Люди Ицы
Общая численность населения | |
---|---|
2,926 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Ица , испанский | |
Религия | |
христианство ( римско-католический , евангелистский ) |


Ица проживающая — этническая группа майя, в регионе Петен на севере Гватемалы и в некоторых частях Белиза . Большинство жителей Ицы — жители города Флорес на озере Петен-Ица и близлежащих частей Белиза, где они составляют этническое меньшинство.
Численность представителей этнических групп и говорящих на ице
[ редактировать ]По переписи 2002 года насчитывается 1983 этнических ицы. [2] которые сохраняют некоторые аспекты своей местной культуры. Однако язык ица сейчас практически вымер. Данные, взятые из Летнего института лингвистики (SIL), показывают, что в 1986 году осталось только двенадцать человек, свободно говорящих на ице, и 60 человек, не говорящих свободно, в 1991 году. [3] Однако по переписи 2002 года на нем по-прежнему говорят 1094 человека. [4] Слово «ица» майя означает «волшебные воды» и, возможно, было заимствовано из названия самого озера. [5]
На Юкатане
[ редактировать ]Ица произошли от линии Ах-Ица Юкатекских майя; исторически они были важным мезоамериканским народом, который доминировал на полуострове Юкатан в постклассический период . Ица, возможно, произошла из классического периода города Мотуль-де-Сан-Хосе возле озера Петен-Ица в Гватемале , мигрировав на Юкатан во время краха майя в конце классического периода. [6] Из своей столицы Чичен-Ица в Мексике они основали торговую империю, простирающуюся на юг до города Нако в Гондурасе . Чичен-Ица на языке Ицы означает «устье колодца Ицы».
Книги Чилам Балама повествуют об истории Ицы и упадке их империи от рук банды мексиканизированных майя Путун во главе с королем-наемником Хунаком Сиэлом , основателем династии Коком в Майяпане . Унак Сил сражался с Ицами, но был взят в плен и должен был быть принесён в жертву, брошенный в сенот Чичен-Ицы. Однако он пережил попытку жертвоприношения и, проведя ночь в воде, смог рассказать пророчество бога дождя Чака о предстоящем урожае года. Когда-то он был правителем Маяпана и с помощью колдовства организовал разрушение Чичен-Ицы.

Хотя часть истории Унака Сила кажется скорее мифической, чем исторической, общепризнано, что Ица Чичен-Ицы в конечном итоге проиграли в борьбе за власть между тремя юкатекскими линиями Коком , Сю и Ица, все претендуя на наследие от тольтеков . А около 1331 года археологические находки свидетельствуют о том, что Чичен-Ица и другие места, где доминировала Ица, например, остров Серритос, были заброшены. Падение этих мест произошло одновременно с постепенным вторжением мексиканизированных майя-путун из Табаско и центральной Мексики , и похоже, что именно эти люди действительно стали причиной падения первоначального штата Ица.
В Петене
[ редактировать ]
Затем Ица покинули регион Юкатан или были изгнаны из него и вернулись на юг, в регион бассейна Петен , чтобы построить город Нойпетен в качестве своей столицы. Ной-Петен на языке Ица означает «большой остров». [7] В ранних испанских источниках оно упоминалось как Тайасаль, происходящее от науатля тах-ица («место Ицы»). [8]
Ица были на пике своей территориальной экспансии, когда Кортес прибыл в прибрежные города Чакан Путум и Потончан в 1519 году. Империя Ица занимала 230 000 квадратных километров и была разделена на 4 основных королевства, каждое из которых подчинялось Ице. :
Принцесса науа Малицин (Ла Малинче / Донья Марина) и еще 6 женщин были переданы Кортесу в конце битвы при Куинтле в качестве мирного акта Кан Эк ' Паксболон Начан.
В 1523 году, после падения ацтеков, Эрнан Кортес возглавил экспедицию на территорию современного Гондураса. Находясь на территории империи Ица, он казнил последнего императора ацтеков Куаутемока за заговор с целью его убийства. Позже он посетил Нойпетен с армией испанцев и 600 майя Чонтал по пути в Гондурас в 1523 году и отслужил мессу с Каном Эком из Ицы.
Ица были последним королевством майя, остававшимся независимым от испанцев, и некоторые испанские священники мирно посещали последнего короля Ицы и проповедовали ему еще в 1696 году. 13 марта 1697 года королевство Ица наконец подчинилось испанскому правлению, представленному силы под руководством Мартина де Урсуа , губернатора Юкатана. В северном равнинном регионе Петен проживают семьи, восходящие к доколониальной Ице. Хотя язык Ица находится на грани исчезновения, методы агролесоводства Ицы, включая использование диетических и лекарственных растений, все еще могут многое рассказать о том, как доколониальная Ица управляла низменностями майя. [9]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Итоги 2018 года» (PDF) . Национальный институт статистики Гватемалы . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ «XI Всероссийская перепись населения и VI перепись жилищного фонда (перепись 2002 года) – принадлежность к этническим группам» . Национальный статистический институт. 2002. Архивировано из оригинала 12 июня 2008 года . Проверено 22 декабря 2009 г.
- ^ «Ица» — язык Гватемалы . этнолог. 1986 год . Проверено 2 июня 2008 г.
- ^ «XI Национальная перепись населения и VI перепись жилищного фонда (перепись 2002 года) – Язык или язык, на котором вы научились говорить» . Национальный статистический институт. 2002. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 22 декабря 2009 г.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр.63.
- ^ Дрю 1999, стр.373.
- ^ Королева 1966, с. 20.
- ^ Райс 2009, с. 43.
- ^ Атран, Скотт; Лоис, Химена; Укан Эк, Эдильберто (2004) Растения Майя Петен-Ица , Мемуары Музея антропологии, Мичиганский университет, 38
Ссылки
[ редактировать ]- Дрю, Дэвид (1999) Утерянные хроники королей майя , Вайденфельд и Николсон, Лондон. ISBN 0-297-81699-3
- Рейна, Рубен Э. (осень 1966 г.). «Полуостров, который мог быть островом: Таясал, Петен, Гватемала» (PDF) . Экспедиция . 9 (1). Филадельфия, Пенсильвания, США: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета. ISSN 0014-4738 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2023 г. Проверено 1 февраля 2013 г.
- Райс, Пруденс М. (2009a). «Ковой в геополитико-ритуальной перспективе». В Райс, Пруденс М.; Райс, Дон С. (ред.). Ковой: идентичность, миграция и геополитика в позднем постклассическом Петене, Гватемала . Боулдер, Колорадо, США: Университетское издательство Колорадо . стр. 21–54. ISBN 978-0-87081-930-8 . OCLC 225875268 .
- Шеле и Мэтьюз (1999) Кодекс королей: язык семи священных храмов и гробниц майя , Touchstone/Simon & Schuster, Нью-Йорк. ISBN 978-0-684-85209-6 .
- Шарер, Роберт Дж. (1994). Древние Майя . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-2130-0 .
- Уивер, Мюриэл Портер (1993). Ацтеки, майя и их предшественники: археология Мезоамерики (3-е изд.). Сан-Диего: Академическая пресса. ISBN 0-01-263999-0 .