Морская торговля в цивилизации майя

Обширные торговые сети древних майя во многом способствовали успеху их цивилизации, охватывающей три тысячелетия. Королевский контроль майя и широкое распространение иностранных и отечественных товаров как для жизнеобеспечения населения, так и для социального процветания являются отличительными чертами майя, видимыми на большей части иконографии, обнаруженной в археологических записях. В частности, торговля иностранными товарами с Карибского бассейна и побережья Персидского залива на средние расстояния обеспечивала более крупные внутренние города майя ресурсами, необходимыми для поддержания оседлого населения в несколько тысяч человек. Хотя правящий класс по существу контролировал торговую экономику, средний торговый класс контролировал импорт и экспорт из городов и торговых портов. О торговом классе майя известно немного; однако в иконографии иногда представлены купцы царского происхождения. Примечательно, что весла для каноэ часто сопровождают изображения королевских купцов, указывая на их связь с морскими ресурсами. [1]
Водяные лилии также являются узнаваемой чертой иконографии майя: они появляются на керамике и фресках в городах, не имеющих выхода к морю, таких как Паленке , где лилии не могут расти, что еще раз указывает на важный политический символизм водных связей. [2] Каноэ майя в стиле землянки и другие небольшие плавсредства также представлены в различных кодексах , иногда перевозя королевские фигуры или божества. Богатая традиция морской торговли продолжается и в современную эпоху, примером чему является эксплуатация ресурсов прибрежных лагун и рифов вдоль карибского побережья Мексики, Белиза, Гватемалы и Гондураса. В конце концов, усиление зависимости от морской торговли способствовало краху внутренних властных режимов майя, переместив политическое влияние на прибрежные государства, такие как Ушмаль и Чичен-Ица в Терминальной классике. Морская торговая экономика продолжала доминировать в цивилизации майя до периода европейских контактов. [3]
Общие товары прибрежной торговли
[ редактировать ]Одна из крупнейших торговых отраслей побережья заключалась в налаживании добычи соли. [4] Соль является основным продуктом питания, и ее трудно добыть во внутренних районах Центральной Америки. В ответ на эту потребность в прибрежных регионах майя возникли соляные мастерские, практикующие технику салькоцида - кипячение рассола в керамических горшках. Эти соляные мастерские, такие как те, что находятся на острове Амбергис-Кей, в лагуне Плаценсия и лагуне Пунта-Икакос в Белизе, поставляли соль для диетического потребления, а также упаковывали соль для других натуральных ресурсов, таких как рыба, для прибрежной и внутренней торговли.
Торговля солью была товаром как обычных, так и элитных социальных групп, хотя качество соли, вероятно, регулировалось между классами: «белая» соль элитного сорта импортировалась с побережья полуострова Юкатан. [5] [6] Основные предметы домашнего обихода, такие как предметы первой необходимости (кукуруза, бобы, рыба, моллюски, сахар, мед и т. д.), каменные орудия труда, манос и метатес, ткани и простые керамические изделия, производимые повсюду в сфере майя, также должны были попасть в основные портовые торговые площадки для регионального распределения.
Элитные товары прибрежной торговли
[ редактировать ]Торговля элитными товарами является примером сложных экономических явлений майя. Контроль над торговлей товарами элиты майя из внутренних районов в прибрежные регионы имел решающее значение в создании и укреплении политического правления. Доступ к обсидиану, морским ракушкам, шипам ската, керамике искусного изготовления, жадеиту , какао , тканям, перьям кетцаля и золоту был ограничен высшими слоями общества майя. Присутствие этих товаров на объектах как внутри страны, так и на побережье предполагает связи с элитными людьми и с более крупными региональными центрами городов, будь то через торговлю или профессиональное использование. Не все прибрежные территории обязательно были заняты в первую очередь как поселения, а вместо этого действовали как де-факто торговые порты из-за их стратегического расположения в устьях рек. собирался высококачественный кремень и обсидиан из внутренних обнажений обсидиана в высокогорье Гватемалы для транспортировки вниз по реке Белиз в крупные города, такие как Тикаль . Главный торговый объект Мохо-Кей на юге Белиза является одним из таких специфических портов, где в классический период [7]
Уайлд-Кейн-Кей на северном побережье Белиза также работал как торговый порт, ориентированный на зарубежную дистрибуцию обсидиана. Морские ракушки, особенно раковины и спондилы, ценились как за ритуальное использование, так и за элитное украшение. Современный анализ изотопов стронция позволяет обеспечить поставки ракушек во внутренние поселения майя. Точно так же шипы скатов, привезенные с побережья, играли важную роль в ритуалах кровопускания королевских майя для общения с предками и божествами.
Есть свидетельства того, что золото и нефрит, либо в качестве сырья, либо в качестве промышленного продукта, производились лишь в ограниченных количествах в региональной сфере майя. Многие экземпляры этих двух редких элитных товаров были доставлены в результате дальней торговли из Ишмо-Колумбийского региона за пределы культурной сферы майя. Золотые изделия и нефрит происходили из Коста-Рики и Эквадора и, вероятно, продавались по прибрежным маршрутам Карибского бассейна, поскольку внутренние маршруты были в основном непроходимыми. Точно так же артефакты майяского происхождения появляются в археологических записях по всему Истмо-Колумбии. [8] [9]
Порты майя
[ редактировать ]В мире майя известно и идентифицировано большое количество портов. Порты делятся на четыре основные категории; перевалочные порты, автономные порты, порты, контролируемые внутренним государством, и порты отправления. [10]
Холмы
[ редактировать ]Серрос (18.35444N 88.35406W) расположен в заливе Четумаль , в устье реки Нью-Ривер . Это старейший известный порт майя, относящийся к раннему классическому периоду. [11] Серрос — сложное поселение с монументальными зданиями и большим жилым районом, а также каменным причалом и искусственными каналами. [12] Серрос был на пике популярности в эпоху поздней классики. [13] и провел классический период как прежде всего религиозный и жилой объект, а не торговый порт. Ситуация изменилась в постклассическом периоде, когда Серрос снова стал ключевым портом, пока он не был заброшен около 400 г. н.э. [12]
Чак Балам
[ редактировать ]Чак-Балам (18.18218N 87.87073W) расположен на северной подветренной стороне острова Амбергрис-Кей , Белиз, и имеет искусственную гавань шириной более 100 м. Участок организован вокруг площади с постройками на мергелевых платформах, облицованных тесаным известняком. Артефакты, свидетельствующие о торговле на дальние расстояния, найденные в Чак-Баламе, включают обсидиан, базальт, сланец, нефрит и керамику. [14] На этом месте было раскопано несколько захоронений, в том числе одно мужское, похороненное с нефритовыми артефактами и атрибутами ритуального кровопускания, что позволяет предположить, что этот человек принадлежал к элите, возможно, даже к правителю Чак-Балама. [14]
Чак Мул
[ редактировать ]Чак Мул (21.1669N 86.8033W) расположен в Канкуне на карибском побережье Юкатана. Было установлено, что он занимался перевалкой грузов и добычей соли, и на нем имеются артефакты, связанные с Чичен-Ицей. Сайт был занят от Terminal Classic до Postclassic. [10]
Эль Меко
[ редактировать ]Эль-Меко (21.21083N 86.80416W) расположен на восточной стороне вершины Юкатана, напротив острова Мухерес . Это место было занято на протяжении всего классического и постклассического периода, став известным как порт, имеющий сообщение с Чичен-Ицей и Маяпаном , а также как возможный контрольный пункт доступа к Исла-Мухерес. [15]
Остров Серритос
[ редактировать ]Остров Серритос (21,5635 с.ш. и 88,2845 з.д.) расположен на северном побережье Юкатана в Мексиканском заливе и в нескольких милях к востоку от устья реки Лагартос. Остров был определен как крупный порт внутреннего государства Чичен-Ица, хотя он продолжал функционировать после упадка Чичен-Ицы в течение примерно 200 лет. На территории имеются обширные свидетельства наличия причалов на северной, восточной и западной сторонах, а на южной стороне имеется дамба длиной 300 м, расположенная в 80 м от берега и имеющая три входа, один из которых определен как основной и, возможно, был фланговым. по башням. Остров Серритос был заселен с позднего доклассического периода до раннего постклассического периода. [16]
Каменный остров
[ редактировать ]Исла-де-Пьедрас (20,34333 северной широты, 90,49805 западной долготы) расположен в центре побережья Мексиканского залива полуострова Юкатан, недалеко от Джайны. Остров имеет узнаваемые особенности порта и основной период оккупации в классический период, пик которого приходится на позднюю классику. Остров определен как автономный порт. [10] хотя было предположение, что он, возможно, сформировал прибрежное государство с Джайной. [17]
Икспаатун
[ редактировать ]Северная сторона залива Четумаль . Построен на утесах, защищен со стороны суши стенами вокруг основной территории. [14]
Джайна
[ редактировать ]Джайна (20.20876N 90.48628W) расположена в центре побережья Мексиканского залива полуострова Юкатан, недалеко от острова Исла-де-Пьедрас. Остров частично искусственный, его расширили майя. [11] Остров определен как автономный порт. [10] хотя было предположение, что он, возможно, образовал прибрежное государство с островом Пьедрас. [17]
Лагуна Франкос
[ редактировать ]Лагуна Франкос (18.024429N 87.935732W) расположена примерно на полпути вниз по подветренной стороне острова Амбергрис-Кей , Белиз. Участок большой для острова, в основном с отложениями позднего классического периода, и может похвастаться естественной гаванью и формальным расположением насыпей, которые поддерживали постройки из столбов и соломы. Между этими курганами расположены небольшие площади. На этом месте было найдено множество артефактов, свидетельствующих о ведении торговли на большие расстояния, в том числе экзотическая керамика, обсидиан, базальт и зеленый камень. [14]
Марко Гонсалес
[ редактировать ]Марко Гонсалес (17.88166N 88.01218W) расположен на южной подветренной стороне острова Амбергрис-Кей , Белиз, и, вероятно, является самым большим участком на острове, занимающим площадь 355 на 155 м и включающим как минимум 53 здания и несколько других построек, включая площади. и платформы. Он был раскопан между 1984 и 1994 годами доктором Элизабет Грэм и доктором Дэвидом Пендергастом. Это место было определено как крупный порт внутреннего города Ламанаи и уникально, поскольку это единственное место на острове Кайе, которое не пришло в упадок после Терминальной Классики, а вместо этого претерпело расширение в Постклассическом; это соответствует образцу Ламанаи, который был одним из немногих поселений майя во внутренней низменности, избежавших так называемого «коллапса майя» в 9 веке. Марко Гонсалес определенно был оккупирован до 13 века, а возможно, даже до 15 века. Артефакты, обнаруженные в Марко Гонсалесе, включают зеленый пачука и серый обсидиан Хайленд-Гватемалы, экзотическую керамику и зеленый камень. [14]
Мохо Кей
[ редактировать ]Мохо-Кей (16.49997N 88.16725W) расположен на юге Белиза в устье реки Белиз . Это место было перевалочным портом. [10] и имеет два ключевых периода оккупации; первый между 400 и 700 годами нашей эры, а второй между 900 и 1100 годами нашей эры, хотя он был значительно меньше. [18] Только северная часть острова была оккупирована, остальная часть состояла из мангровых болот . [19] Это место было разрушено в 1980 году во время дноуглубительных работ для современной пристани. [19]
Сан-Джервазио
[ редактировать ]Сан-Джервасио (20,50035N 86,84829W) расположен на острове Косумель, который находится у карибского побережья Юкатана. На острове есть множество сооружений, которые, как полагают, облегчали навигацию, а также есть каменные дамбы, соединяющие море с поселением. [20] Было высказано предположение, что купцы из Косумеля основали Маяпан после падения Чичен-Ицы. Было установлено, что Сан-Джервазио особенно связан с торговлей хлопком и медом, а также торговлей обсидианом, керамикой и зеленым камнем. Косумель был одним из первых поселений майя, завоеванных испанцами, и большая часть его коренного населения была уничтожена за несколько лет насилием и болезнями. [20]
Сент-Джон
[ редактировать ]Сан-Хуан (18.15266N 87.89313W) расположен на северной подветренной стороне острова Амбергрис-Кей , Белиз, и был первым местом, где каноэ встретилось после прохождения канала Бакалар-Чико. [14] Участок довольно небольшой и не имеет большой площади, но он расположен рядом с естественной гаванью и имеет конструкции, типичные для других портовых объектов, включая круглые конструкции, идентифицированные как складские помещения. [14] Строительство на этом месте началось примерно в 600 году нашей эры, а последняя дата, указанная на этом месте, — 1000 год нашей эры, что соответствует периоду оккупации поздней классики. [13] По сравнению с другими местами на севере острова Амбергрис-Кей, в Сан-Хуане гораздо больше зеленого обсидиана из Пачуки в Центральной Мексике. [13] На этом месте также имеется множество серого обсидиана из Хайлендской Гватемалы, керамики и нефрита. [14] что привело к тому, что его определили как перевалочный порт. [10] В Сан-Хуане были раскопаны многочисленные захоронения, которые дают важное представление о здоровье и образе жизни прибрежных майя. [14]
Святая Рита
[ редактировать ]Санта-Рита (18.39102N 88.38545W) расположена напротив Амбергрис-Кей на материке между рекой Нью-Ривер и Рио-Хондо. Было установлено, что сайт связан с Тикалем и был активен во время Classic. [14]
Тулум – Танка
[ редактировать ]Тулум и Танка (20,21508 с.ш. и 87,42946 з.д.) соседствуют на восточной стороне полуострова Юкатан и выходят на западную часть Карибского моря. Тулум был описан испанцами как город, больший, чем Севилья, когда его увидели в начале 1500-х годов. Эти места были впервые построены в доклассическом периоде и продолжали расти, прежде чем стали ключевыми объектами в постклассическом периоде. [15] Тулум примечателен своим Кастильо, который функционирует как маяк, показывая, где находится разрыв в параллельном барьерном рифе. [21] На внутренней стороне объекта имеются оборонительные сооружения. [20]
Uaymil
[ редактировать ]Уаймил (20,45489 с.ш., 90,4775 з.д.) расположен недалеко от портов Джайна и Исла-Пьедрас на побережье Мексиканского залива Юкатана. Этот участок связан с внутренними городами Ушмаль и Чичен-Ица. [22] и был определен как место перевалки грузов, которые в конечном итоге должны были отправиться в Чичен-Ицу через остров Серритос. [10]
Виста-Алегри
[ редактировать ]Виста-Алегри (21.4601N 87.1624W) расположена на севере полуострова Юкатан, на берегу лагуны Хольбош. Порт был определен как отправная точка для местной керамики. [23] а также как занимаюсь перевалкой. [24] Через это место проходит дамба, которая уходит в воду как с восточной, так и с западной стороны, где она, вероятно, использовалась в качестве причала. [23]
Уайлд-Кейн-Кей
[ редактировать ]Уайлд-Кейн-Кей (16.18333N 88.63333W) расположен на южной оконечности Белиза на полуострове Юкатан, недалеко от границы с Гватемалой. Он находится в пределах Мезоамериканского Барьерного рифа в заливе Гондурас, недалеко от устья Глубокой реки . Это место было ключевым от «Классического» до «Постклассического» и было идентифицировано как ключ к перевалочному порту в цепочке поставок обсидиана из высокогорья Гватемалы во внутренние стоянки низменных майя. [19]
Шкамбо
[ редактировать ]Шкамбо (21.31349N 89.35409W) расположен на северном побережье Юкатана. Его самое раннее заселение было в эпоху ранней классики, и оно было заброшено в ок. 700 г. н.э. [25] Порт был автономен и также производил соль. Он построен на холме в центре болотистой местности и расширен платформами, соединенными дамбами; они также связаны с храмом и морем. [25]
Шкарет
[ редактировать ]Шкарет (20.58091N 87.11969W) расположен на материке напротив острова Косумель . Он упоминается в «Чилам-Баламе» как ключевой порт, где останавливались каноэ майя. [15]
Шелья
[ редактировать ]Шельха (20,45 с.ш., 87,3 з.д.) расположена недалеко от побережья Танка-Тулум. Впервые он был заселен в эпоху ранней классики и постоянно населялся до 16 века. Это место имеет естественную гавань и порт, включая защитные сооружения и дамбу, и было определено как автономный порт, занимающийся перевалкой и ключевыми связями с торговлей нефритом и обсидианом. [10] Это место было исследовано, чтобы попытаться найти каноэ майя, но безуспешно. [11]
Сосуды майя
[ редактировать ]На территории майя, как и в остальной части Мезоамерики, не было вьючных животных для перевозки грузов. Кроме того, гористая местность и джунгли сильно затрудняли использование колеса для транспортировки. Вместо этого люди-носильщики перевозили торговые товары или, где это было возможно, товары отправлялись по рекам и морю. Сравнительная простота и быстрота водного транспорта для перевозки больших объемов товаров сыграли роль в том, что майя стали полагаться на водную торговлю. Майя в основном использовали каноэ для перевозки своих товаров, хотя зафиксировано и использование плотов.
Каноэ
[ редактировать ]Каноэ майя представляли собой долбленые суда, построенные из одного ствола. Возможно, это был кедр, поскольку в последнее время имеются этнографические примеры использования этого материала. [26] Неизвестно, как будет раскопана внутренняя часть сундука, однако на Антильских островах это было достигнуто путем контролируемого сжигания. [27] так что вполне возможно, что эту технику использовали и майя. поднимали борта своих каноэ досками. ацтеки Известно, что [26] и вполне вероятно, что майя сделали то же самое, поскольку это позволяет перевозить больше груза и предотвращает заболачивание; они определенно были технологически способны сделать это. Судя по всему, существовало два типа каноэ майя; морской тип с приподнятым носом и кормой, [15] как показано на фреске Чичен-Ицы, и тип с уплощенной платформой на носу и корме, который изображен на моделях. [18] Каноэ, вероятно, были водонепроницаемы при помощи смолы , скорее всего, асфальта .

В настоящее время известен только один археологический образец доколумбового каноэ майя. Он был найден в национальном парке Пейнс-Крик на юге Белиза на стоянке Элеоноры Бетти и датируется ранней классикой между 300 и 600 годами нашей эры. [28] Из-за сложности сохранения такого объекта он остается захороненным. Весло для каноэ майя также было найдено в Пейнс-Крик на соляных заводах Как'Нааб'. Весло длиной 1,43 м с лопастью овальной формы и без рукоятки наверху; Радиоуглеродные даты определили, что он относится к эпохе поздней классики, а именно между 680 и 880 годами нашей эры. [28] Отсутствие археологических свидетельств существования каноэ майя связано с плохой сохранностью древесины в тропических регионах, таких как территория майя. [28]
Однако существует множество графических изображений каноэ майя и несколько этноисторических описаний. На фресках и артефактах из Тикаля и Чичен-Ицы изображены каноэ майя, и было найдено множество моделей каноэ; в том числе на Мохо-Кей и Алтун-Ха. [18] На изображениях каноэ майя видно, что в них очень мало людей. [20] максимум известно - семь, но этноисторические отчеты утверждают, что они были очень большими. [26] Фердинанд Колумб рассказал о встрече с каноэ майя в Гондурасском заливе недалеко от островов залива во время четвертого путешествия Колумба в 1506 году. Он писал:
Прибыло каноэ, полное индейцев, длиной с галеру и шириной восемь футов. Он был загружен товарами с запада, почти наверняка из земли Юкатана, поскольку это было недалеко от них [островов залива], в тридцати лигах или чуть больше. Посреди каноэ было навес [тольдо] из пальмовых циновок, которые в Новой Испании называют петатами. Внутри и под ним находились их женщины и дети, имущество и товары, так что ни дождь, ни морская вода не могли ничего намочить. . . В каноэ находилось до двадцати пяти человек. [26]
Другие свидетельства очевидцев подтверждают большие размеры каноэ майя во время контакта с европейцами. Конкистадор Берналь Диас дель Кастильо утверждал, что каноэ майя могли вместить 40–50 человек, а Хуан Диас, капеллан экспедиции Грихальвы, подсчитал, что флотилия каноэ, встреченная в устье реки Грихальва, состояла из более чем 100 каноэ, содержащих около 3000 человек, в среднем по 30 человек на каноэ. [26]
Плоты
[ редактировать ]Майя также использовали плоты или бальсы, как это изображено в Дрезденском кодексе и на золотом диске из Чичен-Ицы. [26] Также известно, что они использовались в других районах Мезоамерики еще со времен ольмеков. [29] Этноисторические отчеты предполагают, что плоты должны были сплавляться с помощью сетчатых калебасов под платформой, на которой сидели штурман и груз. [26] В настоящее время нет известных археологических примеров плотов майя.
Майя приводили свои каноэ в движение в основном веслами, о чем свидетельствуют живописные, археологические и этноисторические свидетельства. Однако существуют этноисторические свидетельства использования парусов майя. Историк Дж. Эрик С. Томпсон выступал в пользу использования парусов майя, используя свидетельства очевидцев о его использовании в большом каноэ майя. [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фостер, Л.В. (2002). Справочник по жизни в древнем мире майя, Издательство Infobase Publishing.
- ^ Саблофф, Дж. А. (1994). Новая археология и древние майя, Макмиллан.
- ^ Шарер, Р.Дж. (2006). Древние майя, Издательство Стэнфордского университета.
- ^ Маккиллоп, Гавайи (2005). В поисках морских торговцев майя, Издательство Техасского университета A&M.
- ^ Маккиннон, Джей-Джей и С.М. Кепекс (1989). «Доиспанское производство соли в Белизе: новые доказательства». Американская античность: 522–533.
- ^ Вальдес-младший, Ф. и С.Б. Мок (1991). «Дополнительные соображения по доиспанскому производству соли в Белизе». Американская античность: 520–525 гг.
- ^ Хили, П.Ф. и др. (1984). «Анализ обсидиана из Мохо-Кей, Белиз: новые свидетельства о торговых путях классических майя». Наука 225 (4660): 414–417.
- ^ Хупс, JW (2005). «Появление социальной сложности в мире чибчан на юге Центральной Америки и северной Колумбии, 300–600 гг. н. э.». Журнал археологических исследований 13 (1): 1–47.
- ^ Хупс, JW и О. Фонсека (2003). «Золотое шитье и идентичность Чибчан: эндогенные изменения и диффузное единство в Истмо-Колумбийском регионе». Золото и власть в древней Коста-Рике, Панаме и Колумбии, Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия: 49–90.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кобос, Рафаэль (2008). «Морские порты майя». Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . стр. 1989–1992 гг. дои : 10.1007/978-1-4020-4425-0_9640 . ISBN 978-1-4020-4559-2 .
- ^ Jump up to: а б с Эндрюс, Энтони П; Корлетта, Роберт (1995). «Краткая история подводной археологии в районе майя». Древняя Мезоамерика . 6 (24): 101–117. дои : 10.1017/S0956536100002121 . S2CID 159928505 – через Cambridge Core.
- ^ Jump up to: а б Робертсон, Робин А; Фрейдель, Дэвид А. (1986). Археология в Серросе, Белиз, Центральная Америка . Техас: Методистское издательство Южного университета. ISBN 0870742140 .
- ^ Jump up to: а б с Гудерьян, Томас Х; Гарбер, Джеймс Ф. (1995). «Морская торговля, поселение и население майя на острове Амбергрис-Кей». Морская торговля, поселения и население майя на острове Амбергрис-Кей, Белиз : 183–191.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гудерьян, Томас Х (2020). «История майя на острове Амбра-Кей, Белиз» . Амбра Кайе . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Карраско, Иван Ренато Суньига (2014). «Восточное побережье майя: подход к торговле и мореплаванию» . Воспоминания: Цифровой журнал истории и археологии Карибского бассейна . 23 : 111–127.
- ^ Эндрюс (1995). «Древний морской порт майя на острове Серритос, Юкатан» (PDF) . ЛОР : 16–23.
- ^ Jump up to: а б Иннурета-Диас, Армандо (2006). «Исла-Пьедрас: морской порт на северном побережье Кампече как часть регионального государства» (PDF) . FAMSI: Журнал древней Америки .
- ^ Jump up to: а б с Хаммонд, Норман (1981). «Классические каноэ майя». Международный журнал морской археологии и подводных исследований . 10 (3): 173–185. Бибкод : 1981IJNAr..10..173H . дои : 10.1111/j.1095-9270.1981.tb00028.x .
- ^ Jump up to: а б с МакКиллоп, Хизер (2004). Древние майя: новые перспективы . АВС-КЛИО. ISBN 1576076962 .
- ^ Jump up to: а б с д Саблофф, Уильям Л.; Ратье, Джереми А. (1975). «Коммерческие системы древних майя: проект исследования для острова Косумель, Мексика». Мировая археология . 5 (2): 221–231. doi : 10.1080/00438243.1973.9979569 – через JSTOR Arts and Sciences.
- ^ Кример, Майкл (1986). «Морские тайны майя» . Институт морской археологии . 13 (2): 4–6.
- ^ Иннуэрета-Диас, Армандо; Кобос, Рафаэль (2003). «МОРСКОЙ ОБМЕН ВО ВРЕМЯ ТЕРМИНАЛА КЛАССИК: УАЙМИЛ НА ЗАПАДНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЮКАТАНА» (PDF) . XVI симпозиум археологических исследований в Гватемале : 1009–1015 гг. Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Гловер, Джеффри Б; Риссоло, Доминик; Мэтьюз, Дженнифер П. (2011). «Скрытый мир морских майя: затерянные пейзажи вдоль северного побережья Кинтана-Роо, Мексика». Археология морских ландшафтов . Когда земля встречается с морем. Том. 2. С. 195–216. дои : 10.1007/978-1-4419-8210-0_11 . ISBN 978-1-4419-8209-4 – через Springer Link.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ МакКиллоп, Хизер (2002). Соль: Белое золото древних майя . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды.
- ^ Jump up to: а б Сьерра-Соса, Тельма; Кучина, Андреа; Прайс, Т. Дуглас; Бертон, Джеймс Х (2014). «Прибрежное производство, обмен, образ жизни и мобильность населения майя: вид из порта Ккамбо, Юкатан, Мексика». Древняя Мезоамерика . 25 : 221–238. дои : 10.1017/S0956536114000133 . S2CID 161911498 – через Cambridge Core.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Томпсон, Дж. Э. (1949). «Каноэ и мореплавание майя и их соседей». Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии: 69–78.
- ^ Каллаган, Ричард Т (2013). «Археологические взгляды на карибское мореплавание». Оксфордский справочник по карибской археологии . doi : 10.1093/oxfordhb/9780195392302.013.0090 – через Oxford Handbooks Online.
- ^ Jump up to: а б с МакКиллоп, Хизер (2017). «Ранняя навигация майя и морские связи в Мезоамерике». Море в истории: Средневековый мир : 701–715. дои : 10.1017/9781782049104.062 . ISBN 9781782049104 – через CambridgeCore.
- ^ Биар, Александра (2017). «Доиспанские долбленые каноэ в Мексике: типология, основанная на междисциплинарном подходе». Журнал морской археологии . 12 (3): 239–265. Бибкод : 2017JMarA..12..239B . дои : 10.1007/s11457-017-9188-5 . S2CID 165221743 — через Springer Link.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биар, А. (2017). Доиспанские каноэ-долбленки в Мексике: типология, основанная на междисциплинарном подходе. Журнал морской археологии . 12 (3). стр: 239–265. два : 10.1007/s11457-017-9188-5
- Карраско, IRZ (2014). Восточное побережье майя: подход к торговле и мореплаванию. Воспоминания: цифровой журнал истории и археологии Карибского бассейна . 23. стр: 111–127.
- Кук Р. и др. (2003). «Кто производил, обменивал и демонстрировал золото в доколумбовой Панаме». Золото и власть в Древней Коста-Рике, Панаме и Колумбии. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса: 91–158.
- Эпштейн, Дж. Ф. (1990). Паруса у аборигенов Мезоамерики: переоценка аргумента Томпсона. Американский антрополог . 92 (1). стр: 187
- Фланнери, К.В. и Дж. Маркус (2000). «Формирующиеся мексиканские вождества и миф о «Материнской культуре».» Журнал антропологической археологии 19 (1): 1–37.
- Гарбер. (1985). Торговля на большие расстояния и региональный обмен в общине майя Серрос в Северном Белизе. Мексиканец. 7 (1). стр: 13–16
- Гудержан, TH (1995). «Поселение майя и торговля на острове Амбергрис-Кей, Белиз». Древняя Мезоамерика 6: 147–159.
- Хаммонд, Н. (1981). Классические каноэ майя. Международный журнал морской археологии и подводных исследований. 10 (3). 173–185. дои : 10.1111/j.1095-9270.1981.tb00028.x
- Иньуррета Диас, А. Кобос, Р. (2003). Морской обмен во время классического терминала: Уаймиль на западном побережье Юкатана. XVI симпозиум археологических исследований в Гватемале . стр: 1009–1015
- Маккиллоп, Х. (2005). Находки в Белизе: документ о производстве соли и транспортировке на каноэ позднего классического периода майя. ПНАС 102 (15). Стр: 5630–5634. два : 10.1073pnas.0408486102
- МакКиллоп, Х. (2007). Древние мореплаватели на побережье Белиза: скаты, морепродукты и соль. Белизские исследования. 29 (1). стр: 15–28
- МакКиллоп, Х. (2010). Навигация на каноэ древних майя и ее последствия для классической и постклассической экономики майя и морской торговли: взгляд с южного побережья Белиза. Журнал карибской археологии . №3. стр: 93–105
- МакКиллоп, Х. Силлс, EC. Селлуччи, В. (2014) Древнее весло на каноэ майя и каноэ из национального парка Пейнс-Крик, Белиз. Отчеты об исследованиях в области археологии Белиза . 11. стр: 297–306.
- Маккиллоп, Х. (2017). Навигация и морские связи ранних майя в Мезоамерике. Море в истории: Средневековый мир. стр: 701–715. дои : 10.1017/9781782049104.062
- Квилтер, Дж. (2004). Золотой мост Дариена. Золото и власть в древней Коста-Рике, Панаме и Колумбии. . ЖК а. Дж. У. Хупс. Вашингтон, округ Колумбия, Думбартон-Оукс.
- Саблофф, Дж.А. Ратье, В.Л. (1975). Коммерческие системы древних майя: проект исследования для острова Косумель, Мексика. Мировая археология . 5 (2). стр: 221–231. дои : 10.1080/00438243.1973.9979569
- Сьерра Соса, Т. Кучина, А. Прайс, Д. Бертон, Дж. Х. Тислер, В. (2014). Прибрежное производство, обмен, образ жизни и мобильность населения майя: вид из порта Ккамбо, Юкатан, Мексика. Древняя Мезоамерика. 25 (1). стр: 221–238
- Снарскис, МЮ (2003). «От нефрита к золоту в Коста-Рике: Как, почему и когда». Золото и власть в промежуточном регионе, Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия: 159–204.
- Томпсон, Дж.С. (1949). Каноэ и мореплавание майя и их соседей. Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 70 (1–2). стр: 69–78
- Вест, РЦ. (1961). Морское судоходство аборигенов между Средней и Южной Америкой. Американский антрополог . 63 (1). стр: 133–135