Ацтлан

Ацтлан (от языков науатль : Астатлан или прозападный Ацтлан , Произношение на науатле: [ˈast͡ɬãːn̥] ) — прародина ацтекского народа . Слово ацтека на языке науатль означает «люди из Ацтлана», от которого произошло слово ацтеки. Ацтлан упоминается в нескольких этноисторических источниках, относящихся к колониальному периоду, и хотя каждый из них приводит разные списки различных племенных групп, участвовавших в миграции из Ацтлана в центральную Мексику , мешики, которые позже основали Мексику-Теночтитлан, упоминаются во всех источниках. счета.
Историки размышляют о возможном местонахождении Ацтлана и склонны помещать его либо на северо-запад Мексики, либо на юго-запад США . [ 1 ] хотя представляет ли Ацтлан реальное место или является чисто мифологическим, остается предметом споров.
История
[ редактировать ]Истории науатля рассказывают, что семь племен жили в Чикомостоке , или «Месте семи пещер». Каждая пещера представляла отдельную группу науа: Сочимилька , Тлауика , Аколуа , Тлашкальтека , Тепанека , Чалка и Мексика . Говорят, что наряду с этими народами из Ацтлана также произошли ольмеки-шикаланки и ксалтокамеки. Из-за общего языкового происхождения эти группы называются « науалтека » (народ науа). Эти племена впоследствии покинули пещеры и поселились «около» Ацтлана.
Различные описания Ацтлана явно противоречат друг другу. Хотя некоторые легенды описывают Ацтлан как рай, в Кодексе Обина говорится, что ацтеки подчинялись тиранической элите по имени Ацтека Чикомостока. Под руководством своего жреца племя ацтеков бежало. По дороге их бог Уицилопочтли запретил им называть себя ацтеками , сказав, что они должны называться Мехика . Ученые XIX века, в частности Александр фон Гумбольдт и Уильям Х. Прескотт, перевели слово ацтека , как показано в Кодексе Обена, на ацтекский язык . [ 2 ] [ 3 ]
Некоторые говорят [ 4 ] что миграция на юг началась 24 мая 1064 г. н.э., после сверхновой, событий в Крабовидной туманности произошедших с мая по июль 1054 г. Каждой из семи групп приписывают основание отдельного крупного города-государства в Центральной Мексике.
В переводе « Аналов Тлателолко» 2004 года указана единственная известная дата выхода из Ацтлана; день-знак «4 Куаутли» (Четыре орла) года «1 Текпатль » (Нож) или 1064–1065, [ 4 ] и соотносится с 4 января 1065 года.
Кристобаль дель Кастильо упоминает в своей книге « Фрагменты общего труда по истории мексиканцев », что озеро вокруг острова Ацтлан называлось Мецтлиапан или «Лунное озеро». [ 5 ] Другая версия [ 6 ] читает:
Однажды человек услышал, как птица зовет его: «Иди, иди». Когда мужчина рассказал вождю о птице, вождь вздохнул с облегчением. Он знал, что его народ должен найти новую землю, свою собственную землю, но ждал знака. Итак, люди собрались и начали долгий марш. Они следовали за идолом Уицилопочтли, которого несли жрецы. Пока они шли, Уицилопочтли говорил через священников и готовил людей к грядущему величию их империи. Он объяснил, что им следует идти, пока не дойдут до большого озера; там им следует искать еще один знак — орла в кактусе.
Путешествие заняло 200 лет, и люди на время поселились в столице тольтеков Толлане. Некоторые люди остались в Толлане, а некоторые уехали. Время от времени Уицилопочтли превращался в белого орла, чтобы вдохновлять людей, и они путешествовали, пока не пришли к озеру Тескоко и не увидели большого орла, сидящего на кактусе и держащего змею. Там они построили Теночтитлан, город, который стал столицей и центром империи ацтеков.
