Королевство Петен-Ица
Королевство Ица | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1194–1697 | |||||||||
Статус | Королевство | ||||||||
Капитал | Нойпетен | ||||||||
Общие языки | Ица' | ||||||||
Религия | религия майя | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Историческая эпоха | постклассический период | ||||||||
1194 | |||||||||
• Испанское вторжение. | 1697 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Мексика Гватемала Белиз |
Королевство Петен-Ица было королевством, центром которого был город-остров Нойпетен на озере Петен-Ица .
Нойпетен
[ редактировать ]Тайасал находится на небольшом острове, окруженном водой, и, если туземцы не переплывут на каноэ, они не смогут попасть туда по суше; и они белят дома и храмы, чтобы их было видно на расстоянии более двух лиг.
- Берналь Диас дель Кастильо, Подлинная история завоевания Новой Испании.
Берналь Диас дель Кастильо описал Нойпетена в главе CLXXVIII своей « Правдивой истории завоевания Новой Испании». [1]
Нойпетен был плотно застроен зданиями, включая храмы, дворцы и дома с соломенными крышами. [2]
В 1698 году испанские источники описывают, что в городе был двадцать один храм, самый большой из них (который испанцы называли castillo (замок или дворец) имел квадратное основание размером 16,5 метров (54 фута) с каждой стороны. Он имел девять ступеней. уровни и обращены на север; по конструкции он был очень похож на главные пирамиды в Чичен-Ице и Маяпане на Юкатане . Он был примерно вдвое меньше замка Майяпана , каждый из девяти уровней которого мог быть менее 1 метра (3,3 фута) в высоту; Пирамида по-прежнему выглядела внушительно. Возможно, у нее была только одна лестница, а не четыре радиальные лестницы, как в примерах на Юкатане. Пирамида была увенчана святилищем с плоской крышей, в котором находились идолы, изображающие богов Ицы. эта пирамида потребовала бы значительных усилий, но в испанских записях об этом не обнаружено никаких упоминаний. [3]
Когда испанский миссионер Андрес де Авенданьо-и-Лойола посетил город в начале 1696 года, девять храмов недавно были сожжены во время нападения Ковой Майя и впоследствии восстановлены; во время нападения многие дома также были разрушены. [4] Ритуальная керамика, которую испанцы считали идолами, располагалась парами на небольших скамейках по всему городу. После завоевания города испанцы приступили к уничтожению языческих идолов. [5]
История
[ редактировать ]Разделение
[ редактировать ]В 1175 году лига начала распадаться. Жителя Кокома по имени Сил Кауич Ах бросили в сенот Чичен-Ицы . Сенот представляет собой глубокую яму , наполненную водой. От земли до воды 15 метров, а стены очень крутые. Оно считается входом в загробный мир, выбраться из которого практически невозможно. Но Силу удалось выбраться. Он провозгласил себя Аджав духовным и политическим лидером. Он также переименовал себя в Хунака Сила Кауича. Ицы не признавали его власти. Сил собрал множество последователей из Маяпана и региона Коком. В 1194 году Унак Сил Кауич объявил войну Чак Чак Шибу, одному из четырех правителей Чичен-Ицы. Тремя другими братьями были Сак Шиб Чак, Чак Эк Юан и Хун Юан Чак (также называемый уоох Пук). Ицаес окончательно переселился на Тайасал , остров на озере Петен-Ица , в 1194 году. [6]
Начало 16 века
[ редактировать ]В 1525 году, после испанского завоевания Империи ацтеков , Эрнан Кортес возглавил экспедицию в Гондурас по суше, пересекая по пути королевство Ица. [7] Его целью было подчинить мятежного Кристобаля де Олида , которого он послал завоевать Гондурас, но Кристобаль де Олид по прибытии на эту территорию обосновался независимо. [8] Кортес прибыл на северный берег озера Петен-Ица 13 марта 1525 года; Там его встретил Адж Кан Эк'. [9] Римско-католические священники, сопровождавшие экспедицию, отслужили мессу в присутствии Кана Эка, который, как говорят, был настолько впечатлен, что поклялся поклоняться Кресту и уничтожить своих идолов. [10] Кортес принял приглашение короля посетить Нойпетен и переправился в город майя с небольшим отрядом испанских солдат, в то время как остальная часть его армии продолжила движение вокруг озера, чтобы встретить его на южном берегу. [11] Кортес оставил после себя хромую лошадь, к которой Ица относилась как к божеству, пытаясь накормить ее птицей, мясом и цветами, но животное вскоре умерло. [12]
Начало 17 века
[ редактировать ]После визита Кортеса ни один испанец не пытался посетить воинственных жителей Ицы Нойпетена в течение почти ста лет. В 1618 году два монаха- францисканца отправились из Мериды на Юкатане с миссией попытаться мирно обратить все еще языческую Ицу в центральном Петене. де Фуэнсалида и Хуана де Орбита сопровождали алькальд Бакалар ( Бартоломе испанский колониальный чиновник) и некоторые христианизированные майя. После тяжелого шестимесячного путешествия путешественники были хорошо приняты нынешним Кан Эк'. Они пробыли в Нойпетене несколько дней, пытаясь евангелизировать Ицу, но Адж Кан Эк отказался отречься от своей религии майя , хотя и проявлял интерес к массам, проводимым католическими миссионерами. Кан Эк' сообщил им, что, согласно древнему пророчеству Ицы, им еще не пора принимать христианство. Когда Кортес посетил Нойпетен, жители Ицы построили статую обожествленной лошади. Хуан де Орбита был возмущен, когда увидел идола, и тут же разбил его на куски. Фуэнсалиде удалось спасти жизни посетителей от разъяренных туземцев посредством особенно красноречивой проповеди, в результате которой они были прощены. Попытки обратить Ицу потерпели неудачу, и монахи покинули Нойпетен, подружившись с Каном Эком. [12]
Монахи вернулись в 1619 году, прибыли в октябре и пробыли здесь восемнадцать дней. Кан Эк' снова приветствовал их дружелюбно; однако жречество майя было настроено враждебно и завидовало влиянию миссионеров на короля. Они уговорили жену Кана Эка убедить его выгнать незваных гостей. Жилье миссионеров было окружено вооруженными воинами, а монахов и сопровождающих их слуг препроводили к ожидающему каноэ и приказали уйти и никогда не возвращаться. [12] Хуан де Орбита попытался сопротивляться, но воин Ицы лишил его сознания. Миссионеры были изгнаны без еды и воды, но пережили обратный путь в Мериду. [13]
Интерлюдия
[ редактировать ]В 1622 году капитан Франсиско де Миронес отправился из Юкатана, чтобы начать штурм Ицы. Позже к его армии присоединился францисканский монах Диего Дельгадо. По пути в Нойпетен Дельгадо считал, что обращение армии с майя было чрезмерно жестоким, и покинул армию, чтобы отправиться в Нойпетен вместе с восемьюдесятью христианизированными майя из Типу в Белизе . Когда группа прибыла в Нойпетен, их всех схватили и принесли в жертву богам майя . Вскоре после этого Ица застала Миронеса и его солдат врасплох и безоружными в церкви в Сакалуме; их зарезали до человека. Эти события положили конец всем попыткам испанцев связаться с Ицей до 1695 года. [13]
Конец 17 века
[ редактировать ]В 1695 году губернатор Юкатана Мартин де Урсуа-и-Арисменди начал строительство дороги из Кампече на юг в сторону Петена. [13] Францисканец Андрес де Авенданьо следовал по новой дороге насколько это было возможно, а затем продолжил путь в сторону Нойпетена с местными гидами майя. [14] Они прибыли на западную оконечность озера Петен-Ица и были встречены с энтузиазмом местными жителями Ицы. На следующий день нынешний Адж Кан Эк' пересек озеро на восьмидесяти каноэ, чтобы поприветствовать посетителей. Францисканцы вернулись в Нойпетен с Каном Эком и в течение следующих четырех дней крестили более 300 детей Ицы. Авенданьо безуспешно пытался убедить Кана Эка принять христианство и сдаться испанской короне. Царь Ицы, как и его предок, процитировал пророчество Ицы и сказал, что время еще не пришло. Он попросил испанцев вернуться через четыре месяца, после чего Ица обратится в другую веру и присягнет на верность королю Испании. Кан Эк узнал о заговоре конкурирующей группы Ицы с целью устроить засаду и убить францисканцев, и король Ицы посоветовал им вернуться в Мериду через Типу. [15] Испанские монахи заблудились и пережили большие лишения, но в конце концов вернулись в Мериду после месячного путешествия. [16]
Кан Эк отправил эмиссаров в Мериду в декабре 1695 года, чтобы сообщить Мартину де Урсуа, что Ица мирно подчинится испанскому правлению. Испанский отряд во главе с капитаном Педро де Субиауром прибыл к озеру Петен-Ица с 60 солдатами, монахом Сан-Буэнавентурой и союзными воинами юкатекских майя. Хотя они ожидали мирного приема, на них немедленно напали примерно 2000 воинов майя. Сан-Буэнавентура и один из его товарищей-францисканцев, испанский солдат и несколько воинов юкатекских майя были взяты в плен. На следующий день прибыло испанское подкрепление, но оно было отброшено. Такой поворот событий убедил Мартина де Урсуа, что Кан Эк не сдастся мирно, и он начал организовывать полномасштабное нападение на Нойпетен. [17]
Война с Ко'вой
[ редактировать ]В 1696 году королевство Ковой начало нападение на Нойпетен. Ица смогли вытеснить ко'воев из Нойпетена, но город был значительно поврежден. [4]
Завоевание
[ редактировать ]Мартин де Урсуа прибыл на берег озера с испанской армией 1 марта 1697 года и построил укрепленный лагерь и штурмовой катер. 10 марта Кан Эк прислал каноэ с поднятым белым флагом, на котором были эмиссары, в том числе первосвященник Ицы, которые предложили мирную капитуляцию. Урсуа принял посольство с миром и через три дня пригласил Кана Эка посетить его лагерь. В назначенный день Кан Эк не приехал; вместо этого воины майя скопились как вдоль берега, так и в каноэ на озере. Урсуа решил, что любые дальнейшие попытки мирного присоединения Ицы к Испанской империи бессмысленны, и 13 марта был начат водный штурм столицы Кана Эка. [18] Город ; пал после короткой, но кровопролитной битвы, в которой погибло много воинов Ицы испанцы понесли лишь незначительные потери. Выжившие Ица покинули свою столицу и переплыли на материк, многие погибли в воде. [19] Мартин де Урсуа установил свое знамя на самой высокой точке острова и переименовал Нойпетен в Нуэстра-Сеньора-де-лос-Ремедиос и Сан-Пабло, Лагуна-дель-Ица («Богоматерь Исцеления и Святой Павел, озеро Ица»). [20] Кан Эк' вскоре был схвачен с помощью правителя майя Ялаин . [21] Урсуа вернулся в Мериду, оставив Кана Эка и других высокопоставленных членов своей семьи пленниками испанского гарнизона в Нуэстра-Сеньора-де-лос-Ремедиос-и-Сан-Пабло. Подкрепление прибыло из Сантьяго-де-лос-Кабальерос-де-Гватемала (современная Антигуа-Гватемала ) в 1699 году, но задержалось недолго из-за вспышки болезни. Когда они вернулись в столицу Гватемалы, они взяли с собой Кана Эка, его сына и двух его двоюродных братьев. Двоюродные братья умерли в пути, но последний Кан Эк и его сын провели остаток своей жизни под домашним арестом в колониальной столице. [22]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Диас дель Кастильо 1632, 2005, с. 584.
- ^ Джонс 1998, с. XIX.
- ^ Джонс 1998, с. 74.
- ^ Jump up to: а б Джонс 2009, с. 62.
- ^ Райс 2009b, с. 277.
- ^ is:Лига Майяпан#Destruction.C3.B3n из лиги Майяп.C3.A1n
- ^ Джонс 2000, с. 358.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 761.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 762. Джонс 2000, с. 358.
- ^ Шарер и Трэкслер, 2006, стр. 774-775.
- ^ Шарер и Трэкслер, 2006, стр. 775-776.
- ^ Шерер и Трэкслер, 2006, стр. 777-778.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 778. Джонс 2009, с. 59.
- ^ Джонс 1998, с. 206.
- ^ Джонс 2009, с. 59.
Источники
[ редактировать ]- Диас дель Кастильо, Берналь (2005) [1632]. Правдивая история завоевания Новой Испании (на испанском языке). Мехико, Мексика: Editores Mexicanos Unidos, SA ISBN 968-15-0863-7 . ОСЛК 34997012 .
- Джонс, Грант Д. (1998). Завоевание последнего королевства майя . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804735223 . OCLC 38747674 .
- Джонс, Грант Д. (2000). «Низменные майя, от завоевания до наших дней». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II: Мезоамерика, часть 2 . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. стр. 346–391. ISBN 0-521-65204-9 . OCLC 33359444 .
- Джонс, Грант Д. (2009). «Ковой в этноисторической перспективе». В Пруденс М. Райс; Дон С. Райс (ред.). Ковой: идентичность, миграция и геополитика в позднем постклассическом Петене, Гватемала . Боулдер, Колорадо, США: Университетское издательство Колорадо . стр. 55–69. ISBN 978-0-87081-930-8 . OCLC 225875268 .
- Райс, Пруденс М. (2009). «Курильницы и другая ритуальная керамика». В Пруденс М. Райс; Дон С. Райс (ред.). Ковой: идентичность, миграция и геополитика в позднем постклассическом Петене, Гватемала . Боулдер, Колорадо: Университетское издательство Колорадо . стр. 276–315. ISBN 978-0-87081-930-8 . OCLC 225875268 .
- Шерер, Роберт Дж .; Тракслер, Лоа П. (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .