Искусство Месопотамии
История искусства |
---|
Искусство Месопотамии сохранилось в записях от ранних обществ охотников-собирателей (8-е тысячелетие до нашей эры) до бронзового века культур Шумерской , Аккадской , Вавилонской и Ассирийской империй. Позднее в железном веке на смену этим империям пришли неоассирийская и нововавилонская империи . , которую многие считают колыбелью цивилизации , Месопотамия принесла значительные культурные достижения, включая древнейшие образцы письменности.
Искусство Месопотамии соперничало с искусством Древнего Египта как самое грандиозное, сложное и сложное в Западной Евразии с 4-го тысячелетия до нашей эры до тех пор, пока Персидская империя Ахеменидов не завоевала этот регион в 6-м веке до нашей эры. Основной упор делался на различные, очень прочные формы скульптуры из камня и глины; живописи сохранилось немного, но то, что имеется, позволяет предположить, что, за некоторыми исключениями, [1] живопись в основном использовалась для создания геометрических и растительных декоративных схем, хотя большинство скульптур также было раскрашено. Цилиндрические печати сохранились в большом количестве, многие из них имеют сложные и подробные сцены, несмотря на их небольшой размер.
Месопотамское искусство сохранилось в нескольких формах: цилиндрические печати, относительно небольшие круглые фигурки и рельефы различных размеров, включая дешевые глиняные таблички для дома, некоторые религиозные, а некоторые, очевидно, нет. [2] Любимые сюжеты включают божества, одни или с прихожанами, а также животных в нескольких типах сцен: повторяющиеся рядами, одиночные, сражающиеся друг с другом или с человеком, сражающиеся с животными сами по себе или окружающие человека или бога в мотиве Хозяина животных или Древо Жизни . [3]
Каменные стелы , вотивные приношения или, вероятно, посвященные победам и изображающие пиры, также встречаются в храмах, в которых, в отличие от более официальных, отсутствуют надписи, которые бы их объясняли; [4] фрагментарная Стела Стервятников является ранним примером письменного типа, [5] и Ассирийский Черный обелиск Салманасара III, большой и хорошо сохранившийся поздний. [6]
Доисторическая Месопотамия
[ редактировать ]Горные районы Месопотамии были заселены со времен неандертальцев , например, на месте пещеры Шанидар (65 000–35 000 лет назад), но о каких-либо известных художественных произведениях не сообщалось. [7] [8] Первые художественные произведения Месопотамии появляются только в районе Верхней Месопотамии , в конце неолита , в период докерамического неолита А , с простыми изображениями людей и животных, а также мегалитами (9 500–8 000 до н. э.). Это следует за более ранним периодом развития в Леванте , как, например, в пещере Хаоним , где резные изображения животных, таких как лошади, известны с самых ранних дат верхнего палеолита , с датами в диапазоне от 40 000 до 18 500 лет назад. [9] [10] [11] [12]
В доисторической и древней Месопотамии климат был прохладнее, чем в Египте или долине Инда , а это означает, что долины рек Тигр и Евфрат сильно отличались от сегодняшних пустынь; в высокогорьях были полосы леса, перемежающиеся степями и саваннами, богатыми флорой и изобиловавшими козами, кабанами, оленями и лисами. После изобретения сельского хозяйства фермеры работали в долине, но община жила на холмах, которые легче укреплять. В отличие от Китая и цивилизации долины Инда , деревни имели две экономические ориентации: вниз к зерновым полям и вверх в горы Анатолии с их богатыми рудниками золота и меди. Таким образом, месопотамские культуры постоянно находились в состоянии изменения, которое имело свои преимущества и трудности.
Искусство докерамического периода неолита (около 9000–7000 до н. э.)
[ редактировать ]Докерамический неолит А
[ редактировать ]После периода эпипалеолита на Ближнем Востоке известно несколько памятников докерамического неолита А из районов Верхней Месопотамии и северных горных окраин Месопотамии, отмеченных появлением около 9000 г. до н.э. на берегах Верхнего Евфрата древнейшего в мире известные мегалиты в Гёбекли-Тепе , [16] и первое известное использование сельского хозяйства примерно в то же время в Телль-Абу-Хурейре , месте предшествующей натуфийской культуры . [17]
Многочисленные реалистичные рельефы и несколько скульптур животных, а также фрагменты рельефов людей или божеств известны из Гёбекли-Тепе и датируются примерно 9000 г. до н.э. Человек из Урфы, найденный на другом участке неподалеку, датируется периодом докерамического неолита около 9000 г. до н.э. и считается «старейшей натуралистической скульптурой человека в натуральную величину». [13] [14] [15] Чуть позже ранние человеческие статуэтки из камня и обожженной глины были найдены в других стоянках Верхней Месопотамии, таких как Мурейбет , датированные 8500–8000 гг. до н.э. [18] [19]
Докерамический неолит B
[ редактировать ]Около 8000 г. до н.э., в последующий период докерамического неолита B , еще до изобретения керамики, несколько ранних поселений стали экспертами в изготовлении красивых и очень сложных сосудов из камня с использованием таких материалов, как алебастр или гранит , а также с использованием песка для придания формы. и отполировать. Ремесленники использовали прожилки в материале для достижения максимального визуального эффекта. Такие объекты были найдены в большом количестве в верховьях реки Евфрат , на территории современной восточной Сирии, особенно на месте Букраса . [20]
В северо-восточной Месопотамии культура Ярмо (7500 г. до н.э.), сосредоточенная на месте Ярмо (Калъат-Джармо), представляет собой доисторический археологический памятник, расположенный в современном Ираке у подножия гор Загрос . Раскопки показали, что Ярмо был сельскохозяйственным сообществом, возникшим еще в 7500 году до нашей эры и основанным на ирригации за счет естественных осадков. Это предшествовало экспансии человека на аллювиальные равнины центральной Месопотамии. В целом он был современником таких других важных памятников эпохи неолита , как Иерихон на юге Леванта , Чатал-Хююк в Анатолии или Телль-Саби-Абьяд на севере Сирии . Некоторые фрагменты каменных сосудов и алебастровых кувшинов также были найдены в Ярмо, датируемые примерно 7500 г. до н.э., до изобретения керамики около 7000 г. до н.э. [21] [22] [23]
- Кувшин из кальцитового алебастра, Сирия, конец 8-го тысячелетия до нашей эры.
- Женская статуэтка, 8 тысячелетие до нашей эры, Сирия.
- Алебастровый горшок Срединного Евфрата, 6500 г. до н. э., Лувр.
- Кальцитовая ваза-тренога, середина Евфрата, вероятно, из Телль-Букраса , 6000 г. до н.э., Лувр, АО 31551. [24]
Первые эксперименты с керамикой (около 7000 г. до н.э.)
[ редактировать ]Северные месопотамские стоянки Телль-Хассуна и Ярмо являются одними из старейших мест на Ближнем Востоке, где была найдена керамика , появившаяся на самых последних уровнях раскопок, которые датируют ее 7-м тысячелетием до нашей эры. [21] Эта керамика ручной работы, простой конструкции, с толстыми стенками, обработана растительным растворителем. [25] Есть глиняные фигурки, зооморфные или антропоморфные, в том числе фигурки беременных женщин, которые считаются богинями плодородия, похожими на Богиню-Мать в более поздних неолитических культурах того же региона.
Культура Халаф (6000–5000 до н.э., Северо-Западная Месопотамия)
[ редактировать ]Керамика украшалась абстрактными геометрическими узорами и орнаментами, особенно в культуре Халаф , известной также своими глиняными фигурками плодородия, расписанными линиями. Глина была повсюду и являлась основным материалом; часто лепные фигуры окрашивались черным орнаментом. Продавались тщательно изготовленные и окрашенные горшки, особенно кувшины и миски. В качестве красителей оксид железа для получения разных цветов разбавляли в разной степени глины, содержащие , или смешивали различные минералы.
Культура Халаф стала свидетелем самого раннего известного появления печатей-штампов . [26] Они имели по существу геометрические узоры. [26]
В этот же период, около 6000–5100 гг. до н.э., появляются и фигурки женского плодородия из расписной глины, возможно, богинь. [27]
- Баночка украшена разнообразными геометрическими узорами; 4900–4300 гг. до н.э.; керамический; культурой Халаф; Эрбильский музей цивилизации ( Эрбиль , Ирак)
- Осколок; 5600–5000 гг. до н. э.; расписная керамика; 7,19 × 4,19 см; по культуре Халаф
- Женские фигурки культуры Халаф, 6000–5100 гг. До н.э. Лувр
- Штамповая печать и современный отпечаток - геометрический узор. Халафская культура
Культура Хассуна (6000–5000 до н.э., Северная Месопотамия)
[ редактировать ]Культура Хассуна — это неолитическая археологическая культура в северной Месопотамии, датируемая началом шестого тысячелетия до нашей эры. Он назван в честь типового места Телль -Хасуна в Ираке . Другие места, где были найдены материалы Хассуны, включают Телль-Шемшару . Украшение керамики в основном состоит из геометрических фигур и нескольких рисунков козлов .
Самаррская культура (6000–4800 до н.э., Центральная Месопотамия)
[ редактировать ]Культура Самарры — это эпохи энеолита археологическая культура в северной Месопотамии , датируемая примерно 5500–4800 годами до нашей эры. Частично пересекается с Хассуной и ранним Убайдом .
- Тарелка Самарра с абстрактным ободком, кругом из восьми рыб и четырьмя птицами, ловящими четыре рыбы, плывущими к центральной свастике ; около 4000 г. до н. э.; расписная керамика; диаметр: 27,7 см; Водеразиатский музей в Берлине
- Изысканная посуда периода Самарры с центральным козерога мотивом ; около 6200–5700 гг. до н.э.; Водеразиатский музей
- Женская фигурка, найденная в Телль-эс-Савване (средний Тигр , недалеко от Самарры ), уровень 1; около 6000 г. до н.э.; алебастр; Лувр
- Фрагмент самарской керамики с геометрическим орнаментом в Институте Востока Чикагского университета (США)
Убайдская культура (ок. 6500–3800 до н.э., Южная Месопотамия)
[ редактировать ]Период Убайда (ок. 6500–3800 до н.э.) [28] — доисторический период Месопотамии . Название происходит от Телль-эль-Убайда в Южной Месопотамии, где самые ранние крупные раскопки материалов периода Убайда были проведены сначала Генри Холлом , а затем Леонардом Вулли . [29]
В Южной Месопотамии этот период является самым ранним из известных периодов на аллювиальной равнине, хотя вполне вероятно, что более ранние периоды существуют, скрыты под аллювием . [30] На юге он имеет очень большую продолжительность, примерно между 6500 и 3800 гг. до н.э., когда на смену ему приходит период Урука . [31]
В Северной Месопотамии культура Убайдов распространилась примерно между 5300 и 4300 годами до нашей эры. [31] Ему предшествовал период Халаф и переходный период Халаф-Убайд , а за ним следовал период позднего энеолита. Новый период назван Северным Убайдом, чтобы отличить его от настоящего Убайда в южной Месопотамии. [32]
Начиная с Убайда 3 (около 4500 г. до н. э.) многочисленные образцы керамики Убайда были найдены вдоль Персидского залива, вплоть до Дильмуна , где цивилизации долины Инда . также была найдена керамика [33]
На печатях марок начинают стилистически изображаться животные, а также имеется первое известное изображение Повелителя животных в конце периода, около 4000 г. до н.э. [34] [35] [36]
- Банка; Поздний период Убайда (4500–4000 до н. э.); керамика; из Южного Ирака; Музей изящных искусств, Бостон (США)
- Обнаженная женщина с головой ящерицы, кормящая ребенка, Ур , период Убайд 4, 4500-4000 гг. до н.э., Музей Ирака . «Удлиненная голова, подобная фигурам, найденным в Эриду , могла представлять собой сложный головной убор или, возможно, черепную перевязку». [38]
- Терракотовая печать с мотивом «Повелитель животных» , Телло, древний Гирсу , конец периода Убайд, Лувр AO14165. около 4000 г. до н.э. [34]
Историческая Месопотамия
[ редактировать ]Шумерский период (ок. 4000–2270 до н. э.)
[ редактировать ]Возникновение культуры, не говорящей на семитском языке, шумерской охватывает период около двух тысячелетий и сопровождалось развитием сложных художественных традиций, а также изобретением письма сначала посредством пиктографических знаков, а затем посредством клинописи .
Додинастический период: Урук (ок. 4000–3100 до н.э.)
[ редактировать ]Протописьменный период, или период Урука , названный в честь города Урук на юге Месопотамии (ок. 4000–3100 гг. до н. э.), существовал от протоисторического периода энеолита до периода ранней бронзы , последовавшего за периодом Убайда , и на смену ему пришел период Джемдет Наср, обычно датируемый 3100 годом. –2900 г. до н.э. [39] Он стал свидетелем зарождения городской жизни в Месопотамии и зарождения шумерской цивилизации . [40] а также первый «великий творческий век» месопотамского искусства. [41] Чуть раньше в северном городе Телль-Брак , который сегодня находится в Сирии , также произошла урбанизация и строительство храма регионального значения. Он называется Храмом Глаза в честь множества «идолов глаз», на самом деле вотивных подношений, найденных там, тип, характерный для этого места. Каменная голова Телль-Брака высотой 7 дюймов изображает упрощенное лицо; подобные головы есть в гипсе . Очевидно, они были приспособлены к не сохранившимся телам, вероятно, деревянным. [42] Как и храмы южнее, Храм Ока был украшен конической мозаикой, состоящей из глиняных цилиндров длиной около четырех дюймов, окрашенных в разные цвета для создания простых узоров. [43]
Значительными произведениями из южных городов собственно Шумера являются « Ваза Варка» и «Корыто Урук» со сложными многофигурными сценами людей и животных, а также « Маска Варки» . Это более реалистичная голова, чем примеры из Телль-Брака, например, они сделаны поверх деревянного корпуса; от этого сохранился только основной каркас, к которому были добавлены цветные вставки, волосы сусальным золотом, краски и украшения. [44] На нем могла быть изображена храмовая богиня. Ракушки, возможно, служили белками глаз, а лазурит, красивый синий полудрагоценный камень, возможно, образовывал зрачки. [45] Гуэннольская львица — исключительно мощная маленькая фигурка львиноголового монстра. [46] возможно, с начала следующего периода.
