Jump to content

Коллапс: как общества решают потерпеть неудачу или добиться успеха

(Перенаправлено из «Свернуть (книга)

Коллапс: как общества решают потерпеть неудачу или добиться успеха
Автор Джаред Даймонд
Язык Английский
Предмет Человеческая география , политология , экономика , история
Издатель Викинг Пресс
Дата публикации
2005 г. (второе издание 2011 г.) [1] )
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке )
Страницы 592
ISBN 0-14-303655-6
ОКЛК 62868295
Предшественник Оружие, микробы и сталь  
С последующим Мир до вчерашнего дня  

«Коллапс: как общества выбирают неудачу или успех» (под названием «Коллапс: как общества выбирают неудачу или выживание» в британском издании) — это книга академического и научно-популярного автора Джареда Даймонда , вышедшая в 2005 году , в которой автор впервые определяет коллапс : «резкое снижение в размере человеческой популяции и/или политической/экономической/социальной сложности на значительной территории в течение длительного времени». Затем он рассматривает причины исторических и доисторических случаев социального коллапса , особенно тех, которые связаны со значительным влиянием изменений окружающей среды , последствий изменения климата , враждебных соседей, торговых партнеров и реакции общества на вышеупомянутые четыре проблемы. В нем также рассматривается, почему общество может не осознавать проблему, не решиться попытаться ее решить и почему предпринятая попытка решения может потерпеть неудачу.

Хотя большая часть книги посвящена упадку этих исторических цивилизаций, Даймонд также утверждает, что человечество коллективно сталкивается, в гораздо большем масштабе, со многими из одних и тех же проблем, которые могут иметь катастрофические последствия в ближайшем будущем для многих групп населения мира.

Краткое содержание

[ редактировать ]
Даймонд говорит, что остров Пасхи представляет собой лучший исторический пример социального коллапса в изоляции.

В прологе Джаред Даймонд резюмирует свою методологию в одном абзаце:

В этой книге используется сравнительный метод для понимания социальных коллапсов, которым способствуют экологические проблемы . В моей предыдущей книге (« Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ ») сравнительный метод применялся к противоположной проблеме: различным темпам строительства человеческих обществ на разных континентах за последние 13 000 лет. В настоящей книге, уделяя особое внимание коллапсу, а не возрождению, я сравниваю многие прошлые и нынешние общества, которые различались по хрупкости окружающей среды, отношениям с соседями, политическим институтам и другим «входным» переменным, которые, как предполагается, влияют на стабильность общества. «Выходными» переменными, которые я исследую, являются коллапс или выживание, а также форма коллапса, если коллапс действительно произойдет. Связывая выходные переменные с входными, я стремлюсь выявить влияние возможных входных переменных на коллапс. [2]

Коллапс прошлых обществ

[ редактировать ]

Даймонд выделяет пять факторов, которые способствуют коллапсу: изменение климата, враждебные соседи, крах основных торговых партнеров, экологические проблемы и реакция общества на вышеупомянутые четыре фактора.

Коренной проблемой всех факторов, приводящих к коллапсу, кроме одного, по мнению Даймонда, является перенаселение по сравнению с практически осуществимой (в отличие от идеальной теоретической) несущей способностью окружающей среды. Одной из экологических проблем, не связанных с перенаселением, является вредное воздействие случайного или преднамеренного завоза в регион чужеродных видов.

