Урнайр
Урнайр | |
---|---|
Король Кавказской Албании | |
Царствование | 350–375 |
Предшественник | Ваче я |
Преемник | Вачаган II |
Супруг | Дочь Шапура II |
Проблема | Асваген |
Дом | Аршацид |
Мать | Сасанидская принцесса |
Урнайр (засвидетельствован только как древнеармянский Ուռնայր Урнайр ) был третьим Аршакидов царем Кавказской Албании примерно с 350 по 375 год. [1] Он был преемником Ваче I ( годы правления 336–350 ).
Биография
[ редактировать ]Нисибисский договор 299 года между сасанидским царем царей ( шаханшахом ) Нарсеем ( годы правления 293–303 ) и римским императором Диоклетианом закончился катастрофически для сасанидов, которые уступили им огромные куски своей территории, включая кавказские царства Армении. и Иберия . [2] Сасаниды не принимали участия в политических делах Кавказа почти 40 лет. [2]
Современный историк Муртазали Гаджиев утверждает, что именно в этот период Аршакиды получили царствование в Албании, будучи назначенными римлянами доверенными лицами с целью получить полный контроль над Кавказом. [2] В 330-х годах на политическую сцену Кавказа вновь вышел окрепший Иран, вынудив албанского царя Аршакидов Вачагана I (или Ваче I) признать сюзеренитет Сасанидов. [2] Урнайр, мать которого была сасанидской принцессой, имел хорошие отношения с сасанидским шаханшахом Шапуром II ( годы правления 309–379 ), дочь которого он выдал замуж. [3] Более поздний албанский король Аршакидов Асваген ( годы правления 415–440 ), скорее всего, был их сыном. [4] Урнайр сражался вместе с Шапуром II в битве при Багреванде в 372 году, где он был ранен армянским генералом Мушегом I Мамиконяном , который пощадил его. [5] [6] Когда Урнайр вернулся в Албанию, он отправил Мушегу сообщение, поблагодарив его за сохранение ему жизни, а также сообщил ему о внезапном нападении, запланированном Шапуром II. [7] Урнайра сменил Вачаган II в ок. 375 . [1]
Обращение в христианство
[ редактировать ]По легенде, Урнайр принял христианство в качестве государственной религии Кавказской Албании в 313 году благодаря усилиям Тиридата III Армянского и Григория Просветителя . Однако исследователи Вольфганг Шульце, Заза Алексидзе и Йост Гипперт утверждают, что это маловероятно, учитывая политическую карьеру Урнайра, а также его современность с Папой Армении . Скорее всего, это более позднее дополнение к традиции. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гаджиев 2020 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д Гаджиев 2020 , с. 31.
- ^ Гаджиев 2020 , стр. 32–33.
- ^ Гаджиев 2020 , с. 32.
- ^ Гаджиев 2020 , с. 30.
- ^ Шомон 1985 , стр. 806–810.
- ^ Фауст Византийский, История армян, Книга четвертая, Глава 5
- ^ Вольфганг, Шульце; Гипперт, Йост; Алексидзе, Заза; Маэ, Жан-Пьер (2008–2010). Кавказско-албанские палимпсесты горы Синай . Тюрнхаут: Бреполи. стр. xiii–xv. ISBN 978-2-503-53116-8 . OCLC 319126785 .
Библиография
[ редактировать ]Древние произведения
[ редактировать ]- Фауст Византийский , История армян .
Современные работы
[ редактировать ]- Шомон, МЛ (1985). «Албания» . Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 8 . стр. 806–810.
- Гаджиев, Муртазали (2020). «Хронология аршакидских албанцев». В Хойланде, Роберт (ред.). От Албании до Аррана: Восточный Кавказ между древним и исламским миром (ок. 330 г. до н.э. – 1000 г. н.э.) . Горгиас Пресс. стр. 29–35. ISBN 978-1463239886 .