Хосе Васконселос
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Хосе Васконселос Кальдерон | |
---|---|
![]() Васконселос около 1920-х гг. | |
1-й секретарь народного образования | |
В офисе 28 сентября 1921 г. [ 1 ] - 27 июля 1924 г. | |
Президент | Альваро Обрегон |
Преемник | Бернардо Дж. Гастелум |
6-й ректор Национального автономного университета Мексики | |
В офисе 9 июня 1920 г. - 12 октября 1921 г. | |
Предшественник | Бальбино Давалос |
Преемник | Мариано Силва и Асевес |
Секретарь народного просвещения | |
В офисе 6 ноября 1914 г. - 16 января 1915 г. | |
Президент | Эулалио Гутьеррес |
Предшественник | Рубен Валенти |
Преемник | Феликс Фульхенсио Палавичини |
Личные данные | |
Рожденный | Хосе Васконселос Кальдерон 28 февраля 1882 г. [ 2 ] Оахака, Мексика |
Умер | 30 июня 1959 г. Мехико , Мексика | (77 лет)
Место отдыха | Кафедральный собор Мехико |
Политическая партия | Национальная партия против переизбрания |
Супруги | |
Дети | Хосе Игнасио, Кармен и [ 2 ] Гектор [ 4 ] |
Образование | Национальная школа юриспруденции ( LLB ) |
Занятие | Писатель, философ и политик |
Хосе Васконселос Кальдерон (28 февраля 1882 - 30 июня 1959), которого называли «культурным каудильо » Мексиканской революции . [ 5 ] был выдающимся мексиканским писателем, философом и политиком. [ 6 ] Он является одной из самых влиятельных и противоречивых личностей в развитии современной Мексики. Его философия « космической расы » повлияла на все аспекты мексиканской социокультурной, политической и экономической политики.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Васконселос родился в Оахаке, штат Оахака , 28 февраля 1882 года. [ нужна ссылка ] сын таможенника. [ 7 ] Мать Хосе, набожная католичка, умерла, когда Хосе было 16 лет. Семья переехала в приграничный город Пьедрас-Неграс, Коауила , где он вырос, посещая школу в Игл-Пасс, штат Техас . [ 8 ] Он стал двуязычным на английском и испанском языках. [ 9 ] который открыл двери в англоязычный мир. Семья также жила в Кампече, в то время как северная приграничная зона была нестабильной. Время, проведенное им на границе с Техасом, вероятно, способствовало развитию его идеи о мексиканской «космической расе» и неприятию англоязычной культуры. [ 10 ]
Частная жизнь
[ редактировать ]В 24 года он женился на Серафине Миранде из Тлаксиако , Оахака , в 1906 году. Их детьми были Хосе Игнасио и Кармен. У него также были долгосрочные отношения с Еленой Арисменди Мехия и на протяжении всей его жизни множество других более коротких связей, в том числе с Бертой Сингерман . [ 11 ] Его сложные отношения с Антоньетой Ривас Меркадо привели к ее самоубийству в парижском соборе Парижской Богоматери в 1931 году. Когда в 1942 году умерла его сорокалетняя жена, их дочь Кармен сказала: «Когда гроб опустили в землю, Васконселос рыдал. горько в эту минуту он должен был знать и чувствовать, кто на самом деле был у него женой, может быть, это были слезы запоздалого раскаяния». [ 12 ] Он повторно женился на пианистке Эсперансе Крус , и у них родился ребенок Гектор. [ 13 ]
Мексиканская революция
[ редактировать ]
Хотя Васконселос интересовался изучением философии, университеты Порфириато сосредоточивались на науках, находящихся под влиянием французского позитивизма . Васконселос посещал Национальную подготовительную школу , элитную среднюю школу в Мехико , а затем поступил в Escuela de Jurisprudencia в Мехико (1905). Во время учебы на юридическом факультете он вступил в группу радикальных студентов, организованную как Ateneo de la Juventud (Молодежный Атенеум). [ 14 ] Ateneo de Juventud возглавлял гражданин Доминиканской Республики Педро Энрикес Уренья , который читал уругвайского эссеиста Хосе Энрике Родо » «Ариэль , влиятельную работу, опубликованную в 1900 году, которая выступала против англо-культурного влияния, но также подчеркивала искупительную силу образования. [ 15 ] Ateneo de la Juventud имел разнообразное членство, в которое входили профессора университетов, художники, другие специалисты и студенты. Среди других членов были Исидро Фабела и Диего Ривера . [ 16 ] В отличие от режима Диаса, он сформулировал аргументы против него и своего акцента на позитивизме, используя французский спиритуализм, который сформулировал «новое видение отношений между человеком и обществом». [ 14 ]
После окончания юридической школы он присоединился к юридической фирме Warner, John и Galston в Вашингтоне, округ Колумбия. Васконселос присоединился к местному Клубу противников переизбрания в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 14 ] Он поддержал демократическое движение за свержение давнего президента Мексики Порфирио Диаса в 1910 году и возглавил Франсиско И. Мадеро , кандидат в президенты от Партии против переизбрания. Васконселос вернулся в Мехико, чтобы более непосредственно участвовать в движении против перевыборов, стал одним из секретарей партии и редактировал ее газету El Antireelectionista . [ 14 ]
После того, как Диас был свергнут в результате революционного насилия, за которым последовало избрание Мадеро президентом, Васконселос возглавил структурные изменения в Национальной подготовительной школе . Он изменил академические программы и порвал с прошлым позитивистским влиянием.
После убийства Мадеро в феврале 1913 года Васконселос присоединился к широкому движению за разгром военного режима Викториано Уэрты . Вскоре Васконселос был вынужден эмигрировать в Париж, где он познакомился с Хулио Торри , доктором Атлем , Габриэле Д'Аннунцио и другими современными интеллектуалами и художниками. После свержения Уэрты в июле 1914 года Васконселос вернулся в Мексику.

Конвенция Агуаскальентеса 1914 года, неудавшаяся попытка режима, выступающего против Уэрты, найти политическое решение, расколола фракции. Лидер конституционалистов Венустиано Карранса и генерал Альваро Обрегон раскололись с более радикальными революционерами, особенно с Панчо Вилья и Эмилиано Сапата . Васконселос выбрал сторону Конвента и занимал пост министра образования в течение короткого президентского периода Эулалио Гутьерреса . Вилья потерпела поражение от армии конституционалистов под командованием Обрегона в битве при Селайе в 1915 году, и Васконселос снова отправился в изгнание. Венустиано Карранса стал президентом (1915–1920), но был свергнут и убит генералами Соноры, которые помогли ему прийти к власти.
Ректор Национального университета
[ редактировать ]
Васконселос вернулся в Мексику во время временного президентства сонорца Адольфо де ла Уэрты и был назначен ректором Национального автономного университета Мексики (1920). [ 17 ] [ 18 ] Как ректор, он обладал огромной властью, но получил еще больше, игнорируя стандартные структуры, такие как Совет университета, для управления учреждением. [ 19 ] Скорее, он воспользовался личной властью и начал реализовывать свое видение функций университета. Он изменил дизайн логотипа университета, чтобы показать карту Латинской Америки Родо с фразой «Ибо моя раса будет говорить за мою расу», что является влиянием ариэлизма . [ 20 ] На нем также были орел и кондор, а на фоне вулканических гор в центральной Мексике . Говорят, Васконселос заявил: «Я пришел не для того, чтобы управлять университетом, а для того, чтобы попросить университет работать на благо людей». [ 21 ]
Секретарь народного образования
[ редактировать ]Когда Обрегон стал президентом в 1920 году, он создал Секретариат народного образования (SEP) в 1921 году и назначил Васконселоса его главой. [ 22 ] При Обрегоне в национальном бюджете было две ключевые статьи расходов; Военные были одним, но другим было образование. [ 23 ] Создание Секретариата повлекло за собой изменение Конституции 1917 года , поэтому правительству Обрегона пришлось заручиться поддержкой законодателей. Васконселос путешествовал по Мексике, пока был ректором университета, в поисках этой поддержки. Его усилия увенчались успехом, и в июле 1921 года Васконселос был назначен главой нового секретариата на уровне кабинета министров. [ 24 ]
Его пребывание в Секретариате дало ему влиятельную позицию для реализации своего видения истории Мексики, особенно Мексиканской революции.
