Территория Мопан
Территория мопан майя Айкал ( Мопан Майя ) | |
---|---|
в. 950–1720-е гг. | |
Статус | Растворенный |
Капитал | Мопан / вероятно, сейчас Сан-Луис |
Общие языки | Мопан Майя |
Религия | Политеизм майя |
Демон(ы) | Мопан; Айкал |
Правительство | Конфедерация поселений с аристократическими и теократическими чертами |
Лидер | |
• как 1697 | Таксим Чан / последний известный |
Историческая эпоха | От постклассики до доколониала |
• Учредил | в. 950 |
• Упразднено | 1720-е годы |
Население | |
• как 1692 г. | 10 000–20 000 / оценка |
Сегодня часть | Белиз ; Гватемала |
Родное имя согласно Джонсу 1998 , с. 21, на основе исторического названия согласно Thompson 1976 , p. 100 и Джонс 1977 , с. 5. Даты основания и роспуска согласно Thompson 2019 , стр. 156 и Джонс 1998 , с. 420. Карта основана главным образом на Becquey 2012 , карты 3, 6 и Feldman 2000 , p. XVIII. Капитал по Джонсу 1998 , стр. 19, 21–22, 433. Общий язык по Томпсону 2019 , стр. 156 и Томпсон 1988 , с. 39. Демонимы по фон Хоувальду, 1984 , с. 263. Правительство согласно Джонсу, 1998 , стр. 20–21. Лидер по фон Хоувальду, 1984 , стр. 266–267. Оценка численности населения по Шварцу, 1990 г. , с. 35. |
Территория Мопан , исторически также известная как Айкал , была постклассическим государством бывшей низменности майя , на территории современных Белиза и Гватемалы .
География
[ редактировать ]Территория «расположена непосредственно к северу от Манче Чол [Территории] и к юго-востоку от озера Петен », а современный город Сан-Луис, Петен , является наиболее вероятным местом расположения древнего Мопана. [ 1 ] Хотя ее полная протяженность остается «практически неизвестной», считается, что территория простиралась на север вдоль реки Мопан , охватывая тем самым территорию Чинамита , и на восток до рек Ситти и Сибун , тем самым охватывая территорию Музул . [ 2 ] Это расположило бы территорию непосредственно к югу от Дзулуиникоба , к юго-востоку от королевства Петен-Ица , к востоку от территории Лакандон, а также к северу и западу от территории Манче-Чол. В частности, считается, что вышеупомянутое Королевство имело заметное политическое, культурное или духовное влияние на территорию. [ 3 ] [ примечание 1 ]
История
[ редактировать ]доколумбовый период
[ редактировать ]Считается, что классические города-государства на территории, которая позже стала территорией Мопан, встретили свой политический и демографический упадок в середине восьмого и середине девятого веков , после краха классических майя , и после этого остались лишь остаточные поселения во внутренних районах. [ 4 ] [ примечание 2 ]
Колумбийский
[ редактировать ]Самым ранним испанцем, прибывшим на территорию, возможно, был Эрнан Кортес , который, как полагают, в 1525 году пересек ее северо-восточную часть. [ 5 ] Самой ранней испанской военной кампанией на территории, возможно, была 1543–1544 годов Pachecos entrada , которая провалилась из-за своевременного заступничества доминиканских монахов . Однако первые попытки доминиканцев по прозелитизму на территории «оказались особенно неудачными». [ 6 ] Это побудило к более решительной деятельности, начиная с 1570-х годов, которая «продолжалась на протяжении всего следующего столетия». [ 7 ] [ примечание 3 ]
Сообщается, что некоторая или большая часть территории подверглась нападению со стороны Королевства Петен-Ица en los últimos años antes de la llegada de los españoles , «в последние годы перед [1697] прибытием испанцев [в Таясал]», последние якобы стремились победить бывшего. [ 8 ] [ примечание 4 ] Естественно считается, что это обострило отношения Мопан-Ица. [ 9 ]
