История Белиза (1506–1862 гг.)
История Белиза | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||
|
||||||||
![]() | ||||||||
Белиз , расположенный на восточном побережье Центральной Америки, к юго-востоку от Мексики, был населен коренными народами, которые отбивались от испанцев в попытке сохранить свое наследие и избежать судьбы своих соседей, которые были завоеваны и находились под властью Испании. Пока это продолжалось, британские пираты грабили испанские торговые суда и плавали по мелководью и небольшим островам, а позже даже поднимались вверх по реке, чтобы скрыть свою добычу. Коренные жители Белиза не сопротивлялись британцам так, как испанцам. Однако в 17 веке британское поселение стало формальной колонией британской короны с 1862 по 1964 год, где они сначала добились самоуправления, а затем в 1981 году стали независимой страной, признанной во всем мире со всей своей нетронутой территорией. Британцы привезли с собой рабов, вывезенных из Конго и Анголы в восемнадцатом веке.
Доколумбовые общества и завоевание
[ редактировать ]Майя все еще жили в Белизе, когда в 16 и 17 веках пришли европейцы. Археологические и этноисторические исследования подтверждают, что в 16 веке на территории, ныне известной как Белиз, проживало несколько групп народов майя.
Политическая география того периода не совпадает с современными границами, поэтому несколько провинций майя лежали на границах современных Белиза, Мексики и Гватемалы. Провинция майя Четумаль , например, состояла из северной части современного Белиза и южного побережья мексиканского штата Кинтана-Роо . На юге, пересекая современную границу между Белизом и Гватемалой, проживали мопан-майя , а еще южнее — чольском языке группы, говорящие на манчскоязычные . В центральном Белизе находилась провинция Дзулуиникоб (некучкабальское постклассическое государство майя в современном округе Кайо ), что означает «земля иностранцев» или «иностранных людей». Эта провинция простиралась от Нью-Ривер на севере до реки Ситти на юге и от современной границы с Гватемалой на западе до моря. Очевидным политическим центром этой провинции был Типу , расположенный к востоку от современного Бенке-Вьехо-дель-Кармен . Ламанай , несколько городов на реках Нью-Ривер и Белиз , а также Сибун на реке Сибун. , были включены в эту провинцию. [ 1 ]
В первом десятилетии 16 века, во время путешествия Пинсон-Солис , Хуан де Солис отплыл на север вдоль побережья Белиза к Юкатану . [ 1 ] В 1519 году Эрнан Кортес завоевал Мексику, а Педро Ариас Давила основал Панама-Сити . Вскоре Испания отправила экспедиции в Гватемалу и Гондурас, а в 1527 году началось завоевание Юкатана .
Когда Кортес проходил через юго-западную часть современного Белиза в 1525 году, в этом районе были поселения манш, говорящих на языке холь. Когда испанцы «усмирили» регион в 17 веке, они насильственно переселили эти поселения в Гватемальское нагорье . Однако испанцы начали свои основные вторжения в этот район с Юкатана и встретили жесткое сопротивление со стороны провинций майя Четумаль и Дзулуиникоб. Этот регион стал местом убежища от испанского вторжения, но сбежавшие майя принесли с собой болезни, которыми они заразились от испанцев. Последующие эпидемии оспы и желтой лихорадки , наряду с эндемической малярией , опустошили коренное население. [ 1 ]
В 17 веке испанские миссионеры из Юкатана путешествовали вверх по Нью-Ривер и основали церкви в поселениях майя с намерением обратить этих людей в свою веру и контролировать их. Одним из таких поселений было Типу , раскопки которого проводились в 1980-х годах. Люди занимали это место в доклассические, классические и постклассические времена, а также в период завоевания до 1707 года.
Несмотря на то, что Типу был завоеван испанцами в 1544 году , он находился слишком далеко от колониальных центров власти, чтобы его можно было эффективно контролировать в течение длительного времени. Тысячи майя бежали на юг из Юкатана во второй половине 16 века, а жители Типу восстали против испанской власти. Типу, очевидно, был слишком важен, чтобы его игнорировать, из-за его близости к Ице в регионе Лаго Петен-Ица на территории современной Гватемалы. В 1618 и 1619 годах два францисканца , пытаясь обратить людей в свою веру, построили церковь в Типу. В 1638 году Типу начал сопротивление испанской власти , а к 1642 году вся провинция Дзулуиникоб находилась в состоянии мятежа. В это время майя покинули восемь городов, и около 300 семей переселились в Типу, центр восстания. В 1640-х годах население Типу насчитывало более 1000 человек. [ 1 ]
В этот период пиратство на побережье возросло. В 1642 и 1648 годах пираты разграбили Саламанку-де-Бакалар , резиденцию испанского правительства на юге Юкатана. Оставление Бакалара положило конец испанскому контролю над провинциями майя Четумаль и Дзулуиникоб. [ 1 ]
Между 1638 и 1695 годами майя, жившие в районе Типу, пользовались автономией от испанского владычества. Но в 1696 году испанские солдаты использовали Типу в качестве базы, с которой они подчинили себе территорию и поддерживали миссионерскую деятельность. В 1697 году испанцы завоевали Ицу, а в 1707 году испанцы насильно переселили жителей Типу в район возле озера Петен-Ица. Политический центр провинции майя Дзулуиникоб прекратил свое существование в то время, когда британские колонисты стали все больше интересоваться заселением этой территории. [ 1 ]
Колониальное соперничество между Испанией и Великобританией
[ редактировать ]В XVI и XVII веках Испания пыталась сохранить монополию на торговлю и колонизацию в своих колониях Нового Света, но державы Северной Европы все больше привлекал этот регион потенциалом для торговли и поселений. Эти державы прибегли к контрабанде, пиратству и войне, пытаясь бросить вызов, а затем уничтожить монополию Испании. В начале 17-го века голландцы , англичане и французы вторглись в районы, где Испания была слаба: небольшие острова Малых Антильских островов , нейтральную зону Гвианы между испанскими и португальскими владениями и неизведанные побережья Юкатан и Центральная Америка. Позже, в 17 веке, Англия эффективно бросила вызов Испании в западной части Карибского бассейна, захватив Ямайку в 1655 году и впоследствии используя эту базу для поддержки поселений по всему карибскому побережью от Юкатана до Никарагуа . [ 1 ]
В начале 17 века на берегу залива Кампече на юго-востоке Мексики и на полуострове Юкатан английские пираты начали рубить бревна , которые использовались для производства красителя, необходимого для шерстяной промышленности. Согласно легенде, один из этих пиратов, Питер Уоллес , прозванный испанцами «Баллис», поселился неподалеку и дал свое имя реке Белиз еще в 1638 году. (Другие источники, однако, утверждают, что название реки происходит от Слово майя «беликс» , означающее «мутная вода» .) [ 2 ] Английские пираты начали использовать извилистую береговую линию этого района в качестве базы для нападения на испанские корабли. Некоторые из пиратов, возможно, были беженцами, изгнанными испанцами в 1641–1642 годах из поселений на островах у берегов Никарагуа и Гондураса. В 1650-х и 1660-х годах пираты прекратили грабить испанские бревенчатые корабли и начали рубить лес самостоятельно. Добыча бревен стала основной причиной английского поселения на протяжении более столетия. [ 1 ]
Договор 1667 года, в котором европейские державы согласились пресекать пиратство , способствовал переходу от пиратства к заготовке бревен и привел к более постоянным поселениям. 1670 года Годольфинский договор между Испанией и Англией подтвердил владение Англией странами и островами в Западном полушарии, которые Англия уже оккупировала. К сожалению, названия этих колоний не были названы, а право собственности на прибрежную зону между Юкатаном и Никарагуа оставалось неясным. Между Великобританией и Испанией продолжался конфликт из-за права британцев рубить бревна и селиться в этом регионе. В 1717 году Испания изгнала британских лесозаготовителей из залива Кампече к западу от Юкатана. Это действие имело непреднамеренный эффект, увеличив значение растущего британского поселения возле реки Белиз. [ 1 ]
Первые британские поселенцы жили суровой и беспорядочной жизнью. По словам капитана Натаниэля Уринга , потерпевшего кораблекрушение и вынужденного несколько месяцев жить с лесорубами в 1720 году, британцы «в целом представляли собой грубую пьяную команду, некоторые из которых были пиратами». Он сказал, что ему «мало комфортно жить среди этой команды неуправляемых негодяев, где больше ничего не слышно, кроме богохульства, проклятий и ругани». [ 1 ]
В 18 веке испанцы неоднократно нападали на британских поселенцев. В 1717, 1730, 1754 и 1779 годах испанцы вынудили британцев покинуть этот район. Однако испанцы никогда не селились в этом регионе, а британцы всегда возвращались, чтобы расширить свою торговлю и поселения. В конце Семилетней войны в 1763 году Парижский договор предоставил Великобритании право на заготовку и экспорт бревен, но подтвердил суверенитет Испании над этой территорией. Тем не менее, так и не было достигнуто соглашение о точном районе, в котором могли работать лесозаготовители. Испанский приграничный город Бакалар на Юкатане, вновь основанный в 1730 году после почти столетия опустошения, стал базой для операций против британцев. Когда в 1779 году снова вспыхнула война, комендант Бакалара возглавил успешную экспедицию против британского поселения, которое было заброшено до тех пор, пока Версальский договор 1783 года снова не разрешил британцам рубить бревна в районе между реками Хондо и Белиз. Однако к тому времени торговля бревнами пришла в упадок и красное дерево стало основным предметом экспорта, поэтому поселенцы подали прошение о заключении нового соглашения. [ 1 ]
Начало самоуправления и плантократии
[ редактировать ]Британцы не хотели создавать какое-либо официальное правительство для урегулирования, опасаясь спровоцировать испанцев. По собственной инициативе и без признания британского правительства поселенцы начали ежегодные выборы магистратов для установления общего права для поселения еще в 1738 году. В 1765 году на Ямайку прибыл контр-адмирал сэр Уильям Бернаби , главнокомандующий Ямайки. поселение, а также систематизировало и расширило свои правила в документ, известный как Кодекс Бернаби . Когда в 1784 году поселенцы начали возвращаться в этот район, [ нужны разъяснения ] Губернатор Ямайки назначил полковника Эдварда Маркуса Деспара суперинтендантом для наблюдения за поселением Белиза в Гондурасском заливе . [ 1 ]
, Лондонская конвенция подписанная в 1786 году, разрешила британским поселенцам, известным как Бэймены , заготавливать и экспортировать бревна и красное дерево из реки Хондо на севере на юг до реки Сибун . Конвенция, однако, не позволяла байменам строить какие-либо укрепления, устанавливать какую-либо форму правительства, военного или гражданского, или развивать плантационное сельское хозяйство. Испания сохранила суверенитет над этой территорией и заявила о своем праве инспектировать поселение дважды в год.
Конвенция также требовала, чтобы Великобритания эвакуировала свои поселения на Берегу Москитов (Коста-де-Москитос) на востоке Никарагуа и западе Гондураса. Более 2000 этих поселенцев и их рабов прибыли в 1787 году в поселение Белиз, усилив британское присутствие. [ 1 ] Новые поселенцы значительно увеличили население и, более того, вскоре оказались в серьезной напряженности со старшими поселенцами по вопросам земельных прав и статуса. [ 3 ]
Последнее нападение испанцев на британское поселение, битва у острова Сент-Джордж-Кей , произошло через два года после начала войны в 1796 году. Фельдмаршал Артуро О'Нил , испанский генерал-губернатор Юкатана, командовал флотилией из примерно тридцати судов с около 500 моряков и 2000 солдат и напали на британских колонистов в 1798 году. В ходе двух с половиной часового боя 10 сентября англичане отогнали испанцев. [ 4 ] Это нападение стало последней попыткой Испании контролировать территорию или вытеснить британцев. [ 1 ]
Несмотря на договоры, запрещающие местное самоуправление и плантационное сельское хозяйство, оба вида деятельности процветали. В конце 18 века олигархия относительно богатых поселенцев контролировала политическую экономику британского поселения. Эти поселенцы претендовали на примерно четыре пятых земли, доступной в соответствии с Лондонской конвенцией, посредством резолюций, называемых законами о местоположении , которые они приняли на публичном собрании (так называлось первое законодательное собрание). Этим же людям принадлежало около половины всех рабов в поселении; контролируемый импорт, экспорт, оптовая и розничная торговля; и определенное налогообложение. Группа магистратов, которых они избирали из своей среды, имела как исполнительные, так и судебные функции, несмотря на запрет на исполнительные действия. [ 1 ]

Землевладельцы сопротивлялись любому вызову их растущей политической власти. Полковник Эдвард Маркус Деспард, первый суперинтендант, назначенный губернатором Ямайки в 1784 году, был отстранен от должности в 1789 году, когда богатые закройщики бросили вызов его власти. Когда в 1816 году суперинтендант Джордж Артур атаковал то, что он назвал «монополией денежных огранщиков», ему удалось лишь частично разрушить их монополию на землевладение. Он провозгласил, что вся невостребованная земля отныне является коронной землей , которая может быть предоставлена только представителем короны, но продолжает допускать существующую монополию землевладения. [ 1 ]
Рабство на слободе, 1724–1825 гг.
[ редактировать ]Рубка бревен была простой и мелкой операцией, но для помощи в работе поселенцы импортировали рабов. Рабство в поселении было связано с добычей древесины, сначала бревен, а затем красного дерева , поскольку договоры запрещали производство плантационных культур. Эта разница в экономической функции привела к различиям в организации, условиях и обращении с рабами. Самое раннее упоминание об африканских рабах в британском поселении появилось в отчете испанского миссионера 1724 года, в котором говорилось, что британцы недавно импортировали их с Ямайки и Бермудских островов . Во второй половине восемнадцатого века численность рабов колебалась около 3000 человек, что составляло около трех четвертей всего населения. [ 5 ] Большинство рабов, даже если они были привезены через рынки Вест-Индии , родились в Африке, вероятно, из районов залива Биафра , Конго и Анголы — основных источников британских рабов в конце 18 века. Эбоэ ( Ибо ), по-видимому, были особенно многочисленны; одна часть города Белиз была известна как город Эбо в первой половине 19 века. Поначалу многие рабы сохраняли африканскую этническую принадлежность и культурные обычаи. Однако постепенно процесс ассимиляции привел к созданию новой синтетической креольской культуры. [ 1 ]
Белые, хотя и составляли меньшинство в поселении, монополизировали власть и богатство, доминируя в основных видах экономической деятельности. торговля и лес. Они также контролировали первый законодательный орган, а также судебные и административные учреждения. В результате британские поселенцы оказали непропорционально большое влияние на развитие креольской культуры. Англиканские , баптистские и методистские миссионеры способствовали обесцениванию и подавлению африканского культурного наследия. [ 1 ]
Заготовка леса была сезонной работой, которая требовала от рабочих провести несколько месяцев в изоляции во временных лагерях в лесу, вдали от семей в городе Белиз. Поселенцам требовался всего один или два раба, чтобы рубить бревна — небольшое дерево, которое растет кучками недалеко от побережья. Но когда в последней четверти XVIII века торговля перешла на красное дерево, поселенцам потребовалось больше денег, земли и рабов для более масштабных операций. После 1770 года около 80 процентов всех рабов-мужчин в возрасте десяти и более лет рубили лес. Охотники нашли деревья, которые затем спилили, подстригли и вытащили на берег реки. В сезон дождей поселенцы и рабы сплавляли вниз по реке плоты необрезных бревен, где древесина обрабатывалась для отправки. Охотники были высококвалифицированными и ценными рабами, как и топоры, которые рубили деревья, стоя на пружинистой платформе высотой четыре-пять метров. Другая группа рабов ухаживала за волами, которые тащили огромные бревна к реке. Другие подстригали деревья и расчищали пути. Использование небольших групп рабов для рубки леса уменьшало необходимость в строгом надзоре; кнут водители , повсеместно встречавшиеся на больших плантациях в других местах, в поселении были неизвестны. [ 1 ]
Колониальные хозяева использовали домашних рабов , в основном женщин и детей, для уборки своих домов, шитья, стирки и глажки одежды, приготовления и подачи еды, а также воспитания детей. Некоторые рабы выращивали продукты, которые либо продавались, либо использовались, чтобы сэкономить своим владельцам часть затрат на импорт продуктов питания. Другие рабы работали моряками, кузнецами, медсестрами и пекарями. Однако лишь немногие рабы выполняли работу, требующую высокого уровня квалификации. Молодые люди начинали работать, прислуживая за столом своих хозяев, где их учили подчиняться, затем большинство молодых женщин продолжали работать по дому, а молодые люди становились лесорубами. Это жесткое разделение труда и узкий диапазон опыта работы большинства рабов ограничивали их возможности после юридического освобождения в 1838 году. [ 1 ]
Опыт рабов, хотя и отличался от опыта на плантациях в других колониях региона, тем не менее был угнетающим. Как говорилось в отчете, опубликованном в 1820 году, они часто становились объектами «крайней бесчеловечности». Капеллан поселения сообщил о «случаях, многих случаях ужасного варварства» по отношению к рабам. Собственные действия рабов, включая самоубийства, аборты, убийства, побеги и восстания, позволяют предположить, как они смотрели на свою ситуацию. Рабы, жившие небольшими, разрозненными и отдаленными группами, могли сравнительно легко сбежать, если бы они были готовы покинуть свои семьи. В 18 веке многие бежали на Юкатан, а в начале 19 века постоянный поток беглецов направился в Гватемалу и дальше по побережью в Гондурас. Некоторые беглецы основали поселения, например, возле реки Сибун, которые предлагали убежище другим. Когда свободы можно было достичь, ускользнув в кусты, восстание не было таким уж актуальным вариантом. Тем не менее, имели место многочисленные восстания рабов. В последнем восстании 1820 года, возглавленном двумя черными рабами, все более черными и черными, участвовало значительное количество хорошо вооруженных людей, с которыми «их Владелец обращался с совершенно ненужной жестокостью и которые, безусловно, имели веские основания для жалоб». [ 1 ]

Одним из способов, которым поселенческое меньшинство сохраняло свой контроль, было отделение рабов от растущего населения свободных креолов, которым были предоставлены ограниченные привилегии. Хотя некоторые креолы были юридически свободны, они не могли ни занимать должности военные , ни выступать в качестве присяжных или судей, а их экономическая деятельность была ограничена. Они могли голосовать на выборах только в том случае, если владели большей собственностью и жили в этом районе дольше, чем белые. Однако привилегии заставили многих свободных чернокожих подчеркнуть свою лояльность и аккультурацию британскому образу жизни. Когда чиновники в других колониях Британской Вест-Индии начали предоставлять свободным чернокожим расширенные законные права, Управление по делам колоний пригрозило распустить Общественное собрание Бэймена, если оно не последует этому примеру. «Цветные подданные свободного состояния» получили гражданские права 5 июля 1831 года, за несколько лет до завершения отмены рабства. [ 1 ]
Сущность общества — жесткая иерархическая система, в которой люди ранжировались по расе и классу, — была прочно устоялась ко времени полной эмансипации в 1838 году. Закон об отмене рабства во всех британских колониях , принятый в 1833 году, был призван избежать радикальных социальные изменения путем осуществления эмансипации в течение пятилетнего переходного периода. Закон включал две щедрые меры для рабовладельцев: систему « ученичества », рассчитанную на расширение их контроля над бывшими рабами, которые должны были продолжать работать на своих хозяев без оплаты, и компенсацию бывшим рабовладельцам за потерю собственности. Эти меры помогли гарантировать, что большая часть населения, даже когда оно было законно освобождено после окончания ученичества в 1838 году, зависела от своих бывших владельцев в плане работы. Эти владельцы по-прежнему монополизировали землю. До 1838 года горстка жителей контролировала поселение и владела большей частью населения. После 1838 года хозяева поселения, небольшая элита, продолжали контролировать страну на протяжении более столетия, отказывая в доступе к земле и способствуя экономической зависимости освобожденных рабов посредством сочетания авансов заработной платы и корпоративных магазинов. [ 1 ]
Эмиграция Гарифуна
[ редактировать ]Новая этническая группа — гарифуна — появилась в начале 19 века, когда поселение боролось с последствиями отмены рабства. Гарифуна, потомки карибских народов Малых Антильских островов и африканцев, бежавших из рабства, сопротивлялись британскому и французскому колониализму на Малых Антильских островах, пока не потерпели поражение от британцев в 1796 году. После подавления жестокого восстания гарифуна на Сент-Винсенте британцы переселили от 1700 до 5000 гарифуна через Карибское море на острова залива (современные острова де la Bahía ) у северного побережья Гондураса. Оттуда они мигрировали на карибское побережье Никарагуа, Гондураса, Гватемалы и южную часть современного Белиза. К 1802 году около 150 гарифуна поселились в районе Станн-Крик (современная Дангрига ) и занимались рыболовством и сельским хозяйством. [ 1 ]
Другие гарифуна позже приехали в британское поселение Белиз после того, как оказались не на той стороне в гражданской войне в Гондурасе в 1832 году. Многие мужчины гарифуна вскоре нашли оплачиваемую работу вместе с рабами в качестве резчиков красного дерева. В 1841 году Дангрига, крупнейшее поселение Гарифуна, была процветающей деревней. Американский путешественник Джон Стивенс описал деревню Гарифуна в Пунта-Горда как населенную 500 жителями и производящую большое разнообразие фруктов и овощей. [ 1 ]
Британцы относились к Гарифуне как к скваттерам. В 1857 году британцы заявили гарифунам, что они должны получить аренду от короны, иначе они рискуют потерять свои земли, жилища и другие постройки. 1872 года Постановление о королевских землях установило резервации для гарифуна, а также для майя. Британцы не позволяли обеим группам владеть землей и рассматривали их как источник ценной рабочей силы. [ 1 ]
Конституционные изменения, 1850–1862 гг.
[ редактировать ]

В 1850-х годах борьба за власть между суперинтендантом и плантаторами совпала с событиями в международной дипломатии, приведшими к крупным конституционным изменениям. В договоре Клейтона-Бульвера 1850 года Великобритания и Соединенные Штаты согласились способствовать строительству канала через Центральную Америку и воздерживаться от колонизации какой-либо части Центральной Америки. Британское правительство интерпретировало положение о колонизации как применимое только к любой будущей оккупации. Но правительство Соединенных Штатов заявило, что Великобритания была вынуждена покинуть этот район, особенно после 1853 года, когда президента Франклина Пирса экспансионистская администрация подчеркнула доктрину Монро . Великобритания уступила островам Бэй и Берегу Москитов на востоке Никарагуа. Но в 1854 году Великобритания приняла официальную конституцию, устанавливающую законодательное право владения поселением на территории современного Белиза. [ 1 ]
Законодательное собрание 1854 года должно было состоять из восемнадцати избранных членов, каждый из которых должен был иметь фунтов имущество на сумму не менее 400 стерлингов. В собрание также должно было входить три официальных члена, назначенных суперинтендантом. Тот факт, что избиратели должны были иметь собственность, приносящую доход в размере 7 фунтов стерлингов в год или зарплату в размере 100 фунтов стерлингов в год, усиливал ограничительный характер этого законодательного органа. Суперинтендант мог отложить или распустить собрание в любое время, инициировать законопроект, а также дать или отказать в согласии на законопроекты. Эта ситуация предполагала, что законодательный орган был скорее палатой дискуссий, чем местом, где принимались решения. Таким образом, Колониальное управление в Лондоне стало настоящей политико-административной властью в поселении. Этот сдвиг во власти усилился, когда в 1862 году поселение Белиз в Гондурасском заливе было объявлено британской колонией под названием Британский Гондурас , а представитель короны был возведен в ранг вице-губернатора , подчинявшегося губернатору Ямайки . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Болланд, Найджел. «Белиз: историческая обстановка». В страновом исследовании: Белиз (Тим Меррилл, редактор). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (январь 1992 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Твигг, Алан (2006). Понимание Белиза: исторический путеводитель . Мадейра Парк, Британская Колумбия: Издательство Harbour Publishing. стр. 9–10, 38–45. ISBN 1550173251 .
- ^ Найджел Болланд, Формирование колониального общества: Белиз от завоевания до королевской колонии (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1977), стр. 32-36.
- ^ «№15100» . Лондонская газета . 19 января 1799 г. с. 69.
- ^ Болланд, Колониальное общество , с. 51.