Джеймс Варрам
Джеймс Уоррам (15 мая 1928 — 14 декабря 2021) — британский пионер многокорпусных судов и конструктор катамаранов .
Полинезийское начало
[ редактировать ]Уоррам родился в Манчестере , Англия. В 1953 году, после долгих исследований записей о тихоокеанских лодках в библиотеках и музеях Великобритании и вдохновленных Эрика де Бишопа книгой «Путешествие Каймилоа» , [1] он спроектировал и построил первый британский океанский двойной катамаран-каноэ « Тангароа» (длина 23 фута 6 дюймов (7,16 м)) и в 1955–56 годах плавал с Юттой Шульце-Ронхоф и Рут Мерзебургер. [2] [3] через Атлантику до Тринидада – начало круиза и трансатлантического перехода на катамаране. [4] [5]
Ни один учёный в западном мире в то время не верил, что у полинезийцев были лодки, способные совершать плавания по океану. Варрам считал иначе и решил доказать это, сделав это сам. Он последовал за этим первым пересечением Атлантики, построив 40-футовое двойное каноэ с V-образным корпусом « Ронго » в Тринидаде в 1957–58 годах с помощью Бернара Муатесье и переправив его через Северную Атлантику в 1959 году из Нью-Йорка в Ирландию. [6] Это было первое пересечение Атлантики с запада на восток на катамаране или многокорпусном судне.
Эту историю рассказал Уоррам в книге 1969 года « Две девушки, два катамарана» . [7]
С 1973 года Варраму помогал его со-дизайнер Ханнеке Бун . [8] В 1987–1992 годах Джеймс и его партнеры построили новый флагман, 63-футовый катамаран Spirit of Gaia , на котором они совершили плавание по Тихому океану и вокруг света для изучения каноэ в Индо-Тихоокеанском регионе (1994–98).
Путешествие Лапита
[ редактировать ]В 2008–2009 годах Джеймс Уоррам и Ханнеке Бун задумали экспедицию Lapita Voyage, в ходе которой на двух двойных каноэ, основанных на традиционной полинезийской форме корпуса и парусах из крабовых когтей , от Филиппин до Тикопии и Ануты на Соломоновых островах. «Путешествие Лапиты» [9] была крупной экспедицией по экспериментальной морской археологии. Это было первое исследование одного из возможных маршрутов миграции в центральную часть Тихого океана на этнических парусных судах. [ нужна ссылка ]
Проекты катамаранов Wharram
[ редактировать ]Дизайн Wharram вдохновлен полинезийскими двойными каноэ и обычно имеет открытую палубу с небольшими палубными капсулами для укрытия экипажа. Уоррам совмещал строительство лодок с изучением полинезийской культуры. Большинство современных катамаранов построены как единая жесткая конструкция, тем самым выдерживая большие силы и напряжения на волнах, тогда как на Wharrams отдельные корпуса соединены с перекладинами (синтетическим) веревочным ремнем, в истинном полинезийском стиле. Гибкость системы Wharram позволяет лодкам меньше подвергаться нагрузкам при океанских волнах. [10]
Проекты Варрама охватывали диапазон размеров от 14 футов (4,3 м) Hitia до 63 футов (19 м) Pahi 63 Gaia . [11]
Буровая установка Wharrams с начала 1980-х годов называется Wharram Wingsail Rig. [12] подходящее технологичное снаряжение с квадратной головкой, карманом для низкой турбулентности вокруг мачты и коротким регулируемым багром на голове. Преимуществами этого снаряжения являются простота, низкая турбулентность и возможность в любой момент опустить его при попутном ветре. Центр усилий на всех установках Wharram расположен низко, что обеспечивает им очень хорошую устойчивость. Известно, что ни один полноразмерный Wharram не перевернулся. [13]
Многие интерьеры кабин спроектированы с учетом принципов гибкого пространства, причем концепция представляет собой многоцелевое пространство в человеческом масштабе, в котором меньше значит больше, и чем проще конструкция, тем лучше. Тонкие V-образные корпуса имеют очень хорошее соотношение скорости и длины, и все они имеют корму каноэ, обеспечивающую минимальное сопротивление даже при загрузке. Такая форма корпуса не требует килей или досок для движения с наветренной стороны, что обеспечивает корпусу небольшую осадку и удобство выхода на берег. Wharram также поддерживает низкий надводный борт для минимальной парусности. [14]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Варрам умер 14 декабря 2021 года в возрасте 93 лет. [15]
Членство
[ редактировать ]


- 1967–2021: Британская морская пехота (ранее Британская федерация морской промышленности, BMIF).
- 1968–2021: Полинезийская ассоциация катамаранов (PCA). Член-учредитель.
- 1968–1975: Ассоциация многокорпусных морских круизов и гонок (MOCRA). Член-учредитель.
- 1968–1978: Клуб «Маленький корабль» .
- 1973–2021: Королевская яхтенная ассоциация (RYA).
- 1977 – 1991: Член Крейсерского комитета РЯ.
- 1992–2021: Клуб исследователей Анд. Почетный член.
- 1996–2021: Друзья Музея викингов Роскилле.
- 2000–2021: Круизная ассоциация .
- 2005 – 2021: Ассоциация историков яхтинга.
- 2009–2021: член Королевского географического общества .
- 2013 – 2021: Клуб океанских круизов .
Публикации
[ редактировать ]- Океанские катамараны . 1962. Технические примечания Ciba 231, Кембридж, Великобритания.
- Две девушки, два катамарана , 1969. История Рут и Ютты, Тангароа и Ронго.
- Техини . Октябрь 1970 г., Yachting Monthly, Великобритания. Основополагающая статья о подходе к дизайну.
- Стабильный многокорпусный корпус . 1976 г. (Исследования для 1-го Всемирного симпозиума по многокорпусным судам, Торонто).
- Парусное сообщество . 1978, Деревянная лодка, США, предложение, получившее премию от «Международных сообществ водного транспорта».
- Остойчивость катамарана – цифры, факты и вымыслы . 1991. Практический владелец лодки, Великобритания. Также опубликовано в ряде других стран.
- Кочевники Ветра . Октябрь 1994 г. Практический владелец лодки, Великобритания. Анализ мореходных качеств полинезийского двухместного каноэ.
- Книга дизайна Wharram: постройте себе современный морской полинезийский катамаран , 1996 г.
- Идем по-голландски: парусная установка Tiki Wing Sail . 1998 г., практический владелец лодки, Великобритания. Издано также в ряде других стран, в т.ч. Австралия, Голландия и Франция.
- Уроки моряков каменного века, исследование каноэ в Тихом и Индийском океане .
- Викинги возвращаются домой , ноябрь 2008 г. Классическая лодка, Великобритания. (Статья о путешествии реконструкции 100-футового корабля викингов «Систаллион» из Дублина в Данию).
- Люди моря , декабрь 2020 г., Lodestar Books, Великобритания (совместно с Ханнеке Бун). Автобиография. [16] [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мастер многокорпусного моряка и дизайнер Джеймс Уоррам празднует историческое пересечение Атлантики» , 15 сентября 2015 г., ysailing.com.au
- ^ «Лодка за 200 фунтов стерлингов готовится пересечь Атлантику» , 1955, British Pathé
- ^ «Рут Уоррам» , некролог, 6 сентября 2013 г., SAILfeed.com
- ^ « Ни один список влиятельных многокорпусных судов не был бы полным без работы Джеймса Уоррама… » , 10 июля 2014 г., Cruising World
- ^ Чарльз Дж. Доан (6 декабря 2009 г.). Современный круизный парусник: полное руководство по его проектированию, конструкции и оснащению . МакГроу Хилл Профессионал. стр. 29–. ISBN 978-0-07-163700-8 .
- ^ «Заслуженный английский дизайнер катамаранов» , 20 апреля 2013 г., Cruising World
- ^ «Джеймс Уоррам: небесный авантюрист или архитектор-провидец?» , Филипп Эшель, Multihulls World
- ^ «Джеймс Уоррам» , outrig.org
- ^ Бун, Ханнеке (2021). «Лапита Вояж» . Лапита Вояж . Проверено 3 мая 2012 г.
- ^ Харви, Дерек, Многокорпусные суда для круизов и гонок , Адлард Коулз, Лондон, 1990, стр. 16, ISBN 0-7136-6414-2
- ^ James Wharram Designs: Лодки самостоятельной сборки www.wharram.com , по состоянию на 28 декабря 2019 г.
- ^ Уоррам, Джеймс: Wharram Wingsail Rig
- ^ Уоррам, Джеймс: Книга дизайна Уоррама. Создайте себе современный морской полинезийский катамаран
- ^ Варрам, Джеймс: Надводный борт и парусность
- ^ ван Дет, Эммануэль (18 декабря 2021 г.). «Джеймс Уоррам – Исчезает дальновидный архитектор многокорпусных судов» . Многокорпусный маг . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ «Люди моря» . Книги Лодестар . 27 сентября 2021 г. Проверено 25 декабря 2021 г.
- ^ Доан, Чарльз (18 декабря 2020 г.). «ДЖЕЙМС УОРРАМ: Его новая автобиография» . Волновой поезд . Проверено 25 декабря 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]