Есть ряд каменных или алебастровых сосудов с глубоким рельефом , а также каменные фризы с изображениями животных, предназначенные для храмов, где в сосудах хранились подношения. Цилиндрические уплотнения уже были сложными и очень изящными и, как позже, похоже, оказали влияние на более крупные работы. Представленные животные часто являются изображениями богов, что является еще одной продолжающейся чертой месопотамского искусства. [47] В конце периода, несмотря на то, что это был период значительного экономического роста, качество искусства снизилось, возможно, поскольку спрос превысил предложение художников. [48]
- Глаз идола; 3700–3500 до н. э.; гипсовый алебастр; 6,5×4,2×0,6 см; Метрополитен-музей
- Оригинальная ваза Варка в Национальном музее Ирака . Это одно из самых ранних сохранившихся произведений повествовательной рельефной скульптуры, датируемое ок. 3200–3000 до н.э. [51]
- Отпечаток цилиндрической печати из Урука, изображающий «царя-жреца» в шляпе с полями и длинном пальто, кормящего стадо богини Инанны , символизируемого двумя баранами, обрамленными связками тростника, как на вазе Урука . Поздний период Урука, 3300–3000 гг. до н.э. [52] [53] Подобный царь-жрец также появляется стоящим на корабле. [54]
- Скульптура ритуально обнаженного «Царя-жреца», Поздний Урук, Лувр .
- Цилиндрическая печать с серпопардами (чудовищными львами) и львиноголовыми орлами; 4100–3000 гг. до н. э.; яшма ; Лувр . Этот дизайн был также принят в Египте в результате отношений Египта и Месопотамии .
- Таблички с протоклинописными пиктографическими знаками использовались для записи торговых сделок (конец 4 тыс. до н. э.), Урук III.
Ранние художественные обмены с Египтом (ок. 3500–3200 до н. э.)
[ редактировать ](3400–3200 до н. э.)
Отношения между Египтом и Месопотамией, по-видимому, развивались с 4-го тысячелетия до нашей эры, начиная с периода Урука для Месопотамии и герзейской культуры дописьменного доисторического Египта (около 3500–3200 до н.э.). [59] [60] Влияние можно увидеть в додинастическом искусстве Древнего Египта , в импортированных изделиях, а также в возможном переносе письменности из Месопотамии в Египет. [60] и породили «глубоко укоренившиеся» параллели на ранних стадиях развития обеих культур. [61]
В этот период в Египет попали явно месопотамские предметы и формы искусства, что указывает на обмены и контакты. Образцы, которым подражали египетские художники, многочисленны: урукский «царь-жрец» в своей тунике и шляпе с полями в позе Повелителя животных , серпопарды или сепо-кошачьи, крылатые грифоны, змеи вокруг розеток, лодки с высокими носы, характерные для месопотамского искусства периода позднего Урука (Урук IV, ок. 3350–3200 до н. э.). [62] [63] Тот же «Царь-жрец» виден в нескольких месопотамских произведениях искусства конца периода Урука, таких как памятники Блау , цилиндрические печати и статуи. [64]
Додинастический период: Джемдет Наср (3100–2900 до н. э.)
[ редактировать ]Период Джемдет Наср охватывает период с 3100 по 2900 год до нашей эры. Он назван в честь типового памятника Телль-Джемдет-Наср , где впервые был обнаружен комплекс, типичный для этого периода. Его географическое распространение ограничено юго-центральным Ираком. Культура протоисторического периода Джемдет Насра представляет собой местное развитие предшествующего периода Урука и продолжается до периода I ранней династии . Для этого периода характерна великолепная роспись монохромной и полихромной керамики, а также появление крупных протоклинописных табличек, явно выходящих за рамки первоначального пиктографического письма.
- Каменная чаша Джемдет Наср, когда-то инкрустированная перламутром, красной пастой и битумом.
- Чаша с обнаженным героем, быками и львами, Телль-Аграб, Джамдат-Наср до раннединастического периода, 3000–2600 гг. до н.э.
- Стела охоты на львов , Урук, Ирак, 3000-2900 гг. до н.э. Национальный музей Ирака
- Памятники Блау сочетают в себе протоклинописные символы и иллюстрации, датируемые 3100–2700 гг. до н.э. Британский музей.
Додинастическое платье (4000-2700 гг. до н. э.): килты и «сетчатые платья».
[ редактировать ]Самый ранний тип одежды, зафиксированный в раннем шумерском искусстве, — это не каунаке , а своего рода килт или «сетчатое платье», которое довольно плотно облегает нижнюю часть тела, в то время как верхняя часть тела остается обнаженной. [65] Этот ранний тип сетчатого платья гораздо больше похож на стандартный текстиль, чем более поздние каунаке , которые больше похожи на овчину с большим колоколообразным объемом вокруг талии и ног. [65] [66]
- Цилиндрическая печать из Урука с «сетчатым платьем», 3100 г. до н.э.
- «Сетчатое платье», которое носят на памятниках Блау (3000–2900 гг. До н.э.)
- Килт или «сетчатое платье» на памятниках Блау (3000–2900 гг. До н.э.)
Раннединастический период (2900–2350 до н.э.)
[ редактировать ]Раннединастический период обычно датируется 2900–2350 годами до нашей эры. Продолжая многие более ранние тенденции, его искусство отмечено акцентом на фигурах верующих и священников, совершающих подношения, а также на социальных сценах поклонения, войны и придворной жизни. Медь становится важным материалом для скульптуры, вероятно, несмотря на то, что большинство произведений позже были переработаны для получения металла. [68] Лишь немногие медные скульптуры имеют такие большие размеры, как перемычка Телль-эль-Убайд , ширина которой составляет 2,59 метра, а высота - 1,07 метра. [69]
Многие шедевры также были найдены на Королевском кладбище в Уре (ок. 2650 г. до н.э.), в том числе две фигуры Барана в чаще , Медного Быка и голова быка на одной из Лир Ура . [70] Так называемый Штандарт Ура , представляющий собой инкрустированную коробку или набор панелей неопределенного назначения, украшен тонкой инкрустацией частично фигуративных рисунков. [71]
Группа из 12 храмовых статуй, известных как Клад Телль-Асмара , теперь разделена и изображает богов, священников и жертвователей разных размеров, но все в одном и том же крайне упрощенном стиле. У всех сильно увеличенные инкрустированные глаза, но самая высокая фигура, главное культовое изображение, изображающее местного бога, имеет огромные глаза, придающие ей «свирепую силу». [72] Позже в этот период этот геометрический стиль был заменен сильно контрастирующим стилем, дающим «детальную передачу физических особенностей объекта»; «Вместо резко контрастирующих, четко выраженных масс мы видим плавные переходы и бесконечно модулированные поверхности». [73]
- Шумерские ожерелья для головных уборов. Британский музей.
- Баран в чаще ; 2600–2400 гг. до н.э.; золото, медь, ракушки, лазурит и известняк; высота: 45,7 см; с Королевского кладбища в Уре; Британский музей
- Голова быка из лиры королевы из могилы Пу-аби, Ур, ок. 2600 г. до н.э.
- Мотив «Повелитель животных» на панели деки урской арфы
- Мужчина несет коробку, возможно, для подношений. Металлообработка, ок. 2900–2600 гг. до н.э., Шумер. Метрополитен-музей .
- Сцена битвы с фалангой во главе с царем Эаннатумом на стеле Стервятников , период III ранней династии, 2600–2350 гг. до н.э.
- Золотой шлем Мескаламдуга , правителя Первой династии Ура , около 2500 г. до н.э., Раннединастический период III.
- Король Ур-Нанше сидит в юбке с воланами. Известняк, ранний династический период III (2550–2500 до н.э.). Найден в Теллохе (древний город Гирсу). Музей Лувр . [74] [75] [76]
- Штандарт Ура ; 2600–2400 гг. до н.э.; ракушка, красный известняк и лазурит на дереве; длина: 49,5 см; с Королевского кладбища в Уре; Британский музей
- Кольцо из золота, сердолика, лазурита, телло, древнего Гирсу , середина III тысячелетия до н.э.
- Цилиндр-печать «дамы» или «королевы» Пуаби , Королевское кладбище в Уре , ок. 2600 г. до н. э.; Британский музей
- Шумерская группа из двух отдельных фрагментов инкрустации раковины, образующих тело и голову овцы. Примерно 27-24 века до нашей эры. Из галереи Mayfair, Лондон, Великобритания.
Период Аккадской империи (ок. 2271–2154 гг. До н.э.)
[ редактировать ]Аккадская империя была первой, которая контролировала не только всю Месопотамию, но и другие территории в Леванте примерно с 2271 по 2154 годы до нашей эры. Аккадцы не были шумерами и говорили на семитском языке . В искусстве большое внимание уделялось царям династии, наряду со многим, что продолжило более раннее шумерское искусство. В больших произведениях и маленьких, таких как печати, степень реализма значительно повышалась. [79] но печати показывают «мрачный мир жестоких конфликтов, опасностей и неопределенности, мир, в котором человек без всякого обращения подвергается непостижимым действиям далеких и пугающих божеств, которым он должен служить, но не может любить. Это мрачное настроение… осталось характерная черта месопотамского искусства...» [80]
короля Нарам-Сина Знаменитая Стела Победы изображает его как короля-бога (символом которого является его рогатый шлем), поднимающегося на гору над своими солдатами и его врагами, побежденными Луллуби . Хотя стела была отломлена наверху, когда ее украли и увезли эламские войска Шутрук-Нахунте , она все же поразительно раскрывает гордость, славу и божественность Нарам-Сина. Кажется, что стела нарушает традицию, используя последовательные диагональные ярусы, чтобы донести историю до зрителей, однако более традиционные горизонтальные рамки видны на меньших фрагментах. Его высота составляет 6 футов 7 дюймов (2,01 м), он сделан из розового песчаника . [81] [82] того же периода Босые ноги и нижняя часть туловища медной статуи Бассетки демонстрируют беспрецедентный уровень реализма, как и внушительная бронзовая голова бородатого правителя (Лувр). [83]
Голова Лувра — бронзовый бюст в натуральную величину, найденный в Ниневии . Замысловатая завивка и узор на бороде, а также сложная прическа предполагают королевскую власть, власть и богатство идеального мужчины в обществе. Помимо своих эстетических качеств, это произведение впечатляет тем, что это самая ранняя из известных скульптурных изделий, отлитых из полых материалов, в которых использовался процесс литья по выплавляемым моделям . [84] На левой стороне лица и глаза имеются намеренные повреждения, указывающие на то, что бюст был намеренно порезан в более поздний период, чтобы продемонстрировать политическое иконоборчество . [85]
- Бронзовая голова аккадского правителя, обнаруженная в Ниневии в 1931 году, предположительно изображающая либо Саргона Аккадского , либо внука Саргона Нарам-Сина . [86]
- Медная статуя Бассетки
- Деталь победной стелы аккадского царя Римуша
- Отпечаток печати с богами и водяными буйволами , предположительно привезенный из цивилизации долины Инда , что является примером отношений между Индом и Месопотамией того времени.
- Цилиндрическая печать и современное впечатление – человек-бык, сражающийся со львом; обнаженный герой, сражающийся с водяным буйволом; 2250–2150 гг. до н.э.; альбит ; высота: 3,4 см, диаметр: 2,3 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
- Обнаженные пленники на стеле Насирии Нарам-Сина . [87]
- Богиня Иштар на печати Аккадской империи, 2350–2150 гг. до н.э. У нее за спиной оружие, у нее рогатый шлем, и она топчет льва.
Неошумерский период (ок. 2112–2004 гг. до н. э.)
[ редактировать ]После падения Аккадской империи в Лагаше возникла местная династия . Гудеа , правитель Лагаша (годы правления ок. 2144–2124 гг. до н. э.), был великим покровителем новых храмов в начале этого периода, и из храмов сохранились беспрецедентные 26 статуй Гудеа , в основном довольно небольших размеров, прекрасно выполненных, в основном в « Дорогой и очень твердый диорит камень . Они излучают уверенное спокойствие. [88]
В северном Королевском дворце Мари находится ряд важных объектов, датируемых примерно 1800 годом до нашей эры, в том числе статуя Идди-Илума , [89] и самые обширные остатки фресок месопотамского дворца . [90]
Неошумерское искусство Третьей династии Ура достигло новых высот, особенно с точки зрения реализма и тонкого мастерства.
- Статуя Гудеа П.; около 2090 г. до н. э.; диорит; высота: 44 см, ширина: 21,5 см, глубина: 29,5 см; Метрополитен-музей
- Портрет Ур-Нингирсу . Лувр
- Фундаментальная фигура Ур -Наммы, держащей корзину; 2112-2095 гг. до н.э.; медный сплав; высота: 27,3 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
- Печать Хаш-Хамера с изображением восседающего на троне царя Ур-Намму в современном оттиске; около 2100 г. до н.э.; зеленокаменный; высота: 5,3 см; Британский музей (Лондон)
Аморейский и касситский периоды (ок. 2000–1100 до н.э.)
[ редактировать ]Политическая история этого почти 1000-летнего периода сложна и отмечена возникновением семитоязычных государств, зародившихся в северо-западной Месопотамии. Этот период включает период амореев Исина-Ларсы и Первую вавилонскую династию или древневавилонский период (ок. 1830–1531 до н. э.), перерыв под властью касситов ( ок. 1531–1155 до н. э.), за которым последовали вторжения эламитов , в то время как Среднеассирийская империя (1392–934 до н.э.) развивалась в северной части Месопотамии. Период завершился решительным приходом Неоассирийской империи при Адад-нирари II , правление которого началось в 911 г. до н.э.
Период Исин-Ларса (ок. 2000–1800 до н.э.)
[ редактировать ]Период Исина-Ларсы — период смуты, отмеченный усилением влияния амореев на северо-западе Месопотамии. Жизнь часто была нестабильной, и нешумерские вторжения были постоянной темой.
- Уплотнение цилиндра и современный вид. Сцена презентации, гр. 2000–1750 гг. до н.э. Исин-Ларса
- Четырехликий бог, Ищали, от Исин-Ларсы до периодов Старой Вавилонии, 2000–1600 гг. До н.э., бронза - Музей Института Востока, Чикагский университет.
Первая вавилонская династия (1830–1531 до н.э.)
[ редактировать ]В 18 веке до нашей эры Хаммурапи (1792–1750 до н.э.), аморейский правитель Вавилона , превратил Вавилон в крупную державу и в конечном итоге завоевал Месопотамию и за ее пределами. Он известен своим сводом законов и завоеваниями, но он также известен благодаря большому количеству записей, сохранившихся с периода его правления. В этот период Вавилон стал великим городом, который часто был резиденцией господствующей державы. Этот период не был периодом большого художественного развития, эти захватчики не смогли привнести новый художественный импульс. [91] и большая часть религиозного искусства была довольно сознательно консервативной, возможно, сознательно отстаивая шумерские ценности. [92] Качество исполнения зачастую ниже, чем в предшествующие и последующие периоды. [93] Некоторые «популярные» произведения искусства демонстрировали реализм и движение, например, статуэтка идущего четырехголового бога из Ищали , относящаяся к периоду 2000–1600 гг. до н.э. [94]
Рельеф Берни представляет собой необычную, сложную и относительно большую (20×15 дюймов) терракотовую доску с изображением обнаженной крылатой богини с ногами хищной птицы и сопровождающими ее совами и львами. Он датируется 18 или 19 веком до нашей эры, а также может быть отлит в форму. Подобные изделия, небольшие статуи или рельефы божеств, изготавливались для алтарей в домах или небольших придорожных святилищах, а небольшие лепные терракотовые изделия, вероятно, были доступны в качестве сувениров из храмов. [95]
«Инвеститура Зимри-Лима» , сейчас находящаяся в Лувре , представляет собой большую дворцовую фреску , являющуюся выдающимся пережитком месопотамской настенной живописи, хотя подобные схемы, вероятно, были обычным явлением во дворцах.
После смерти Хаммурапи первая вавилонская династия просуществовала еще полтора столетия, но его империя быстро распалась, и Вавилон вновь стал небольшим государством. Династия амореев закончилась в 1595 году до нашей эры, когда Вавилония пала под властью хеттского царя Мурсилиса , после чего власть взяли на себя касситы .
- Хаммурапи (стоящий), изображенный получающим свои царские знаки отличия от Шамаша (или, возможно, Мардука ). Хаммурапи закрывает рот руками в знак молитвы. [96] (рельеф на верхней части стелы Свода законов Хаммурапи ).
- Деталь вотивного памятника из известняка из Сиппара, Ирак, датируемого ок. 1792 – ок. 1750 г. до н.э., изображающий царя Хаммурапи, поднимающего правую руку в поклонении, сейчас хранится в Британском музее.
- « Поклонник Ларсы », статуэтка по обету, посвященная богу Амурру при ; жизни Хаммурапи около 1760 г. до н. э.; бронза и золото; 19 х 15 см; Лувр
- Уплотнение цилиндра, ок. 18–17 века до нашей эры. Вавилония
Касситы (1600–1155 до н. э.)
[ редактировать ]Первоначальная родина касситов малоизвестна, но, по-видимому, она располагалась в горах Загрос , на территории нынешней провинции Лорестан в Иране . Обычно это был период не самого высокого качества изображений цилиндрических печатей; в разное время надпись занимала видное место над изображением, а разнообразие показанных сцен сокращалось, при этом «сцена представления» короля перед богом или чиновника перед сидящим королем временами становилась нормой. [97] В частности, из касситского периода сохранилось несколько каменных стел кудурру , в основном заполненных надписями о предоставлении земли, границах и других официальных записях, но часто также с фигурами и эмблемами богов или царя; предоставление земли Мели-Шипаком II . Примером может служить [98]
- Касситский царь Мели-Шипак II на своем троне на кудурру - дар земли Куннубат-Наная. Восьмиконечная звезда была самым распространенным символом Инанны-Иштар. Здесь она изображена рядом с солнечным диском ее брата Шамаша (шумерский Уту) и полумесяцем ее отца Сина (шумерский Нанна).
- Цилиндрическая печать касситского царя Куригалзу II (ок. 1332–1308 до н.э.). Лувр AOD 105
- Касситовое уплотнение цилиндра, ок. 16–12 века до нашей эры.
Ассирийский период (ок. 1500 – 612 до н.э.)
[ редактировать ]Ассирийский художественный стиль , отличный от стиля вавилонского искусства, которое было доминирующим современным искусством в Месопотамии, начал возникать ок. 1500 г. до н. э., задолго до того, как в их империю вошел Шумер , и просуществовало до падения Ниневии в 612 г. до н. э.
Завоевание всей Месопотамии и значительной части прилегающей территории Неоассирийской империей (911–609 гг. до н.э.) привело к созданию более крупного и богатого государства, чем тот регион знал раньше, а также к появлению очень грандиозных произведений искусства во дворцах и общественных местах, несомненно, отчасти предназначенных для этого. соответствовать великолепию искусства соседней египетской империи. Примерно с 879 г. до н. э. ассирийцы разработали стиль чрезвычайно крупных схем очень мелко детализированных повествовательных барельефов из камня или гипсового алебастра , первоначально расписанных для дворцов. Точно очерченные рельефы посвящены королевским делам, главным образом охоте и военному делу. Преобладание отдается животным формам, особенно лошадям и львам, которые великолепно изображены в мельчайших деталях.
Человеческие фигуры сравнительно неподвижны и статичны, но при этом детально детализированы, как в триумфальных сценах осад, сражений и индивидуальных боев. Среди наиболее известных ассирийских рельефов - знаменитые сцены охоты на львов из Ашшурбанипала в алебастре и рельефы Лахиса, показывающие военную кампанию в Палестине , оба из которых относятся к 7 веку до нашей эры, из Ниневии и сейчас находятся в Британском музее . [99] Рельефы также были вырезаны на скалах , как в Шикафт-э-Гульгуле , стиль, который продолжили персы.
Ассирийцы создавали относительно мало круглых скульптур, за частичным исключением колоссальных фигур-охранителей ламасу с человеческими головами , с телами львов или быков, которые высечены горельефом на двух сторонах прямоугольного блока, причем головы эффективно круглый (а часто еще и пять ножек, так что оба вида кажутся законченными). Они обозначали укрепленные царские ворота — архитектурную форму, распространенную по всей Малой Азии. женщины Известна единственная статуя обнаженной . Ассирийская форма крылатого джинна , крылатых духов с бородатыми человеческими головами, видимых на рельефах, оказала влияние на древнегреческое искусство, которое в свой « период ориентализации » добавило различных крылатых мифологических зверей, включая Химеру , грифона и крылатых лошадей ( Пегас ) и людей ( Талос). ). [100] Многие несут с собой ведро и конус .
Еще до того, как они стали доминировать в регионе, ассирийцы продолжали традицию цилиндрических печатей, создавая зачастую исключительно энергичные и изысканные конструкции. [101] В Нимруде были найдены резные изделия из слоновой кости и бронзовые чаши из Нимруда , украшенные в ассирийском стиле, но изготовленные в нескольких частях Ближнего Востока, в том числе многие из них финикийскими и арамейскими мастерами.
- Салманасар III , на тронном помосте Салманасара III в Музее Ирака .
- рельеф Неоассирийский , изображающий Ашура в виде лучника в перьях, держащего лук вместо кольца (9-8 века до н.э.).
- Рельеф VII века до н. э. с изображением Ашшурбанипала (годы правления 669–631 до н. э.) и трёх царских слуг в колеснице . Из Северного дворца в Ниневии
- Черный обелиск Салманасара III . Король, окруженный своими королевскими приближенными и высокопоставленным чиновником, получает дань от Суа, царя Гильзану (северо-запад Ирана), который кланяется и простирается перед королем. Из Нимруда
- Иллюстрация зала ассирийского дворца Ашурнасрирпала II работы Остина Генри Лейарда (1854 г.)
- Саргон II и сановник. Барельеф с L-стены дворца Саргона II в Дур-Шаррукине в Ассирии (современный Хорсабад в Ираке), ок. 716–713 гг. до н.э.
- Глазурованная терракотовая плитка из Нимруда со сценой суда, Британский музей.
- Рельеф с крылатым джинном с ведром и конусом ; 713-706 гг. до н. э.; высота: 3,3 м
- Ассирийские орнаменты и узоры, проиллюстрированные в книге 1920 года.
Нововавилонский период (626–539 до н.э.)
