Jump to content

Доколумбовое искусство

Солнечный камень в Национальном музее антропологии в Мехико.

Доколумбовое искусство относится к изобразительному искусству коренных народов Карибского бассейна , Северной , Центральной и Южной Америки, начиная с 13 000 г. до н. э. и заканчивая европейскими завоеваниями, начавшимися в конце 15 и начале 16 веков. эпоха Доколумбовая продолжалась какое-то время после них во многих местах или впоследствии имела переходную фазу. Многие виды скоропортящихся артефактов, которые когда-то были очень распространены, такие как тканые ткани, обычно не сохранились, но доколумбовая монументальная скульптура , изделия из золота, керамика и роспись на керамике, стенах и камнях сохранились чаще.

Первым доколумбовым искусством, получившим широкую известность в наше время, было искусство империй, процветавших во времена европейских завоеваний, инков и ацтеков , часть которых была возвращена в Европу в целости и сохранности. Постепенно искусство более ранних цивилизаций, которые уже рухнули, особенно искусство майя и искусство ольмеков , стало широко известно, в основном благодаря их большим каменным скульптурам.

Колоссальная голова ольмеков № 1 в Сан-Лоренцо , Мексика.

Многие доколумбовые культуры не имели систем письменности, поэтому изобразительное искусство выражало космологию , мировоззрение , религию и философию этих культур, а также служило мнемоническими средствами. Ремесленники Древней Америки использовали широкий спектр материалов ( обсидиан , золото, раковины спондилов ), создавая предметы, которые включали в себя значения, которые считались присущими материалам. [1] Эти культуры часто извлекали ценность из физических качеств, а не образов произведений искусства, ценя слуховые и тактильные особенности, качество изготовления и редкость материалов. [1] Различные произведения искусства были обнаружены на больших расстояниях от места их производства, что указывает на то, что многие доколумбовые цивилизации взаимодействовали друг с другом. Многие общества использовали сырье, привозимое издалека, что предполагает сложность его приобретения как источника стоимости. [1]

Для многих из этих культур изобразительное искусство вышло за рамки физического внешнего вида и служило активным продолжением своих владельцев и показателем божественного. [1] Поскольку духовность была очень распространена среди доколумбовых культур, темы божеств и ритуального поклонения часто были предметами произведений искусства.

Мезоамерика

[ редактировать ]

Мезоамериканские культуры обычно делятся на три периода (см. Мезоамериканскую хронологию ):

  • Доклассический (до 200 г. н.э.)
  • Классический (ок. 200–900 гг. Н. Э.)
  • Постклассика (ок. 900–1580 гг. н.э.).

В доклассический период доминировала высокоразвитая цивилизация ольмеков , процветавшая около 1200–400 гг. до н.э. Ольмеки производили нефритовые фигурки и колоссальные головы с тяжелыми чертами лица высотой до 2 метров (6,6 футов), которые до сих пор загадочно выделяются на фоне ландшафта. Мезоамериканская традиция строительства крупных церемониальных центров, по-видимому, зародилась при ольмеках.

В классический период доминирующей цивилизацией были майя . Члены королевской семьи майя заказывали произведения искусства, которые отмечали их достижения и закрепляли их место во времени. [2] Сцены, изображающие различные ритуалы и исторические события, сопровождаются иероглифическим текстом, что позволяет зрителю идентифицировать важные фигуры, времена и места, а не полагаться на физические особенности, которые со временем могут быть забыты. Интерпретация представленных в произведении действий идет рука об руку с пониманием декоративного текста, вплетенного в картину. Разблокирование этого иероглифического текста жизненно важно, поскольку оно устраняет анонимность и тайну со сцен и раскрывает подробные записи о тех, кто обладал властью на протяжении всей истории цивилизации. [2] Подобно народам Миссисипи Северной Америки, таким как чокто и натчез, майя организовались в крупные сельскохозяйственные сообщества. Они практиковали свои собственные формы иероглифического письма и даже занимались продвинутой астрономией . Следовательно, искусство майя фокусируется на дожде, сельском хозяйстве и плодородии, выражая эти образы главным образом в рельефе и декоре поверхностей, а также в некоторой скульптуре. Глифы и стилизованные фигуры использовались для украшения таких архитектурных сооружений, как храм-пирамида в Чичен-Ице . Фрески, датируемые примерно 750 годом нашей эры, были обнаружены при раскопках города Бонампак в 1946 году.

