шиканизм

Часть серии о |
Чикано и американцы мексиканского происхождения |
---|
![]() |
Чиканизм возник как культурное сознание, лежащее в основе движения чикано . Центральным аспектом чиканизма является отождествление чикано с их коренными американскими корнями, чтобы создать близость к идее, что они являются коренными жителями этой земли, а не иммигрантами . [1] Чиканизм принес чикано новое чувство национализма , которое распространило понятие семьи на всех людей чикано. [1] [2] Барриос , или рабочие кварталы, стали культурными центрами для людей. [1] Это создало символическую связь с наследственными связями Мезоамерики и языка науатль посредством размещения Ацтлана , прародины ацтеков , на юго-западе Соединенных Штатов . [1] Чиканизм также отверг американизацию и ассимиляцию как форму культурного разрушения народа чикано, поощряя представления о коричневой гордости. [2] Ксиканизму называют продолжением Чиканизма. [3]
Обзор
[ редактировать ]В начале 1960-х и 1970-х годов большое количество американцев мексиканского происхождения объединились по Соединенным Штатам с целью борьбы за социальные и политические перемены. Это движение стало известно как движение чикано и может быть определено как общественное движение, возникшее в 1960-х годах в знак протеста против обстоятельств, в которых оказалось американское мексиканское сообщество. Это эмоциональное, но преимущественно ненасильственное реформаторское движение включало в себя несколько проблем, имеющих большое значение для общества. Среди них были страх культурной дезинтеграции, отсутствие экономической и социальной мобильности, безудержная дискриминация и неадекватные образовательные учреждения. Это движение приведет к изменению того, как американцы мексиканского происхождения видят себя в обществе. Этот вопрос возник в мексиканском американском сообществе из-за барьеров угнетения, которые они почувствовали, въехав в Соединенные Штаты. Чтобы бороться с этим чувством изоляционизма, движение чикано стремилось объединить всех чикано, независимо от класса. Расширение прав и возможностей общин было важно для движения, потому что они были меньшинством в американском обществе. Это сделало очень важным объединение сообществ для коллективного продвижения своей повестки дня. Движение было сосредоточено вокруг вопроса о том, что значит быть мексиканцем в американском обществе. Культура чикано сосредоточена на множестве идей, которых придерживалось американское мексиканское сообщество. Интеллектуалы и другие участники движения, в том числе художники и писатели, создали новые формы искусства, охватывающие их культуру. Примеры включают достоинства мексиканского коренного наследия и двуязычные , иногда полиглотные , литературные произведения. Частично целью движения было построить историю, ставящую под сомнение виктимизацию американцев мексиканского происхождения путем критики ассимиляции с американским обществом и культурой.
Основные темы
[ редактировать ]Национализм
[ редактировать ]Национализм служил основной опорой движения чикано в 1960-х годах. Чиканизм глубоко укоренен в идее культурного утверждения любой ценой. Именно благодаря этому самоопределению чикано станет возможной мобилизация и организация в крупном масштабе и на уровне сообщества. Их опору на национализм можно увидеть через их художественные и организационные цели и усилия. Все формы художественного самовыражения чикано должны были прославлять наследие, иначе их даже нельзя было бы считать чикано. Благодаря программе, основанной на национализме и художественных сокровищах, таких как «Я — Хоакин», группа американцев мексиканского происхождения смогла объединиться под новым знаменем чиканизма и создать группу людей с многовековой историей, которая подвергалась репрессиям до тех пор, пока движение чикано.
Идеологию национализма чикано можно проследить до опыта чикано в Америке. [4] Хотя общество функционировало таким образом, что поощряло ассимиляцию, чикано упорно боролись за сохранение своей культуры посредством формы культурного национализма, которая подчеркивала полную противоположность ассимиляции. Идеи чикано часто были похожи на идеи тех, кто вел антиколониальную борьбу , так же, как обе группы борются с риторикой или культурой доминирования. Этот тип антиимпериалистического послания сделал важным объединение чикано всех классов. [5] Идеология чиканизма призывала к единству всех чикано, независимо от их классового или социального положения, для борьбы с угнетением. Для чиканизмо было важно, чтобы ни одна группа чикано не была маргинализирована в движении, поскольку это противоречило бы их посланию против маргинализации различных групп людей. Это позволило им восстановить свое понимание на более позднем этапе движения, чтобы вовлечь в свою борьбу нелегальных мексиканских иммигрантов. Это было важно по двум причинам: огромное количество иммигрантов и их потребность в помощи со стороны общества из-за обращения со стороны правительства.
Молодость
[ редактировать ]Движение чикано характеризовалось включением всех классов. Поскольку большая часть идеологии чикано была связана с трудностями принадлежности к меньшинству, частью движения были чикано любого происхождения, а не только взрослые. Движение чикано во многом полагалось на свою молодежь. Многие молодые люди чикано считали, что они способны лучше бороться с американским расизмом и продвигать программы чикано лучше, чем взрослые, и это было очевидно по участию молодежи в движении, а также по акценту, уделяемому молодежи лидерами движения. Студенты чикано сыграли решающую роль в движении, предоставив аналитическое обоснование философии и действий движения чикано в целом. Молодежь также составляла большинство людей, принимавших участие в протестах, митингах и маршах чикано.
Именно на первой конференции по освобождению молодежи чикано в Денвере в марте 1969 года был составлен проект манифеста чикано «Духовный план Ацтлана». Конференция, спонсируемая организацией Корки Гонсалеса «Крестовый поход за справедливость», объединила различные группы чикано, участвующие в движении. Конференция была посвящена социальной революции и культурной идентичности. Целью Гонсалеса также было помочь связать студентов с высшим образованием с сельской молодежью, участвовавшей в движении на конференции. Это было важно для Гонсалеса, потому что он заметил, что многие студенты покидали сообщество и не возвращались, и он хотел облегчить отношения между получившими высшее образование и другой молодежью чикано. Это был важный способ сохранить близость членов сообщества друг к другу.
Мезоамериканское наследие
[ редактировать ]
Большая часть культуры чикано основана на наследии, которое разделяют все чикано. Лидеры движения сосредоточили внимание на древнем мезоамериканском наследии, чтобы включить в него всех чикано. Чикано хотели использовать намек на древнее наследие, поскольку мезоамериканские поселения в таких местах, как Колорадо, Нью-Мексико и Аризона, возникли еще до евро-американских поселений. Чикано использовали это как символ, чтобы оправдать свои претензии на землю Ацтлан. Чикано считали своей важной миссией создание культуры инклюзивности, особенно с тех пор, как движение началось в результате их опыта угнетения.
Ключевые цифры
[ редактировать ]Родольфо «Корки» Гонсалес
[ редактировать ]Родольфо «Корки» Гонсалес (30 июня 1928 – 12 апреля 2005) был влиятельным политическим активистом движения чикано. Он также известен как боксер и своими стихами. Хотя официальных делегаций относительно того, кто является основателем движения чикано, нет, Гонсалесу уделяется большое внимание. Его вклад в движение глубок и долгосрочен. К 1960 году Гонсалес заинтересовался политикой и вступил в Демократическую партию. При администрации Джонсона он занял должность директора Денверского офиса по борьбе с бедностью. Всего через пару лет он разочаровался в политическом процессе и осудил свою роль в основании Крестового похода за справедливость в 1966 году. Основными целями крестового похода он сделал самоопределение и общественный контроль над жизнью чикано. Крестовый поход создал ряд учреждений и организаций, таких как школы и газеты. Они также участвовали в политике Денвера и лоббировали улучшение жилищных и образовательных возможностей для чикано в Денвере.
Хотя Гонсалес и раньше был в центре внимания благодаря своей боксерской карьере, в 1967 году он снова привлек внимание всей страны своим знаковым стихотворением «Я - Хоакин» . Это стихотворение произвело революцию в идее «чикано» и послужило прецедентом для утверждения культуры чикано. Стихотворение ставило под сомнение роль чикано в американской системе и призывало их черпать силу через осуждение экономической ассимиляции:
И сейчас!
я должен выбрать
между
парадокс
победа духа,
несмотря на физический голод,
или
существовать в объятиях
американского социального невроза,
стерилизация души
и полный желудок. [6]
Эта часть стихотворения отражает стремление чикано пожертвовать своим физическим телом ради возрождения души и придает чиканизму чувство необходимости и энергии. В следующем разделе стихотворения он называет Хоакина частью многих коренных групп, таких как майя и ацтеки, но он также называет его Кортесом и испанцами. Как может существовать это противоречие? Это намек на Хосе Васконселоса идею о « космической расе ». Он создает объединяющего агента среди чикано, а затем призывает их восстать против англоязычного угнетения. Последний идентифицирующий термин, который Гонсалес использует в стихотворении, - это слово Чикано, чтобы объединить всех, кто отождествлял себя со стихотворением, под одним знаменем.
Его влияние не ограничивалось его поэзией. В 1968 году он участвовал в акции протеста в Западной средней школе в Денвере по поводу плохого образования, которая в конечном итоге переросла в бунт. В 1969 году Корки созвал Первую национальную конференцию по освобождению молодежи чикано. Именно здесь был создан знаменитый «План Ацтлан». Этот документ стал основой движения чикано и был основан на национализме и самоопределении. Корки придавал большое значение семейным связям и вместе со своей семьей посвятил всю свою жизнь обслуживанию нужд чикано в общине Денвера.
Сезар Чавес
[ редактировать ]
Сезар Чавес (31 марта 1927 – 23 апреля 1993) был чрезвычайно влиятельным борцом за права трудящихся. Он вместе с Долорес Уэртой создал Объединение сельскохозяйственных рабочих , которое станет одной из важнейших организаций в борьбе за трудовые права сельскохозяйственных рабочих. Чавес иногда боролся со своими связями как с движением чикано, так и с рабочим движением. Он считал, что рабочее движение должно преодолевать расовые границы, но его борьба вращалась вокруг сельскохозяйственных рабочих, и американцы мексиканского происхождения составляли огромную часть этой конкретной группы. Это лишило его возможности отказаться от связей с движением, и общественность считала его героем чикано. Он постоянно привлекал внимание всей страны посредством протестов, бойкотов, маршей и многочисленных голодовок. Однако еще более примечательным, чем эти действия, был организованный бойкот, который UFW под руководством Чавеса навязал калифорнийским производителям винограда. Результатом стал Закон о трудовых отношениях в сельском хозяйстве 1975 года, который значительно улучшил условия и защиту сельскохозяйственных рабочих. Независимо от того, устраивала ли его такая динамика или нет, Чавес имел прямую связь с движением чикано исключительно благодаря огромному количеству рабочих, которые идентифицировали себя как таковые. Он понял это и стал использовать символические образы, чтобы заручиться поддержкой своих движений. Он защищал родственные связи и религиозные иконы, а также планировал протесты и бойкоты в определенные дни, которые были символическими в сознании американцев мексиканского происхождения и их борьбы за справедливость. Он был известен своим использованием ненасильственной тактики и до сих пор считается одним из самых важных правозащитников 20-го века в США.
Хосе Анхель Гутьеррес
[ редактировать ]Хосе Анхель Гутьеррес (1940–) — адвокат и профессор Техасского университета в Арлингтоне. Он был сыном американского врача мексиканского происхождения и вырос, ведя относительно привилегированную жизнь. После смерти отца, когда ему было 12 лет, для него все изменилось. Теперь он был просто еще одним мексиканцем, и другие мексиканцы и белое сообщество начали относиться к нему по-другому. Он очень хорошо осознал угнетение американцев мексиканского происхождения в молодом возрасте, и это неизбежно привело к тому, что он на протяжении всей жизни участвовал в их улучшении. Он был чрезвычайно известен во время движения чикано и был одним из основателей Мексиканско-американской молодежной организации (MAYO). Гутьеррес также помог основать и был бывшим президентом Национальной партии La Raza Unida или партии Raza Unida. Партия Раза Юнида — мексиканско-американская политическая группа, организованная для поддержки определенных кандидатов на выборах в Техасе, Калифорнии и других юго-западных штатах. Позже Корки Гонсалес помог создать денверскую фракцию партии Раза Юнида. За спиной Гутьерреса партия Раза Юнида провела множество маршей протеста и бойкотов. Они также весьма успешно практиковали демократию участия. Партия «Раза Юнида» успешно объединила голоса и смогла занять ряд местных должностей, чтобы продвинуть позиции чикано. Он распространил ряд популярных изданий, одно из которых представляло собой маленькое, плохо отпечатанное издание в мягкой обложке; под названием «Руководство гринго по обращению с мексиканцами». Он распространял свои работы как мог, а иногда даже продавал копии из своего сундука. Он очень способствовал положению чикано в образовательном сообществе, а также в политической сфере.
Рейес Лопес Тиерина
[ редактировать ]Рейес Лопес Тиджерина (1926–2015) был, пожалуй, самым противоречивым лидером движения чикано в 1960-х и 1970-х годах. Он также был самым символичным лидером движения. Хосе Анхель Гутьеррес сказал, что Тихерина захватила воображение всех, кто участвовал в движении чикано, и убедила их в своей связи с землей США. Он обратил внимание на полное пренебрежение со стороны правительства США к якобы защищенным мексиканским земельным грантам. Когда судебный процесс по возвращению земель мексиканско-американского народа не увенчался успехом, Тиджерина прибег к более решительным мерам. Он продолжил создание Alianza Federal de Mercedes . Группа стремилась идеализировать мексиканское наследие, а также прославляла наследственные связи с Мезоамерикой. Два последовавших за этим крупных события сделали его постоянным элементом памяти движения чикано. Первым был марш, который он возглавил на Санта-Фе, где он оккупировал часть национального леса Карсон, поскольку считал, что эта земля принадлежала получателям мексиканских земельных грантов. Государство мобилизовалось, и Тиерина была вынуждена сдаться через 5 дней. Следующим крупным событием, в котором он принял участие, стал рейд на здание суда в 1967 году. Эти два события, возможно, не имели глубоких немедленных последствий, но оба носили чрезвычайно символический характер и помогли активизировать движение чикано. Действия Тиджерины позволили чикано стать истинными верующими в то, за что боролось движение, особенно после того, как его заключение превратило его в своего рода мученика. Его наследие имело важное значение для имиджа движения чикано.
Долорес Уэрта
[ редактировать ]Долорес Уэрта (1930–) — феминистка из Чиканы , которая работала непосредственно с Сезаром Чавесом и была видным лидером Объединения сельскохозяйственных рабочих . В 1955 году она начала свою деятельность в качестве активистки, «помогая Фрэнку Россу основать Стоктонское отделение Организации общественных работ, которое боролось за экономические улучшения для латиноамериканцев». улучшили государственные услуги и боролись за принятие нового законодательства». [7] Уэрта начинала свою активистскую деятельность на небольшом местном уровне, но к 1960-м годам она создала Ассоциацию сельскохозяйственных рабочих. «Именно благодаря работе в этих организациях Долорес познакомилась с коллегой-активистом и лидером профсоюзов Сезаром Чавесом». [7] После этого она и Чавес стали соучредителями UFW и вскоре привлекли внимание всей страны своей борьбой за трудовые права. Уэрта сыграл важную роль в реализации планов Объединения сельскохозяйственных рабочих и часто выступал в качестве главного переговорщика организации. Она путешествовала по стране, выступая с речами в колледжах и общинах чикано и служила главным образцом для подражания для чикано по всей стране. Ее известность в движении помогла вдохновить новое поколение женщин, которые задыхались от угнетения и не осознавали, что их проблемы широко распространены. Уэрта была одной из первых известных активисток чикана и стала символом для американок мексиканского происхождения в США.
Мирта Видаль
[ редактировать ]Мирта Видаль родилась в Аргентине и в юности иммигрировала в США. Она проживала в Нью-Йорке, где была членом Социалистической рабочей партии. Она была солидарна с движением чикано и писала различные критические статьи. Она была интерсекционалистом, и ее лучше всего помнят за ее критику движения чикано и англо-феминистского движения. Положение, нужды и цели чикана относительно игнорировались, хотя корни движений чикано и чикана были идентичны. В своей статье «Женщины: новый голос Ла Разы» она критикует использование мачизма дома и в монашестве чикано, сравнивая мачизм с английским термином «мужской шовинизм». Она утверждает, что усилия женщин чикана подрываются и ослабляются. Она обращает внимание на тот факт, что чиканы испытывают угнетение на нескольких уровнях: как женщины, как чиканы и как работники низшего класса. Видаль говорит об исключении чикан из основного феминизма и движения чикано. Чувствуя себя исключенными из основного феминистского движения из-за своих связей с движением чикано, и чикано отговаривали их от участия в Освобождении женщин, потому что это было «англоязычное дело», [8] Чиканы объединились, чтобы противостоять своей индивидуальной борьбе. Видаль говорит, что женщинам чикано необходимо проявлять активность в Женском освободительном движении и в Движении чикано, чтобы добиться полного освобождения. [9] Книга Видаля «Новый голос Ла Разы: Высказываются чиканы» представляет собой пример того, что сегодня известно как интерсекциональность, важная концепция феминизма. В 1971 году Эльма Баррера организовала первую Национальную конференцию чикана. В своем заявлении она вызывает недовольство мужчин в церкви и мужчин дома, а затем призывает к бесплатным и легальным абортам и контролю над рождаемостью для сообщества чикано, контролируемого чикано. На конференции они подготовили два манифеста, которые назывались «Секс и чикана» и «Брак в стиле чикана». Эти документы призывали к общественной организации и праву женщин контролировать свое тело. Они также отстаивали идею о том, что матерям необходимо изменить свою роль в доме и дать образование своим детям таким образом, чтобы изменить традиционные гендерные роли и поведение. Чиканы продолжали встречаться и получили некоторое включение как в движение чикано, так и в феминистское движение. [10]
Движение чикано
[ редактировать ]Движение чикано 1960-х годов, также известное как El Movimiento, было движением, основанным на расширении прав и возможностей мексикано-американцев . [11] Он был основан на идеях общественной организации, национализме в форме культурного утверждения, а также придавал символическое значение родовым связям с Мезоамерикой. Реформы, к которым призывало движение, включали восстановление земельных грантов, прав сельскохозяйственных рабочих и доступ к лучшим возможностям образования. Движение вращалось вокруг единства огромного мексиканского населения в США. Движение чикано породило ряд крупных событий и организаций. Группа участвовала в ряде студенческих забастовок. Две забастовки произошли в Денвере и восточном Лос-Анджелесе в 1968 году. Эти забастовки оказали огромное влияние на борьбу за равенство в школах и улучшение условий для чикано. В 1970 году они провели мораторий на чикано . Это было сосредоточено на противодействии войне во Вьетнаме и сложной перекрестной дискриминации, которую поддерживала война. Движение чикано было категорически против войны и боролось против нее в течение ряда лет. Они даже использовали образ вьетнамцев как своих товарищей против империалистических бело-американских сил. Еще одним чрезвычайно важным событием для движения стала Национальная конференция по освобождению молодежи чикано, впервые организованная Родольфо «Корки» Гонсалесом. Эта конференция проводилась несколько лет подряд, и ее роль как объединяющего агента чикано по всей территории США нельзя недооценивать. На своем первом заседании конференция разработала «Духовный план Ацтлана», который стал своего рода планом движения чикано. Он начинается с рассмотрения идеи о том, что чикано должны использовать свой национализм как «общий знаменатель массовой мобилизации и организации». В документе названы семь организационных целей: единство в сознании людей в освобождении Ла-Разы; экономический контроль над собственной жизнью и обществом без эксплуатации; образование, соответствующее чикано; институты, которые служат людям на основе возмещения прошлых действий; самооборона, опирающаяся на объединенную силу общества; использование культурных ценностей для укрепления моральной основы движения; и политическое освобождение посредством независимых действий. Документ также предусматривает действия, которые необходимо предпринять, включая информирование общественности, проведение крупных демонстраций и забастовок, а также создание политических партий и использование демократии участия. Некоторые считают, что движение чикано прекратилось в 1970-х годах, но другие считают, что изменение интенсивности было вызвано культурным ренессансом внутри движения.
Искусство чикано во время и после Движения
[ редактировать ]Искусство чикано стало неотъемлемой частью движения чикано в 1960-е годы. Это новое художественное выражение получило импульс благодаря возросшей политической активности и культурной гордости. Многие интеллектуалы рассматривают это внутреннее художественное движение как культурный ренессанс чикано. Искусство чикано коренится в ряде сильных идеологий, включая сообщество, активизм и родовые связи. Фрески, романы, газеты, скульптуры, картины и другие формы выражения, созданные чиканос, помогли сформировать чиканосмо и подарили этой недавно сформированной группе сотни лет истории. Роль художественного движения в формировании идеологии чикано нельзя недооценивать. Это было движение, основанное на утверждении культуры, и художественное выражение было для чикано лучшим способом прославить наследие и свободу.
Шло время, искусство чикано продолжало трансформироваться и принимать форму сообщества, вокруг которого оно вращалось. Многие художники чикано сосредоточились на изображении «эль-баррио» и стремились связаться со своей аудиторией, отстаивая свою повседневную борьбу. Опора на структуру сообщества оставалась необходимой, и было создано множество галерей, которые поддерживали молодежь в районах чикано. Граффити также становится важным отражением искусства чикано в районах чикано. В статье «Призрачные наблюдения: искусство чикано после движения» авторы Рита Гонсалес, Говард Фокс и Чон Норьега подробно описывают многочисленные трансформации, которые претерпевает искусство чикано, и последующие дебаты. Когда движение утратило часть своей силы, интеллектуалы начали спорить о том, что можно считать искусством чикано. В этих дебатах утверждалось, что искусство ни в коем случае не может быть мейнстримом и должно идти вразрез с классическими европейскими художественными представлениями. Никто так и не пришел к выводу об особенностях искусства чикано, и большинство форм, которые отстаивают культуру, сообщество или мезо-американские связи, считаются формами искусства чикано.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Гарсиа, Марио Т. (12 мая 2015 г.). Поколение чикано: свидетельства движения . Университет Калифорнии Пресс. п. 4. ISBN 978-0-520-28602-3 .
- ^ Jump up to: а б Наварро, Армандо (14 июля 2005 г.). Политический опыт мексиканцев в оккупированном Ацтлане: борьба и перемены . Роуман Альтамира. п. 319. ИСБН 978-0-7591-1474-6 .
- ^ Карраско, Дэвид (2001). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур: Цивилизации Мексики и Центральной Америки . Издательство Оксфордского университета. п. 182. ИСБН 978-0-19-510815-6 .
- ^ «Борьба за освобождение чикано» . Архивировано из оригинала 9 мая 2015 г. Проверено 16 декабря 2014 г.
- ^ Солдатенко, Михаил (2012). Исследования чикано: генезис дисциплины . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. стр. 72–74. ISBN 9780816599530 .
- ^ Хартли, Джордж. «Я Хоакин: Родольфо «Корки» Гонсалес и ретроактивная конструкция шиканизма» . Университет Огайо . Проверено 29 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Долорес Клара Фернандес Уэрта» . Национальный музей женской истории. Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ Мирта Видал, «Новый голос Ла Разы: чиканы говорят» (1971) в Альме М. Гарсиа, изд., Феминистская мысль Чиканы: Основные исторические сочинения (1997), 23.
- ^ Мирта Видаль, «Новый голос Ла Разы: Чиканы высказываются» (1971) в Альме М. Гарсиа, изд.,Феминистская мысль чикана: основные исторические сочинения (1997), 21–24.
- ^ «Чиканский феминизм — история» . Umich.edu .
- ^ «Движение чикано» . Depts.washington.edu .
- Чабрам-Дернерсесян, Энджи. «Я наношу удары ради своей расы, но я не хочу быть мужчиной: вписывать нас — Чиканос (Девушка, Мы)/Чиканы — в сценарий движения». Культурология (1992): 81-95.
- Гарсиа, Игнасио М. Чиканизмо: Формирование воинственного этоса среди американцев мексиканского происхождения. Тусон: Университет Аризоны, 1997. Печать.
- Гомес-Киньонес, Хуан. Политика чикано: реальность и обещания, 1940–1990. Альбукерке: Университет Нью-Мексико, 1990. Печать.
- Санчес, Розаура. Дискурс чикано: социально-исторические перспективы. Роули, Массачусетс: Ньюбери Хаус, 1983. Печать.
- Муньос, Карлос. Молодежь, идентичность, власть: движение чикано. Лондон: Версо, 1989. Печать.
- Неизвестный «Духовный план Ацтлана», 1969 г.
- Гонсалес, Родольфо. Я Хоакин. Я Хоакин. Торонто: Бантам, 1972. Печать.
- Гонсалес, Рита, Ховард Н. Фокс и Чон А. Норьега. Призрачные наблюдения: искусство после движения чикано. Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет, 2008. Печать.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Искусство и литература чикано , блог Эрнеста М. Саенса. Доступ: 29 марта 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарсиа, Игнасио М. (1997). Чиканизм: формирование воинственного духа среди американцев мексиканского происхождения . Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0-8165-1788-6 . OCLC 36705669 .
- Вильяр Расо, Мануэль; Эррера-Собек, Мария (2001). «Взгляд испанского писателя на чикано/литературу». Журнал современной литературы . 25 (1). Издательство Университета Индианы: 17–34. дои : 10.1353/jml.2001.0022 . JSTOR 3831864 .