Григорий (католик)
Св. Григорис Албанский | |
---|---|
![]() Современная картина Григориса в монастыре Амарас. | |
Католикос Кавказской Албании | |
Рожденный | 4 век |
Родной город | Цесария Масака , Римская империя |
Умер | в. 334 Ватнейская долина, Чола недалеко от современного Дербента , Россия или Пайтакарани , недалеко от современной Белоруссии , Азербайджана. [ 1 ] |
Заслуженный в | Армянская Апостольская Церковь |
Главный храм | Монастырь Амарас |
Праздник | 3-я суббота перед Рождеством Христовым 3-е воскресенье Преображения Господня Понедельник после 5-го воскресенья по Крестовоздвижению |
Григорис (начало 4-го века - ок. 330 или ок. 334 г. н.э.; армянский : Գրիգորիս Աղվանացի , романизированный : Григорис Агванаци , букв. «Григорис Албанский») был католикосом Церкви Кавказской Албании ок. 325–330 гг. н.э. считает его святым мучеником. Армянская Апостольская церковь
Фон
[ редактировать ]Григорис родился в Кесарии, Каппадокия , и был внуком Григория Просветителя, изначально парфянского христианского миссионера, который обратил армянского царя в христианство и стал первым официальным губернатором Армянской Апостольской церкви. Кроме того, и отец Григориса Вртанес , и брат Усик были последовательными католиками Армении. [ 2 ]
Легенда
[ редактировать ]К 325 году христианство в Армении набрало силу, и армянские религиозные лидеры начали обращать в свою веру соседние государства. По словам писателя X века Мовсеса Каганкатваци , Григорий Просветитель покинул Армению, чтобы распространять христианство в Кавказской Албании , где по его приказу была построена церковь, ставшая впоследствии монастырем Амарас . Затем он рукоположил своего внука Григориса, которому тогда было всего 15 лет, стать патриархом Церкви Кавказской Албании. [ 3 ] Однако существует и другая традиция посвящения в сан своего дяди святого Аристакса . [ 4 ] Он считается преемником Фомы Саталы , по-видимому, первого католикоса Албании, служившего во времена короля Албании Урнайра . [ 5 ] [ 1 ] Традиционно считается, что он также принес мощи Захарии и Святого Пантелеиона в церковь, построенную в городе Цри. [ 4 ]
Смерть
[ редактировать ]
По сообщению Фауста Византийского царство , Григорис некоторое время спустя отправился в Маскутское (расположенное вдоль северо-восточного побережья нынешней Азербайджанской Республики и южного дагестанского побережья Каспийского моря ) для проповеди христианства, его правитель Санесан (по словам Моисея Хоренского звали его Санатрук и он приходился родственником Тиридату III ). Григорис был затоптан насмерть конными воинами-маскутами на Ватнейских полях, традиционно считающихся близ современного села Нугди в 37 километрах к югу от Дербента . [ 6 ] Однако, по другим данным, мученическая смерть произошла в Пайтакаране , недалеко от берега реки Куры . Однако евангелизационная деятельность не была бесплодной. Согласно легендам, он обратил в веру сыновей Санесана, а именно Моисея, Даниила и Илию, а также 387 последователей, однако они были замучены Санесаном 20 августа ( 9 года Навасарда ) того же года. [ 4 ]
Тело Григориса было доставлено в монастырь Амарас и похоронено в безымянной могиле возле северного входа. По данным Мовсеса Каганкатваци , в 489 году Вачаган III Благочестивый, король Кавказской Албании, восстановил мощи Григориса и похоронил их в гробнице на территории монастыря Амарас . Место смерти Григориса в Нугди было отмечено строительством часовни в неизвестную дату, позже перестроенной в церковь и почитаемой как местными христианами, так и мусульманами. [ 7 ]
Почитание
[ редактировать ]Армянская Церковь отмечает праздник Григориса в 3-ю субботу перед Рождеством Иисуса или в 3-е воскресенье праздника Вардавар ( Преображение Иисуса ) вместе с другими сыновьями и внуками Григориса Просветителя, а также в понедельник после 5-го воскресенья. после Крестовоздвижения (обретения мощей).
Научные дебаты
[ редактировать ]Заза Алексидзе и Жан-Пьер Маэ считали легенду о Григорисе более поздним изобретением, ограничивая территорию его влияния Гугарком : «...внимательное изучение историографических данных должно привести нас к выводу, что Григорис никогда не проповедовал в Албании и не играл никакой роль в христианизации страны. Действительно, « Бузандаран» , содержащий первое письменное сообщение о его мученической кончине, упоминает его не как епископа, посланного в Албанию, а как «католикоса Албании». Иберийский и Албанский марш». [ 1 ] Однако Грануш Харатян заявила, что Алексидзе и Маэ исказили слова Фауста и Хоренаци. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кавказско-албанские палимпсесты горы Синай . Йост Гипперт. Тюрнхаут: Бреполи. 2008–2010 гг. стр. XIV. ISBN 978-2-503-53116-8 . OCLC 319126785 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Рене Груссе: История Армении, Пайо, Париж, 1973, стр. 130.
- ^ Павстос Бюзанд . Эпические истории, приписываемые П'австосу Бузанду , английский пер. Н. Гарсоян, Кембридж, Массачусетс, 1983. IV.50; В.12.
- ^ Jump up to: а б с Nikonorov, Andrei. "ГРИГОРИС АЛБАНСКИЙ" [Grigoris of Albania]. Orthodox Encyclopedia (in Russian) . Retrieved 15 December 2021 .
- ^ Чорбаджян, Левон; Донабедиан, Патрик; Мутафян, Клод (1994). Кавказский узел: история и геополитика Нагорного Карабаха . Книги Зеда. п. 57. ИСБН 978-1-85649-288-1 .
- ^ Рене Груссе, соч. цитируется стр. 130
- ^ Дмитрий Геворкян. Храм у источника нашей веры [ постоянная мертвая ссылка ] . Ноев Ковчег, №1. 157. 10 октября 2010 г. Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Харатян, Грануш. «К вопросу об Апостоле Егише, Григорисе и христианизации кавказского Агванка (Албания) (В связи с публикацией расшифровки кавказско-албанского старинного двуписьменного палимпсеста)» . mechitar.org . Проверено 15 декабря 2021 г.