Даймонд также пишет о культурных факторах (ценностях), таких как явное нежелание гренландских норвежцев есть рыбу. Даймонд также заявляет, что «было бы абсурдно утверждать, что окружающей среде должен быть основным фактором всех коллапсов: распад Советского Союза является современным контрпримером, а разрушение Карфагена Римом ущерб в 146 г. до н.э. — древним». Очевидно, что одних военных или экономических факторов может быть достаточно». [3]

Современные общества

[ редактировать ]

Он также перечисляет двенадцать экологических проблем, с которыми сегодня сталкивается человечество. Первые восемь исторически способствовали распаду обществ прошлого:

  1. Вырубка лесов и разрушение среды обитания
  2. почвы Проблемы ( эрозия , засоление и потеря плодородия почвы )
  3. управления водными ресурсами Проблемы
  4. Чрезмерная охота
  5. Перелов
  6. Влияние интродуцированных видов на местные виды
  7. Перенаселение
  8. Увеличение воздействия людей на душу населения

Кроме того, он говорит, что четыре новых фактора могут способствовать ослаблению и коллапсу нынешнего и будущего общества:

  1. Антропогенное изменение климата
  2. Накопление токсинов в окружающей среде
  3. Дефицит энергии
  4. Земли Полное использование человеком фотосинтетической способности

В последней главе он обсуждает экологические проблемы, с которыми сталкивается современное общество, и рассматривает возражения, которые часто выдвигаются, чтобы игнорировать важность экологических проблем (раздел «Однострочные возражения» [4] ). В разделе «Дальнейшая литература» он дает советы людям, которые спрашивают: «Что я могу сделать как личность?». [5] Он также делает выводы, такие как:

Фактически, один из главных уроков, которые следует извлечь из краха майя, анасази, жителей острова Пасхи и других прошлых обществ... заключается в том, что резкий упадок общества может начаться только через десятилетие или два после того, как общество достигнет своего пика. числа, богатство и власть. ... Причина проста: максимальное население, богатство, потребление ресурсов и производство отходов означают максимальное воздействие на окружающую среду, приближающееся к пределу, когда воздействие превышает ресурсы. [6]

Наконец, он отвечает на вопрос: «Какой выбор мы должны сделать, если хотим добиться успеха, а не потерпеть неудачу?» определив два важнейших выбора, отличающих общества прошлого, которые потерпели неудачу, от тех, которые выжили: [7]

  • Долгосрочное планирование: «… смелость практиковать долгосрочное мышление и принимать смелые, смелые, упреждающие решения в то время, когда проблемы стали заметными, но до того, как они достигли кризисных масштабов». [7] Даймонд говорит, что это может быть особенно плохо, когда краткосрочные интересы лидеров элиты вступают в противоречие с долгосрочными интересами общества, и элита изолирована от прямых последствий. [8]
  • Готовность пересмотреть основные ценности: «... смелость принимать болезненные решения относительно ценностей. Какие из ценностей, которые раньше хорошо служили обществу, могут продолжать сохраняться в новых изменившихся обстоятельствах? Какие из этих заветных ценностей вместо этого следует отбросить и заменить с разными подходами?» [7]

Структура книги

[ редактировать ]
Граница вырубки лесов между Гаити (слева) и Доминиканской Республикой (справа)
воздуха Загрязнение промышленными предприятиями в Китае

Коллапс разделен на четыре части.

В первой части описывается окружающая среда американского штата Монтана , основное внимание уделяется жизни нескольких людей, чтобы придать человеческое лицо взаимодействию между обществом и окружающей средой. [а]

Часть вторая описывает прошлые общества, которые рухнули. Даймонд использует «рамку» при рассмотрении краха общества, состоящую из пяти «наборов факторов», которые могут повлиять на то, что происходит с обществом: ущерб окружающей среде, изменение климата , враждебные соседи, потеря торговых партнеров и реакция общества на его экологические проблемы. Постоянной проблемой в разваливающихся обществах является структура, которая создает «конфликт между краткосрочными интересами тех, кто находится у власти, и долгосрочными интересами общества в целом».

