Змеиная губа с шарнирным языком
Змеиная губа с шарнирным языком | |
---|---|
Материал | Золото , медь , серебро |
Масса | 1,81 унции |
Созданный | в. 1300–1521 гг. Н.э. |
Текущее местоположение | Метрополитен-музей , Нью-Йорк |
Регистрация | 2016.64 |
Змеиная губа с сочлененным языком представляет собой золотую ацтеков губную пробку середины второго тысячелетия нашей эры. Предназначенный для пирсинга под нижней губой, он изображает клыкастую змею, готовящуюся к удару, с раздвоенным языком, свисающим изо рта. Язычок, который является подвижным и выдвижным, раскачивался из стороны в сторону при движениях его владельца. По словам куратора Метрополитен -музея , губная губа — «возможно, лучшее ацтекское золотое украшение, пережившее тигли шестнадцатого века». [1]
Лабреты ассоциировались с знатью в ацтекской культуре, их носили правители и оказывали почести; даже тогда золотые лабреты, вероятно, оставались прерогативой элиты. Золото было признаком божественности — «экскрементами солнца», оставшимися после ночного путешествия по подземному миру, — а красноречие — признаком благородства: титул лидера Империи ацтеков был хуэй тлахтоани , буквально «Великий оратор». . Змей также может представлять собой Шиукоатля , огненного змея, которым в качестве оружия владел бог солнца Уицилопочтли . Губная губа, носившаяся на видном месте на лице, вероятно, символизировала статус и красноречие владельца, а также, возможно, божественное право .
Губная губа датируется 1300–1521 годами, периодом процветания ацтеков. Состоящий из сплава золота, меди и серебра, он был изготовлен методом литья по выплавляемым моделям ; хотя такие изделия из золота традиционно приписывают мастерам- миштекам , у ацтеков, особенно ко времени существования Империи ацтеков, возможно, также были свои собственные сложные мастерские по обработке золота. О губной губе стало известно в 1937 году, когда она была передана в долгосрочную аренду Американскому музею естественной истории ; Большую часть своей последующей истории он провел в частных руках, но выставлен на обозрение, а затем в 2016 году был куплен Метрополитеном.
Предыстория [ править ]
Ацтеки [ править ]
Ацтеки культурой , были мезоамериканской которая процветала в центральной Мексике примерно с 1300 по 1521 год нашей эры. Согласно легенде, основные положения которой находят некоторое подтверждение в письменных и археологических источниках, ацтеки основали Теночтитлан ( современный Мехико ) на острове на озере Тескоко в 1325 году, после нескольких столетий миграции из Ацтлана — места, возможно, к северо-западу от Мехико и происхождение названия «ацтек», буквально «человек Ацтлана». [2] [3] [4] В 1428 году, после столетия различных союзов и трений с окружающим населением, Империя ацтеков . была основана [5] Также известная как Тройственный союз, Империя представляла собой коалицию городов-государств Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан . [6]
Империя ацтеков взимала с близлежащих регионов тяжелую дань (или налог) золотом — возможно, составлявшую 500 килограммов (1100 фунтов) в год — и у ацтеков была богатая традиция изготовления золотых изделий. [7] Изготовление таких предметов в то время традиционно приписывалось миштекам на юге или мастерам-миштекам, находившимся в Теночтитлане. [8] [9] [10] Более поздние исследования показали, что у ацтеков были свои собственные сложные операции по обработке золота, особенно к концу пятнадцатого века. [11] [12]
Хотя золотой дани было бы достаточно для производства десятков тысяч украшений малого и среднего размера каждый год, сохранилось менее 400 штук. [13] В 1519 году испанский конкистадор Эрнан Кортес высадился на берегах Мексики и к 1521 году уничтожил Империю ацтеков . [14] Испанцы были очарованы и приняли роскошь, которую они нашли; увидев золото и серебро, Кортес написал, что «ни один кузнец в мире не смог бы сделать лучше». [15] Немецкий художник Альбрехт Дюрер , который видел часть добычи, которая была отправлена обратно, утверждал, что «[за] всю свою жизнь я никогда не видел ничего, что так радовало бы мое сердце, как эти предметы; ибо там я видел странные произведения искусства и были поражены тонкой изобретательностью людей из далеких стран». [16] «Как ни странно», однако, писал куратор Джей Левенсон, «хотя Дюрер, похоже, всегда носил с собой альбом для рисования, не известно никаких его рисунков ныне утерянных шедевров, которые он описал». [17] Почти все золото было быстро переплавлено и превращено в слитки . [1]
Labrets[editЛабреты
Лабреты, или губные пробки , — это разновидность украшений, вставляемых через пирсинг под нижней губой. [1] Называемые науатль на ацтекском языке тентеллями , лабреты ассоциировались со статусом и властью. [1] Бернардино Монах -францисканец де Саагун во флорентийском кодексе упоминает губную серью как одну из Монтесумы II . коронационных регалий [18] « Индий История Новой Тем временем монах-доминиканец Диего Дуран в своей книге Испании » упоминает лабретов как один из подарков, которые Моктесума преподносил приезжим лордам по этому случаю. [19] Другие подобные регалии и подарки включали диадемы из бирюзы и золота, браслеты, обручи из теленка, украшения для ушей, а также затычки для ушей и носа. [20] Лабреты также награждались почестями, оказываемыми успешным воинам ( Кодекс Мендоса изображает благородных воинов самого высокого ранга, носящих длинные свисающие губы), а купцы, вернувшиеся из опасных путешествий в чужие земли, иногда награждались разрешением носить золотые украшения и янтарь. лабреты, чтобы отметить себя среди знати. [21] [1]
Связь между лабретами и дворянством могла быть усилена связью между дворянством и красноречием. [22] [1] Титул лидера Империи ацтеков был хуэй тлахтоани , что буквально означает «Великий оратор». [22] [1] От дворян ожидалось красноречие; по словам Дурана, благородным детям «говорили говорить без заикания, без нервозности и спешки». [23] Расположенные на лице прямо под губами, лабреты, вероятно, подчеркивали красноречие, ожидаемое от дворян, и подчеркивали их право говорить и быть услышанными. [22] [1] [24]
Саагун также записывает одежду, которую носил Моктесума, когда он танцевал, в том числе различные типы губ: цилиндры из хрусталя, бирюзы или зеленого камня, а также золотые губы, в том числе орлов и «огненных змей». [25] Описание напоминает несколько сохранившихся до сих пор лабретов. [25] Хотя большинство таких губанов невзрачны, [26] [27] [28] из обсидиана или зеленого камня , [1] некоторые напоминают описание Саагуна. [25] Лабреты золотого орла хранятся в Метрополитен-музее («Мет»). [29] Луиса Художественный музей Сент- , [30] Музей искусств округа Лос-Анджелес , [31] и Гражданский музей античного искусства в Турине. [32] [33] Метрополитен также держит орла из жадеита. [34] [1] и Художественный музей Принстонского университета в - курасо золоте. [35] В Национальном музее американских индейцев в Вашингтоне хранятся золотая губная серьга с головой птицы, [36] и золотая змея с вытянутым языком. [37] [1] Туринский пример, в частности, очень похож на тот, который носил ацтекский правитель Несауалькойотль в его изображении в Кодексе Иштлильшочитль . [25]
Описание [ править ]
Губная губа имеет высоту 2,625 дюйма (6,67 см), ширину 1,75 дюйма (4,4 см), глубину 2,625 дюйма (6,67 см) и весит 1,81 унции (51 г). [1] Он полый и изготовлен из сплава, содержащего от 59,3 до 64,3% золота, от 26,8 до 33,1% меди и от 7,5 до 8,8% серебра. [1] [38]
Изделие имеет форму змеи, готовящейся нанести удар, с загнутыми бровями и мордой, зазубренными зубами, двумя клыками и раздвоенным языком. [1] Морда большая, с округлыми ноздрями, глаза посажены под выраженной надглазничной пластинкой . [1] Язык был создан таким образом, чтобы свободно висеть, позволяя ему втягиваться или выдвигаться, а также раскачиваться из стороны в сторону вместе с движением его владельца. [1] Нижняя сторона нижней челюсти покрыта чешуей; на голове изображен украшенный перьями и бисером головной убор, представленный ложной филигранью в виде круга из десяти сфер, от которых отходят три петли. [1] Круги окружают небольшую нишу, возможно, когда-то выложенную камнем. [1] Змея прикреплена к цилиндрической заглушке, украшенной кольцом из маленьких сфер и спиралей, которая имеет широкий и простой фланец, удерживающий губную губу на месте во рту владельца. [1]
По словам куратора Метрополитена Джоан Пиллсбери, губная губа «пожалуй, лучшее ацтекское золотое украшение, пережившее тигли шестнадцатого века». [1] [10] Это редкий пример не только древней обработки золота, но и высочайшего уровня ацтекской культуры, «мира, почти полностью уничтоженного, когда Эрнан Кортес прибыл на берега Мексики в 1519 году». [1]
