Какой-то Чол
Территория Манш Чол | |
---|---|
10 век – 1704 г. | |
![]() Карта территории Манш Чол в 16 веке / отмечены некоторые поселения и государства / карта 2023 года согласно Бекки 2012 г. и Джонсу 1998 г. / через Commons | |
Статус | Растворенный |
Капитал | Некоторый |
Общие языки | Чолти майя |
Религия | Политеизм майя |
Демон(ы) | Немного Чхола; Некоторый; Чол |
Правительство | Сбор суверенных расчетов / возможно |
Историческая эпоха | От постклассики до доколониала / вероятно |
• Учредил | 10 век |
• Упразднено | 1704 |
Население | |
• первая половина 17 века | 10,000–30,000 |
Сегодня часть | Белиз ; Гватемала |
Даты основания и роспуска согласно Wanyerka 2009 , стр. 182 и Becquey 2012 , п. 21. Карта согласно Becquey 2012 , карты 3, 6, 8, 10 и Jones 1998 , p. хх. Capital per Palka 2014 , стр. 27–28 и Becquey 2012 , параграф 19. Общий язык согласно Englehardt & Carrasco 2019 , p. 136, Becquey 2012 , п. 14, карта 5, Wanyerka 2009 , с. 181 и Хопкинс 1985 , с. 1. Демонимы по Wanyerka 2009 , стр. 179–181 и Becquey 2012 , п. 19 сн. 17. Правительство по Wanyerka 2009 , стр. 182. Оценка численности населения по данным Englehardt & Carrasco, 2019 , стр. 136. |
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
|
Манче Чол ( Чолти' менче ) были народом майя , составлявшим бывшую территорию Манче Чол , постклассическое государство южной низменности майя , на крайнем юге того, что сейчас называется Петен , и территории вокруг озера Изабаль (также известного как Golfo Dulce ) в северной Гватемале и южном Белизе . [ 1 ] Манче Чол взяли название Манш от названия своего главного поселения. Они были последними из множества групп, говорящих на языке чолан , в восточных низменностях майя, которые остались независимыми и этнически обособленными. [ 2 ] Вполне вероятно, что они произошли от жителей городов майя классического периода (ок. 250–900 гг. н.э.) на юго-востоке низменности майя, таких как Ним Ли Пунит , Копан и Киригуа . [ номер 1 ]
Первый контакт испанцев с Манш Чоль произошел в 1525 году, когда экспедиция под руководством Эрнана Кортеса пересекла их территорию. С начала 17 века монахи -доминиканцы пытались сконцентрировать Манш в миссионерских городах и обратить их в христианство. Эти попытки встревожили воинственных соседей Ицы на северо-западе, которые напали на миссионерские города и спровоцировали восстание среди манчей. Манче Чол в миссионерских городах сильно пострадали от болезней, что также побудило их бежать из городов.
В конце 17 века францисканские миссионеры утверждали, что дальнейшие попытки мирного умиротворения Манш Чол бесполезны, и выступали за вооруженное вмешательство против них и их соседей из Лакандон Чол . Манш были насильственно переселены в Гватемальское нагорье , где они не процветали. К 1770 году большая часть Манче Чоля вымерла. Немногие выжившие вскоре были поглощены окружающим населением майя Кекчи .
География
[ редактировать ]
Физический
[ редактировать ]Территория Манш Чол располагалась в форме J -образного полумесяца, простирающегося от Канкуэна до реки Дульсе , а оттуда до Ситти . [ 3 ] [ номер 2 ] Таким образом, юго-западная половина территории была ограничена горами Монтес-Майя- Майя на севере и Сьерра-де-Чама, де-Санта-Крус и дель-Мико на юге, а северо-восточная половина была ограничена горами Майя и на западе и Гондурасский залив на востоке. В настоящее время эта территория находится в пределах южного Петена, северо-восточной части Альта-Верапаса , северного Исабаля , а также Толедо и Станн-Крик . Он характеризуется густым тропическим лесом , пересеченным быстрыми реками, испещренным небольшими саваннами и обширными болотами.
