Jump to content

Какой-то Чол

Координаты : 15 ° 54'42 "N 89 ° 04'07" W  /  15,9117 ° N 89,0686 ° W  / 15,9117; -89,0686
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Манш Чол )

Территория Манш Чол
10 век – 1704 г.
Карта, показывающая территорию Манче Чол (в центре), простирающуюся на восток от нижнего Петена, на север от озера Изабаль, а также на юг и запад от реки Ситти, с отмеченными основными поселениями на территории, а также с отмеченными основными поселениями и государствами, окружающими территорию. также.
Карта территории Манш Чол в 16 веке / отмечены некоторые поселения и государства / карта 2023 года согласно Бекки 2012 г. и Джонсу 1998 г. / через Commons
Статус Растворенный
Капитал Некоторый
Общие языки Чолти майя
Религия
Политеизм майя
Демон(ы) Немного Чхола; Некоторый; Чол
Правительство Сбор суверенных расчетов / возможно
Историческая эпоха От постклассики до доколониала / вероятно
• Учредил
10 век
• Упразднено
1704
Население
• первая половина 17 века
10,000–30,000
Сегодня часть Белиз ; Гватемала
Даты основания и роспуска согласно Wanyerka 2009 , стр. 182 и Becquey 2012 , п. 21. Карта согласно Becquey 2012 , карты 3, 6, 8, 10 и Jones 1998 , p. хх. Capital per Palka 2014 , стр. 27–28 и Becquey 2012 , параграф 19. Общий язык согласно Englehardt & Carrasco 2019 , p. 136, Becquey 2012 , п. 14, карта 5, Wanyerka 2009 , с. 181 и Хопкинс 1985 , с. 1. Демонимы по Wanyerka 2009 , стр. 179–181 и Becquey 2012 , п. 19 сн. 17. Правительство по Wanyerka 2009 , стр. 182. Оценка численности населения по данным Englehardt & Carrasco, 2019 , стр. 136.

Манче Чол ( Чолти' менче ) были народом майя , составлявшим бывшую территорию Манче Чол , постклассическое государство южной низменности майя , на крайнем юге того, что сейчас называется Петен , и территории вокруг озера Изабаль (также известного как Golfo Dulce ) в северной Гватемале и южном Белизе . [ 1 ] Манче Чол взяли название Манш от названия своего главного поселения. Они были последними из множества групп, говорящих на языке чолан , в восточных низменностях майя, которые остались независимыми и этнически обособленными. [ 2 ] Вполне вероятно, что они произошли от жителей городов майя классического периода (ок. 250–900 гг. н.э.) на юго-востоке низменности майя, таких как Ним Ли Пунит , Копан и Киригуа . [ номер 1 ]

Первый контакт испанцев с Манш Чоль произошел в 1525 году, когда экспедиция под руководством Эрнана Кортеса пересекла их территорию. С начала 17 века монахи -доминиканцы пытались сконцентрировать Манш в миссионерских городах и обратить их в христианство. Эти попытки встревожили воинственных соседей Ицы на северо-западе, которые напали на миссионерские города и спровоцировали восстание среди манчей. Манче Чол в миссионерских городах сильно пострадали от болезней, что также побудило их бежать из городов.

В конце 17 века францисканские миссионеры утверждали, что дальнейшие попытки мирного умиротворения Манш Чол бесполезны, и выступали за вооруженное вмешательство против них и их соседей из Лакандон Чол . Манш были насильственно переселены в Гватемальское нагорье , где они не процветали. К 1770 году большая часть Манче Чоля вымерла. Немногие выжившие вскоре были поглощены окружающим населением майя Кекчи .

География

[ редактировать ]
Основные поселения, соседи и торговые партнеры Манш-Чола / карта 2014 г., составленная С. Берчеллом по Фельдману, 2000 г. и Касо Баррера и Алифат Фернандес, 2007 г. / через Commons

Физический

[ редактировать ]

Территория Манш Чол располагалась в форме J -образного полумесяца, простирающегося от Канкуэна до реки Дульсе , а оттуда до Ситти . [ 3 ] [ номер 2 ] Таким образом, юго-западная половина территории была ограничена горами Монтес-Майя- Майя на севере и Сьерра-де-Чама, де-Санта-Крус и дель-Мико на юге, а северо-восточная половина была ограничена горами Майя и на западе и Гондурасский залив на востоке. В настоящее время эта территория находится в пределах южного Петена, северо-восточной части Альта-Верапаса , северного Исабаля , а также Толедо и Станн-Крик . Он характеризуется густым тропическим лесом , пересеченным быстрыми реками, испещренным небольшими саваннами и обширными болотами.