Места, предполагаемые как Ацтлан
[ редактировать ]
Монах Диего Дуран (ок. 1537–1588), ведший хронику истории ацтеков, писал о попытке ацтекского императора Моктесумы I восстановить историю Мексики, собрав воинов и мудрецов в экспедицию по поиску Ацтлана. По словам Дурана, экспедиции удалось найти место, обладающее уникальными для Ацтлана характеристиками. Однако его отчеты были написаны вскоре после завоевания Теночтитлана и до того, как была составлена точная карта американского континента; поэтому он не смог указать точное местонахождение. [ 8 ]
В 1960-х годах мексиканские интеллектуалы начали серьезно размышлять о возможности того, что Мешкальтитан-де-Урибе в Наярите был мифическим городом Ацтлан. Одним из первых, кто предположил, что Ацтлан связан с островом, был историк Альфредо Чаверо в конце 19 века. Исследователи-историки после его смерти проверили его предложение и сочли его обоснованным, в том числе Вигберто Хименес Морено. Эта гипотеза до сих пор обсуждается. [ 9 ]
Некоторые ученые утверждают, что определить истинное местонахождение Ацтлана почти или совершенно невозможно из-за противоречивых рассказов и повествований. [ 10 ]
Этимология
[ редактировать ]Название Ацтлан было упомянуто в колониальной Хронике Мехикайотль примерно в 16 веке, что придало ему значение «место цапель» или «место цапель ». [ 11 ] Хотя это невозможно, поскольку это морфологическая форма науатля Астатлан , возможно, случай латиноамериканизации очень похож на испанские слова hasta , «до» или «до» и tan , «так» или «как» и, возможно, был заимствован во время написания. Процесс контролируется колониальными властями Испании. [ нужны разъяснения ] Другие предложения с морфологией науатля включают «место белизны». [ 11 ] и «в месте вблизи инструментов», разделяя элемент āz таких слов, как teponāztli , «барабан» (от tepontli , «бревно»). [ 11 ] [ 12 ]
Использование движением чикано
[ редактировать ]Часть серии о |
Чикано и американцы мексиканского происхождения |
---|
![]() |

Представление об Ацтлане как месте зарождения доколумбовой мексиканской цивилизации стало символом различных мексиканских этнонационалистических движений.
В 1969 году понятие Ацтлан было введено поэтом Алуристой (Альберто Бальтазар Уриста Эредиа) на Национальной конференции по освобождению молодежи чикано, проводимой в Денвере, штат Колорадо, организацией «Крестовый поход за справедливость». Там он прочитал стихотворение, которое из-за своей поэтической эстетики стало известно как преамбула к «Плану Ацтлана» или «Эль-духовному плану Ацтлана». Для некоторых чикано Ацтлан относится к мексиканским территориям, приобретенным Соединенными Штатами в результате американо-мексиканской войны 1846–1848 годов. Ацтлан стал символом активистов, которые заявляют, что имеют законное и изначальное право на землю. Некоторые сторонники чикано предлагают, чтобы новое этноцентрическое правительство свергло и заменило соответствующие правительства Соединенных Штатов в юго-западном регионе, в Республике Северная . [ 13 ]
Ацтлан — это также название журнала по изучению чикано, издаваемого Исследовательским центром исследований чикано Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . [ 14 ]
Ацтлан использовался чикано, чтобы ассоциировать их со своим наследием и прошлым. Миф стал своего рода общей памятью, объединившей многих людей диаспоры. Как и ацтеки, американцы мексиканского происхождения мигрировали со своей родины в поисках лучшей жизни и новых возможностей. Некоторые чикано чувствуют, что повторяют то, что делали их предки, или, по крайней мере, чувствуют символическую связь с этим мифом. Многие чикано просто считают Ацтлан духовной направляющей силой, а не реальным местом. [ 10 ]
Движения, которые используют или ранее использовали концепцию Ацтлана
[ редактировать ]- Коричневые береты
- MEChA ( Movimiento Estudiantes Chicano de Aztlán , «Студенческое движение чикано Ацтлана»)
- Духовный план Ацтлана
- Raza Unida Party
- Социалистическая организация «Дорога свободы» , которая призывает к самоопределению нации чикано в Ацтлане, включая право на отделение. [ 15 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В литературе
[ редактировать ]«Ацтлан» использовался как название спекулятивных вымышленных государств будущего, которые возникают на юго-западе США или Мексике после того, как их правительства терпят крах или серьезную неудачу; примеры появляются в таких произведениях, как романы «Сердце Ацтлана» (1976) Рудольфо Анайи ; Warday (1984) Уитли Стрибера и Джеймса Кунетки ; «Мирная война» (1984), Вернор Виндж ; «Дом Скорпиона» (2002), Нэнси Фармер ; и «Война миров Z» (2006) Макса Брукса ; а также ролевая игра Shadowrun , в которой правительство Мексики было узурпировано корпорацией Aztechnology (1989). В Гэри Дженнингса романе « Ацтеки » (1980) главный герой какое-то время проживает в Ацтлане, позже способствуя контактам между Ацтланом и Тройственным союзом ацтеков незадолго до прибытия Эрнана Кортеса .
« Странные грохоты в Ацтлане » — статья Хантера С. Томпсона , опубликованная в номере журнала Rolling Stone от 29 апреля 1971 года . В статье рассказывается о смерти борца за гражданские права Рубена Салазара в восточном Лос-Анджелесе во время протеста против войны во Вьетнаме .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Янкук-Мексико. | Словарь науатля» . nahuatl.uoregon.edu . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ Прескотт, Уильям Х. (1892). История завоевания Мексики и предварительный взгляд на цивилизацию ацтеков (транскрипция). Том. 1. Филадельфия: Дж. Б. Липпикотт. стр. 3–133. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 г. Получено 24 января 2016 г. - через Государственный университет Сэма Хьюстона.
- ^ «Должны ли мы называть империю ацтеков империей Мексики?» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2016 г. Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Анналы Тлателолко, Рафаэль Тена INAH-CONACULTA 2004, стр. 55
- ^ Фрагменты общего труда по истории мексиканцев, Кристобаль дель Кастильо, страницы 58–83.
- ^ Меркатанте, Энтони (2009). Энциклопедия мировой мифологии и легенд (Третье изд.).
- ^ Раджагопалан, Анджела Херрен (2019). Изображение ацтекского прошлого: Кодексы Ботурини, Аскатитлана и Обена . Издательство Техасского университета . п. 27. ISBN 9781477316078 .
- ^ Агилар-Морено, Мануэль (2006). Справочник по жизни в мире ацтеков . Издательство информационной базы. п. 29. ISBN 0-8160-5673-0 .
- ^ Харт, Том. «Остров ацтеков — Географический» . Архивировано из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 7 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Анайя, Рудольфо; Ломели, Франциско А.; Ламадрид, Энрике Р. (2017). Ацтлан: Очерки родины чикано (переработанное и расширенное издание). Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 31–103, 151–152, 329.
- ^ Перейти обратно: а б с Эндрюс 2003 , с. 496.
- ^ Эндрюс 2003 , с. 616.
- ^ «Профессор предсказывает «латиноамериканскую родину» » . Ассошиэйтед Пресс . 2000. Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 г. - через Aztlan.net.
- ^ «Ацтлан» . chicano.ucla.edu.
- ^ Социалистическая организация «Дорога свободы» (FRSO) (6 мая 2001 г.). «Заявление о единстве» . Проверено 17 октября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эндрюс, Дж. Ричард (2003). Введение в классический науатль (переработанная редакция). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-3452-6 . OCLC 50090230 .
- Смит, Майкл Э. (1997). Ацтеки (первое изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing . ISBN 978-0-631-23015-1 . ОСЛК 48579073 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клавигеро, Франческо Саверио (1807) [1787]. История Мексики. Собрано из материалов испанских и мексиканских историков, из рукописей и древних картин индейцев. Иллюстрировано диаграммами и другими медными пластинами. К этому добавлены критические рассуждения о земле, животных и жителях Мексики, 2 тома . Перевод с итальянского оригинала Чарльза Каллена, эсквайра. (2-е изд.). Лондон: Дж. Джонсон. OCLC 54014738 .
- Хореги, Хесус (2004). «Мешкальтитан-Ацтлан: новый миф» . Мексиканская археология (на испанском языке). 12 (67). Мексика, Германия: Национальный институт антропологии и истории, редакционные статьи: 56–61. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 . Архивировано из оригинала 3 января 2006 г.
- Канстлер, Джеймс Ховард (2005). Длительная чрезвычайная ситуация: пережить надвигающиеся катастрофы двадцать первого века . Нью-Йорк: Atlantic Monthly Press . ISBN 0-87113-888-3 . OCLC 57452547 .
- Линт-Сагарена, Роберто (2001). «Астлан». В Карраско, Дэвид Л. (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур: Цивилизации Мексики и Центральной Америки, том 1 . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 72–73. ISBN 978-0-19-514255-6 . OCLC 872326807 .
- Матос Моктесума, Эдуардо (1988). Великий храм ацтеков: Сокровища Теночтитлана . Серия «Новые аспекты античности». Дорис Хейден (пер.). Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-39024-Х . OCLC 17968786 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05068-6 . OCLC 27667317 .
- Прескотт, Уильям Х. (1843). История завоевания Мексики с предварительным обзором древней мексиканской цивилизации и жизнь завоевателя, Эрнандо Кортес (онлайн-воспроизведение, Центр электронных текстов, Библиотека Университета Вирджинии) . Нью-Йорк: Харпер и братья. ОСЛК 2458166 .
- Пинчон, Томас (2006). Против дня . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. ISBN 1-59420-120-Х . OCLC 71173932 .
- Смит, Майкл Э. (1984). «Миграции Ацтлана в хрониках науатля: миф или история?» ( формате PDF Онлайн-факсимиле в ) . Этноистория . 31 (3). Колумбус, Огайо: Американское общество этноистории: 153–186. дои : 10.2307/482619 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 482619 . OCLC 145142543 .
- Смит, Майкл Э. (2003). Ацтеки (2-е изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-23015-7 . ОСЛК 48579073 .
- Воллемаре, Антон Леон (2000). «Чимальма, первая леди миграции ацтеков в 1064 году» (PDF) . Гендер и археология на протяжении тысячелетий: дальние перспективы и множественные точки зрения . Шестая конференция по гендеру и археологии, 6–7 октября 2000 г. (онлайн-сборник статей представлен под ред.). Флагстафф: Университет Северной Аризоны, факультет антропологии и женских исследований. Архивировано из оригинала ( онлайн-публикация в формате PDF ) 14 апреля 2008 г. Проверено 28 декабря 2007 г.
- Уилкокс, Дэвид Р.; Дон Д. Фаулер (весна 2002 г.). «Начало антропологической археологии на юго-западе Северной Америки: от Томаса Джефферсона до конференции в Пекосе» (онлайн-воспроизведение без страниц, Gale / Cengage Learning ) . Журнал Юго-Запада . 44 (2). Тусон: Издательство Университета Аризоны, от имени Юго-Западного центра, Университет Аризоны: 121–234. ISSN 0894-8410 . OCLC 79456398 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сандерсон, Сусана, «Теночтитлан и мэр Темпло», Университет штата Калифорния, Чико.
- Aztlan Listserv (организуется Фондом развития мезоамериканских исследований, Inc.)
- Лига революционной борьбы, «Борьба за освобождение чикано» (исследование Ацтлана и национального движения чикано с марксистской точки зрения)
- Художник из Лос-Анджелеса протестует против стен в Берлине, Палестине и Ацтлане