В постклассический период (10–12 века) доминировали тольтеки , которые создавали колоссальные блочные скульптуры, подобные тем, которые использовались в качестве отдельно стоящих колонн в Туле, Мексика . Микстеки разработали стиль живописи, известный как Миктек-Пуэбла, как видно из их фресок и кодексов (рукописей), в котором все доступное пространство покрыто плоскими фигурами с геометрическим орнаментом. Культура ацтеков в Мексике создала несколько чрезвычайно выразительных произведений искусства, таких как украшенные черепа пленников и каменные скульптуры, хорошим примером которых является Тласольтеотль (Коллекция Вудс Блисс, Вашингтон), богиня в родах. Искусство ацтеков, как и другие мезоамериканские культуры, также было сосредоточено на поклонении божествам и изображении ценностей в их обществе. Создавая свое искусство, ацтеки также были заинтересованы в натурализме, поскольку создание чего-то похожего на жизнь лучше передало их послание через произведения искусства. Например, статуи Воина-Орла представляют собой керамические скульптуры в натуральную величину, которые демонстрируют это чувство натурализма. Ацтеки верили в это Орел-воин показал ценность юношеской красоты, это можно увидеть в скульптуре воина с юными и мягкими чертами лица. [3]

Южная Америка

[ редактировать ]
Граница культуры Паракас , деталь летающего человека. Это известный мотив погребального текстиля некрополя Паракас. Он датируется 450–175 гг. До н.э., но находится в первозданном состоянии. Поле зрения составляет около 10 дюймов (25,4 см) в ширину. Весь текстиль можно посмотреть на [ https://www.metmuseum.org/art/collection/search/316945 , веб-сайт Метрополитен-музея.
Золотой плот Муиска в Музее дель Оро, Богота.

В центральных Перуанских Андах процветала цивилизация Чавин примерно с 1000 г. до н.э. по 300 г. до н.э. Чавин производил мелкую керамику, часто имеющую форму человека, но с чертами животных, такими как птичьи лапы, глаза рептилий или кошачьи клыки. Изображения ягуара - распространенная тема в искусстве Чавина. Культура Чавин также известна впечатляющими фресками и резьбой, найденными в ее главном религиозном месте Чавин-де-Уантар ; К числу этих работ относятся Стела Раймонди , Лансон и Обелиск Тельо.

Современником Чавина была культура Паракас южного побережья Перу, наиболее известная сегодня своим изысканным текстилем. Эти удивительные изделия, некоторые из которых могли достигать девяноста футов в длину, в основном использовались в качестве погребальных оберток для связок мумий Паракаса. Искусство Паракаса находилось под сильным влиянием культа Чавина, и эти два стиля имеют много общих мотивов.

На южном побережье Паракас сразу же сменился расцветом художественного творчества в долине реки Наска . Период Наска разделен на восемь керамических этапов, каждый из которых изображает все более абстрактные мотивы животных и людей. Эти периоды варьируются от фазы 1, начавшейся примерно в 200 году нашей эры, до фазы 8, которая пришла в упадок в середине восьмого века. Жители Наска наиболее известны своими линиями Наска , хотя обычно считается, что они изготавливают одни из самых красивых полихромных керамических изделий в Андах.

На северном побережье Моче сменил Чавин. Моче процветали примерно в 100–800 гг. н. э. и были одними из лучших ремесленников доколумбового мира, производя восхитительные портретные вазы (посуда Моче), которые, хотя и реалистичны, пропитаны религиозными отсылками, значение которых сейчас потеряно. Для моче керамика служила основным способом распространения информации и культурных идей. Моче изготавливали керамические сосуды, на которых изображалось и воссоздавалось множество объектов: фрукты, растения, животные, человеческие портреты, боги, демоны, а также графические изображения половых актов. Моче также известны своей металлургией (например, найденной в гробнице лорда Сипана ), а также своим архитектурным мастерством, таким как Уака-де-ла-Луна и Уака-дель-Соль в долине реки Моче.

После упадка Моче в регионе Анд возникли две крупные сосуществующие империи. На севере — Империя Вари (или Уари), базирующаяся в одноименной столице. Вари известны своими достижениями в каменной архитектуре и скульптуре, но их наибольшим мастерством была керамика. Вари производили великолепную большую керамику, на многих из которых были изображены изображения Бога Посоха , важного божества в Андах, которое в период Вари стало особенно ассоциироваться с регионом озера Титикака на современной границе Перу и Боливии. Точно так же современники Вари из империи Тиуанако , также сосредоточенной вокруг одноименной столицы, относились к Богу Посоха с таким же уважением . Империя Тиуанако начала расширяться за пределы Титикаки около 400 г. до н.э., но ее «классический период» художественного производства и политической власти пришелся на период между 375 и 700 гг. н.э. Тиуанако в настоящее время известен своим великолепным имперским городом на южном берегу озера Титикака, ныне на территории современной Боливии. Особенно известен Ворота Солнца , на которых изображено большое изображение Бога-Посоха в окружении других религиозных символов, которые, возможно, служили календарем.

После упадка Империи Вари в конце первого тысячелетия народ Чиму , сосредоточенный в столице Чимор , начал строить свою империю на северном и центральном побережьях Перу. Чиму предшествовал простой керамический стиль, известный как Сикан (700–900 гг. н.э.), который становился все более декоративным, пока в начале второго тысячелетия не стал узнаваем как Чиму. Чиму производил превосходные портретные и декоративные работы из металла, особенно из золота, но особенно из серебра. Чиму также известны своими изделиями из перьев: они изготовили множество штандартов и головных уборов из различных тропических перьев, которые были изготовлены в виде животных и рыб, которые пользовались большим уважением у Чиму. Чиму наиболее известны своим великолепным дворцовым комплексом Чан-Чан, расположенным к югу от современного Трухильо, Перу ; теперь ЮНЕСКО объект Всемирного наследия . Чиму очень быстро пришел в упадок из-за внешнего давления и завоеваний расширяющейся Империи инков в середине 15 века.

Во времена испанского завоевания Империя инков (Тавантинсуйу на языке кечуа , «Земля четырех четвертей») была самой большой и богатой империей в мире, и это отражалось в их искусстве. Большая часть скульптур инков была переплавлена ​​вторжением испанцев, поэтому большая часть того, что осталось сегодня, представляет собой архитектуру, текстиль и керамику. Инки ценили золото среди всех других металлов и приравнивали его к богу Солнца Инти . Некоторые здания инков в столице Куско были буквально покрыты золотом, а большинство из них содержало множество золотых и серебряных скульптур. Большая часть искусства носила абстрактный характер. Керамика инков представляла собой в основном большие сосуды, покрытые геометрическим орнаментом. Туники и ткани инков содержали схожие мотивы, часто шахматные узоры, предназначенные для элиты и армии инков. Сегодня, из-за непопулярности абстрактного искусства и отсутствия золотых и серебряных скульптур инков, инки наиболее известны своей архитектурой – в частности, комплексом Мачу-Пикчу к северо-западу от Куско. В архитектуре инков используются большие каменные блоки, каждый из которых вырезан специально так, чтобы соответствовать другим блокам в стене. Эти камни были вырезаны с такой точностью, что инкам не требовалось использовать раствор, чтобы скрепить свои здания. Даже без строительного раствора здания инков стоят до сих пор; они составляют основу многих современных зданий в Куско и его окрестностях. Инки построили тысячи больших каменных сооружений, в том числе форты, храмы и дворцы, хотя Империя инков просуществовала всего 95 лет.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Золотые королевства: роскошное искусство древней Америки . Пиллсбери, Джоан, Поттс, Тимоти Ф., Рихтер, Ким Н., Музей Дж. Пола Гетти, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), Научно-исследовательский институт Гетти. Лос-Анджелес, Калифорния. 26 сентября 2017 г. ISBN  9781606065488 . OCLC   981761498 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б Шеле, Линда; и др. (2006). Кровь королей: династия и ритуал в искусстве майя . Г. Бразиллер.
  3. ^ Миллер, Мэри Эллен (2019), Искусство Мезоамерики , серия «Мир искусства» , Темза и Гудзон. стр. 260–263.
  4. ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Пещера Рук, Рио-Пинтурас» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 7 апреля 2021 г.
  5. ^ Объекты всемирного наследия: полный путеводитель по 1007 объектам всемирного наследия ЮНЕСКО (6-е изд.). Издательство ЮНЕСКО . 2014. с. 607. ИСБН  978-1-77085-640-0 . OCLC   910986576 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Доколумбовый Кубок , Smarthistory в Академии Хана
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2470d30abf32da70fee07e5f6d7df1fc__1720566060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/fc/2470d30abf32da70fee07e5f6d7df1fc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pre-Columbian art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)