Васконселос напечатал огромное количество текстов для расширенной системы государственных школ, но в 1920-х годах не было соглашения о том, как следует изображать Мексиканскую революцию, и поэтому более ранние тексты по истории Хусто Сьерра , главы министерства народного образования во времена Диаса режим продолжал использоваться. [ 25 ]
Хотя Васконселос не был сторонником мексиканской культуры коренных народов, в качестве министра образования он отправил статую последнего ацтекского императора Куаутемока в Бразилию на празднование столетия независимости в 1923 году, к изумлению южноамериканских получателей. [ 26 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Он ушел в отставку в 1924 году из-за своей оппозиции президенту Плутарко Элиасу Кальесу . Он работал на образование масс и стремился сделать образование нации светским, гражданским и панамериканским ( американистским ) принципом. Он баллотировался на пост президента в 1929 году, но проиграл Паскуалю Ортису Рубио на спорных выборах и снова покинул страну.
Позже он руководил Национальной библиотекой Мексики (1940 г.) и возглавлял Мексиканский институт латиноамериканской культуры (1948 г.).
Хосе Васконселос умер 30 июня 1959 года в районе Такубая в Мехико. Его тело было найдено лежащим на столе, за которым он работал над одним из своих последних литературных произведений: Letanías del atardecer («Вечерние литании»), опубликованным посмертно незаконченным. За его качества педагога и сильную поддержку латиноамериканской культуры он был назван «Учителем молодежи Америки». [ 27 ] [ 28 ] титул, который часто сокращают до «Учитель Америки».
Философская мысль
[ редактировать ]
Первые работы Васконселоса по философии представляют собой страстную реакцию против формального позитивистского образования в Национальной подготовительной школе, ранее находившейся под влиянием таких порфирианских мыслителей, как Хусто Сьерра и Габино Барреда .
Второй период продуктивности был вызван первым разочарованием в политической сфере после убийства Мадеро. В 1919 году он написал длинное эссе о пифагореизме как диссертацию о связях между гармонией и ритмом и их возможном объяснении в рамках эстетического монизма . Утверждая, что только посредством ритма люди могут познавать мир без всякого посредничества, он предположил, что минимальные аспекты познания обусловлены степенью симпатии к естественной «вибрации» вещей. Таким образом, он считал, что слуховые категории познания стоят гораздо выше зрительных.
Позже Васконселос выдвинул аргумент в пользу смешения рас как естественного и желательного направления для человечества. Эта работа, известная как La raza cósmica («Космическая раса»), в конечном итоге будет способствовать дальнейшим исследованиям этнических ценностей как этики и рассмотрению этнического разнообразия как эстетического источника. Наконец, между 1931 и 1940 годами он попытался консолидировать свои предложения, опубликовав свои основные темы, объединенные в три основные работы: Metafísica (« Метафизика »), Ética («Этика») и Estética (« Эстетика »).
В последний период своей жизни он постепенно впал в глубоко католический политический консерватизм. Перед Второй мировой войной он начал сочувственно писать о Франсиско Франко и отказался от некоторых своих прежних либеральных позиций. Одна из его последних опубликованных работ, Letanías del atardecer (1957), представляет собой пессимистический трактат, в котором намекается, что использование ядерного оружия может быть необходимо из-за послевоенного порядка.
Влияние
[ редактировать ]
Васконселоса часто называют отцом философии коренных народов . В последнее время он подвергся критике со стороны коренных американцев из-за его негативных последствий для коренных народов. В какой-то степени его философия выступала за создание нового, «современного» народа метисов за счет культурной ассимиляции всех этнических групп. Его исследования природы современной мексиканской идентичности оказали прямое влияние на молодых писателей, поэтов, антропологов и философов, писавших на эту тему. Он также повлиял на точку зрения Карлоса Пеллисера в отношении некоторых эстетических предположений, отраженных в его книгах. Вместе Пеллисер и Васконселос совершили путешествие по Ближнему Востоку (1928–1929) и искали «духовную основу» византийской архитектуры .
