Закрывать
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на украинском языке . (июнь 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |


Дау ( / d aʊ / ; арабский : داو , латинизированный : dāw ) — общее название ряда традиционных парусных судов с одной или несколькими мачтами с диванными или иногда латиновыми парусами, используемых в Красного моря и Индийского океана . регионе [1] [2] Обычно дау имеют длинные тонкие корпуса и представляют собой торговые суда, которые в основном используются для перевозки тяжелых предметов, таких как фрукты, пресная вода или другие тяжелые товары, вдоль побережий Восточной Аравии . [3] Иран , Восточная Африка, Йемен и прибрежная часть Южной Азии (Пакистан, Индия, Бангладеш). На больших дау экипаж состоит примерно из тридцати человек, а на меньших обычно около двенадцати.
Этимология
[ редактировать ]Существует несколько версий происхождения слова «дау». Раньше считалось, что оно могло иметь арабское или персидское происхождение (и хотя в XXI веке такого слова нет ни в арабском, ни в персидском языке, в некоторых голландских документах 17-18 веков указывается, что тогда персидское слово dawh означало " небольшой корабль»). В последнее время большинство исследователей склоняются к тому, что этот термин произошел из языка восточноафриканского народа суахили, на котором галка означает «сосуд». [4]
Однако, независимо от источников происхождения, употребление «дау» как собирательного термина для обозначения лодок Индийского океана с характерными «арабскими» парусами было введено определенно европейцами. Поскольку в европейской традиции корабли классифицировались главным образом по их парусному вооружению, все корабли Индийского океана, имевшие подобные арабские паруса и выглядевшие более или менее одинаково для неподготовленного европейского глаза, назывались европейцами, используя одно слово: дау». В то же время ни арабы, ни индийцы не используют термин «доу» для обозначения своих судов в совокупности. В арабском языке для обозначения кораблей используются собирательные термины «маркаб» или «хашаб» , а в Коране используется термин «фулк». С другой стороны, народы Индийского океана используют для каждого типа кораблей отдельные специальные названия, отличающиеся друг от друга главным образом не парусным вооружением, а размерами, конструкцией корпуса и количеством мачт. [5]
История
[ редактировать ]Точное происхождение дау потеряно для истории. Большинство ученых полагают, что оно зародилось в Индии в период с 600 г. до н.э. по 600 г. н.э., хотя есть некоторые, кто утверждает, что санбук, разновидность дау, может произойти от португальской каравеллы . [6] [7] Однако португальские каравеллы появились в этом районе только в конце 15 века.
Дау было торговым судном, впервые использованным сомалийцами . Сомалийцы , у которых, как известно, есть старейшее сохранившееся доу, которое называется Беден , торговали с древним миром из Египта, Вавилона, а также с цивилизациями Дальнего Востока, перевозя ценные ладан , мирру , золото и т. д. Это было сомалийские купцы, которые первыми привезли экзотических животных из Африки во времена династии Мин . Доу использовалось для перевозки жирафов ко китайского императора Юн Ле в 1414 году. двору [8] Другой источник предполагает, что корабль, который доставил жирафа в Китай, был частью большого китайского флота под командованием Чжэн Хэ . [9]
Корабли, похожие на дау, упоминаются или описываются в « 1001 ночи», включая различные порты, где они стояли. Доу также связано с торговлей жемчугом . [ нужна ссылка ]
Йеменские хадрами , как и оманцы , на протяжении веков приезжали в Бейпур , в Керале , Индия, за своими дау. Это произошло благодаря хорошей древесине в лесах Кералы, наличию хорошей кокосовой веревки и опытным корабелам. В прежние времена доски обшивки корпуса дау скреплялись кокосовым тросом. Дау Бейпора известны как « Уру » на малаяламе , местном языке Кералы. Поселенцы из Йемена, известные как «Барамис» или «Дарамис», что может быть получено от слова «Хардамис», до сих пор активно занимаются изготовлением урус в Керале. [ нужна ссылка ]
Дау широко использовались для работорговли в Индийском океане , которую Королевский флот пытался подавить. В своей книге 1873 года капитан Г.Л. Суливан описал «четыре различных типа каботажных дау, как показано на гравюрах, а именно: Батиле, Бадане, Бугала или настоящий дау и лодку Матапа». [10]
С 20 века
[ редактировать ]В 1920-х годах британские писатели назвали Аль-Худайду центром строительства дау. Те, что были построены в Аль-Худайде, были меньше по размеру и использовались для путешествий по побережью. Они были построены из акации, найденной в Йемене. [11] Их можно отличить по меньшим треугольным парусам на подвижных основаниях, позволяющим улавливать нерегулярные ветры Красного моря. [12]
Капитан Алан Вильерс (1903–1982) задокументировал дни парусной торговли в Индийском океане, путешествуя на дау в период с 1938 по 1939 год, делая многочисленные фотографии и публикуя книги на тему навигации доу. [13] [14]
Даже по сей день дау совершают коммерческие рейсы между Персидским заливом и Восточной Африкой, используя паруса в качестве единственного средства передвижения . Их груз в основном состоит из фиников и рыбы, идущей в Восточную Африку, и древесины мангровых деревьев в страны Персидского залива . Они часто плывут на юг с муссоном зимой или ранней весной и возвращаются обратно в Аравию поздней весной или ранним летом. [ нужна ссылка ]
Навигация
[ редактировать ]Для навигации по небесам моряки дау традиционно использовали камаль — наблюдательный прибор, который определяет широту , находя угол Полярной звезды над горизонтом . [15]
Типы
[ редактировать ]
- Багла ( بغلة ) — от арабского слова, означающего « мул ». Тяжелый корабль, традиционное глубоководное дау.
- Бакара или баггара ( بقارة ) — от арабского слова «корова». Старый тип небольшого дау, похожий на Баттиль. [16]
- Бария – маленькое дау. [17]
- Баттиль ( بتيل ) - длинные стебли, увенчанные большими головками стеблей в форме булавы.
- Беден — судно меньшего размера, требующее небольшой осадки . [18]
- Бум (арабский: بوم , латинизированный: būm ) или дханги — дау большого размера с сужающейся по форме кормой и более симметричной общей структурой. У арабского бума очень высокий нос, который в индийской версии обрезан. [19]
- Ганджа ( غنجة ) или котия — крупный сосуд, похожий на Баглу, с изогнутым форштевнем и покатым, богато украшенным резным транцем . [20]
- Джахази или джихази ( جهازي ). Рыболовное или торговое дау с широким корпусом, похожее на палтуса , распространенное на острове Ламу и побережье Омана. Он также используется в Бахрейне для жемчужной промышленности. [21] Слово происходит от джахаза ( جهاز ), персидского слова, означающего «корабль». [22]
- Джалибут или джелбут ( جالبوت ). Дау малого и среднего размера. Это современная версия шуай с более коротким носом. Большинство джалибутов оснащены двигателями.
- Патамар , разновидность индийского дау.
- Самбук или самбук ( صنبوق ) — самый крупный тип дау, встречающийся сегодня в Персидском заливе. Он имеет характерную форму киля с резким изгибом прямо под вершиной носа. Это было одно из самых успешных дау в истории. [23] Это слово родственно греческому σαμβύκη sambúkē , в конечном счете, от среднеперсидского самбука . [24]
- Шуай ( شوعي ). Дау среднего размера. Раньше это было самое распространенное дау в Персидском заливе, использовавшееся для рыболовства и прибрежной торговли.
- Зарук - маленькое дау, немного больше барии. [25]
- Дхони – традиционное мальдивское многоцелевое парусное судно.
Термин «доу» иногда также применяется к некоторым меньшим лодкам с латинским парусным вооружением, традиционно используемым в Красном море , восточном Средиземноморье и районе Персидского залива, а также в Индийском океане от Мадагаскара до Бенгальского залива . К ним относятся фелукки, используемые в Египте, Судане и Ираке, и дхони, используемые на Мальдивах, а также транки , граб и галафах . [26] Все эти суда имеют общие элементы с дау. На побережье Суахили , в таких странах, как Кения, . слово доу на суахили — «джахази» [1]
Музеи
[ редактировать ]Кувейтский морской музей в Салмии , Кувейт, хранит копии различных типов дау. [27]
Судно « Аль-Хашеми-II » (1997–2001 гг.) в Кувейте , Кувейт, было признано Книгой рекордов Гиннеса как самое большое деревянное дау, когда-либо построенное; он никогда не был плавающим и используется для событий.
Галерея
[ редактировать ]- Дау у побережья Дар-эс-Салама, Танзания.
- Дау видели в Индийском океане
- Дау в пустыне Катара
- Картина Багла , традиционного глубоководного дау.
- Строительство и ремонт дау в Суре, Оман
- Доу переправляет пассажиров возле Иньямбане , Мозамбик
- Небольшое дау на Занзибаре
- Марка Адена, Йемен, 1937 года с изображением дау
- Бум в Морском музее в Эль-Кувейте в ознаменование основания Кувейта как морского порта для торговцев.
- Патамар в 10 индийских рупий. на банкноте
- Модель Самбука
- Дау на Шатт-эль-Арабе (1958)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бриггс, Филип. «Дау побережья Суахили» . Путеводитель по Занзибару . Проверено 6 сентября 2012 г.
- ^ «История и строительство дау» . Набатея . Проверено 6 сентября 2012 г.
- ^ Боуэн, Ричард Лебарон (1949). «Арабские дау Восточной Аравии» .
- ^ «Арабское мореплавание | Издательство Принстонского университета» . press.princeton.edu . 23 июля 1995 года . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Хольцман, Боб (24 июня 2009 г.). «Лодки коренных народов: что такое дау?» . Коренные лодки . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Тейлор, Джеймс. «Традиционные арабские парусники» . Британско-йеменское общество. Архивировано из оригинала 15 июля 2012 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
- ^ Санбук - Модели кораблей и лодок Роберта
- ^ Крис Макинтайр; Сьюзан Макинтайр (2013). Занзибар . Брэдт Путеводители. п. 6. ISBN 978-1-84162-458-7 .
- ^ Дуйвендак, JJL (1938). Истинные даты китайских морских экспедиций в начале пятнадцатого века . стр. 341–413.
- ^ Суливан, Г.Л. (1873). Погоня за доу в водах Занзибара и на восточном побережье Африки: рассказ о пятилетнем опыте подавления работорговли . С. Лоу, Марстон, Лоу и Сирл. п. 102 . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ Протеро, GW (1920). Аравия . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 99.
- ^ «Лодочная индустрия » . йемен-nic.info . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ Вильерс, Алан (2006). Сыны Синдбада: отчет о плавании с арабами на их дау по Красному морю, вокруг побережий Аравии, а также до Занзибара и Танганьики; добыча жемчуга в Персидском заливе; и жизнь капитанов и моряков Кувейта . Фейси, Уильям, 1948–, Хиджи, Якуб Юсуф., Пундик, Грейс., Марказ аль-Бухут ва-ад-Дирасат аль-Кувайтия (Кувейт). Лондон: Арабский паб. совместно с Центром исследований и исследований Кувейта. ISBN 0954479238 . OCLC 61478193 .
- ^ Вильерс, Аллан (15 октября 2018 г.). Муссонные моря. История Индийского океана . Креативные Медиа Партнеры, ООО. ISBN 9780343245221 .
- ^ «Древнее мореплавание и мореплавание» . Набатея.нет . Проверено 7 сентября 2012 г.
- ^ «Традиционный дау» . Оман: Министерство информации. Архивировано из оригинала 25 июля 2012 года . Проверено 7 сентября 2012 г.
- ^ Хурани, Джордж Фадло; Карсуэлл, Джон (1995), Арабское мореплавание в Индийском океане в древние и ранние средневековые времена , Princeton University Press .
