Чиканское искусство
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Апрель 2019 г. ) |

Часть серии о |
Чикано и американцы мексиканского происхождения |
---|
![]() |
Искусство чикана возникло как часть движения чикано в 1960-х годах. Оно использовало искусство для выражения политического и социального сопротивления. [1] через разные художественные средства. Художники из Чиканы исследуют и исследуют традиционные мексикано-американские ценности и воплощают феминистские темы с помощью различных средств, таких как фрески, живопись и фотография. Импульс, созданный движением чикано, стимулировал возрождение чикано среди чикано и чикано. Художники выразили обеспокоенность по поводу угнетения и расширения прав и возможностей во всех сферах расы, пола, класса и сексуальности. [2] Художницы-феминистки из Чиканы и англо-феминистки использовали разные подходы в том, как они сотрудничали и создавали свои работы в 1970-е годы. Художницы-феминистки Чиканы использовали творческое сотрудничество и коллективы, в которые входили мужчины, в то время как англо-феминистские художницы обычно использовали участников только из женщин. [3] Искусство использовалось в качестве процесса культурного восстановления для художников чикана и чикано, позволяя им гордиться своими корнями, комбинируя художественные стили, чтобы проиллюстрировать свою многокультурную жизнь.
Женский дом (1973–1991)
[ редактировать ]Женское здание открылось в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в 1973 году. Помимо предприятий, принадлежащих женщинам, в центре было несколько художественных галерей и студий. Цветные женщины , в том числе чиканы, исторически сталкивались с расизмом и дискриминацией внутри здания со стороны белых феминисток . Не многим художникам чикана разрешили участвовать в выставках или шоу Woman's Building. Среди них были художницы из племени чикана Оливия Санчес и Розалин Мескит. Кроме того, группа Las Chicanas выставила Venas de la Mujer в 1976 году. [3]
Ресурсный центр социального публичного искусства (SPARC)
[ редактировать ]В 1976 году соучредители Джуди Бака (единственная чикана), Кристина Шлезингер и Донна Дейч основали Ресурсный центр социального и публичного искусства (SPARC). Джуди Бака заметила недостаточную осведомленность о цветных женщинах во время своего пребывания в Венеции, Калифорния, и осознала трудности, связанные с тем, что она цветная женщина, одновременно феминистка и латиноамериканка, что побудило к созданию SPARC. [4] Он состоял из студий и мастерских для художников. SPARC функционировал как художественная галерея, а также вел учет фресок. SPARC был создан для поддержки молодежи в районах, где распространены банды, поэтому молодежь сообщества была вовлечена в строительство Великой стены Лос-Анджелеса . Великая стена Лос-Анджелеса была первым проектом SPARC, демонстрирующим темы уничтожения этнических групп в Калифорнии и гомофобии. SPARC обеспечивает более глубокий контекст упущения недостаточно представленных сообществ и выявляет исключение, которое происходит в истории США. SPARC по-прежнему активен и поощряет сотрудничество сообщества чикана в культурных и художественных кампаниях.
Лос Четыре
[ редактировать ]Гилберт Лухан , Карлос Альмарас , а также Фрэнк Ромеро и Роберт де ла Роча, или « Бето де ла Роча », были первыми участниками, которые придумали Los Four в качестве названия своей группы, чтобы продемонстрировать двойственность чикано и их чикано. культура. [5] В 1970-х годах Los Four стали частью движения чикано, демонстрируя свои фрески на политические темы. Художник-монументалист Джудит Эрнандес присоединилась к мужскому художественному коллективу в 1974 году в качестве его пятого члена. В то время это было крайне важно, поскольку они пытались быть инклюзивными и избегать гендерных ролей, которые они знали с детства. [6] Группа решила не менять название Los Four, несмотря на то, что в ней было пять участников, поскольку они уже завоевали популярность благодаря названию Los Four. Коллектив действовал с 1970-х по начало 1980-х годов. [3]
Уличное искусство
[ редактировать ]Фрески
[ редактировать ]
Фрески были предпочтительным средством уличного искусства, используемым художниками чикана во время движения чикано . [3] Фрески стали очень популярны во время El Movimiento в 1970-х годах, поскольку они были призваны объединять людей. Джуди Бака была первой чиканой, создавшей фреску « Ми Абуэлита» . [8] она руководила масштабным проектом SPARC « Великая стена Лос-Анджелеса» . На создание 700-метровой фрески ушло пять лет. Фреску выполнили Бака, Джудит Эрнандес, Ольга Муньис, Изабель Кастро, Юрина Сервантес и Патси Вальдес , а также еще более 400 художников и представителей местной молодежи. Во время создания Великой стены Лос-Анджелеса Бака начал назначать женщин на руководящие роли и пытаться привлечь их к созданию фрески. [9] расположенная в канале борьбы с наводнениями Туджунга в Вэлли-Глен районе долины Сан-Фернандо Фреска, , изображает стертую историю Калифорнии маргинализированных цветных людей и меньшинств. [3]
В 1989 году Юрина Сервантес вместе с ассистентами Клаудией Эскобедес, Эриком Монтенегро, Владимиром Моралесом и Соней Рамос приступила к созданию фрески La Ofrenda, расположенной в центре Лос-Анджелеса . На фреске, посвященной латиноамериканцам и латиноамериканским сельскохозяйственным работникам, в центре изображена Долорес Уэрта , а две женщины рассказывают историю Лос-Анджелеса и встречаются с историками, когда она изначально планировала фреску. Создание фрески было остановлено после того, как Карраско отказалась от внесения изменений, требуемых от мэрии, из-за ее изображений бывшей порабощенной предпринимательницы и филантропа Бидди Мейсон , интернирования американских граждан японского происхождения во время Второй мировой войны и беспорядков в Zoot Suit 1943 года . [10]
Перформанс
[ редактировать ]Артисты Чиканы использовали деконструктивные качества исполнительского искусства, чтобы бросить вызов мышлению о характере, идентичности, воплощении и культуре. Начиная с 1970-х годов артисты Чиканы начали экспериментировать с уличными представлениями, которые подчеркивали их уникальную роль культурных аутсайдеров норм белого среднего класса. Патси Вальдес был участником перформанс-группы Asco с начала 1970-х до середины 1980-х годов. Искусство Аско говорило о проблемах, возникающих в результате уникального опыта Чикана, находящегося на стыке расового, гендерного и сексуального угнетения. [3] Среди современных артистов перформанса чикана — Ксандра Ибарра , Нао Бустаменте и Моника Паласиос .
Монологи живота
[ редактировать ]«Монологи Панзы» — это перформанс, построенный на рассказах женщин чикана. Монологи Панцы были написаны Вирджинией Гриз и Ирмой Майоргой и представлены в виде сольного исполнения самой Гриз. Это произведение перформанса поразительно выдвигает панзу («живот») в центр внимания как изображение, которое раскрывает частички их понимания, точек зрения, жизни, любви, злоупотреблений и индивидуальных сражений. [11] Эта статья была призвана подчеркнуть то, что в большинстве случаев женщинам приходится скрывать, создавая впечатление постыдного, и служить напоминанием о том, что образы тела могут сильно повлиять на жизнь женщины. [12]
Ксандра Ибарра — художница-перформанс из штата Чикана, которая ввела термин «spictacles» для описания своих представлений о мексиканской иконографии, которые раскрывают то, как они функционируют как расистские образы в культурах перформанса. [13] [14]
Фотография
[ редактировать ]Лаура Агилар , известная своими «сострадательными фотографиями», в которых в качестве объекта своих работ часто использовалась не только она сама, но и люди, не представленные в мейнстриме: чиканы, ЛБГТК- сообщество и женщины с разными типами телосложения. В 1990-х годах Агилар фотографировала посетителей лесбийского бара Eastside в Лос-Анджелесе . Агилар использовала свое тело в пустыне в качестве объекта своих фотографий, на которых она манипулировала им, чтобы оно выглядело скульптурным на фоне ландшафта. В 1990 году Агилар создала трехпанельную фотографию «Три летящих орла» , на которой она полуобнажена на центральной панели с флагами Мексики и Соединенных Штатов на противоположных сторонах, ее тело связано веревкой и лицо закрыто. Триптих представляет собой заточение двух культур, к которым она принадлежит. [15] Лаура Агилар создала коллекцию работ, в центре внимания которой находится человеческая фигура. Лучшие ее работы взяты из ее первой работы, известной как « Серия латиноамериканских лесбиянок» , которая началась в 1987 году. Серия включает в себя очень контрастные изображения женщин, которые идентифицируют себя как латиноамериканки и лесбиянки. Фотографии из этой серии также часто сопровождались подписью женщины.
Далила Монтойя , фотохудожница из Чиканы, имеет ряд работ, в которых исследует ее интерпретацию того, как быть женщиной, и понимание мира, в котором она оказалась, путем включения идеи метисов, объединения культур. Монтойя стала политизированной после своего проживания в Южной Омахе после знакомства с множеством культур. Монтойя намеренно создавал произведения, чтобы подчеркнуть присутствие отсутствующего, которое часто вдохновляло первые годы движения чикано. [16] Дальнейшее влияние Движения за гражданские права позволило ей выдвинуть идею переосмысления себя с точки зрения культуры и истории, которая вас окружает.
Современная работа
[ редактировать ]Хотя движение чикано прошло, чикано продолжают использовать искусство как способ расширить свои взгляды и прославить голоса чикано. Молодые художники из Чиканы, такие как Диана Есения Альварадо , работающая со скульптурой, создают произведения искусства, представляющие их культуру, и не получают большого признания. [17] Появились новые формы искусства, поскольку технологии начали играть более важную роль в повседневной жизни, поскольку такие художники, как Гуадалупе Росалес, используют такие платформы, как Instagram, как часть своей работы. [18] Розалес использует свою роль художницы и архивариуса, чтобы искусно собирать фотографии и журналы чикан 1990-х годов. Она изобразила свое собственное понимание взросления Чиканы в Восточном Лос-Анджелесе, районе с преимущественно латиноамериканским населением. В ее аккаунте Veteranas y Rucas на фотографиях изображены мужчины в мешковатых штанах и женщины с взъерошенными волосами, пробирающиеся сквозь времена антииммигрантских настроений и бандитского насилия. То, что началось для семьи Росалес как способ объединить свою общую культуру посредством публикации изображений истории и ностальгии по Чикану, вскоре переросло в архив, посвященный не только молодежной культуре Чикана 1990-х годов, но и еще 1940-х годов. [19] Кроме того, Росалес создал арт-инсталляции для демонстрации архива вдали от его исходного цифрового формата и представил персональные выставки «Отголоски коллективной памяти» и «Легенды никогда не умирают, коллективная память» . [20] Розалес является получателем стипендии Фонда Гордона Паркса в 2019 году. [21] В 2017 году она была первым художником Instagram в Музее искусств округа Лос-Анджелес. [22] Другие, такие как поэтесса Фелиция «Фе» Монтес, приобрели популярность благодаря своим работам в искусстве Чикана и в других формах. Монтес использует устную речь и традиции слэма среди других средств, чтобы общаться со своими латинскими последователями о идентичности. [23] Она читает свои стихи в нетрадиционных местах и ставит под сомнение исторически подчиненную и менее значимую роль женщин по сравнению с мужчинами. Как она пишет, она помнит о культуре чикано Лос-Анджелеса через женские коллективы, такие как Mujeres de Maiz.
Темы
[ редактировать ]Богородица
[ редактировать ]
На протяжении многих лет «Вирхен де Гваделупская» использовалась художниками Чиканы для исследования тем репрессий и женской силы. [24] Она стала символом, с помощью которого художники пытались искоренить стигму, связанную с местом женщины в обществе и правом собственности на свое тело. Альма Лопес , Маргарита «Мита» Куарон , Иоланда Лопес и Эстер Эрнандес — четыре художницы-феминистки из племени Чикана, которые использовали новую интерпретацию «Вирхен де Гваделупе», чтобы расширить возможности чикана. La Virgen как символ проблем, с которыми сталкиваются чиканы в результате уникального угнетения, которое они испытывают в религиозном, культурном и гендерном отношении. [25]
Альма Лопес
[ редактировать ]Альма Лопес фокусируется на искоренении стигмы в отношении женщин. В 1999 году она написала «Богоматерь» , на которой изображена современная обнаженная Дева Гваделупская, поддерживаемая обнаженным «ангелом» с крыльями монарха. [26] Ла Вирхен не носит ничего, кроме цветов, но уверенно стоит, положив руки на бедра, а лицо выражает уверенность и серьезность. Она переосмыслила традиционную икону, чтобы исследовать бесстыдство, которое, по ее мнению, должно исходить от современной женщины, которая не соответствует ожиданиям общества. Тем более, что Ла Вирхен обычно одета с головы до ног, это произведение искусства бросает вызов темам, которые продвигает оригинал, включая скромность и раболепие. Она выражает необходимость владения коренным органом. [27] Альма Лопес также нарисовала «Влюбленные Лупе и Сирену» в 1999 году, на которой изображена традиционная Дева Гваделупская по прозвищу Лупе, любовно обнимающая русалку. [28] Это комментарий Альмы Лопес к учению католической церкви о сексуальности и гендере. Она изображает священного человека, романтически обнимающего другую женщину, бросая прямой вызов общепринятым убеждениям, подвергающим остракизму представителей ЛГБТК. Альма Лопес раздвигает границы, ограничивающие обычную женщину, изображая Деву Гваделупскую в современном и противоречивом свете во время рисования. «Богоматерь противоречий: «Непочтительное явление» Альмы Лопес » (2011) демонстрирует некоторые гневные отзывы, которые она получила за свою работу. «Непочтительное явление» представляет собой смешанную технику и представляет собой кощунственное изображение Девы .