Общества, которые описывает Даймонд:

  • Гренландско - скандинавские (ср. Церковь Хвалси ) (изменение климата, ущерб окружающей среде, потеря торговых партнеров, враждебные соседи, иррациональное нежелание есть рыбу, вожди, заботящиеся о своих сиюминутных интересах).
  • Остров Пасхи (общество, которое, как утверждает Даймонд, полностью рухнуло из-за ущерба окружающей среде)
  • Полинезийцы Питкэрн острова ( экологический ущерб и потеря торговых партнеров)
  • Анасази ) на юго-западе Северной Америки (экологический ущерб и изменение климата
  • Майя ) Центральной Америки (экологический ущерб, изменение климата и враждебные соседи
  • Наконец, Даймонд обсуждает три истории успеха:

В третьей части рассматриваются современные общества, в том числе:

Часть четвертая завершает исследование рассмотрением таких тем, как бизнес и глобализация , и «извлекает практические уроки для нас сегодня» (стр. 22–23). Особое внимание уделяется модели польдера как способу решения проблем голландского общества, а также подходам «сверху вниз» и, что наиболее важно, «снизу вверх», которые мы должны использовать сейчас, когда «наше мировое общество в настоящее время находится на неустойчивом положении». конечно» (стр. 498), чтобы избежать «12 проблем неустойчивости », которые он излагает на протяжении всей книги и рассматривает в последней главе. Результаты этого опроса, возможно, являются причиной того, что Даймонд, тем не менее, видит «признаки надежды» и приходит к позиции «осторожного оптимизма» в отношении всего нашего будущего.

Второе издание содержит послесловие: . Взлет и падение Ангкора

Тим Флэннери дал Collapse высшую оценку в журнале Science , написав: [10]

Планируя книгу, Даймонд сначала думал, что она будет посвящена только воздействию человека на окружающую среду. Вместо этого, то, что появилось, возможно, является самым глубоким исследованием старения человеческих цивилизаций, когда-либо написанным. ... тот факт, что один из самых оригинальных мыслителей мира решил написать этот гигантский труд, когда его карьера находится в апогее, сам по себе является убедительным аргументом в пользу того, что к «Коллапсу» следует относиться серьезно. Вероятно, это самая важная книга, которую вы когда-либо читали.

The Economist Обзор журнала в целом был положительным, хотя у рецензента было два несогласия. Во-первых, рецензент посчитал, что Даймонд недостаточно оптимистично смотрит в будущее . Во-вторых, рецензент заявил, что «Коллапс» содержит некоторые ошибочные статистические данные: например, Даймонд якобы завысил количество голодающих в мире. [11] Университета Британской Колумбии Профессор экологического планирования Уильям Рис написал, что Коллапса самый важный урок заключается в том, что общества, наиболее способные избежать коллапса, являются наиболее гибкими, способными применять методы, благоприятные для их собственного выживания, и избегать неблагоприятных. Более того, Рис написал, что « Коллапс » является «необходимым противоядием» для последователей Джулиана Саймона , таких как Бьёрн Ломборг , написавший книгу «Скептический эколог» . Рис объяснил это утверждение следующим образом: [12]

Поведение человека по отношению к экосфере стало дисфункциональным и теперь, возможно, угрожает нашей собственной долгосрочной безопасности. Настоящая проблема заключается в том, что современный мир остается во власти опасно иллюзорного культурного мифа. Как и Ломборг, большинство правительств и международных организаций, похоже, верят, что человеческое предпринимательство каким-то образом «отсоединяется» от окружающей среды и поэтому готово к неограниченному расширению. Новая книга Джареда Даймонда «Коллапс » прямо противостоит этому противоречию.

Дженнифер Марохасси поддерживаемого угледобывающей промышленностью, из аналитического центра Института по связям с общественностью, написала критический обзор в журнале «Энергия и окружающая среда» , в частности главу, посвященную деградации окружающей среды в Австралии . Марохасси утверждает, что Даймонд отражает популярное мнение, которое подкрепляется экологическими кампаниями в Австралии, но не подтверждается доказательствами, и утверждает, что многие из его утверждений легко опровергнуть. [13]

В своем обзоре в The New Yorker Малкольм Гладуэлл подчеркивает, чем подход Даймонда отличается от подхода традиционных историков, поскольку он фокусируется на проблемах окружающей среды, а не на вопросах культуры. [14]

Различие, проведенное Даймондом между социальным и биологическим выживанием, имеет решающее значение, потому что слишком часто мы смешиваем эти два понятия или предполагаем, что биологическое выживание зависит от силы наших цивилизационных ценностей... Однако факт в том, что мы можем быть законопослушными. миролюбивые, терпимые, изобретательные, приверженные свободе и верные нашим собственным ценностям, но при этом ведущие себя биологически самоубийственно.

