Йоал
Йоал которое , часто называемый несс-йоал , представляет собой судно, построенное из клинкера, традиционно используется на Шетландских островах , Шотландия. Он предназначен в первую очередь для гребли, но также хорошо управляется под традиционным квадратным парусом при движении против ветра или на широком расстоянии.
Это слово родственно словам yawl и yole .
Строительство
[ редактировать ]
Примерно до 1860 года йолы импортировались в виде наборов из окрестностей Бергена в Норвегии . Традиционные небольшие деревянные лодки были известны как Страндебармер или Осельвар из Оса в Хордаланде , Норвегия. [1] Деревянные лодки были разобраны, а затем «упакованы» для отправки на Шетландские острова. [2] Вместо того, чтобы отправлять сложные инструкции по сборке, они отправили норвежских судостроителей перестроить их. Однако повышение таможенной пошлины привело к тому, что шетландские строители взяли на себя строительство, но в основном сохранили оригинальный норвежский дизайн. [3]
У всех частей йола есть название, возможно, для облегчения сборки, когда они поставляются в виде комплекта, или для облегчения заказа запасных частей. Во многих случаях названия частей имеют более близкое отношение к норвежскому, чем к британскому использованию. В описательном тексте на этой странице упоминается большинство этих частей.
Для постройки йоала требуется шесть досок, от киля вверх, обшивка страйк ; Хассен -Страйк ; нижняя соль ; верхняя соль ; песчаный пролив и верхний вуп .
Доски были прикреплены к трем баандам основного шпангоута , которые изгибались поперек киля между планширями, под тафтами (сидениями), а также к стаммерину или кантуне , рядом с носом и кормой, перед креплением к носовому и кормовому форштевням. Верхние вупы соединялись уступом в месте соединения с рогом наверху стебля для дополнительной прочности.
Баанды не были прикреплены к килю, что еще раз увеличивало гибкость йоала.
Баанды .; разделили лодку на четыре отделения: носовое помещение для рыболовных снастей и т. д средняя комната для балласта; помещение для слива , которое оставалось свободным для вычерпывания слива , любой воды, попадающей на борт, с помощью оусекерри ; и помещение для выстрела , где хранился улов.
Чтобы предохранить планшири от износа, в каждом положении весла блок твердого дерева, рут , фиксировался с помощью двух деревянных колышков, называемых штифтами рут . Из устья торчал кабэ , . колышек из твердой древесины, на который гребли веслом Весло удерживалось на месте кабе с помощью веревочной петли, называемой хумлибандом .
Одной из примечательных особенностей конструкции йола являются планшири , которые заканчиваются как на носу, так и на корме, оставляя несколько дюймов верхнего борта без планширя. Предполагается, что это придаст кораблю большую гибкость в условиях сильного волнения.
На йоле гребли трое мужчин с парой весел каждый. Мужчины сидели на бревенах на , которые опирались деревянную опору, проходившую поперек трех основных баандов , и в качестве опоры они могли опереться ногами на фитлинн , кусок дерева, расположенный между баандами . Половые доски лодки назывались тилферами .
При сильном ветре баанд йол нес квадратный парус, поднятый на деревянную мачту, которая проходила через средний тафт и крепилась у основания к середине баанда.
История
[ редактировать ]Йоал был основным судном, использовавшимся для хаафа (открытая вода в пределах видимости суши, на расстоянии до 10 миль от берега) для ловли трески, линя и бивней, пока в конце 17 века рыбные косяки не отошли дальше от берега, вероятно, из-за климатических условий. изменять. [4] Хотя йолы не были предназначены для дальнего хаафа , рыбаки Шетландских островов продолжали использовать их для относительно глубоководной рыбалки с сопутствующими несчастными случаями и человеческими жертвами до тех пор, пока в середине 18 века не были представлены более крупные, тяжелые и глубокие шестирыбки, предназначенные для ловли рыбы вдали от берега. Хотя были некоторые различия в размерах, йол обычно составлял 21 фут 5 дюймов в целом, 15 футов киля, 21 дюйм внутренней глубины на миделе и 5 футов 5 дюймов ширины. [5]
Джордж Джонсон из Скелберри, Данросснесс , был одним из самых плодовитых строителей Несс-Йолов. Среди йолов, построенных Джонсоном в последние годы его жизни, было несколько более крупных, общим размером до 23 футов 10 дюймов. Одним из них, который сейчас исчез, был « Дар океанов» , названный так потому, что вся древесина для ее строительства была получена из коряг. Необычными особенностями этих более крупных йолов было то, что их планшири не доходили до форштевня и кормы, как у обычных йолов, а у некоторых из них был полный четвертый «баанд».
Сегодняшний день
[ редактировать ]На Шетландских островах до сих пор существует множество традиционных йолов, построенных Джонсоном и другими людьми его эпохи. Очень немногие из них до сих пор используются регулярно, хотя в пристани Вирке есть 2, которые используются для прогулочной рыбалки.
В последние годы появились детские гребные регаты. [6] наблюдался подъем строительства этих традиционных ремесел. [7]
Ян Бест из Фэр-Айла , [8] и Томми Исбистер из Трондры — самые плодовитые строители сегодня.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чиверс, Марк (1 февраля 2014 г.). «Метаморфоза норвежской модели лодки в шетландскую модель лодки: анализ литературы» . Шетландская лодка: история; Фольклор и строительство . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Болдуин (1978 , стр. 53)
- ^ Strilebåten (Oselvarverkstaden) на норвежском языке }
- ^ Болдуин (1978 , стр. 55)
- ^ Болдуин (1978 , стр. 53)
- ^ «Шетландская ассоциация гребли Йоал - Гребля - Справочник сообщества Шетландских островов» . Каталог сообщества Шетландских островов . 21 мая 2013 года . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ «Йоал-дизайн путешествует по миру» . «Шетланд Таймс» . 13 января 2013 года . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Уиллер, Дэйв (18 марта 2010 г.). «Ян Лучший судостроитель» . Фэйр-Айл . Проверено 21 мая 2016 г.
- Болдуин, Джон Р., изд. (1978). Скандинавские Шетландские острова; Продолжающаяся традиция? . Эдинбург, Великобритания: Шотландское общество северных исследований. ISBN 0-9505994-0-9 .
В эту статью включен текст из статьи Yoal на Шетлопедии , которая распространялась по лицензии GNU Free Documentation License до 14 сентября 2007 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ян Бест - судостроитель
- Ссылка на «Ослу» , яхту, построенную Томми Исбистером, находящуюся под парусами в Финляндии.
- Осельвер
- Кадры из фильма Осельвар-регаты.
- Видео с плавания по Осельвару в Остеволле, западное побережье Норвегии.
- Видео с парусной регаты Осельвар на борту «150 Ægir» на острове Тиснес, июнь 2016 г., Норвегия.