к великому присоединению территории и потере независимости многочисленных древних государств региона. [52] После победы над Сардури Тиглатпаласар решил завоевать сам Арпад, как из-за стратегической ценности города, так и из-за его стратегической ценности. [42] и чтобы наказать город за предоставление Сардури доступа к ассирийской границе. [2] После трех походов в течение трех лет и длительной осады Арпад был взят в плен в 740 году. [2] [42]
В ходе боев Арпаду помогали как урартские войска, так и войска, посланные из других городов и мелких государств Сирии. После захвата города ассирийская армия не просто разграбила его и затем ушла, как поступала с городами Сирии в прежние времена. Вместо этого земли, контролируемые Арпадом, были преобразованы в две провинции и присоединены к Неоассирийской империи. [2] После победы при Арпаде Тиглатпаласар получил дань от сиро-хеттских царств Гургума и Кумму , Каркемиша и Куве , некоторые из которых ранее посылали войска на помощь Сардури, а также от финикийского города Тир и Арамейского царства. Арам -Дамаск . [52]
Аннексия Арпада насторожила правителей всего Леванта. [52] В период ассирийского застоя многие левантийские государства стремились расшириться и стать самостоятельными большими королевствами, что ассирийцы могли воспринять как антиассирийскую деятельность. [53] В 738 году Тиглатпаласар продолжил свои усилия в Сирии, завоевав некоторые земли к югу от Арпада и основав три новые провинции: Кулланию, Хатарикку и Шимирру. Эти земли находились под властью сиро-хеттского царства Хама , которое он обвинял в заговоре против него. [52]
Стратегия, использованная Тиглатпаласаром при успешном завоевании Леванта, была тщательно продумана и подготовлена. Вместо того, чтобы атаковать оплоты более крупных государств, он сначала подчинил меньшие королевства посредством быстрых и широкомасштабных атак. Первые завоевания привели под его власть прибрежные и равнинные земли, а это означало, что ассирийские войска в более поздних кампаниях могли быстро и эффективно маршировать по региону. [54] В ходе похода на Хаму Тиглатпаласар завоевал и присоединил к себе сиро-хеттское царство Паттин . [2] Хама была избавлена от полной аннексии, а королевству было разрешено оставаться в некоторой степени независимым как вассальное государство. Победа вдохновила другие государства региона отдать дань уважения ассирийцам, включая финикийский город Библос , Израильское королевство и различные государства восточной Анатолии и некоторые арабские племена. [52] Израиль и Дамаск направили помощь Хаме во время конфликта. [2]
Анатолийские государства, которые начали платить дань Ассирии, всего пять царств, вероятно, сделали это не из страха перед ассирийским завоеванием, а скорее в надежде на ассирийскую помощь против экспансионистского царства Фригии , которое угрожало их существованию. Анатолийцы время от времени пытались натравить Ассирию и Фригию друг на друга, что приводило к катастрофическим последствиям. В 730 году Тиглатпаласар напал и отстранил царя Васусарма Табала от власти после того, как он перестал платить дань, написав в своих анналах, что Васусарма «действовал так, как если бы он был равен Ассирии». [55]
Тиглатпаласар в пятый раз двинулся по Леванту в 734 году, достигнув юга до границы с Египтом . [42] [52] Эта кампания привела к завоеванию Газы и подчинению многих государств, в результате чего весь Левант оказался под прямым или косвенным ассирийским правлением; [56] Ассирия и Египет впервые в истории разделили границу. [57] Аскалуна , Иуда , Эдом , Моав и Аммон , а также арабское племя Муна — все начали платить дань Тиглатпаласару. [42] [52] Распространив свой контроль на весь Левант, Тиглатпаласар сформировал полукруг контроля вокруг Израиля и Арама-Дамаска и отрезал их от Египта, который время от времени предлагал поддержку левантийским государствам. Усилия Ассирии привели к тому, что Арам-Дамаск оказался геополитически изолированным и лишился достаточного количества продовольствия, чтобы прокормить свой народ. [58]
