Jump to content

Морская торговля в цивилизации майя

Морские торговые товары майя

Обширные торговые сети древних майя во многом способствовали успеху их цивилизации, охватывающей три тысячелетия. Королевский контроль майя и широкое распространение иностранных и отечественных товаров как для жизнеобеспечения населения, так и для социального процветания являются отличительными чертами майя, видимыми на большей части иконографии, обнаруженной в археологических записях. В частности, торговля иностранными товарами с Карибского бассейна и побережья Персидского залива на средние расстояния обеспечивала более крупные внутренние города майя ресурсами, необходимыми для поддержания оседлого населения в несколько тысяч человек. Хотя правящий класс по существу контролировал торговую экономику, средний торговый класс контролировал импорт и экспорт из городов и торговых портов. О торговом классе майя известно немного; однако в иконографии иногда представлены купцы царского происхождения. Примечательно, что весла для каноэ часто сопровождают изображения королевских купцов, указывая на их связь с морскими ресурсами. [1]

Водяные лилии также являются узнаваемой чертой иконографии майя: они появляются на керамике и фресках в городах, не имеющих выхода к морю, таких как Паленке , где лилии не могут расти, что еще раз указывает на важный политический символизм водных связей. [2] Каноэ майя в стиле землянки и другие небольшие плавсредства также представлены в различных кодексах , иногда перевозя королевские фигуры или божества. Богатая традиция морской торговли продолжается и в современную эпоху, примером чему является эксплуатация ресурсов прибрежных лагун и рифов вдоль карибского побережья Мексики, Белиза, Гватемалы и Гондураса. В конце концов, усиление зависимости от морской торговли способствовало краху внутренних властных режимов майя, переместив политическое влияние на прибрежные государства, такие как Ушмаль и Чичен-Ица ​​в Терминальной классике. Морская торговая экономика продолжала доминировать в цивилизации майя до периода европейских контактов. [3]

Общие товары прибрежной торговли

[ редактировать ]

Одна из крупнейших торговых отраслей побережья заключалась в налаживании добычи соли. [4] Соль является основным продуктом питания, и ее трудно добыть во внутренних районах Центральной Америки. В ответ на эту потребность в прибрежных регионах майя возникли соляные мастерские, практикующие технику салькоцида - кипячение рассола в керамических горшках. Эти соляные мастерские, такие как те, что находятся на острове Амбергис-Кей, в лагуне Плаценсия и лагуне Пунта-Икакос в Белизе, поставляли соль для диетического потребления, а также упаковывали соль для других натуральных ресурсов, таких как рыба, для прибрежной и внутренней торговли.

Торговля солью была товаром как обычных, так и элитных социальных групп, хотя качество соли, вероятно, регулировалось между классами: «белая» соль элитного сорта импортировалась с побережья полуострова Юкатан. [5] [6] Основные предметы домашнего обихода, такие как предметы первой необходимости (кукуруза, бобы, рыба, моллюски, сахар, мед и т. д.), каменные орудия труда, манос и метатес, ткани и простые керамические изделия, производимые повсюду в сфере майя, также должны были попасть в основные портовые торговые площадки для регионального распределения.

Элитные товары прибрежной торговли

[ редактировать ]

Торговля элитными товарами является примером сложных экономических явлений майя. Контроль над торговлей товарами элиты майя из внутренних районов в прибрежные регионы имел решающее значение в создании и укреплении политического правления. Доступ к обсидиану, морским ракушкам, шипам ската, керамике искусного изготовления, жадеиту , какао , тканям, перьям кетцаля и золоту был ограничен высшими слоями общества майя. Присутствие этих товаров на объектах как внутри страны, так и на побережье предполагает связи с элитными людьми и с более крупными региональными центрами городов, будь то через торговлю или профессиональное использование. Не все прибрежные территории обязательно были заняты в первую очередь как поселения, а вместо этого действовали как де-факто торговые порты из-за их стратегического расположения в устьях рек. собирался высококачественный кремень и обсидиан из внутренних обнажений обсидиана в высокогорье Гватемалы для транспортировки вниз по реке Белиз в крупные города, такие как Тикаль . Главный торговый объект Мохо-Кей на юге Белиза является одним из таких специфических портов, где в классический период [7]