Символизм [ править ]
Змеи были давним мотивом мезоамериканского искусства, появившимся, по крайней мере, со второго тысячелетия до нашей эры. [1] [39] Их особенно ассоциировали с правителями, отчасти из-за представления о том, что змеи способны преодолевать миры: от земли до воды и неба. [1] Морда и завитые брови губной губы, а также головной убор с перьями указывают на то, что на этом произведении может быть изображен Шиукоатль , мифологический огненный змей, которым в качестве оружия владел бог солнца Уитцилопочтли . [1]
Материал губной губы, золото, вероятно, также имел символический вес. [1] По словам Саагуна, ацтеки считали золото Тонатиу икуитлем , «экскрементами солнца». [примечание 1] оставленный позади, когда он пересекал подземный мир ночью. [41] [25] правителя Такие губные губы, особенно когда их носили с другими золотыми предметами, вероятно, вызывали связь с божественностью и подразумевали божественное право . [25] [1]
Производство [ править ]
Губная губа датирована 1300–1521 годами, что отражает период процветания ацтеков . [1] и мог иметь микстекское или ацтекское происхождение. [39] Он был изготовлен методом литья по выплавляемым моделям из трех частей. [38] [1] [примечание 2] Язык сначала отливали, затем опиливали и полировали. [38] Затем часть головы и шеи подготавливалась к отливке, а готовый язычок вставлялся в стержень. [38] Ядро было выгравировано, голова и шея отлиты из воска; Следы в форме запятых на металле показывают, что производитель использовал инструмент, чтобы вдавить воск в канавки сердечника. [38] Уже отлитый язык, по-видимому, сместился во время процесса, вытеснив воск с верхушки верхнечелюстной дуги . [38] Три отверстия диаметром 4 мм (0,16 дюйма) — одно за выступом, одно под челюстью и одно под телом — показывают, где что-то, например дерево или шипы, использовалось для поддержки сердцевины. [38] После отливки головки и корпуса третьей и последней деталью должна была стать заглушка с фланцем. [38]
Происхождение [ править ]
Ранняя история губной губы неизвестна. [39] В 1937 году он был приобретен Хитом МакКлунгом Стилом, руководителем American Metal Company , и владел им до 1949 года. [42] Его дети — Маргарет Трумэн Фэнсток, [43] Хит Уоррен Стил, [44] и Дэвид Трумэн Стил [45] - затем занимал его до 1978 года. [1] Затем губная серьга была продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке 22 ноября 1978 года за 101 000 долларов (что эквивалентно 472 000 долларов в 2023 году); [46] он перешел в коллекцию Джея К. Леффа, руководителя банка. [47] до 1981 года. [1] Оттуда его продала Джудит Смолл Нэш, дилер и коллекционер. [48] тогда принадлежавший Питеру Г. Грею, крупному владельцу ранчо, [49] до 1 марта 1985 года. [1] В следующий раз до 2004 года он принадлежал Герберту Л. Лукасу. [1]
С 2014 по 2016 год губная серьга хранилась в частной коллекции в Нью-Йорке. [1] Затем в 2016 году он был куплен Метрополитеном на средства Благотворительного фонда 2015 года и подарка Лилы Ачесон Уоллес и получил инвентарный номер 2016.64. [50] [51] [1]
Выставки [ править ]
Еще до того, как ее приобрел Метрополитен, губная губа выставлялась на всеобщее обозрение большую часть времени, пока она была известна. [1]
- 1937–1978 — Американский музей естественной истории , долгосрочная аренда (с перерывами, включая Вторую мировую войну и выставку ниже)
- 1940 — Музей современного искусства , выставка («Двадцать веков мексиканского искусства/Veinte Siglos de Arte Mexicano»). [52]
- 28 сентября 1983 г. — 8 января 1984 г. — Национальная галерея искусств , выставка («Искусство ацтекской Мексики: Сокровища Теночтитлана»). [53]
- Начиная с 1985 г. (вероятно, как минимум до 1992 г.) [10] ) — Детройтский институт искусств , долгосрочная ссуда (T1985.198, от Герберта Л. Лукаса)
- 12 октября 1991 г. – 12 января 1992 г. - Национальная художественная галерея, выставка («Около 1492 года: Искусство в эпоху исследований»). [10]
- 6 января 1993 г. - 1 ноября 2004 г. - Музей искусств Метрополитен, долгосрочная аренда (L.1993.4, от Герберта Л. Лукаса)
- Август 2013 г. – февраль 2016 г. — Метрополитен-музей, долгосрочная аренда (L.2013.72, из частной коллекции в Нью-Йорке).
- 16 сентября 2017 г. – 28 января 2018 г. — Музей Дж. Пола Гетти , выставка («Золотые королевства: роскошь и наследие древней Америки»). [54]
- 26 февраля – 28 мая 2018 г. — Метрополитен-музей, выставка («Золотые королевства: роскошь и наследие древней Америки»). [54]
- 12 ноября 2018 г. – 24 февраля 2019 г. — Метрополитен-музей, выставка («Ювелирные изделия: преображенное тело»). [55]
Галерея [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Пиллсбери, Джоан (2016). «Змеиная губа с шарнирным языком» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 22 сентября 2023 года . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Бун 1994 , стр. 28–45.
- ^ Левенсон 1991 , стр. 499–500.
- ^ Николсон и Кебер 1983 , стр. 22, 181.
- ^ Бун 1994 , стр. 44–49.
- ^ Бун 1994 , с. 49.
- ^ Кинг 2015 , стр. 313, 315–318.
- ^ Лопес Лухан и Рувалькаба Сил 2015 , стр. 43.
- ^ Король 2015 , с. 313.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Левенсон 1991 , с. 555.
- ^ Лопес Лухан и Рувалькаба Сил 2015 , стр. 43–48.
- ^ Король 2015 , с. 324.
- ^ Кинг 2015 , стр. 313–314.
- ^ Бун 1994 , стр. 140–151.
- ^ Бун 1994 , стр. 82–83.
- ^ Николсон и Кебер 1983 , с. 29.
- ^ Левенсон 1991 , стр. 9, 20.
- ^ Хаёвский 2015 , стр. 48–49.
- ^ Хаёвский 2015 , с. 54.
- ^ Хаёвский 2015 , стр. 48–49, 54.
- ^ Хаёвский 2015 , стр. 54–56, 80.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хаёвский 2015 , стр. 68–70.
- ^ Хаёвский 2015 , с. 70.
- ^ Хьюстон и Камминс 2004 , стр. 369–370.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Хаёвский 2015 , с. 68.
- ^ «Лабрет» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Губная пробка» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Губная пробка» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Лабрет, голова орла» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «Губная пробка в форме головы орла (teocuitcuauhtentetl)» . Художественный музей Сент-Луиса . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «Лабрет в виде головы орла» . Музей искусств округа Лос-Анджелес . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Ornamento labiale» [Украшение губ]. Палаццо Мадама (на итальянском языке). Турин. Архивировано из оригинала 30 декабря 2023 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Тентетль/Украшение для губ» . Google Искусство и культура . Архивировано из оригинала 30 декабря 2023 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Лабрет» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Золотая губная серьга в форме курасса, около 1450 г. н.э.» . Художественный музей Принстонского университета . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Лабрет/губная пробка, изображающая птицу» . Национальный музей американских индейцев . Вашингтон, округ Колумбия. Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Губная губа в стиле Пуэбла в форме головы змеи» . Национальный музей американских индейцев . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Исби 1955 , стр. 104–105, 114–117.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мейер 1970 , с. 105.
- ^ Роскамп 2010 , с. 70.
- ^ Кляйн 1993 , стр. 25–26 и № 52.
- ^ «Умер Его Величество Стил, уроженец Нокса» . Ноксвиллский журнал . Том. 117. Ноксвилл, Теннесси. 23 февраля 1956 г. с. 3. Архивировано из оригинала 30 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Льюис, Маргарет Трумэн Стил Фэнсток» . Уведомления о смерти. Теннессиец . Том. 98, нет. 109. Нэшвилл, Теннесси. 19 апреля 2002 г. с. 7Б. Архивировано из оригинала 30 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Хит Уоррен Стил» . Некрологи. Предприятие . Том. 96, нет. 86. Лексингтон-Парк, Мэриленд. 28 октября 1994 г. с. А-10. Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ «Дэвид Трумэн Стил» . Некрологи. Предприятие . Том. 90, нет. 25. Лексингтон-Парк, Мэриленд. 30 марта 1988 г. с. А-8. Архивировано из оригинала 30 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ↑ Sotheby's 1978 , лот 129.
- ^ Томас, Мэри (25 января 2000 г.). «Джей С. Лефф» . Некрологи. Питтсбург Пост-Газетт . Том. 73, нет. 178. Питтсбург, Пенсильвания. п. Б-5. Архивировано из оригинала 30 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Аноним (Школа Куско, конец 18 века)» . Кристи . 2017. Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Рейф, Рита (8 апреля 1984 г.). «Взгляд на антиквариат; изобилие доколумбового искусства» . Вид на антиквариат. Нью-Йорк Таймс . Том. CXXXIII, нет. 46, 008. Нью-Йорк. п. 2-30. Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Пиллсбери, Джоан (осень 2016 г.). «Лабрет в виде змеи с шарнирным языком» . Бюллетень Метрополитен-музея . LXXIV (2). Нью-Йорк: Метрополитен-музей : 28. JSTOR 48567953 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 г. Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Пиллсбери, Джоан (2016). «Змеиная губа с шарнирным языком» . МетКоллектс . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 30 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Двадцать веков мексиканского искусства 1940 .
- ^ Николсон и Кебер 1983 , с. 154.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пиллсбери, Поттс и Рихтер, 2017 .
- ^ Холкомб 2018 , стр. 32–33.
Примечания [ править ]
- ↑ Другим термином для обозначения золота был теокуитлатль : «часто переводится (не без чувства юмора) как «черт возьми»». [40]
- ^ Описание литья по выплавляемым моделям ацтеков см. в Bray 1968 , стр. 131–132.
Библиография [ править ]
- Бун, Элизабет Хилл (1994). Мир ацтеков . Монреаль: Сен-Реми Пресс. ISBN 0-89599-040-7 . LCCN 94-9830 .
- Брей, Уорвик (1968). Повседневная жизнь ацтеков . Нью-Йорк: Дорсет Пресс. ISBN 0-88029-143-5 .
- Исби, Дадли Т. младший (1955). «Sahagún y los orfebres precolombinos de México» [Саагун и доколумбовые ювелиры Мексики]. Анналы Национального института антропологии и истории [ Анналы Национального института антропологии и истории ] (на испанском языке). IX (38). Национальный институт антропологии и истории : 85–117.
- Хаджовский, Патрик Томас (2015). На устах других: слава Мотеучомы в ацтекских памятниках и ритуалах . Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-76668-6 . JSTOR 10.7560/766686 . LCCN 2014023105 .
- Холкомб, Мелани, изд. (2018). Ювелирные изделия: тело преобразилось . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . ISBN 978-1-58839-650-1 .
- Хьюстон, Стивен Д. и Камминс, Том (2004). «Тело, присутствие и пространство в Андском и мезоамериканском правлении» . В Эвансе, Сьюзан Тоби и Пиллсбери, Джоан (ред.). Дворцы древнего Нового Света: симпозиум в Думбартон-Оксе, 10 и 11 октября 1998 г. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса . стр. 359–398. ISBN 0-88402-300-1 . ЛЦН 84-22035 .
- Кинг, Тимоти Б. (осень 2015 г.). «Дело об ацтекском ювелире». Древняя Мезоамерика . 26 (2). Издательство Кембриджского университета : 313–327. JSTOR 26301972 .
- Кляйн, Сесилия Ф. (осень 1993 г.). «Теокуитлатль, «Божественные экскременты»: значение «святого дерьма» в Древней Мексике» . Художественный журнал . 52 (3). Нью-Йорк: Ассоциация искусств колледжей : 20–27. дои : 10.1080/00043249.1993.10791519 . JSTOR 777364 .
- Левенсон, Джей А., изд. (1991). Около 1492 года: Искусство в эпоху исследований (PDF) . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 0-300-05167-0 . LCCN 91-50590 .
- Лопес Лухан, Леонардо и Рувалькаба Сил, Хосе Луис (январь – июнь 2015 г.). «Золото Теночтитлана: археологическая коллекция проекта Великого храма» ( PDF) . науатль Исследования культуры (на испанском языке). 49 : 7–57.
- Мейер, Альфред, изд. (1970). Древняя Мексика и Центральная Америка . Нью-Йорк: Американский музей естественной истории .
