Пятое Солнце
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: Качественная очистка; доработка прозы, форматирование MOS, соответствующие ссылки. ( июнь 2016 г. ) |
![]() Октавио Романо, основатель Quinto Sol (1970) | |
Промышленность | Независимый издатель |
---|---|
Основан | 1967 год | в Калифорнийском университете в Беркли
Основатель |
|
Несуществующий | 1974 |
Судьба | Растворенный |
Продукты | Эль Грито: журнал современной мексикано-американской мысли |
Quinto Sol был первым полностью независимым издательством , возникшим в результате движения чикано в шестидесятые годы. Редакционная компания Quinto Sol (Quinto Sol Publications) была основана в 1967 году в Калифорнийском университете в Беркли Октавио И. Романо , профессором поведенческих наук и общественного здравоохранения, в сотрудничестве с Ником К. Вакой и Андресом Ибаррой. [1] Название «Квинто Соль» в переводе с испанского означает «Пятое Солнце» и отсылает к ацтекскому мифу о сотворении и разрушении . С момента возникновения движения чикано в 1960-х годах эта концепция стала путем к культурному самовыражению. «Пятое солнце» постоянно интегрировалось в музыку, искусство и литературу идеи чикано. [2]
В цели издательства входило «культурное единство и самоопределение ». [3] а издательство, его авторы и произведения, которые они производили, имели центральное значение в движении чикано в 1970-х годах. [4] Стремясь создать академический и литературный выход для голосов чикано , оно возникло из-за потребности движения в объективной художественной площадке для американских авторов мексиканского происхождения. В конце концов, литературный национализм был движущей культурной силой «Эль Мовимиенто» (Движение чикано) в конце 1960-х годов. [1]
Издательский
[ редактировать ]Начиная с 1967 года, Куинто Сол издавал междисциплинарный журнал « Эль Грито: журнал современной мексиканско-американской мысли» . Это был первый национальный академический и литературный журнал, когда-либо издававшийся в Соединенных Штатах. [1] Журнал, название которого по-испански означает «Крик», был «предназначен для повышения осведомленности на том, что мы могли бы назвать панчикано / националистическим уровнем». [3] Считавшийся интеллектуальным и независимым критическим пространством, он стал местом, где ученые, писатели и художники чикано (а) могли работать над разоблачением «культуры бедности» и других негативных стереотипов, приписываемых американцам мексиканского происхождения учеными, другими литературными произведениями и средствами массовой информации. По мере развития редакционной статьи журнал использовался для расширения самовыражения и самоопределения чикано. [1]
Авторы публикаций в El Grito обратили внимание на предубеждения в академических кругах в отношении американцев мексиканского происхождения и попытались исправить эти белые пятна. [4] Квинто Сол выпустил «Голоса: чтения из Эль Грито: журнал современной мексиканско-американской мысли» , который представлял собой сборник наиболее важных работ, опубликованных в журнале. [4] Второе расширенное издание « Голоса» было опубликовано два года спустя. Тексты стали важным ресурсом для тех, кто хотел узнать о недавно созданной дисциплине «Исследования чикано». Эль Грито также опубликовал рекламные объявления, предназначенные для средних школ и других факультетов университетов, чтобы подчеркнуть важность материалов Квинто Сола в классе. [1] Наконец, в 1969 году Куинто Соль выпустил первое издание El espejo — The Mirror , первой антологии мексикано-американской литературы. [4]
Работы, опубликованные Квинто Солом в 1970-х годах, часто были написаны на испанском языке или содержали переключение кода между английским и испанским языками. Движение чикано в целом и его произведения в значительной степени опирались на англо-американскую культуру, опыт американцев мексиканского происхождения и мифологию ацтеков . Издательство Quinto Sol сыграло важную роль в становлении литературы чикано как особого рода произведений и в предоставлении писателям чикано чувства принадлежности к литературному сообществу. Квинто Соль способствовал карьере ряда писателей, чьи произведения теперь признаны канонической литературой чикано.
Пятая премия Солнца
[ редактировать ]Премия Premio Quinto Sol была создана в 1970 году и в ней публиковались работы авторов чикано и чикана с 1971 по 1975 год. Это была первая литературная премия, присуждаемая на национальном уровне. [1] Присуждается лучшему художественному произведению американских авторов мексиканского происхождения как средство признания и продвижения писателей чикано. Награда включала денежный приз в размере 1000 долларов и публикацию рукописи-победителя. [5] Первая премия Quinto Sol была вручена Томасу Ривере , доценту испанского языка в Университете Сэма Хьюстона в Хантсвилле, штат Техас, в 1971 году за «...y no se lo tragó la tierra» («И Земля не поглотила его»). [6] Он был опубликован вместе с Квинто Солом как двуязычное издание, испанская и английская версии в первых публикациях печатались рядом. После получения премии Ривера тесно сотрудничал с редакторами Quinto Sol на протяжении начала 1970-х годов. [1] [7] Хулио Рамос и Густаво Буэнростро отредактировали первое латиноамериканское издание романа Томаса Риверы ... y no se lo tragó la tierra (1971), положившего начало сбору мексиканской литературы в Аргентине.
В 1972 году Рудольфо Анайя получил вторую премию Premio Quinto Sol за роман « Благослови меня, Ultima» . [6] Роландо Инохоса получил третью награду за Estampas del Valle y Otras Obras («Очерки долины и другие произведения») в 1973 году. Литературная премия Premio Quinto Sol была впервые вручена женщине, Эстеле Портильо Трамбли. [8] в 1975 году за сборник рассказов « Дождь скорпионов» . [5]
Длительный эффект
[ редактировать ]Тексты, распространяемые редакцией с 1967 по 1974 год, были определены как наиболее влиятельные произведения авторов чикано. Серия литературных премий, согласно примечанию редактора, представляя « Благословите меня, Ультима» , предоставила «издательский выход, с помощью которого художник чикано может выражать себя исключительно средствами чикано». [1] Авторы, чьи работы были опубликованы, теперь являются важной частью литературного и культурного движения чикано.
Через журнал El Grito , литературную премию Premio Quinto Sol и различные другие публикации, Quinto Sol сыграл ключевую роль в процессе институционализации культуры чикано как законной области исследований. [7] и вклад в формирование литературного канона чикано(а). Он служил самостоятельным творческим и интеллектуальным пространством для участников «Эль-Мовимиенто». [1] Проще говоря, это был необходимый институт для развития мексиканско-американского национализма. Благодаря этому авторы чикано и их последователи смогли сформировать автономную идентичность, что, наконец, позволило создать самоопределяющееся сообщество чикано.
После семилетнего существования и четвертого выпуска Premio Quinto Sol издательство разделилось на два отдельных издательства: Editorial Justa и Tonatiuh International. [9] Последний позже стал издательством Tonatiuh-Quinto Sol (TQS) Publications. [10]
Квинто Сол вспомнил
[ редактировать ]Густаво Буэнростро, Хавьер Уэрта, Ванда Аларкон, Джозеф Риос и Патрисия Веласкес основали памятную организацию, В 2012 году в Калифорнийском университете в Беркли чтобы отдать дань уважения литературным достижениям Квинто Сола под названием «Вспоминают Квинто Сола». 6 и 7 апреля 2012 г. состоялся симпозиум с участием нескольких писателей и ученых чикано (а), посвященный памяти издательства чикано. Среди важных голосов чикано, принявших участие, - Алекс Сарагоса, Алуриста , Эдель Ромай, Густаво Сегаде, Гектор Кальдерон, Хуан Каррильо, Лорна Ди Сервантес , Луча Корпи , Малакиас Монтойя , Ник Вака, Розаура Санчес, Руди Анайя (по видео) и Серхио Элизондо. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Лопес, Деннис. «Прощай, революция? Привет, культурная мистика: публикации Quinto Sol и литературный национализм чикано». ДЖСТОР. Нп, 2010. Интернет. 16 ноября 2013 г.
- ^ Эррера-Собек, Мария. Празднование латиноамериканского фольклора: энциклопедия культурных традиций. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2012. Интернет.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин-Родригес, Мануэль М., Жизнь в поисках читателей: чтение (в) чикано/литература. Издательство Университета Нью-Мексико, 2003.:18.
- ^ Перейти обратно: а б с д Литературная история американского Запада. Форт-Уэрт: Техасский христианский университет, 1987. Интернет.
- ^ Перейти обратно: а б Канеллос, Николас. «Издательство «Пятое солнце». Гринвудская энциклопедия латинской литературы. Эд. Николас Канеллос. Том. 1. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2008, 374.
- ^ Перейти обратно: а б Алдама, Фредерик Луис. Краткая история латиноамериканской литературы / литературы Рутледжа. Нью-Йорк: Рутледж, 2013. Интернет.
- ^ Перейти обратно: а б Густаво Буэнростро, «Введение в приложения» Томаса Риверы, … и земля не поглотила его, изд. Хулио Рамос и Густаво Буэнростро, Ediciones Corregidor 2012, стр. 192.
- ^ Луис Леаль и Мануэль М. Мартин-Родригес, «Литература чикано», Кембриджская история латиноамериканской литературы, том 2, ред. Роберто Гонсалес Эчеваррия и Энрике Пупо-Уокер, стр. 2.
- ^ Эктор Кальдерон, Рассказы о Великой Мексике: очерки истории литературы чикано, жанра и границ, Техасский университет, стр. 66.
- ^ Николас Канеллос, Латиноамериканская литература Соединенных Штатов: подробный справочник, Greenwood 2003, стр.241.
- ^ «Калифорнийский университет, Беркли, Фонды возможностей студентов» . Проверено 4 марта 2012 г.
- Книгоиздательские компании США
- Награды в честь латиноамериканцев и латиноамериканцев
- Мексикано-американская литература
- Активисты за гражданские права латиноамериканцев и латиноамериканцев
- Американские борцы за гражданские права
- Латиноамериканская и латиноамериканская литература
- Издательства, основанные в 1967 году.
- Мексиканская диаспора в США
- Чикано литература
- 1967 заведений в Калифорнии