[ редактировать ]Знаменитые ворота Иштар , часть которых сейчас реконструирована в Пергамском музее в Берлине , были главным входом в Вавилон , построенные примерно в 575 году до нашей эры Навуходоносором II , царем Нововавилонской империи , изгнавшим евреев; империя просуществовала с 626 по 539 год до нашей эры. Стены, окружающие вход, украшены рядами крупных рельефных животных из глазурованного кирпича, который поэтому сохранил свои цвета. Представлены львы, драконы и быки. Ворота были частью гораздо более масштабной схемы процессионного пути в город, части которой есть во многих других музеях. [102] Большие деревянные ворота на протяжении всего периода были укреплены и украшены большими горизонтальными металлическими полосами, часто украшенными рельефами, некоторые из которых сохранились, например, различные ворота Балават .
Другие традиционные виды искусства продолжали создаваться, и нововавилонцы очень стремились подчеркнуть свое древнее наследие. Сохранилось множество сложных и искусно вырезанных печатей. После того, как Месопотамия попала под влияние Персидской империи Ахеменидов , которая имела гораздо более простые художественные традиции, месопотамское искусство, наряду с древнегреческим искусством , оказало основное влияние на возникший космополитический стиль Ахеменидов, [103] и многие древние элементы были сохранены в этом районе даже в эллинистическом искусстве , которое последовало за завоеванием региона Александром Великим .
- Деталь Навуходоносора II мемориальной доски с надписью о строительстве на воротах Иштар в Вавилоне , Ирак . VI век до нашей эры. Пергамский музей
- Женская голова; около 2000-1600 гг. до н.э.; керамический; 18 х 12,7 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
- Фасад Тронного зала. Вавилон , цветной, глазурованный кирпич. 604–562 гг. до н.э. Тронный зал располагался в третьем дворовом комплексе царского дворца.
- Черный базальтовый памятник царю Асархаддону . Асархаддоном В нем повествуется о восстановлении Вавилона . Около 670 г. до н.э.
- Цилиндровое уплотнение с оттиском; около 18–17 веков до н.э.; гематит ; 2,39 см; Метрополитен-музей
- Частичный вид на руины Вавилона .
- Мужская голова; примерно конец VIII – начало VII века; керамический; 12,5 см; Метрополитен-музей
- Остатки кирпичных построек в Вавилоне
- Вавилонская карта мира , глиняная табличка VI века до н.э.
Характеристики
[ редактировать ]Центральным местом поклонения был зиккурат — ступенчатая пирамида с лестницей, ведущей к алтарю, где верующие поднимались ближе к небесам.
Скульптуры, в основном довольно небольшие, являются основными сохранившимися произведениями искусства. В поздний период ассирийская дворцовая скульптура часто была очень большой. Большинство шумерских и аккадских статуй фигурок находятся в молитвенной позе. Основными видами используемого камня являются известняк и алебастр .
Зайнаб Бахрани сказала, что изобразительное искусство в Вавилонии и Ассирии не было предназначено для простой имитации или воспроизведения реальности, цель заключалась в том, чтобы создать изображение, которое действовало бы как замена или замена реальной вещи. Это представление тогда воспринималось как часть реальной реальности. [104]
Архитектура
[ редактировать ]Древняя Месопотамия наиболее известна строительством зданий из сырцового кирпича и строительством зиккуратов , занимающих видное место в каждом городе и состоящих из искусственного холма, часто поднимающегося огромными ступенями, увенчанного храмом. Курган, несомненно, должен был поднять храм на господствующую позицию в равнинной речной долине. В великом городе Урук было множество религиозных комплексов, в которых было множество храмов, более крупных и амбициозных, чем любые известные ранее здания. [105]
Слово зиккурат — это англизированная форма аккадского слова ziqqurratum , названия, данного твердым ступенчатым башням из сырцового кирпича. Оно происходит от глагола закару («быть высоким»). Здания описываются как горы, соединяющие Землю и небо. Зиккурат Ура , раскопанный Леонардом Вулли , имеет размеры 64 на 46 метров в основании и первоначально около 12 метров в высоту и имеет три этажа. Он был построен при Ур-Намму (около 2100 г. до н. э.) и перестроен при Набониде (555–539 до н. э.), когда его высота была увеличена, вероятно, до семи этажей. [106]
Ассирийские дворцы имели большой общественный двор с набором апартаментов на восточной стороне и ряд больших банкетных залов на южной стороне. Это должно было стать традиционным планом ассирийских дворцов, построенных и украшенных для прославления царя. [107] огромное количество предметов мебели из слоновой кости В некоторых дворцах было найдено .
- Иллюстрация зала ассирийского дворца Ашурнасрирпала II работы Остина Генри Лейарда (1854 г.)
- Мозаичное панно (с использованием каменных конусов), украшающее стену одного из храмов города Варка (Урук), Ирак. Вторая половина IV тысячелетия до нашей эры. Музей Ирака
- Ассирийские рельефы из дворца Саргона II в Хорсабаде , 721-705 гг. до н. э., Музей Института Востока ( Чикаго , США)
- Терракотовая модель дома из Вавилона , 2600 г. до н. э.
Ювелирные изделия
[ редактировать ]Предпочтительными украшениями, использовавшимися в Месопотамии, были природные и геометрические мотивы, такие как листья, шишки, спирали и грозди винограда. Шумерские и аккадские украшения создавались из листового золота и серебра и инкрустировались множеством полудрагоценных камней (в основном агатом , сердоликом , яшмой , лазуритом и халцедоном ). Был найден ряд документов, касающихся торговли и производства ювелирных изделий с шумерских стоянок.
Позже месопотамские ювелиры и мастера использовали такие методы обработки металлов, как перегородчатая эмаль , гравировка , зернь и филигрань . Большое разнообразие и размер найденных ожерелий, браслетов, браслетов, подвесок и булавок может быть связано с тем, что украшения носили как мужчины, так и женщины и, возможно, даже дети.
- Пара сережек; 2600–2500 гг. до н.э.; золото; Метрополитен-музей
- Ожерелье из бусин; 2600–2500 гг. до н.э.; золото и лазурит; длина: 54 см; Метрополитен-музей
- Пара сережек с клинописными надписями, 2093–2046 гг. до н. э.; золото; Музей Сулеймании ( Сулеймания , Ирак)
- Шумерские ожерелья и головные уборы, обнаруженные в королевских (и отдельных) могилах Королевского кладбища в Уре, демонстрируют то, как их могли носить, в Британском музее (Лондон).
Коллекции
[ редактировать ]Важные коллекции включают Лувр , Vorderasiatisches Museum (Берлин, Германия), Британский музей (Лондон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк) и Национальный музей Ирака (Багдад). Последний был широко разграблен после нарушения правопорядка после вторжения в Ирак в 2003 году , но наиболее важные объекты в основном были возвращены.
Несколько других музеев имеют хорошие коллекции, особенно очень многочисленные цилиндрические печати. Сирийские музеи имеют важные коллекции из мест современной Сирии. Другими музеями с важными коллекциями месопотамского искусства являются: Восточный институт Чикаго , Стамбульские археологические музеи ( Стамбул , Турция), Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета , Рейксмузеум ван Аудхеден ( Лейден , Нидерланды) и Музей Израиля ( Иерусалим ). . Реконструированные ворота Иштар находятся в Пергамском музее в Берлине.
- Ассирийская галерея Иракского музея , Багдад.
- Зал с месопотамским искусством из Лувра.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Франкфорт, 124–126.
- ^ Франкфурт, главы 2–5
- ^ Удобное краткое изложение типичных мотивов цилиндрических печатей основных периодов можно найти повсюду в Тейсье.
- ^ Франкфорт, 66–74.
- ^ Франкфорт, 71–73.