Другие работы, в частности «La raza cosmica» и «Metafísica» , оказали решающее влияние на Октавио Паса » «El laberinto de la Soledad («Лабиринт одиночества») с антропологическими и эстетическими последствиями. Пас писал, что Васконселос был «учителем», который обучил сотни молодых латиноамериканских интеллектуалов во время своих многочисленных поездок в Центральную и Южную Америку . Васконселос был приглашенным лектором в Колумбийском университете и Принстонском университете , но его влияние на новые поколения в США постепенно уменьшалось. Тем не менее, его работа La raza cósmica использовалась движениями чикано и мексикано-американских движений с 1970-х годов, которые утверждали реконкисту («возвращение» или буквально «отвоевание») юго-запада Америки , основываясь на их мексиканском происхождении.
Вклад в национальную культуру
[ редактировать ]Васконселос добился официального одобрения Национального симфонического оркестра (1920 г.) и Симфонического оркестра Мексики (1928 г.). Под его секретарем художникам Диего Ривере , Хосе Клементе Ороско и Давиду Альфаро Сикейросу было разрешено расписывать внутренние стены самых важных общественных зданий Мексики (таких как Национальный дворец в Мехико), создав движение мексиканских монументалистов .
Котировки
[ редактировать ]
«[Т] лидеры независимости Латинской Америки... стремились освободить рабов, провозгласили равенство всех людей по естественному закону; социальное и гражданское равенство белых, черных и индейцев. В момент исторического кризиса они сформулировали трансцендентная миссия, возложенная на этот регион земного шара: миссия этнического и духовного слияния народов». ( La raza cosmica , 1948)
«Каждая из великих наций в истории считала себя последней и избранной... Евреи основывали веру в свое превосходство на оракулах и божественных обещаниях. Англичане основывали свою веру на наблюдениях за домашними животными. Из наблюдения В результате скрещивания и наследственных разновидностей таких животных возник дарвинизм сначала как скромная зоологическая теория, а затем как социальная биология, которая дает англичанам окончательное превосходство над всеми расами. Любой империализм нуждается в обосновании. философия». ( La raza cosmica , 1948)
«Гитлер, хотя и обладает абсолютной властью, оказывается в тысяче лиг от цезаризма. Власть приходит к Гитлеру не с военной базы, а из книги, которая вдохновляет войска сверху. ни батальоны, а свои собственные дискуссии... Гитлер, в конечном счете, представляет собой идею, немецкую идею, которую ранее так часто унижали французский милитаризм и английское вероломство. По правде говоря, мы находим гражданское управление. «демократии», борющиеся против Гитлера. Но они являются демократиями только по названию». (« La Inteligencia se impone », Тимон 16; 8 июня 1940 г.)
Публикации
[ редактировать ]Васконселос был плодовитым автором, писавшим в самых разных жанрах, особенно философских, а также автобиографических.
Философия
[ редактировать ]- Пифагор (« Пифагор »), 1919 г.
- Эстетический монизм («Эстетический монизм »), 1919 г.
- Космическая гонка (« Космическая гонка »), 1925 г.
- Индология (« Индология »), 1926 г.
- Метафизика («Метафизика»), 1929 г.
- Pesimismo alegre («Веселый пессимизм»), 1931 г.
- Эстетика («Эстетика»), 1936 г.
- Этика («Этика»), 1939 г.
- История философской мысли («История философской мысли»), 1937 г.
- Органическая логика («Органическая логика»), 1945 г.
Другие публикации
[ редактировать ]- Динамическая теория прав («Динамическая теория прав»),
- Мексиканская интеллектуальность («Интеллектуальность Мексики»), 1916 г.
- Креольский Улисс (« Креольский Улисс » ), 1935 год.
- «Буря» , 1936 год.
- Краткая история Мексики («Краткая история Мексики»), 1937 г.
- Катастрофа («Катастрофа»), 1938 год.
- El proconsulado (« Проконсулированный »), 1939 г.
- Закат моей жизни , 1957.
- Пламя. Те, кто сверху в революции. История и трагедия («Пламя. Верхние в революции. История и трагедия»), 1959 г.
- Политические письма Хосе Васконселоса , 1959 г. [ 29 ]
- Полное собрание сочинений , 1957–1961 гг. [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]- Библиотека Хосе Васконселоса
- Всемирная премия в области образования Хосе Васконселоса [ 31 ]
- Мойзес Саенс
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Моралес Гомес, Дэниел А.; Торрес, Карлос А. (1990). «Государство и образование в Мексике». Государство, корпоративистская политика и формирование образовательной политики в Мексике . Прегер. п. 82. ИСБН 978-0-275-93484-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Мартин, Перси Элвин, изд. (1935). Кто есть кто в Латинской Америке: Биографический словарь выдающихся ныне живущих мужчин и женщин Испанской Америки и Бразилии . Издательство Стэнфордского университета . п. 417. ИСБН 9780804723152 . Проверено 6 декабря 2009 г.
- ^ Фелл, Клод (2000). «Пояснительные записки». Улисс; Креольский . Коллекция архивов (на испанском языке). Том 3. Васконселос, Хосе. Редакция Университета Коста-Рики. стр. 526–573. ISBN 9782914273008 . Проверено 6 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Краузе, Энрике (2011). Искупители: идеи и власть в Латинской Америке . Перевод Хейфеца, Хэнка. Нью-Йорк: Харпер Коллинз. п. 84.
- ^ Краузе, Искупители ; глава 3 имеет подзаголовок «Хосе Васконселос, культурный каудильо».
- ^ «Хосе Васконселос» . Биографии и жизни: Биографическая онлайн-энциклопедия .
- ^ Краузе, Искупитель ; Мистер. 53
- ^ Краузе, Искупители , с. 53>
- ^ Краузе, Искупитель , с. 53
- ^ Вера Кустинера, Маргарита (1997). «Хосе Васконселос». Энциклопедия Мексики . Чикаго: Фицрой Дирборн. п. 1519.
- ^ Краузе, Искупители , стр. 55, 67.
- ^ цитируется в Краузе, Искупители , стр. 84.
- ^ Краузе, Искупитель , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вера Кустинера, «Хосе Васконселос», с. 1519.
- ^ Краузе, Искупитель , с. 54.
- ^ Харт, Джон Мейсон (1987). Революционная Мексика: приход и процесс мексиканской революции . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . п. 95 .
- ^ «Хосе Васконселос» . Архивные ресурсы Техаса в Интернете . Библиотека Техасского университета.
- ^ Краузе, Искупитель , с. 61
- ^ Краузе, Искупитель , с. 62.
- ^ Краузе, Искупитель , с. 62
- ^ Цитируется в Краузе, Искупители , стр. 62.
- ^ «Хосе Васконселос» . Британская энциклопедия (онлайн-изд.).
- ^ Даллес, Джон ВФ (1961). Вчера в Мексике: хроника революции 1919–1936 годов . Остин: Издательство Техасского университета . п. 118.
- ^ Даллес, Вчера в Мексике , с. 119.
- ^ Бенджамин, Томас (2000). La Revolución : Великая революция Мексики как память, миф и история . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. п. 141.
- ^ Джиллингем, Пол (2011). Кости Куаутемока: формирование национальной идентичности в современной Мексике . Альбукерке, Нью-Мексико: Издательство Университета Нью-Мексико . п. 173.
- ^ «Родился Хосе Васконселос «Учитель молодежи Америки», основатель Секретариата народного образования | Национальная комиссия по правам человека — Мексика» . www.cndh.org.mx. Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Общественность, Министерство образования. «Хосе Васконселос, мастер молодежи Америки» . gob.mx (на испанском языке) . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Васконселос, Хосе (1959). Тарасена, Альфонсо (ред.). Политические письма Хосе Васконселоса . Мехико: Редакционная библиотека.
- ^ Васконселос, Хосе. Полные работы . Мехико: Объединенные мексиканские книготорговцы.
- ^ «Премия образования» . ConsejoCulturalMundial.org . Всемирный культурный совет . Архивировано из оригинала 7 июня 2015 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Агилар, Гектор Орест. «Этот забытый нацист по имени Хосе Васконселос». Истор: Журнал международной истории , 8 класс, № 30, 2007, стр. 148-157.
- Бар Левау, Ицхак. Критическое введение-биография Хосе Васконселоса . Мадрид: латиноамериканские издания, 1965.
- Бар Левау, Ицхак. «Возвращение к Тимону и сотрудничество с нацистом Хосе Васконселоса». Материалы Четвертого конгресса Международной ассоциации латиноамериканцев: состоявшегося в Саламанке, август 1971 г., Саламанка, Университет Саламанки , 1982 г., стр. 151-156
- Карбальо, Эммануэль. Девятнадцать главных героев мексиканской литературы ХХ века . Мехико: Издательские компании, 1965; см. особенно 17–47.
- Карденас Норьега, Хоакин. Хосе Васконселос, 1882–1982: педагог, политик и пророк . Мехико: Океано, 1982.
- Де Бир, Габриэла. Хосе Васконселос и его мир . Нью-Йорк: Америка, 1966.
- Де Бир, Габриэла. «Атенео и атенисты: ретроспективный анализ». Ревиста Ибероамерикана 148–149, Том 55 (1989): 737–749.
- Гарсиадиего Дантан, Хавьер. «От Хусто Сьерра до Васконселоса. Национальный университет во время мексиканской революции». История Мексики , том. 46. № 4. Дань уважения дону Эдмундо О'Горману (апрель – июнь 1997 г.), стр. 769–819.
- Хэддокс, Джон Х. Васконселос из Мексики, философ и пророк . Остин: Техасский университет Press, 1967.
- Краузе, Энрике . Искупители: идеи и власть в Латинской Америке , глава 3, «Хосе Васконселос, культурный каудильо». Нью-Йорк: ХарперКоллинз, 2011.
- Лукас, Джеффри Кент. Дрейф бывших мексиканских революционеров вправо: дело Антонио Диаса Сото-и-Гамы . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс, 2010.
- Моллой, Сильвия. Васконселоса «Первые воспоминания, первые мифы: Ulises criollo », в книге «По номиналу: автобиографические произведения в испанской Америке» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 1991, стр. 186–208.
- Вера Кустинера, Маргарита. Философская мысль Васконселоса . Мехико: Импровизированный, 1979.
- Вера Кустинера, Маргарита. «Хосе Васконселос», в Энциклопедии Мексики , Чикаго: Фицрой Дирборн, 1997, стр. 1519–21.
- Уорд, Томас. «Хосе Васконселос и его космология расы», в книге « Культурное сопротивление: нация в очерке Америки» . Лима, Перу: Editorial Universitaria URP, 2004, стр. 246–254.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Энциклопедия - Интернет-энциклопедия Britannica на сайте www.britannica.com
- Хосе Васконселос. Опись его рукописей из латиноамериканской коллекции Бенсона на сайте www.lib.utexas.edu.
- Ректоры Национального автономного университета Мексики
- 1882 рождения
- 1959 смертей
- Писатели из Оахаки
- Люди из города Оахака
- Члены El Colegio Nacional (Мексика)
- Министры образования Мексики
- Кандидаты на президентских выборах в Мексике 1929 года.
- Мексиканские антикоммунисты
- Антисемитизм в Мексике
- Мексиканские юристы ХХ века
- Мексиканские католики
- Мексиканские педагоги ХХ века
- Мексиканские писатели-мужчины
- Историки философии
- Мексиканские философы XX века
- Социальные философы
- Мексиканские революционеры
- Католические философы