- ^ "Дау" , Китай , Факты и подробности, заархивировано из оригинала 22 сентября 2013 года , получено 4 октября 2011 года .
- ^ «Корабль Доу – Типы» , Морская техника , Яркий хаб, заархивировано из оригинала 25 ноября 2010 г. , получено 14 марта 2010 г.
- ^ Корабли "Ghanjah" , Cog and Galley , заархивировано из оригинала 25 апреля 2012 года , получено 4 октября 2011 года .
- ^ Доу плывет в Кении , Великобритания: пляж Диани, архивировано с оригинала 24 июля 2012 года .
- ^ Агиус 2008 , с. 316
- ^ Оман, мореплавающая нация , Оман: Министерство информации, 1979 .
- ^ Агиус 2008 , с. 314
- ^ Ксавьер, Сэнди. «Зарук» . КА : Симпатико. Архивировано из оригинала 5 октября 2003 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
- ^ Абдулла, Табит А.Дж. (2000), Политическая экономия торговли в Басре восемнадцатого века , Социальная и экономическая история Ближнего Востока, SUNY, ISBN 978-0-7914-4808-3 .
- ^ Бен Гарсия (19 августа 2021 г.). «Сохранение и защита морского наследия Кувейта» . Кувейт Таймс .
Библиография
[ редактировать ]- Агиус, Дионисий А (2008), Классические корабли ислама: от Месопотамии до Индийского океана , Брилл, ISBN 978-90-0415863-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боуэн, Ричард ЛеБарон, Очерк традиции рисования глаз, известных как окулы, на носах лодок среди моряков и рыбаков с древних времен до наших дней. Встречается преимущественно в районе Индийского океана .
- Хокинс, Клиффорд В. (1977). Доу: иллюстрированная история дау и его мира . морской издательской компании ISBN 978-0245526558 .
- Энтони Джек, арабские дау .
- Каплан, Мэрион (2015). Такой старый корабль: Сумерки арабского дау . Книги Мохо. ISBN 978-0955720826 .
- Мартин, Эсмонд Брэдли , Упадок торговли дау в Кении .
- ———; Мартин, Крисси Перри (1979), «Грузы Востока: порты, торговля и культура Аравийского моря и западной части Индийского океана», The Geographical Journal , 145 (1), предисловие Элспет Хаксли: 130, Bibcode : 1979GeogJ .145..130K , номер документа : 10.2307/633106 , JSTOR 633106 .
- Анри Перье, дау Джибути .
- AHJ Prins , Отплытие из Ламу : исследование морской культуры в исламской Восточной Африке. Ассен: ван Горкум и компания, 1965.
- AHJ Принс. Дау Персидского залива: два варианта морского предприятия. Персика: Ежегодник Общества Нидерландов-Ирана , № II (1965–1966): стр. 1–18.
- AHJ Принс. Дау Персидского залива: заметки о классификации ближневосточных морских судов. Персика: Ежегодник Общества Нидерландов-Ирана , № VI (1972–1974): стр. 157–1166.
- AHJ Принс. Справочник по шитью лодок. Морские монографии и отчеты №59. Гринвич, Лондон:: Национальный морской музей, 1986.
- Тесса Рихардс, Строительство дау: выживание древнего корабля.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Стадион Аль-Вакра Вагина, Катар, мир» , The Mirror , Великобритания, 19 ноября 2013 г. Стадион по проекту Доу.
- История дау .
- «Дау Кувейта» , Кувейтский бум .
- Ллойд, Кристофер (1968), Военно-морской флот и работорговля , Psychology Press, ISBN 9780714618944 .
- Мондфельд, Вольфрам, Арабский дау [ Арабский дау ] (на немецком языке), DE: Модель морского судна .
- Восмер, Том, Прочное дау , Археология .
- Морская деятельность народов Персидского залива и мира Индийского океана в XI и XII веках (PDF) , JP: Tufs, заархивировано из оригинала (PDF) 12 января 2021 года , получено 31 октября 2008 года .