В 733 году Тиглатпаласар решил закрепить свое завоевание. В этом году он снова выступил против Арам-Дамаска, все еще сильнейшего оставшегося туземного государства в регионе, которое поддерживали ассирийские данники Тир и Аскалуна , а также Израиль. В 732 году Дамаск пал, и Тиглатпаласар присоединил к себе земли Арама-Дамаска. [42] [52] В том же конфликте Тиглатпаласар захватил и Тир. [59] и победил Израиль, который он разделил пополам, аннексировав северную часть королевства как провинцию Мегиддо и подчинив южную часть как вассальное королевство. [2] Ослабление и огромное сокращение размеров Израиля рассматривалось израильтянами как подтверждение предсказаний о неминуемой гибели, сделанных пророком Амосом за несколько десятилетий до этого. [42]
Массивная экспансия Ассирии на запад привела Тиглатпаласара и его армии к прямому контакту с арабскими племенами, некоторые из которых начали платить дань. В 733 году Тиглатпаласар выступил против кедаритов к югу от Дамаска, надеясь укрепить свой контроль над южной Сирией. [60] Внезапная атака застала кедаритскую царицу Самси врасплох, и кедариты были легко побеждены. [61] Хотя Тиглатпаласар одержал победу, он понял, что не сможет эффективно управлять территориями, управляемыми кедаритами, и, таким образом, позволил Самси сохранить контроль над своими владениями, хотя и под наблюдением ассирийского чиновника, который руководил ее политическими действиями. [60]
Завоевание Вавилонии
[ редактировать ]В конце своего правления Тиглатпаласар все больше внимания уделял Вавилонии на юге. [63] Вавилония когда-то была большим и чрезвычайно влиятельным царством, на протяжении веков конкурировавшим с Ассирией. [64] но в неоассирийский период он обычно был слабее своего северного соседа. [65] Вавилония страдала как от отсутствия хорошо организованной армии, так и от внутренних этнокультурных разногласий. Вавилоняне управляли большинством известных южных городов, таких как Вавилон , Киш , Ур , Урук , Борсиппа и Ниппур , но были не единственной известной группой в регионе. Халдейские племена, возглавляемые вождями, которые часто ссорились друг с другом, доминировали на большей части самой южной земли. Арамейцы также жили на окраинах заселенных земель и были известны грабежами прилегающих территорий. [63] [66] Через своих агентов Тиглатпаласар на протяжении всего своего правления следил за событиями на юге. [63]
В 731 году халдейский вождь Набу-мукин-зери из племени Бит-Амуккани захватил власть в Вавилоне как царь. [2] [67] Тиглатпаласар стал свидетелем прихода к власти Набу-мукин-зери, который стремился устранить разногласия в Вавилонии. [2] как провокация и угроза ассирийским интересам и гегемонии. [2] [63] Таким образом, Тиглатпаласар посвятил следующие несколько лет разгрому Набу-мукин-зери и его сторонников. Во-первых, ассирийские армии блокировали восточную границу Вавилонии, чтобы гарантировать, что Набу-мукин-зери не получит никакой поддержки со стороны Элама , который часто противоречил ассирийским интересам. Затем Тиглатпаласар разгромил и подчинил ряд арамейских родов и халдейских племен, в том числе Бит-Шилани и Бит-Шаалли. [67]
Борьба за контроль над Вавилонией началась всерьез в 730 году. Записано, что в этом году ассирийские послы отправились в Вавилон и призывали жителей открыть свои ворота и сдаться Тиглатпаласару, заявляя, что царь предоставит им амнистию и налоговые льготы. Вавилоняне отказались от этого предложения. Набу-мукин-зери в это время не был в Вавилоне и вместо этого, вероятно, руководил вавилонскими военными действиями из своего родного города Сапии. [68] В 729 году Тиглатпаласар захватил Вавилон и провозгласил себя одновременно царем Ассирии и царем Вавилона . [63] первый ассирийский царь, признанный таковым вавилонянами. [28]