Человек
[ редактировать ]Непосредственными соседями территории были Мопан на севере, Токегуа на востоке и Акала , Кекчи , Поком и Верапас на западе. [ 4 ] Соседние государства дальше включали Петен-Ицу , Дзулуиникоб , Четумаль и Бакалар на севере, а также Лакандон , Паленкано и Чонталь на западе. [ 5 ] Такая ситуация поместила территорию на слияние Чолана (Токегуа, Акала, Лакандон, Паленкано, Чонталь), Юкатекана (Мопан, Ица, Дзулуиникоб, Четумаль), Кичеа (Кекчи, Поком) и Испанского (Верапас) , Бакалар) сферы влияния, и поэтому их называют приграничными или пограничными землями. [ 6 ] [ номер 3 ]
Небольшие фермерские поселения разбросаны по берегам рек территории. [ 7 ] На западе в их число входили Йол, Якша, Чокаау и Манш на Канкуэне, а также Цалак на Сарстоуне. [ 8 ] [ номер 4 ] На востоке в их число входили Нито на Рио-Дульсе, Пусилья на Мохо , Палиак на Глубокой реке, Кампин на Манки-Ривер и Цоите на Ситти. [ 9 ] [ кол. 5 ] Из них Нито, Яшаль, Палиак, Кампин и Цоите расположились на побережье, а остальные — внутри страны. [ 10 ] Основным поселением был одноименный Манш, в котором, как полагают, проживало около ста семей, в которых проживало несколько поколений. [ 11 ] Целак был самым близким к Верапасу, всего в 30 километрах (19 милях) от Каабана . [ 12 ] [ номер 6 ]
История
[ редактировать ]Предварительный контакт
[ редактировать ]Начиная с середины восьмого века, регион, в котором вскоре будет располагаться территория Манш Чол, пережил заметную политическую и демографическую дезинтеграцию , включая распад городов-государств и массовый исход из них в страну. [ 13 ] В результате к десятому веку растущая территория скорее состояла из небольших общин, расположенных в отдаленных районах. [ 13 ] На основании лингвистических, этнографических и археологических находок жители территории считаются вероятными потомками жителей региона классического периода. [ 14 ] [ номер 7 ] Считается, что они были ограничены пределами территории Манче Чол в период контакта из-за миграции после 900 г. носителей Юкатекана из северных низменностей. [ 15 ]
Испанский контакт
[ редактировать ]Конкистадор Эрнан Кортес прошел через территорию Манш Чол в 1525 году и описал ее как малонаселенную. [ 16 ] В 16 веке прибрежные города Кампин и Цоите были переданы в энкомьенда Эрнандо Санчесу де Агилару; они подпадали под юрисдикцию колониального Бакалара , [ 17 ] на побережье Юкатана недалеко от Четумаля . [ 18 ] Хотя некоторые манче-чолы посетили монахов-доминиканцев в Кобане , Верапас, в 1564 году, [ 19 ] испанцы снова не контактировали с центральным Маншем до 1603 года, когда доминиканские миссионеры впервые попытались евангелизировать их и начали собирать разрозненных жителей в города. [ 11 ] Во второй половине 16 века все еще независимый Манче Чол стал убежищем для христианизированных майя, живших под испанским господством в Верапасе, которые хотели сбежать и жить как отступники среди них и их соседей из Лакандон Чол. [ 20 ] В 1596 году доминиканский монах Хуан Эсгерра сообщил, что видел в Каабане одиннадцать маншских торговцев; он утверждал, что Манче Чол были частыми гостями в городе. В 1600 году снова сообщалось о регулярном присутствии торговцев Манче Чол в Кахабоне, и, как сообщается, они прибывали в большем количестве на городские праздники в честь его святого покровителя. [ 21 ] В 1605 году монах Эсгерра жаловался на большое количество христианизированных майя-кекчи из Кахабона, которые бежали из города, чтобы жить как отступники среди манче-чолов. [ 22 ]
К 1606 году миссионеры сосредоточили множество манче-чолов в девяти новых миссионерских городах и начали проникать на территорию соседних мопан-майя, которые находились на границах крайне независимой Ицы в центральном Петене. [ 19 ] К 1628 году доминиканцы ухаживали за 6000 майя в той части территории Манче Чол, к которой они получили доступ. В эту цифру вошли некоторые беженцы-отступники из контролируемого Испанией Кахабона. Оценки общей численности населения Манш-Чола в середине 17-го века варьируются от 10 000 до 30 000, при этом выдающийся майянист 20-го века Дж. Эрик С. Томпсон предпочитал меньшую цифру, а не высокие оценки летописцев 17-го века. [ 11 ] Проникновение доминиканцев на территорию Мопан встревожило Ица, которые начали преследовать Манче Чол, изгоняя их из миссионерских городов. [ 19 ]
Несмотря на успехи доминиканцев среди манш в начале 17 века, они потерпели серьезное поражение в начале 1630-х годов, когда Ица и Мопан напали на миссионерские города Манче Чол, изгнав доминиканцев на десятилетия. [ 23 ] Доминиканцы вернулись в 1670-х годах и смогли восстановить несколько миссий в регионе. [ 23 ] В конце 17 века испанские монахи жаловались на неверность Маншей; что они быстро приняли христианство и столь же быстро отказались от него. Монах Франсиско Гальегос жаловался, что попытка сосредоточить манш в миссионерских городах «все равно, что держать птиц в лесу без клетки». [ 22 ] Из-за исторических связей между Манче Чол и жителями испанского Кахабона испанские колониальные власти использовали жителей Кахабона майя в качестве проводников, переводчиков и проповедников-мирян в своих попытках включить Манче в состав империи. [ 24 ] К 1670-м годам Манче Чол оказались в затруднительном положении: с одной стороны они были вынуждены подчиниться торговым требованиям Ицы под угрозой вооруженных репрессий, а с другой стороны были вынуждены заниматься грабительской торговлей с испанскими городами -энкомьендами . [ 25 ] В конце 1670-х годов Себастьян де Оливера, алькальд-мэр (губернатор) Верапаса, ввел обязательные торговые цены на Манш-Чол, вынудив один город покупать 70 мачете по цене, в 2,5 раза превышающей текущую цену, уплачиваемую какао. [ 26 ] Отказ от торговли был встречен насилием, и если Манш не мог позволить себе требуемую цену, представители Оливеры конфисковали товары, одежду, домашнюю птицу и ранее проданные металлические инструменты. [ 27 ] В 1684 году трое монахов-францисканцев были убиты при попытке евангелизировать жителей Пальяка. [ 28 ] Трое миссионеров сопровождали испанскую экспедицию по сбору ценного какао; экспедиция, вероятно, была сопряжена со значительным насилием со стороны испанцев. [ 29 ] Вполне вероятно, что монахов приносили в жертву, вырезая им сердца. [ 28 ]
Вымирание
[ редактировать ]В 1678 году население Манш Чхола было опустошено болезнью; в окрестностях города Сан-Лукас-Цалак от него погибли все дети в возрасте до шести лет и почти все дети в возрасте до десяти лет. Общее количество смертей, включая взрослых, составило более 400 человек, и эпидемия побудила всех манче чолов в пострадавшем регионе покинуть миссионерские города и бежать в лес. [ 11 ] Испанцы предприняли ряд дальнейших попыток умиротворить Манче Чол, но в конечном итоге они оказались безуспешными, и Манш Чол восстали в 1689 году. [ 23 ] В том же году многие манш-чолы были насильно переселены в долину Урран в высокогорье, в результате чего многие сады Манш были заброшены; в конечном итоге это привело к краху региональной торговой сети, которая к тому времени была полностью связана с колониальной Гватемалой и поставляла в нее неизвестное количество какао. [ 30 ]
В 1694 году два монаха- францисканца отправились из Гватемалы, чтобы посмотреть, смогут ли они добиться успеха там, где потерпели неудачу доминиканцы. [ 31 ] Антонио Маргил и Мельчор Лопес покинули Кобан в августе 1693 года, чтобы разыскать враждебных Лакандон Чолс в глубине тропического леса. [ 32 ] Антионио Маргил уже провел два года среди Манче Чол. [ 33 ] Хотя они нашли Лакандон, миссия провалилась, и монахи были вынуждены бежать. [ 32 ] Разочарованные своей неудачей, в апреле 1694 года монахи написали письмо президенту Королевской Audiencia Гватемалы , Хасинто де Барриосу Леалю в котором заявили, что, по их убеждению, любые дальнейшие мирные попытки обратить народы чоль бессмысленны и что время пришло. для военных действий. [ 34 ]
Испанцы -завоеватели провели несколько операций по переселению Манче в Альта-Верапас , и их переселение было завершено в 1697 году, вскоре после того, как испанцы окончательно разгромили своих соседей Ица-Майя на северо-западе. [ 35 ] Большая часть уцелевших манче-чолей была насильно переселена в Гватемальское нагорье , в деревни Эль-Чоль и Белен, в долину Урран возле Рабиналя . Переселенный Манче Чол пострадал от резкой смены климата: от тропических равнинных дождевых лесов к холодным высокогорьям. Их испанские повелители часто не обеспечивали их подходящей одеждой, и многие из них умерли. [ 11 ] Депопуляция земель Манш и Лакандон Чол и, как следствие, разрушение давних торговых путей привели к постепенному обнищанию колониального Верапаса. [ 36 ]
В 1699 году испанская экспедиция под командованием сержанта Мартина де Монтойи была отправлена из испанского гарнизона Нуэстра-Сеньора-де-лос-Ремедиос-и-Сан-Пабло, Лагуна-дель-Ица (бывший Нойпетен), для расследования деятельности индейцев на бывших территориях Чол и Мопан. [ 37 ] Он нашел доказательства того, что во всех землях, которые он пересекал, все еще жили выжившие майя, о чем свидетельствовали тщательно ухоженные сады какао и ванили. Сообщается, что в это время в Белене проживало 400 майя, переселенных из того же района. [ 30 ]
К 1710 году население Манче Чхола в Белене сократилось до четырех человек; все остальные умерли в результате болезней, голода и тоски . [ 30 ] К 1770 году Манш Чол практически вымерли; их первоначальная территория была заброшена и превратилась в дикую местность, а немногие выжившие переселились в высокогорье, их насчитывалось не более 300 человек во всей долине Урран, где было почти столько же испанцев и ладино . [ 11 ] Многие манче-чолы в Верапасе были поглощены растущим населением майя Кекчи , [ 38 ] которые постепенно заняли освободившиеся земли Манша. [ 39 ] Вполне возможно, что несколько манче-чолов выжили в лесных районах района Толедо в Белизе и позже были поглощены прибывшими кекчи в конце 19 века. [ 40 ] В самом начале XIX века некоторые майя все еще говорили на чоле в Кобане. [ 41 ]
Общество
[ редактировать ]Образ жизни
[ редактировать ]Сообщается, что мужчины Манче Чола не носили одежды или носили набедренные повязки, закрывающие нижнюю часть тела; женщины носили тонкотканые хлопчатобумажные юбки, а некоторые дополнительно надевали на голову и грудь тонкую белую ткань. Судя по их отличительной одежде, в частности головным уборам в стиле тюрбана, манш чол считаются вероятными потомками жителей региона классического периода; подобные головные уборы были проиллюстрированы в классическом искусстве майя из Ним Ли Пунит , и такие головные уборы были ограничены юго-восточными низменностями майя и использовались в таких городах, как Копан , Киригуа и их спутники. [ 42 ] Мужчины еще больше отращивали волосы; после евангелизации они были вынуждены сократить ее, и это вызвало много недовольства. [ 43 ]
Манш Чол практиковали многоженство ; Обращенные мужчины были вынуждены отказаться от всех своих жен, кроме одной. Утверждается, что это вызвало такое беспокойство среди некоторых мужчин, которые были переселены в Гватемальское нагорье, что, как сообщается, они умерли от этого. [ 43 ]
Манш Чол питались кукурузой; кукурузу в основном употребляли в жидкой форме, например, в позоле , и, вероятно, ее ели как тамале . В их рацион также входили фасоль, перец чили, сладкий картофель и индейка . Подорожник и сахарный тростник были завезены на территорию Манш Чол после контакта с европейцами. [ 43 ]
Религия
[ редактировать ]Манче Чол использовал вариант календаря майя , в котором 365-дневный год был разделен на восемнадцать месяцев по 20 дней и заканчивался 5-дневным «несчастливым» периодом. [ 43 ] Они поклонялись ряду природных божеств майя , особенно богам гор и опасных горных перевалов, богам рек и водоворотов, а также богам перекрестков. Одним из названных богов был Эскурручан или Шкарручан , горный бог, который, как говорили, обитал на вершине горы недалеко от водопада Грасиас-а-Диос на реке Сарстун. [ 44 ] На вершине горы располагалась ухоженная площадь с постоянно горящим костром, чтобы путешественники могли делать подношения копаловых благовоний. Еще одного горного бога звали Ватанчу , что переводится как «прямой бог», который обитал на вершине по дороге из Чулула в Манш. [ 45 ] Бога смерти и подземного мира Манче Чол звали Цизин . [ 43 ] В 1635 году Мартин Товилья , губернатор Верапаса, рассказал, что главных богов Манша звали Канам , Ман и Чуемекшель . [ 46 ] Он сообщил, что священники территории носят искусно расписанные облачения, сделанные из коры деревьев. Священникам во время ритуалов служили молодые женщины в перьях, гирляндах и ожерельях. [ 47 ] Манче Чол приносили жертвы своим божествам, включая копаловые благовония, индеек и человеческую кровь, как в результате личного кровопускания , так и в результате человеческих жертвоприношений . [ 43 ]
Коммерция
[ редактировать ]Манче Чол были интегрированы в региональную торговую сеть , в которую входили их соседи Ица и Лакандон Чол, и предусматривала обмен таких продуктов, как какао , аннато и ваниль, на соль, единственный местный источник которой контролировался Ица после испанского завоевания. провинции Акалан . [ 48 ] [ номер 8 ] Эта торговая монополия поддерживалась силой со стороны Ицы, которая энергично следила за тем, чтобы Манче Чол оставался им в подчинении. [ 48 ] [ номер 9 ] Даже после того, как в XVI веке города территории на побережье Белиза попали под контроль Испании, они продолжали поддерживать тесные связи с независимыми поселениями во внутренних районах Манша. [ 17 ] Торговля продолжалась, и смешанные браки были обычным явлением. [ 8 ] Города в бассейне реки Канкуэн торговали по суше и речным путям как с независимой Ицей (особенно с Нойпетеном ), так и с колониальным Верапасом (в основном с Кобаном и Кахабоном). [ 49 ]
Купцы территории использовали два основных торговых пути; первый пошел на север вдоль реки Мопан в Чакчилан, затем по суше в Нойпетен. Второй следовал по реке Канкуэн до Йола и там впадал в реку Пасион на севере, покидая реку, когда она поворачивала на запад, и продолжая путь по суше до Нойпетена. [ 8 ] Ксокмо, расположенный на реке Сакапулас , был торговым портом, где маншские и лакандонские чолы встречались для торговли какао и аннато. В Ксокмо была крупная ярмарка, которая проводилась еще в 1676 году, куда приезжали торговцы из различных колониальных и независимых поселений; в их число входили Нойпетен и города Кобан, Сан-Агустин-Ланкин и Сакапулас в колониальном Верапасе. [ 49 ] Купцы Манче Чол торговали какао и аннато в энкомьенда- городах Верапаса в обмен на металлические инструменты (особенно топоры и мачете) и соль. [ 50 ] Другие товары, продаваемые в Манше кекчи из колониального Верапаза, включали хлопчатобумажные ткани и перья кетцаля . [ 51 ] Кекчи использовали эту торговлю для поставок продукции, необходимой их испанским повелителям в рамках системы repartimiento . [ 36 ] Манш производил ряд товаров для торговли, изготовленных из ресурсов южных гор Майя в Белизе; в их число входили духовые ружья, луки и стрелы, топоры из зеленого камня тонкой работы, гамаки, манос и метатес , керамика и трость, и все это продавалось по всему южному региону майя. [ 52 ]
Манче Чол часто контактировали с жителями Каахона на юго-западе, которые продолжались и после того, как Кахабон был включен в состав Верапаса. [ кол. 10 ] Нито был важным портом для морской торговли, который поддерживал прочные связи с такими далекими местами, как провинция Акалан на территории нынешнего южного Кампече в Мексике. [ 53 ]
Они выращивали относительно мало кукурузы, концентрируя свое сельскохозяйственное производство на таких престижных культурах, как какао, аннато и ваниль. [ 48 ] [ номер 11 ] Основные поселения территории, как на побережье, так и внутри страны, известны своими огромными плантациями какао и аннато. [ 8 ]
Управление
[ редактировать ]Сообщается, что на территории отсутствует сложная политическая организация. [ 54 ] Манш Чол обычно жили в небольших деревнях или деревнях, которыми управлял один или несколько вождей; они были менее политически сложными, чем их соседи Лакандон и Ица, и не управлялись главным королем или вождем. [ 54 ] [ номер 12 ]
Манш — это название основной линии Манша, которая, как полагают, основала большинство поселений на территории. [ 55 ]
Наследие
[ редактировать ]В 2009 году постклассические археологические находки на территории Манш Чол были описаны как «плохо известные». [ 56 ] [ номер 13 ] Примечательно, что узкоспециализированные методы производства аннато, какао и ванили Манче Чол были приняты прибывшими кекчи и до сих пор применяются в небольших масштабах в Альта Верапас, Гватемала. [ 57 ] Среди современных кэкчи до сих пор существует традиция, согласно которой эти сады принадлежат их предкам, духам чолкуинков , которым не хватает соли и которые заменяют ее какао. [ 58 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Пояснительные сноски
[ редактировать ]- ^ Термин manche происходит от морфем men , означающих «ремесленник», и che , означающих либо «племя», либо «дерево»; это было название крупного поселения Манче Чол Ваньерка 2009 , с. 181.
- ^ То есть в южной части бассейна Петен , на юге Белиза и в районе озера Изабаль ( Томпсон 1966 , стр. 27, Джонс 2000 , стр. 353). Ваньерка 2009 , с. 181 описывает территорию как простирающуюся от «юго-востока Гватемалы и северо-запада Гондураса, от Каахона на северо-востоке Альта-Верапаса до района вокруг реки Рио-Дульсе в нижней части долины Мотагуа и вверх до южного Белиза, до района вокруг реки Сарстун до реки Река Манки и далее к Карибскому побережью».
- ↑ Земли Чолана простирались от Лагуны-де-Терминос через джунгли Лакандон, через предгорья Сьерра- де-лос-Кучуматанес на восток до южного Белиза. Их жители упоминались в испанских колониальных документах как Чолс или Чоланы . Беккей, 2012 г. , параграф. 3, карта 3 идентифицирует семь таких групп примерно в 1500 году нашей эры, а именно: Чорти, Манче Чол, Чол Паленкано, Чонталь, Токегуа, Чол Лакандон и Акала.
- ^ Хотя Becquey 2012 , параграф 19, карта 6 определяет Манш на полпути между Канкуэном и Мохо , а Цалак размещает на некотором расстоянии от самого Сарстоуна. Также отметим, что некоторые поселения были переименованы испанцами, а именно: Йол (Санто-Доминго Йол), Якша (Сан-Пабло-Якша), Манче (Сан-Мигель Манче) и Цалак (Сан-Лукас-Салак) ( Caso Barrera & Aliphat Fernández 2006 , стр. . 34–35).
- ^ Хотя сообщалось, что носители Юкатеканского языка были «в районе реки Ситти», по крайней мере, в 17 веке ( Peramaki-Brown, Morton & Jordan 2020 , стр. 223). Грэм 2011 , с. 249 аналогичным образом утверждает, что к 1641 году «Сойте (Ситти) [Цоите] говорило как на юкатекском языке, так и на манче-чольском [т.е. на юкатекском и чоланском] языке». Поэтому некоторые ученые исключают Ситти из территории Манче Чол, как это делает Ваньерка 2009 , стр. 181, например.
- ^ Крещен испанцами ( Кейс Баррера и Алифат Фернандес, 2006 , стр. 54).
- ↑ Их язык, чолти, происходит от восточного чолана, древнего языка чолан, который сейчас считается наиболее вероятным кандидатом на классические майя . Кроме того, сообщается, что Манче Чол носили головные уборы, подобные тем, которые изображены в классическом искусстве городов-государств региона ( Wanyerka 2009 , стр. 182). Наконец, археологические раскопки выявили непрерывную оккупацию или использование по крайней мере части территории в период от классического до постклассического периода (например, Peramaki-Brown, Morton & Jordan 2020 , стр. 224 для северо-восточной части).
- ^ Бекки 2012 , параграф. 17, карта 5, отмечается, что les données historiques mettent en évidence l’importance du commerce que ces différentes Populations entretenaient entre elles, les terres chol manché en constituant le cœur , «исторические данные подчеркивают важность торговли, которую эти разные группы населения [Q] группы «экчи», Ч'олан и Юкатека] поддерживаются между ними земли Манш Чол составляют его сердце». Wanyerka 2009 , стр. 182–183 предполагает, что «двуязычие, возможно, уже давно существовало на [Территории] в результате тесных культурных контактов, торговли и взаимодействия между носителями [ч'олти'-] этого региона и жителями прилегающие регионы [например, говорящие на мопане]».
- ^ Мачо 2018 , с. 110 далее отмечает, что отношения Лакандон Чол и Манш Чол, возможно, были холодными, несмотря на их коммерческие связи, поскольку испанский монах Габриэль де Салазар сообщил в 1620 году, что los del manche temen al lacandon y son enemigos , «те [жители] Манш боится [жителей] Лакандона, и они наши враги».
- ^ Энглхардт и Карраско 2019 , стр. 135–136 отмечают, что лингвистические данные свидетельствуют о том, что «на Кекчи [говорящих] из Чолти [говорящих] было значительное влияние из-за их близости прямо к колониальный период и, вероятно, гораздо раньше».
- ^ Касо Баррера и Алифат Фернандес 2006 , с. 44 позволяют предположить, что местные лидеры и основные жители территории, возможно, монополизировали сельскохозяйственное производство и торговлю. Во-первых, они отмечают, что, хотя «исторические источники не уточняют, кому принадлежали эти сады [ пакабуб , пермакультуры какао-аннато-ванили], но почти наверняка они были собственностью своих правителей и руководителей». Далее они предполагают, что «похоже, что родственники правителей действовали как айкалуб [элитные купцы, которые монополизировали торговлю с Ица и Верапас]».
- ^ Ваньерка 2009 , с. 182 отмечает, что «[испанский монах Жозеф] Дельгадо сообщил [в 1670-х годах], что Манче Чол жили в небольших поселениях и что им не хватало какой-либо реальной политической сплоченности [; мелкие вожди управляли несколькими поместьями без какой-либо преданности или дань уважения кому-либо, кроме себя». Однако Касо Баррера и Алифат Фернандес 2006 , с. 31 отмечает, что эта кажущаяся политическая простота может быть иллюзорной, учитывая, что этот вывод первоначально исходит из отчетов доминиканских монахов, которые сами пытались «обратить и контролировать эту группу [манш-чол]». Caso Barrera & Aliphat Fernández 2006 , стр. 44–45 далее предполагают, что возрастающее влияние некоего «великого лорда Акусаха [Ах Кусаха?]», который, как сообщается, «очень уважал» на Территории примерно к 1600 году, может указывать на большую политическую организацию, чем очевидно в доминиканских отчетах. Они также утверждают, что рост авторитета этого лорда в начале 17 века мог быть «из-за постоянных нападений [на территорию], совершаемых государством Ица, а также факта постоянного давления со стороны испанцев и доминиканцев. Орден, который пытался обратить их во что бы то ни стало».
- ^ Аналогично, Касо Баррера и Алифат Фернандес 2006 , с. 31 отмечают, что «эта группа [манче-чол] недостаточно изучена и плохо понята, поскольку по сравнению с соседними Лакандоном и Ицей кажется, что их политическая и социальная организация была отличительной».
Краткие цитаты
[ редактировать ]- ^ Томпсон 1966 , с. 27; Джонс 2000 , с. 353.
- ^ Джонс 2000 , с. 353.
- ^ Becquey 2012 , пункт 19, карты 3, 6, 8.
- ^ Томпсон 1938 , стр. 586, 590; Беккей 2012 , карта 6.
- ^ Томпсон 1938 , стр. 586–587; Джонс 1998 , стр. 5, 112; Райс и Райс 2009 , с. 11.
- ^ Хименес Аболладо 2010 , с. 94.
- ^ Томпсон 2019 , с. 157; Бекки, 2012 г. , п. 19; Ваньерка 2009 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б с д Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , стр. 34–35.
- ^ Becquey 2012 , пункт 19, карта 6.
- ^ Томпсон 1938 , стр. 590; Фельдман 2000 , с. 234; Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Томпсон 1966 , с. 28.
- ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 54; Томпсон 1988 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 2019 , с. 30.
- ^ Ваньерка 2009 , стр. 181–183; Джонс 2000 , с. 354.
- ^ Becquey 2012 , п. 10, карты 2, 3; Джонс 2000 , с. 354.
- ^ Томпсон 1966 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 34.
- ^ Джонс 1998 , с. 130; ИТМБ 2000 .
- ^ Jump up to: а б с Джонс 1998 , с. 49.
- ^ Ловелл 2000 , с. 415.
- ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2007 г. , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2007 г. , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с Джонс 1998 , с. 7.
- ^ Томпсон 1938 , с. 586.
- ^ Мачо 2018 , с. 110.
- ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 45.
- ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2007 г. , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1988 , с. 35.
- ^ Пруфер 2002 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б с Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 46.
- ^ Вы 1996 , с. 134
- ^ Jump up to: а б Вы 1996 , с. 135.
- ^ Вебр 2004 , стр. 2–3.
- ^ Вы 1996 , стр. 135–136; Вебер 2004 , с. 3.
- ^ Джонс 2000 , с. 353; Джонс 1998 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2012 г. , с. 292.
- ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 46; Шварц 1990 , с. 37.
- ^ Anaya 1998 , p. 17.
- ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2012 г. , с. 292-293.
- ^ Анайя 1998 , стр. 17, 17n79, 18n80, 21, 21n99.
- ^ Фельдман 2000 , стр. 187–188.
- ^ Ваньерка 2009 , стр. 182, 460, 529.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Томпсон 1988 , с. 46.
- ^ Ваньерка 2009 , с. 182.
- ^ Томпсон 1938 , с. 594.
- ^ Фельдман 2000 , стр. 85, 110.
- ^ Фельдман 2000 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б с Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 35.
- ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , с. 36; Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2007 г. , с. 49.
- ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2007 г. , с. 51.
- ^ Ваньерка 2009 , с. 177.
- ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2006 г. , стр. 31–32; Патч 1993 года , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Ваньерка 2009 , с. 182; Касо Баррера и Алифат Фернандес 2006 , с. 31.
- ^ Зарплата 2014 , с. 28.
- ^ Райс и Райс 2009 , с. 13.
- ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2012 г. , стр. 292, 297–298.
- ^ Дело Барреры и Алифата Фернандеса, 2012 г. , стр. 297–298.
Полные цитаты
[ редактировать ]- Айссен, Джудит; Англия, Нора К.; Завала Мальдонадо, Роберто, ред. (2017). Языки Майя . Серия языковых семей Рутледж. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-315-19234-5 . LCCN 2016049735 .
- «Искусство и лексика языка чолти, 1695 г.» (PDF) . Американское философское общество (запись в каталоге). Архивировано (PDF) из оригинала 20 августа. Получено 26 июня.
- Анайя, С. Джеймс (1998). «Права аборигенов майя на землю и ресурсы и конфликт из-за вырубки леса в Южном Белизе» . Йельский журнал по правам человека и праву развития . 1 (1). Нью-Хейвен, Коннектикут, США: Йельский университет: 17–52. OCLC 315757620 . Проверено 21 июня 2014 г.
- Бекки, Седрик (5 декабря 2012 г.). «Какие границы имеют население Чоланов?» . Семинары по антропологии (на французском языке). 37 (37). doi : 10.4000/ateliers.9181 .
- Бракамонте и Соса, Педро (2001). Незавершенное завоевание Юкатана: горные майя, 1560–1680 (на испанском языке). Мехико, Мексика: Центр исследований и высших исследований в области социальной антропологии, Университет Кинтана-Роо. ISBN 970-701-159-9 . OCLC 49519206 .
- Бринтон, Дэниел Г. (март 1869 г.). «Уведомление о некоторых рукописях на языках Центральной Америки» . Американский научный журнал . 2-я серия. 47 (140): 222–230. дои : 10.2475/ajs.s2-47.140.222 .
- Касо Баррера, Лаура; Алифат Фернандес, Марио (2006). «Какао, ваниль и аннато: три системы производства и обмена в низменностях южных майя, XVI–XVII вв.». Журнал латиноамериканской географии . 5 (2). Остин, Техас, США: Издательство Техасского университета: 29–52. дои : 10.1353/lag.2006.0015 . ISSN 1545-2476 . JSTOR 25765138 . OCLC 356573308 . S2CID 201743707 .
- Баррера Кейс, Лаура; Алифат, Марио (2007). Лапорт, Ж.П. Арройо, Б.; Мехия, Х. (ред.). «Отношения Верапаза и низменностей центральных майя в 17 веке» (PDF) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). ХХ (2006). Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии : 48–58. OCLC 173275417 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2013 года . Проверено 26 июня 2014 г.
- Баррера Кейс, Лаура; Алифат Фернандес, Марио (сентябрь 2012 г.). «Лучше сады какао и аннато, чем золотые и серебряные рудники: специализированные сады Манш Чолес и Кекчиес» . Латиноамериканская античность (на испанском языке). 23 (3). Общество американской археологии: 282–299. дои : 10.7183/1045-6635.23.3.282 . S2CID 163935279 . (требуется подписка)
- Энглхардт, Джошуа Д.; Карраско, Майкл Д., ред. (2019). Межрегиональное взаимодействие в древней Мезоамерике (PDF) . Луисвилл, Колорадо, США: Университетское издательство Колорадо. дои : 10.5876/9781607328360 . ISBN 978-1-60732-983-1 . LCCN 2019000679 .
- Фельдман, Лоуренс Х. (2000). Затерянные берега, забытые народы: испанские исследования юго-восточной низменности майя . Дарем, Северная Каролина, США: Издательство Университета Дьюка . ISBN 0-8223-2624-8 . OCLC 254438823 .
- Сражался, Джон (1984). «Чолти Майя: Очерк». В Райфлер Брикер, Виктория; Эдмонсон, Манро С. (ред.). Лингвистика . Дополнение к Справочнику индейцев Средней Америки. Том. 2. Остин, Техас, США: Издательство Техасского университета. стр. 43–55. ISBN 0-292-77577-6 . OCLC 310668657 .
- Грэм, Элизабет (2011). Христиане майя и их церкви в Белизе шестнадцатого века . Исследования майя. Гейнсвилл, Флорида, США: Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-3666-3 .
- Хопкинс, Николас А. (1985). «К истории чольского языка». В Грин Робертсон, Мерл ; Филдс, Вирджиния М. (ред.). Пятый круглый стол в Паленке, 1983 г. (PDF) . Сан-Франциско, Калифорния, США: Институт доколумбового искусства. стр. 1–5. LCCN 85060786 . OCLC 12111843 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 августа 2023 года.
- Хоувальд, Гетц Ф. фон, изд. (1979). Комментарий . Николас де Валенсуэла: завоевание Лакандона и завоевание Чоля. Том. 2. Берлин: Коллоквиум Verlag. ISBN 3-7678-0485-9 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ITMB (2000) [впервые опубликовано ITMB в 1998 году]. Юго-восток Мексики (Карта) (2-е изд.). 1:1000000. Карты международных путешествий. Ричмонд, Британская Колумбия, Канада: Издательство ITMB. ISBN 0-921463-22-7 . OCLC 46660694 .
- Хименес Аболладо, Франсиско Луис (2010). «Уменьшение неверных индейцев в пустыне Чол: экспедиция сержанта-майора Мигеля Родригеса Камило в 1699 году» . Исследования культуры майя (на испанском языке). 35 . Мехико, Мексика: Национальный автономный университет Мексики: 91–110. ISSN 0185-2574 . OCLC 719367280 . Проверено 18 июня 2014 г.
- Джонс, Грант Д., изд. (1977). Антропология и история на Юкатане . Техасский панамериканский сериал. Остин, Техас, США и Лондон: Техасский университет Press. ISBN 0-2927-0314-7 . ОЛ 18272858W .
- Джонс, Грант Д. (1989). Сопротивление майя испанскому правлению: время и история на колониальной границе . Альбукерке, Нью-Мексико, США: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0-8263-1161-Х . ОЛ 2213175М .
- Джонс, Грант Д. (1998). Завоевание последнего королевства майя . Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-3522-3 .
- Джонс, Грант Д. (2000). «Низменные майя, от завоевания до наших дней». В Адамсе, Ричард Э.В.; Маклауд, Мердо Дж. (ред.). Мезоамерика, Часть 2 . Кембриджская история коренных народов Америки. Том. II. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 346–391. ISBN 0-521-65204-9 . OCLC 33359444 .
- Ловелл, В. Джордж (2000). «Горные майя». В Адамсе, Ричард Э.В.; Маклауд, Мердо Дж. (ред.). Мезоамерика, Часть 2 . Кембриджская история коренных народов Америки. Том. II. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . стр. 392–444. ISBN 0-521-65204-9 . OCLC 33359444 .
- Машо, Жюльен (2018). «Организация и модальность междугородного обмена на «Горе» Петена, 16-17 века». Индий . 35 (1): 97–120. дои : 10.18441/ind.v35i1.97-120 .
- Палка, Джоэл В. (2014). Паломничество майя к ритуальным ландшафтам: идеи археологии, истории и этнографии . Альбукерке, Нью-Мексико, США: Издательство Университета Нью-Мексико . ISBN 978-0-8263-5474-7 . OCLC 864411009 .
- Патч, Роберт В. (1993). Майя и испанцы на Юкатане: 1648–1812 гг . Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-2062-5 . ОСЛК 26255161 .
- Перамаки-Браун, Миган М.; Мортон, Шон Г.; Джордан, Джиллиан М. (2020). «Археология майя в районе Стэнн-Крик, Белиз: от ранних исследований до недавних исследований». Отчеты об исследованиях в области археологии Белиза . 17 : 221–235. ISBN 978-9-7682-6422-0 .
- Пруфер, Кейт Малкольм (июль 2002 г.). Сообщества, пещеры и специалисты по ритуалам: исследование священного пространства в горах майя на юге Белиза (докторская диссертация). Карбондейл, Иллинойс, США: Университет Южного Иллинойса. OCLC 63663930 .
- Райс, Пруденс М.; Райс, Дон С., ред. (2009). «Знакомство с Ковой и их соседями Петенами». Ковой: идентичность, миграция и геополитика в позднем постклассическом Петене, Гватемала . Боулдер, Колорадо, США: Университетское издательство Колорадо . стр. 3–15 . ISBN 978-0-87081-930-8 . OCLC 225875268 .
- Шварц, Норман Б. (1990). Лесное общество: социальная история Петена, Гватемала . Филадельфия, Пенсильвания, США: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 0-8122-1316-5 . OCLC 21974298 .
- Шерер, Роберт Дж .; Трэкслер, Лоа П. (2006) [впервые опубликовано в 1946 году издательством Stanford University Press]. Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- Споры, Роберт, изд. (1986). Этноистория . Дополнение к Справочнику индейцев Средней Америки. Том. 4. Остин, Техас, США: Издательство Техасского университета. ISBN 0-2927-7604-7 . ОЛ 18331655В .
- Томпсон, Эми Э. (декабрь 2019 г.). Сравнительные процессы социально-политического развития в предгорьях Южных гор Майя (кандидатская диссертация). Альбукерке, Нью-Мексико, США: Университет Нью-Мексико. OCLC 1156632404 .
- Томпсон, Дж. Эрик С. (октябрь – декабрь 1938 г.). «Отчеты шестнадцатого и семнадцатого веков о чол-майя». Американский антрополог . Новая серия. 40 (4 (Часть 1)). Уайли от имени Американской антропологической ассоциации: 584–604. дои : 10.1525/aa.1938.40.4.02a00040 . JSTOR 661615 . (требуется подписка)
- Томпсон, Дж. Эрик С. (1966). «Центральный район майя во время испанского завоевания и позже: проблема демографии». Труды Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии (1966). Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 23–37. дои : 10.2307/3031712 . JSTOR 3031712 . (требуется подписка)
- Томпсон, Дж. Эрик С. (1976) [впервые опубликовано в 1970 году издательством University of Oklahoma Press]. История и религия майя . Цивилизация американских индейцев. Том. 99 (3-е издание 1-го изд.). Норман, Оклахома, США: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-8061-0884-3 . ОЛ 11114327W .
- Томпсон, Дж. Эрик С. (1988) [впервые опубликовано в 1972 году издательством Benex Press]. Майя Белиза: исторические главы со времен Колумба . Бенке Вьехо дель Кармен, Белиз: Cubola Productions. ISBN 968-6233-03-2 . OCLC 19255525 .
- Вос, Ян де (1996) [впервые опубликовано в 1980 году издательством Fonapas]. Мир Божий и король: завоевание джунглей Лакандона (1525–1821 гг.) (на испанском языке). Мехико, Мексика: Секретариат образования и культуры Чьяпаса/Фонд экономической культуры. ISBN 968-16-3049-1 . OCLC 20747634 .
- Ваньерка, Филипп Юлиус (август 2009 г.). Классическая политическая организация майя: эпиграфические свидетельства иерархической организации в горном регионе южных майя в Белизе (PDF) (докторская диссертация). Карбондейл, Иллинойс, США: Университет Южного Иллинойса. OCLC 776149169 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 августа 2023 года . Проверено 12 августа 2014 г.
- Вебре, Стивен (19–23 июля 2004 г.). Политика, евангелизация и война: монах Антонио Маргил де Хесус и граница Центральной Америки, 1684–1706 гг . [ Политика, евангелизация и война: монах Антонио Маргил де Хесус и граница Центральной Америки, 1684–1706 ]. VII Центральноамериканский исторический конгресс (на испанском языке). Тегусигальпа, Гондурас: Национальный автономный университет Гондураса. Архивировано из оригинала (DOC) 2 ноября 2014 года . Проверено 9 декабря 2012 г.
- Уилк, Ричард; Чапин, Мак (сентябрь 1988 г.). Этнические меньшинства в Белизе: мопан, кекчи и гарифуна (отчет). Вашингтон, округ Колумбия, США: Агентство США по международному развитию. Идентификатор документа PN-ABI-653.