Хотя Даймонд и не отвергает подход традиционных историков, его книга, по мнению Гладуэлла, ярко иллюстрирует ограниченность этого подхода. Гладуэлл демонстрирует это на своем собственном примере недавней избирательной инициативы в Орегоне, где вопросы прав собственности и других свобод стали предметом свободных и здоровых дебатов, но серьезным экологическим вопросам уделялось мало внимания.

В 2006 году книга вошла в шорт-лист премии Aventis Prize for Science Books , в конечном итоге уступив Дэвида Боданиса » «Электрической вселенной . [15]

Тезис Джареда Даймонда о том, что общество острова Пасхи полностью развалилось в изоляции из-за ущерба окружающей среде и культурной негибкости, оспаривается некоторыми этнографами и археологами, которые утверждают, что распространение болезней, переносимых европейскими колонизаторами, и набегов рабов , [16] который опустошил население в 19 веке, имел гораздо большее социальное воздействие, чем ухудшение состояния окружающей среды, и что завезенные животные - сначала крысы, а затем овцы - были в значительной степени ответственны за потерю местной флоры острова, что было ближе всего к вырубке лесов еще в 1930 году. –1960. [17] Рассказ Даймонда о коллапсе острова Пасхи решительно опровергается в главе книги « Человечество: история, обнадеживающая » (2019) голландского историка Рутгера Брегмана . [18]

Книга «Quicking Collapse» (Cambridge University Press, 2010) представляет собой сборник эссе пятнадцати археологов, культурных антропологов и историков, критикующих различные аспекты книг Даймонда «Коллапс » и «Оружие, микробы и сталь» . [19] Книга стала результатом встречи Американской антропологической ассоциации в 2006 году в ответ на дезинформацию, вызванную научно-популярными публикациями Даймонда, и ассоциация решила объединить экспертов из разных областей исследований, чтобы охватить утверждения, высказанные в Даймонде, и развенчать их. В книгу включены исследования коренных народов обществ, которые Даймонд обсуждал как рухнувшие, а также виньетки с живыми примерами этих сообществ, чтобы продемонстрировать основную тему книги о том, как общества устойчивы и со временем преобразуются в новые формы, а не разрушаются. . [20] [21]

В 2010 году National Geographic выпустил документальный фильм « Коллапс » по книге Даймонда. [22]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Даймонд выбрал Монтану по личным причинам — в 15 лет родители впервые вывезли его за пределы восточной части США, чтобы посетить Монтану, где они проводили каникулы на ранчо на реке Биг-Хоул . Летом 1956 года, будучи студентом колледжа, он вернулся на ранчо, чтобы работать. Позже, впечатленный красотой штата, он регулярно проводил там семейный отдых, а Монтана и долина Биттеррут стали одними из ключевых примеров в книге. [9]
  1. ^ Джаред Даймонд , Коллапс: Как общества решают потерпеть неудачу или выжить , Penguin Books , 2005 и 2011 ( ISBN   978-0-241-95868-1 ).
  2. ^ Джаред Даймонд , Свернуть: как общества выбирают неудачу или успех , стр. 18.
  3. ^ Джаред Даймонд , Свернуть: как общества выбирают неудачу или успех , стр. 15.
  4. ^ Джаред Даймонд , Коллапс: Как общества решают потерпеть неудачу или выжить , Penguin Books, 2011, глава «Мир как польдер: что все это значит для нас сегодня?» Раздел «Однострочные возражения», страницы 503-514 ( ISBN   978-0-241-95868-1 ).
  5. ^ Джаред Даймонд , Коллапс: Как общества решают потерпеть неудачу или выжить , Penguin Books, 2011, раздел «Дальнейшая литература» главы 16, страницы 569-574 ( ISBN   978-0-241-95868-1 ).
  6. ^ Джаред Даймонд , Коллапс: Как общества решают потерпеть неудачу или выжить , Penguin Books, 2011, глава «Мир как польдер: что все это значит для нас сегодня?» Раздел «Однострочные возражения», стр. 509 ( ISBN   978-0-241-95868-1 ).
  7. ^ Перейти обратно: а б с Джаред Даймонд , Коллапс: Как общества решают потерпеть неудачу или выжить , Penguin Books, 2011, глава «Мир как польдер: что все это значит для нас сегодня?», раздел «Причины для надежды», страницы 522-524 ( ISBN   978-0-241-95868-1 ).
  8. ^ Почему общества рушатся?
  9. ^ «Джаред Даймонд: Взлет и падение цивилизаций» . Общественное радио Монтаны . 10 июля 2005 года . Проверено 30 сентября 2023 г.
  10. ^ Тим Фланнери , «Изучение прошлого, чтобы изменить наше будущее» , Science , том 307, 7 января 2005 г., стр. 45.
  11. ^ «История в масштабе окружающей среды. Морских свиней и плантаций. Когда сообщества самоуничтожаются» , The Economist , том 374, 13 января 2005 г., стр. 76.
  12. ^ Уильям Рис , «Созерцая бездну» , Nature , том 433 , 6 января 2005 г., страницы 15-16.
  13. Дженнифер Марохаси , «Окружающая среда Австралии: происходит обновление, а не коллапс». Архивировано 18 февраля 2017 г., в Wayback Machine (PDF), Energy and Environment 16 (2005).
  14. Малкольм Гладуэлл , «Исчезновение» , The New Yorker , 3 января 2005 г.
  15. Королевское общество , «Призы за предыдущие победители и шорт-листы научных книг». Архивировано 19 июня 2018 г., в Wayback Machine, Королевское общество , 31 декабря 2008 г.
  16. ^ Бенни Пейзер (2005), «От геноцида к экоциду: изнасилование Рапа-Нуи» , Энергия и окружающая среда , 16, № 3 и 4.
  17. Терри Л. Хант и Карл П. Липо, «Поздняя колонизация острова Пасхи» , Science , 9 марта 2006 г.
  18. ^ Робинсон, Натан Дж. (18 ноября 2021 г.). «Правая история о человеческой природе ложна» . Текущие дела . Проверено 28 февраля 2024 г.
  19. ^ Флекснер, Джеймс Л. (декабрь 2011 г.). «Обзор: крах вопросов» . Тихоокеанские дела . 84 (4).
  20. ^ Бергстром, Райан Д. (8 июля 2010 г.). «Рецензии на книгу: Крах вопросов: человеческая устойчивость, экологическая уязвимость и последствия империи» . Журнал культурной географии . 27 (2): 237–238. дои : 10.1080/08873631.2010.490663 . S2CID   144705802 . Проверено 2 сентября 2022 г.
  21. ^ Вакилд, Эмили (июнь 2011 г.). «Под сомнение крах: человеческая устойчивость, экологическая уязвимость и последствия империи (обзор)» . Журнал всемирной истории . 22 (2): 355–359. дои : 10.1353/jwh.2011.0046 . S2CID   161172628 . Проверено 3 сентября 2022 г.
  22. ^ «Оригинальная обложка Vimeo» . Архивировано из оригинала 2 июня 2014 года . Проверено 21 сентября 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af5ceb47e155205529b814b42a43896c__1721392320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/6c/af5ceb47e155205529b814b42a43896c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Collapse: How Societies Choose to Fail or Succeed - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)