Вачаган III
Вачаган III | |
---|---|
Монастырь Егише Аракял , где похоронен Вачаган III. | |
Король Кавказской Албании | |
Царствование | 485–523 |
Предшественник | Корова II |
Супруг | Шушаник |
Проблема | Панталеон Khanchik |
Дом | Аршацид |
Отец | Асваген или Йездигерд II |
Религия | Церковь Кавказской Албании |
Вачаган III Благочестивый ( древнеармянский : Вачаган Барепашт , латинизированный: Вачаган Барепашт ) или Вачаган II (по мнению некоторых авторов) — последний аршакидский царь Кавказской Албании , правивший примерно с 485 по 523 год.
Фон
[ редактировать ]Его происхождение сомнительно. Муртазали Гаджиев считает его сыном (или племянником) Царя царей ( шаханшаха ) Йездигерда II ( годы правления 438–457 ) и братом (или племянником) Ваче II . [ 1 ] Однако Алексан Акопян ссылается на упоминание армянского историка V века Элише о Ваче как о «сыне, унаследованном семьей», делая вывод, что Ваче был не наследником, а вторым сыном. Следовательно, по его словам, Вачаган был сыном старшего, но умершего сына Асвагена , то есть племянником Ваче II. [ 2 ]
Царствование
[ редактировать ]Ваче II ранее правил Кавказской Албанией как вассал Сасанидов , но был вынужден отречься от престола после того, как его восстание было подавлено сыном и преемником Йездигерда II Перозом I ( годы правления 457–484 ) в 462 году. [ 3 ] [ 4 ] Албания оставалась без короля до 485 года, когда Вачаган III был возведен на трон братом и преемником Пероза Балашем ( годы правления 484–488 ). [ 4 ] Это произошло примерно во время подписания Нварсакского договора . [ 3 ] VI века Сирийский писатель Ритор сообщает об осаде византийского Захария города Амида сасанидскими войсками. После захвата города в январе 503 г. победители начали грабить город и захватывать пленных. В то время как это происходило, упоминается, что «христианский принц страны Аран умолял (персидского) царя от имени одной церкви, называемой Церковью Сорока Мучеников, и он пощадил ее, пока она была полна людей. " Современный историк Муртазали Гаджиев приходит к выводу, что описанный христианский князь «без сомнения» является Вачаганом III. [ 3 ] Хотя источники не указывают дату окончания правления Вачагана, Акопян относит ее к 523 году, примерно ко времени вторжения Кавада I в Грузию и отмены Иберийской монархии. [ 2 ]
Семья
[ редактировать ]В «Истории страны Албании» упоминаются двое детей Вачагана — сын Панталеон, названный в честь святого Панталеона , и дочь по имени Ханчик. Его жена по имени Шушаник ( древнеармянский : Շուշանիկ ), вероятно, была мамиконской принцессой. [ 2 ]
Легенда
[ редактировать ]Вачаган представлен в «Истории страны Албании» как стойкий христианин, который приказал отступившим албанским аристократам вернуться к своим христианским верованиям. Более того, он также объявил войну зороастризму , язычеству , идолопоклонству и колдовству. [ 4 ] Он открыл в стране религиозные школы, восстановил мощи Григориса и святого Пантелеиона и похоронил их в гробнице в монастыре Амарас с помощью своего дяди Хочкорика. [ 5 ] Акопян рассматривает главу о жизни Вачагана как рассказ и образ идеального и доброго христианского правителя. [ 2 ] Традиционно предполагается, что он похоронен в монастыре Егише Аракял .
Наследие
[ редактировать ]Правление Вачагана в Албании характеризовалось постепенной арменизацией страны на опоре на армянских феодалов. Акопян верил в это, когда армяне стали считать Албанию также армянским царством. [ 2 ] Более поздние княжеские дома в регионе, такие как Араншахики (такие авторы, как Патрик Донабедян). [ 6 ] и Баграт Улубабян являются сторонниками этой теории), а Хасан-Джалаляне заявляли о своем происхождении от него. Вачаган стал символом обновления Нагорного Карабаха ; существует государственный «Орден Вачагана Благочестивого» В Нагорно-Карабахской Республике . [ 2 ] Армянская сказка «Анаит и Вачаган» во многом основана на жизни Вачагана. Сказку в романтической прозе пересказал Газарос Агаян. [ 2 ] (адаптировано к фильму «Анаит» 1947 года) и как детский рассказ Роберта Сан-Суси . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гаджиев 2020 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Акопян, Алексан (19 июля 2021 г.). «Создание «благочестивого» образа царя Вачагана II (ок. 485–523) Кавказской Албании в «Сказании о Вачагане (начало VI века)» . В Форнессе Филип Майкл; Хассе-Унгехойер, Александра; Леппин, Хартмут (ред.). Добрый христианский правитель в первом тысячелетии . Де Грютер. стр. 239–248. дои : 10.1515/9783110725612-012 . ISBN 978-3-11-072561-2 . S2CID 243452357 .
- ^ Jump up to: а б с Гаджиев 2020 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с Шомон 1985 , стр. 806–810.
- ^ (на французском языке) Маэ, Жан-Пьер, «Вачаган III Благочестивый и культ реликвий», Revue des Études Armées Armées 35 (2013): 113–29.
- ^ Чорбаджян, Левон; Донабедян, Патрик; Мутафян, Клод (1994). Кавказский узел: история и геополитика Нагорного Карабаха . Книги Зеда. п. 90. ИСБН 978-1-85649-288-1 .
- ^ Сан-Суси, Роберт Д. (1998). Сплетение слов: Армянская сказка . Рауль Колон. Нью-Йорк: Садовые книги. ISBN 0-531-30053-6 . OCLC 36225467 .
Источники
[ редактировать ]- Шомон, МЛ (1985). «Албания» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/8: Алафранк – Альп Арслан . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 806–810. ISBN 978-0-71009-097-3 .
- Шомон, ML; Шиппманн, К. (1988). "Балаш " В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/6: Племя Бахтиари II – Банан . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 574–580. ISBN 978-0-71009-118-5 .
- Гаджиев, Муртазали (2017). «Строительная деятельность Кавада I в Кавказской Албании» . Иран и Кавказ . 21 (2). Брилл: 121–131. дои : 10.1163/1573384X-20170202 .
- Гаджиев, Муртазали (2020). «Хронология аршакидских албанцев» . В Хойланде, Роберт (ред.). От Албании до Аррана: Восточный Кавказ между древним и исламским миром (ок. 330 г. до н.э. – 1000 г. н.э.) . Горгиас Пресс. стр. 29–35.
- Шиппманн, Клаус (1999). «Фируз» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IX/6: Фестивали VIII – Рыба . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 631–632. ISBN 978-0-933273-34-4 .