Jump to content

Закрывать

Дау в Индийском океане, недалеко от островов Занзибар на побережье Суахили.
Рыбацкие дау пришвартованы в Дубае в 2014 году.

Дау ( / d / ; арабский : داو , латинизированный : dāw ) — общее название ряда традиционных парусных судов с одной или несколькими мачтами с диванными или иногда латиновыми парусами, используемых в Красного моря и Индийского океана . регионе [1] [2] Обычно дау имеют длинные тонкие корпуса и представляют собой торговые суда, которые в основном используются для перевозки тяжелых предметов, таких как фрукты, пресная вода или другие тяжелые товары, вдоль побережий Восточной Аравии . [3] Иран , Восточная Африка, Йемен и прибрежная часть Южной Азии (Пакистан, Индия, Бангладеш). На больших дау экипаж состоит примерно из тридцати человек, а на меньших обычно около двенадцати.

Этимология

[ редактировать ]

Существует несколько версий происхождения слова «дау». Раньше считалось, что оно могло иметь арабское или персидское происхождение (и хотя в XXI веке такого слова нет ни в арабском, ни в персидском языке, в некоторых голландских документах 17-18 веков указывается, что тогда персидское слово dawh означало " небольшой корабль»). В последнее время большинство исследователей склоняются к тому, что этот термин произошел из языка восточноафриканского народа суахили, на котором галка означает «сосуд». [4]

Однако, независимо от источников происхождения, употребление «дау» как собирательного термина для обозначения лодок Индийского океана с характерными «арабскими» парусами было введено определенно европейцами. Поскольку в европейской традиции корабли классифицировались главным образом по их парусному вооружению, все корабли Индийского океана, имевшие подобные арабские паруса и выглядевшие более или менее одинаково для неподготовленного европейского глаза, назывались европейцами, используя одно слово: дау». В то же время ни арабы, ни индийцы не используют термин «доу» для обозначения своих судов в совокупности. В арабском языке для обозначения кораблей используются собирательные термины «маркаб» или «хашаб» , а в Коране используется термин «фулк». С другой стороны, народы Индийского океана используют для каждого типа кораблей отдельные специальные названия, отличающиеся друг от друга главным образом не парусным вооружением, а размерами, конструкцией корпуса и количеством мачт. [5]

Точное происхождение дау потеряно для истории. Большинство ученых полагают, что оно зародилось в Индии в период с 600 г. до н.э. по 600 г. н.э., хотя есть некоторые, кто утверждает, что санбук, разновидность дау, может произойти от португальской каравеллы . [6] [7] Однако португальские каравеллы появились в этом районе только в конце 15 века.

Дау было торговым судном, впервые использованным сомалийцами . Сомалийцы , у которых, как известно, есть старейшее сохранившееся доу, которое называется Беден , торговали с древним миром из Египта, Вавилона, а также с цивилизациями Дальнего Востока, перевозя ценные ладан , мирру , золото и т. д. Это было сомалийские купцы, которые первыми привезли экзотических животных из Африки во времена династии Мин . Доу использовалось для перевозки жирафов ко китайского императора Юн Ле в 1414 году. двору [8] Другой источник предполагает, что корабль, который доставил жирафа в Китай, был частью большого китайского флота под командованием Чжэн Хэ . [9]

Корабли, похожие на дау, упоминаются или описываются в « 1001 ночи», включая различные порты, где они стояли. Доу также связано с торговлей жемчугом . [ нужна ссылка ]

Йеменские хадрами , как и оманцы , на протяжении веков приезжали в Бейпур , в Керале , Индия, за своими дау. Это произошло благодаря хорошей древесине в лесах Кералы, наличию хорошей кокосовой веревки и опытным корабелам. В прежние времена доски обшивки корпуса дау скреплялись кокосовым тросом. Дау Бейпора известны как « Уру » на малаяламе , местном языке Кералы. Поселенцы из Йемена, известные как «Барамис» или «Дарамис», что может быть получено от слова «Хардамис», до сих пор активно занимаются изготовлением урус в Керале. [ нужна ссылка ]

Дау широко использовались для работорговли в Индийском океане , которую Королевский флот пытался подавить. В своей книге 1873 года капитан Г.Л. Суливан описал «четыре различных типа каботажных дау, как показано на гравюрах, а именно: Батиле, Бадане, Бугала или настоящий дау и лодку Матапа». [10]

В 1920-х годах британские писатели назвали Аль-Худайду центром строительства дау. Те, что были построены в Аль-Худайде, были меньше по размеру и использовались для путешествий по побережью. Они были построены из акации, найденной в Йемене. [11] Их можно отличить по меньшим треугольным парусам на подвижных основаниях, позволяющим улавливать нерегулярные ветры Красного моря. [12]

Капитан Алан Вильерс (1903–1982) задокументировал дни парусной торговли в Индийском океане, путешествуя на дау в период с 1938 по 1939 год, делая многочисленные фотографии и публикуя книги на тему навигации доу. [13] [14]

