Тикопия
НАСА Фотография Тикопии | |
![]() Тикопия и вставка, показывающая положение | |
География | |
---|---|
Расположение | Тихий океан |
Координаты | 12 ° 17'47,3 "ю.ш., 168 ° 49'55,0" в.д. / 12,296472 ° ю.ш., 168,831944 ° в.д. |
Архипелаг | Соломоновы Острова |
Область | 5 км 2 (1,9 квадратных миль) |
Самая высокая точка | 380 м (1250 футов) |
Самая высокая точка | Реани |
Администрация | |
Провинция | ![]() |
Демография | |
Этнические группы | полинезийский |
Тикопия — вулканический остров в провинции Темоту , в независимом государстве Соломоновы Острова , в юго-западной части Тихого океана . Хотя большая часть Соломоновых Островов является меланезийской , Тикопия в культурном отношении является полинезийской . Первые европейцы прибыли 22 апреля 1606 года в составе испанской экспедиции Педро Фернандеса де Кейроса . [1]
Местоположение и география
[ редактировать ]Занимая площадь в 5 квадратных километров (1,9 квадратных миль), остров представляет собой остатки потухшего вулкана . Его самая высокая точка, гора Реани, достигает высоты 380 метров (1250 футов) над уровнем моря . Озеро Те Рото покрывает старый вулканический кратер глубиной 80 метров (260 футов). [2]
Расположение Тикопии относительно отдаленное . Иногда его группируют с островами Санта-Крус . В административном отношении Тикопия относится к провинции Темоту как самая южная из Соломоновых островов . Некоторые дискуссии о тикопском обществе включают его ближайшего соседа, еще более маленький остров Анута .
История как полинезийское исключение
[ редактировать ]
Хотя Тикопия расположена в Меланезии , ее жители в культурном отношении являются полинезийцами . Их язык, тикопский , принадлежит к самойской ветви полинезийских языков . Лингвистический анализ показывает, что Тикопия была колонизирована полинезийцами-мореплавателями, в основном из Тувалу .
Временные рамки миграции точно не определены, но предполагается, что это период между 10 и серединой 13 века. [3] Прибытие путешественников в Ануту могло произойти и позже. Считается, что полинезийцы расселились с Тонги и других островов в центральной и юго-восточной части Тихого океана. Во времена, предшествовавшие контакту с Европой, между островами часто совершались путешествия на каноэ, поскольку признано, что полинезийские навигационные навыки позволяли совершать целенаправленные путешествия на парусных каноэ с двойным корпусом или каноэ с выносными опорами . [4] Путешественники перебрались на атоллы Тувалу, что послужило трамплином для миграции в отдаленные полинезийские сообщества в Меланезии и Микронезии . [5] [6] [7]
В тикопской мифологии Атуа Фафине и Атуа I Раропука — боги-создатели, а Атуа I Кафика — верховный бог неба.
Население
[ редактировать ]Население Тикопии составляет около 1200 человек, оно распределено по более чем 20 деревням, в основном вдоль побережья. Самая большая деревня — Матауту на западном побережье. [2] (не путать с Мата-Уту , столицей Уоллиса и Футуны ). Исторически сложилось так, что на крошечном острове проживало около тысячи человек с высокой плотностью населения. Строгий социальный контроль над воспроизводством предотвратил дальнейший рост. [8] [9]
Тикопийцы практикуют интенсивную систему земледелия (которую сравнивают с пермакультурой ), по принципу схожую с лесным садоводством и садами нагорья Новой Гвинеи . Их методы ведения сельского хозяйства сильно и сознательно привязаны к плотности населения . [2] Например, около 1600 года люди согласились зарезать всех свиней на острове и заменить их рыбной ловлей, поскольку свиньи брали слишком много еды, которую могли съесть люди. [2] Тикопцы разработали ритуалы и образные конструкции, связанные с их рыболовной практикой. [10]
В отличие от быстро вестернизирующегося общества большей части остальной части провинции Темоту, общество Тикопии мало изменилось с древних времен. Его жители очень гордятся своими обычаями и считают, что они твердо придерживаются своих полинезийских традиций, в то время как меланезийцы, окружающие их, утратили большую часть своих традиций. [11] Остров контролируют четыре вождя ( арики ) Кафика, Тафуа, Таумако и Фангарере, причём Кафика признан первым среди равных . [12]
Тикопийцы имеют высокоразвитую культуру с сильным полинезийским влиянием, включая сложную социальную структуру. [2]
Полевые работы на Тикопии Рэймонда Ферта
[ редактировать ]Новозеландский антрополог Рэймонд Ферт , живший на Тикопии в 1928 и 1929 годах, подробно описал ее общественную жизнь. Он показал, как общество было разделено географически на две зоны и организовано в четыре клана, возглавляемых вождями кланов. [2] В основе общественной жизни стоял тэ паито – дом, унаследованный от предков мужского ( отцовской ) линии, похороненных внутри него. Отношения с семейной группой матери ( матрилатеральные отношения) также были очень важны. Отношения между братом матери и его племянником имели сакральное измерение: дядя курировал жизненный путь племянника, в частности, совершая церемонии его возмужания . Сложные экономические и ритуальные связи между домами паито и уважение к вождям внутри клановой организации были ключевыми аспектами островной жизни.