Непосредственными соседями территории были Мопан на севере, Токегуа на востоке и Акала , Кекчи , Поком и Верапас на западе. [ 4 ] Соседние государства дальше включали Петен-Ицу , Дзулуиникоб , Четумаль и Бакалар на севере, а также Лакандон , Паленкано и Чонталь на западе. [ 5 ] Такая ситуация поместила территорию на слияние Чолана (Токегуа, Акала, Лакандон, Паленкано, Чонталь), Юкатекана (Мопан, Ица, Дзулуиникоб, Четумаль), Кичеа (Кекчи, Поком) и Испанского (Верапас) , Бакалар) сферы влияния, и поэтому их называют приграничными или пограничными землями. [ 6 ] [ номер 3 ]

Небольшие фермерские поселения разбросаны по берегам рек территории. [ 7 ] На западе в их число входили Йол, Якша, Чокаау и Манш на Канкуэне, а также Цалак на Сарстоуне. [ 8 ] [ номер 4 ] На востоке в их число входили Нито на Рио-Дульсе, Пусилья на Мохо , Палиак на Глубокой реке, Кампин на Манки-Ривер и Цоите на Ситти. [ 9 ] [ кол. 5 ] Из них Нито, Яшаль, Палиак, Кампин и Цоите расположились на побережье, а остальные — внутри страны. [ 10 ] Основным поселением был одноименный Манш, в котором, как полагают, проживало около ста семей, в которых проживало несколько поколений. [ 11 ] Целак был самым близким к Верапасу, всего в 30 километрах (19 милях) от Каабана . [ 12 ] [ номер 6 ]

Предварительный контакт

[ редактировать ]

Начиная с середины восьмого века, регион, в котором вскоре будет располагаться территория Манш Чол, пережил заметную политическую и демографическую дезинтеграцию , включая распад городов-государств и массовый исход из них в страну. [ 13 ] В результате к десятому веку растущая территория скорее состояла из небольших общин, расположенных в отдаленных районах. [ 13 ] На основании лингвистических, этнографических и археологических находок жители территории считаются вероятными потомками жителей региона классического периода. [ 14 ] [ номер 7 ] Считается, что они были ограничены пределами территории Манче Чол в период контакта из-за миграции после 900 г. носителей Юкатекана из северных низменностей. [ 15 ]

Испанский контакт

[ редактировать ]

Конкистадор Эрнан Кортес прошел через территорию Манш Чол в 1525 году и описал ее как малонаселенную. [ 16 ] В 16 веке прибрежные города Кампин и Цоите были переданы в энкомьенда Эрнандо Санчесу де Агилару; они подпадали под юрисдикцию колониального Бакалара , [ 17 ] на побережье Юкатана недалеко от Четумаля . [ 18 ] Хотя некоторые манче-чолы посетили монахов-доминиканцев в Кобане , Верапас, в 1564 году, [ 19 ] испанцы снова не контактировали с центральным Маншем до 1603 года, когда доминиканские миссионеры впервые попытались евангелизировать их и начали собирать разрозненных жителей в города. [ 11 ] Во второй половине 16 века все еще независимый Манче Чол стал убежищем для христианизированных майя, живших под испанским господством в Верапасе, которые хотели сбежать и жить как отступники среди них и их соседей из Лакандон Чол. [ 20 ] В 1596 году доминиканский монах Хуан Эсгерра сообщил, что видел в Каабане одиннадцать маншских торговцев; он утверждал, что Манче Чол были частыми гостями в городе. В 1600 году снова сообщалось о регулярном присутствии торговцев Манче Чол в Кахабоне, и, как сообщается, они прибывали в большем количестве на городские праздники в честь его святого покровителя. [ 21 ] В 1605 году монах Эсгерра жаловался на большое количество христианизированных майя-кекчи из Кахабона, которые бежали из города, чтобы жить как отступники среди манче-чолов. [ 22 ]