Пример клинка из обсидиана

Уайлд-Кейн-Кей на северном побережье Белиза также работал как торговый порт, ориентированный на зарубежную дистрибуцию обсидиана. Морские ракушки, особенно раковины и спондилы, ценились как за ритуальное использование, так и за элитное украшение. Современный анализ изотопов стронция позволяет обеспечить поставки ракушек во внутренние поселения майя. Точно так же шипы скатов, привезенные с побережья, играли важную роль в ритуалах кровопускания королевских майя для общения с предками и божествами.

Есть свидетельства того, что золото и нефрит, либо в качестве сырья, либо в качестве промышленного продукта, производились лишь в ограниченных количествах в региональной сфере майя. Многие экземпляры этих двух редких элитных товаров были доставлены в результате дальней торговли из Ишмо-Колумбийского региона за пределы культурной сферы майя. Золотые изделия и нефрит происходили из Коста-Рики и Эквадора и, вероятно, продавались по прибрежным маршрутам Карибского бассейна, поскольку внутренние маршруты были в основном непроходимыми. Точно так же артефакты майяского происхождения появляются в археологических записях по всему Истмо-Колумбии. [8] [9]

Порты майя

[ редактировать ]

В мире майя известно и идентифицировано большое количество портов. Порты делятся на четыре основные категории; перевалочные порты, автономные порты, порты, контролируемые внутренним государством, и порты отправления. [10]

Серрос (18.35444N 88.35406W) расположен в заливе Четумаль , в устье реки Нью-Ривер . Это старейший известный порт майя, относящийся к раннему классическому периоду. [11] Серрос — сложное поселение с монументальными зданиями и большим жилым районом, а также каменным причалом и искусственными каналами. [12] Серрос был на пике популярности в эпоху поздней классики. [13] и провел классический период как прежде всего религиозный и жилой объект, а не торговый порт. Ситуация изменилась в постклассическом периоде, когда Серрос снова стал ключевым портом, пока он не был заброшен около 400 г. н.э. [12]

Чак Балам

[ редактировать ]

Чак-Балам (18.18218N 87.87073W) расположен на северной подветренной стороне острова Амбергрис-Кей , Белиз, и имеет искусственную гавань шириной более 100 м. Участок организован вокруг площади с постройками на мергелевых платформах, облицованных тесаным известняком. Артефакты, свидетельствующие о торговле на дальние расстояния, найденные в Чак-Баламе, включают обсидиан, базальт, сланец, нефрит и керамику. [14] На этом месте было раскопано несколько захоронений, в том числе одно мужское, похороненное с нефритовыми артефактами и атрибутами ритуального кровопускания, что позволяет предположить, что этот человек принадлежал к элите, возможно, даже к правителю Чак-Балама. [14]

Чак Мул (21.1669N 86.8033W) расположен в Канкуне на карибском побережье Юкатана. Было установлено, что он занимался перевалкой грузов и добычей соли, и на нем имеются артефакты, связанные с Чичен-Ицей. Сайт был занят от Terminal Classic до Postclassic. [10]

Эль Меко

[ редактировать ]

Эль-Меко (21.21083N 86.80416W) расположен на восточной стороне вершины Юкатана, напротив острова Мухерес . Это место было занято на протяжении всего классического и постклассического периода, став известным как порт, имеющий сообщение с Чичен-Ицей и Маяпаном , а также как возможный контрольный пункт доступа к Исла-Мухерес. [15]

Остров Серритос

[ редактировать ]

Остров Серритос (21,5635 с.ш. и 88,2845 з.д.) расположен на северном побережье Юкатана в Мексиканском заливе и в нескольких милях к востоку от устья реки Лагартос. Остров был определен как крупный порт внутреннего государства Чичен-Ица, хотя он продолжал функционировать после упадка Чичен-Ицы в течение примерно 200 лет. На территории имеются обширные свидетельства наличия причалов на северной, восточной и западной сторонах, а на южной стороне имеется дамба длиной 300 м, расположенная в 80 м от берега и имеющая три входа, один из которых определен как основной и, возможно, был фланговым. по башням. Остров Серритос был заселен с позднего доклассического периода до раннего постклассического периода. [16]

Каменный остров

[ редактировать ]

Исла-де-Пьедрас (20,34333 северной широты, 90,49805 западной долготы) расположен в центре побережья Мексиканского залива полуострова Юкатан, недалеко от Джайны. Остров имеет узнаваемые особенности порта и основной период оккупации в классический период, пик которого приходится на позднюю классику. Остров определен как автономный порт. [10] хотя было предположение, что он, возможно, сформировал прибрежное государство с Джайной. [17]

Икспаатун

[ редактировать ]

Северная сторона залива Четумаль . Построен на утесах, защищен со стороны суши стенами вокруг основной территории. [14]

Джайна (20.20876N 90.48628W) расположена в центре побережья Мексиканского залива полуострова Юкатан, недалеко от острова Исла-де-Пьедрас. Остров частично искусственный, его расширили майя. [11] Остров определен как автономный порт. [10] хотя было предположение, что он, возможно, образовал прибрежное государство с островом Пьедрас. [17]

Лагуна Франкос

[ редактировать ]

Лагуна Франкос (18.024429N 87.935732W) расположена примерно на полпути вниз по подветренной стороне острова Амбергрис-Кей , Белиз. Участок большой для острова, в основном с отложениями позднего классического периода, и может похвастаться естественной гаванью и формальным расположением насыпей, которые поддерживали постройки из столбов и соломы. Между этими курганами расположены небольшие площади. На этом месте было найдено множество артефактов, свидетельствующих о ведении торговли на большие расстояния, в том числе экзотическая керамика, обсидиан, базальт и зеленый камень. [14]

Марко Гонсалес

[ редактировать ]

Марко Гонсалес (17.88166N 88.01218W) расположен на южной подветренной стороне острова Амбергрис-Кей , Белиз, и, вероятно, является самым большим участком на острове, занимающим площадь 355 на 155 м и включающим как минимум 53 здания и несколько других построек, включая площади. и платформы. Он был раскопан между 1984 и 1994 годами доктором Элизабет Грэм и доктором Дэвидом Пендергастом. Это место было определено как крупный порт внутреннего города Ламанаи и уникально, поскольку это единственное место на острове Кайе, которое не пришло в упадок после Терминальной Классики, а вместо этого претерпело расширение в Постклассическом; это соответствует образцу Ламанаи, который был одним из немногих поселений майя во внутренней низменности, избежавших так называемого «коллапса майя» в 9 веке. Марко Гонсалес определенно был оккупирован до 13 века, а возможно, даже до 15 века. Артефакты, обнаруженные в Марко Гонсалесе, включают зеленый пачука и серый обсидиан Хайленд-Гватемалы, экзотическую керамику и зеленый камень. [14]

Мохо Кей

[ редактировать ]

Мохо-Кей (16.49997N 88.16725W) расположен на юге Белиза в устье реки Белиз . Это место было перевалочным портом. [10] и имеет два ключевых периода оккупации; первый между 400 и 700 годами нашей эры, а второй между 900 и 1100 годами нашей эры, хотя он был значительно меньше. [18] Только северная часть острова была оккупирована, остальная часть состояла из мангровых болот . [19] Это место было разрушено в 1980 году во время дноуглубительных работ для современной пристани. [19]

Сан-Джервазио

[ редактировать ]

Сан-Джервасио (20,50035N 86,84829W) расположен на острове Косумель, который находится у карибского побережья Юкатана. На острове есть множество сооружений, которые, как полагают, облегчали навигацию, а также есть каменные дамбы, соединяющие море с поселением. [20] Было высказано предположение, что купцы из Косумеля основали Маяпан после падения Чичен-Ицы. Было установлено, что Сан-Джервазио особенно связан с торговлей хлопком и медом, а также торговлей обсидианом, керамикой и зеленым камнем. Косумель был одним из первых поселений майя, завоеванных испанцами, и большая часть его коренного населения была уничтожена за несколько лет насилием и болезнями. [20]

Сент-Джон

[ редактировать ]

Сан-Хуан (18.15266N 87.89313W) расположен на северной подветренной стороне острова Амбергрис-Кей , Белиз, и был первым местом, где каноэ встретилось после прохождения канала Бакалар-Чико. [14] Участок довольно небольшой и не имеет большой площади, но он расположен рядом с естественной гаванью и имеет конструкции, типичные для других портовых объектов, включая круглые конструкции, идентифицированные как складские помещения. [14] Строительство на этом месте началось примерно в 600 году нашей эры, а последняя дата, указанная на этом месте, — 1000 год нашей эры, что соответствует периоду оккупации поздней классики. [13] По сравнению с другими местами на севере острова Амбергрис-Кей, в Сан-Хуане гораздо больше зеленого обсидиана из Пачуки в Центральной Мексике. [13] На этом месте также имеется множество серого обсидиана из Хайлендской Гватемалы, керамики и нефрита. [14] что привело к тому, что его определили как перевалочный порт. [10] В Сан-Хуане были раскопаны многочисленные захоронения, которые дают важное представление о здоровье и образе жизни прибрежных майя. [14]

Святая Рита

[ редактировать ]

Санта-Рита (18.39102N 88.38545W) расположена напротив Амбергрис-Кей на материке между рекой Нью-Ривер и Рио-Хондо. Было установлено, что сайт связан с Тикалем и был активен во время Classic. [14]

Тулум – Танка

[ редактировать ]

Тулум и Танка (20,21508 с.ш. и 87,42946 з.д.) соседствуют на восточной стороне полуострова Юкатан и выходят на западную часть Карибского моря. Тулум был описан испанцами как город, больший, чем Севилья, когда его увидели в начале 1500-х годов. Эти места были впервые построены в доклассическом периоде и продолжали расти, прежде чем стали ключевыми объектами в постклассическом периоде. [15] Тулум примечателен своим Кастильо, который функционирует как маяк, показывая, где находится разрыв в параллельном барьерном рифе. [21] На внутренней стороне объекта имеются оборонительные сооружения. [20]

Уаймил (20,45489 с.ш., 90,4775 з.д.) расположен недалеко от портов Джайна и Исла-Пьедрас на побережье Мексиканского залива Юкатана. Этот участок связан с внутренними городами Ушмаль и Чичен-Ица. [22] и был определен как место перевалки грузов, которые в конечном итоге должны были отправиться в Чичен-Ицу через остров Серритос. [10]

Виста-Алегри

[ редактировать ]

Виста-Алегри (21.4601N 87.1624W) расположена на севере полуострова Юкатан, на берегу лагуны Хольбош. Порт был определен как отправная точка для местной керамики. [23] а также как занимаюсь перевалкой. [24] Через это место проходит дамба, которая уходит в воду как с восточной, так и с западной стороны, где она, вероятно, использовалась в качестве причала. [23]

Уайлд-Кейн-Кей

[ редактировать ]

Уайлд-Кейн-Кей (16.18333N 88.63333W) расположен на южной оконечности Белиза на полуострове Юкатан, недалеко от границы с Гватемалой. Он находится в пределах Мезоамериканского Барьерного рифа в заливе Гондурас, недалеко от устья Глубокой реки . Это место было ключевым от «Классического» до «Постклассического» и было идентифицировано как ключ к перевалочному порту в цепочке поставок обсидиана из высокогорья Гватемалы во внутренние стоянки низменных майя. [19]

Шкамбо (21.31349N 89.35409W) расположен на северном побережье Юкатана. Его самое раннее заселение было в эпоху ранней классики, и оно было заброшено в ок. 700 г. н.э. [25] Порт был автономен и также производил соль. Он построен на холме в центре болотистой местности и расширен платформами, соединенными дамбами; они также связаны с храмом и морем. [25]

Шкарет (20.58091N 87.11969W) расположен на материке напротив острова Косумель . Он упоминается в «Чилам-Баламе» как ключевой порт, где останавливались каноэ майя. [15]

Шельха (20,45 с.ш., 87,3 з.д.) расположена недалеко от побережья Танка-Тулум. Впервые он был заселен в эпоху ранней классики и постоянно населялся до 16 века. Это место имеет естественную гавань и порт, включая защитные сооружения и дамбу, и было определено как автономный порт, занимающийся перевалкой и ключевыми связями с торговлей нефритом и обсидианом. [10] Это место было исследовано, чтобы попытаться найти каноэ майя, но безуспешно. [11]

Сосуды майя

[ редактировать ]

На территории майя, как и в остальной части Мезоамерики, не было вьючных животных для перевозки грузов. Кроме того, гористая местность и джунгли сильно затрудняли использование колеса для транспортировки. Вместо этого люди-носильщики перевозили торговые товары или, где это было возможно, товары отправлялись по рекам и морю. Сравнительная простота и быстрота водного транспорта для перевозки больших объемов товаров сыграли роль в том, что майя стали полагаться на водную торговлю. Майя в основном использовали каноэ для перевозки своих товаров, хотя зафиксировано и использование плотов.

Каноэ майя представляли собой долбленые суда, построенные из одного ствола. Возможно, это был кедр, поскольку в последнее время имеются этнографические примеры использования этого материала. [26] Неизвестно, как будет раскопана внутренняя часть сундука, однако на Антильских островах это было достигнуто путем контролируемого сжигания. [27] так что вполне возможно, что эту технику использовали и майя. поднимали борта своих каноэ досками. ацтеки Известно, что [26] и вполне вероятно, что майя сделали то же самое, поскольку это позволяет перевозить больше груза и предотвращает заболачивание; они определенно были технологически способны сделать это. Судя по всему, существовало два типа каноэ майя; морской тип с приподнятым носом и кормой, [15] как показано на фреске Чичен-Ицы, и тип с уплощенной платформой на носу и корме, который изображен на моделях. [18] Каноэ, вероятно, были водонепроницаемы при помощи смолы , скорее всего, асфальта .

Современный образец каноэ майя

В настоящее время известен только один археологический образец доколумбового каноэ майя. Он был найден в национальном парке Пейнс-Крик на юге Белиза на стоянке Элеоноры Бетти и датируется ранней классикой между 300 и 600 годами нашей эры. [28] Из-за сложности сохранения такого объекта он остается захороненным. Весло для каноэ майя также было найдено в Пейнс-Крик на соляных заводах Как'Нааб'. Весло длиной 1,43 м с лопастью овальной формы и без рукоятки наверху; Радиоуглеродные даты определили, что он относится к эпохе поздней классики, а именно между 680 и 880 годами нашей эры. [28] Отсутствие археологических свидетельств существования каноэ майя связано с плохой сохранностью древесины в тропических регионах, таких как территория майя. [28]

Однако существует множество графических изображений каноэ майя и несколько этноисторических описаний. На фресках и артефактах из Тикаля и Чичен-Ицы изображены каноэ майя, и было найдено множество моделей каноэ; в том числе на Мохо-Кей и Алтун-Ха. [18] На изображениях каноэ майя видно, что в них очень мало людей. [20] максимум известно - семь, но этноисторические отчеты утверждают, что они были очень большими. [26] Фердинанд Колумб рассказал о встрече с каноэ майя в Гондурасском заливе недалеко от островов залива во время четвертого путешествия Колумба в 1506 году. Он писал:

Прибыло каноэ, полное индейцев, длиной с галеру и шириной восемь футов. Он был загружен товарами с запада, почти наверняка из земли Юкатана, поскольку это было недалеко от них [островов залива], в тридцати лигах или чуть больше. Посреди каноэ было навес [тольдо] ​​из пальмовых циновок, которые в Новой Испании называют петатами. Внутри и под ним находились их женщины и дети, имущество и товары, так что ни дождь, ни морская вода не могли ничего намочить. . . В каноэ находилось до двадцати пяти человек. [26]

Другие свидетельства очевидцев подтверждают большие размеры каноэ майя во время контакта с европейцами. Конкистадор Берналь Диас дель Кастильо утверждал, что каноэ майя могли вместить 40–50 человек, а Хуан Диас, капеллан экспедиции Грихальвы, подсчитал, что флотилия каноэ, встреченная в устье реки Грихальва, состояла из более чем 100 каноэ, содержащих около 3000 человек, в среднем по 30 человек на каноэ. [26]

Майя также использовали плоты или бальсы, как это изображено в Дрезденском кодексе и на золотом диске из Чичен-Ицы. [26] Также известно, что они использовались в других районах Мезоамерики еще со времен ольмеков. [29] Этноисторические отчеты предполагают, что плоты должны были сплавляться с помощью сетчатых калебасов под платформой, на которой сидели штурман и груз. [26] В настоящее время нет известных археологических примеров плотов майя.

Майя приводили свои каноэ в движение в основном веслами, о чем свидетельствуют живописные, археологические и этноисторические свидетельства. Однако существуют этноисторические свидетельства использования парусов майя. Историк Дж. Эрик С. Томпсон выступал в пользу использования парусов майя, используя свидетельства очевидцев о его использовании в большом каноэ майя. [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фостер, Л.В. (2002). Справочник по жизни в древнем мире майя, Издательство Infobase Publishing.
  2. ^ Саблофф, Дж. А. (1994). Новая археология и древние майя, Макмиллан.
  3. ^ Шарер, Р.Дж. (2006). Древние майя, Издательство Стэнфордского университета.
  4. ^ Маккиллоп, Гавайи (2005). В поисках морских торговцев майя, Издательство Техасского университета A&M.
  5. ^ Маккиннон, Джей-Джей и С.М. Кепекс (1989). «Доиспанское производство соли в Белизе: новые доказательства». Американская античность: 522–533.
  6. ^ Вальдес-младший, Ф. и С.Б. Мок (1991). «Дополнительные соображения по доиспанскому производству соли в Белизе». Американская античность: 520–525 гг.
  7. ^ Хили, П.Ф. и др. (1984). «Анализ обсидиана из Мохо-Кей, Белиз: новые свидетельства о торговых путях классических майя». Наука 225 (4660): 414–417.
  8. ^ Хупс, JW (2005). «Появление социальной сложности в мире чибчан на юге Центральной Америки и северной Колумбии, 300–600 гг. н. э.». Журнал археологических исследований 13 (1): 1–47.
  9. ^ Хупс, JW и О. Фонсека (2003). «Золотое шитье и идентичность Чибчан: эндогенные изменения и диффузное единство в Истмо-Колумбийском регионе». Золото и власть в древней Коста-Рике, Панаме и Колумбии, Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия: 49–90.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кобос, Рафаэль (2008). «Морские порты майя». Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . стр. 1989–1992 гг. дои : 10.1007/978-1-4020-4425-0_9640 . ISBN  978-1-4020-4559-2 .
  11. ^ Jump up to: а б с Эндрюс, Энтони П; Корлетта, Роберт (1995). «Краткая история подводной археологии в районе майя». Древняя Мезоамерика . 6 (24): 101–117. дои : 10.1017/S0956536100002121 . S2CID   159928505 – через Cambridge Core.
  12. ^ Jump up to: а б Робертсон, Робин А; Фрейдель, Дэвид А. (1986). Археология в Серросе, Белиз, Центральная Америка . Техас: Методистское издательство Южного университета. ISBN  0870742140 .
  13. ^ Jump up to: а б с Гудерьян, Томас Х; Гарбер, Джеймс Ф. (1995). «Морская торговля, поселение и население майя на острове Амбергрис-Кей». Морская торговля, поселения и население майя на острове Амбергрис-Кей, Белиз : 183–191.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гудерьян, Томас Х (2020). «История майя на острове Амбра-Кей, Белиз» . Амбра Кайе . Проверено 13 июня 2020 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д Карраско, Иван Ренато Суньига (2014). «Восточное побережье майя: подход к торговле и мореплаванию» . Воспоминания: Цифровой журнал истории и археологии Карибского бассейна . 23 : 111–127.
  16. ^ Эндрюс (1995). «Древний морской порт майя на острове Серритос, Юкатан» (PDF) . ЛОР : 16–23.
  17. ^ Jump up to: а б Иннурета-Диас, Армандо (2006). «Исла-Пьедрас: морской порт на северном побережье Кампече как часть регионального государства» (PDF) . FAMSI: Журнал древней Америки .
  18. ^ Jump up to: а б с Хаммонд, Норман (1981). «Классические каноэ майя». Международный журнал морской археологии и подводных исследований . 10 (3): 173–185. Бибкод : 1981IJNAr..10..173H . дои : 10.1111/j.1095-9270.1981.tb00028.x .
  19. ^ Jump up to: а б с МакКиллоп, Хизер (2004). Древние майя: новые перспективы . АВС-КЛИО. ISBN  1576076962 .
  20. ^ Jump up to: а б с д Саблофф, Уильям Л.; Ратье, Джереми А. (1975). «Коммерческие системы древних майя: проект исследования для острова Косумель, Мексика». Мировая археология . 5 (2): 221–231. doi : 10.1080/00438243.1973.9979569 – через JSTOR Arts and Sciences.
  21. ^ Кример, Майкл (1986). «Морские тайны майя» . Институт морской археологии . 13 (2): 4–6.
  22. ^ Иннуэрета-Диас, Армандо; Кобос, Рафаэль (2003). «МОРСКОЙ ОБМЕН ВО ВРЕМЯ ТЕРМИНАЛА КЛАССИК: УАЙМИЛ НА ЗАПАДНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЮКАТАНА» (PDF) . XVI симпозиум археологических исследований в Гватемале : 1009–1015 гг. Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2007 г.
  23. ^ Jump up to: а б Гловер, Джеффри Б; Риссоло, Доминик; Мэтьюз, Дженнифер П. (2011). «Скрытый мир морских майя: затерянные пейзажи вдоль северного побережья Кинтана-Роо, Мексика». Археология морских ландшафтов . Когда земля встречается с морем. Том. 2. С. 195–216. дои : 10.1007/978-1-4419-8210-0_11 . ISBN  978-1-4419-8209-4 – через Springer Link. {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  24. ^ МакКиллоп, Хизер (2002). Соль: Белое золото древних майя . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды.
  25. ^ Jump up to: а б Сьерра-Соса, Тельма; Кучина, Андреа; Прайс, Т. Дуглас; Бертон, Джеймс Х (2014). «Прибрежное производство, обмен, образ жизни и мобильность населения майя: вид из порта Ккамбо, Юкатан, Мексика». Древняя Мезоамерика . 25 : 221–238. дои : 10.1017/S0956536114000133 . S2CID   161911498 – через Cambridge Core.
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Томпсон, Дж. Э. (1949). «Каноэ и мореплавание майя и их соседей». Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии: 69–78.
  27. ^ Каллаган, Ричард Т (2013). «Археологические взгляды на карибское мореплавание». Оксфордский справочник по карибской археологии . doi : 10.1093/oxfordhb/9780195392302.013.0090 – через Oxford Handbooks Online.
  28. ^ Jump up to: а б с МакКиллоп, Хизер (2017). «Ранняя навигация майя и морские связи в Мезоамерике». Море в истории: Средневековый мир : 701–715. дои : 10.1017/9781782049104.062 . ISBN  9781782049104 – через CambridgeCore.
  29. ^ Биар, Александра (2017). «Доиспанские долбленые каноэ в Мексике: типология, основанная на междисциплинарном подходе». Журнал морской археологии . 12 (3): 239–265. Бибкод : 2017JMarA..12..239B . дои : 10.1007/s11457-017-9188-5 . S2CID   165221743 — через Springer Link.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Биар, А. (2017). Доиспанские каноэ-долбленки в Мексике: типология, основанная на междисциплинарном подходе. Журнал морской археологии . 12 (3). стр: 239–265. два : 10.1007/s11457-017-9188-5
  • Карраско, IRZ (2014). Восточное побережье майя: подход к торговле и мореплаванию. Воспоминания: цифровой журнал истории и археологии Карибского бассейна . 23. стр: 111–127.
  • Кук Р. и др. (2003). «Кто производил, обменивал и демонстрировал золото в доколумбовой Панаме». Золото и власть в Древней Коста-Рике, Панаме и Колумбии. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса: 91–158.
  • Эпштейн, Дж. Ф. (1990). Паруса у аборигенов Мезоамерики: переоценка аргумента Томпсона. Американский антрополог . 92 (1). стр: 187
  • Фланнери, К.В. и Дж. Маркус (2000). «Формирующиеся мексиканские вождества и миф о «Материнской культуре».» Журнал антропологической археологии 19 (1): 1–37.
  • Гарбер. (1985). Торговля на большие расстояния и региональный обмен в общине майя Серрос в Северном Белизе. Мексиканец. 7 (1). стр: 13–16
  • Гудержан, TH (1995). «Поселение майя и торговля на острове Амбергрис-Кей, Белиз». Древняя Мезоамерика 6: 147–159.
  • Хаммонд, Н. (1981). Классические каноэ майя. Международный журнал морской археологии и подводных исследований. 10 (3). 173–185. дои : 10.1111/j.1095-9270.1981.tb00028.x
  • Иньуррета Диас, А. Кобос, Р. (2003). Морской обмен во время классического терминала: Уаймиль на западном побережье Юкатана. XVI симпозиум археологических исследований в Гватемале . стр: 1009–1015
  • Маккиллоп, Х. (2005). Находки в Белизе: документ о производстве соли и транспортировке на каноэ позднего классического периода майя. ПНАС 102 (15). Стр: 5630–5634. два : 10.1073pnas.0408486102
  • МакКиллоп, Х. (2007). Древние мореплаватели на побережье Белиза: скаты, морепродукты и соль. Белизские исследования. 29 (1). стр: 15–28
  • МакКиллоп, Х. (2010). Навигация на каноэ древних майя и ее последствия для классической и постклассической экономики майя и морской торговли: взгляд с южного побережья Белиза. Журнал карибской археологии . №3. стр: 93–105
  • МакКиллоп, Х. Силлс, EC. Селлуччи, В. (2014) Древнее весло на каноэ майя и каноэ из национального парка Пейнс-Крик, Белиз. Отчеты об исследованиях в области археологии Белиза . 11. стр: 297–306.
  • Маккиллоп, Х. (2017). Навигация и морские связи ранних майя в Мезоамерике. Море в истории: Средневековый мир. стр: 701–715. дои : 10.1017/9781782049104.062
  • Квилтер, Дж. (2004). Золотой мост Дариена. Золото и власть в древней Коста-Рике, Панаме и Колумбии. . ЖК а. Дж. У. Хупс. Вашингтон, округ Колумбия, Думбартон-Оукс.
  • Саблофф, Дж.А. Ратье, В.Л. (1975). Коммерческие системы древних майя: проект исследования для острова Косумель, Мексика. Мировая археология . 5 (2). стр: 221–231. дои : 10.1080/00438243.1973.9979569
  • Сьерра Соса, Т. Кучина, А. Прайс, Д. Бертон, Дж. Х. Тислер, В. (2014). Прибрежное производство, обмен, образ жизни и мобильность населения майя: вид из порта Ккамбо, Юкатан, Мексика. Древняя Мезоамерика. 25 (1). стр: 221–238
  • Снарскис, МЮ (2003). «От нефрита к золоту в Коста-Рике: Как, почему и когда». Золото и власть в промежуточном регионе, Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия: 159–204.
  • Томпсон, Дж.С. (1949). Каноэ и мореплавание майя и их соседей. Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 70 (1–2). стр: 69–78
  • Вест, РЦ. (1961). Морское судоходство аборигенов между Средней и Южной Америкой. Американский антрополог . 63 (1). стр: 133–135
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05beddb25972ffe44ccec4bc0e01d484__1718508720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/84/05beddb25972ffe44ccec4bc0e01d484.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maritime trade in the Maya civilization - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)