Рэймонд Ферт, который проводил аспирантское антропологическое исследование под руководством Бронислава Малиновского в 1924 году, размышляет о том, каким образом контроль над рождаемостью мог быть достигнут , включая безбрачие, войну (включая изгнание), детоубийство и морские путешествия (от которых погибло много молодежи). Книга Ферта «Ритуалы и вера Тикопии» (1967, Лондон, Джордж Аллен и Анвин) остается важным источником для изучения культуры Тикопии.
христианство
[ редактировать ]Англиканская меланезийская миссия впервые вступила в контакт с Тикопией в 1858 году. Учителю миссии не разрешалось селиться на острове до 1907 года. [2] [11] Обращение в христианство всего населения произошло только в 1950-х годах. [11] В административном отношении Тикопия является частью Англиканской церкви Меланезии епархии Темоту .
Введение христианства привело к запрету традиционного контроля над рождаемостью. [8] что имело последствием 50-процентный рост населения: с 1200 в 1920 году до 1800 в 1950 году. Увеличение населения привело к миграции в другие места Соломоновых островов, в том числе в поселение Нукукаиси в Макире . [8]
Кораблекрушение
[ редактировать ]На Тикопии в 1964 году исследователи нашли артефакты после кораблекрушения экспедиции Жана-Франсуа де Галаупа, графа де Лаперуза .
Циклон Зои
[ редактировать ]Циклон «Зои» в декабре 2002 года уничтожил растительность и населенные пункты Тикопии. [13] [14] Несмотря на значительный ущерб, о смертельных случаях не сообщалось, поскольку островитяне следовали своим традициям и укрылись в пещерах на возвышенности. Узкий берег, отделявший пресноводную лагуну от моря, был прорван штормом, что привело к продолжающемуся загрязнению лагуны и угрозе гибели саговых пальм, от которых зависит выживание островитян. [14] Замечательные международные усилия «друзей» острова, в том числе многих яхтенных экипажей, которые поддерживали контакты с Тикопией на протяжении десятилетий, завершились строительством в 2006 году габионной дамбы , чтобы закрыть пролом. [14]
Культурное значение
[ редактировать ]Джареда Даймонда В книге «Коллапс» Тикопия описывается как пример успешного решения проблем устойчивого развития, противопоставляя его острову Пасхи .
Тикопия в СМИ
[ редактировать ]В 2009 году острову, а также острову-побратиму Тикопии Анута, было подарено двойное каноэ, точно повторяющее оригинальный дизайн традиционных каноэ Тикопии, чтобы дать островам собственный независимый морской транспорт. Это каноэ под названием «Лапита Тикопия» и его систершип «Лапита Анута» были построены на Филиппинах в 2008 году и отправились в Тикопию и Ануту за 5 месяцев плавания, следуя древнему миграционному маршруту народа лапита в Тихий океан. Это путешествие называлось «Путешествие Лапиты», более подробную информацию о путешествии можно найти здесь . Его первоначальная концепция (автор Ханнеке Бун из James Wharram Designs) подарить такое каноэ была впервые опубликована в 2005 году в проекте под названием «Путешествие на каноэ для Тикопии» с целью сбора денег на строительство каноэ. Проект снят и доступен на DVD.
В 2013 году норвежские мать и отец привезли двоих детей и племянника в Тикопию и прожили там 6 месяцев. Съемочная группа приняла участие и создала 13-серийный детский сериал о семейном опыте и пребывании, в первую очередь сосредоточив внимание на опыте маленькой дочери норвежской семьи Иви с местными детьми, местной школой, местным вождем Тафуа и его семьей. и др. Сериал был показан на НРК телеканале НРК Супер . [15]
В октябре 2018 года один из вождей острова Ти Намо совершил свой первый визит в западный мир, чтобы поделиться своими опасениями по поводу изменения климата на своем острове. Он отправился в Гренобль во Франции, где представил свой документальный фильм «Ноус Тикопия» перед национальным релизом 7 ноября и заявил прессе: «Раньше мы страдали от циклона каждые десять лет. Сегодня это происходит каждые два года». [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Келли, Цельс, OFM Австралиялия Святого Духа. Журнал монаха Мартина де Мунилья OFM и другие документы, касающиеся путешествия Питера Фернандеса де Кироса в Южное море (1605–1606) и францисканского миссионерского плана (1617–1627), Кембридж, 1966, стр.39,
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Тикопия» . Историческая энциклопедия Соломоновых Островов 1893–1978 гг . Проверено 18 мая 2015 г.
- ^ Кеннеди, Дональд Г. (1929). «Полевые заметки о культуре Ваитупу, острова Эллис» . Журнал Полинезийского общества . 38 : 2–5. Архивировано из оригинала 15 октября 2008 г. Проверено 18 мая 2015 г.
- ^ Беллвуд, Питер (1987). Полинезийцы – предыстория островного народа . Темза и Гудзон. стр. 39–44.
- ^ Беллвуд, Питер (1987). Полинезийцы – предыстория островного народа . Темза и Гудзон. стр. 29, 54. ISBN. 978-0500274507 .
- ^ Баярд, Д.Т. (1976). Культурные связи полинезийских жителей . Университет Отаго, Исследования по доисторической антропологии, Том. 9.
- ^ Кирх, П.В. (1984). «Полинезийские аутьеры». Журнал тихоокеанской истории . 95 (4): 224–238. дои : 10.1080/00223348408572496 .
- ^ Jump up to: а б с Макдональд, Джудит (1991). Женщины Тикопии (Диссертация). Диссертация (PhD – антропология) Оклендского университета.
- ^ Восстанови, Джейн. «Тикопия» . Соломоновы острова . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 мая 2015 г.
- ^ Ферт, Рэймонд (1981). «Фигура и символика в рыбной ловле и использовании рыбы Тикопии». Журнал Общества океанистов . 37 (72): 219–226. дои : 10.3406/jso.1981.3062 .
- ^ Jump up to: а б с Макдональд, Джудит (2000). «Глава 6, Тикопия и «Что сказал Раймонд» » (PDF) . Этнографические артефакты: вызовы рефлексивной антропологии . Издательство Гавайского университета: под редакцией С.Р. Яарсмы, Марты Рогатинской. стр. 112–13.
- ^ Макдональд, Джудит (2003). «Тикопия». Том 2, Энциклопедия пола и гендера: мужчины и женщины в мировых культурах . под редакцией Кэрол Р. Эмбер, Мелвина Эмбера, Спрингера. стр. 885–892. дои : 10.1007/0-387-29907-6_92 . ISBN 978-0-306-47770-6 .
- ^ «Проект Тикопия» . Помогите спасти цивилизацию . Архивировано из оригинала 21 июня 2013 года . Проверено 18 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Болдуин, Джеймс. «Отрывок из книги «По островам и океанам» » . Остров Тикопия: малоизвестный форпост традиционной культуры в южной части Тихого океана . Архивировано из оригинала 13 июля 2015 года . Проверено 18 мая 2015 г.
- ^ «NRK Super TV — Бутылочная почта из Тихого океана» . tv.nrksuper.no . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ «Король Тикопии в гостях в Гренобле» . francebleu.fr (на французском языке). 28 октября 2018 г. Проверено 31 октября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [1] (Остров Тикопия. HTV International/Channel 4 UK, 1984) Ранний документальный фильм для британского телевидения Крова и Энн Менухин. Входит в серию «Путешествие по Южным морям». https://www.youtube.com/watch?v=7QEPkMa3avA
- Flaskepost fra Stillehavet (Послание в бутылке из Тихого океана) Детская телепрограмма, созданная NRK, о норвежской семье, которая проводит год, живя на острове.
- Эссе о Тикопии, подготовленное для BBC.
- Фоторепортаж BBC о последствиях циклона «Зои». Несмотря на огромные разрушения и величайшие опасения, никто на Тикопии не погиб в результате стихийного бедствия.
- Инструменты и практическая помощь после циклона
- Восстановление пресноводной лагуны Тикопия. Архивировано 21 июня 2013 г. в Wayback Machine.
- Соломоновы Острова – Джон Найдите туристический сайт, но с информацией о каждом из островов.
- старая подробная карта
- Путешествие на каноэ в Тикопию
- Официальный сайт Лапита Вояж
- Путешествие Лапита, знакомство и блоги
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Болдуин, Джеймс, «Через острова и океаны», особенно глава 8. Неиспорченная Тикопия (книга Amazon Kindle)
- Ферт, Рэймонд (2004), We the Tikopia (переиздание), Лондон: Routledge , ISBN 978-0-415-33020-6 , получено 18 ноября 2012 г. Впервые опубликовано в 1936 году компанией George Allen & Unwin Ltd. Это классическое исследование до сих пор используется на современных уроках антропологии.
{{citation}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - Ферт, Раймонд, Работа богов в Тикопии, Мельбурн: издательство Мельбурнского университета (1940, 1967)
- Ферт, Рэймонд, СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ТИКОПИА. Повторное исследование полинезийского сообщества после поколения, Лондон: Аллен и Анвин. 1959 г., 360 стр.
- Ферт, Рэймонд (2006). Песни Тикопии: поэтическое и музыкальное искусство полинезийского народа Соломоновых островов . Издательство Кембриджского университета.
- Кирч, Патрик Винтон ; К. Кристенсен (1981), Неморские моллюски из археологических раскопок на Тикопии, юго-восток Соломоновых островов , S. Pacific Science 35:75-88
- Кирч, Патрик Винтон; Йен, Делавэр (1982), Тикопия; Предыстория и экология полинезийского останца , Гонолулу, Гавайи: Bishop Museum Press, ISBN 9780910240307
- Кирч, Патрик Винтон (1983), Керамика в стиле Мангааси из Тикопии и Ваникоро и ее значение для предыстории Восточной Меланезии , Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории 3:67-76
- Кирч, Патрик Винтон (1986), Тикопия: прослеживая предысторию полинезийской культуры , Археология 39 (2): 53-59
- Кирч, Патрик Винтон (1986), Системы обмена и межостровные контакты в трансформации островного общества: случай Тикопии , П.В. Кирч, изд., Островные общества: археологические подходы к эволюции и трансформации, стр. 33-41. Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- Кирч, Патрик Винтон; Д. Стедман и Д.С. Пахлаван (1990), Вымирание, биогеография и эксплуатация птиц на Ануте и Тикопии, Соломоновы острова , Гонолулу, Гавайи: периодические статьи Музея епископа 30:118-153
- Кирч, Патрик Винтон (1996), Возвращение к социальному пространству Тикопии , Дж. Дэвидсон, Г. Ирвин, Ф. Лич, А. Поли и Д. Браун, ред., История океанической культуры: очерки в честь Роджера Грина, стр. 257-274. Данидин: Специальное издание Новозеландского журнала археологии
- Макдональд, Джудит (1991). Женщины Тикопии (Диссертация). Диссертация (PhD – антропология) Оклендского университета.
- Макдональд, Джудит (2000). «Глава 6, Тикопия и «что сказал Раймонд» » (PDF) . Этнографические артефакты: вызовы рефлексивной антропологии . Издательство Гавайского университета: под редакцией С.Р. Яарсмы, Марты Рогатынской.
- Макдональд, Джудит (2003). «Тикопия». Том 2, Энциклопедия пола и гендера: мужчины и женщины в мировых культурах . Спрингер: под редакцией Кэрол Р. Эмбер, Мелвина Эмбера. стр. 885–892. дои : 10.1007/0-387-29907-6_92 . ISBN 978-0-306-47770-6 .