К 1606 году миссионеры сосредоточили множество манче-чолов в девяти новых миссионерских городах и начали проникать на территорию соседних мопан-майя, которые находились на границах крайне независимой Ицы в центральном Петене. [ 19 ] К 1628 году доминиканцы ухаживали за 6000 майя в той части территории Манче Чол, к которой они получили доступ. В эту цифру вошли некоторые беженцы-отступники из контролируемого Испанией Кахабона. Оценки общей численности населения Манш-Чола в середине 17-го века варьируются от 10 000 до 30 000, при этом выдающийся майянист 20-го века Дж. Эрик С. Томпсон предпочитал меньшую цифру, а не высокие оценки летописцев 17-го века. [ 11 ] Проникновение доминиканцев на территорию Мопан встревожило Ица, которые начали преследовать Манче Чол, изгоняя их из миссионерских городов. [ 19 ]

Несмотря на успехи доминиканцев среди манш в начале 17 века, они потерпели серьезное поражение в начале 1630-х годов, когда Ица и Мопан напали на миссионерские города Манче Чол, изгнав доминиканцев на десятилетия. [ 23 ] Доминиканцы вернулись в 1670-х годах и смогли восстановить несколько миссий в регионе. [ 23 ] В конце 17 века испанские монахи жаловались на неверность Маншей; что они быстро приняли христианство и столь же быстро отказались от него. Монах Франсиско Гальегос жаловался, что попытка сосредоточить манш в миссионерских городах «все равно, что держать птиц в лесу без клетки». [ 22 ] Из-за исторических связей между Манче Чол и жителями испанского Кахабона испанские колониальные власти использовали жителей Кахабона майя в качестве проводников, переводчиков и проповедников-мирян в своих попытках включить Манче в состав империи. [ 24 ] К 1670-м годам Манче Чол оказались в затруднительном положении: с одной стороны они были вынуждены подчиниться торговым требованиям Ицы под угрозой вооруженных репрессий, а с другой стороны были вынуждены заниматься грабительской торговлей с испанскими городами -энкомьендами . [ 25 ] В конце 1670-х годов Себастьян де Оливера, алькальд-мэр (губернатор) Верапаса, ввел обязательные торговые цены на Манш-Чол, вынудив один город покупать 70 мачете по цене, в 2,5 раза превышающей текущую цену, уплачиваемую какао. [ 26 ] Отказ от торговли был встречен насилием, и если Манш не мог позволить себе требуемую цену, представители Оливеры конфисковали товары, одежду, домашнюю птицу и ранее проданные металлические инструменты. [ 27 ] В 1684 году трое монахов-францисканцев были убиты при попытке евангелизировать жителей Пальяка. [ 28 ] Трое миссионеров сопровождали испанскую экспедицию по сбору ценного какао; экспедиция, вероятно, была сопряжена со значительным насилием со стороны испанцев. [ 29 ] Вполне вероятно, что монахов приносили в жертву, вырезая им сердца. [ 28 ]

Вымирание

[ редактировать ]

В 1678 году население Манш Чхола было опустошено болезнью; в окрестностях города Сан-Лукас-Цалак от него погибли все дети в возрасте до шести лет и почти все дети в возрасте до десяти лет. Общее количество смертей, включая взрослых, составило более 400 человек, и эпидемия побудила всех манче чолов в пострадавшем регионе покинуть миссионерские города и бежать в лес. [ 11 ] Испанцы предприняли ряд дальнейших попыток умиротворить Манче Чол, но в конечном итоге они оказались безуспешными, и Манш Чол восстали в 1689 году. [ 23 ] В том же году многие манш-чолы были насильно переселены в долину Урран в высокогорье, в результате чего многие сады Манш были заброшены; в конечном итоге это привело к краху региональной торговой сети, которая к тому времени была полностью связана с колониальной Гватемалой и поставляла в нее неизвестное количество какао. [ 30 ]

В 1694 году два монаха- францисканца отправились из Гватемалы, чтобы посмотреть, смогут ли они добиться успеха там, где потерпели неудачу доминиканцы. [ 31 ] Антонио Маргил и Мельчор Лопес покинули Кобан в августе 1693 года, чтобы разыскать враждебных Лакандон Чолс в глубине тропического леса. [ 32 ] Антионио Маргил уже провел два года среди Манче Чол. [ 33 ] Хотя они нашли Лакандон, миссия провалилась, и монахи были вынуждены бежать. [ 32 ] Разочарованные своей неудачей, в апреле 1694 года монахи написали письмо президенту Королевской Audiencia Гватемалы , Хасинто де Барриосу Леалю в котором заявили, что, по их убеждению, любые дальнейшие мирные попытки обратить народы чоль бессмысленны и что время пришло. для военных действий. [ 34 ]

Испанцы -завоеватели провели несколько операций по переселению Манче в Альта-Верапас , и их переселение было завершено в 1697 году, вскоре после того, как испанцы окончательно разгромили своих соседей Ица-Майя на северо-западе. [ 35 ] Большая часть уцелевших манче-чолей была насильно переселена в Гватемальское нагорье , в деревни Эль-Чоль и Белен, в долину Урран возле Рабиналя . Переселенный Манче Чол пострадал от резкой смены климата: от тропических равнинных дождевых лесов к холодным высокогорьям. Их испанские повелители часто не обеспечивали их подходящей одеждой, и многие из них умерли. [ 11 ] Депопуляция земель Манш и Лакандон Чол и, как следствие, разрушение давних торговых путей привели к постепенному обнищанию колониального Верапаса. [ 36 ]

В 1699 году испанская экспедиция под командованием сержанта Мартина де Монтойи была отправлена ​​из испанского гарнизона Нуэстра-Сеньора-де-лос-Ремедиос-и-Сан-Пабло, Лагуна-дель-Ица (бывший Нойпетен), для расследования деятельности индейцев на бывших территориях Чол и Мопан. [ 37 ] Он нашел доказательства того, что во всех землях, которые он пересекал, все еще жили выжившие майя, о чем свидетельствовали тщательно ухоженные сады какао и ванили. Сообщается, что в это время в Белене проживало 400 майя, переселенных из того же района. [ 30 ]

К 1710 году население Манче Чхола в Белене сократилось до четырех человек; все остальные умерли в результате болезней, голода и тоски . [ 30 ] К 1770 году Манш Чол практически вымерли; их первоначальная территория была заброшена и превратилась в дикую местность, а немногие выжившие переселились в высокогорье, их насчитывалось не более 300 человек во всей долине Урран, где было почти столько же испанцев и ладино . [ 11 ] Многие манче-чолы в Верапасе были поглощены растущим населением майя Кекчи , [ 38 ] которые постепенно заняли освободившиеся земли Манша. [ 39 ] Вполне возможно, что несколько манче-чолов выжили в лесных районах района Толедо в Белизе и позже были поглощены прибывшими кекчи в конце 19 века. [ 40 ] В самом начале XIX века некоторые майя все еще говорили на чоле в Кобане. [ 41 ]

Общество

[ редактировать ]

Образ жизни

[ редактировать ]

Сообщается, что мужчины Манче Чола не носили одежды или носили набедренные повязки, закрывающие нижнюю часть тела; женщины носили тонкотканые хлопчатобумажные юбки, а некоторые дополнительно надевали на голову и грудь тонкую белую ткань. Судя по их отличительной одежде, в частности головным уборам в стиле тюрбана, манш чол считаются вероятными потомками жителей региона классического периода; подобные головные уборы были проиллюстрированы в классическом искусстве майя из Ним Ли Пунит , и такие головные уборы были ограничены юго-восточными низменностями майя и использовались в таких городах, как Копан , Киригуа и их спутники. [ 42 ] Мужчины еще больше отращивали волосы; после евангелизации они были вынуждены сократить ее, и это вызвало много недовольства. [ 43 ]

Манш Чол практиковали многоженство ; Обращенные мужчины были вынуждены отказаться от всех своих жен, кроме одной. Утверждается, что это вызвало такое беспокойство среди некоторых мужчин, которые были переселены в Гватемальское нагорье, что, как сообщается, они умерли от этого. [ 43 ]

Манш Чол питались кукурузой; кукурузу в основном употребляли в жидкой форме, например, в позоле , и, вероятно, ее ели как тамале . В их рацион также входили фасоль, перец чили, сладкий картофель и индейка . Подорожник и сахарный тростник были завезены на территорию Манш Чол после контакта с европейцами. [ 43 ]

Манче Чол использовал вариант календаря майя , в котором 365-дневный год был разделен на восемнадцать месяцев по 20 дней и заканчивался 5-дневным «несчастливым» периодом. [ 43 ] Они поклонялись ряду природных божеств майя , особенно богам гор и опасных горных перевалов, богам рек и водоворотов, а также богам перекрестков. Одним из названных богов был Эскурручан или Шкарручан , горный бог, который, как говорили, обитал на вершине горы недалеко от водопада Грасиас-а-Диос на реке Сарстун. [ 44 ] На вершине горы располагалась ухоженная площадь с постоянно горящим костром, чтобы путешественники могли делать подношения копаловых благовоний. Еще одного горного бога звали Ватанчу , что переводится как «прямой бог», который обитал на вершине по дороге из Чулула в Манш. [ 45 ] Бога смерти и подземного мира Манче Чол звали Цизин . [ 43 ] В 1635 году Мартин Товилья , губернатор Верапаса, рассказал, что главных богов Манша звали Канам , Ман и Чуемекшель . [ 46 ] Он сообщил, что священники территории носят искусно расписанные облачения, сделанные из коры деревьев. Священникам во время ритуалов служили молодые женщины в перьях, гирляндах и ожерельях. [ 47 ] Манче Чол приносили жертвы своим божествам, включая копаловые благовония, индеек и человеческую кровь, как в результате личного кровопускания , так и в результате человеческих жертвоприношений . [ 43 ]

Коммерция

[ редактировать ]

Манче Чол были интегрированы в региональную торговую сеть , в которую входили их соседи Ица и Лакандон Чол, и предусматривала обмен таких продуктов, как какао , аннато и ваниль, на соль, единственный местный источник которой контролировался Ица после испанского завоевания. провинции Акалан . [ 48 ] [ номер 8 ] Эта торговая монополия поддерживалась силой со стороны Ицы, которая энергично следила за тем, чтобы Манче Чол оставался им в подчинении. [ 48 ] [ номер 9 ] Даже после того, как в XVI веке города территории на побережье Белиза попали под контроль Испании, они продолжали поддерживать тесные связи с независимыми поселениями во внутренних районах Манша. [ 17 ] Торговля продолжалась, и смешанные браки были обычным явлением. [ 8 ] Города в бассейне реки Канкуэн торговали по суше и речным путям как с независимой Ицей (особенно с Нойпетеном ), так и с колониальным Верапасом (в основном с Кобаном и Кахабоном). [ 49 ]

Купцы территории использовали два основных торговых пути; первый пошел на север вдоль реки Мопан в Чакчилан, затем по суше в Нойпетен. Второй следовал по реке Канкуэн до Йола и там впадал в реку Пасион на севере, покидая реку, когда она поворачивала на запад, и продолжая путь по суше до Нойпетена. [ 8 ] Ксокмо, расположенный на реке Сакапулас , был торговым портом, где маншские и лакандонские чолы встречались для торговли какао и аннато. В Ксокмо была крупная ярмарка, которая проводилась еще в 1676 году, куда приезжали торговцы из различных колониальных и независимых поселений; в их число входили Нойпетен и города Кобан, Сан-Агустин-Ланкин и Сакапулас в колониальном Верапасе. [ 49 ] Купцы Манче Чол торговали какао и аннато в энкомьенда- городах Верапаса в обмен на металлические инструменты (особенно топоры и мачете) и соль. [ 50 ] Другие товары, продаваемые в Манше кекчи из колониального Верапаза, включали хлопчатобумажные ткани и перья кетцаля . [ 51 ] Кекчи использовали эту торговлю для поставок продукции, необходимой их испанским повелителям в рамках системы repartimiento . [ 36 ] Манш производил ряд товаров для торговли, изготовленных из ресурсов южных гор Майя в Белизе; в их число входили духовые ружья, луки и стрелы, топоры из зеленого камня тонкой работы, гамаки, манос и метатес , керамика и трость, и все это продавалось по всему южному региону майя. [ 52 ]

Манче Чол часто контактировали с жителями Каахона на юго-западе, которые продолжались и после того, как Кахабон был включен в состав Верапаса. [ кол. 10 ] Нито был важным портом для морской торговли, который поддерживал прочные связи с такими далекими местами, как провинция Акалан на территории нынешнего южного Кампече в Мексике. [ 53 ]

Они выращивали относительно мало кукурузы, концентрируя свое сельскохозяйственное производство на таких престижных культурах, как какао, аннато и ваниль. [ 48 ] [ номер 11 ] Основные поселения территории, как на побережье, так и внутри страны, известны своими огромными плантациями какао и аннато. [ 8 ]

Управление

[ редактировать ]

Сообщается, что на территории отсутствует сложная политическая организация. [ 54 ] Манш Чол обычно жили в небольших деревнях или деревнях, которыми управлял один или несколько вождей; они были менее политически сложными, чем их соседи Лакандон и Ица, и не управлялись главным королем или вождем. [ 54 ] [ номер 12 ]

Манш — это название основной линии Манша, которая, как полагают, основала большинство поселений на территории. [ 55 ]

Наследие

[ редактировать ]

В 2009 году постклассические археологические находки на территории Манш Чол были описаны как «плохо известные». [ 56 ] [ номер 13 ] Примечательно, что узкоспециализированные методы производства аннато, какао и ванили Манче Чол были приняты прибывшими кекчи и до сих пор применяются в небольших масштабах в Альта Верапас, Гватемала. [ 57 ] Среди современных кэкчи до сих пор существует традиция, согласно которой эти сады принадлежат их предкам, духам чолкуинков , которым не хватает соли и которые заменяют ее какао. [ 58 ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Пояснительные сноски

[ редактировать ]
  1. ^ Термин manche происходит от морфем men , означающих «ремесленник», и che , означающих либо «племя», либо «дерево»; это было название крупного поселения Манче Чол Ваньерка 2009 , с. 181.
  2. ^ То есть в южной части бассейна Петен , на юге Белиза и в районе озера Изабаль ( Томпсон 1966 , стр. 27, Джонс 2000 , стр. 353). Ваньерка 2009 , с. 181 описывает территорию как простирающуюся от «юго-востока Гватемалы и северо-запада Гондураса, от Каахона на северо-востоке Альта-Верапаса до района вокруг реки Рио-Дульсе в нижней части долины Мотагуа и вверх до южного Белиза, до района вокруг реки Сарстун до реки Река Манки и далее к Карибскому побережью».
  3. Земли Чолана простирались от Лагуны-де-Терминос через джунгли Лакандон, через предгорья Сьерра- де-лос-Кучуматанес на восток до южного Белиза. Их жители упоминались в испанских колониальных документах как Чолс или Чоланы . Беккей, 2012 г. , параграф. 3, карта 3 идентифицирует семь таких групп примерно в 1500 году нашей эры, а именно: Чорти, Манче Чол, Чол Паленкано, Чонталь, Токегуа, Чол Лакандон и Акала.
  4. ^ Хотя Becquey 2012 , параграф 19, карта 6 определяет Манш на полпути между Канкуэном и Мохо , а Цалак размещает на некотором расстоянии от самого Сарстоуна. Также отметим, что некоторые поселения были переименованы испанцами, а именно: Йол (Санто-Доминго Йол), Якша (Сан-Пабло-Якша), Манче (Сан-Мигель Манче) и Цалак (Сан-Лукас-Салак) ( Caso Barrera & Aliphat Fernández 2006 , стр. . 34–35).
  5. ^ Хотя сообщалось, что носители Юкатеканского языка были «в районе реки Ситти», по крайней мере, в 17 веке ( Peramaki-Brown, Morton & Jordan 2020 , стр. 223). Грэм 2011 , с. 249 аналогичным образом утверждает, что к 1641 году «Сойте (Ситти) [Цоите] говорило как на юкатекском языке, так и на манче-чольском [т.е. на юкатекском и чоланском] языке». Поэтому некоторые ученые исключают Ситти из территории Манче Чол, как это делает Ваньерка 2009 , стр. 181, например.
  6. ^ Крещен испанцами ( Кейс Баррера и Алифат Фернандес, 2006 , стр. 54).
  7. Их язык, чолти, происходит от восточного чолана, древнего языка чолан, который сейчас считается наиболее вероятным кандидатом на классические майя . Кроме того, сообщается, что Манче Чол носили головные уборы, подобные тем, которые изображены в классическом искусстве городов-государств региона ( Wanyerka 2009 , стр. 182). Наконец, археологические раскопки выявили непрерывную оккупацию или использование по крайней мере части территории в период от классического до постклассического периода (например, Peramaki-Brown, Morton & Jordan 2020 , стр. 224 для северо-восточной части).
  8. ^ Бекки 2012 , параграф. 17, карта 5, отмечается, что les données historiques mettent en évidence l’importance du commerce que ces différentes Populations entretenaient entre elles, les terres chol manché en constituant le cœur , «исторические данные подчеркивают важность торговли, которую эти разные группы населения [Q] группы «экчи», Ч'олан и Юкатека] поддерживаются между ними земли Манш Чол составляют его сердце». Wanyerka 2009 , стр. 182–183 предполагает, что «двуязычие, возможно, уже давно существовало на [Территории] в результате тесных культурных контактов, торговли и взаимодействия между носителями [ч'олти'-] этого региона и жителями прилегающие регионы [например, говорящие на мопане]».
  9. ^ Мачо 2018 , с. 110 далее отмечает, что отношения Лакандон Чол и Манш Чол, возможно, были холодными, несмотря на их коммерческие связи, поскольку испанский монах Габриэль де Салазар сообщил в 1620 году, что los del manche temen al lacandon y son enemigos , «те [жители] Манш боится [жителей] Лакандона, и они наши враги».
  10. ^ Энглхардт и Карраско 2019 , стр. 135–136 отмечают, что лингвистические данные свидетельствуют о том, что «на Кекчи [говорящих] из Чолти [говорящих] было значительное влияние из-за их близости прямо к колониальный период и, вероятно, гораздо раньше».
  11. ^ Касо Баррера и Алифат Фернандес 2006 , с. 44 позволяют предположить, что местные лидеры и основные жители территории, возможно, монополизировали сельскохозяйственное производство и торговлю. Во-первых, они отмечают, что, хотя «исторические источники не уточняют, кому принадлежали эти сады [ пакабуб , пермакультуры какао-аннато-ванили], но почти наверняка они были собственностью своих правителей и руководителей». Далее они предполагают, что «похоже, что родственники правителей действовали как айкалуб [элитные купцы, которые монополизировали торговлю с Ица и Верапас]».
  12. ^ Ваньерка 2009 , с. 182 отмечает, что «[испанский монах Жозеф] Дельгадо сообщил [в 1670-х годах], что Манче Чол жили в небольших поселениях и что им не хватало какой-либо реальной политической сплоченности [; мелкие вожди управляли несколькими поместьями без какой-либо преданности или дань уважения кому-либо, кроме себя». Однако Касо Баррера и Алифат Фернандес 2006 , с. 31 отмечает, что эта кажущаяся политическая простота может быть иллюзорной, учитывая, что этот вывод первоначально исходит из отчетов доминиканских монахов, которые сами пытались «обратить и контролировать эту группу [манш-чол]». Caso Barrera & Aliphat Fernández 2006 , стр. 44–45 далее предполагают, что возрастающее влияние некоего «великого лорда Акусаха [Ах Кусаха?]», который, как сообщается, «очень уважал» на Территории примерно к 1600 году, может указывать на большую политическую организацию, чем очевидно в доминиканских отчетах. Они также утверждают, что рост авторитета этого лорда в начале 17 века мог быть «из-за постоянных нападений [на территорию], совершаемых государством Ица, а также факта постоянного давления со стороны испанцев и доминиканцев. Орден, который пытался обратить их во что бы то ни стало».
  13. ^ Аналогично, Касо Баррера и Алифат Фернандес 2006 , с. 31 отмечают, что «эта группа [манче-чол] недостаточно изучена и плохо понята, поскольку по сравнению с соседними Лакандоном и Ицей кажется, что их политическая и социальная организация была отличительной».

Краткие цитаты

[ редактировать ]
  1. ^ Томпсон 1966 , с. 27; Джонс 2000 , с. 353.
  2. ^ Джонс 2000 , с. 353.
  3. ^ Becquey 2012 , пункт 19, карты 3, 6, 8.
  4. ^ Томпсон 1938 , стр. 586, 590; Беккей 2012 , карта 6.
  5. ^ Томпсон 1938 , стр. 586–587; Джонс 1998 , стр. 5, 112; Райс и Райс 2009 , с. 11.
  6. ^ Хименес Аболладо 2010 , с. 94.
  7. ^ Томпсон 2019 , с. 157; Бекки, 2012 г. , п. 19; Ваньерка 2009 , с. 182.
  8. ^ Jump up to: а б с д Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , стр. 34–35.
  9. ^ Becquey 2012 , пункт 19, карта 6.
  10. ^ Томпсон 1938 , стр. 590; Фельдман 2000 , с. 234; Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 34.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж Томпсон 1966 , с. 28.
  12. ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 54; Томпсон 1988 , с. 34.
  13. ^ Jump up to: а б Томпсон 2019 , с. 30.
  14. ^ Ваньерка 2009 , стр. 181–183; Джонс 2000 , с. 354.
  15. ^ Becquey 2012 , п. 10, карты 2, 3; Джонс 2000 , с. 354.
  16. ^ Томпсон 1966 , стр. 27–28.
  17. ^ Jump up to: а б Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 34.
  18. ^ Джонс 1998 , с. 130; ИТМБ 2000 .
  19. ^ Jump up to: а б с Джонс 1998 , с. 49.
  20. ^ Ловелл 2000 , с. 415.
  21. ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2007 г. , с. 54.
  22. ^ Jump up to: а б Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2007 г. , с. 55.
  23. ^ Jump up to: а б с Джонс 1998 , с. 7.
  24. ^ Томпсон 1938 , с. 586.
  25. ^ Мачо 2018 , с. 110.
  26. ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 45.
  27. ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2007 г. , с. 56.
  28. ^ Jump up to: а б Томпсон 1988 , с. 35.
  29. ^ Пруфер 2002 , с. 172.
  30. ^ Jump up to: а б с Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 46.
  31. ^ Вы 1996 , с. 134
  32. ^ Jump up to: а б Вы 1996 , с. 135.
  33. ^ Вебр 2004 , стр. 2–3.
  34. ^ Вы 1996 , стр. 135–136; Вебер 2004 , с. 3.
  35. ^ Джонс 2000 , с. 353; Джонс 1998 , с. 5.
  36. ^ Jump up to: а б Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2012 г. , с. 292.
  37. ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 46; Шварц 1990 , с. 37.
  38. ^ Anaya 1998 , p. 17.
  39. ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2012 г. , с. 292-293.
  40. ^ Анайя 1998 , стр. 17, 17n79, 18n80, 21, 21n99.
  41. ^ Фельдман 2000 , стр. 187–188.
  42. ^ Ваньерка 2009 , стр. 182, 460, 529.
  43. ^ Jump up to: а б с д и ж Томпсон 1988 , с. 46.
  44. ^ Ваньерка 2009 , с. 182.
  45. ^ Томпсон 1938 , с. 594.
  46. ^ Фельдман 2000 , стр. 85, 110.
  47. ^ Фельдман 2000 , с. 110.
  48. ^ Jump up to: а б с Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 31.
  49. ^ Jump up to: а б Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 35.
  50. ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 36; Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2007 г. , с. 49.
  51. ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2007 г. , с. 51.
  52. ^ Ваньерка 2009 , с. 177.
  53. ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , стр. 31–32; Патч 1993 года , с. 18.
  54. ^ Jump up to: а б Ваньерка 2009 , с. 182; Касо Баррера и Алифат Фернандес 2006 , с. 31.
  55. ^ Зарплата 2014 , с. 28.
  56. ^ Райс и Райс 2009 , с. 13.
  57. ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2012 г. , стр. 292, 297–298.
  58. ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2012 г. , стр. 297–298.

Полные цитаты

[ редактировать ]
[ редактировать ]

15 ° 54'42 "N 89 ° 04'07" W  /  15,9117 ° N 89,0686 ° W  / 15,9117; -89,0686

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f25e8c909056c2eba2f32a122eec3dc__1713828360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/dc/0f25e8c909056c2eba2f32a122eec3dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manche Chʼol - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)