Йездигерд II
Йездигерд II 𐭩𐭦𐭣𐭪𐭥𐭲𐭩 | |
---|---|
Король королей Ирана и неиранских стран [а] | |
![]() | |
Шаханшах Сасанидской империи | |
Царствование | 438–457 |
Предшественник | Bahram V |
Преемник | Хормизд III |
Умер | 457 |
Супруга | Денаг |
Проблема | Хормизд III Пероз I Балаш Зарер Вачаган III (?) |
Дом | Дом Сасана |
Отец | Bahram V |
Мать | Одна минута |
Религия | Зороастризм |
Йездигерд II (также пишется Йездгерд и Йездгирд ; среднеперсидский : 𐭩𐭦𐭣𐭪𐭥𐭲𐭩 ), был сасанидским царем царей ( шаханшах ) Ирана с 438 по 457 год. Он был преемником и сыном Бахрама V ( годы правления 420–438 ).
Его правление было отмечено войнами против Восточной Римской империи на западе и кидаритов на востоке, а также его усилиями и попытками усилить королевскую централизацию в бюрократии путем навязывания зороастризма незороастрийцам внутри страны, а именно Христиане . Это имело неприятные последствия в Армении , кульминацией которых стало крупномасштабное восстание под руководством военачальника Вардана Мамиконяна , который в конечном итоге потерпел поражение и был убит в битве при Аварайре в 451 году. Тем не менее впоследствии в стране была разрешена религиозная свобода.
Йездигерд II был первым сасанидским правителем, принявшим титул кая («царь»), что, очевидно, связывает его и династию с мифической династией Каянидов, упомянутой в Авесте . Его смерть привела к династической борьбе между двумя его сыновьями Хормиздом III и Перозом I за престол, в которой последний вышел победителем.
Этимология
[ редактировать ]Имя Йездегерд представляет собой комбинацию древнеиранского yazad yazata — «божественное существо» и -karta «созданный», и, таким образом, означает «созданный Богом», сравнимое с иранским Багкартом и греческим Феоктистосом . [1] Имя Йездигерд известно на других языках как; Пехлеви- Яздекерт ; Новоперсидский Йезд(е)герд ; сирийское Йездигерд , Издегерд и Йездигер ; Армянский Язкерт ; Талмудический Издегер и Азгер ; арабский Яздейджерд ; Греческий Исдигердес . [1]
Война с римлянами
[ редактировать ]
В 438 году умер шах Бахрам V ( годы правления 420–438 ), и ему наследовал Йездигерд II. Его западные соседи, римляне , после заключения мирного договора с Ираном в 387 году согласились, что обе империи обязаны сотрудничать в защите Кавказа от нападений кочевников. [2] Римляне помогли в защите Кавказа, выплачивая иранцам примерно 500 фунтов (226 кг) золота через нерегулярные промежутки времени. [3] В то время как римляне рассматривали эту выплату как политические субсидии, иранцы рассматривали ее как дань, что доказывало, что Рим был наместником Ирана. [4] Нежелание римского императора Феодосия II продолжать выплату заставило Йездигерда II объявить войну римлянам. [4] [2] что в конечном итоге не принесло большого успеха ни для одной из сторон. [5]
вторглись в южные провинции римлян Вандалы , в результате чего Феодосий II попросил мира и отправил своего командира Анатолия лично в лагерь Йездигерда II. [6] В ходе последовавших переговоров в 440 году обе империи пообещали не строить никаких новых укреплений в Месопотамии и что Сасанидская империя получит некоторую плату для защиты Кавказа от вторжений. [5]
Война с гуннами
[ редактировать ]
Со времени правления Шапура II ( годы правления 309–379 ) Ирану приходилось иметь дело с кочевым захватчиками на востоке, известными как « иранские гунны » и состоявшими из эфталитов, кидаритов , хионитов и алханов . [7] Они захватили Тохаристан и Гандхару у Шапура II и его кушано-сасанидских клиентов, а в конечном итоге и Кабул у Шапура III ( годы правления 383–388 ). [8] [9] Археологические , нумизматические и сигиллографические данные показывают, что гунны правили царством, столь же изысканным, как и царство Сасанидов. Они быстро переняли иранскую имперскую символику и титулатуру. [10] Их монеты также имитировали чеканку Сасанидской