- Тайны древней Америки: Новый мир до Колумба . Плезантвилл, Нью-Йорк: Reader's Digest Association, Inc. , 1986. ISBN. 0-89566-183-7 . LCCN 84-15038 .
- Николсон, Генри Б. и Кебер, Элоиза Киньонес (1983). Искусство ацтекской Мексики: Сокровища Теночтитлана (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств . ISBN 0-89468-070-6 . LCCN 83-17217 .
- Пиллсбери, Джоан; Поттс, Тимоти и Рихтер, Ким Н., ред. (2017). Золотые королевства: роскошное искусство в древней Америке . Лос-Анджелес: Публикации Гетти. ISBN 978-1-60606-548-8 .
- Роскамп, Ганс (весна 2010 г.). «Бог металлов: Тлатлауки Тескатлипока и священный символизм металлургии в Мичоакане, Западная Мексика». Древняя Мезоамерика . 21 (1). Издательство Кембриджского университета : 69–78. JSTOR 26309088 .
- Номер продажи 4181: Изобразительное доколумбовое искусство . Нью-Йорк: Sotheby Parke Bernet Inc. , 1978. OCLC 171475134 .
- Двадцать веков мексиканского искусства / Veinte Siglos de Arte Mexicano . Мехико: Институт антропологии и истории Мексики . 1940 год.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Берланд, Котти ; Николсон, Ирен и Осборн, Гарольд (1970). Мифология Америки . Лондон: Хэмлин . ISBN 0-600-30017-Х .
- Докстейдер, Фредерик Дж. (1964). Индийское искусство в Средней Америке . Гринвич, Коннектикут: Издательство Нью-Йоркского графического общества, Ltd.
- Дики, Томас; Муза, Вэнс и Винсек, Генри (1982). Боги-короли Мексики . Сокровища мира. Чикаго: Stonehenge Press Inc. ISBN 0-86706-020-4 . LCCN 81-84861 .
- Эммерих, Андре (1963). Искусство до Колумба . Том. Я. Нью-Йорк: Саймон и Шустер . LCCN 63-16027 .
- Эммерих, Андре (1965). Пот Солнца и слезы Луны: золото и серебро в доколумбовом искусстве . Том. Я. Сиэтл: Вашингтонский университет Press . LCCN 65-10817 .
- Фэган, Брайан (1984). Ацтеки . Нью-Йорк: WH Freeman and Company . ISBN 0-7167-1584-8 . LCCN 83-16588 .
- Келемен, Пал (1943). Средневековое американское искусство: обзор в двух томах: текст . Том. Я. Нью-Йорк: Компания Macmillan .
- Келемен, Пал (1943). Средневековое американское искусство: обзор в двух томах: иллюстрации . Том. II. Нью-Йорк: Компания Macmillan .
- Переиздано как Келемен, Пал (1956). Средневековое американское искусство (однотомное изд.). Нью-Йорк: Компания Macmillan .
- Мюллер, Присцилла Э. (1985). «Старый Свет и золото Нового» . В Джонсе, Джули (ред.). Искусство доколумбового золота: Коллекция Яна Митчелла . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . стр. 14–21. ISBN 0-88029-143-5 . ЛЦН 84-22035 .
- Николсон, Ирен (1967). Мифология Мексики и Центральной Америки . Лондон: Пол Хэмлин . ISBN 0-600-02375-3 .
- Пересмотрено как Николсон, Ирен (1983). Мифология Мексики и Центральной Америки (переработанная ред.). Нью-Йорк: Книги Питера Бедрика . ISBN 0-87226-003-8 . LCCN 84-45598 .
- Пастори, Эстер (1983). Ацтекское искусство . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамса, Inc. ISBN 0-8109-0687-2 . LCCN 82-11527 .
- Пиллсбери, Джоан (весна 2018 г.). «Искусство на виду: Золотые королевства: роскошное искусство в древней Америке» . Племенное искусство . XXII (87). Аркенн, Бельгия: Primedia SPRL: 78–89.
- Вайлант, Джордж К. (1944). Ацтеки Мексики: происхождение, взлет и падение ацтекской нации . Хаммондсворт: Книги Пингвинов .
- Пересмотрено как Вайллант, Джордж К. и Вайллант, Сюзанна Б. (1962). Ацтеки Мексики: происхождение, взлет и падение ацтекской нации (2-е изд.). Хаммондсворт: Книги Пингвинов .