Набу-мукин-зери потерял Сапию в том же году, но, похоже, продолжал сопротивляться Тиглатпаласару до 728 года, поскольку есть некоторые документы, приписываемые его четвертому году правления. Будучи новым царем, Тиглатпаласар получал дань от самых могущественных халдейских племен — Бит-Даккури и Бит-Якин . Бит-Якин в это время находился под предводительством Мардука-апла-иддина II , который в годы после правления Тиглатпаласара выступил стойким противником Ассирии. [28]
В отличие от многих других ассирийских завоеваний, Вавилония не была разделена на провинции, а сохранялась как полноценное царство в личном союзе с Ассирией. Это произошло главным образом потому, что ассирийцы очень уважали вавилонскую культуру и религию. [69] Из-за этого уважения и из-за того, что Вавилония показывала признаки начала экономического восстановления, Тиглатпаласар старался примирить население с идеей ассирийского господства. Он дважды участвовал в религиозно важном новогоднем фестивале Акиту , который требовал присутствия царя, а также возглавлял кампании против оставшихся халдейских оплотов на крайнем юге, которые сопротивлялись его правлению. [63]
Семья и преемственность
[ редактировать ]Царицу Тиглатпаласара звали Иаба ( Иаба ), имя явно не аккадского происхождения. [70] Возможные корни и этимология имени включают yph («красивый»), nby («называть») и yhb («давать»); [70] Иаба мог быть арабом [70] или западно-семитский (левантийский [71] или арамейского ) происхождения. [72] В 1998 году Стефани Дэлли предположила, что Иаба имел еврейское происхождение. [70] и предположил, что она могла быть принцессой из Иудейского царства. [73] Она основывала этот аргумент на имени Аталия , более поздней царицы, которая, как предполагалось, была родственницей Иабы, будучи похожей на имя Аталия , которое носила иудейская царица, правившая примерно веком ранее, и что окончание имени Аталия ( ia или ia-a ) могла представлять собой теофорный элемент, происходящий от Яхве . Аргументы Дэлли встретили как поддержку, так и сопротивление. Идея о том, что имена Иаба и Аталия были еврейскими, также была независимо выдвинута Симо Парполой . [70]
В 2002 году К. Лоусон Янгер отметил, что далеко не факт, что ia или ia-a действительно соответствуют Яхве, поскольку аналогов в других неоассирийских именах и надписях мало. [74] Идентификация Аталии как еврейского имени также была подвергнута сомнению Николасом Постгейтом в 2008 году, и в том же году Ран Садок альтернативно предположил, что Аталия - это арабское имя. [70] Могила Иабы была обнаружена в Нимруде в 1989 году. [75]
Считается, что Тиглатпаласар мирно умер от старости. Ему наследовал его сын Салманасар V. [2] Во время правления Тиглатпаласара Салманесар был известен под своим именем при рождении Улулаю, а «Салманасар» — это царственное имя, которое он принял при своем восшествии на престол в 727 году. Салманесар, вероятно, участвовал в некоторых кампаниях своего отца, и известно от него несколько писем к своему отцу, многим из них докладывает о состоянии земель, которыми он управлял. [76] Салманасара сменил на посту царя Саргон II всего через несколько лет , вероятно, в результате его свержения и убийства. Хотя списки ассирийских царей связывают Саргона с предыдущими царями, утверждая, что он был сыном Тиглатпаласара, это утверждение не встречается в большинстве его надписей, в которых вместо этого подчеркивается, что он был призван и назначен царем Ашуром. [77]
Многие историки принимают заявление Саргона о том, что он был сыном Тиглатпаласара, но не верят, что он был законным наследником престола как следующим наследником после окончания правления Салманасара, то есть предполагая, что у Салманасара были дети. [78] Даже тогда к его заявлению о том, что он был сыном Тиглатпаласара, обычно относятся с большей осторожностью, чем к собственным заявлениям Тиглатпаласара о царском происхождении. [79] Некоторые ассириологи, например Дж. А. Бринкман, полагают, что Саргон, по крайней мере, не принадлежал к прямой династической линии. [14] Если Тиглатпаласар был отцом Саргона, то у него был также третий сын Син-аху-усур . Син-аху-усур засвидетельствован как младший брат Саргона, получивший в 714 году командование королевской кавалерийской гвардией Саргона. [80]
Наследие
[ редактировать ]Ассиролог Хаим Тадмор назвал правление Тиглатпаласара «водоразделом» в истории Ближнего Востока. [44] Тиглатпаласар оставил наследие огромного исторического значения. Его правление обычно рассматривается как начало совершенно новой эпохи ассирийского империализма. [27] [44] Будучи самым ранним ассирийским царем, упомянутым в еврейской Библии и вавилонских хрониках , Тиглатпаласар является первым ассирийским царем, для которого существуют внешние перспективы и описания его правления. [42] Вся история Месопотамии до Тиглатпаласара игнорируется в еврейской Библии. [63] Библия описывает как влияние Тиглатпаласара на Израильское царство ( 4 Царств 15,29–31), так и события его правления с точки зрения южного Иудейского царства ( 4 Царств 15,32–16,20, 2 Паралипоменон). 27,1–28,27, Исаия , 7,1–25). [81]
Тиглатпаласар значительно расширил территорию Ассирии. [2] К моменту своей смерти Тиглатпаласар более чем вдвое увеличил территорию, находившуюся под властью Неоассирийской империи. [63] Его метод установления прямого ассирийского правления на чужих землях, разделения их на ассирийские провинции, а не создания вассальных царств, существенно изменил экономику Ассирийского государства. Если раньше ассирийцы полагались на дань от вассалов, то со времен Тиглатпаласара они стали все больше зависеть от налогов, собираемых губернаторами провинций. Такой подход увеличил административные расходы, но также снизил риск восстаний против ассирийского правления и уменьшил потребность в военном вмешательстве. [63]
Некоторые ассириологи считают, что Ассирия по-настоящему превратилась в « империю » только в строгом смысле этого слова во время правления Тиглатпаласара. [28] [63] [82] [83] благодаря своим беспрецедентным размерам, многоэтническому и многоязычному характеру, а также новым механизмам экономического и политического контроля. [63] Господство, достигнутое Ассирией при Тиглатпаласаре, часто рассматривается как превращение Неоассирийской империи в первую мировую империю в истории; [83] [84] [85] [86] [87] т.е. имперское государство без каких-либо конкурентов, [34] управляя большей частью мира, известного самим ассирийцам. [85]
Ассирийская империя послужила моделью для более поздних империй на Ближнем Востоке и в других местах, главным образом благодаря имперским нововведениям Тиглатпаласара. [63] Посредством концепции translatio imperii (передачи империи) претензии на мировое господство, выдвинутые неоассирийскими царями, породили аналогичные претензии в более поздних империях Ближнего Востока, особенно в Империи Ахеменидов , что способствовало росту стремлений к универсальному правлению во многих более поздние королевства и империи. [88]
Ассирийская переселенческая политика, усилившаяся при Тиглатпаласаре и продолжавшаяся при его преемниках, имела масштабные последствия. Прежде всего, это привело к значительному улучшению ирригации в провинциях благодаря тому, что депортированным было поручено внедрить разработанные ассирийцами сельскохозяйственные методы в своих новых общинах, а также к увеличению благосостояния по всей империи. [49] В долгосрочной перспективе перемещение народов со всей империи навсегда изменило культурный и этнический облик Ближнего Востока и со временем привело к возвышению арамейского языка как лингва-франка региона. [47] такое положение язык сохранял до 14 века нашей эры. [89]
империи Арамейский язык был наиболее распространенным и взаимопонятным из семитских языков , группы, к которой принадлежали многие языки империи. [90] Уже во время правления Тиглатпаласара арамейский язык стал официальным языком в империи, о чем свидетельствуют рельефы того времени, изображающие царя, использующего как арамейские, так и аккадские писцы для записи сообщений. [91] [92]
Титулы
[ редактировать ]В надписи из Нимруда, повествующей о некоторых событиях его правления, Тиглатпаласар претендовал на следующие титулы: [93]
Тиглатпаласар, великий царь , могучий царь, царь вселенной , царь Ассирии, царь Шумера и Аккада , царь четырёх сторон света ; кто внимателен к поднятию глаз Энлиля , царя, который от восходящего солнца до его захода разбрасывал всех своих врагов по ветру(ам) и сохранял (свою) власть; который подчиняет народы верхних и нижних земель, который свергает их правителей и назначает своих (собственных) чиновников. [93]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Эта оценка предполагает, что Тиглатпаласар был Адад-нирари III . сыном [1]
- ^ Иногда альтернативно пишется Тиглатпилесер III . [2] Несколько старых источников ошибочно называют его Тиглатпаласаром IV . [3]
- ^ Эшарра была храмом; «сын Эшарры» относится к богу Нинурте , который в тот момент считался сыном ассирийского национального божества Ашура . [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ямада и Ямада 2017 , с. 390.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Раднер 2012 .
- ^ Олбрайт 1949 , с. 163.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ямада и Ямада 2017 , с. 391.
- ^ Завадский 1994 , стр. 53.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Давенпорт 2016 , с. 36.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Раднер 2016 , с. 47.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чен 2020 , стр. 200–201.
- ^ Бринкман 1968 , с. 406.
- ^ Грейсон 1981 , с. 73.
- ^ Завадский 1994 , стр. 54.
- ^ Паркер 2011 , с. 367.
- ^ Ямада 2003 , с. 270.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарелли 1991 , с. 46.
- ^ Давенпорт 2016 , с. 41.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Завадский 1994 , стр. 55.
- ^ Гарелли 1991 , с. 48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Давенпорт, 2016 г. , стр. 37–41.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джейкобс и Прайс 1906 , с. 145.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рамка 1992 , стр. 303–304.
- ^ Бертен 1891 , с. 49.
- ^ Ямада и Ямада 2017 , с. 388.
- ^ Кадр 1992 , с. 194.
- ^ (2018) Стела Инджирли. hittitemonuments.com
- ^ Кауфман, Стив (2007). «Финикийская надпись Инчирли на трех языках: предварительная реконструкция и перевод» . МААРАВ . 14 (2): 7–26. дои : 10.1086/МАРТ200714202 . S2CID 257837087 .
- ^ (2009) Краткая версия трехъязычного текста Инджирли. balshanut.wordpress.com
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фрам 2017 , стр. 176.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Болье 2018 , с. 197.
- ^ Жерар Герту 2015, Ассирийская и библейская хронологии надежны? (пересмотрено в 2023 г.) 61 страница - hal.science
- ^ Дюринг 2020 , с. 43.
- ^ Дюринг 2020 , с. 46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрам 2017 , стр. 167.
- ^ Меррилл, Рукер и Гризанти 2011 , стр. 30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б В течение 2020 года , с. 144.
- ^ Фрам 2017 , стр. 167, 169.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрам 2017 , стр. 172.
- ^ Фрам 2017 , стр. 170–171.
- ^ Фрам 2017 , стр. 171.
- ^ Фрам 2017 , стр. 173.
- ^ Фрам 2017 , стр. 175.
- ^ Грейсон 1982 , стр. 277–278.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Фрам 2017 , стр. 177.
- ^ Дюринг 2020 , с. 142.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дубовский 2006 , с. 153.
- ^ Далли 2017 , стр. 526, 528.
- ^ Давенпорт, ТЛ (1 августа 2014 г.). «Ситуация и организация: Имперское здание Тиглатпаласара III (745–728 до н.э.)». Сиднейский университет : 126. S2CID 159717852 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фрам 2017 , стр. 177–178.