империи . [10] Современный историк Ричард Пейн утверждает: «Вдали от разрушительных ксионанов, описанных в иранских рассказах, или мародерствующих варваров, описанных римскими историками, гуннские царства пост-иранской Центральной Азии были основанными на городах, взимающими налоги, идеологически новаторскими государствами. короли оказались в затруднительном положении, чтобы свергнуть их». [11] Под сильным давлением гуннов Иран вел с ними почти непрерывную войну на своих северных и северо-восточных границах, особенно при Бахраме V и Йездигерде II, которые оба пытались вернуть Тохаристан, но преуспели только в сохранении Абаршахра . [12] Усилия Сасанидов были прерваны в начале V века кидаритами, которые вынудили Йездигерда I ( годы правления 399–420 ), Бахрама V и/или Йездигерда II платить им дань. [13] [14] Хотя это не беспокоило иранскую казну, тем не менее это было унизительно. [15] Йездигерд II в конце концов отказался платить дань. [16] [14]
В 450 году он начал экспедицию на глубокую территорию кидаритов в Средней Азии , совершая набеги и захватывая форты и города, что привело к накоплению множества пленников и богатств. [17] В 453 году он перенес свой двор в Нишапур в Абаршахре, чтобы противостоять угрозе со стороны кидаритов, и оставил своего министра ( вузург фрамадар ) Мира Нарсе во главе Сасанидской империи. [18] Он провел много лет в войне против кидаритов. [5] Первоначально его войска потерпели тяжелое поражение, но боевые действия продолжались. [17] Согласно « Шахрестаниха и Эраншахр» («Столицы провинций Ирана»), Йездигерд II укрепил город Дамган и превратил его в сильный пограничный пост против кидаритов. [5] Где-то в этот период Йездигерд II создал провинцию Эран-Хварра-Йездегерд («Иран, слава Йездигерда»), которая находилась в северной части провинции Гурган . [19] После того, как ему удалось защитить восточную часть своей империи от вторжений кидаритов, Йездигерд II переключил свое внимание на Армению и Кавказскую Албанию , чтобы вместе с римлянами защитить Кавказ от растущей угрозы гуннов . [20]
Религиозная политика
[ редактировать ]
Политика Йездигерда II была предметом дискуссий; Арабские и персидские источники подчеркивают его личное благочестие и враждебность к аристократии, а армянские и сирийские источники описывают его как религиозного фанатика. Последний аспект часто подчеркивается в современной историографии. [21] Нестабильность империи постоянно возрастала при Йездигерде II, у которого были непростые отношения с аристократией и который столкнулся с серьезным вызовом со стороны кидаритов на востоке. [21] В начале правления Йездигерда II он потерпел несколько поражений от кидаритов, за что возложил вину на христиан, поскольку большая часть его конницы состояла из иберов и армян . [21] Преследования христиан впервые начались в 446 году с христианской знати Карха в Месопотамии. [21] Позже он переключил свое внимание на христианскую аристократию Иберии и Армении. [21] Преследования Йездигерда II незороастрийцев в целом, похоже, были ограниченными, поскольку основной целью была аристократия. [21]
Йездигерд II первоначально продолжал политику своего отца по умиротворению магнатов. Однако через некоторое время он отвернулся от них и начал собственную политику. Когда магнаты сказали ему, что его новая политика оскорбила народ, он не согласился, заявив, что: «Неправильно с вашей стороны предполагать, что то, как мой отец вел себя по отношению к вам, поддерживая вас рядом с собой и одаривая вас вся эта щедрость возложена на всех королей, которые придут после него... у каждого века свои обычаи». [22] Однако Йездигерд II все еще полностью осознавал давний конфликт между короной, знатью и духовенством, кульминацией которого стало убийство нескольких сасанидских монархов. [23]