Испанское завоевание Петена привело к тому, что западная часть территории была «забита военным путем до подчинения в конце семнадцатого века». [ 10 ] Совпадение и последующее сокращение по всей территории привело к насильственному переселению большинства жителей в новый испанский Петен к 1720-м годам. [ 11 ] [ примечание 5 ]
Общество
[ редактировать ]Территория была усеяна разбросанными прибрежными деревнями, каждая из которых состояла из одной или нескольких семей говорящих на мопане. [ 12 ] Считается, что в поселениях было «мало свидетельств богатства», например, «как правило, это были хижины обычного типа, хотя и несколько большего размера, служащие храмом». [ 13 ] Несмотря на это, считается, что деревни были организованы в различные родословные группы, которые, в свою очередь, «явно составляют [d] идентифицируемый «народ» или более крупную «нацию», живущую в прилегающем регионе». [ 14 ] [ примечание 6 ]
Наследие
[ редактировать ]Считается, что самое раннее печатное описание территории появилось в «Истории Юкатана» 1688 года Диего Лопеса де Коголлудо , который приписал эту информацию Бартоломе де Фуэнсалиде, монаху-францисканцу , который сам, вероятно, впервые получил ее от делегации Ицы в Типу в 1618. [ 15 ] Однако с тех пор стипендия мало продвинулась. По состоянию на 2009 год состояние археологических и архивных исследований на территории считалось «плохим», а бывшие мопаны описывались как народ, который остается практически неизвестным в материальном и геополитическом отношении, за исключением документальных ссылок или лингвистических реконструкций. [ 16 ] [ примечание 7 ]
Жители территории считаются основными предками современного народа мопан-майя в Белизе и Гватемале.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Пояснительные сноски
[ редактировать ]- ↑ Настолько, что было высказано предположение, что либо они были его союзниками, либо их территория составляла неотъемлемую часть государства Ицаес Таясала , «либо они [мопаны] были их [Ицас] союзниками» или их территория [Территория Мопан] была неотъемлемой частью государства Ица Таясал » ( von Houwald 1984 , стр. 266–267). знал, помимо своего собственного, только «народы» мопане, типу Кан Эк и музулов , «знал только, кроме своего собственного, только «нации» мопане, типу и музулов» ( фон Хоувальд 1984 , стр. 266). После падения Таясала в 1697 году территории , по крайней мере, некоторые из касиков были указаны в испанских записях как те, кто le obedecían a , «подчинялся», Мартину Франсиско Чану, племяннику недавно свергнутого Кана Эка из Таясала ( von Houwald 1984 , стр. 265, Джонс 1998 , стр. 384–385, 418–419).
- ↑ Однако, поскольку языки чоланской ветви семьи языков майя преобладали в южных низменностях майя до девятого века, а языки юкатеканской ветви возникли в северных низменностях, после 900 г. н.э. начались массовые миграции с севера на юг. были предложены для объяснения преобладания языков юкатекской ветви в 16 веке в южных низменностях ( Becquey 2012 , пункты 8-10). Считается, что мопан-майя был первым языком юкатекской ветви, отделившимся от родственных ему языков ( Rice & Rice 2009 , стр. 18, 72, 77–78). Райс и Райс 2009 , с. 71, кроме того, отмечается, что жители территории «почти наверняка были древним [классическим юго-восточным] петенским населением», а Rice & Rice 2009 , p. 93 предполагает, что эти первые жители, возможно, «первоначально [обосновались] в восточной части [Петенских] озер (например, в терминальный классический период), [... и только] позже были вытеснены на юг и восток экспансионистской Ицей. '
- ^ В частности, считается, что успех доминиканской работы в начале 17 века на территории Манче Чол спровоцировал военные кампании Мопан-Ица против испанских миссионерских городов в Терине в 1631–1632 годах ( Jones 1998 , стр. 49–52).
- ^ Jones 1998 , стр. 56–57 предполагает, что эта агрессия «должна была быть частью еще более масштабных усилий по восстановлению контроля Ицы над самой долиной реки Белиз », а также предполагает, что Ица сначала стремились к такому контролю посредством «одной или нескольких войн». , начиная с 1630-х годов, это привело к включению всего региона от Ялаина до Типуджа [включая, по крайней мере, часть западной территории Мопан] в более широкую политическую сферу Ицы». В частности, Джонс 1998 , с. 58 предполагает, что «Мопан, который некоторое время сам был миссионерским городом, вероятно, подвергся нападению со стороны Ица [в 1630-х годах] и впоследствии был включен в политическую систему Ицы как отдаленная колония, в обязанности которой входило наблюдение за границей с [контролируемым доминиканцами] Верапасом ».
- ^ Хотя, по крайней мере, остаточное население в эфемерных, рассредоточенных деревнях, как полагают, избежало такой участи ( Томпсон 2019 , стр. 30–32, 156, Джонс 1998 , стр. 420). Считается, что вскоре к ним присоединились вернувшиеся жители и беженцы из Ицы , и в конечном итоге они были поглощены поселениями беженцев Мопан и Кекчи в конце XIX века ( Thompson 2019 , стр. 31–32, 156, Jones 1998 , стр. 420– 421, Шварц 1990 , стр. 90, Уилк и Чапин 1988 , стр. 9).
- ^ Jones 1977 , стр. xv – xvi и Spores 1986 , стр. 76 предполагают, что территория могла или, скорее всего, имела некоторую степень политического единства или организации, и аналогичным образом Jones 1998 , стр. 20–21 интерпретирует термин «мопан» как «политико-этническое обозначение». Thompson 1976 , стр. 74, 76, тем не менее, предполагает, что каждая деревня могла или, скорее всего, была «независимой, без каких-либо признаков какой-либо наддеревенской организации».
- ^ Джонс 1998 , с. 19 считал мопанов «одним из наименее известных, как исторически, так и географически, из всех равнинных народов майя». Споры 1986 , с. 68 считали, что «все еще не было тщательного исследования [истории Колумбии] в печати».
Краткие цитаты
[ редактировать ]- ^ Джонс 1977 , стр. 5–7, 25; Томпсон 1988 , с. 36; Атран и др. 1993 , с. 634; Джонс 1998 , стр. 5–7, 19, 433–434.
- ^ Джонс 1977 , стр. 5–7, 21; Джонс 1998 , стр. 19–22, 168–169, 433–434; Райс и Райс, 2009 г. , стр. 12–13.
- ^ фон Хоувальд 1984 , стр. 262–263; Джонс 1998 , с. 99; Атран и др. 1993 , с. 639.
- ^ Томпсон 2019 , стр. 30, 70, 156.
- ^ Томпсон 1976 , с. 6; фон Хоувальд 1984 , с. 255; Джонс 1989 , стр. 295–296.
- ^ Споры 1986 , с. 68
- ^ Джонс 1989 , стр. 100–101.
- ^ фон Хоувальд 1984 , с. 263.
- ^ фон Хоувальд 1984 , стр. 266–267; Джонс 1998 , с. 101.
- ^ Споры 1986 , с. 68; Джонс 1998 , стр. 173, 233; Шварц 1990 , с. 35; Уилк и Чапин 1988 , с. 10.
- ^ Томпсон 2019 , стр. 30–32, 156; Джонс 1998 , стр. 408, 420, 516–517.
- ^ Томпсон 2019 , стр. 156–157.
- ^ Томпсон 1976 , стр. 74, 76.
- ^ Джонс 1998 , стр. 20–21.
- ^ Джонс 1998 , стр. 19–20.
- ^ Райс и Райс 2009 , стр. 13, 17.
Полные цитаты
[ редактировать ]- Атран С., Чейз А.Ф., Федик С.Л., Кнапп Г., МакКиллоп Х., Маркус Дж., Шварц Н.Б., Уэбб М.К. (декабрь 1993 г.). «Тропическое агролесоводство Ица Майя [а также комментарии и ответы]». Современная антропология . 34 (5): 633–700. дои : 10.1086/204212 . JSTOR 2744279 . S2CID 147519787 .
- Бекки С. (5 декабря 2012 г.). «Какие границы имеют население Чоланов?» . Семинары по антропологии . 37 (37). doi : 10.4000/ateliers.9181 .
- Бейетт Б.Дж., ЛеКаунт Л.Дж., ред. (2017). «Единственные истинные люди»: связь идентичностей майя прошлого и настоящего . Боулдер, Колорадо: Университетское издательство Колорадо. ISBN 9781607325673 .
- Фельдман Л.Х., изд. (2000). Затерянные берега, забытые народы: испанские исследования юго-восточной низменности майя . Латинская Америка в переводе / В переводе / В переводе. Дарем, Северная Каролина, и Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0822326302 . ОЛ 9874598М .
- Грэм Э (2011). Христиане майя и их церкви в Белизе шестнадцатого века . Исследования майя. Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. ISBN 9780813036663 .
- Хименес Аболладо, Флорида (январь 2010 г.). «Уменьшение индейцев-неверных на горе Чол: экспедиция фельдфебеля Мигеля Родригеса Камило в 1699 году» . Исследования культуры майя . 35 : 91–110. ISSN 2448-5179 .
- Джонс Г.Д., изд. (1977). Антропология и история на Юкатане . Техасский панамериканский сериал. Остин, Техас и Лондон: Издательство Техасского университета. ISBN 0292703147 . ОЛ 18272858W .
- Джонс Г.Д. (1989). Сопротивление майя испанскому правлению: время и история на колониальной границе . Альбукерке, Нью-Мексико: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 082631161X . ОЛ 2213175М .
- Джонс Г.Д. (1998). Завоевание последнего королевства майя . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804733171 .
- Мачо Дж. (2018). «Организация и модальность междугородного обмена на «Горе» Петена, 16-17 века». Индий . 35 (1): 97–120. дои : 10.18441/ind.v35i1.97-120 .
- Райс П.М., Райс Д.С., ред. (2009). Ковой: идентичность, миграция и геополитика в позднем постклассическом Петене, Гватемала . Мезоамериканские миры. Боулдер, Колорадо: Университетское издательство Колорадо. ISBN 9780870819308 .
- Шварц Н.Б., изд. (1990). Лесное общество: социальная история Петена, Гватемала . Серия «Этноистория». Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. JSTOR стабильный/j.ctv4s7k6r .
- Споры Р, изд. (1986). Этноистория . Дополнение к Справочнику индейцев Средней Америки. Том. 4. Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 0292776047 . ОЛ 18331655В .
- Томпсон А.Е. (декабрь 2019 г.). Сравнительные процессы социально-политического развития в предгорьях южных гор Майя (кандидатская диссертация). Альбукерке, Нью-Мексико: Университет Нью-Мексико. OCLC 1156632404 .
- Томпсон Дж. Э. (1976) [впервые опубликовано в 1970 году Univ. Оклахомы Пресс]. История и религия майя . Цивилизация американских индейцев. Том. 99 (3-е издание 1-го изд.). Норман, Оклахома: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0806108843 . ОЛ 11114327W .
- Томпсон Дж. Э. (1988) [впервые опубликовано в 1972 году издательством Benex Press]. Майя Белиза: исторические главы со времен Колумба (переиздание 1-го изд.). Бенке Вьехо, Белиз: Cubola Productions. ISBN 9686233032 . ОЛ 1792198М .
- фон Хоувальд Г.Ф., изд. (1979). Комментарий . Николас де Валенсуэла: завоевание Лакандона и завоевание Чоля. Том. 2. Берлин: Коллоквиум Verlag. ISBN 3767804859 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - фон Хоувальд Г.Ф. (1984). «Карта и описание горы Петен и Ицы: интерпретация документа, датированного вскоре после завоевания Таясала». Индий . 9 : 255–278. дои : 10.18441/ind.v9i0.255-271 .
- Ваньерка П.Дж. (август 2009 г.). Классическая политическая организация майя: эпиграфические свидетельства иерархической организации в горном регионе южных майя в Белизе (докторская диссертация). Карбондейл, Иллинойс: Университет Южного Иллинойса. OCLC 776149169 .
- Уилк Р., Чапин М. (сентябрь 1988 г.). Этнические меньшинства в Белизе: мопан, кекчи и гарифуна (отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Агентство США по международному развитию. Идентификатор документа PN-ABI-653.