Васусармас
Васусармас | |
---|---|
| |
![]() Надпись Топада Васусармаса, 8 в. до нашей эры. Первая строка гласит: « Великий король Васусармас, Великий король, герой, сын Туваттиса, Великий король, герой ». [ 1 ] На иероглифическом лувийском языке : Урис Хантаваттис Васусармас урис Хантаваттис Хасталлис Туватти ( , латинизировано: ya)s uras ḫantawatti(ya)s ḫastalli(ya)s nimuwizzas [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ] [ 4 ] | |
король Табала Великий | |
Царствование | р. в. 740 г. до н.э. – 730 г. до н.э. |
Предшественник | Туваттис II |
Преемник | Хуллиас |
Лувийский | 𔓬𔖢𔑙𔒅𔗔 [ 5 ] [ 3 ] Вассусармас |
аккадский | 𒁹𒌑𒊍𒋩𒈨 [ 6 ] [ 7 ] ᵐ Вассюрме или ᵐ Уасюрме [ 8 ] |
Дом | Династия Туваттиса I (?) |
Отец | Туваттис II |
Религия | Религиозная Луизиана |
Васусармас ( иероглифический лувийский : 𔓬𔖢𔑙𔒅𔗔 , латинизировано: Вассусармас [ 5 ] [ 3 ] [ 9 ] ) был лувийским царем сиро-хеттского царства Табал собственно в более широком Табальском регионе, который правил в середине 8 века до нашей эры, примерно с ок. 740 г. до н.э. – ок. 730 г. до н.э. [ 10 ] [ 8 ]

Имя
[ редактировать ]Произношение
[ редактировать ]Лувийское имя 𔓬𔖢𔑙𔒅𔗔 [ 5 ] [ 3 ] произносилось как Вассусармас , [ 9 ] хотя другое возможное произношение этого имени могло быть Вассу-Саррумас . [ 9 ] [ 11 ]
Этимология
[ редактировать ]Имя Вассусармас носило теофорный характер и состояло из имени хурритского бога Шаррумы , к которому прилагался лувийский термин васу , что означает «лит». ' хороший ' , [ 9 ] [ 12 ] и которое само по себе было родственником палайского wāsu- ( 𒉿𒀀𒋗 ), что означает букв. « ну » и санскритского васу- ( वसु ) и авестийский воху- ( 𐬬𐬊𐬵𐬎 ), оба также означают букв. ' хороший ' . [ 13 ]
Однако в 2020 году по фонетическим соображениям было предложено, чтобы название Вместо этого 𔓬𔖢𔑙𔒅𔗔 следует интерпретировать как Васу-Армас , содержащее имя лувийского бога луны Армаса . [ 14 ]
На аккадском языке
[ редактировать ]Васусармас упоминается в неоассирийских аккадских источниках как Вассурма или Уассурма ( 𒁹𒌑𒊍𒋩𒈨 [ 6 ] [ 7 ] ). [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 9 ] [ 19 ] [ 11 ]
Жизнь
[ редактировать ]Васусармас был сыном предыдущего царя Табала Туваттиса II. [ 10 ] И Васусармас, и Туваттис II, возможно, были частью династии, которая правила Табалом на протяжении большей части I тысячелетия до нашей эры, при этом более ранний царь Туваттис I правил Табалом в конце 9 века до нашей эры и мог быть его предком. Туваттиса II и Васусармаса. [ 20 ]
Подчинение Неоассирийской империи
[ редактировать ]К ц. 738 г. до н.э. , Табалианский регион, включая собственно Табал, во время правления Туваттиса II, [ 21 ] стал данником неоассирийского царя Тиглатпаласара III ( годы правления 745–727 до н. э. ), либо после того, как его завоевание Арпада в течение 743–740 до н. э. заставило государства Табалийского региона подчиниться ему, либо возможно, в результате похода туда Тиглатпаласара III. [ 17 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 8 ]
Царствование
[ редактировать ]Васусармас называл себя престижным титулом «Великий король» ( иероглифический лувийский : 𔐒 , латинизировано: uras ḫantawattis ) и «Герой» ( иероглифический лувийский : 𔐕 , латинизировано: ḫastallis ). [ 25 ] [ 26 ] Наряду с возрождением этого титула возможно современным королем Хартапом , который правил государством дальше на запад, это был первый случай, когда лувийский правитель принял эти титулы после прекращения их использования правителями Каркамиша в 10 веке. до нашей эры, [ 22 ] [ 27 ] таким образом, Васусармас стал первым королем Центральной Анатолии, который использовал их после падения Хеттской империи . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Надпись Васусармаса в Топаде также организовала иероглифические знаки, которыми она была написана в королевской эдикуле , что было первым применением этой практики со времен позднего бронзового века. [ 28 ]
Таким образом, подобно царю Хартапусу, правившему царством дальше к западу от Табалийского региона, Васусармас также использовал традиционные хеттские имена и титулы, показывая, что, несмотря на то, что Тавал и царство Хартапа находились на западной периферии постхеттского мира, они все еще были полностью культурно частью наследия Хеттской империи. [ 31 ]
Экспансионизм
[ редактировать ]За столетие, последовавшее за первым подтверждением царства Табал в 837 г. до н.э., оно превратилось из небольшого города-государства в самое большое и сильное из государств Табалийского региона благодаря агрессивному экспансионизму. [ 22 ]
