Jump to content

Тикопия

Координаты : 12 ° 17'47,3 "ю.ш., 168 ° 49'55,0" в.д.  /  12,296472 ° ю.ш., 168,831944 ° в.д.  / -12,296472; 168,831944
Тикопия
НАСА Фотография Тикопии
Тикопия и вставка, показывающая положение
Тикопия находится на Соломоновых островах.
Тикопия
Тикопия
География
Расположение Тихий океан
Координаты 12 ° 17'47,3 "ю.ш., 168 ° 49'55,0" в.д.  /  12,296472 ° ю.ш., 168,831944 ° в.д.  / -12,296472; 168,831944
Архипелаг Соломоновы Острова
Область 5 км 2 (1,9 квадратных миль)
Самая высокая точка 380 м (1250 футов)
Самая высокая точка Реани
Администрация
Провинция  Удаленный
Демография
Этнические группы полинезийский

Тикопия вулканический остров в провинции Темоту , в независимом государстве Соломоновы Острова , в юго-западной части Тихого океана . Хотя большая часть Соломоновых Островов является меланезийской , Тикопия в культурном отношении является полинезийской . Первые европейцы прибыли 22 апреля 1606 года в составе испанской экспедиции Педро Фернандеса де Кейроса . [1]

Местоположение и география

[ редактировать ]

Занимая площадь в 5 квадратных километров (1,9 квадратных миль), остров представляет собой остатки потухшего вулкана . Его самая высокая точка, гора Реани, достигает высоты 380 метров (1250 футов) над уровнем моря . Озеро Те Рото покрывает старый вулканический кратер глубиной 80 метров (260 футов). [2]

Расположение Тикопии относительно отдаленное . Иногда его группируют с островами Санта-Крус . В административном отношении Тикопия относится к провинции Темоту как самая южная из Соломоновых островов . Некоторые дискуссии о тикопском обществе включают его ближайшего соседа, еще более маленький остров Анута .

История как полинезийское исключение

[ редактировать ]
Старая карта Тикопии 1940-х годов.

Хотя Тикопия расположена в Меланезии , ее жители в культурном отношении являются полинезийцами . Их язык, тикопский , принадлежит к самойской ветви полинезийских языков . Лингвистический анализ показывает, что Тикопия была колонизирована полинезийцами-мореплавателями, в основном из Тувалу .

Временные рамки миграции точно не определены, но предполагается, что это период между 10 и серединой 13 века. [3] Прибытие путешественников в Ануту могло произойти и позже. Считается, что полинезийцы расселились с Тонги и других островов в центральной и юго-восточной части Тихого океана. Во времена, предшествовавшие контакту с Европой, между островами часто совершались путешествия на каноэ, поскольку признано, что полинезийские навигационные навыки позволяли совершать целенаправленные путешествия на парусных каноэ с двойным корпусом или каноэ с выносными опорами . [4] Путешественники перебрались на атоллы Тувалу, что послужило трамплином для миграции в отдаленные полинезийские сообщества в Меланезии и Микронезии . [5] [6] [7]

В тикопской мифологии Атуа Фафине и Атуа I Раропука — боги-создатели, а Атуа I Кафика — верховный бог неба.

Население

[ редактировать ]

Население Тикопии составляет около 1200 человек, оно распределено по более чем 20 деревням, в основном вдоль побережья. Самая большая деревня — Матауту на западном побережье. [2] (не путать с Мата-Уту , столицей Уоллиса и Футуны ). Исторически сложилось так, что на крошечном острове проживало около тысячи человек с высокой плотностью населения. Строгий социальный контроль над воспроизводством предотвратил дальнейший рост. [8] [9]

Тикопийцы практикуют интенсивную систему земледелия (которую сравнивают с пермакультурой ), по принципу схожую с лесным садоводством и садами нагорья Новой Гвинеи . Их методы ведения сельского хозяйства сильно и сознательно привязаны к плотности населения . [2] Например, около 1600 года люди согласились зарезать всех свиней на острове и заменить их рыбной ловлей, поскольку свиньи брали слишком много еды, которую могли съесть люди. [2] Тикопцы разработали ритуалы и образные конструкции, связанные с их рыболовной практикой. [10]

В отличие от быстро вестернизирующегося общества большей части остальной части провинции Темоту, общество Тикопии мало изменилось с древних времен. Его жители очень гордятся своими обычаями и считают, что они твердо придерживаются своих полинезийских традиций, в то время как меланезийцы, окружающие их, утратили большую часть своих традиций. [11] Остров контролируют четыре вождя ( арики ) Кафика, Тафуа, Таумако и Фангарере, причём Кафика признан первым среди равных . [12]

Тикопийцы имеют высокоразвитую культуру с сильным полинезийским влиянием, включая сложную социальную структуру. [2]

Полевые работы на Тикопии Рэймонда Ферта

[ редактировать ]

Новозеландский антрополог Рэймонд Ферт , живший на Тикопии в 1928 и 1929 годах, подробно описал ее общественную жизнь. Он показал, как общество было разделено географически на две зоны и организовано в четыре клана, возглавляемых вождями кланов. [2] В основе общественной жизни стоял тэ паито – дом, унаследованный от предков мужского ( отцовской ) линии, похороненных внутри него. Отношения с семейной группой матери ( матрилатеральные отношения) также были очень важны. Отношения между братом матери и его племянником имели сакральное измерение: дядя курировал жизненный путь племянника, в частности, совершая церемонии его возмужания . Сложные экономические и ритуальные связи между домами паито и уважение к вождям внутри клановой организации были ключевыми аспектами островной жизни.

Рэймонд Ферт, который проводил аспирантское антропологическое исследование под руководством Бронислава Малиновского в 1924 году, размышляет о том, каким образом контроль над рождаемостью мог быть достигнут , включая безбрачие, войну (включая изгнание), детоубийство и морские путешествия (от которых погибло много молодежи). Книга Ферта «Ритуалы и вера Тикопии» (1967, Лондон, Джордж Аллен и Анвин) остается важным источником для изучения культуры Тикопии.

христианство

[ редактировать ]

Англиканская меланезийская миссия впервые вступила в контакт с Тикопией в 1858 году. Учителю миссии не разрешалось селиться на острове до 1907 года. [2] [11] Обращение в христианство всего населения произошло только в 1950-х годах. [11] В административном отношении Тикопия является частью Англиканской церкви Меланезии епархии Темоту .

Введение христианства привело к запрету традиционного контроля над рождаемостью. [8] что имело последствием 50-процентный рост населения: с 1200 в 1920 году до 1800 в 1950 году. Увеличение населения привело к миграции в другие места Соломоновых островов, в том числе в поселение Нукукаиси в Макире . [8]

Кораблекрушение

[ редактировать ]

На Тикопии в 1964 году исследователи нашли артефакты после кораблекрушения экспедиции Жана-Франсуа де Галаупа, графа де Лаперуза .

Циклон Зои

[ редактировать ]

Циклон «Зои» в декабре 2002 года уничтожил растительность и населенные пункты Тикопии. [13] [14] Несмотря на значительный ущерб, о смертельных случаях не сообщалось, поскольку островитяне следовали своим традициям и укрылись в пещерах на возвышенности. Узкий берег, отделявший пресноводную лагуну от моря, был прорван штормом, что привело к продолжающемуся загрязнению лагуны и угрозе гибели саговых пальм, от которых зависит выживание островитян. [14] Замечательные международные усилия «друзей» острова, в том числе многих яхтенных экипажей, которые поддерживали контакты с Тикопией на протяжении десятилетий, завершились строительством в 2006 году габионной дамбы , чтобы закрыть пролом. [14]

Культурное значение

[ редактировать ]

Джареда Даймонда В книге «Коллапс» Тикопия описывается как пример успешного решения проблем устойчивого развития, противопоставляя его острову Пасхи .

Тикопия в СМИ

[ редактировать ]

В 2009 году острову, а также острову-побратиму Тикопии Анута, было подарено двойное каноэ, точно повторяющее оригинальный дизайн традиционных каноэ Тикопии, чтобы дать островам собственный независимый морской транспорт. Это каноэ под названием «Лапита Тикопия» и его систершип «Лапита Анута» были построены на Филиппинах в 2008 году и отправились в Тикопию и Ануту за 5 месяцев плавания, следуя древнему миграционному маршруту народа лапита в Тихий океан. Это путешествие называлось «Путешествие Лапиты», более подробную информацию о путешествии можно найти здесь . Его первоначальная концепция (автор Ханнеке Бун из James Wharram Designs) подарить такое каноэ была впервые опубликована в 2005 году в проекте под названием «Путешествие на каноэ для Тикопии» с целью сбора денег на строительство каноэ. Проект снят и доступен на DVD.

В 2013 году норвежские мать и отец привезли двоих детей и племянника в Тикопию и прожили там 6 месяцев. Съемочная группа приняла участие и создала 13-серийный детский сериал о семейном опыте и пребывании, в первую очередь сосредоточив внимание на опыте маленькой дочери норвежской семьи Иви с местными детьми, местной школой, местным вождем Тафуа и его семьей. и др. Сериал был показан на НРК телеканале НРК Супер . [15]

В октябре 2018 года один из вождей острова Ти Намо совершил свой первый визит в западный мир, чтобы поделиться своими опасениями по поводу изменения климата на своем острове. Он отправился в Гренобль во Франции, где представил свой документальный фильм «Ноус Тикопия» перед национальным релизом 7 ноября и заявил прессе: «Раньше мы страдали от циклона каждые десять лет. Сегодня это происходит каждые два года». [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Келли, Цельс, OFM Австралиялия Святого Духа. Журнал монаха Мартина де Мунилья OFM и другие документы, касающиеся путешествия Питера Фернандеса де Кироса в Южное море (1605–1606) и францисканского миссионерского плана (1617–1627), Кембридж, 1966, стр.39,
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Тикопия» . Историческая энциклопедия Соломоновых Островов 1893–1978 гг . Проверено 18 мая 2015 г.
  3. ^ Кеннеди, Дональд Г. (1929). «Полевые заметки о культуре Ваитупу, острова Эллис» . Журнал Полинезийского общества . 38 : 2–5. Архивировано из оригинала 15 октября 2008 г. Проверено 18 мая 2015 г.
  4. ^ Беллвуд, Питер (1987). Полинезийцы – предыстория островного народа . Темза и Гудзон. стр. 39–44.
  5. ^ Беллвуд, Питер (1987). Полинезийцы – предыстория островного народа . Темза и Гудзон. стр. 29, 54. ISBN.  978-0500274507 .
  6. ^ Баярд, Д.Т. (1976). Культурные связи полинезийских жителей . Университет Отаго, Исследования по доисторической антропологии, Том. 9.
  7. ^ Кирх, П.В. (1984). «Полинезийские аутьеры». Журнал тихоокеанской истории . 95 (4): 224–238. дои : 10.1080/00223348408572496 .
  8. ^ Jump up to: а б с Макдональд, Джудит (1991). Женщины Тикопии (Диссертация). Диссертация (PhD – антропология) Оклендского университета.
  9. ^ Восстанови, Джейн. «Тикопия» . Соломоновы острова . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 мая 2015 г.
  10. ^ Ферт, Рэймонд (1981). «Фигура и символика в рыбной ловле и использовании рыбы Тикопии». Журнал Общества океанистов . 37 (72): 219–226. дои : 10.3406/jso.1981.3062 .
  11. ^ Jump up to: а б с Макдональд, Джудит (2000). «Глава 6, Тикопия и «Что сказал Раймонд» » (PDF) . Этнографические артефакты: вызовы рефлексивной антропологии . Издательство Гавайского университета: под редакцией С.Р. Яарсмы, Марты Рогатинской. стр. 112–13.
  12. ^ Макдональд, Джудит (2003). «Тикопия». Том 2, Энциклопедия пола и гендера: мужчины и женщины в мировых культурах . под редакцией Кэрол Р. Эмбер, Мелвина Эмбера, Спрингера. стр. 885–892. дои : 10.1007/0-387-29907-6_92 . ISBN  978-0-306-47770-6 .
  13. ^ «Проект Тикопия» . Помогите спасти цивилизацию . Архивировано из оригинала 21 июня 2013 года . Проверено 18 мая 2015 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Болдуин, Джеймс. «Отрывок из книги «По островам и океанам» » . Остров Тикопия: малоизвестный форпост традиционной культуры в южной части Тихого океана . Архивировано из оригинала 13 июля 2015 года . Проверено 18 мая 2015 г.
  15. ^ «NRK Super TV — Бутылочная почта из Тихого океана» . tv.nrksuper.no . Проверено 16 апреля 2018 г.
  16. ^ «Король Тикопии в гостях в Гренобле» . francebleu.fr (на французском языке). 28 октября 2018 г. Проверено 31 октября 2018 г.
[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Болдуин, Джеймс, «Через острова и океаны», особенно глава 8. Неиспорченная Тикопия (книга Amazon Kindle)
  • Ферт, Рэймонд (2004), We the Tikopia (переиздание), Лондон: Routledge , ISBN  978-0-415-33020-6 , получено 18 ноября 2012 г. Впервые опубликовано в 1936 году компанией George Allen & Unwin Ltd. Это классическое исследование до сих пор используется на современных уроках антропологии. {{citation}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  • Ферт, Раймонд, Работа богов в Тикопии, Мельбурн: издательство Мельбурнского университета (1940, 1967)
  • Ферт, Рэймонд, СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ТИКОПИА. Повторное исследование полинезийского сообщества после поколения, Лондон: Аллен и Анвин. 1959 г., 360 стр.
  • Ферт, Рэймонд (2006). Песни Тикопии: поэтическое и музыкальное искусство полинезийского народа Соломоновых островов . Издательство Кембриджского университета.
  • Кирч, Патрик Винтон ; К. Кристенсен (1981), Неморские моллюски из археологических раскопок на Тикопии, юго-восток Соломоновых островов , S. Pacific Science 35:75-88
  • Кирч, Патрик Винтон; Йен, Делавэр (1982), Тикопия; Предыстория и экология полинезийского останца , Гонолулу, Гавайи: Bishop Museum Press, ISBN  9780910240307
  • Кирч, Патрик Винтон (1983), Керамика в стиле Мангааси из Тикопии и Ваникоро и ее значение для предыстории Восточной Меланезии , Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории 3:67-76
  • Кирч, Патрик Винтон (1986), Тикопия: прослеживая предысторию полинезийской культуры , Археология 39 (2): 53-59
  • Кирч, Патрик Винтон (1986), Системы обмена и межостровные контакты в трансформации островного общества: случай Тикопии , П.В. Кирч, изд., Островные общества: археологические подходы к эволюции и трансформации, стр. 33-41. Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  • Кирч, Патрик Винтон; Д. Стедман и Д.С. Пахлаван (1990), Вымирание, биогеография и эксплуатация птиц на Ануте и Тикопии, Соломоновы острова , Гонолулу, Гавайи: периодические статьи Музея епископа 30:118-153
  • Кирч, Патрик Винтон (1996), Возвращение к социальному пространству Тикопии , Дж. Дэвидсон, Г. Ирвин, Ф. Лич, А. Поли и Д. Браун, ред., История океанической культуры: очерки в честь Роджера Грина, стр. 257-274. Данидин: Специальное издание Новозеландского журнала археологии
  • Макдональд, Джудит (1991). Женщины Тикопии (Диссертация). Диссертация (PhD – антропология) Оклендского университета.
  • Макдональд, Джудит (2000). «Глава 6, Тикопия и «что сказал Раймонд» » (PDF) . Этнографические артефакты: вызовы рефлексивной антропологии . Издательство Гавайского университета: под редакцией С.Р. Яарсмы, Марты Рогатынской.
  • Макдональд, Джудит (2003). «Тикопия». Том 2, Энциклопедия пола и гендера: мужчины и женщины в мировых культурах . Спрингер: под редакцией Кэрол Р. Эмбер, Мелвина Эмбера. стр. 885–892. дои : 10.1007/0-387-29907-6_92 . ISBN  978-0-306-47770-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4cdb0d5138715fe58e1aabc8c2e3a55a__1720135500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/5a/4cdb0d5138715fe58e1aabc8c2e3a55a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tikopia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)