Креолы
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Испанская колониальная империя в Америке | |
Языки | |
испанский | |
Религия | |
Преимущественно католики |
Часть серии о |
Испанский народ |
---|
Рохигуальда (исторический флаг Испании) |
Региональные группы |
Другие группы
|
Значительная испанская диаспора |
Категория • Портал Испании |
В латиноамериканской Америке криолло ( Испанское произношение: [ˈkɾjoʝo] ) — термин, первоначально использовавшийся для описания людей полного испанского происхождения, родившихся в вице-королевствах . В разных странах Латинской Америки это слово приобрело разные значения, в основном относящиеся к большинству местного населения. Исторически их ошибочно изображали как социальный класс в иерархии заморских колоний, основанных Испанией начиная с 16 века, особенно в латиноамериканской Америке . Это были люди местного происхождения – почти всегда испанского происхождения, но иногда и представители других европейских этнических групп. [1] [2]
Их идентичность укрепилась в результате реформ Бурбонов 1700 года, которые изменили Испанской империи политику в отношении ее колоний и привели к напряженности между криоллами и полуостровами . [3] Рост политической и экономической мощи местных криолло в отдельных колониях в сочетании с их глобальным географическим распределением привел к тому, что каждая из них развивала отдельные (как друг от друга, так и от Испании) органические национальные идентичности и точки зрения. Во время испано-американских войн за независимость такие криолло, как Мигель Идальго-и-Костилья , Симон Боливар и Хосе де Сан-Мартин, стали главными сторонниками независимости от испанского правления в своих странах. Сегодня это слово используется в некоторых странах как прилагательное, обозначающее что-то местное или очень типичное для конкретной латиноамериканской страны. [4]
Источник
[ редактировать ]слово criollo и его португальский аналог crioulo , полагают, что Некоторые ученые, в том числе выдающийся мексиканский антрополог Гонсало Агирре Бельтран произошли от испанско-португальского глагола criar , означающего «разводить» или «выращивать»; однако в ранней испанской литературе, обсуждающей происхождение этого слова, нет никаких доказательств, подтверждающих это происхождение. [5] В испанских колониях español criollo был этническим испанцем, родившимся в колониях, в отличие от испанца, родившегося на полуострове в Испании. [6]
Испанцев, родившихся в Испанской Ост-Индии, называли островными . Белые, родившиеся в колониальной Бразилии, оба родителя которых родились на Пиренейском полуострове, были известны как мазомбо .
Колониальное общество
[ редактировать ]Европейцы начали прибывать в Латинскую Америку во время испанского завоевания; а в колониальный период большая часть европейской иммиграции была испанской. В 19 и 20 веках миллионы европейцев и населения европейского происхождения из Северной и Южной Америки иммигрировали в этот регион. [7] Согласно церковным и переписным журналам Акацинго в 1792 году, в колониальные времена , 73% испанских мужчин женились на испанках. [8] В идеологических повествованиях криолло часто изображались как «чисто испанский» народ, в основном мужчины, которые все были частью небольшой могущественной элиты. Однако испанцы часто были самой многочисленной этнической группой в колониальных городах. [9] [10] и во всей Латинской Америке были чернорабочие и бедняки испанского происхождения. [8]
Креольская культура
[ редактировать ]Криолло . допустили синкретизм в своей культуре и гастрономии, и в целом они чувствовали себя более отождествленными с территорией, на которой они родились, чем с Пиренейским полуостровом [ нужна ссылка ] Доказательством является их авторство работ, демонстрирующих привязанность и гордость за туземцев и их историю. Иногда они критиковали преступления конкистадоров , часто осуждая туземцев и защищая их от жестокого обращения. За последние два столетия существования колонии криоллы восстали в ответ на жесткое подавление восстаний коренных народов. Они позволили туземцам и метисам (смесь коренных народов и европейцев) получать образование в университетах и художественных школах, и многие туземцы и метисы на самом деле были известными художниками и архитекторами, в основном в Андах, но также и в Мексике.
