с Азорских островов
30 ° 53'41 ″ с.ш. 47 ° 34'41 ″ в.д. / 30,89472 ° с.ш. 47,57806 ° в.д.
Асористан | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Провинция Сасанидской империи | |||||||||
226–637 | |||||||||
Карта Асористана и прилегающих к нему провинций | |||||||||
Капитал | Ктесифон | ||||||||
Историческая эпоха | Поздняя античность | ||||||||
226 | |||||||||
633 | |||||||||
637 | |||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Ирак |
История Ирака |
---|
Портал Ирака |
Асористан или Бет Арамайе [1] ( Среднеперсидский : 𐭠𐭮𐭥𐭥𐭮𐭲𐭭 Асористан , Асуристан ) — название сасанидской провинции Вавилония с 226 по 637 год. [2] [3]
Имя [ править ]
Парфянское ; имя Асористан ( 𐭀𐭎𐭅𐭓𐭎𐭕𐭍 также пишется Асористан , Асуристан , Асурестан , Ассуристан ) известно из Шапура I надписи на Кааба-йе Зартошт и из надписи Нарсе в Пайкули . [2] Соответственно, прилагательное асориг на среднеперсидском языке означает «вавилонский». [2] Этот регион также назывался несколькими другими именами. На арамейском языке этот регион назывался Бет Арамайе лит. «земля арамейцев » . [2] [1] тогда как по- сирийски Āṯōr означает «Ассирия» — отсюда и путаница Асористана с Ассирией, которую заметил Аммиан Марцеллин и которая преобладает среди современных ученых. [2] ( Классический сирийский ������������������������) : , Bābēl/Bābil и Erech/Erāq . После середины VI века его также называли на персидском языке Хварваран .
Название Асористан представляет собой соединение слова Асур («Вавилонский») и иранского суффикса -истан («земля»). Название Вавилония в форме Асористан , чтобы включить то, что было древней Вавилонией было изменено парфянами , и это продолжалось. под властью Сасанидов. [4] Однако во времена Парфянской империи большая часть исторической страны Ассирии ( Атура ) располагалась к северу от Асористана, в независимых ассирийских приграничных провинциях Бет Нухадра , Бет Гармай , Адиабена , Осроена и Ашшур , когда они были завоеваны Сасанидами. Империя в середине 3-го века нашей эры была вновь включена в Асористан. [5]
Администрация [ править ]
Асористан был разделен на 12 крупнейших округов Средней Персии, известных как Кура или Остан, а более мелкие районы назывались Рустак. В то время как каждый небольшой район состоял из 4 кварталов, Тасук, Тасуг или Тасудж на среднеперсидском языке. Провинция состояла из 60 тасуков. [2] [6] [7]
Северные районы
Хосров Шад Пероз («радость Хосрова победителя»), также называемый Холван и Хулван, был сасанидской курой или Останом, расположенным на севере Асористана. А город Хулван, вероятно, назывался Пероз Кавад («победоносный Кавад »). [8] [2] [6]
Западные районы
Ардашир-Папаган, Верхний-Ве-Кавад, Средний Ве-Кавад и нижний Ве-Кавад Остан располагались на западе Асористана. [6]
Восточные районы
Шад-Кавад также называл Эран-Шад-Кавад, [9] Шад-Хормизд и Базиган-Хосров на востоке Асористана. [6]
Южные районы
Шад-Бахман и Шад-Шапур расположены на юге, на равнине Тигра и Евфрата. [6] [2] [7]
Самой маленькой административной единицей была Дех «деревня» на среднеперсидском языке. [7]
История [ править ]
Асористан, среднеперсидская «Вавилония», [2] на арамейском языке назывался Бэт Арамайе, «земля арамейцев». Асористан был столицей Сасанидской империи и назывался Дил-и Эраншахр , что означает «Сердце Ирана». [3] Город Ктесифон служил столицей Парфянской и Сасанидской империй и какое-то время был крупнейшим городом в мире. [10] Основным языком арамейцев и евреев был восточно-арамейский , а местный сирийский язык стал важным средством распространения сирийского христианства . Ассирийская Церковь Востока была основана в Асористане и была важным центром Сирийской Православной Церкви . [11] Асористан во многом был идентичен древней Месопотамии. [2] Северная граница несколько неопределенна, но, вероятно, проходила по линии от Анты. [ где? ] в Такрит . Хира , вероятно, была самой южной точкой к северу от Аравии , границей, которая тогда проходила по северной части болот Васита . [2]
Население [ править ]
Население Асорестана было смешанным, большую часть населения составляли арамейцы, говорившие на восточно-арамейских диалектах. [2] Греческий . элемент в южных городах, еще сильный в парфянский период , в сасанидские времена был поглощен арамейцами, арабами и евреями [2] Арабы Асористана были кочевниками и жили в окрестностях пустыни провинции. Иранцы были высшим классом общества. Персы жили в различных частях провинции; Солдаты персидского гарнизона жили на внешней окраине южного и западного Асористана, персидские дворянские семьи жили в крупных городах, а некоторые персидские крестьяне жили в деревнях в южной части. [12] [2] Еврейское население говорило на западно-арамейском диалекте, было в основном земледельцами, но меньшинство составляли горожане. [2]
Язык [ править ]
Большинство населения Асористана говорило на восточно-арамейских диалектах. [2] в то время как правящий класс говорил на среднеперсидском и, возможно, парфянском языке . [6]
Религия [ править ]
Религиозная демография Месопотамии в эпоху поздней античности была очень разнообразной. С I и II веков сирийское христианство стало основной религией, в то время как другие группы практиковали мандеизм , иудаизм , манихейство , зороастризм и древнюю ассиро-вавилонскую месопотамскую религию . [13] Ассирийские христиане Сирийской православной церкви и Ассирийской церкви Востока были, вероятно, самой многочисленной группой в провинции. [13]
Месопотамская религия [ править ]
Старая месопотамская религия коренных ассирийцев и вавилонян кое-где сохраняла силу, особенно на севере, в собственно Ассирии. Храмы по-прежнему посвящались Ашуру , Шамашу , Иштар , Сину , Ададу / Хададу , Таммузу , Нергалю , Белу и Нинурте в Ассуре , Арбеле , Эдессе , Амиде , Нохадре , Киркуке , Синджаре , Ниневийских равнинах и Харране , среди других мест, во время III и IV веках нашей эры, а следы сохранились до X века в отдаленных частях Ассирии. [14]
Христианство [ править ]
Асорестан, и особенно собственно Ассирия, были центрами Церкви Востока (ныне расколотой на Ассирийскую Церковь Востока , Древнюю Церковь Востока и Халдейскую Католическую Церковь ), которая в свое время простиралась далеко за пределы к тому времени несуществующая Сасанидская империя и была самой распространенной христианской церковью в мире, простирающейся далеко в Центральную Азию , Китай , Монголию , Тибет и Индию , а также в Эгейское море . Своими основателями он считает апостола Фому ( Мар Тома ) и святого Фаддея ( Мар Аддай ) и использовал отчетливо сирийскую версию восточно-арамейского языка для своих Священных Писаний и литургии. Священная Курбана Аддаи и Мари — одна из старейших евхаристических молитв в христианстве, составленная около 200 года нашей эры. Церковь Востока была консолидирована в 410 году на Селевкио-Ктесифонском соборе , проходившем в сасанидской столице Селукии-Ктесифоне , остававшейся резиденцией Патриархата Церкви Востока более 600 лет.
Мандеизм [ править ]
Мандеи Иоанна , которые, согласно их традициям, являются первоначальными последователями Крестителя , являются последними выжившими гностиками древности. [15] По мнению большинства ученых, мандеизм зародился где-то в первых трех веках нашей эры либо на юго-западе Месопотамии, либо на сиро-палестинской территории. [16] Однако некоторые ученые придерживаются мнения, что мандеизм старше и восходит к дохристианским временам. [17] Мандеи утверждают, что их религия предшествует иудаизму, христианству и исламу как монотеистическая вера. [18] Их язык и письменность — мандайский , разновидность арамейского языка. Двумя важными религиозными текстами, написанными между I и III веками, являются Гиндза Рабба и Мандейская книга Иоанна (сохраняющая оригинальные традиции об Иоанне Крестителе ). Сегодня население Мандеев насчитывает от 60 000 до 100 000 человек. [19] Мандеизм процветал в парфянский и ранний сасанидский периоды в регионе. [20]
Манихейство [ править ]
Религия манихейства , основанная Мани (216–276), зародилась в Асорестане III века и распространилась на обширной географической территории. В некоторых случаях манихейство даже превосходило по своему охвату Ассирийскую церковь Востока, поскольку какое-то время оно также было широко распространено в Римской империи . Хотя ни одно из шести оригинальных сирийских писаний манихеев не сохранилось полностью, длинный сирийский раздел одного из их произведений, в котором подробно описываются ключевые верования, был сохранен Теодором Бар Конаи (писателем Церкви Востока из Бет-Гармая ) в его книге Кетба Десколион написана около 792 года. Как и Церковь Востока, традиционный центр манихейской церкви находился в Селевкии-Ктесифоне . [21] Мани посвятил свое единственное среднеперсидское сочинение « » Шапуру I. Шапураган
Иудаизм [ править ]
Еврейская община Вавилонии приобрела известность в III веке нашей эры как центр еврейской науки из-за упадка еврейского населения в Земле Израиля . Еврейско -римские войны , кризис третьего века и обращение Рима в христианство — все это привело к увеличению еврейской иммиграции в Асористан, и этот регион стал главным центром иудаизма в поздней античности. Это подготовило почву для составления основной книги, определяющей раввинистический иудаизм , Вавилонского Талмуда , который был написан на еврейском вавилонском арамейском языке в Асористане между III и V веками. Все вавилонские талмудические академии были основаны относительно недалеко от Селевкии-Ктесифона. Первая талмудическая академия была основана в Суре Равом . (175–247) примерно в 220 году. Один из самых влиятельных учителей Талмуда, Рава (270–350), находившийся под влиянием как манихейской полемики, так и зороастрийского богословия, учился в другой талмудической академии в Пумбедите .
Зороастризм [ править ]
Сасанидская государственная религия, зороастризм , в основном ограничивалась иранским административным классом и не проникала до ассирийско-вавилонского населения. [13]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майкл Морони, v. Бети Арамайе , в Энциклопедии Ираника , том. IV, 1989, с. 186.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «АСОРИСТАН» . Энциклопедия Ираника . Проверено 15 июля 2013 г.
АСОРИСТАН, название сасанидской провинции Вавилония.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бак, Кристофер (1999). Рай и парадигма: ключевые символы персидского христианства и веры бахаи . СУНИ Пресс . п. 69 . ISBN 9780791497944 .
- ^ Панайно, Антонио КД; Петтинато, Джованни (2002). Идеологии как межкультурные явления . Проект Меламму . п. 76. ИСБН 9788884831071 .
- ^ Энциклопедия военной истории: от 3500 г. до н.э. до наших дней , Часть 25. Ричард Эрнест Дюпюи, Тревор Невитт Дюпюи. Харпер и Роу, 1970. Страница 115.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Николсон, Оливер (2018). Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета . стр. 1008. ISBN 978-0-19-256246-3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мири, Негин (2013). «Сасанидское управление и практика запечатывания». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник по Древнему Ирану. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973330-9
- ^ Морони, Майкл Г. (2005). Ирак после мусульманского завоевания. ООО «Горгиас Пресс». ISBN 1-59333-315-3
- ^ Гиселен, Рика (2011). "ЭРАН-ШАД-КАВАД " Энциклопедия Ираника , интернет-издание. Нью-Йорк.
- ^ Розенберг, Мэтт Т. (2007). «Крупнейшие города в истории» . Нью-Йорк: About.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2016 г. Проверено 1 мая 2012 г.
- ^ Ханбаги, Аптин (2 февраля 2006 г.). Огонь, звезда и крест: религии меньшинств в средневековом и раннем современном Иране . ИБ Таурис . п. 6. ISBN 9781845110567 .
- ^ Морони 2005 , с. 181.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Этередж, Лаура (2011). Ирак . Розен Паблишинг . п. 72. ИСБН 9781615303045 .
- ^ Дж. Хямеен-Анттила. Преемственность языческих религиозных традиций в Ираке десятого века.
- ^ МакГрат, Джеймс (23 января 2015 г.), «Первые баптисты, последние гностики: мандеи» , YouTube — беседа доктора Джеймса Ф. МакГрата о мандеях во время обеда в Университете Батлера , получено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Мандейство | религия» . Британника . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Дюшен-Гиймен, Жак (1978). Митраистские исследования . Тегеран: Библиотека Пехлеви. п. 545.
- ^ «Люди Книги и иерархия дискриминации» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Мандеи - Кто такие мандеи?» . Миры мандейских жрецов . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002), Мандеи: древние тексты и современные люди (PDF) , Оксфорд : Oxford University Press , ISBN 9780195153859
- ^ Гарднер, Иэн; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2004). Манихейские тексты Римской империи . Издательство Кембриджского университета . п. 43 . ISBN 9780521568227 .
Источники [ править ]
- Морони, Майкл Г. (2005) [1984]. Ирак после мусульманского завоевания . ООО «Горгиас Пресс». ISBN 978-1-59333-315-7 . [ постоянная мертвая ссылка ]
Дальнейшее чтение [ править ]
- Резахани, Ходадад (2018). «Месопотамия, Персидская» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .