Jump to content

Ранний ассирийский период

Ранний ассирийский период
в. 2600 г. до н.э. – ок. 2025 г. до н.э.
Ассур расположен на Ближнем Востоке
Ассур
Ассур
Расположение Ассура в современном Ираке
Общие языки аккадский , шумерский и хурритский
Религия
Древняя месопотамская религия
Историческая эпоха Бронзовый век
• Самые ранние археологические находки из Ассура.
в. 2600 г. до н.э.
в. 2300 г. до н.э.
в. 2100 г. до н.э.
• Независимость при Пузур-Ашуре I.
в. 2025 г. до н.э.
Предшественник
Преемник
Ранний династический период
Старый ассирийский период
Сегодня часть Ирак

период Раннеассирийский [1] [2] был самым ранним этапом ассирийской истории, предшествовавшим древнеассирийскому периоду и охватывающим историю города Ассура , его аккадскоязычного населения и культуры до основания Ассирии как независимого месопотамского города-государства при Ушпии ок. 2085 г. до н. э. или Пузур-Ашур I ок. 2025 год до нашей эры. От этого периода сохранилось очень мало материальных и текстовых свидетельств. Самые ранние археологические свидетельства в Ассуре относятся к раннему династическому периоду , ок. 2600 г. до н.э., но город, возможно, был основан еще раньше, поскольку этот район был заселен за тысячи лет до этого, а другие близлежащие ассирийские города, такие как Ниневия , значительно старше.

Археологические данные свидетельствуют о том, что Ассур, возможно, первоначально был населен хурритами , а также семитами. [3] [4] и был местом культа плодородия, посвященного месопотамской богине Иштар . [5] Название «Ассур» исторически не засвидетельствовано до появления Аккадской империи в 24 веке до нашей эры; возможно, что изначально город назывался Балтил , [6] использовался в более поздние времена для обозначения его самой старой части. В какой-то момент между 3000 и 2600 годами до нашей эры, до возникновения Аккадской империи в 2335 году до нашей эры, семитскоязычные предки ассирийцев поселились в Ассуре и его окрестностях, либо вытесняя, либо ассимилируя первоначальное население. [3] [4] Основанный в священном и стратегическом месте, сам город постепенно обожествлялся в раннеассирийский период и в конечном итоге стал персонифицированным как бог Ашур , прочно утвердившийся в качестве ассирийского национального божества ко времени Пузур-Ашура I.

Нет никаких реальных доказательств того, что Ашшур был независимым в какой-либо момент раннеассирийского периода, хотя в списке ассирийских царей упоминаются правители, восходящие к Тудии в 25 веке до нашей эры. На протяжении столетий, предшествовавших Пузур-Ашуру I, вместо этого очевидно, что в городе часто доминировали ряд могущественных государств и империй из южной Месопотамии. В раннединастический период Ассур, подобно Аккаду и Вавилонии, испытал значительное шумерское влияние и на какое-то время попал под гегемонию шумерского города Киш . В 24-22 веках до нашей эры город и ассирийцы, говорящие на аккадском языке, были частью Аккадской империи в качестве административного форпоста в северной Месопотамии, а время спустя ассирийские цари считали это золотым веком. На заключительном геополитическом этапе, предшествовавшем независимости Ассура, город стал периферийным городом в составе Шумерской империи Третьей династии Ура ( ок. 2112–2004 гг. До н.э.).

Истоки Ассура

[ редактировать ]
Статуи молящегося мужчины (слева) и женщины (справа), извлеченные из руин храма, посвященного богине Иштар в Ассуре , относящегося к раннединастическому периоду.

Известно, что сельскохозяйственные деревни в регионе, который позже стал Ассирией, существовали ко времени культуры Хассуна . [3] в. 6300–5800 гг. до н.э. [7] Город Ассур , вероятно, был основан в какой-то момент раннединастического периода ( ок. 2900–2350 до н.э.). [8] [9] или, возможно, раньше, [8] [10] [а] хотя нет никаких свидетельств того, что город был независимым государством до времен Пузур-Ашура I , который правил ок. 2025 год до нашей эры. [8] [11] Самые ранние археологические свидетельства, известные в Ассуре, предшествуют Аккадской империи всего на несколько столетий и относятся к ок. 2600 г. до н.э. [12] или в. 2500 г. до н. э. [13] В это время окружающий регион уже был относительно урбанизирован. [3] развитие, которое, возможно, стало результатом влияния сильно урбанизированной южной Месопотамии. [14] Археологические свидетельства раннединастического периода в северной Месопотамии, в том числе вокруг Ассура, в целом гораздо более скудны, чем в южной Месопотамии. [15] Большая часть ранних исторических руин Ассура, возможно, была разрушена во время обширных строительных проектов более поздних ассирийских царей, которые работали над созданием ровного фундамента для зданий, которые они возводили в городе. [16] Об Ашшуре в ранний период известно очень мало конкретной информации, и большинство исследователей не считают город объектом серьезного исторического анализа до древнеассирийского периода , начатого Пузур-Ашуром I. [1]

Ранний Ассур, вероятно, был местным религиозным и племенным центром, о чем свидетельствует раннее присутствие на этом месте храмов. [9] [17] Наличие монументальных храмов позволяет предположить, что вокруг храмов существовал город определенного размера, и что это место не было просто небольшим культовым центром. [18] Ассур был построен в очень стратегическом месте; на холме с видом на реку Тигр , защищенном рекой с одной стороны и каналом с другой. [8] Однако этот регион был относительно засушливым и располагался к северу от искусственно орошаемых земель южной Месопотамии. [19]

Более поздние ассирийские цари использовали имя «Балтил» или «Балтила» для обозначения самой ранней части Ассура или, возможно, предыдущего поселения в том же месте. «Балтила» — имя хурритского происхождения, засвидетельствованное как личное имя среди хурритов недалеко от города Нузи . [6] Согласно стеле, воздвигнутой нововавилонским царем Набонидом примерно две тысячи лет спустя, Балтила была столицей страны Субир. Субир, который также встречается в вариантах Субар и Субарту , засвидетельствован как название земли, окружающей Ассур, но ассирийцы редко использовали его. Причина исключения этого названия в более поздние времена, по-видимому, заключалась в том, что оно приобрело уничижительное значение: во времена Старой Вавилонской империи ( ок. 1894–1595 до н.э.) из «Субарту» было импортировано так много рабов, что по сути «субарец». стал синонимом слова «раб». [20]

Политическая история

[ редактировать ]

На протяжении большей части раннего ассирийского периода в Ассуре доминировали этнолингвистически родственные государства и государства из южной Месопотамии. [21] Город был оккупирован Аккадской империей, а затем Третьей династией Ура . [8] До этого Ассур также какое-то время был одним из многих месопотамских городов, находившихся под свободной гегемонией шумерского города Киш . [17]

Под властью Аккадской империи

[ редактировать ]
Примерная карта Аккадской империи при Нарам-Сине ( ок. 2254–2218 до н.э.). Ассур был важным местным административным центром на севере при аккадских царях.

Аккадская империя, вероятно, завоевала Ассур во время правления своего первого правителя Саргона ( ок. 2334–2279 до н.э.). [17] и, как известно, контролировал город, по крайней мере, со времен правления Маништушу ( ок. 2270–2255 до н.э.) и далее, поскольку в городе были обнаружены современные надписи, посвященные Маништушу. [22] Одна надпись, посвященная Маништушу, была начертана на бронзовом наконечнике копья Азазу , местным ассирийским правителем Ассура, который был вассалом аккадского царя. [23] Надпись Азазу также была посвящена божеству, но имя, возможно, Ашур , четко не сохранилось. [24] Тексты аккадского периода из Нузи показывают, что Ассур был важным местным форпостом и административным центром Аккадской империи, часто укомплектованным аккадскими чиновниками. [22] дворец, похожий на дворец, построенный аккадским царем Нарам-Сином в Телль-Браке . В городе также был построен [22]

Самая ранняя надпись, известная в Ассуре, предшествовавшая надписи в Азазу, была сделана Ишшиаком Ашшуром (правителем Ассура) Итити, сыном ассирийца по имени Ининлаба . Предположительно, Итити также был местным вассалом Аккада. Имена Итити и Ининлаба также засвидетельствованы в Нузи. [22] [23] Итити, засвидетельствованный в Нузи, возможно, тот же человек, что и ассирийский правитель, был одним из самых способных полководцев Саргона Аккадского. [25] В своей надписи Итити посвящает «добычу» Гасура (города, возможно, идентичного Нузи) богине Иштар . [22] [23] Тот факт, что ассирийский полководец, такой как Итити, очевидно, совершил набег на Нузи, свидетельствует о некотором отсутствии аккадского центрального контроля в регионе; если бы аккадские цари твердо и напрямую управляли обоими городами, маловероятно, что они смогли бы совершать набеги друг на друга. [26] Период аккадского правления над Ассуром сильно повлиял на культуру Ассирии в последующие тысячелетия. В то время как аккадские цари позже презирались вавилонянами в южной Месопотамии как оскорбление вавилонского бога Мардука , ассирийцы вспоминали этот период как золотой век, и многие более поздние ассирийские цари позже пытались подражать аккадским правителям. [27] Статус Ассирии как известного торгового города, прочно утвердившийся в более поздний древнеассирийский период, возможно, возник при аккадских царях, поскольку их завоевания открыли новые возможности для торговли. [17]

Существуют археологические и литературные свидетельства того, что золотой век Ассура под властью аккадских царей подошел к насильственному концу. Остатки храмов раннего периода как в Ассуре, так и в Ниневии указывают на то, что они были насильственно разрушены. Согласно более позднему вавилонскому тексту « Легенда о Нарам-Сине» , странная на вид армия Лулуби вторглась в северные части Аккадской империи, а затем двинулась на юг и в конечном итоге достигла самого Вавилона. Археологические данные о дворце Нарам-Сина в Телль-Браке показывают, что он также был разграблен. Таким образом , по мнению ассириолога Хильдегард Леви , можно предположить, что луллубы действительно в это время вторглись в Месопотамию и уничтожили Ассур. [28]

При Третьей династии Ура

[ редактировать ]
Примерная карта территории Третьей династии Ура при Шульги ( ок. 2094–2046 до н. э.). Ассур был периферийным городом в этой империи.

Ассур был восстановлен в какой-то момент после его разрушения Лулуби. Аккадская империя распалась в начале 22 века до нашей эры, вероятно, из-за восстаний в южной Месопотамии и вторжений восточных кутийцев . Какое влияние распад империи оказал на Ассур, невозможно определить на основании сохранившихся свидетельств, но другие источники указывают на то, что большая часть Месопотамии снова распалась на небольшие города-государства, возможно, включая независимый Ассур. [29]

Через столетие после распада Аккадской империи южная Месопотамия была воссоединена шумерской Третьей династией Ура ( ок. 2112–2004 гг. До н. э.). Правителей Ура не так беспокоила северная Месопотамия, как аккадцев, но они проводили кампании и завоевания в регионе и время от времени устанавливали контроль над Ассуром. В отличие от юга, которым они управляли напрямую, периферийные города, такие как Ассур, находились под властью губернаторов. Военная администрация губернаторов обеспечивала лояльность и дань. [30] На руинах одного из храмов Ассура, посвященного Иштар, имеется надпись, написанная ассирийским правителем ( шакканаккум ) Зарикумом, в которой говорится, что он основал в городе новый храм, посвященный богине Белат-екаллим (т. е. Нинегал ), для жизнь Амар-Сина ( ок. 2046–2037 до н.э.), царя Ура. [31] [б]

Период шумерского господства в Ассуре подошел к концу, когда последний царь Третьей династии Ура Ибби-Син ( ок. 2028–2004 гг. до н.э.) потерял административный контроль над периферийными регионами своей империи, и Ассур стал независимым городом. -государство под собственными правителями, начиная с Пузур-Ашура I в. 2025 год до нашей эры. [33]

Ранние имена в Списке ассирийских царей

[ редактировать ]
Обезглавленная статуя правителя аккадского периода обнаружена в Ассуре. Считается, что на нем изображен либо царь Маништушу , либо местный правитель Итити. [34]

Хотя свидетельств независимого ассирийского правления в ранний период нет, в « Списке ассирийских царей» , гораздо более позднем документе, перечисляющем последовательность ассирийских правителей, перечислены 29 царей до Пузур-Ашура, что не подтверждено современными источниками. [8] По крайней мере, некоторые части этой последовательности, вероятно, полностью вымышлены, поскольку многие имена первых правителей рифмуются (что предполагает вымышленный образец), [35] и имена не совпадают с именами известных правителей Ассура Аккадской и Новошумерской империй. [36] [37] Возможно, эта последовательность была изобретена в попытке создать законную «предысторию» одного из более поздних ассирийских царей. [3] Учитывая, что самые ранние правители описываются как «цари, жившие в палатках», они, если они были реальными, возможно, вообще не управляли Ассуром напрямую, а скорее были вождями кочевых племен где-то в его окрестностях. [8] Это кочевое происхождение плохо согласуется с археологическими данными из Ассура и соседних мест, которые вместо этого указывают на интенсивное сельское хозяйство и раннюю урбанизацию. [3] Как и в « Списке шумерских царей» , несколько имен, если они реальны, могли также принадлежать правителям, которые были современниками/соперниками, а не преемниками и предшественниками друг друга. [8]

Леви предположил, что «цари, жившие в шатрах», были вовсе не царями, а современными предками различных семито-аккадских племен, которые в конечном итоге стали ассирийским народом, подобным Двенадцати коленам Израиля . [38] Другие исследователи, такие как Клаас Винхоф и Йеспер Эйдем, отвергли первые имена в списке царей как смесь аморейских племенно-географических названий, не имеющих вообще никакого отношения к Ассуру. [1] За «королями, которые жили в палатках», в списке царей следуют «короли, которые были предками», последовательность имен, обычно интерпретируемая либо как предки более позднего царя Шамши-Адада I ( ок. 1808–1776 до н.э.), вставлены в список царей с целью создать династическую легитимность (хотя тогда они фактически не правили Ассуром) или как общий набор легендарных предков амореев (Шамши-Адад был амореем, и подобная последовательность имен встречается в тексте, описывающем предки аморейской династии Вавилона ) . [39] [40] Таким образом, обычно не считается, что «цари-предки» были тесно связаны с Ассуром. [37] Последние четыре имени упомянуты в списке за пятьдесят или шестьдесят лет до Пузур-Ашура I; Ушпия , Сулили , Киккиа и Акия , возможно, могли быть подлинными историческими ассийскими правителями Ассура, [11] но их существование не подтверждено другими источниками [с] и уместить их в хронологическом порядке между Пузур-Ашуром I и царями Ура III проблематично. [41]

Единственные имена среди ранних имен в списке царей, которые упоминаются в более поздних древних источниках за пределами списка, - это Ушпия ок. 2100 г. до н. э., упоминается 17-е имя, [38] и Киккиа, 28-е имя. [43] В надписях значительно более поздних ассирийских царей Салманасара I ( ок. 1273–1244 до н. э.) и Асархаддона (681–669 до н. э.) говорится, что Ушпия была первоначальным строителем храма, посвященного Ашуру в Ассуре. [44] и, таким образом, фактически стал основателем самого города. [38] Хотя возможно, что Салманасар I получил имя Ушпии из устной традиции или из надписей, которые уже не сохранились, также странно, что имя предполагаемого основателя, если он был реальным, города и его первых храмов не встречается в известных источниках. надписи примерно до тысячелетия спустя. [45] Киккиа упоминается в надписях Ашур-рим-нишешу ( ок. 1408–1401 до н. э.) и Салманасара III (859–824 до н. э.) как предполагаемый первый строитель стены вокруг Ассура. [43]

Археологические свидетельства

[ редактировать ]
Голова женской фигуры аккадского периода , найденная в Ассуре.

Сохранилось очень мало свидетельств того, каким типом поселения был Ассур в ранний период. [13] Среди скудных археологических свидетельств, обнаруженных в раннем Ассуре, — остатки двух храмов, построенных из сырцового кирпича , оба посвящены богине Иштар. Названный современными исследователями Иштар H и G, более ранний (H) не оставил почти никаких следов, кроме нижних обломков стен, и может быть с уверенностью датирован раннединастическим периодом, поскольку под ним ничего не было найдено (что указывает на то, что он находился среди самые ранние постройки на этом месте), а также потому, что некоторые стены более позднего храма (G) находятся прямо над ним. Иштар G состоял из продолговатой целлы , прихожей и ниши в ее дальнем конце, возможно, предназначенной для размещения культовой статуи. Структура менее хорошо сохранившегося Иштара H, вероятно, была аналогичной. [9] Архитектура храмов наводит на размышления о периодах ED II ( ок. 2750/2700–2600 до н. э.) и ED III ( ок. 2600–2350 до н. э.). [46] Оба храма, судя по всему, были разрушены в результате сожжения. [46]

Статуя из Ассура периода Ура III, возможно, изображающая правителя Зарикума.

Вместе с этими храмами также были обнаружены 87 алебастровых фигур верующих высотой от 20 до 65 сантиметров (от 8 до 26 дюймов), изображающих как мужчин, так и женщин. [47] Стиль этих фигурок напоминает шумерские фигуры периодов ED II и ED III. Одна из ранних фигурок, найденных в Ассуре, представляет собой голову женской фигуры с повязкой . Эта голова типична для художественного стиля аккадского периода, с плавными и мягкими изгибами и полным ртом. Поскольку он был обнаружен рядом с храмом Иштар-Г, это указывает на то, что храм продолжал использоваться и в аккадский период. [48] Помимо алебастровых фигур верующих, также были обнаружены 24 каменные статуи обнаженных женщин, пять статуй животных, несколько курильниц/подставок для горшков и три больших глиняных алтаря или модели домов. [47] Уникальной фигурой среди обнаруженных находок стала фигурка обнаженной женщины из слоновой кости, а также фрагменты как минимум пяти дополнительных подобных фигурок. Используемая слоновая кость могла быть получена от индийских слонов , что указывает на торговлю между Ассуром и ранними племенами и государствами Ирана. Среди артефактов Иштар Г также найдены глиняная бутылка с чертами обнаженной женщины, а также фигурка мужчины с эрегированным пенисом. [48]

Помимо фигур и архитектуры, другие археологические находки, в том числе керамика и ваза из раннего Ассура, также демонстрируют сильное шумерское влияние. В одном из храмов был найден также фрагмент изголовья кровати, на котором изображена лежащая женщина в колье, серьгах и нескольких кольцах с обнаженной грудью; типичный стиль, связанный с умершей шумерской знатной женщиной, которую должны были похоронить. [5]

Общество

[ редактировать ]

Население и культура

[ редактировать ]

Невозможно уверенно определить этнический состав раннего населения Ассура, основываясь только на вещественных доказательствах. [49] но вряд ли оно было однородным. Население Ассура в ранний период, вероятно, было в основном племенным и, вероятно, преимущественно говорило на семитском языке. [50] вероятно, аккадский язык относительно раннего периода времени. [4] Как предполагают исторические свидетельства о Балтиле и Субарту, Ассур и окружающие его земли, вероятно, первоначально были заселены хурритами. [3] [4] которые либо были ассимилированы [3] или перемещены [4] в какой-то момент, когда семитоязычные предки более поздних ассирийцев заселили этот регион. Если бы они были изгнаны, хурриты Ассура и его окрестностей могли бы затем мигрировать в горы на востоке, где хурриты твердо исторически засвидетельствованы в более поздние периоды. [4] По мнению ассириолога Жоржа Ру , многие из ранних имен в Списке ассирийских царей , такие как Тудия , Ушпия, Сулили и Киккиа, не имеют семитского или аккадского происхождения, но, возможно, могут быть хурритскими. [8]

Сильное шумерское влияние, наблюдаемое в храмах Иштар H и G, может свидетельствовать о том, что в это время в Ассуре существовало не только шумерское влияние, но, возможно, что это место какое-то время в своей ранней истории было населено группой шумеров наряду с местными жителями. [51] или, возможно, даже что он был завоеван каким-то неизвестным шумерским правителем. [50]

Некоторые артефакты, обнаруженные в храме Иштар-Г, относящиеся к раннединастическому периоду (слева), и реконструкция интерьера храма (справа)

Самые ранние храмы Ассура посвящены Иштар. [1] [5] в сочетании с количеством обнаженных женских фигурок, найденных в храмах Иштар H и G, позволяет предположить, что Ассур в ранний период был озабочен культом плодородия . [5] Иштар также была главным божеством среди ранних хурритских жителей Нузи и других городов в окрестностях. [6] Культ плодородия и преданность Иштар не уменьшились с присоединением Ассура к Аккадской империи, поскольку Иштар была божеством-покровителем Аккада и поэтому пользовалась большим уважением со стороны аккадских правителей. Начиная с аккадского периода, существовало также большое религиозное почитание Луны и связанного с ней бога Сина , практика, продолжавшаяся и в более поздние ассирийские периоды и вдохновленная лунной преданностью аккадских царей. [52] Не все практики аккадских царей считались населением Ассура хорошими. В частности, похоже, были возражения против практики аккадских царей добавлять в храмы свои статуи (обычно предназначенные только для статуй божеств); Аккадская статуя в храме, посвященном Иштар в Ассуре, свидетельствует о намеренном обезглавливании. [53]

Хотя поклонение Ашуру, ассирийскому национальному божеству, хорошо засвидетельствовано в древнеассирийский период, [54] конкретных свидетельств поклонения Ашуру в ранний период нет. Тексты аккадского периода, в которых город прямо назван Ассуром, являются первыми косвенными ссылками на Ашура, поскольку бог разделяет имя города. [38] Хотя современные историки обычно различают их по названию бога Ашура и города Ассура, в древние времена оба были написаны одинаково ( Ашшур ). Поскольку в старых ассирийских документах иногда не проводится различие между городом и богом, считается, что Ашур является обожествленным олицетворением самого города. Возможно, место города, возникшее как святое место до его строительства и заселенное из-за своего стратегического местоположения, в какой-то момент раннего периода постепенно стало считаться само по себе божественным. [55] Ассирийцы более поздних периодов связывали Ашура с Иштар, и хотя об этом никогда прямо не говорилось, в надписях они иногда упоминались вместе, как если бы они были мужем и женой. [55] Роль Ашура как божества была гибкой и менялась вместе с изменением культуры и политики самих ассирийцев. Хотя в последующие века его будут считать богом войны, руководящим ассирийскими царями в их кампаниях, в древнеассирийские (и, предположительно, также в позднераннеассирийские) времена его считали богом смерти и возрождения, связанным с сельским хозяйством. [56] Хотя в более поздние периоды это уже не было основной функцией Ашура, его роль в сельском хозяйстве продолжала оставаться заметной. Одним из главных символов Ашура еще во времена Неоассирийской империи было « Древо жизни », которое символизировало возрождение жизни каждую весну. Таким образом, он по-прежнему сохранял свой статус бога смерти и возрождения. [57]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Например, известно, что близлежащая Ниневия была заселена тысячелетиями ранее, еще со времен неолита . [10]
  2. ^ Также было высказано предположение, что Зарикум был независимым правителем, который признавал верховную власть только царей Ура III. [32]
  3. Было высказано предположение, что Сулили можно отождествить с Силулу , правителем раннего периода (предположительно ассирийским правителем при аккадцах или шумерах) Ассура, но имя пишется по-другому, и в надписи Силулу его отец упоминается как Дакики, тогда как в списке ассирийских царей называет отца Сулили Амину . [41] [42]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Винхоф и Эйдем 2008 , с. 19.
  2. ^ Оутс 1967 , с. 83.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ливерани 2014 , с. 208.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Леви 1971 , с. 733.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Маллоуэн 1971 , с. 300.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Леви 1971 , с. 731.
  7. ^ Ливерани 2014 , с. 48.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ру 1992 , с. 187.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Маллоуэн 1971 , с. 298.
  10. ^ Перейти обратно: а б Гарфинкл 2007 , с. 61.
  11. ^ Перейти обратно: а б Обе 2013 , с. 276.
  12. ^ Леви 1971 , стр. 729–730.
  13. ^ Перейти обратно: а б В течение 2020 года , с. 31.
  14. ^ Ван Де Миеруп 2007 , с. 54.
  15. ^ Маллоуэн 1971 , с. 291.
  16. ^ Леви 1971 , с. 729.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Фостер 2016 , глава 3.
  18. ^ Дюринг 2020 , с. 30.
  19. ^ Элайи 2017 , с. 38.
  20. ^ Леви 1971 , стр. 732–733.
  21. ^ Гарфинкл 2007 , с. 63.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и Леви 1971 , с. 734.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Грейсон 1972 , с. 2.
  24. ^ Грейсон 1972 , с. 3.
  25. ^ Фостер 2016 , глава 2.
  26. ^ Ван Де Миеруп 2007 , с. 71.
  27. ^ Леви 1971 , с. 735.
  28. ^ Леви 1971 , стр. 739–740.
  29. ^ Гарфинкл 2007 , с. 62.
  30. ^ Гарфинкл 2007 , стр. 62–63.
  31. ^ Леви 1971 , с. 746.
  32. ^ Михаловский 2009 , стр. 155.
  33. ^ Veenhof & Eidem 2008 , с. 20.
  34. ^ Фостер 2016 , глава 9.
  35. ^ Кредитование 2006 .
  36. ^ Грейсон 1972 , стр. 2–6.
  37. ^ Перейти обратно: а б ван Дрил 1969 , с. 3.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Леви 1971 , с. 745.
  39. ^ Ван Де Миеруп 2007 , с. 89.
  40. ^ Чавалас 1994 , с. 117.
  41. ^ Перейти обратно: а б Винхоф и Эйдем 2008 , стр. 31–32.
  42. ^ Грейсон 1972 , с. 5.
  43. ^ Перейти обратно: а б Леви 1971 , с. 747.
  44. ^ Леви 1971 , с. 744.
  45. ^ ван Дрил 1969 , стр. 1–2.
  46. ^ Перейти обратно: а б Маллоуэн 1971 , с. 299.
  47. ^ Перейти обратно: а б В течение 2020 года , с. 32.
  48. ^ Перейти обратно: а б Маллоуэн 1971 , стр. 299–300.
  49. ^ Медведь 2003 , стр. 16.
  50. ^ Перейти обратно: а б Маллоуэн 1971 , с. 301.
  51. ^ Брестед 1926 , с. 153.
  52. ^ Леви 1971 , стр. 737–738.
  53. ^ Фостер 2016 , глава 11.
  54. ^ Ламберт 1983 , с. 83.
  55. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1983 , стр. 82–85.
  56. ^ Брестед 1926 , с. 164.
  57. ^ Джеймс 1966 , с. 42.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a44afad0acf7a29cfce3220c6d92de4__1720615620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/e4/7a44afad0acf7a29cfce3220c6d92de4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Early Assyrian period - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)