Даже по сей день дау совершают коммерческие рейсы между Персидским заливом и Восточной Африкой, используя паруса в качестве единственного средства передвижения . Их груз в основном состоит из фиников и рыбы, идущей в Восточную Африку, и древесины мангровых деревьев в страны Персидского залива . Они часто плывут на юг с муссоном зимой или ранней весной и возвращаются обратно в Аравию поздней весной или ранним летом. [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

Для навигации по небесам моряки дау традиционно использовали камаль — наблюдательный прибор, который определяет широту , находя угол Полярной звезды над горизонтом . [15]

Шуай в Персидском заливе
  • Багла ( بغلة ) — от арабского слова, означающего « мул ». Тяжелый корабль, традиционное глубоководное дау.
  • Бакара или баггара ( بقارة ) — от арабского слова «корова». Старый тип небольшого дау, похожий на Баттиль. [16]
  • Бария – маленькое дау. [17]
  • Баттиль ( بتيل ) - длинные стебли, увенчанные большими головками стеблей в форме булавы.
  • Беден — судно меньшего размера, требующее небольшой осадки . [18]
  • Бум (арабский: بوم , латинизированный: būm ) или дханги — дау большого размера с сужающейся по форме кормой и более симметричной общей структурой. У арабского бума очень высокий нос, который в индийской версии обрезан. [19]
  • Ганджа ( غنجة ) или котия — крупный сосуд, похожий на Баглу, с изогнутым форштевнем и покатым, богато украшенным резным транцем . [20]
  • Джахази или джихази ( جهازي ). Рыболовное или торговое дау с широким корпусом, похожее на палтуса , распространенное на острове Ламу и побережье Омана. Он также используется в Бахрейне для жемчужной промышленности. [21] Слово происходит от джахаза ( جهاز ), персидского слова, означающего «корабль». [22]
  • Джалибут или джелбут ( جالبوت ). Дау малого и среднего размера. Это современная версия шуай с более коротким носом. Большинство джалибутов оснащены двигателями.
  • Патамар , разновидность индийского дау.
  • Самбук или самбук ( صنبوق ) — самый крупный тип дау, встречающийся сегодня в Персидском заливе. Он имеет характерную форму киля с резким изгибом прямо под вершиной носа. Это было одно из самых успешных дау в истории. [23] Это слово родственно греческому σαμβύκη sambúkē , в конечном счете, от среднеперсидского самбука . [24]
  • Шуай ( شوعي ). Дау среднего размера. Раньше это было самое распространенное дау в Персидском заливе, использовавшееся для рыболовства и прибрежной торговли.
  • Зарук - маленькое дау, немного больше барии. [25]
  • Дхони – традиционное мальдивское многоцелевое парусное судно.

Термин «доу» иногда также применяется к некоторым меньшим лодкам с латинским парусным вооружением, традиционно используемым в Красном море , восточном Средиземноморье и районе Персидского залива, а также в Индийском океане от Мадагаскара до Бенгальского залива . К ним относятся фелукки, используемые в Египте, Судане и Ираке, и дхони, используемые на Мальдивах, а также транки , граб и галафах . [26] Все эти суда имеют общие элементы с дау. На побережье Суахили , в таких странах, как Кения, . слово доу на суахили — «джахази» [1]

Кувейтский морской музей в Салмии , Кувейт, хранит копии различных типов дау. [27]

Судно « Аль-Хашеми-II » (1997–2001 гг.) в Кувейте , Кувейт, было признано Книгой рекордов Гиннеса как самое большое деревянное дау, когда-либо построенное; он никогда не был плавающим и используется для событий.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Бриггс, Филип. «Дау побережья Суахили» . Путеводитель по Занзибару . Проверено 6 сентября 2012 г.
  2. ^ «История и строительство дау» . Набатея . Проверено 6 сентября 2012 г.
  3. ^ Боуэн, Ричард Лебарон (1949). «Арабские дау Восточной Аравии» .
  4. ^ «Арабское мореплавание | Издательство Принстонского университета» . press.princeton.edu . 23 июля 1995 года . Проверено 13 апреля 2024 г.
  5. ^ Хольцман, Боб (24 июня 2009 г.). «Лодки коренных народов: что такое дау?» . Коренные лодки . Проверено 13 апреля 2024 г.
  6. ^ Тейлор, Джеймс. «Традиционные арабские парусники» . Британско-йеменское общество. Архивировано из оригинала 15 июля 2012 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
  7. ^ Санбук - Модели кораблей и лодок Роберта
  8. ^ Крис Макинтайр; Сьюзан Макинтайр (2013). Занзибар . Брэдт Путеводители. п. 6. ISBN  978-1-84162-458-7 .
  9. ^ Дуйвендак, JJL (1938). Истинные даты китайских морских экспедиций в начале пятнадцатого века . стр. 341–413.
  10. ^ Суливан, Г.Л. (1873). Погоня за доу в водах Занзибара и на восточном побережье Африки: рассказ о пятилетнем опыте подавления работорговли . С. Лоу, Марстон, Лоу и Сирл. п. 102 . Проверено 15 ноября 2021 г.
  11. ^ Протеро, GW (1920). Аравия . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 99.
  12. ^ «Лодочная индустрия » . йемен-nic.info . Проверено 12 марта 2021 г.
  13. ^ Вильерс, Алан (2006). Сыны Синдбада: отчет о плавании с арабами на их дау по Красному морю, вокруг побережий Аравии, а также до Занзибара и Танганьики; добыча жемчуга в Персидском заливе; и жизнь капитанов и моряков Кувейта . Фейси, Уильям, 1948–, Хиджи, Якуб Юсуф., Пундик, Грейс., Марказ аль-Бухут ва-ад-Дирасат аль-Кувайтия (Кувейт). Лондон: Арабский паб. совместно с Центром исследований и исследований Кувейта. ISBN  0954479238 . OCLC   61478193 .
  14. ^ Вильерс, Аллан (15 октября 2018 г.). Муссонные моря. История Индийского океана . Креативные Медиа Партнеры, ООО. ISBN  9780343245221 .
  15. ^ «Древнее мореплавание и мореплавание» . Набатея.нет . Проверено 7 сентября 2012 г.
  16. ^ «Традиционный дау» . Оман: Министерство информации. Архивировано из оригинала 25 июля 2012 года . Проверено 7 сентября 2012 г.
  17. ^ Хурани, Джордж Фадло; Карсуэлл, Джон (1995), Арабское мореплавание в Индийском океане в древние и ранние средневековые времена , Princeton University Press .
  18. ^ "Дау" , Китай , Факты и подробности, заархивировано из оригинала 22 сентября 2013 года , получено 4 октября 2011 года .
  19. ^ «Корабль Доу – Типы» , Морская техника , Яркий хаб, заархивировано из оригинала 25 ноября 2010 г. , получено 14 марта 2010 г.
  20. ^ Корабли "Ghanjah" , Cog and Galley , заархивировано из оригинала 25 апреля 2012 года , получено 4 октября 2011 года .
  21. ^ Доу плывет в Кении , Великобритания: пляж Диани, архивировано с оригинала 24 июля 2012 года .
  22. ^ Агиус 2008 , с. 316
  23. ^ Оман, мореплавающая нация , Оман: Министерство информации, 1979 .
  24. ^ Агиус 2008 , с. 314
  25. ^ Ксавьер, Сэнди. «Зарук» . КА : Симпатико. Архивировано из оригинала 5 октября 2003 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
  26. ^ Абдулла, Табит А.Дж. (2000), Политическая экономия торговли в Басре восемнадцатого века , Социальная и экономическая история Ближнего Востока, SUNY, ISBN  978-0-7914-4808-3 .
  27. ^ Бен Гарсия (19 августа 2021 г.). «Сохранение и защита морского наследия Кувейта» . Кувейт Таймс .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Боуэн, Ричард ЛеБарон, Очерк традиции рисования глаз, известных как окулы, на носах лодок среди моряков и рыбаков с древних времен до наших дней. Встречается преимущественно в районе Индийского океана .
  • Хокинс, Клиффорд В. (1977). Доу: иллюстрированная история дау и его мира . морской издательской компании ISBN  978-0245526558 .
  • Энтони Джек, арабские дау .
  • Каплан, Мэрион (2015). Такой старый корабль: Сумерки арабского дау . Книги Мохо. ISBN  978-0955720826 .
  • Мартин, Эсмонд Брэдли , Упадок торговли дау в Кении .
  • ———; Мартин, Крисси Перри (1979), «Грузы Востока: порты, торговля и культура Аравийского моря и западной части Индийского океана», The Geographical Journal , 145 (1), предисловие Элспет Хаксли: 130, Bibcode : 1979GeogJ .145..130K , номер документа : 10.2307/633106 , JSTOR   633106 .
  • Анри Перье, дау Джибути .
  • AHJ Prins , Отплытие из Ламу : исследование морской культуры в исламской Восточной Африке. Ассен: ван Горкум и компания, 1965.
  • AHJ Принс. Дау Персидского залива: два варианта морского предприятия. Персика: Ежегодник Общества Нидерландов-Ирана , № II (1965–1966): стр. 1–18.
  • AHJ Принс. Дау Персидского залива: заметки о классификации ближневосточных морских судов. Персика: Ежегодник Общества Нидерландов-Ирана , № VI (1972–1974): стр. 157–1166.
  • AHJ Принс. Справочник по шитью лодок. Морские монографии и отчеты №59. Гринвич, Лондон:: Национальный морской музей, 1986.
  • Тесса Рихардс, Строительство дау: выживание древнего корабля.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 93d235fd33908f048465106352dd893c__1721362260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/3c/93d235fd33908f048465106352dd893c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dhow - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)