- ^ Раднер 2017 , с. 212.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раднер 2017 , с. 210.
- ^ Одед 1974 , с. 42.
- ^ Фукс 2017b , с. 262.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бэгг 2017 , с. 270.
- ^ Дубовский 2006 , стр. 154–155.
- ^ Дубовский 2006 , стр. 161–162.
- ^ Фукс 2017 , с. 254.
- ^ Бэгг 2017 , стр. 270–271.
- ^ Эйлат 1978 , с. 20.
- ^ Дубовский 2006 , стр. 162–163.
- ^ Дубовский 2006 , с. 163.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрам 2017b , стр. 300–301.
- ^ Дубовский 2006 , с. 162.
- ^ Фрам 2017 , стр. 179.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Фрам 2017 , стр. 178.
- ^ Фрам 2014 , стр. 209.
- ^ Бринкман 1973 , с. 89.
- ^ Бринкман 1973 , стр. 89–90.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье 2018 , с. 196.
- ^ Болье 2018 , стр. 196–197.
- ^ Болье 2018 , с. 198.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Ямада и Ямада 2017 , с. 393.
- ^ Коллон 2010 , с. 149.
- ^ Кертай 2013 , стр. 114.
- ^ Лоусон Янгер 2002 , с. 207.
- ^ Лоусон Янгер, 2002 , стр. 217–218.
- ^ Дамерджи 2008 , с. 81.
- ^ Ямада и Ямада 2017 , стр. 397–400.
- ^ Паркер 2011 , стр. 365–367.
- ^ Коган 2017 , с. 154.
- ^ Чен 2020 , с. 201.
- ^ Элайи 2017 , с. 28.
- ^ Дубовский 2006 , с. 154.
- ^ Дюринг 2020 , с. 137.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Одед 1974 , с. 38.
- ^ Дюринг 2020 , с. 133.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ливерани 2017 , с. 536.
- ^ Фрам 2017 , стр. 161.
- ^ Элайи 2017 , с. 2.
- ^ Ливерани 2017 , стр. 534–535.
- ^ Филони 2017 , с. 37.
- ^ Раднер 2021 , с. 147.
- ^ Раднер 2021 , с. 149.
- ^ Луукко и Ван Буйлере, 2017 , стр. 319.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лакенбилл 1926 , с. 280.
Библиография
[ редактировать ]- Олбрайт, ВФ (1949). «Рецензии на книги: Тирбергер, Фредерик, Царь Соломон » . Еврейские социальные исследования . 11 : 163.
- Бэгг, Ариэль М. (2017). «Ассирия и Запад: Сирия и Левант». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 268–274. ISBN 978-1118325247 .
- Болье, Поль-Ален (2018). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Пондичерри: Уайли. ISBN 978-1405188999 .
- Бертен, Г. (1891). «Вавилонская хронология и история» . Труды Королевского исторического общества . 5 : 1–52. дои : 10.2307/3678045 . JSTOR 3678045 . S2CID 164087631 .
- Бринкман, Джон Энтони (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии (1158-722 гг. до н.э.) . Рим: Pontificium Institutum Biblicum. ISBN 978-88-7653-243-6 . OCLC 17793 .
- Бринкман, Джон Энтони (1973). «Вавилонская проблема Сеннахирима: интерпретация». Журнал клинописных исследований . 25 (2): 89–95. дои : 10.2307/1359421 . JSTOR 1359421 . S2CID 163623620 .
- Чен, Фэй (2020). «Список ассирийских царей» . Исследование Синхронного списка царей Ашура . БРИЛЛ. ISBN 978-9004430921 .
- Коган, Мордехай (2017). «Восстановление Империи». Израильский журнал исследований . 67 (2): 151–167. JSTOR 26740626 .
- Коллон, Доминик (2010). «Ошибки в Ассирии: некоторые браслеты из Нимруда» . Ирак . 72 : 149–162. дои : 10.1017/S0021088900000619 . JSTOR 20779022 . S2CID 191932360 .
