Анюта
Прозвище: Вишнёвый остров | |
---|---|
![]() Спутниковый снимок НАСА Geocover 2000 | |
![]() Обзорная карта островов Санта-Крус | |
География | |
Расположение | Тихий океан |
Координаты | 11 ° 36'39 "ю.ш., 169 ° 51'01" в.д. / 11,61083 ° ю.ш., 169,85028 ° в.д. |
Архипелаг | Соломоновы Острова |
Область | 0,37 км 2 (0,14 квадратных миль) |
Длина | 0,876 км (0,5443 мили) |
Ширина | 0,576 км (0,3579 миль) |
Самая высокая точка | 65 м (213 футов) |
Администрация | |
Провинция | ![]() |
Крупнейшее поселение | Купить (население 200 человек) |
Демография | |
Население | 300 |
Поп. плотность | 811/км 2 (2100/кв. миль) |
Этнические группы | полинезийцы |
Анута — небольшой вулканический остров в провинции Темоту в юго-восточной части Соломоновых островов . Это один из самых маленьких постоянно населенных полинезийских островов. [1] Это одно из полинезийских сообществ в Меланезии .
География
[ редактировать ]Остров расположен примерно в 500 км (310 миль) к востоку-юго-востоку от Нендё . Это небольшой вулканический остров с окаймляющим коралловым рифом . Самая высокая точка острова находится на высоте 65 м (213 футов) над уровнем моря . Остров имеет диаметр всего около 750 м (820 ярдов) и площадь 0,4 квадратных километра (0,15 квадратных миль).
Остров расположен на полпути между архипелагом Соломоновых островов и Тувалу . Ближайший населенный сосед Ануты — остров Тикопия , расположенный примерно в 112 километрах (70 миль) к юго-западу. Следующие ближайшие острова — Ваниколо , Утупуа и Рифовые острова со смешанным меланезийским и полинезийским населением, а также острова Дафф , расположенные на расстоянии более 320 километров (200 миль). Дальше на юго-запад лежат группы Бэнкс и Новые Гебриды . [2]
История
[ редактировать ]Впервые Анута упоминается в 1791 году, и политические и географические обстоятельства привели к изоляции населения Ануты. [3]
Согласно устным преданиям, Анута была заселена путешественниками из Тонги и Увеа около пятнадцати поколений назад. Временные рамки миграции точно не определены, но предполагается, что это период между 10 и серединой 13 века. [4] хотя прибытие путешественников в Ануту могло произойти и позже. Считается, что полинезийцы расселились с Тонги и других островов на островах центральной и юго-восточной части Тихого океана. Во времена, предшествовавшие европейскому контакту, между островами совершались частые плавания на каноэ, поскольку признано, что полинезийские навигационные навыки позволяли целенаправленные путешествия на парусных каноэ с двойным корпусом или каноэ с выносными опорами . [5] Путешественники перебрались на атоллы Тувалу, где Тувалу стало трамплином для миграции в полинезийские сообщества отдаленных регионов в Меланезии и Микронезии . [6] [7] [8]
Один из тонганских поселенцев, Пу Каураве, стал первым вождем, и ему наследовал его сын Руокимата. Когда Руокимата умер, не оставив наследника, следующим вождем стал Тароаки, один из прибывших увеанцев. [9] Дальнейшие прибытия из Самоа и Тонги произошли через два поколения после первых поселенцев. [9] Нынешняя социальная структура была создана в шестом поколении, когда вождь Тиракура, два его брата и один зять убили остальную часть мужского населения острова. острова Эти люди, вместе с двумя сестрами Тиаракуры, были основателями четырех кайнангов , больших групп происхождения, которые иногда описываются на английском языке как «кланы». прибыла еще одна группа . из Ротумы Некоторое время спустя [9]
Англиканские миссионеры прибыли в 1916 году, быстро обратив в христианство весь остров. [9] В 1990-е годы советники Ануты отвергали западные лекарства на острове, утверждая, что это будет свидетельствовать об отсутствии веры в церковь. [3] В административном отношении Анута входит в состав Англиканской церкви Меланезии, епархии Темоту .
