Jump to content

Йоал

Йоал которое , часто называемый несс-йоал , представляет собой судно, построенное из клинкера, традиционно используется на Шетландских островах , Шотландия. Он предназначен в первую очередь для гребли, но также хорошо управляется под традиционным квадратным парусом при движении против ветра или на широком расстоянии.

Это слово родственно словам yawl и yole .

Строительство

[ редактировать ]
Осельвар в стадии строительства

Примерно до 1860 года йолы импортировались в виде наборов из окрестностей Бергена в Норвегии . Традиционные небольшие деревянные лодки были известны как Страндебармер или Осельвар из Оса в Хордаланде , Норвегия. [1] Деревянные лодки были разобраны, а затем «упакованы» для отправки на Шетландские острова. [2] Вместо того, чтобы отправлять сложные инструкции по сборке, они отправили норвежских судостроителей перестроить их. Однако повышение таможенной пошлины привело к тому, что шетландские строители взяли на себя строительство, но в основном сохранили оригинальный норвежский дизайн. [3]

У всех частей йола есть название, возможно, для облегчения сборки, когда они поставляются в виде комплекта, или для облегчения заказа запасных частей. Во многих случаях названия частей имеют более близкое отношение к норвежскому, чем к британскому использованию. В описательном тексте на этой странице упоминается большинство этих частей.

Для постройки йоала требуется шесть досок, от киля вверх, обшивка страйк ; Хассен -Страйк ; нижняя соль ; верхняя соль ; песчаный пролив и верхний вуп .

Доски были прикреплены к трем баандам основного шпангоута , которые изгибались поперек киля между планширями, под тафтами (сидениями), а также к стаммерину или кантуне , рядом с носом и кормой, перед креплением к носовому и кормовому форштевням. Верхние вупы соединялись уступом в месте соединения с рогом наверху стебля для дополнительной прочности.

Баанды не были прикреплены к килю, что еще раз увеличивало гибкость йоала.

Баанды .; разделили лодку на четыре отделения: носовое помещение для рыболовных снастей и т. д средняя комната для балласта; помещение для слива , которое оставалось свободным для вычерпывания слива , любой воды, попадающей на борт, с помощью оусекерри ; и помещение для выстрела , где хранился улов.

Чтобы предохранить планшири от износа, в каждом положении весла блок твердого дерева, рут , фиксировался с помощью двух деревянных колышков, называемых штифтами рут . Из устья торчал кабэ , . колышек из твердой древесины, на который гребли веслом Весло удерживалось на месте кабе с помощью веревочной петли, называемой хумлибандом .

Одной из примечательных особенностей конструкции йола являются планшири , которые заканчиваются как на носу, так и на корме, оставляя несколько дюймов верхнего борта без планширя. Предполагается, что это придаст кораблю большую гибкость в условиях сильного волнения.

На йоле гребли трое мужчин с парой весел каждый. Мужчины сидели на бревенах на , которые опирались деревянную опору, проходившую поперек трех основных баандов , и в качестве опоры они могли опереться ногами на фитлинн , кусок дерева, расположенный между баандами . Половые доски лодки назывались тилферами .

При сильном ветре баанд йол нес квадратный парус, поднятый на деревянную мачту, которая проходила через средний тафт и крепилась у основания к середине баанда.

Йоал был основным судном, использовавшимся для хаафа (открытая вода в пределах видимости суши, на расстоянии до 10 миль от берега) для ловли трески, линя и бивней, пока в конце 17 века рыбные косяки не отошли дальше от берега, вероятно, из-за климатических условий. изменять. [4] Хотя йолы не были предназначены для дальнего хаафа , рыбаки Шетландских островов продолжали использовать их для относительно глубоководной рыбалки с сопутствующими несчастными случаями и человеческими жертвами до тех пор, пока в середине 18 века не были представлены более крупные, тяжелые и глубокие шестирыбки, предназначенные для ловли рыбы вдали от берега. Хотя были некоторые различия в размерах, йол обычно составлял 21 фут 5 дюймов в целом, 15 футов киля, 21 дюйм внутренней глубины на миделе и 5 футов 5 дюймов ширины. [5]

Джордж Джонсон из Скелберри, Данросснесс , был одним из самых плодовитых строителей Несс-Йолов. Среди йолов, построенных Джонсоном в последние годы его жизни, было несколько более крупных, общим размером до 23 футов 10 дюймов. Одним из них, который сейчас исчез, был « Дар океанов» , названный так потому, что вся древесина для ее строительства была получена из коряг. Необычными особенностями этих более крупных йолов было то, что их планшири не доходили до форштевня и кормы, как у обычных йолов, а у некоторых из них был полный четвертый «баанд».

Сегодняшний день

[ редактировать ]

На Шетландских островах до сих пор существует множество традиционных йолов, построенных Джонсоном и другими людьми его эпохи. Очень немногие из них до сих пор используются регулярно, хотя в пристани Вирке есть 2, которые используются для прогулочной рыбалки.

В последние годы появились детские гребные регаты. [6] наблюдался подъем строительства этих традиционных ремесел. [7]

Ян Бест из Фэр-Айла , [8] и Томми Исбистер из Трондры — самые плодовитые строители сегодня.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Чиверс, Марк (1 февраля 2014 г.). «Метаморфоза норвежской модели лодки в шетландскую модель лодки: анализ литературы» . Шетландская лодка: история; Фольклор и строительство . Проверено 21 мая 2016 г.
  2. ^ Болдуин (1978 , стр. 53)
  3. ^ Strilebåten (Oselvarverkstaden) на норвежском языке }
  4. ^ Болдуин (1978 , стр. 55)
  5. ^ Болдуин (1978 , стр. 53)
  6. ^ «Шетландская ассоциация гребли Йоал - Гребля - Справочник сообщества Шетландских островов» . Каталог сообщества Шетландских островов . 21 мая 2013 года . Проверено 21 мая 2016 г.
  7. ^ «Йоал-дизайн путешествует по миру» . «Шетланд Таймс» . 13 января 2013 года . Проверено 21 мая 2016 г.
  8. ^ Уиллер, Дэйв (18 марта 2010 г.). «Ян Лучший судостроитель» . Фэйр-Айл . Проверено 21 мая 2016 г.
  • Болдуин, Джон Р., изд. (1978). Скандинавские Шетландские острова; Продолжающаяся традиция? . Эдинбург, Великобритания: Шотландское общество северных исследований. ISBN  0-9505994-0-9 .

В эту статью включен текст из статьи Yoal на Шетлопедии , которая распространялась по лицензии GNU Free Documentation License до 14 сентября 2007 года.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a16d2491de49c954be3d2d9b1e7d9b55__1649432460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/55/a16d2491de49c954be3d2d9b1e7d9b55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yoal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)