Доколумбовое искусство

Доколумбовое искусство относится к изобразительному искусству коренных народов Карибского бассейна , Северной , Центральной и Южной Америки, начиная с 13 000 г. до н. э. и заканчивая европейскими завоеваниями, начавшимися в конце 15 и начале 16 веков. эпоха Доколумбовая продолжалась какое-то время после них во многих местах или впоследствии имела переходную фазу. Многие виды скоропортящихся артефактов, которые когда-то были очень распространены, такие как тканые ткани, обычно не сохранились, но доколумбовая монументальная скульптура , изделия из золота, керамика и роспись на керамике, стенах и камнях сохранились чаще.
Первым доколумбовым искусством, получившим широкую известность в наше время, было искусство империй, процветавших во времена европейских завоеваний, инков и ацтеков , часть которых была возвращена в Европу в целости и сохранности. Постепенно искусство более ранних цивилизаций, которые уже рухнули, особенно искусство майя и искусство ольмеков , стало широко известно, в основном благодаря их большим каменным скульптурам.

Многие доколумбовые культуры не имели систем письменности, поэтому изобразительное искусство выражало космологию , мировоззрение , религию и философию этих культур, а также служило мнемоническими средствами. Ремесленники Древней Америки использовали широкий спектр материалов ( обсидиан , золото, раковины спондилов ), создавая предметы, которые включали в себя значения, которые считались присущими материалам. [1] Эти культуры часто извлекали ценность из физических качеств, а не образов произведений искусства, ценя слуховые и тактильные особенности, качество изготовления и редкость материалов. [1] Различные произведения искусства были обнаружены на больших расстояниях от места их производства, что указывает на то, что многие доколумбовые цивилизации взаимодействовали друг с другом. Многие общества использовали сырье, привозимое издалека, что предполагает сложность его приобретения как источника стоимости. [1]
Для многих из этих культур изобразительное искусство вышло за рамки физического внешнего вида и служило активным продолжением своих владельцев и показателем божественного. [1] Поскольку духовность была очень распространена среди доколумбовых культур, темы божеств и ритуального поклонения часто были предметами произведений искусства.
Мезоамерика
[ редактировать ]Мезоамериканские культуры обычно делятся на три периода (см. Мезоамериканскую хронологию ):
- Доклассический (до 200 г. н.э.)
- Классический (ок. 200–900 гг. Н. Э.)
- Постклассика (ок. 900–1580 гг. н.э.).
В доклассический период доминировала высокоразвитая цивилизация ольмеков , процветавшая около 1200–400 гг. до н.э. Ольмеки производили нефритовые фигурки и колоссальные головы с тяжелыми чертами лица высотой до 2 метров (6,6 футов), которые до сих пор загадочно выделяются на фоне ландшафта. Мезоамериканская традиция строительства крупных церемониальных центров, по-видимому, зародилась при ольмеках.
В классический период доминирующей цивилизацией были майя . Члены королевской семьи майя заказывали произведения искусства, которые отмечали их достижения и закрепляли их место во времени. [2] Сцены, изображающие различные ритуалы и исторические события, сопровождаются иероглифическим текстом, что позволяет зрителю идентифицировать важные фигуры, времена и места, а не полагаться на физические особенности, которые со временем могут быть забыты. Интерпретация представленных в произведении действий идет рука об руку с пониманием декоративного текста, вплетенного в картину. Разблокирование этого иероглифического текста жизненно важно, поскольку оно устраняет анонимность и тайну со сцен и раскрывает подробные записи о тех, кто обладал властью на протяжении всей истории цивилизации. [2] Подобно народам Миссисипи Северной Америки, таким как чокто и натчез, майя организовались в крупные сельскохозяйственные сообщества. Они практиковали свои собственные формы иероглифического письма и даже занимались продвинутой астрономией . Следовательно, искусство майя фокусируется на дожде, сельском хозяйстве и плодородии, выражая эти образы главным образом в рельефе и декоре поверхностей, а также в некоторой скульптуре. Глифы и стилизованные фигуры использовались для украшения таких архитектурных сооружений, как храм-пирамида в Чичен-Ице . Фрески, датируемые примерно 750 годом нашей эры, были обнаружены при раскопках города Бонампак в 1946 году.
В постклассический период (10–12 века) доминировали тольтеки , которые создавали колоссальные блочные скульптуры, подобные тем, которые использовались в качестве отдельно стоящих колонн в Туле, Мексика . Микстеки разработали стиль живописи, известный как Миктек-Пуэбла, как видно из их фресок и кодексов (рукописей), в котором все доступное пространство покрыто плоскими фигурами с геометрическим орнаментом. Культура ацтеков в Мексике создала несколько чрезвычайно выразительных произведений искусства, таких как украшенные черепа пленников и каменные скульптуры, хорошим примером которых является Тласольтеотль (Коллекция Вудс Блисс, Вашингтон), богиня в родах. Искусство ацтеков, как и другие мезоамериканские культуры, также было сосредоточено на поклонении божествам и изображении ценностей в их обществе. Создавая свое искусство, ацтеки также были заинтересованы в натурализме, поскольку создание чего-то похожего на жизнь лучше передало их послание через произведения искусства. Например, статуи Воина-Орла представляют собой керамические скульптуры в натуральную величину, которые демонстрируют это чувство натурализма. Ацтеки верили в это Орел-воин показал ценность юношеской красоты, это можно увидеть в скульптуре воина с юными и мягкими чертами лица. [3]
- Скульптура пернатого змея в Теотиуакане
- Фреска в Тетитле, Теотиуакан
- Погребальная маска Кинич Джанааб Пакаль
- Стела H, Копан
- Перемычка 25, Яшчилан
- Фреска Строения 1 в Бонампаке
- Дрезденский кодекс, стр. 74
- Мозаичная маска сапотеков , изображающая бога летучей мыши, сделанная из 25 кусков нефрита, с желтыми глазами из ракушки. Его нашли в гробнице в Монте-Альбане.
- Микстек керамика
- Микстековая пектораль из золота и бирюзы, Щит Януитлана
- Перьевой головной убор Монтесумы II
- Сосуд ацтекского стервятника в Метрополитен-музее. 12.00-15.21.
Южная Америка
[ редактировать ]

В центральных Перуанских Андах процветала цивилизация Чавин примерно с 1000 г. до н.э. по 300 г. до н.э. Чавин производил мелкую керамику, часто имеющую форму человека, но с чертами животных, такими как птичьи лапы, глаза рептилий или кошачьи клыки. Изображения ягуара - распространенная тема в искусстве Чавина. Культура Чавин также известна впечатляющими фресками и резьбой, найденными в ее главном религиозном месте Чавин-де-Уантар ; К числу этих работ относятся Стела Раймонди , Лансон и Обелиск Тельо.
Современником Чавина была культура Паракас южного побережья Перу, наиболее известная сегодня своим изысканным текстилем. Эти удивительные изделия, некоторые из которых могли достигать девяноста футов в длину, в основном использовались в качестве погребальных оберток для связок мумий Паракаса. Искусство Паракаса находилось под сильным влиянием культа Чавина, и эти два стиля имеют много общих мотивов.
На южном побережье Паракас сразу же сменился расцветом художественного творчества в долине реки Наска . Период Наска разделен на восемь керамических этапов, каждый из которых изображает все более абстрактные мотивы животных и людей. Эти периоды варьируются от фазы 1, начавшейся примерно в 200 году нашей эры, до фазы 8, которая пришла в упадок в середине восьмого века. Жители Наска наиболее известны своими линиями Наска , хотя обычно считается, что они изготавливают одни из самых красивых полихромных керамических изделий в Андах.
На северном побережье Моче сменил Чавин. Моче процветали примерно в 100–800 гг. н. э. и были одними из лучших ремесленников доколумбового мира, производя восхитительные портретные вазы (посуда Моче), которые, хотя и реалистичны, пропитаны религиозными отсылками, значение которых сейчас потеряно. Для моче керамика служила основным способом распространения информации и культурных идей. Моче изготавливали керамические сосуды, на которых изображалось и воссоздавалось множество объектов: фрукты, растения, животные, человеческие портреты, боги, демоны, а также графические изображения половых актов. Моче также известны своей металлургией (например, найденной в гробнице лорда Сипана ), а также своим архитектурным мастерством, таким как Уака-де-ла-Луна и Уака-дель-Соль в долине реки Моче.
После упадка Моче в регионе Анд возникли две крупные сосуществующие империи. На севере — Империя Вари (или Уари), базирующаяся в одноименной столице. Вари известны своими достижениями в каменной архитектуре и скульптуре, но их наибольшим мастерством была керамика. Вари производили великолепную большую керамику, на многих из которых были изображены изображения Бога Посоха , важного божества в Андах, которое в период Вари стало особенно ассоциироваться с регионом озера Титикака на современной границе Перу и Боливии. Точно так же современники Вари из империи Тиуанако , также сосредоточенной вокруг одноименной столицы, относились к Богу Посоха с таким же уважением . Империя Тиуанако начала расширяться за пределы Титикаки около 400 г. до н.э., но ее «классический период» художественного производства и политической власти пришелся на период между 375 и 700 гг. н.э. Тиуанако в настоящее время известен своим великолепным имперским городом на южном берегу озера Титикака, ныне на территории современной Боливии. Особенно известен Ворота Солнца , на которых изображено большое изображение Бога-Посоха в окружении других религиозных символов, которые, возможно, служили календарем.
После упадка Империи Вари в конце первого тысячелетия народ Чиму , сосредоточенный в столице Чимор , начал строить свою империю на северном и центральном побережьях Перу. Чиму предшествовал простой керамический стиль, известный как Сикан (700–900 гг. н.э.), который становился все более декоративным, пока в начале второго тысячелетия не стал узнаваем как Чиму. Чиму производил превосходные портретные и декоративные работы из металла, особенно из золота, но особенно из серебра. Чиму также известны своими изделиями из перьев: они изготовили множество штандартов и головных уборов из различных тропических перьев, которые были изготовлены в виде животных и рыб, которые пользовались большим уважением у Чиму. Чиму наиболее известны своим великолепным дворцовым комплексом Чан-Чан, расположенным к югу от современного Трухильо, Перу ; теперь ЮНЕСКО объект Всемирного наследия . Чиму очень быстро пришел в упадок из-за внешнего давления и завоеваний расширяющейся Империи инков в середине 15 века.
Во времена испанского завоевания Империя инков (Тавантинсуйу на языке кечуа , «Земля четырех четвертей») была самой большой и богатой империей в мире, и это отражалось в их искусстве. Большая часть скульптур инков была переплавлена вторжением испанцев, поэтому большая часть того, что осталось сегодня, представляет собой архитектуру, текстиль и керамику. Инки ценили золото среди всех других металлов и приравнивали его к богу Солнца Инти . Некоторые здания инков в столице Куско были буквально покрыты золотом, а большинство из них содержало множество золотых и серебряных скульптур. Большая часть искусства носила абстрактный характер. Керамика инков представляла собой в основном большие сосуды, покрытые геометрическим орнаментом. Туники и ткани инков содержали схожие мотивы, часто шахматные узоры, предназначенные для элиты и армии инков. Сегодня, из-за непопулярности абстрактного искусства и отсутствия золотых и серебряных скульптур инков, инки наиболее известны своей архитектурой – в частности, комплексом Мачу-Пикчу к северо-западу от Куско. В архитектуре инков используются большие каменные блоки, каждый из которых вырезан специально так, чтобы соответствовать другим блокам в стене. Эти камни были вырезаны с такой точностью, что инкам не требовалось использовать раствор, чтобы скрепить свои здания. Даже без строительного раствора здания инков стоят до сих пор; они составляют основу многих современных зданий в Куско и его окрестностях. Инки построили тысячи больших каменных сооружений, в том числе форты, храмы и дворцы, хотя Империя инков просуществовала всего 95 лет.
- Куэва-де-лас-Манос находится в Аргентине . Искусство в пещере датируется 13 000–9 000 лет назад. [4] [5]
- Геоглифы в пустыне Наска
- Наска керамика
- Рекуайская культура керамики
- Ворота Солнца
- Фреска в Уака-де-ла-Луна
- Могила лорда Сипана
- Маска Ламбаеке
- Туми (церемониальный нож)
- Ушное украшение
- Кувшин воинского моче
- Моче портретная керамика
- Перьевой головной убор амазонских культур
См. также
[ редактировать ]- Латиноамериканское искусство
- Муиска искусство
- Изобразительное искусство коренных народов Америки
- Живопись в Америке до европейской колонизации
- Список искусства каменного века
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Золотые королевства: роскошное искусство древней Америки . Пиллсбери, Джоан, Поттс, Тимоти Ф., Рихтер, Ким Н., Музей Дж. Пола Гетти, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), Научно-исследовательский институт Гетти. Лос-Анджелес, Калифорния. 26 сентября 2017 г. ISBN 9781606065488 . OCLC 981761498 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Шеле, Линда; и др. (2006). Кровь королей: династия и ритуал в искусстве майя . Г. Бразиллер.
- ^ Миллер, Мэри Эллен (2019), Искусство Мезоамерики , серия «Мир искусства» , Темза и Гудзон. стр. 260–263.
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Пещера Рук, Рио-Пинтурас» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Объекты всемирного наследия: полный путеводитель по 1007 объектам всемирного наследия ЮНЕСКО (6-е изд.). Издательство ЮНЕСКО . 2014. с. 607. ИСБН 978-1-77085-640-0 . OCLC 910986576 .
Ссылки
[ редактировать ]- Эстер, Пастори. Доколумбовое искусство . Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 2006.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |
- Искусство доколумбового золота: Коллекция Яна Митчелла . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1985. ISBN 9780297786276 .
- Сойер, Алан Р. (1966). Древняя перуанская керамика: коллекция Натана Каммингса Алана Р. Сойера . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- Берналь, Игнасио ; Коу, Майкл Д .; и др. (1973). Иконография среднеамериканской скульптуры . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. OCLC 922169200 .
- Лейбсон, Дана и Барбара Э. Манди, Перспективы: визуальная культура в испанской Америке, 1520–1820 гг . http://www.fordham.edu/vistas , 2015.
Внешние ссылки
[ редактировать ]