В декабре 2002 года на остров обрушился циклон «Зои» . [10]
Общество и культура
[ редактировать ]В Ануте проживает около 300 человек. Это одна из самых высоких плотностей населения в мире, возможно, равная плотности населения Бангладеш . [11]
На острове существует две системы наименования деревень ( нопоранга , или «места проживания»). В одной системе есть три деревни: Муа, Мури и Св. Иоанн. Муа , что означает «фронт», находится на востоке. Мури , что означает «спина», находится к западу от Муа. После основания англиканской церкви в 1916 году к западу от Мури выросла третья деревня, получившая название церкви Св. Иоанна. Во второй системе Муа и Мури объединены под названием Ротоапи и противопоставлены новой деревне, которая во второй системе называется Ватиана. Анутаны используют необитаемый остров Фатутака , примерно в 60 км (37 миль) к юго-востоку, как место для охоты на птиц.
Язык
[ редактировать ]Анутцы говорят на языке анута (локально те таранга пака-анута ), родственном другим полинезийским языкам .
Отношения с окружающей средой
[ редактировать ]Важной ценностью в обществе анута является аропа , которая подчеркивает сотрудничество, взаимопомощь и сострадание к другим. Концепция аропа призывает островитян справедливо делить свои ограниченные ресурсы. [12] [13] Поскольку высокая плотность населения Ануты не оказала серьезного негативного воздействия на экосистему острова, Анута привлекла интерес ученых, заинтересованных в устойчивом развитии . BBC « Документальный сериал Южная часть Тихого океана» часть эпизода 1 «Океан островов» посвящает способности анутцев сохранять дары своего острова, противопоставляя это разрушению окружающей среды, наблюдаемому на острове Пасхи .
Народ Анута заботится об удовлетворении своих потребностей в отношении окружающей среды, о ее сохранении. В определенное время они не ловят определенную рыбу и не охотятся на животных. [14]
Социальная жизнь
[ редактировать ]Как и на большинстве других полинезийских островов, на Ануте существуют традиции хорового полифонического пения. Свободное время проводится танцами, пением и плаванием. [14]
Исследования и освещение в СМИ
[ редактировать ]Антрополог Рэймонд Ферт посетил Ануту на один день в 1952 году. Этноботаник Дуглас Йен вместе с археологами Патриком Кирчем и Полом Розендалем, [15] [16] провел там около двух месяцев в 1971 году, а антрополог Ричард Файнберг прожил на Ануте почти год в 1972–1973 годах. С тех пор он поддерживал связь с общиной Анутана и совершил еще несколько визитов.
Об Ануте снято пять документальных фильмов. [17] В январе 2005 года итальянские документалисты Элизабетта (Лицци) Эордег и Карло Ауриемма отправились на борту парусника «Барка Пулита» с командой из четырех человек (включая двух врачей) и посетили остров на одну неделю. [18] В 2006 году Брюс Пэрри из BBC посетил его на несколько недель, в течение которых он и его команда снимали эпизод телешоу « Племя» . [13] В 2008 году сюда с кратким визитом приехала еще одна съемочная группа BBC, а в 2012 году команда Сеульской радиовещательной системы сняла телешоу для корейской аудитории. [19] команда и съёмочная группа канадского документального фильма « 1000 дней для планеты» В 2013 году на остров прибыла вместе с антропологом Ричардом Фейнбергом.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джаред Даймонд , Оружие, микробы и сталь (Нортон) 1997, стр. 59.
- ^ «Остров Анюта» . Историческая энциклопедия Соломоновых Островов 1893–1978 гг . Проверено 5 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Би-би-си (март 2008 г.). «Остров Анюта» .
- ^ Кеннеди, Дональд Г. (1929). «Полевые заметки о культуре Ваитупу, острова Эллис» . Журнал Полинезийского общества . 38 : 2–5.
- ^ Беллвуд, Питер (1987). Полинезийцы – предыстория островного народа . Темза и Гудзон. стр. 39–44.
- ^ Беллвуд, Питер (1987). Полинезийцы – предыстория островного народа . Темза и Гудзон. стр. 29, 54. ISBN. 0500274509 .
- ^ Баярд, Д.Т. (1976). Культурные связи полинезийских жителей . Университет Отаго, Исследования по доисторической антропологии, Том. 9.
- ^ Кирх, П.В. (1984). «Полинезийские аутьеры». Журнал тихоокеанской истории . 95 (4): 224–238. дои : 10.1080/00223348408572496 .
- ^ Jump up to: а б с д Чтобы вывести Ануту во внешний мир, потребовалось исключение. Pacific Islands Monthly , июль 1973 г., стр. 41.
- ^ Малкольм Браун и Сара Крайтон (2 января 2003 г.). «Опустошенные острова томятся, поскольку в порту застряла помощь от циклона» . Сидней Морнинг Геральд .
- ^ «Анута – остров, управляемый любовью» . Радио Би-би-си 4 . Проверено 14 октября 2009 г.
- ^ См. Файнберг 2012.
- ^ Jump up to: а б «Би-би-си – Племя – Анюта» . Проверено 7 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Стивенсон, Кэрол; Брэдли, Харриет (2009). Бизнес в обществе . п. 41. ИСБН 9780745642321 .
- ^ Кирч, Патрик Винтон; Йен, Делавэр (1982), Тикопия; Предыстория и экология полинезийского останца , Гонолулу, Гавайи: Bishop Museum Press, ISBN 9780910240307
- ^ Кирч, Патрик Винтон; Д. Стедман и Д.С. Пахлаван (1990), Вымирание, биогеография и эксплуатация птиц человеком на Ануте и Тикопии, Соломоновы острова , Гонолулу, Гавайи: периодические статьи Музея епископа 30:118–153
- ^ «Анюта в СМИ – ANUTA COMMUNITY» .
- ^ «Барса Пулита – Анута» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ «Гармония процветает в тихоокеанской изоляции» . От нашего собственного корреспондента . Би-би-си . 26 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2008 г. Проверено 8 августа 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Файнберг, Ричард. 1977. Переосмысление анутского языка: лексика и грамматика полинезийского выброса . Два тома. Книги HRAFlex. Нью-Хейвен: Пресса по вопросам человеческих отношений.
- Файнберг, Ричард. « Назад к Ануте ».
- Фейнберг, Ричард. 1980. История и структура: случай полинезийского дуализма. Журнал антропологических исследований 36 (3): 361–378.
- Фейнберг, Ричард. 1988. Полинезийское мореплавание и навигация: океанские путешествия в анутанской культуре и обществе . Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета.
- Файнберг, Ричард. 1986. « Проблема Анута: местный суверенитет и национальная интеграция на Соломоновых Островах » Человек 21 (3): 438–452.
- Фейнберг, Ричард. 1998. Устные традиции ануты: полинезийский выброс на Соломоновых островах. Оксфордские исследования по антропологической лингвистике, том 15. Нью-Йорк и Оксфорд: Oxford University Press.
- Фейнберг, Ричард. 2012. Анута: Полинезийский образ жизни в 21 веке . Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета.
- Файнберг, Ричард. 1996. « Жители Внешних островов и городское расселение на Саломоновых островах: случай анутанцев на Гуадалканале ». Журнал общества океанистов . Выпуск 103, с. 207-217.
- Ферт, Рэймонд. 1954. Анута и Тикопия: элементы симбиоза в социальной организации. Журнал Полинезийского общества 63:87 131.
- Йен, Д.Э. и Джанет Гордон, ред. 1973. Анута: полинезийский останец на Соломоновых островах . Тихоокеанские антропологические отчеты , номер 21. Гонолулу: Издательство музея Бернис П. Бишоп.