- Дэлли, Стефани (2017). «Ассирийская война». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 522–533. ISBN 978-1118325247 .
- Дамерджи, Муайяд Саид (2008). «Введение в гробницы Нимруда». Новый свет на Нимруд: материалы конференции Нимруд, 11–13 марта 2002 г. Нимрудская конференция. стр. 81–82. OCLC 276334503 .
- Давенпорт, ТЛ (2016). Ситуация и организация: Имперское здание Тиглатпаласара III (745–728 до н. э.) (PDF) (докторская диссертация). Университет Сиднея.
- Дубовский, Петр (2006). «Походы Тиглатпаласара III в 734–732 гг. До н.э.: Историческая справка Иса 7; 2 Цар. 15–16 и 2 Пар. 27–28». Библика . 87 (2): 153–170. JSTOR 42614666 .
- Дюринг, Бледа С. (2020). Империализация Ассирии: археологический подход . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1108478748 .
- Эйлат, Моше (1978). «Экономические отношения Неоассирийской империи с Египтом». Журнал Американского восточного общества . 98 (1): 20–34. дои : 10.2307/600148 . JSTOR 600148 .
- Элейн, Жозетт (2017). Саргон II, царь Ассирии Атланта: SBL Press. ISBN 978-1628371772 .
- Элейн, Жозетт (2022). Тиглатпаласар III, основатель Ассирийской империи Атланта: SBL Press. ISBN 978-1628374308 .
- Филони, Фернандо (2017). Церковь в Ираке . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0813229652 .
- Фрам, Эккарт (2014). «Дела семейные: психоисторические размышления о Сеннахириме и его временах». В Калими Исаак; Ричардсон, Сет (ред.). Сеннахирим у ворот Иерусалима: повесть, история и историография . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-9004265615 .
- Фрам, Эккарт (2017). «Неоассирийский период (ок. 1000–609 до н. Э.)». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 161–208. ISBN 978-1118325247 .
- Фрам, Эккарт (2017b). «Ассирия и Дальний Юг: Аравийский полуостров и Персидский залив». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 299–310. ISBN 978-1118325247 .
- Фрейм, Грант (2007) [1992]. Вавилония 689-627 гг. до н.э.: Политическая история . Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-9062580699 .
- Фукс, Андреас (2017). «Ассирия и Север: Анатолия». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 249–258. ISBN 978-1118325247 .
- Фукс, Андреас (2017). «Ассирия и Восток: Западный Иран и Элам». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 259–267. ISBN 978-1118325247 .
- Гарелли, Пол (1991). «Достижение Тиглатпаласара III: новизна или преемственность?» (PDF) . В Когане, М.; Эфал, И. (ред.). Ах, Ассирия..., Исследования по ассирийской истории и древней ближневосточной историографии, представленные Хаиму Тадмору . Иерусалим: Магнес. ISBN 978-9654933971 .
- Грейсон, Альберт Кирк (1981). «Ассирийские царские надписи: литературная характеристика». В Фалесе, FM (ред.). Ассирийские царские надписи: новые горизонты в литературном, идеологическом и историческом анализе. Материалы симпозиума, проходившего в Четоне (Сиена) 26-28 июня 1980 г. Рим: Институт Перл'Ориенте.
- Грейсон, Альберт Кирк (1982). «Ассирия: от Ашур-дана II до Ашур-Нирари V (934–745 до н. э.)» . В Бордмане, Джон; Эдвардс, IES ; Хаммонд, НГЛ и Соллбергер, Эдмонд (ред.). Кембриджская древняя история: Том 3, Часть 1: Предыстория Балкан, Ближнего Востока и Эгейского мира, десятый-восьмой века до нашей эры (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-22496-9 .
- Тадмор, Хаим ; Ямада, Сигео (2011). Царские надписи Тиглатпаласара III, царя Ассирии (744–727 до н.э.) и Салманасара V (726–722 до н.э.), царей Ассирии . Айзенбрауны.