Маргарита «Мита» Куарон
[ редактировать ]Маргариты «Мита» Куарон, Самые известные произведения изображающие Богоматерь Гваделупскую, — «Вирхен де ла Сандия» (1996) и «Младенец Вирхен де Гваделупская» (1992). Вирхен де Гваделупская Младенец (1992) изображает Вирхен де Гваделупская как младенца, окруженного чревом, которое имеет форму белых пушистых облаков и окружено типичными для Ла Вирхен желтыми, солнечными лучами и темно-зелеными одеждами. [29] В сложенных руках ребенка светло-красное сердце. Изображая идеи рождения и возрождения, Куарон фокусируется на теме новых возможностей и образований. [29] Картина Куарона « Девушка де Гваделупская Младенец » (1992) была снова воссоздана в 2004 году с использованием другого художественного средства - трафаретной печати. «В «Насимиенто» (2004) Куарон изображает своего первого и единственного ребенка, завернутого в зеленую мантию Ла Вирхен. Она считает рождение ребенка и начало материнства одним из самых важных моментов в своей жизни, выражая благодарность не только своему ребенку, но и тем, кто рождает новую жизнь во всем мире». [30] Точно так же этот принт имеет тот же цвет и особенности дизайна, что и ее оригинальное произведение Virgen de Guadalupe Baby (1992). В трафаретной печати Куарона « Вирхен де ла Сандия » (1996) Вирхен де Гваделупе изображена как обнаженная женщина, стоящая на луне в форме полумесяца в центре произведения искусства. [31] Раздетый религиозный деятель окружен арбузом с красным, оранжевым, желтым и белым свечением. [31] Ученый Тереза Экманн в анализе трафаретной печати Куарона « Вирхен де ла Сандия» (1996) ссылается на «сексуальную метафору сандии, или арбуза, как изображения женских гениталий». [32] Кроме того, этот трафаретный отпечаток был воссоздан в 1997 году с использованием альтернативной акварельной краски. В новой версии произведения « Вирхен де ла Сандия» (1997) изображена Дева Гваделупская, полностью одетая в розовое платье, покрытое узнаваемой зеленой мантией с золотыми солнечными лучами. [33] Она стоит на ломтике арбуза в форме красного полумесяца, а не на полумесяце в оригинальном произведении 1996 года. [34]
Иоланда Лопес
[ редактировать ]Как и Альма Лопес, Иоланда Лопес также фокусируется на темах сексуальности и стигматизации женщин, когда изображает Деву Гваделупскую. В своей пьесе «Богиня любви» 1978 года Лопес объединяет образ Девы с образом «Рождения Венеры» Сандро Боттечелли середины 1480-х годов. [35] Она комментирует, что христианская природа отвергает естественный внешний вид женского тела, принимая тот факт, что в даже более раннем возрасте греческая мифология приняла бы его без возникшего стыда и страха. [27] Лопес бросает вызов образу девственности, искореняя стигму и грех, которые часто с ней связаны; она наполняет священный религиозный образ сексуальностью, чтобы прославлять его, а не стыдиться.
Эстер Эрнандес
[ редактировать ]Эстер Эрнандес ссылается на священную Деву Гваделупскую в своей картине «Офренда» (1988). [36] Картина признает лесбийскую любовь и бросает вызов традиционной роли семьи . Оно бросает вызов благоговению и святости Ла Вирхен, поскольку изображается в виде татуировки на спине лесбиянки. Она также нарисовала «Вирхен де Гвадалупе, защищающая лос Derechos de Los Xicanos» (1975). [37]
Коллективная память/коррекция истории
[ редактировать ]Общество исследования стертой и невидимой истории Почо (PRS) [38] была основана Сандрой де ла Лоза, единственным известным членом организации, в 2001 году. Исследовательское общество стертой и невидимой истории Почо преследовало цель раскрыть скрытые или иным образом искаженные аспекты истории чикано и прославить забытых деятелей Движение чикано. Использование слова «почо» как средства вернуть термин, используемый мексиканцами для унижения чиканос и чикана. [39] Художники чикано использовали свое искусство для образовательного подтверждения исторических событий в своих сообществах, которые были переписаны во времени. [40]
Известные художники чикана
[ редактировать ]- Альма Лопес
- Амалия Меса-Байнс
- Барбара Карраско
- Кармен Ломас Гарса
- Селия Альварес Муньос
- Селия Эррера Родригес
- Консуэло Хименес Андервуд
- Далила Монтойя
- Дайан Гамбоа
- Эстер Эрнандес
- Исис Родригес
- Джуди Рид
- Хуана Алисия
- Кэти Варгас
- Лаура Агилар
- Лаура Э. Альварес
- Лаура Молина (художник)
- Маргарита «Мита» Куарон
- Марта Санчес (художник)
- Патрисия Родригес (художник)
- Рита Гонсалес
- Санта-Барраса
- Санта Контрерас Барраса
- Иоланда Лопес
- Ирейна Сервантес
Группы художников чикана
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дикочеа, Перлита (2004). «Критическая риторика чикана: переработка La Causa в дискурсе движения чикана». Frontiers: Журнал женских исследований . 25 (1): 77–92. дои : 10.1353/от.2004.0032 . JSTOR 3347255 . S2CID 143518721 .
- ^ Ороско, Синтия (2015). «Создание Ацтлана: идеология и культура чикана и движения чикано, 1966–1977», Хуан Гомес-Киньонес, Ирен Васкес» . Юго-западный исторический ежеквартальный журнал . 118 (4): 440–442. дои : 10.1353/swh.2015.0026 . ISSN 1558-9560 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Зеттерман, Ева (01 марта 2016 г.). «Заявления англо-американских феминисток и чикан об альтернативном пространстве: арт-сцена Лос-Анджелеса в политические 1970-е годы» . Американские исследования в Скандинавии . 48 (1): 61–83. дои : 10.22439/asca.v48i1.5361 .
- ^ Гарсиа, Марио Т.; Маккракен, Эллен, ред. (09.03.2021). Переписывание движения чикано . Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0-8165-4297-0 .
- ^ «Двухкультурное и двуязычное: наследие Los Four и влияние на историю искусства» . PBS SoCal . 17.06.2022 . Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ «Двухкультурное и двуязычное: наследие Los Four и влияние на историю искусства» . КСЭТ . 17.06.2022 . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ «Викисклад» . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ «Мур Мурс: фрески, чиканы и женский взгляд» . Google Искусство и культура . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ «Мур Мурс: фрески, чиканы и женский взгляд» . Google Искусство и культура . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Ванкин, Дебора (30 сентября 2017 г.). «После 27 лет на складе на вокзале Юнион-Стейшн в Лос-Анджелесе появилась некогда подвергнутая цензуре фреска» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ «Монологи Панзы» - через IMDb.
- ^ Патрисия Эррера (2011). «Власть Панце!: Политика феминистского тела в монологах Панцы (обзор видеоспектакля)» . Исследования чикана/латиноамериканцев: Журнал активных женщин в письмах и социальных изменениях . 10 (2): 206–211.
- ^ Каплан, Эрин (21 июля 2020 г.). «Бум Ла Чика и педагогика странных неудач» . Театральные темы . 30 (2): 85–97. дои : 10.1353/tt.2020.0015 . ISSN 1086-3346 . S2CID 226665126 .
- ^ Рамос, Иван. «Присвоение Spic (y): вкусовая эстетика Ксандры Ибарры (также известной как La Chica Boom)». АРАРА - Искусство и архитектура в Америке, вып. 12, 2016, стр. 1–18. www.essex.ac.uk/arthistory/research/pdfs/arara-issue-12/2.%20Spic(y)%20Appropriations.Ivan%20Ramos.pp.1-18.pdf. По состоянию на 5 февраля 2017 г.
- ^ Миранда, Каролина А. (25 апреля 2018 г.). «Фотограф Лаура Агилар, летописец тела и личности чикано, умирает в 58 лет» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ «Интервью с Далилой Монтойей» . Эль Паласио . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ «Скульптуры Дианы Есении Альварадо изображают звуки, запахи, людей и цвета ее окрестностей» . амадей . 21 октября 2020 г. Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Миранда, Каролина А. (19 октября 2018 г.). «Гуадалупе Росалес использовала Instagram для создания архива молодежи чикано 90-х — теперь это арт-инсталляция» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Смит, Мелисса (27 сентября 2018 г.). «Ветераны молодежной культуры чикана в Лос-Анджелесе» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 02 марта 2019 г.
- ^ Миранда, Каролина А. (19 октября 2018 г.). «Гуадалупе Росалес использовала Instagram для создания архива молодежи чикано 90-х — теперь это арт-инсталляция» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ Гринбергер, Алекс (12 февраля 2019 г.). «Фонд Гордона Паркса вручает стипендии Гуадалупе Росалес и Хэнку Уиллису Томасу» . АРТньюс . Проверено 02 марта 2019 г.
- ^ «Объявляем о первом резиденте Instagram-художника LACMA | Без рамки» . unframed.lacma.org . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ «Работа выпускников публичной практики МИД» . Колледж искусств и дизайна Отиса . Колледж искусств и дизайна Отиса.
- ^ Блейк, Дебра (2008). Сексуальность и гендер чикана: культурное переоформление в литературе, устной истории и искусстве . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-8122-8 .
- ^ Серна, Кристина (2017). «Нахождение трансграничного архива феминистского искусства квир-чикана и мексиканских лесбиянок-феминисток» . Феминистские формирования . 29 (3): 49. doi : 10.1353/ff.2017.0030 . S2CID 149087764 .
- ^ Лопес, Альма. Богоматерь. 1999. Живопись.
- ^ Перейти обратно: а б Сураж, Хлоя, «Искусство и Дева Гваделупская: на пути к социальной трансформации» (2011). Дипломы бакалавриата с отличием. 691. https://scholar.colorado.edu/honr_theses/691 .
- ^ Лопес, Альма. Влюбленные Лупе и Сирена , картина 1999 года.
- ^ Перейти обратно: а б Сураж, Хлоя. Искусство и Дева Гваделупской: на пути к социальной трансформации . Университет Колорадо в Боулдере, 2011. https://core.ac.uk/download/pdf/54845924.pdf.
- ^ Санчес, Старлина. «Агентство, доступность и отмена – исследование репродуктивной справедливости в искусстве». Графика и искусство для самопомощи, 12 августа 2022 г. https://www.selfhelpgraphics.com/blog/agency-accessibility-and-abolition-exploring-reproductive-justice-in-art . [1]
- ^ Перейти обратно: а б Куарон, Мита. Дева Арбуза . 1996. Архивы графики и искусства самопомощи. https://calisphere.org/item/ark:/13030/hb1290040c/ . [2]
- ^ Экманн, Тереза. «Художники чикано и нео-мексиканцы: (де) конструкции национальной идентичности», вып. 36 (2000). https://digitalrepository.unm.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1054&context=laii_research . [3]
- ^ Еда и традиции: La Virgen de Sandia, 1997, Маргарита «Мита» Куарон , 2020. https://www.youtube.com/watch?v=BAf5TgSrQgY . [4]
- ^ «Художественная выставка еды и традиций | Латиноамериканский исследовательский центр». По состоянию на 11 апреля 2023 г. https://hrc.clas.asu.edu/content/comida-y-tradiciones-art-exhibit . [5]
- ^ Лопес, Иоланда. Богиня любви. 1978. Живопись.
- ^ Эрнандес, Эстер. Предложение. 1988. Живопись.
- ^ Эрнандес, Эстер. Богоматерь Гваделупская, защищающая права ксиканос. 1975. Живопись.
- ^ ГОНСАЛЕС, ДЖЕННИФЕР А. (17 января 2019 г.), «Введение» , Искусство чикано и чикана , Duke University Press, стр. 1–10 , получено 10 октября 2023 г.
- ^ Ороско, Синтия (2015). «Создание Ацтлана: идеология и культура чикана и движения чикано, 1966–1977», Хуан Гомес-Киньонес, Ирен Васкес» . Юго-западный исторический ежеквартальный журнал . 118 (4): 440–442. дои : 10.1353/swh.2015.0026 . ISSN 1558-9560 .
- ^ ГОНСАЛЕС, ДЖЕННИФЕР А. (17 января 2019 г.), «Введение» , Искусство чикано и чикана , Duke University Press, стр. 1–10 , получено 12 октября 2023 г.