Таким образом, основной целью Йездигерда II на протяжении всего его правления была борьба с внутренними и внешними проблемами, представляющими опасность для страны, путем усиления королевской централизации бюрократии, которая требовала сотрудничества аристократии. [21] Оправдание этого стало позже очевидным, когда Йездигерд II назначил Адхур-Хормизда новым губернатором ( марзбаном ) Армении в 451 году, положив конец преследованию незороастрийцев в Армении и разрешив религиозную свободу в стране. [24] Маловероятно, чтобы такое решение принял религиозный фанатик. [25] Действительно, по мнению современного историка Скотта Макдоноу, зороастрийская вера, возможно, была «проверкой личной преданности» для Йездигерда II. [25] Он также нацелился на зороастрийских аристократов, лишив их преимущества доступа ко двору, и кастрировал мужчин в своих полевых армиях, чтобы создать евнухов, более послушных ему, чем своим собственным семьям. [26] Однако политика Йездигерда II по интеграции христианской знати в бюрократию по-прежнему имела проблемные последствия; до назначения Адхур-Хормизда Армения была погружена в крупное восстание. [21] [5] Причиной восстания стала попытка Михра Нарсе навязать в Армении зурванитский вариант зороастризма. [21] Его намерения отличались от намерений Йездигерда II. [25] В результате многие армянские дворяне (но не все) сплотились под началом Вардана Мамиконяна , верховного главнокомандующего ( спарапета ) Армении. [27] Армянские повстанцы пытались обратиться за помощью к римлянам, но безуспешно. [28] Тем временем другая фракция армян во главе с марзбаном Васаком Сивни объединилась с сасанидами. [27]
2 июня 451 года сасанидские силы и повстанческие силы столкнулись у Аварайра , и сасанидцы вышли победителями. [28] Девять генералов, в том числе Вардан Мамиконян, были убиты, та же участь постигла большое количество армянских дворян и солдат. [28] Однако сасаниды также понесли большие потери из-за решительной борьбы армянских повстанцев. [28] Хотя Йездигерд II впоследствии положил конец преследованиям в стране, напряженность продолжалась до 510 года, когда родственник Вардана Мамиконяна, Вард Мамиконян , был назначен марзбаном внуком Йездигерда II, Кавадом I ( годы правления 488–531 ). [29]
Евреи также подвергались преследованиям при Йездигерде II; Говорят, что он издал указы, запрещающие им открыто соблюдать субботу , [30] и приказал казнить нескольких еврейских лидеров. [5] Это привело к тому, что еврейская община Спахана публично приняла ответные меры, сняв кожу заживо с двух зороастрийских священников, что, в свою очередь, привело к новым преследованиям евреев. [5]
Личность
[ редактировать ]Йездигерд II был проницательным и начитанным правителем, чьим девизом было «Спрашивай, исследуй, смотри. Давайте выберем и придерживаемся того, что лучше». [31] Его обычно хвалят в персидских источниках и описывают как сострадательного и великодушного правителя. [32] Его хвалят за то, что он отказался от чрезмерного увлечения своего отца охотой, пиршествами и длительными аудиенциями. [33] [5] По мнению средневековых историков Ибн аль-Балхи и Хамзы аль-Исфахани , он был известен как «Йездигерд Кроткий» ( Yazdegerd-e Narm ). [5] Однако благоприятный отзыв о Йездигерде II обусловлен его политикой преследования незороастрийцев внутри империи, которая умиротворяла иранскую аристократию и особенно зороастрийское духовенство, которое стремилось использовать Сасанидскую империю для навязывания своей власти над религиозной и культурной жизнью. своего народа. [33] Это противоположно политике его деда и тезки Йездигерда I (известного как «грешник»), который является предметом враждебности в персидских источниках из-за его терпимой политики по отношению к своим незороастрийским подданным и его отказа подчиниться. с требованиями аристократии и духовенства. [34]
Укрепления
[ редактировать ]оборонительную систему из сырцового кирпича В 440-х годах Йездигерд II построил в Дербенте для отражения вторжений с севера. [35] Надпись на одной из ее стен сообщает, что дань, уплаченная римлянами, была использована на обновление крепости. [36] Рядом с городом он основал укрепленное поселение Шахристан-и Йездегерд (современные руины Торпах-калы), ставшее основным центром дислоцированных в регионе воинов, лидер которых носил титул « марзбана Чола». [37] Согласно новоперсидской хронике Тарих-и Йезд («История Йезда») 1441 года, город Йезд в центральном Иране был заново основан Йездигердом II. [38]
Монетные дворы и имперская идеология
[ редактировать ]
Правление Йездигерда II знаменует собой начало новой надписи на сасанидских монетах; mazdēsn bay kay (« Поклоняющийся Мазде величию, царю»), что свидетельствует о его любви к легендарной авестийской династии Каянов , которая также использовала титул кея . [5] [39] [б] Это связано с изменением политической перспективы Сасанидской империи, первоначально ориентированной на Запад, теперь она была изменена на Восток. [41] Этот сдвиг, начавшийся уже при Йездигерде I и Бахраме V, достиг своего апогея при Йездигерде II и его сыне и преемнике Перозе I ( годы правления 459–484 ). [41] Возможно, он был спровоцирован появлением враждебных племен на восточном фронте Ирана. [41] Война против гуннских племен, возможно, пробудила мифическое соперничество, существовавшее между иранскими каянскими правителями и их туранскими врагами, что продемонстрировано в Младшей Авесте . [41] Возможно, это произошло в результате конфликта между Ираном и его восточными врагами, который привел к принятию титула Кей , который использовался теми же иранскими мифическими царями в их войне против туранцев на Востоке. [41]

Точно так же, скорее всего, именно в этот период сасаниды собрали легендарные и эпические тексты, в том числе легенду об иранском царе-герое Ферейдуне (Фредоне на среднеперсидском языке), который разделил свое королевство между тремя своими сыновьями; его старший сын Салм получил империю Запада, Рим; второй по старшинству Тур получил империю Востока, Туран ; а младший Ирадж получил сердце империи, Иран. [41] Соответственно, под влиянием текстов о каянах, Йездигерд II может считаться наследником Ферейдуна и Ираджа, таким образом, возможно, считая не только римские владения на Западе принадлежащими Ирану, но и восточные владения гуннов. [41] Таким образом, сасаниды, возможно, стремились символически заявить о своих правах на эти земли, приняв каянийский титул кей . [41] Традиционный титул « Царь царей » обычно отсутствовал в чеканке Йездигерда II. [42]
Новый дизайн также появился на реверсе сасанидских монет, где традиционный огненный алтарь в окружении двух служителей теперь имитирует их в более почитаемой манере. [5] Вероятно, это еще раз демонстрирует верность Йездигерда II зороастризму. [5] Провинции Асористан и Хузистан предоставили Йездигерду II больше всего монетных дворов на западе, в то время как провинции Гурган и Марв предоставили больше всего монет на востоке, несомненно, для поддержки сасанидов в их войнах на двух фронтах. [5]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Йездигерд II умер в 457 году; Сообщается, что он не разработал преемника и вместо этого, по словам средневекового историка аль-Таалиби, поручил эту задачу элите. [22] Вскоре последовала гражданская война; его старший сын Хормизд III взошел на трон в городе Рэй на севере Ирана, а Пероз бежал в северо-восточную часть империи и начал собирать армию, чтобы претендовать на трон для себя. [43] [44] Таким образом, империя впала в династическую борьбу и разделилась. Мать двух братьев, Денаг , временно правила в качестве регента империи из ее столицы Ктесифона . [43]
Семья
[ редактировать ]Браки
[ редактировать ]- Денаг , иранская принцесса, возможно, из царского сасанидского рода.
Проблема
[ редактировать ]- Хормизд III , семнадцатый шах Сасанидской империи ( годы правления 457–459 ). [5]
- Пероз I , восемнадцатый шах Сасанидской империи ( годы правления 459–484 ). [5]
- Зарер , сасанидский принц, который пытался претендовать на трон, восстав в 485 году. [45]
- Балаш , девятнадцатый шах Сасанидской империи ( годы правления 484–488 ). [31]
- Вачаган III ( годы правления 485–510 ), король Кавказской Албании . Его точные отношения с Йездигердом II неясны, он был либо его сыном, либо племянником. [46]
- Безымянная дочь, вышедшая замуж за кавказского албанского царя Асвагена ( годы правления 415–440 ). [46]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется «Король королей иранцев и неиранцев».
- ↑ Титул кай («король») уже использовался, по крайней мере, 100 лет назад кушано-сасанидами , кадетской ветвью императорской сасанидской семьи, которая правила на Востоке, прежде чем была вытеснена кидаритами и имперскими сасанидами в середина IV в. [40]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шахбази 2003 .
- ^ Jump up to: а б Шайеган 2017 , с. 809.
- ^ Пейн 2015b , стр. 296–298.
- ^ Jump up to: а б Пейн 2015b , с. 298.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Дарьяи .
- ^ Фрай 1983 , с. 146.
- ^ Резахани 2017 , стр. 85–87.
- ^ Пейн 2016 , стр. 7, 11.
- ^ Резахани 2017 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Пейн 2015b , с. 285.
- ^ Пейн 2015b , с. 286.
- ^ Пейн 2015a , с. 45.
- ^ Пейн 2016 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Пейн 2015b , с. 287.
- ^ Боннер 2020 , с. 100.
- ^ Поттс 2018 , стр. 291, 294.
- ^ Jump up to: а б Боннер 2020 , с. 119.
- ^ Дарьяи 2000 .
- ^ Гиселен 1998 , с. 537.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Зауэр 2017 , с. 192.
- ^ Jump up to: а б Пуршариати 2008 , с. 70.
- ^ Киа 2016 , стр. 281–282.
- ^ Зауэр 2017 , стр. 192–193.
- ^ Jump up to: а б с Зауэр 2017 , с. 193.
- ^ Пейн 2015a , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Авдоян 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д Хьюсен 1987 , с. 32.
- ^ Нерсесян 2018 .
- ^ Гаон 1988 , стр. 115, 117.
- ^ Jump up to: а б Шахбази 2005 .
- ^ Киа 2016 , с. 282.
- ^ Jump up to: а б Киа 2016 , с. 283.
- ^ Киа 2016 , стр. 282–283.
- ^ Гаджиев 2017 , с. 122.
- ^ Боннер 2020 , с. 118.
- ^ Гаджиев 2020b , стр. 113–114.
- ^ Чоксы 2020 , с. 225.
- ^ Шиндель 2013 , стр. 836–837.
- ^ Резахани 2017 , стр. 79, 83.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шайеган 2017 , с. 807.
- ^ Шиндель 2013 , с. 837.
- ^ Jump up to: а б Киа 2016 , с. 248.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 71.
- ^ Pourshariati 2008 , стр. 75–76 (см. примечание 371).
- ^ Jump up to: а б Гаджиев 2020а , с. 32.
Источники
[ редактировать ]- Авдоян, Левон (2018). «Аварайр, битва при (Аварайре)» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Боннер, Майкл (2020). Последняя империя Ирана . Нью-Йорк: Горгиас Пресс. стр. 1–406. ISBN 978-1463206161 .