- ^ Франкфорт, 66–74; 167
- ^ Мюррей, Тим (2007). Вехи археологии: хронологическая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 454. ИСБН 9781576071861 . Архивировано из оригинала 30 июля 2020 г. Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Эдвардс, Оуэн (март 2010 г.). «Скелеты пещеры Шанидар» . Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 13 декабря 2019 года . Проверено 17 октября 2014 г.
- ^ Исраэль (Иерусалим), Музеон; Музей (Иерусалим), Израиль (1986). Сокровища Святой Земли: Древнее искусство из Музея Израиля . Метрополитен-музей. п. 29. ISBN 9780870994708 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «Лошадь из пещеры Хаоним, Израиль, 30 000 лет» в Израильские музейные исследования в области археологии . Библейский и археологический музей Сэмюэля Бронфмана Музея Израиля. 2002. с. 10. Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «Хаоним конь» . Museums.gov.il . Архивировано из оригинала 01 августа 2020 г. Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Бар-Йосеф, Офер; Белфер-Коэн, Анна (1981). «Ориньяк в пещере Хаоним» . Палеориент . 7 (2): 35–36. дои : 10.3406/палео.1981.4296 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чакон, Ричард Дж.; Мендоса, Рубен Г. (2017). Праздник, голод или борьба?: Несколько путей к социальной сложности . Спрингер. п. 120. ИСБН 9783319484020 . Архивировано из оригинала 06 августа 2020 г. Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шмидт, Клаус (2015). Первый храм. Гобекли Тепе (Le): Гобелки Тепе (на французском языке). Издания CNRS. п. 291. ИСБН 9782271081872 . Архивировано из оригинала 06 августа 2020 г. Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллинз, Эндрю (2014). Гобекли-Тепе: Бытие богов: Храм Стражей и открытие Эдема . Саймон и Шустер. п. 66. ИСБН 9781591438359 . Архивировано из оригинала 06 августа 2020 г. Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ Сагона, Клаудия (25 августа 2015 г.). Археология Мальты . Издательство Кембриджского университета. п. 47. ИСБН 9781107006690 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2019 г. Проверено 25 ноября 2016 г.
- ^ «Самые ранние способы использования глины в Сирии | Журнал «Экспедиция»» . www.penn.museum . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ Куйт, Ян (2006). Жизнь в неолитических фермерских сообществах: социальная организация, идентичность и дифференциация . Springer Science & Business Media. п. 238. ИСБН 9780306471667 . Архивировано из оригинала 8 июля 2022 г. Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Отте, Марсель (2008). Протоистория (на французском языке). От компании Boeck Superior. п. 35. ISBN 9782804159238 . Архивировано из оригинала 8 июля 2022 г. Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ «Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org . Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 г. Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мейзелс, Чарльз Кейт (2003). Возникновение цивилизации: от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, городам и государству Ближнего Востока . Рутледж. стр. 104–105. ISBN 9781134863280 . Архивировано из оригинала 8 июля 2022 г. Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Пирайно, Франко; Юнлю, Танер; Донмез, Кахит; Шахин, М. Бахадыр (2019). Минеральные ресурсы Турции . Спрингер. п. 8. ISBN 9783030029500 . Архивировано из оригинала 8 июля 2022 г. Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Мури, Питер Роджер Стюарт (1999). Древние месопотамские материалы и промышленность: археологические свидетельства . Айзенбрауны. п. 39. ИСБН 9781575060422 . Архивировано из оригинала 8 июля 2022 г. Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ Фотография керамики Ярмо см. «Блюдо культуры Ярмо» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 27 июля 2021 г. Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Браун, Брайан А.; Фельдман, Мэриан Х. (2013). Критические подходы к древнему ближневосточному искусству . Вальтер де Грюйтер. п. 304. ИСБН 9781614510352 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2020 г. Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ Картер, Роберт А. и Филип, Грэм, за пределами Убайда: трансформация и интеграция в поздних доисторических обществах Ближнего Востока (Исследования древней восточной цивилизации, номер 63). Архивировано 15 ноября 2013 г. в Wayback Machine , Восточный институт Чикагский университет (2010 г.) ISBN 978-1-885923-66-0 с. 2; «Радиометрические данные позволяют предположить, что весь период Убайда в Южной Месопотамии, включая Убайд 0 и 5, имеет огромную продолжительность, охватывая почти три тысячелетия, примерно с 6500 по 3800 год до нашей эры».
- ^ Холл, Генри Р. и Вулли, К. Леонард. 1927. Аль-Убайд. Ур Раскопки 1 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Адамс, Роберт MCC. и Райт, Генри Т. 1989. «Заключительные замечания» в книге Хенриксон, Элизабет и Туесен, Ингольф (ред.) « На этом основании - Пересмотр Убайда» . Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс. стр. 451–456.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Картер, Роберт А. и Филип, Грэм. 2010. «Деконструкция Убайда» в Картере, Роберте А. и Филипе, Грэме (ред.) За пределами Убайда: трансформация и интеграция в поздних доисторических обществах Ближнего Востока . Чикаго: Восточный институт Чикагского университета. п. 2.
- ^ Сьюзан Поллок; Рейнхард Бернбек (2009). Археологии Ближнего Востока: критические перспективы . п. 190. ИСБН 9781405137232 . Архивировано из оригинала 9 января 2020 г. Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ Штибинг, Уильям Х. младший (2016). Древняя история и культура Ближнего Востока . Рутледж. п. 85. ИСБН 9781315511160 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2020 г. Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr . Архивировано из оригинала 27 января 2021 г. Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ Браун, Брайан А.; Фельдман, Мэриан Х. (2013). Критические подходы к древнему ближневосточному искусству . Вальтер де Грюйтер. п. 304. ИСБН 9781614510352 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2020 г. Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ Чарват, Петр (2003). Месопотамия до истории . Рутледж. стр. 96. ISBN 9781134530779 . Архивировано из оригинала 03 марта 2020 г. Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr . Архивировано из оригинала 27 января 2021 г. Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ Разграбление Иракского музея в Багдаде. Утерянное наследие древней Месопотамии . 2005. с. Глава III.
- ^ Кроуфорд 2004 , с. 69
- ^ Кроуфорд 2004 , с. 75
- ^ Франкфурт, 27
- ^ Франкфорт, 241–242.
- ^ Франкфорт, 24, 242.
- ^ Франкфорт, 24–28, 31–32.
- ^ Стокстад, Мэрилин (2018). История искусств . Река Аппер-Седл: Пирсон. стр. 29–30, 33. ISBN. 9780134479279 .
- ^ Франкфорт, 32–33.
- ^ Франкфурт, 28–37.
- ^ Франкфорт, 36–39.
- ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . п. 25.
- ^ Разграбление Иракского музея в Багдаде. Утерянное наследие древней Месопотамии . 2005. с. viii.
- ^ Кляйнер, Фред С.; Мамия, Кристин Дж. (2006). Искусство Гарднера сквозь века: западная перспектива - Том 1 (12-е изд.). Бельмонт, Калифорния, США: Томсон Уодсворт. стр. 20–21 . ISBN 0-495-00479-0 .
- ^ Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. с. 481 . ISBN 9781588390431 .
- ^ «Вордеразиатский музей Берлина» . репозиторий.edition-topoi.org . Архивировано из оригинала 02 апреля 2019 г. Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ «Вордеразиатский музей Берлина» . репозиторий.edition-topoi.org . Архивировано из оригинала 02 апреля 2019 г. Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr . Архивировано из оригинала 13 июня 2021 г. Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr . Архивировано из оригинала 13 июня 2021 г. Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Купер, Джеррол С. (1996). Исследование Древнего Ближнего Востока в XXI веке: Конференция, посвященная столетию Уильяма Фоксвелла Олбрайта . Айзенбрауны. стр. 10–14. ISBN 9780931464966 . Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 г. Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Хартвиг, Мелинда К. (2014). Спутник древнеегипетского искусства . Джон Уайли и сыновья. стр. 424–425. ISBN 9781444333503 . Архивировано из оригинала 18 июня 2021 г. Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Шоу, Ян. и Николсон, Пол, Словарь Древнего Египта (Лондон: British Museum Press, 1995), стр. 109.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Митчелл, Ларкин. «Древние египетские глифы» . Археология . Археологический институт Америки. Архивировано из оригинала 27 декабря 2012 года . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Хартвиг, Мелинда К. (2014). Спутник древнеегипетского искусства . Джон Уайли и сыновья. п. 427. ИСБН 9781444333503 . Архивировано из оригинала 8 марта 2022 г. Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Конференция, Столетие Уильяма Фоксвелла Олбрайта (1996). Исследование Древнего Ближнего Востока в XXI веке: Конференция, посвященная столетию Уильяма Фоксвелла Олбрайта . Айзенбрауны. п. 14. ISBN 9780931464966 . Архивировано из оригинала 20 мая 2022 г. Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Спрос, Нэнси Х. (2011). Средиземноморский контекст ранней греческой истории . Джон Уайли и сыновья. п. 69. ИСБН 9781444342345 . Архивировано из оригинала 22 мая 2022 г. Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Коллон, Доминик (1995). Древнее искусство Ближнего Востока . Издательство Калифорнийского университета. стр. 51–53. ISBN 9780520203075 . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кроуфорд, Харриет (2013). Шумерский мир . Рутледж. стр. 703–705. ISBN 978-1-136-21911-5 . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Бренике, Катрин (2016). «Что именно мы знаем о месопотамских каунаках?» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 110 (январь): 1–22. дои : 10.3917/сборка.110.0001 . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. стр. 64–65. ISBN 978-1-58839-043-1 . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Франкфурт, 55 лет.
- ^ Франкфорт, 60–61.
- ^ Франкфорт, 61–66.
- ^ Франкфурт, 71-76.
- ^ Франкфорт, 46-49; Сейчас группа разделена между Метрополитен-музеем в Нью-Йорке, Институтом Востока в Чикаго и Национальным музеем Ирака (с богом).
- ^ Франкфорт, 55-60, 55 цитируется.
- ^ Лувр. Архивировано 1 декабря 2017 г. в Wayback Machine Пуиссегур, Патрик, изд. «Перфорированный рельеф короля Ур-Нанше». Лувр. Лувр. Веб. 13 марта 2013 г.
- ^ Транслитерация: «CDLI-Найденные тексты» . cdli.ucla.edu . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 г. Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Аналогичный текст: «CDLI-Найденные тексты» . cdli.ucla.edu . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 г. Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Спайкет, Агнес (1981). Справочник по востоковедению (на французском языке). Блестящий. стр. 87–89. ISBN 978-90-04-06248-1 . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ Попугай, Андре (1953). «Раскопки Марийского Восьмого похода (осень 1952 г.)». Сирия . 30 (3/4): 196–221. дои : 10.3406/syria.1953.4901 . ISSN 0039-7946 . JSTOR 4196708 .
- ^ Франкфорт, 83–91.
- ^ Франкфурт, 91
- ^ Кляйнер, Фред (2005). Искусство Гарднера сквозь века . Томсон-Уодсворт. п. 41. ИСБН 0-534-64095-8 .
- ^ Франкфурт, 86
- ^ Франкфурт, 91
- ^ Стокстад, Мэрилин (2018). История искусств . Река Аппер-Седл: Пирсон. п. 36. ISBN 9780134479279 .
- ^ Нюландер, Карл (июль 1980 г.). «Безухий в Ниневии: кто изувечил голову Саргона?». Американский журнал археологии . 84 (3): 329–333. дои : 10.2307/504709 . JSTOR 504709 . S2CID 193037843 .
- ^ МЭЛ Маллоуэн, « Бронзовая голова аккадского периода из Ниневии. Архивировано 21 апреля 2020 г. в Wayback Machine », Ирак Том. 3, № 1 (1936), 104–110.
- ^ МакКеон, Джон FX (1970). «Аккадская Стела Победы». Бюллетень Бостонского музея . 68 (354): 239. ISSN 0006-7997 . JSTOR 4171539 .
- ^ Франкфорт, 93 (цитата)-99.
- ^ Франкфорт, 114–119.
- ^ Франкфорт, 124–126.
- ^ Франкфурт, 127
- ^ Франкфурт, 93
- ^ Франкфорт, 110-116, 126.
- ^ Ру, Жорж (1992). Древний Ирак . Пингвин Букс Лимитед. п. 204. ИСБН 9780141938257 . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 19 мая 2019 г.
- ^ Франкфорт, 110–112.
- ^ Ру, Жорж (27 августа 1992 г.), «Время смятения» , Древний Ирак , Penguin Books , стр. 266, ISBN 9780141938257 , заархивировано из оригинала 23 декабря 2019 г. , получено 20 августа 2019 г.
- ^ Франкфорт, 102-126.
- ^ Франкфурт, 130
- ^ Франкфорт, 141–193.
- ^ Франкфурт, 205
- ^ Франкфорт, 141–193.
- ^ Франкфорт, 203–205.
- ^ Франкфорт, 348–349.
- ^ Авирам, Джозеф; Гитин, Сеймур; Мазар, Амихай; Гева, Гилель; Пэрис, Алан; Кармон, Эфрат; Израильское исследовательское общество; Институт археологии (2011). Эреш-Йисраэль: мехкарийм биидийат хаареш ватииквитейха (на языке кечуа). Йрвшалайим: хахебра лахакийрат Эреш-Йишраэль ватийквтейха ха'Внийберсийтах хаибрит биЙрвшалаим, хаМаквн л'арке'влвгях. ISBN 978-965-221-084-5 .
- ^ Рисеберо, Билл (2018). История западной архитектуры . Блумсбери. п. 13. ISBN 978-1-3500-9212-9 .
- ^ «Боги и Богини» . Месопотамия.co.uk . Архивировано из оригинала 9 ноября 2015 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Коул, Эмили (2002). Архитектурные детали . Айви Пресс. п. 32. ISBN 978-1-78240-169-8 .
Источники
[ редактировать ]- Кроуфорд, Харриет Э.В. (2004). Шумер и шумеры (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521533386 .
- Франкфорт, Анри , Искусство и архитектура Древнего Востока , История искусства Пеликана, 4-е изд. 1970 г., Пингвин (ныне Йельский университет истории искусств), ISBN 0140561072
- Тейсье, Беатрис, Древние ближневосточные цилиндрические печати из коллекции Маркополика , 1984, University of California Press, ISBN 0520049276 , 9780520049277, книги Google
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Иракское искусство и культура
- Коллон, Доминик; Оутс, Джоан; Кроуфорд, Харриет; Грин, Энтони; Оутс, Дэвид; Рассел, Джон М.; Роаф, Майкл; Килл, Э.Дж.; Амье, Пьер; Кертис, Джон; Мун, Джейн; Нанн, А. (2003). «Месопотамия» . Гроув Арт онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T057228 . ISBN 978-1-884446-05-4 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Кроуфорд, Вон Э.; и др. (1980). Ассирийские рельефы и изделия из слоновой кости в Метрополитен-музее: дворцовые рельефы Ассурнасирпала II и резьба по слоновой кости из Нимруда . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870992600 .