- Джейкобс, Джозеф; Прайс, Ира Морис (1906). «ТИГЛАТ-ПИЛЕСЕР» . Еврейская энциклопедия . Том. 12. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 145. ОСЛК 460204274 .
- Кертай, Дэвид (2013). «Царицы Неоассирийской империи». Altorientalische Forschungen . 40 (1): 108–124. дои : 10.1524/aof.2013.0006 . S2CID 163392326 .
- Лоусон Янгер, К. (2002). «Яхве в Ашкелоне и Калахе? Яхвистские имена на неоассирийском языке». Ветус Заветум . 52 (2): 207–218. дои : 10.1163/156853302760013866 . JSTOR 1585090 .
- Ливерани, Марио (2017). «Мысли об Ассирийской империи и ассирийском царстве». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 534–546. ISBN 978-1118325247 .
- Лакенбилл, Дэниел Дэвид (1926). Древние записи Ассирии и Вавилонии: Том I: Исторические записи Ассирии с древнейших времен до Саргона . Чикаго: Издательство Чикагского университета. OCLC 492663064 .
- Луукко, Микко; Ван Буйлер, Грета (2017). «Языки и письменность в Ассирии». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 313–335. ISBN 978-1118325247 .
- Меррилл, Юджин; Рукер, Марк Ф.; Гризанти, Майкл А. (2011). Мир и слово: Введение в Ветхий Завет . Нэшвилл, Теннесси: Издательская группа B&H. ISBN 978-0805440317 .
- Одед, Бустанай (1974). «Финикийские города и Ассирийская империя во времена Тиглатпаласара III». Журнал Немецкой палестинской ассоциации . 90 (1): 38–49. JSTOR 27930972 .
- Паркер, Брэдли Дж. (2011). «Строительство и осуществление царской власти в Неоассирийской империи». Журнал антропологических исследований . 67 (3): 357–386. дои : 10.3998/jar.0521004.0067.303 . JSTOR 41303323 . S2CID 145597598 .
- Раднер, Карен (2012). «Тиглатпаласар III, царь Ассирии (744-727 до н.э.)» . Строители Ассирийской империи . Проверено 9 февраля 2022 г.
- Раднер, Карен (2016). «Восстания в Ассирийской империи: войны за наследство, восстания против ложного царя и движения за независимость» . В Коллинзе, Джон Дж.; Мэннинг, Дж. Г. (ред.). Восстание и сопротивление в древнем классическом мире и на Ближнем Востоке: в тигле Империи . БРИЛЛ. ISBN 978-9004330184 .
- Раднер, Карен (2017). «Экономика, общество и повседневная жизнь в неоассирийский период». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 209–228. ISBN 978-1118325247 .
- Раднер, Карен (2021). «Диглоссия и производство аккадских и арамейских текстов Неоассирийской империи». В Джонкере, Луи К.; Берледжунг, Анжелика и Корнелиус, Изак (ред.). Многоязычие в древних контекстах: перспективы древнего ближневосточного и раннехристианского контекстов . Стелленбош: African Sun Media. ISBN 978-1991201164 .
- Ямада, Сиего (2003). «Заметки о генеалогических данных списка ассирийских царей». Эрец-Исраэль: археологические, исторические и географические исследования . 27 : 265–275. JSTOR 23629886 .
- Ямада, Кейко; Ямада, Сиего (2017). «Салманасар V и его эпоха, новый взгляд» . В Баручи-Унне — Амитай; Форти, Това; Ахитув, Шмуэль; Эфал, Израиль; Тигай, Джеффри Х. (ред.). «И вот это случилось в те дни»: исследования по библейской, ассирийской и другой древней ближневосточной историографии, представленные Мордехаю Когану в день его 75-летия . Том. 2. Озеро Вайнона, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1575067612 .
- Завадский, Стефан (1994). «Восстание 746 г. до н. э. и приход на престол Тиглатпаласара III» (PDF) . Вестник Государственного архива Ассирии . 8 : 53–54.