Ранний ассирийский период
Ранний ассирийский период | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 2600 г. до н.э. – ок. 2025 г. до н.э. | |||||||||
Общие языки | аккадский , шумерский и хурритский | ||||||||
Религия | Древняя месопотамская религия | ||||||||
Историческая эпоха | Бронзовый век | ||||||||
• Самые ранние археологические находки из Ассура. | в. 2600 г. до н.э. | ||||||||
• Завоевание Аккадской империей | в. 2300 г. до н.э. | ||||||||
• Завоевание Ура Третьей династией | в. 2100 г. до н.э. | ||||||||
• Независимость при Пузур-Ашуре I. | в. 2025 г. до н.э. | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Ирак |
Периодизация древней Ассирии | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||
Смотрите также: История ассирийцев |
период Раннеассирийский [1] [2] был самым ранним этапом ассирийской истории, предшествовавшим древнеассирийскому периоду и охватывающим историю города Ассура , его аккадскоязычного населения и культуры до основания Ассирии как независимого месопотамского города-государства при Ушпии ок. 2085 г. до н. э. или Пузур-Ашур I ок. 2025 год до нашей эры. От этого периода сохранилось очень мало материальных и текстовых свидетельств. Самые ранние археологические свидетельства в Ассуре относятся к раннему династическому периоду , ок. 2600 г. до н.э., но город, возможно, был основан еще раньше, поскольку этот район был заселен за тысячи лет до этого, а другие близлежащие ассирийские города, такие как Ниневия , значительно старше.
Археологические данные свидетельствуют о том, что Ассур, возможно, первоначально был населен хурритами , а также семитами. [3] [4] и был местом культа плодородия, посвященного месопотамской богине Иштар . [5] Название «Ассур» исторически не засвидетельствовано до появления Аккадской империи в 24 веке до нашей эры; возможно, что изначально город назывался Балтил , [6] использовался в более поздние времена для обозначения его самой старой части. В какой-то момент между 3000 и 2600 годами до нашей эры, до возникновения Аккадской империи в 2335 году до нашей эры, семитскоязычные предки ассирийцев поселились в Ассуре и его окрестностях, либо вытесняя, либо ассимилируя первоначальное население. [3] [4] Основанный в священном и стратегическом месте, сам город постепенно обожествлялся в раннеассирийский период и в конечном итоге стал персонифицированным как бог Ашур , прочно утвердившийся в качестве ассирийского национального божества ко времени Пузур-Ашура I.
Нет никаких реальных доказательств того, что Ашшур был независимым в какой-либо момент раннеассирийского периода, хотя в списке ассирийских царей упоминаются правители, восходящие к Тудии в 25 веке до нашей эры. На протяжении столетий, предшествовавших Пузур-Ашуру I, вместо этого очевидно, что в городе часто доминировали ряд могущественных государств и империй из южной Месопотамии. В раннединастический период Ассур, подобно Аккаду и Вавилонии, испытал значительное шумерское влияние и на какое-то время попал под гегемонию шумерского города Киш . В 24-22 веках до нашей эры город и ассирийцы, говорящие на аккадском языке, были частью Аккадской империи в качестве административного форпоста в северной Месопотамии, а время спустя ассирийские цари считали это золотым веком. На заключительном геополитическом этапе, предшествовавшем независимости Ассура, город стал периферийным городом в составе Шумерской империи Третьей династии Ура ( ок. 2112–2004 гг. До н.э.).
История
[ редактировать ]Истоки Ассура
[ редактировать ]Известно, что сельскохозяйственные деревни в регионе, который позже стал Ассирией, существовали ко времени культуры Хассуна . [3] в. 6300–5800 гг. до н.э. [7] Город Ассур , вероятно, был основан в какой-то момент раннединастического периода ( ок. 2900–2350 до н.э.). [8] [9] или, возможно, раньше, [8] [10] [а] хотя нет никаких свидетельств того, что город был независимым государством до времен Пузур-Ашура I , который правил ок. 2025 год до нашей эры. [8] [11] Самые ранние археологические свидетельства, известные в Ассуре, предшествуют Аккадской империи всего на несколько столетий и относятся к ок. 2600 г. до н.э. [12] или в. 2500 г. до н. э. [13] В это время окружающий регион уже был относительно урбанизирован. [3] развитие, которое, возможно, стало результатом влияния сильно урбанизированной южной Месопотамии. [14] Археологические свидетельства раннединастического периода в северной Месопотамии, в том числе вокруг Ассура, в целом гораздо более скудны, чем в южной Месопотамии. [15] Большая часть ранних исторических руин Ассура, возможно, была разрушена во время обширных строительных проектов более поздних ассирийских царей, которые работали над созданием ровного фундамента для зданий, которые они возводили в городе. [16] Об Ашшуре в ранний период известно очень мало конкретной информации, и большинство исследователей не считают город объектом серьезного исторического анализа до древнеассирийского периода , начатого Пузур-Ашуром I. [1]
Ранний Ассур, вероятно, был местным религиозным и племенным центром, о чем свидетельствует раннее присутствие на этом месте храмов. [9] [17] Наличие монументальных храмов позволяет предположить, что вокруг храмов существовал город определенного размера, и что это место не было просто небольшим культовым центром. [18] Ассур был построен в очень стратегическом месте; на холме с видом на реку Тигр , защищенном рекой с одной стороны и каналом с другой. [8] Однако этот регион был относительно засушливым и располагался к северу от искусственно орошаемых земель южной Месопотамии. [19]
Более поздние ассирийские цари использовали имя «Балтил» или «Балтила» для обозначения самой ранней части Ассура или, возможно, предыдущего поселения в том же месте. «Балтила» — имя хурритского происхождения, засвидетельствованное как личное имя среди хурритов недалеко от города Нузи . [6] Согласно стеле, воздвигнутой нововавилонским царем Набонидом примерно две тысячи лет спустя, Балтила была столицей страны Субир. Субир, который также встречается в вариантах Субар и Субарту , засвидетельствован как название земли, окружающей Ассур, но ассирийцы редко использовали его. Причина исключения этого названия в более поздние времена, по-видимому, заключалась в том, что оно приобрело уничижительное значение: во времена Старой Вавилонской империи ( ок. 1894–1595 до н.э.) из «Субарту» было импортировано так много рабов, что по сути «субарец». стал синонимом слова «раб». [20]
Политическая история
[ редактировать ]На протяжении большей части раннего ассирийского периода в Ассуре доминировали этнолингвистически родственные государства и государства из южной Месопотамии. [21] Город был оккупирован Аккадской империей, а затем Третьей династией Ура . [8] До этого Ассур также какое-то время был одним из многих месопотамских городов, находившихся под свободной гегемонией шумерского города Киш . [17]
Под властью Аккадской империи
[ редактировать ]
Аккадская империя, вероятно, завоевала Ассур во время правления своего первого правителя Саргона ( ок. 2334–2279 до н.э.). [17] и, как известно, контролировал город, по крайней мере, со времен правления Маништушу ( ок. 2270–2255 до н.э.) и далее, поскольку в городе были обнаружены современные надписи, посвященные Маништушу. [22] Одна надпись, посвященная Маништушу, была начертана на бронзовом наконечнике копья Азазу , местным ассирийским правителем Ассура, который был вассалом аккадского царя. [23] Надпись Азазу также была посвящена божеству, но имя, возможно, Ашур , четко не сохранилось. [24] Тексты аккадского периода из Нузи показывают, что Ассур был важным местным форпостом и административным центром Аккадской империи, часто укомплектованным аккадскими чиновниками. [22] дворец, похожий на дворец, построенный аккадским царем Нарам-Сином в Телль-Браке . В городе также был построен [22]
Самая ранняя надпись, известная в Ассуре, предшествовавшая надписи в Азазу, была сделана Ишшиаком Ашшуром (правителем Ассура) Итити, сыном ассирийца по имени Ининлаба . Предположительно, Итити также был местным вассалом Аккада. Имена Итити и Ининлаба также засвидетельствованы в Нузи. [22] [23] Итити, засвидетельствованный в Нузи, возможно, тот же человек, что и ассирийский правитель, был одним из самых способных полководцев Саргона Аккадского. [25] В своей надписи Итити посвящает «добычу» Гасура (города, возможно, идентичного Нузи) богине Иштар . [22] [23] Тот факт, что ассирийский полководец, такой как Итити, очевидно, совершил набег на Нузи, свидетельствует о некотором отсутствии аккадского центрального контроля в регионе; если бы аккадские цари твердо и напрямую управляли обоими городами, маловероятно, что они смогли бы совершать набеги друг на друга. [26] Период аккадского правления над Ассуром сильно повлиял на культуру Ассирии в последующие тысячелетия. В то время как аккадские цари позже презирались вавилонянами в южной Месопотамии как оскорбление вавилонского бога Мардука , ассирийцы вспоминали этот период как золотой век, и многие более поздние ассирийские цари позже пытались подражать аккадским правителям. [27] Статус Ассирии как известного торгового города, прочно утвердившийся в более поздний древнеассирийский период, возможно, возник при аккадских царях, поскольку их завоевания открыли новые возможности для торговли. [17]
Существуют археологические и литературные свидетельства того, что золотой век Ассура под властью аккадских царей подошел к насильственному концу. Остатки храмов раннего периода как в Ассуре, так и в Ниневии указывают на то, что они были насильственно разрушены. Согласно более позднему вавилонскому тексту « Легенда о Нарам-Сине» , странная на вид армия Лулуби вторглась в северные части Аккадской империи, а затем двинулась на юг и в конечном итоге достигла самого Вавилона. Археологические данные о дворце Нарам-Сина в Телль-Браке показывают, что он также был разграблен. Таким образом , по мнению ассириолога Хильдегард Леви , можно предположить, что луллубы действительно в это время вторглись в Месопотамию и уничтожили Ассур. [28]
При Третьей династии Ура
[ редактировать ]
Ассур был восстановлен в какой-то момент после его разрушения Лулуби. Аккадская империя распалась в начале 22 века до нашей эры, вероятно, из-за восстаний в южной Месопотамии и вторжений восточных кутийцев . Какое влияние распад империи оказал на Ассур, невозможно определить на основании сохранившихся свидетельств, но другие источники указывают на то, что большая часть Месопотамии снова распалась на небольшие города-государства, возможно, включая независимый Ассур. [29]
Через столетие после распада Аккадской империи южная Месопотамия была воссоединена шумерской Третьей династией Ура ( ок. 2112–2004 гг. До н. э.). Правителей Ура не так беспокоила северная Месопотамия, как аккадцев, но они проводили кампании и завоевания в регионе и время от времени устанавливали контроль над Ассуром. В отличие от юга, которым они управляли напрямую, периферийные города, такие как Ассур, находились под властью губернаторов. Военная администрация губернаторов обеспечивала лояльность и дань. [30] На руинах одного из храмов Ассура, посвященного Иштар, имеется надпись, написанная ассирийским правителем ( шакканаккум ) Зарикумом, в которой говорится, что он основал в городе новый храм, посвященный богине Белат-екаллим (т. е. Нинегал ), для жизнь Амар-Сина ( ок. 2046–2037 до н.э.), царя Ура. [31] [б]
Период шумерского господства в Ассуре подошел к концу, когда последний царь Третьей династии Ура Ибби-Син ( ок. 2028–2004 гг. до н.э.) потерял административный контроль над периферийными регионами своей империи, и Ассур стал независимым городом. -государство под собственными правителями, начиная с Пузур-Ашура I в. 2025 год до нашей эры. [33]
Ранние имена в Списке ассирийских царей
[ редактировать ]
Хотя свидетельств независимого ассирийского правления в ранний период нет, в « Списке ассирийских царей» , гораздо более позднем документе, перечисляющем последовательность ассирийских правителей, перечислены 29 царей до Пузур-Ашура, что не подтверждено современными источниками. [8] По крайней мере, некоторые части этой последовательности, вероятно, полностью вымышлены, поскольку многие имена первых правителей рифмуются (что предполагает вымышленный образец), [35] и имена не совпадают с именами известных правителей Ассура Аккадской и Новошумерской империй. [36] [37] Возможно, эта последовательность была изобретена в попытке создать законную «предысторию» одного из более поздних ассирийских царей. [3] Учитывая, что самые ранние правители описываются как «цари, жившие в палатках», они, если они были реальными, возможно, вообще не управляли Ассуром напрямую, а скорее были вождями кочевых племен где-то в его окрестностях. [8] Это кочевое происхождение плохо согласуется с археологическими данными из Ассура и соседних мест, которые вместо этого указывают на интенсивное сельское хозяйство и раннюю урбанизацию. [3] Как и в « Списке шумерских царей» , несколько имен, если они реальны, могли также принадлежать правителям, которые были современниками/соперниками, а не преемниками и предшественниками друг друга. [8]
Леви предположил, что «цари, жившие в шатрах», были вовсе не царями, а современными предками различных семито-аккадских племен, которые в конечном итоге стали ассирийским народом, подобным Двенадцати коленам Израиля . [38] Другие исследователи, такие как Клаас Винхоф и Йеспер Эйдем, отвергли первые имена в списке царей как смесь аморейских племенно-географических названий, не имеющих вообще никакого отношения к Ассуру. [1] За «королями, которые жили в палатках», в списке царей следуют «короли, которые были предками», последовательность имен, обычно интерпретируемая либо как предки более позднего царя Шамши-Адада I ( ок. 1808–1776 до н.э.), вставлены в список царей с целью создать династическую легитимность (хотя тогда они фактически не правили Ассуром) или как общий набор легендарных предков амореев (Шамши-Адад был амореем, и подобная последовательность имен встречается в тексте, описывающем предки аморейской династии Вавилона ) . [39] [40] Таким образом, обычно не считается, что «цари-предки» были тесно связаны с Ассуром. [37] Последние четыре имени упомянуты в списке за пятьдесят или шестьдесят лет до Пузур-Ашура I; Ушпия , Сулили , Киккиа и Акия , возможно, могли быть подлинными историческими ассийскими правителями Ассура, [11] но их существование не подтверждено другими источниками [с] и уместить их в хронологическом порядке между Пузур-Ашуром I и царями Ура III проблематично. [41]
Единственные имена среди ранних имен в списке царей, которые упоминаются в более поздних древних источниках за пределами списка, - это Ушпия ок. 2100 г. до н. э., упоминается 17-е имя, [38] и Киккиа, 28-е имя. [43] В надписях значительно более поздних ассирийских царей Салманасара I ( ок. 1273–1244 до н. э.) и Асархаддона (681–669 до н. э.) говорится, что Ушпия была первоначальным строителем храма, посвященного Ашуру в Ассуре. [44] и, таким образом, фактически стал основателем самого города. [38] Хотя возможно, что Салманасар I получил имя Ушпии из устной традиции или из надписей, которые уже не сохранились, также странно, что имя предполагаемого основателя, если он был реальным, города и его первых храмов не встречается в известных источниках. надписи примерно до тысячелетия спустя. [45] Киккиа упоминается в надписях Ашур-рим-нишешу ( ок. 1408–1401 до н. э.) и Салманасара III (859–824 до н. э.) как предполагаемый первый строитель стены вокруг Ассура. [43]
Археологические свидетельства
[ редактировать ]
Сохранилось очень мало свидетельств того, каким типом поселения был Ассур в ранний период. [13] Среди скудных археологических свидетельств, обнаруженных в раннем Ассуре, — остатки двух храмов, построенных из сырцового кирпича , оба посвящены богине Иштар. Названный современными исследователями Иштар H и G, более ранний (H) не оставил почти никаких следов, кроме нижних обломков стен, и может быть с уверенностью датирован раннединастическим периодом, поскольку под ним ничего не было найдено (что указывает на то, что он находился среди самые ранние постройки на этом месте), а также потому, что некоторые стены более позднего храма (G) находятся прямо над ним. Иштар G состоял из продолговатой целлы , прихожей и ниши в ее дальнем конце, возможно, предназначенной для размещения культовой статуи. Структура менее хорошо сохранившегося Иштара H, вероятно, была аналогичной. [9] Архитектура храмов наводит на размышления о периодах ED II ( ок. 2750/2700–2600 до н. э.) и ED III ( ок. 2600–2350 до н. э.). [46] Оба храма, судя по всему, были разрушены в результате сожжения. [46]

Вместе с этими храмами также были обнаружены 87 алебастровых фигур верующих высотой от 20 до 65 сантиметров (от 8 до 26 дюймов), изображающих как мужчин, так и женщин. [47] Стиль этих фигурок напоминает шумерские фигуры периодов ED II и ED III. Одна из ранних фигурок, найденных в Ассуре, представляет собой голову женской фигуры с повязкой . Эта голова типична для художественного стиля аккадского периода, с плавными и мягкими изгибами и полным ртом. Поскольку он был обнаружен рядом с храмом Иштар-Г, это указывает на то, что храм продолжал использоваться и в аккадский период. [48] Помимо алебастровых фигур верующих, также были обнаружены 24 каменные статуи обнаженных женщин, пять статуй животных, несколько курильниц/подставок для горшков и три больших глиняных алтаря или модели домов. [47] Уникальной фигурой среди обнаруженных находок стала фигурка обнаженной женщины из слоновой кости, а также фрагменты как минимум пяти дополнительных подобных фигурок. Используемая слоновая кость могла быть получена от индийских слонов , что указывает на торговлю между Ассуром и ранними племенами и государствами Ирана. Среди артефактов Иштар Г также найдены глиняная бутылка с чертами обнаженной женщины, а также фигурка мужчины с эрегированным пенисом. [48]
Помимо фигур и архитектуры, другие археологические находки, в том числе керамика и ваза из раннего Ассура, также демонстрируют сильное шумерское влияние. В одном из храмов был найден также фрагмент изголовья кровати, на котором изображена лежащая женщина в колье, серьгах и нескольких кольцах с обнаженной грудью; типичный стиль, связанный с умершей шумерской знатной женщиной, которую должны были похоронить. [5]
Общество
[ редактировать ]Население и культура
[ редактировать ]Невозможно уверенно определить этнический состав раннего населения Ассура, основываясь только на вещественных доказательствах. [49] но вряд ли оно было однородным. Население Ассура в ранний период, вероятно, было в основном племенным и, вероятно, преимущественно говорило на семитском языке. [50] вероятно, аккадский язык относительно раннего периода времени. [4] Как предполагают исторические свидетельства о Балтиле и Субарту, Ассур и окружающие его земли, вероятно, первоначально были заселены хурритами. [3] [4] которые либо были ассимилированы [3] или перемещены [4] в какой-то момент, когда семитоязычные предки более поздних ассирийцев заселили этот регион. Если бы они были изгнаны, хурриты Ассура и его окрестностей могли бы затем мигрировать в горы на востоке, где хурриты твердо исторически засвидетельствованы в более поздние периоды. [4] По мнению ассириолога Жоржа Ру , многие из ранних имен в Списке ассирийских царей , такие как Тудия , Ушпия, Сулили и Киккиа, не имеют семитского или аккадского происхождения, но, возможно, могут быть хурритскими. [8]
Сильное шумерское влияние, наблюдаемое в храмах Иштар H и G, может свидетельствовать о том, что в это время в Ассуре существовало не только шумерское влияние, но, возможно, что это место какое-то время в своей ранней истории было населено группой шумеров наряду с местными жителями. [51] или, возможно, даже что он был завоеван каким-то неизвестным шумерским правителем. [50]
Религия
[ редактировать ]Самые ранние храмы Ассура посвящены Иштар. [1] [5] в сочетании с количеством обнаженных женских фигурок, найденных в храмах Иштар H и G, позволяет предположить, что Ассур в ранний период был озабочен культом плодородия . [5] Иштар также была главным божеством среди ранних хурритских жителей Нузи и других городов в окрестностях. [6] Культ плодородия и преданность Иштар не уменьшились с присоединением Ассура к Аккадской империи, поскольку Иштар была божеством-покровителем Аккада и поэтому пользовалась большим уважением со стороны аккадских правителей. Начиная с аккадского периода, существовало также большое религиозное почитание Луны и связанного с ней бога Сина , практика, продолжавшаяся и в более поздние ассирийские периоды и вдохновленная лунной преданностью аккадских царей. [52] Не все практики аккадских царей считались населением Ассура хорошими. В частности, похоже, были возражения против практики аккадских царей добавлять в храмы свои статуи (обычно предназначенные только для статуй божеств); Аккадская статуя в храме, посвященном Иштар в Ассуре, свидетельствует о намеренном обезглавливании. [53]
Хотя поклонение Ашуру, ассирийскому национальному божеству, хорошо засвидетельствовано в древнеассирийский период, [54] конкретных свидетельств поклонения Ашуру в ранний период нет. Тексты аккадского периода, в которых город прямо назван Ассуром, являются первыми косвенными ссылками на Ашура, поскольку бог разделяет имя города. [38] Хотя современные историки обычно различают их по названию бога Ашура и города Ассура, в древние времена оба были написаны одинаково ( Ашшур ). Поскольку в старых ассирийских документах иногда не проводится различие между городом и богом, считается, что Ашур является обожествленным олицетворением самого города. Возможно, место города, возникшее как святое место до его строительства и заселенное из-за своего стратегического местоположения, в какой-то момент раннего периода постепенно стало считаться само по себе божественным. [55] Ассирийцы более поздних периодов связывали Ашура с Иштар, и хотя об этом никогда прямо не говорилось, в надписях они иногда упоминались вместе, как если бы они были мужем и женой. [55] Роль Ашура как божества была гибкой и менялась вместе с изменением культуры и политики самих ассирийцев. Хотя в последующие века его будут считать богом войны, руководящим ассирийскими царями в их кампаниях, в древнеассирийские (и, предположительно, также в позднераннеассирийские) времена его считали богом смерти и возрождения, связанным с сельским хозяйством. [56] Хотя в более поздние периоды это уже не было основной функцией Ашура, его роль в сельском хозяйстве продолжала оставаться заметной. Одним из главных символов Ашура еще во времена Неоассирийской империи было « Древо жизни », которое символизировало возрождение жизни каждую весну. Таким образом, он по-прежнему сохранял свой статус бога смерти и возрождения. [57]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Например, известно, что близлежащая Ниневия была заселена тысячелетиями ранее, еще со времен неолита . [10]
- ^ Также было высказано предположение, что Зарикум был независимым правителем, который признавал верховную власть только царей Ура III. [32]
- ↑ Было высказано предположение, что Сулили можно отождествить с Силулу , правителем раннего периода (предположительно ассирийским правителем при аккадцах или шумерах) Ассура, но имя пишется по-другому, и в надписи Силулу его отец упоминается как Дакики, тогда как в списке ассирийских царей называет отца Сулили Амину . [41] [42]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Винхоф и Эйдем 2008 , с. 19.
- ^ Оутс 1967 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ливерани 2014 , с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Леви 1971 , с. 733.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маллоуэн 1971 , с. 300.
- ^ Перейти обратно: а б с Леви 1971 , с. 731.
- ^ Ливерани 2014 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ру 1992 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б с Маллоуэн 1971 , с. 298.
- ^ Перейти обратно: а б Гарфинкл 2007 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Обе 2013 , с. 276.
- ^ Леви 1971 , стр. 729–730.
- ^ Перейти обратно: а б В течение 2020 года , с. 31.
- ^ Ван Де Миеруп 2007 , с. 54.
- ^ Маллоуэн 1971 , с. 291.
- ^ Леви 1971 , с. 729.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фостер 2016 , глава 3.
- ^ Дюринг 2020 , с. 30.
- ^ Элайи 2017 , с. 38.
- ^ Леви 1971 , стр. 732–733.
- ^ Гарфинкл 2007 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Леви 1971 , с. 734.
- ^ Перейти обратно: а б с Грейсон 1972 , с. 2.
- ^ Грейсон 1972 , с. 3.
- ^ Фостер 2016 , глава 2.
- ^ Ван Де Миеруп 2007 , с. 71.
- ^ Леви 1971 , с. 735.
- ^ Леви 1971 , стр. 739–740.
- ^ Гарфинкл 2007 , с. 62.
- ^ Гарфинкл 2007 , стр. 62–63.
- ^ Леви 1971 , с. 746.
- ^ Михаловский 2009 , стр. 155.
- ^ Veenhof & Eidem 2008 , с. 20.
- ^ Фостер 2016 , глава 9.
- ^ Кредитование 2006 .
- ^ Грейсон 1972 , стр. 2–6.
- ^ Перейти обратно: а б ван Дрил 1969 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д Леви 1971 , с. 745.
- ^ Ван Де Миеруп 2007 , с. 89.
- ^ Чавалас 1994 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б Винхоф и Эйдем 2008 , стр. 31–32.
- ^ Грейсон 1972 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Леви 1971 , с. 747.
- ^ Леви 1971 , с. 744.
- ^ ван Дрил 1969 , стр. 1–2.
- ^ Перейти обратно: а б Маллоуэн 1971 , с. 299.
- ^ Перейти обратно: а б В течение 2020 года , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Маллоуэн 1971 , стр. 299–300.
- ^ Медведь 2003 , стр. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Маллоуэн 1971 , с. 301.
- ^ Брестед 1926 , с. 153.
- ^ Леви 1971 , стр. 737–738.
- ^ Фостер 2016 , глава 11.
- ^ Ламберт 1983 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1983 , стр. 82–85.
- ^ Брестед 1926 , с. 164.
- ^ Джеймс 1966 , с. 42.
Библиография
[ редактировать ]- Обе, Мария Евгения (2013). Торговля и колонизация на Древнем Ближнем Востоке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-51417-0 .
- Бэр, Юрген (2003). «Шумеры, гутии и хурриты в Ашуре? Повторный осмотр храмов Иштар G и F» . Ирак . 65 : 143–160. дои : 10.2307/4200537 . JSTOR 4200537 . S2CID 191480324 .
- Брестед, Джеймс Генри (1926). Покорение цивилизации . Нью-Йорк: Издательство Harper & Brothers. ОСЛК 653024 .
- Чавалас, Марк (1994). «Генеалогическая история как «Хартия»: исследование историографии древневавилонского периода и Ветхого Завета». В Милларде, Арканзас; Хоффмайер, Джеймс К.; Бейкер, Дэвид В. (ред.). Вера, традиция и история: историография Ветхого Завета в ближневосточном контексте . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 978-0-931464-82-9 .
- ван Дриэль, Г. (1969). Культ Ашшура . Ассен: Ройал Ван Горкум. OCLC 71504 .
- Дюринг, Бледа С. (2020). Империализация Ассирии: археологический подход . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-47874-8 .
- Элейн, Жозетт (2017). Саргон II, царь Ассирии Атланта: SBL Press. ISBN 978-1-62837-177-2 .
- Фостер, Бенджамин Р. (2016). Эпоха Агаде: изобретение империи в Древней Месопотамии . Оксфорд: Рутледж. ISBN 978-1-315-68656-1 .
- Гарфинкл, Стивен Дж. (2007). «Ассирийцы: новый взгляд на древнюю державу». В Рубио, Гонсало; Гарфинкл, Стивен Дж.; Бекман, Гэри; Снелл, Дэниел С.; Чавалас, Марк В. (ред.). Актуальные проблемы и изучение Древнего Ближнего Востока . Издания Ассоциации историков древности. Клермонт: Книги Реджины. ISBN 978-1-930053-46-5 .
- Грейсон, А. Кирк (1972). Ассирийские царские надписи: от начала до Ашур-реша-иши I. Висбаден: Отто Харрассовиц. ISBN 978-3-447-01382-6 . OCLC 584578 .
- Джеймс, Э.О. (2018) [1966]. Древо жизни: археологическое исследование . Лейден: БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-01612-5 .
- Ламберт, WG (1983). «Бог Ашшур» . Ирак . 45 (1): 82–86. дои : 10.2307/4200181 . JSTOR 4200181 . S2CID 163337976 .
- Кредитование, Йона (2006). «Список ассирийских царей» . Ливиус . Проверено 29 мая 2021 г.
- Леви, Хильдегард (1971). «Ассирия ок . 2600–1816 гг. до н.э.» . В Эдвардсе, IES; Гэдд, CJ; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история: Том I, часть 2: Ранняя история Ближнего Востока (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-07791-0 .
- Ливерани, Марио (2014). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Перевод Табатабаи, Сорайя. Оксфорд: Рутледж. ISBN 978-0-415-67905-3 .
- Маллоуэн, Макс Э.Л. (1971). «Раннединастический период в Месопотамии» . В Эдвардсе, IES; Гэдд, CJ; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история: Том I, часть 2: Ранняя история Ближнего Востока (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-07791-0 .
- Ван Де Миеруп, Марк (2007). История Древнего Ближнего Востока (2-е изд.). Оксфорд: Уайли Блэквелл. ISBN 978-1-4051-4910-5 .
- Михаловский, Петр (2009). «Ашшур в период Ура III». В Древновской, Ольга (ред.). Здесь и там на древнем Ближнем Востоке: исследования в честь Кристины Лычковской . Варшава: Издательство Agade. ISBN 978-83-87111-45-8 .
- Оутс, Дэвид (1967). «Раскопки в Телль-эль-Риме, 1966» . Ирак . 29 (2): 70–96. дои : 10.2307/4199827 . JSTOR 4199827 . S2CID 249895057 .
- Ру, Жорж (1992). Древний Ирак . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-012523-8 .
- Винхоф, Клаас Р. ; Эйдем, Джеспер (2008). Месопотамия: древнеассирийский период . Orbis Biblicus et Orientalis. Геттинген: Академическое издательство Фрибур. ISBN 978-3-7278-1623-9 .