Смешанная религиозная и светская музыка появляется с 16 века на испанском языке и языках коренных народов. Музыка барокко импортируется из Испании, но появляется и с европейскими и африканскими инструментами (такими как барабаны и конги ). Испанцы также вводят более широкую музыкальную гамму, чем местная пентатоника , а также мелодический и поэтический репертуар, передаваемый такими произведениями, как песенники, общим для них является певческий голос, распространенный в европейской музыке барокко, смешанная эстетика является плодом разнообразия. вклад коренных народов, африканцев и особенно испанцев и европейцев. Инструменты, представленные испанцами, — это чиримии , сакбуты , дульцианы , орло, рожки , альты , гитары , скрипки , арфы , органы и т. д., а также ударные инструменты (которые могут быть местными или африканскими), все сходится в музыке, которую слышит каждый. Доминиканец Диего Дуран в 1570 году пишет: «У всех народов есть партии, и поэтому немыслимо их устранить (ибо это невозможно, и потому что это неудобно)», сам выставляется напоказ, как туземцы, с букетом цветов на Христианская вечеринка, приуроченная к празднованию Тескатлипока в Мексике. Иезуиты . с большим успехом развивают «педагогику театральности», этим Общество Иисуса привлекает туземцев и чернокожих в церковь, где дети учатся играть на европейских инструментах В Кито (1609 г.): «было много танцев высоких и маленьких коренных жителей, и не было недостатка в коренных жителях Моска, которые танцевали на манер Нового Королевства [европейского] (...) и танцев испанцев, чернокожих и других танцы коренных народов должны танцевать перед Святыми Дарами и перед Девой Марией и святыми на вечеринках и на Пасху, если они этого не делают, то подвергаются наказанию». Известную Замбра мора обычно танцевали чернокожие под звуки кастаньет и барабанов. Испанскую сарабанду танцевали белые и черные. У черных тоже есть свои вожди. В этих местных событиях братства Конго порождают Конгады (Бразилия, Карибский бассейн). [11]
На самом деле во время колонии не было подходящих чернокожих художников; также необходимо учитывать тот факт, что многие из чистокровных чернокожих были рабами , но Закон Коартасьона или «рабский закон» был создан с 16 века, [12] достигнув своего максимального пика в 18 веке, что заставило черных рабов покупать свободу посредством периодических выплат своему владельцу, что в конечном итоге привело к свободе. [13] [14] Другие были освобождены и куплены членами семьи или белыми союзниками. [12] Это был обычный акт в Испанской Америке; это позволило появиться большому количеству свободных чернокожих на всей территории. Свободу можно было также получить посредством крещения , при этом белые признавали своих внебрачных детей; его слова было достаточно, чтобы новорожденный ребенок был объявлен свободным. [12] Юридическая свобода была более распространена в городах, чем в деревне. [12] Кроме того, с конца 1600-х по XIX век испанцы поощряли рабов из британских колоний и Соединенных Штатов приезжать в испанскую Флориду в качестве убежища; Король Испании Карл II и его двор издали королевский указ об освобождении всех рабов, бежавших в испанскую Флориду и принявших католическое обращение и крещение (с 1690 г.). [15] [16] большинство из них направилось в район Святого Августина , но сбежавшие рабы также достигли Пенсаколы и Кубы . [15] Кроме того, значительное количество чернокожих из Гаити (французской колонии) прибыло в качестве беженцев в испанскую Луизиану из-за этих больших свобод. [17] Испанская Санта-Тереза-де-Мозе (Флорида) стала первым официально санкционированным свободным городом для чернокожих на территории современных Соединенных Штатов. [16] Популярность Закона о коартасьоне привела к появлению большого количества свободных чернокожих в Испанской Америке. [18]
Также мексиканский историк Федерико Наваррете комментирует: «если они получили фамилию белого отца и включили их в свою семью, эти дети считались белыми американцами, имеющими те же права, независимо от расы». [19] Также факт в том, что в каждом браке, в том числе и в самом смешанном, характеризуют, изображают и называют тот кастовый продукт, который был по их происхождению, а если этого не может быть, то по их внешности и цвету кожи. [20]
В нескольких документах упоминается, что коренные жители называли Криоллоса тем же именем, что и один из их богов. Например, Хуан Пабло Вискардо сообщает (1797 г.), что коренные жители (из Перу) называют криоллос « Виракоча »; [21] Кроме того, он говорит, что криолло рождаются среди коренных народов, их уважают и любят многие, что они говорят на языке туземцев (помимо испанского) и привыкли к обычаям коренных народов. [21]
После подавления восстания Тупака Амару II в 1780 году в вице-королевстве Перу появились доказательства против злой воли криолло со стороны испанской короны, особенно в отношении восстания Оруро, преследуемого в Буэнос-Айресе, а также иска, поданного против доктора Хуана Хосе Сеговии . родившийся в Такне , и полковник Игнасио Флорес , родившийся в Кито , который занимал пост президента Real Audiencia Чаркас и был губернатором- мэром Ла-Платы (Чукисака или Чаркас, нынешний Сукре ). [22]
Криоллос и войны за независимость
[ редактировать ]До 1760 года испанские колонии управлялись в соответствии с законами, разработанными испанскими Габсбургами , которые предоставили американским провинциям широкую автономию. Эта ситуация изменилась благодаря реформам Бурбонов 18 века во время правления Карла III . Испании необходимо было извлекать растущее богатство из своих колоний для поддержки европейских и глобальных войн, необходимых для поддержания Испанской империи . Корона расширила привилегии полуостровов , которые взяли на себя многие административные должности, которые были заняты Криоллосом. В то же время реформы католической церкви уменьшили роль и привилегии нижних чинов духовенства, которые в основном были криоллами. [ нужна ссылка ] К 19 веку эта дискриминационная политика испанской короны и примеры американской и французской революций привели фракции Криолло к восстанию против полуостровов . [ нужна ссылка ] При растущей поддержке других каст они вовлекли Испанию в борьбу за независимость (1809–1826). Бывшая Испанская империя в Америке разделилась на ряд независимых республик.
Современное разговорное использование
[ редактировать ]Слово криолло сохраняет свое первоначальное значение в большинстве испаноязычных стран Америки . Однако в некоторых странах слово криолло со временем приобрело дополнительные значения, например, «местный» или «доморощенный». Например, comida criolla в испаноязычных странах относится к «местной кухне», а не к «кухне криолло». На португальском языке криуло также является расистским жаргонным термином, относящимся к чернокожим. [23] [24]
В некоторых странах этот термин был продлен или изменен с годами:
- В Аргентине . криолло используется для обозначения людей, чьи предки уже проживали на территории в колониальный период, независимо от их расы Исключением являются темнокожие чернокожие и нынешние коренные жители (в то время как некоренных американских индейцев обычно также называют криолло ).
- В Перу криолло элементов ассоциируется с синкретической культурой Тихоокеанского побережья, смесью испанских, африканских, коренных народов и гитано . Таким образом, его значение больше похоже на значение « креольского народа Луизианы », чем на криолло колониальных времен.
- На США территории в Пуэрто-Рико уроженцев города Кагуас обычно называют криолло ; профессиональные спортивные команды из этого города также обычно называют Criollos de Caguas («креолы Кагуас»). Кагуас расположен недалеко от центральной горной зоны Кордильер в Пуэрто-Рико .
- В Венесуэле . криолло ассоциируется с национальной культурой Венесуэлы Pabellón criollo — национальное блюдо Венесуэлы, а бейсбольная корпорация Corporación Criollitos de Венесуэла , среди прочих примеров, является сеятелем широко известной Венесуэльской профессиональной бейсбольной лиги . Música Criolla — это способ обозначения традиционной венесуэльской музыки, то есть джоропо . В Венесуэле такие писатели, как Ромуло Гальегос с его романом «Донья Барбара» , Педро Эмилио Колл и Луис Мануэль Урбанеха Ахельполь с романом «Пеония», были основными представителями движения криоллизма . Криолло также часто относится к дворняге или чему-то традиционному для страны или ее граждан.
- На Кубе , в Пуэрто-Рико и Колумбии слово Криолло имеет то же значение, что и в Венесуэле.
В Мексике
[ редактировать ]Колониальный период
[ редактировать ]Еще в шестнадцатом веке, в колониальный период в Новой Испании , криоллы , или «потомки испанских колонистов», [26] стали «отличать себя от более богатых и могущественных полуостровов называли гачупинами », которых они в оскорбление . В то же время испанцев мексиканского происхождения называли криоллос , первоначально это был термин, оскорбительный. Однако со временем «те оскорбленные, которых называли криоллами, начали вновь использовать этот термин как свою идентичность. [27] В 1563 году криолло , сыновья испанского конкистадора Эрнана Кортеса , попытались вывести Мексику из-под власти испанцев и поставить у власти Мартина , их сводного брата. Однако их заговор провалился. Они, как и многие другие причастные к этому, были обезглавлены испанской монархией, которая подавляла проявления открытого негодования криолло по отношению к полуостровам на короткое время . К 1623 году криолло участвовали в открытых демонстрациях и беспорядках в Мексике, игнорируя свой второсортный статус. В ответ приезжий испанец по имени Мартин Каррильо отметил: «Ненависть к господству метрополии глубоко укоренилась, особенно среди криолло ». [28]
того периода были потомками испанских колонизаторов, Несмотря на то, что многие криолло они «считали ацтеков своими предками и все больше отождествляли себя с индейцами из чувства общих страданий от рук испанцев». Многие считали, что история Девы Гваделупской , опубликованная криолло священником Мигелем Санчесом в «Imagen de la Virgen María» («Явление Девы Марии») в 1648 году, «означала, что Бог благословил и Мексику, и особенно криолло , как «новых избранников Бога». люди." [28] и было ограничено в занимании элитных постов в колониальном правительстве, они К восемнадцатому веку, хотя криолло сформировали «богатый и влиятельный» класс крупных земледельцев, «горняков, бизнесменов, врачей, юристов, профессоров университетов, священнослужителей и военных офицеров». Поскольку криолло не воспринимались испанскими полуостровами как равные , «они чувствовали, что с ними обращались несправедливо, а их отношения с их родиной были нестабильными и двусмысленными: Испания была и не была их родиной», как заметил мексиканский писатель Октавио Пас . [26]
Они [ криоллы ] чувствовали такую же двусмысленность в отношении своей родины. Трудно было считать себя соотечественниками индейцев и невозможно разделять их доиспанское прошлое. Несмотря на это, лучшие из них, хотя и довольно смутно, восхищались прошлым и даже идеализировали его. Им казалось, что призрак Римской империи временами воплощался в империи ацтеков . Мечтой криолло было создание Мексиканской империи, архетипами которой были Рим и Теночтитлан . Криолло сознавали причудливость своего положения, но, как это бывает в таких случаях, не смогли его преодолеть — они были опутаны сетями собственного плетения. Их положение было поводом для гордости и презрения, для празднования и унижения. Криолло обожали и ненавидели себя. [...] Они считали себя необыкновенными, уникальными существами и не знали, радоваться или плакать перед этим представлением о себе. Они были очарованы своей уникальностью. [26]
Движение за независимость
[ редактировать ]Еще в 1799 году в Мехико разворачивались открытые восстания против испанского колониального правления, предвещавшие возникновение полноценного движения за независимость. В ходе заговора лос-мачете солдаты и торговцы криолло напали на колониальные владения «во имя Мексики и Вирхен-де-Гуадалупе». Когда новости об Наполеона I оккупации Испании армиями достигли Мексики, жители полуостровов испанского происхождения, такие как Габриэль де Йермо, решительно выступили против предложений криолло по управлению, свергли наместника и взяли на себя власть. Однако, хотя испанцы сохранили власть в Мехико, восстания в сельской местности быстро распространялись. [29]
Продолжающееся недовольство между криоллами и полуостровами вспыхнуло после того, как Наполеон I свергнул власть Карла IV в Испании , что «принудило группу полуостровов взять на себя управление Мехико и арестовать нескольких чиновников, включая криолло». Это, в свою очередь, побудило криолло священника Мигеля Идальго-и-Костилья начать кампанию за независимость Мексики от испанского колониального правления. Начавшаяся в 1810 году в родном городе Идальго Долорес , Гуанахуато , кампания Идальго получила поддержку среди многих «американских индейцев и метисов», но, несмотря на захват ряда городов, его войскам не удалось захватить Мехико. Летом 1811 года Идальго был схвачен испанцами и казнен. Несмотря на то, что их возглавлял криолло, многие криолло изначально не присоединились к движению за независимость Мексики, и сообщалось, что «менее ста криолло сражались с Идальго», несмотря на их общий кастовый статус. Хотя многие криолло в тот период возмущались своим «статусом второго сорта» по сравнению с полуостровами , они «боялись, что свержение испанцев может означать разделение власти с индейцами и метисами, которых они считали нижестоящими». Кроме того, благодаря своим привилегированным Положение социального класса : «многие криолло процветали под властью Испании и не хотели ставить под угрозу свои средства к существованию». [28]
Криолло предприняли прямые действия в движении за независимость Мексики только тогда, когда новые испанские колониальные правители поставили под угрозу их права собственности и церковную власть, действие, которое «осудило большинство криолло » и поэтому привело многих из них в движение за независимость Мексики. [28] Мексика получила независимость от Испании в 1821 году под коалиционным руководством консерваторов, бывших роялистов и криолло , которые ненавидели императором Фердинандом VII принятие либеральной конституции, которая угрожала их власти. Эта коалиция создала План де Игуала , который сконцентрировал власть в руках элиты криолло, а также церкви под властью криолло Агустина де Итурбиде , который стал императором Агустином I Мексиканской империи . [30] Итурбиде был сыном «богатого испанского землевладельца и матери-мексиканки ( криолла )», который поднялся по служебной лестнице испанской колониальной армии и стал полковником . Сообщается, что Итурбиде боролся против «всех основных лидеров независимости Мексики с 1810 года, включая Идальго, Хосе Марию Морелоса-и-Павона и Висенте Герреро », и, по мнению некоторых историков, его «причины поддержки независимости были больше связаны с личными амбициями, чем с радикальными представлениями». равенства и свободы». [28]
Пост-независимость
[ редактировать ]Независимость Мексики от Испании в 1821 году привела к началу правления криолло в Мексике, поскольку они стали «твердо контролировать новое независимое государство». Хотя прямого испанского правления больше не было, «в целом нацией управляли мексиканцы преимущественно европейского происхождения». [31] Этот период также был отмечен изгнанием полуостровов из Мексики, где существенным источником « криолло -выдворительных настроений было торговое соперничество между мексиканцами и испанцами в период серьезного экономического спада», внутриполитические беспорядки и существенные потери территория. [32] Только за период с 1825 по 1855 годы руководство «перешло из рук в руки 48 раз», и в этот период произошла как американо-мексиканная война , так и потеря северных территорий Мексики Соединенным Штатам в соответствии с Договором Гуадалупе-Идальго и покупкой Гадсдена . « неопытность криоллов Некоторые считают , что причиной этих беспорядков является в правительстве» и лидерстве. Только «под властью не криолло, таких как индеец Бенито Хуарес и метис Порфиро Диас », Мексика «переживала относительное [периоды] спокойствия». [28]
К концу девятнадцатого и началу двадцатого веков идентичность криолло «начала исчезать» с введением национальным правительством политики метисов и коренных народов , которая подчеркивала единую гомогенизацию мексиканского населения под идентичностью метисов. В результате, «хотя некоторые мексиканцы ближе к этнической принадлежности криолло, чем другие» в современной Мексике, «различие проводится редко». Во времена движения чикано , когда лидеры пропагандировали идеологию «древней родины Ацтлана как символа единства американцев мексиканского происхождения» , лидеры движения чикано 1960-х годов утверждали, что практически все современные мексиканцы — метисы. [28]
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]Соединенных Штатов По мере расширения на запад они аннексировали земли, где давно проживало испаноязычное население. Эта группа стала известна как Hispanos . До присоединения к Соединенным Штатам (и, кратко, к Независимому Техасу ), латиноамериканцы пользовались привилегированным статусом в обществе Новой Испании , а затем и в постколониальной Мексике. [ нужна ссылка ]
Региональные подгруппы латиноамериканцев были названы в честь их географического положения в так называемых «внутренних провинциях» Новой Испании:
- Калифорнийцы в Лас-Калифорнии («Калифорния»), а затем в Альта-Калифорнии («Верхняя Калифорния»).
- Nuevomexicanos в испанском Нью-Мексико, а затем в мексиканском Нью-Мексико ( Nuevo México )
- Теханос в испанском Техасе , а затем в мексиканском Техасе ( Техас )
- Луисианос в испанской Луизиане , в том числе адесеньо , потомки техасских креолов и тлашкальских поселенцев науатль в Лос-Адаэсе, штат Луизиана. Другая группа выходцев из Латинской Америки, Isleños («Островитяне»), названа в честь их географического происхождения в Старом Свете , а именно на Канарских островах . Сегодня в США эта группа ассоциируется прежде всего со штатом Луизиана .
- Флориданос в испанской Флориде
См. также
[ редактировать ]- Антарктическая академия
- Кагуас, Пуэрто-Рико – «Город Криолло»
- Следопыты
- Креольские народы
- Креолизм
- Валютные парни и девушки
- Энкомьенда (1492–1542)
- Европейская диаспора
- выходцы из Латинской Америки
- Латиноамериканцы испанского происхождения
- Список Криолло
- Сосед (историческое использование)
- Белые латиноамериканцы
- Белые латиноамериканцы
- Белые ангольцы
- Белые бразильцы
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Донги, Тулио Гальперин (1993). Современная история Латинской Америки . Издательство Университета Дьюка. п. 49 . ISBN 0-8223-1374-Х .
- ^ Каррера, Магали М. (2003). Представление идентичности в Новой Испании: раса, происхождение и колониальное тело в портретах и картинах Каста (Джо Р. и Тереза Лозано, длинная серия в латиноамериканском и латиноамериканском искусстве и культуре) . Издательство Техасского университета. п. 12. ISBN 978-0-292-71245-4 .
- ^ Майк Дункан (12 июня 2016 г.). «Подкаст Революций» (Подкаст). Майк Дункан . Проверено 28 августа 2016 г.
- ^ «Криолло, криолла | Словарь испанского языка» .
- ^ Питер А. Робертс (2006). «Одиссея криолло » . У Линды А. Торнбург; Джанет М. Миллер (ред.). Исследования контактной лингвистики: очерки в честь Гленна Г. Гилберта . Питер Лэнг. п. 5. ISBN 978-0-8204-7934-7 .
- ^ Генеалогический исторический путеводитель по Латинской Америке - страница 52.
- ^ Перейти обратно: а б Сан-Мигель, Г. (ноябрь 2000 г.). «Быть метисом в Новой Испании в конце XVIII века: Акацинго, 1792 год» . Тетради факультета гуманитарных и социальных наук. Национальный университет Жужуй (на испанском языке) (13): 325–342.
- ^ Шерберн Френд Кук; Вудро Бора (1998). Очерки по истории народонаселения. Мексика и Карибский бассейн 2 . 21 век. п. 223. ИСБН 9789682301063 . Проверено 12 сентября 2017 г.
- ^ Хардин, Моника Лиганс (2006). Домохозяйство и семья в Гвадалахаре, Мексика, 1811–1842 гг.: Процесс краткосрочной мобильности и устойчивости (Диссертация). п. 62.
- ^ Бернанд, Кармен (декабрь 2009 г.). «Músicas mestizas, Músicas Populares, Músicas Latinas: Gestación Colonial, Unidades Republicanas y Globalización» [Музыка метисов, популярная музыка, латинская музыка: колониальная беременность, республиканская идентичность и глобализация]. Совместное наследование (на испанском языке). 6 (11): 87–106.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дуду Дьен (2001). От цепей к облигациям: новый взгляд на работорговлю . Париж: ЮНЕСКО . п. 387. ИСБН 92-3-103439-1 .
- ^ Мигель Вега Карраско (3 февраля 2015 г.). «Коарктация» рабов на колониальной Кубе» . Discoverhistory.es .
- ^ Мануэль Лусена Салмораль (1999). «Право коарктации раба в Испанской Америке» . Индийский журнал . 59 (216). Ревиста де Индиас, Национальный исследовательский совет Испании : 357–374. дои : 10.3989/revindias.1999.i216.726 .
- ^ Перейти обратно: а б Джин А. Смит , Техасский христианский университет , Святилище в Испанской империи: афроамериканский офицер получает свободу во Флориде , Служба национальных парков
- ^ Перейти обратно: а б «Форт Моуз. Черная колониальная крепость свободы Америки» . Флоридский музей естественной истории . 9 августа 2017 г.
- ^ Алехандро де ла Фуэнте; Ариэла Дж. Гросс (16 января 2020 г.). Стать свободным, стать черным: раса, свобода и закон на Кубе, Вирджинии и Луизиане; Исследования по истории права . Издательство Кембриджского университета . п. 115. ИСБН 978-1-108-48064-2 .
- ^ Проктор, III, Фрэнк «Трей» (2006). Палмер, Колин А. (ред.). «Коартасьон». Энциклопедия афроамериканской культуры и истории. Детройт: Справочник Macmillan, США. 2: пп= 490–493
- ^ Федерико Наваррете (12 октября 2017 г.). «Криоллы, метисы, мулаты или сальтаптры: как возникло кастовое разделение во время испанского правления в Америке» . Би-би-си .
- ^ Карлос Лопес Бельтран. «Кровь и темперамент. Чистота и смешанные браки в американских кастовых обществах» (PDF) . Национальный автономный университет Мексики .
- ^ Перейти обратно: а б Мария Луиза Ривара де Туэста ( Хуан Пабло Вискардо и Гусман ). Идеологи перуанской эмансипации (PDF) . Национальный университет Сан-Маркос . п. 39.
- ^ Фриджерио, Хосе Оскар (30 июня 1995 г.). «Креольское восстание Вилья де Оруро. Основные причины и перспективы» . Ежегодник американских исследований . 52 (1): 57–90. дои : 10.3989/aeamer.1995.v52.i1.465 .
- ^ «Португалия: мэр запрещает сотрудникам говорить на креольском языке – первая онлайн-ежедневная газета Кабо-Верде» . Неделя . Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ «Расизм в скандальном UnB – Мнение и новости» . Opiniaoenoticia.com.br . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ «Retrato de la familia Фагоага-Ароскета» . электронный журнал Imágenes Института эстетических исследований Национального автономного университета Мексики .
- ^ Перейти обратно: а б с Пас, Октавио (1990). Мексика: великолепие тридцати веков . Булфинч Пресс. п. 26. ISBN 9780821217979 .
- ^ Лассо Веги, Луи (1998). Соуза, Лиза; Пул CM, Стаффорд; Локхарт, Джеймс (ред.). История Гваделупы: «Хуэй Тламауисольтика » Луиса Ласо де ла Веги Издательство Стэнфордского университета. п. 2. ISBN 9780804734837 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кэмпбелл, Эндрю (2002). Стейси, Ли (ред.). Мексика и США . Marshall Cavendish Corp., стр. 245–246. ISBN 9780761474036 .
- ^ Кайстор, Ник (2000). Мехико: культурный и литературный спутник . Interlink Pub Group Inc., стр. 20 . ISBN 9781566563499 .
- ^ Химмель, Келли Ф. (1999). Завоевание каранкава и тонкава: 1821–1859 гг . Издательство Техасского университета A&M. п. 6. ISBN 9780890968673 .
- ^ Левинсон, я (2002). Вооруженная дипломатия: два столетия американской кампании . ДИАНА. стр. 1–2.
- ^ Симс, Гарольд (1990). Изгнание испанцев из Мексики, 1821–1836 гг . Издательство Питтсбургского университета. п. 18. ISBN 9780822985242 .
Библиография
[ редактировать ]- Уилл Фаулер. Латинская Америка, 1800–2000: Современная история современных языков . Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 978-0-340-76351-3
- Каррера, Магали Мари (2003). Представление идентичности в Новой Испании: раса, происхождение и колониальное тело в портретах и картинах Каста . Джо Р. и Тереза Лозано Длинная серия по латиноамериканскому и латиноамериканскому искусству и культуре. Остин: Техасский университет. ISBN 978-0-292-71245-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хосе Пресас-и-Марулл (1828 г.). Беспристрастное суждение об основных причинах революции в Испанской Америке и веских причинах, по которым метрополия должна признать свою абсолютную независимость. (оригинал документа) [ Справедливое суждение об основных причинах революции Испанской Америки и о веских причинах, которые метрополия имеет для признания своей абсолютной независимости ]. Бурдо: типография Д. Педро Боума.