Расположение надписей Васусармаса, особенно тех, которые расположены в Сувасе, Топаде и Гёстесине, позволяют предположить, что Табал консолидировал свою власть в северо-западной Каппадокии с базы, расположенной либо на северо-востоке региона вокруг городов, соответствующих современному Кулули, либо Султанхан, или в районе к северу от реки Халис. [ 28 ]
Короли Варпалавас II Туваны . и Киякияс Шинухту также могли быть вассалами Васусармаса [ 32 ]
Война против Фригии
[ редактировать ]Продолжение Васусармасом этих экспансионистских предприятий привело его к четырехлетнему кризису. [ 4 ] конфликт с коалицией восьми вражеских правителей [ 22 ] во главе с царем Фригии , который сам пытался вторгнуться в Табалийский регион. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
Васусармас утверждал, что победил эту конкурирующую коалицию с помощью Варпалаваса II из Туваны, Киякии из Шинухту и неизвестного в других отношениях короля Рувандаса, который, возможно, был тождественен королю Рувасу, который был вассалом Туваттиса II. [ 15 ] [ 25 ] [ 36 ] [ 28 ] [ 35 ] Этот конфликт Васусармы против Фригии и конфликт против современного царя Хартапа могли быть разными конфликтами в рамках одной и той же войны, в которой восточная сиро-хеттская коалиция противостояла западной фригийской коалиции. [ 30 ]
Эта табалийская коалиция успешно пересекла реку Галис и вторглась во Фригию, где сожгла фригийскую столицу Гордион и депортировала большую часть своего гражданского населения в Табалийский регион. [ 28 ] [ 37 ] [ 4 ] Позже, пока Васусармас вел кампанию в другом месте, Фригия контратаковала Табалийский регион с помощью фригийцев, которые ранее были депортированы туда после нападения на Гордион. Васусармас утверждал в своей надписи в Топаде, что эта фригийская атака была отражена благодаря божественному вмешательству, что привело к победе табалийской коалиции. [ 38 ] [ 4 ]
Эта победа позволила Васусармасу расширить свои границы на запад от Невшехир . региона [ 15 ] [ 39 ] [ 25 ] в рамках своего проекта по превращению Табала в значительную державу в Центральной Анатолии, [ 23 ] таким образом превратив Васусармаса в самого выдающегося короля Табалийского региона, [ 40 ] после чего он, похоже, стал считать себя местным гегемоном. [ 17 ] [ 41 ]
Депонирование
[ редактировать ]Несмотря на то, что Васусармас был данником неоассирийцев, он продолжал носить титулы «Великий царь» и «Герой», начал брать заложников в рабство и собирать дань со своих врагов, что привело к тому, что Тиглатпаласар III обвинил его в том, что он действует как равный ему и подражания Неоассирийской империи. После того, как он удержал дань Тиглатпаласару III и не ответил на призыв своего повелителя, некоторое время между ок. 732 до ок. В 739 г. до н. э. неоассирийский царь наконец решил положить конец амбициям Васусармаса, послав евнуха, чтобы свергнуть его и заменить его на посту царя Табала человеком по имени Хуллияс. [ 15 ] [ 42 ] [ 17 ] [ 22 ] [ 43 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 8 ] [ 28 ] [ 11 ] [ 31 ]
Хотя неоассирийские источники ссылались на Хуллия с дескриптором «ничтожий сын», обычно обозначающим простолюдинов, его личность все еще неизвестна, и он, возможно, был тождественен некоему Хулису, который был племянником царя Руваса, который был вассалом Отец Васусармаса Туваттис II. [ 28 ]
Свержение Васусармаса привело к вакууму власти в Табалианском регионе, и другой местный правитель когда-либо снова претендовал на титул «Великого короля» после него. [ 44 ]
Надписи
[ редактировать ]
С городища Топада известна одна надпись Васусармаса . В этой надписи используются очень оригинальные формы архаичных или необычных анатолийских иероглифических знаков, а также царский картуш, увенчанный крылатым диском, призванный создать связь с хеттской императорской семьей, что является общей чертой с надписями царь Хартап. [ 45 ] Надпись Топада посвящена войне, которую Васусармас вел против коалиции во главе с королем Фригии, и называет Туваттиса II отцом Васусармаса. [ 8 ] [ 33 ]
Надпись Васусармаса в Топаде, возможно, содержит единственное упоминание имени Фригии за пределами греко-римских источников. Это имя, переданное в надписи как Призундас ( иероглифический лувийский : 𔕸𔖱𔗥𔐭𔔂 ) , то есть сокращенная форма слова Prizuwandas , которое само образовано от термина Priz- , который был родственным древнегреческой основе Phrug- , найденной в этнониме Phrugia ( Φρυγια которого ), македонским вариантом был Brig- , как встречается в этнониме Бригес ( Βριγες ). [ 46 ]
Три надписи, сделанные слугами Васусармаса, также засвидетельствованы на стоянках Султанхан , Кайсери и Суваса. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Виден 2010 , с. 48.
- ^ Хокинс 2000b , с. 454.
- ^ Jump up to: а б с д Хокинс 2000c , с. 461.
- ^ Jump up to: а б с д Д'Альфонсо 2019 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б с Хокинс 2000b , с. 452-454.
- ^ Jump up to: а б «Уассурме [ПРАВИТЕЛЬ ТАБАЛА] (РН)» . Древние записи ближневосточной политики . Открытый богато аннотированный клинописный корпус . Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана .
- ^ Jump up to: а б «Уассурме [ПРАВИТЕЛЬ ТАБАЛА] (РН)» . Текстовые источники Ассирийской империи . Открытый богато аннотированный клинописный корпус . Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фокус 2014 , с. 257.
- ^ Jump up to: а б с д и Адьего 2019 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Брайс 2012 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б с Виден 2023 , с. 995.
- ^ Саймон 2020 , с. 192.
- ^ Якубович 2002 , с. 197.
- ^ Саймон 2020 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б с д Брайс 2009 , с. 684.
- ^ Виден 2010 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д Брайс 2012 , с. 144.
- ^ Брайс 2012 , с. 270-271.
- ^ Виден 2017 , с. 721.
- ^ Брайс 2012 , с. 149.
- ^ Виден 2010 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д и Брайс 2012 , с. 271.
- ^ Jump up to: а б с Д'Альфонсо 2012 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Фокус 2013 , с. 389.
- ^ Jump up to: а б с Брайс 2012 , с. 143-144.
- ^ Виден 2017 , с. 727.
- ^ Д'Альфонсо 2019 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Виден 2017 , с. 724.
- ^ Д'Альфонсо 2019 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Д'Альфонсо и Педринацци 2021 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Виден 2023 , с. 998.
- ^ Саймон 2013 , с. 284-285.
- ^ Jump up to: а б Д'Альфонсо 2019 , с. 143-144.
- ^ Д'Альфонсо 2019 , с. 148-149.
- ^ Jump up to: а б Виден 2023 , с. 996.
- ^ Виден 2010 , с. 50.
- ^ Саймон 2017 , с. 204.
- ^ Виден 2010 , с. 48-55.
- ^ Виден 2010 , с. 57.
- ^ Виден 2017 , с. 728.
- ^ Брайс 2012 , с. 260.
- ^ Виден 2010 , с. 42.
- ^ Брайс 2012 , с. 279.
- ^ Виден 2017 , с. 732.
- ^ Виден 2010 , с. 46-47.
- ^ Д'Альфонсо 2019 , с. 145.
Источники
[ редактировать ]- Адьего, Игнаси-Ксавье (2019). «Сохранение имени Бога Шаррума в киликийских именах в греческих источниках» . Altorientalische Forschungen [ Древние ближневосточные исследования ]. 46 (2). Вальтер де Грюйтер : 147–160. дои : 10.1515/aofo-2019-0010 . Проверено 6 апреля 2024 г.
- Аро, С. (2013). «Табал». В Штреке, Майкл П. [на немецком языке] ; Франц-Сабо, Габриэлла; Креберник, Манфред [на немецком языке] ; Бонакосси, Д. Моранди; Постгейт, Дж. Н. ; Зайдль, Урсула [на немецком языке] ; Стол, М.; Вильгельм, Гернот [на немецком языке] (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии [ Энциклопедия древних ближневосточных исследований ] (на немецком языке). Том 13. Берлин, Германия ; Нью-Йорк , США : Уолтер де Грюйтер . стр. 388–391. ISBN 978-3-110-30715-3 .
- Аро, С. (2014). «Уассурме». В Штреке, Майкл П. [на немецком языке] ; Франц-Сабо, Габриэлла; Креберник, Манфред [на немецком языке] ; Бонакосси, Д. Моранди; Постгейт, Дж. Н. ; Зайдль, Урсула [на немецком языке] ; Стол, М.; Вильгельм, Гернот [на немецком языке] (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии [ Энциклопедия древних ближневосточных исследований ] (на немецком языке). Том 14. Берлин, Германия ; Нью-Йорк , США : Уолтер де Грюйтер . п. 257. ИСБН 978-3-110-41761-6 .
- Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Лондон , Великобритания : Рутледж . ISBN 978-0-415-39485-7 .
- Брайс, Тревор (2012). Мир неохеттских царств: политическая и военная история . Оксфорд , Соединенное Королевство : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-199-21872-1 .
- Д'Альфонсо, Лоренцо (2012). «Табал, определение «внешней группы» в первом тысячелетии ЕЦБ» . В Ланфранчи, Джованни Б.; Бонакосси, Даниэле Моранди; Паппи, Чинция; Пончия, Симонетта [на немецком языке] (ред.). Я читаю! Исследования, представленные Фредерику Марио Фалесу по случаю его 65-летия . Висбаден , Германия : Harrassowitz Verlag . стр. 173–194. ISBN 978-3-447-06659-4 .
- Д'Альфонсо, Лоренцо (2019). «Война в Анатолии в постхеттский период: пересмотренная анатолийская иероглифическая надпись ТОПАДА» . Журнал клинописных исследований . 71 . Издательство Чикагского университета для американских школ восточных исследований : 133–152. дои : 10.1086/703857 . Проверено 22 марта 2024 г.
- Д'Альфонсо, Лоренцо; Педринацци, Маттео (2021). «Забыть империю, создать новый порядок: траектории высеченных в скалах памятников от хеттской до постхеттской Анатолии и загробная жизнь «трона» Кызылдага» . В Бен-Дове, Джонатан; Рохас, Фелипе (ред.). Загробная жизнь древних каменных памятников на Ближнем Востоке: резные изображения во времени и вне времени . Культура и история Древнего Ближнего Востока. Том. 123. Лейден , Нидерланды : BRILL . стр. 114–160. ISBN 978-9-004-46208-3 .
- Хокинс, Джон Дэвид [на немецком языке] (2000b). Надписи железного века, Часть 2: Текст: Амук, Алеппо, Хама, Табал, буквы Ассура, разное, печати, указатели . Корпус иероглифических лувийских надписей. Том. 1. Берлин , Германия ; Нью-Йорк , США : Уолтер де Грюйтер . ISBN 978-3-110-10864-4 .
- Хокинс, Джон Дэвид [на немецком языке] (2000c). Надписи железного века, часть 3: Таблички . Корпус иероглифических лувийских надписей. Том. 1. Берлин , Германия ; Нью-Йорк , США : Уолтер де Грюйтер . ISBN 978-3-110-10864-4 .
- Саймон, Жолт (2013). «Размышления о Масаурхисасе, царе Табала, и списке царей Туваны » . Анатолика . 39 : 277–296. дои : 10.2143/ANA.39.0.2990791 . Проверено 29 апреля 2024 г.
- Саймон, Жолт (2017). «Северная граница Табала». со дня рождения Хиттитология сегодня: исследования хеттской и неохеттской Анатолии в 100-летия честь Эммануэля Лароша. Французский институт анатолийских исследований . стр. 201–211. ISBN 978-2-362-45083-9 .
- Саймон, Жолт (2020). «Имена некоторых неохеттских правителей Центральной Анатолии совпадают с Шаррумой » . Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires [ Краткие и полезные ассириологические новости ]. 92 (3): 192–195 . Проверено 4 апреля 2024 г.
- Виден, Марк (2010). «Тувати и Васусарма: подражая поведению Ассирии» . Ирак . 72 . Британский институт изучения Ирака : 39–61. дои : 10.1017/S0021088900000589 . Проверено 7 апреля 2024 г.
- Виден, Марк (2017). «Тавал и пределы ассирийского империализма». В Хеффроне, Ягмур; Стоун, Адам; Уортингтон, Мартин (ред.). На заре истории: древние исследования Ближнего Востока в честь Дж. Н. Постгейта . Том. 2. Вайнона , США : Айзенбраунс . п. 721-736. ISBN 978-1-57506-471-0 .
- Виден, Марк (2023). «Государства железного века Центральной Анатолии и Северной Сирии». В Раднере, Карен ; Мёллер, Надин; Поттс, Дэниел Т. (ред.). Эпоха Ассирии . Оксфордская история Древнего Ближнего Востока. Том. 4. Нью-Йорк , США : Издательство Оксфордского университета . стр. 912–1026. ISBN 978-0-190-68763-2 .
- Якубович, Илья (2002). Шеворошкин, Виталий ; Сидвелл, Пол (ред.). Нугае Лувикае . Канберра , Австралия : Ассоциация истории языка. стр. 189–209. ISBN 978-0-957-72514-0 .