- Чокси, Джамшид К. (2020). «Йезд: «Добрый и благородный город» и «Обитель поклонения» ». В Дюран-Геди, Давид; Моттахеде, Рой; Пол, Юрген (ред.). Города средневекового Ирана . Брилл. стр. 217–252. ISBN 978-90-04-43433-2 .
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБТаурис. стр. 1–240. ISBN 978-0857716668 .
- Дарьяи, Турадж (2000). «Мехр-Нарсе» . Энциклопедия Ираника .
- Дарьяи, Турадж. «Йездегерд II» . Энциклопедия Ираника .
- Фрай, Р.Н. (1983). «Политическая история Ирана при Сасанидах». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20092-Х .
- Гаджиев, Муртазали (2017). «Строительная деятельность Кавада I в Кавказской Албании» . Иран и Кавказ . 21 (2). Брилл: 121–131. дои : 10.1163/1573384X-20170202 .
- Гаджиев, Муртазали (2020а). «Хронология аршакидских албанцев». В Хойланде, Роберт (ред.). От Албании до Аррана: Восточный Кавказ между древним и исламским миром (ок. 330 г. до н.э. – 1000 г. н.э.) . Горгиас Пресс. стр. 29–35. ISBN 978-1463239886 .
- Гаджиев, Муртазали (2020б). «Миссия епископа Исраэля в контексте исторической географии Кавказской Албании». В Хойланде, Роберт (ред.). От Албании до Аррана: Восточный Кавказ между древним и исламским миром (ок. 330 г. до н.э. – 1000 г. н.э.) . Горгиас Пресс. стр. 101–120. ISBN 978-1463239886 .
- Гаон, Шерира (1988). Иггеры рава Шериры Гаона . Перевод Носсона Довида Рабиновича. Иерусалим: Школьное издательство раввина Джейкоба Джозефа - Институт Ахават Тора, Мознаим. OCLC 923562173 .
- Гиселен, Рика (1998). «Иран-Хварра-Йездгерд » Энциклопедия Ирана, Том. VIII, Фаск. 5 . п. 537.
- Хьюсен, Р. (1987). "Чрезвычайная ситуация" . Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 1 . п. 32.
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Нерсесян, Вреж (2018). «Персармения» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Пейн, Ричард Э. (2015a). Состояние смеси: христиане, зороастрийцы и иранская политическая культура в поздней античности . Университет Калифорнии Пресс. стр. 1–320. ISBN 9780520961531 .
- Пейн, Ричард (2015b). «Возрождение Ирана: Сасанидская империя и гунны». В Маасе, Майкл (ред.). Кембриджский спутник эпохи Аттилы . Издательство Кембриджского университета. стр. 282–299. ISBN 978-1-107-63388-9 .
- Пейн, Ричард (2016). «Создание Турана: падение и трансформация иранского Востока в поздней античности». Журнал поздней античности . 9 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 4–41. дои : 10.1353/jla.2016.0011 . S2CID 156673274 .
- Поттс, Дэниел Т. (2018). «Сасанидский Иран и его северо-восточная граница» . В Массачусетсе, Майкл; Ди Космо, Никола (ред.). Империи и обмены в поздней античности Евразии . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–538. ISBN 9781316146040 .
- Резахани, Ходадад (2017). «Восточный Иран в поздней античности». Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–256. ISBN 9781474400305 . JSTOR 10.3366/j.ctt1g04zr8 . ( требуется регистрация )
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Зауэр, Эберхард (2017). Сасанидская Персия: между Римом и степями Евразии . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–336. ISBN 9781474401029 .
- Шиндель, Николаус (2013). «Сасанидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник по Древнему Ирану . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199733309 .
- Шахбази, А. Шапур (2003). «Йездегерд I» . Энциклопедия Ираника .
- Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание .
- Шайеган, М. Рахим (2017). «Сасанидская политическая идеология» . В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник по Древнему Ирану . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–1021. ISBN 9780190668662 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дарьяи, Турадж (2018). «Йездигерд II (МП Йездгирд)» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .