Томол

Томол районе или томоло ( Чумаш ) или те'аат или ти'ат ( Тонгва / Киж ) — это дощатые лодки , исторически и в настоящее время находящиеся в Санта-Барбары, Калифорнии и Лос-Анджелеса . Они заменили или дополнили тростниковые лодки. Лодки имели длину 10–30 футов (3,0–9,1 м) и ширину 3–4 фута (0,91–1,22 м). Чумаши называют томол «Домом моря» за его надежность. Двулопастные весла, похожие на каяки, используются для движения лодки по океану. Некоторые источники предполагают, что лодки, возможно, возникли на острове Каталина и использовались уже тысячи лет. [1] Другие предполагают, что они возникли на Северных Нормандских островах в первом тысячелетии нашей эры. [2] [3] [4] Томол Нового был описан как «самое технологически сложное судно, построенное в Северной Америке» и уникальное для « Света ». [5]
Лодки до сих пор строят жители Чумаша, Тонгвы/Кижа и Ачачемена . [5] [6]
Строительство
[ редактировать ]Томолы предпочтительно строили из красного дерева , приплывшего к побережью. [7] Когда запасов красного дерева не хватало, местную местную сосну использовали . Раскалывая древесину клиньями из китового уса или рога, мастера искали прямые доски без сучков, а затем шлифовали их акульей кожей. Чтобы скрепить древесину, в досках сверлили небольшие отверстия, чтобы их можно было скрепить друг с другом. Наконец, швы законопатили «йопом» — смесью твердой смолы и сосновой смолы, расплавленной, а затем прокипяченной. Поперечина на миделе укрепляла лодку и выполняла функцию сиденья. Еще один слой «йоп» был использован для водонепроницаемости лодки, затем был нанесен слой красной охры , а затем последний слой герметика . Мозаика из ракушек часто добавлялась в качестве украшения. [1]
найдена более простая дощатая лодка Этот тип лодок уникален для Северной и Южной Америки, хотя исследователь Йорем Мероз отмечает, что в Чили , и ребра пришивались долбленых лодок к основаниям на северо-западе Тихого океана и в Карибском бассейне . На постройку лодки опытным судостроителем может уйти до 500 дней. [8] Томолы приводятся в движение веслами, похожими на каяковые, при этом пользователь находится на корточках, в отличие от каяков, где сидение является нормой. Они очень маневренны. [1]
Значение
[ редактировать ]Ева Пагалинг ( Санта-Инез Чумаш ) описала процесс гребли в 2018 году: «Во время перехода гребцы разделяют глубокое воспоминание о том, что каждое движение весла — это молитва. И в этом году я молилась за своих близких, поскольку Как и все остальные в этом мире, я молился о силе и исцелении для всех людей, где бы они ни находились на своем жизненном пути. Исторически мы — водные люди, и наше лекарство для мира можно найти в священном и поддерживающем жизнь. сила воды». [9]
Синди Альвитр, соучредитель Общества Тиат, в 2019 году описала лодку как «судно, которое позволяет людям подключаться к подземному миру». Согласно мировоззрению коренных народов, как описывает Альвитр: «У вас есть подземный мир, который представляет собой водное существование, те божества, которые живут под океаном в своих пещерах, средний мир — это существование людей, а верхний мир — это наследственное существование». Пространство Тиат похоже на точку наблюдения, вы как будто парите над небесами подземного мира и все еще можете иметь связь с этим исконным пространством, со звездами, с Млечным Путем ». [6]
История
[ редактировать ]
Томолы были неотъемлемой частью широко распространенной торговой сети между племенами, жившими на территории, которая сейчас называется Пойнт-Концепция , залив Санта-Моника и Нормандские острова . Были обозначены судоходные маршруты, а на суше использовались сигнальные огни , которые служили помощниками в навигации. Большая часть торговли велась между двумя крупнейшими торговыми портами, Лос-Анджелесом и Лонг-Бич , что занимало примерно однодневное плавание. [1] Использование дощатых каноэ имело бы решающее значение для достижения самых отдаленных Нормандских островов, включая Сан-Николас и Сан-Клементе. [10]
Томоли были настолько полезны, что породили новый класс в обществе чумаш: гильдию, известную как «Братство каноэ», которая «ответственна за строительство каждого нового томола, а ее знания по строительству лодок передаются из поколения в поколение от от старшего мастера до ученика . Только мужчинам из ведущих семей разрешалось владеть томолом . шкурой или черного медведя При тщательном уходе лодки могли служить десятилетиями и передавались из поколения в поколение. [1]
Считается, что к 650 году нашей эры томол или теат уже имели центральное значение для чумаш и тонгва/киж соответственно. [1] В 1542 году испанский исследователь Хуан Родригес Кабрильо записал, что он видел так много томолов , вытащенных в одной богатой деревне – месте, которое впоследствии поселенцы стали называть Малибу – что он назвал ее Пуэбло-де-лас-Каноас или «городом каноэ». " Другой исследователь записал, что братство занималось плотничеством на лодках в другой деревне, и назвал ее Карпинтерия . [1]
Некоторые ученые сообщают, что технология сшитых досок, возможно, была внедрена ранними полинезийскими мореплавателями где-то в конце первого тысячелетия , которые построили лодки из сшитых досок и, как известно, достигли Южной Америки . Ученые заявляют, что «три местных калифорнийских лодочных термина считаются полинезийскими заимствованиями: Чумашан томол (о) и Габриэлино таранкса (или тарайна ) и тишат ». [8] Некоторые современные Чумаш и Тонгва/Киж заявляют, что «мы всегда знали, что это произошло». [5] Это было дополнительно объяснено в коротком документальном эпизоде KCET, снятом в 2019 году. [6]
Частично неповрежденные томоли были обнаружены в древних кучах Нормандских островов вместе с костями дельфинов, костями тюленей и рыб, а также раковинами морских ушек, моллюсков и блюдец. В Музее естественной истории Санта-Барбары , Морском музее Санта-Барбары и Морской ассоциации Чумаша Калифорнии хранятся реконструированные томоли, созданные современным Чумашем. [1]
Галерея
[ редактировать ]- Гребцы переправляются на остров Санта-Крус на реконструированном томоле «Элье'вун» , 2006 год.
- Томол пересекает Нормандские острова в 2012 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хелварг, Дэвид (2016). Золотой берег: роман Калифорнии с морем . Новая Всемирная библиотека. стр. 20–22. ISBN 9781608684403 .
- ^ Гэмбл, Линн Х. «Археологические свидетельства происхождения дощатого каноэ в Северной Америке». Американская древность 67.2 (2002): 301–315.
- ^ Арнольд, Жанна Э., изд. Истоки вождества Тихоокеанского побережья: чумаш с Нормандских островов. Солт-Лейк-Сити: Университет Юты Press, 2001.
- ^ Микаэль Фовель и Альваро Монтенегро (2024) Приводят ли бурные моря к улучшению лодок? Исследование происхождения дощатого каноэ в Южной Калифорнии посредством моделирования океанских путешествий, Журнал островной и прибрежной археологии, DOI: 10.1080/15564894.2024.2311107.
- ^ Jump up to: а б с Винер, Джеймс Блейк (26 марта 2013 г.). «Полинезийцы в Калифорнии: свидетельства древнего обмена?» . Древняя история . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «S2 E1: Переосмысление побережья с обществом Тиат» . KCETOnline, YouTube . 4 ноября 2019 г. Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ «Переправа Чумаш Томол» . Национальный парк Нормандских островов . Служба национальных парков США . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Мероз, Йорем (2011). «Слова, обозначающие «лодку» в Южной Калифорнии и происхождение каноэ Чумаш» . ГЕЙЛ – через Academia.edu.
- ^ Пагалинг, Ева (ноябрь 2018 г.). «Путешествие по темной воде: сила воспоминаний ведет гребца по историческому переходу» . Национальные морские заповедники . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Микаэль Фовель и Альваро Монтенегро (2024): Приводят ли бурные моря к улучшению лодок? Исследование происхождения дощатого каноэ в Южной Калифорнии посредством моделирования океанских путешествий, Журнал островной и прибрежной археологии. https://doi.org/10.1080/15564894.2024.2311107
Ресурсы
[ редактировать ]
- «Путешествие по темной воде: сила воспоминаний ведет гребца на историческом перекрестке » , Ева Пагалинг
- S2 E1: Переосмысливая побережье вместе с обществом Тиат , из журнала «Забота о природе» на KCET
- Бэби Тиат: Изготовление традиционного каноэ , там же.