Скандинавские поселения в Гренландии
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Скандинавские поселения в Гренландии были основаны в годы после 986 года поселенцами, прибывшими из Исландии . Поселенцы, известные как Грёнлендар («гренландцы» по-исландски), были первыми европейцами , исследовавшими и временно заселившими Северную Америку . Предполагается, что они разработали свой собственный язык, который называют гренландско-норвежским , не путать с эскимосско-алеутским гренландским языком . [1] [ нужна страница ] Их поселения просуществовали около полутысячелетия, прежде чем были заброшены по до сих пор не совсем ясным причинам.
Исторический рекорд
[ редактировать ]Источники о заселении Гренландии немногочисленны. Основными источниками являются « Ислендингабук» ученого Ари Торгильссона , « Ланднамабук » (книга о захвате земель) неизвестного автора, но, вероятно, с участием Ари, [2] анонимная сага о Grænlendinga (Сага о гренландцах) и также анонимная сага об Эрике Рыжем . Но сведения о жителях Гренландии имеются и в других произведениях; это: сага о Флоаманне (История народа Флои), Эйнарс þáttr Соккасонар (История Эйнара Соккасона), сага Крока-Рефс (История о Лисе Хитром), более романтическая сказка XIV века, Fóstbrœðra сага (История клятвенных братьев), [3] история Олафа Трюггвасона в Хеймскрингле , тени короля , и Адама Бременского . [4]
Отдельные сообщения также можно найти в Исландских Анналах , которые в переводе воспроизведены ниже. Географические заметки о Гренландии (Грипла, Ландабук и др.) здесь остаются не упомянутыми. В устной традиции сохранились три эскимосских рассказа о скандинавах. Они были записаны в XIX веке и опубликованы Хинрихом Йоханнесом Ринком под названием «Eskimoiske Eventyr og Sagn» в Копенгагене 1866–1871 гг. Несмотря на то, что эти истории очень легендарны и сказочны, они все же представляют собой единственное свидетельство памяти эскимосов на эту тему. Самым важным источником XIV века является описание Гренландии Ивара Бардарсона , который пробыл там несколько лет. Скардаранналль также пользуется высокой репутацией, хотя в более поздних добавлениях незнакомцев могут быть обнаружены некоторые ошибки датировки, особенно в отношении гренландской информации. Очевидно, были письменные источники, которые были переняты, например, невозможно было точно прочитать, должен ли это быть 1406, 1456 или 1460 год.
Поразительно то, что не существует ни одного источника, написанного в самой Гренландии. В Гренландии нет ни сборника законов, ни хроник, ни каких-либо анналов. Этот недостаток особенно заметен после 1300 г., когда период расцвета сагической литературы пришел в упадок и уже не порождал ничего нового, а описания предшествующих событий кажутся вырванными из контекста.
Источники различаются по ценности и достоверности. Когда Адам хвалит датского короля Свена Эстридсона за его учёность и признается, что узнал много важных деталей для своей книги, [5] это, конечно, не может относиться к описанию гренландцев, которых он описывает как «бледно-зеленых, как море», от которых Гренландия получила свое название. [6] Что-то подобное, конечно, исходит не от короля. Новость найдена в Римберта . «Жизнеописании Анскари» [7] что папа Григорий также назначил Ансгара Бременского легатом в Гренландии. [8] и что папа Николай I поручил ему заниматься прозелитизмом в Гренландии, [9] считается более поздней ложной вставкой. Однако известие Адама о том, что архиепископ Адальберт рукоположил первого епископа Ислейфура Гиссуарсона для Исландии, а также для Гренландии, не вызывает сомнений. Некоторые новости не имеют собственной исходной ценности, поскольку были взяты из других источников. Другие тексты, более похожие на романы, не имеют исходной ценности в отношении своего сюжета, но их внедрение в гренландское общество может точно отражать условия там в качестве фона.
Ари Торгилссон пишет в своем «Ислендингабуке» , что он получил информацию от своего дяди, у которого была хорошая память и который разговаривал с кем-то в Гренландии, который сам плыл в Гренландию с Эриком Рыжим . [10]
Археология теперь дала результаты, которые можно использовать для проверки отдельных отчетов.
Открытие Гренландии
[ редактировать ]Экспансия викингов в раннем средневековье имела свои корни в двух основных социальных характеристиках. Закон о наследовании, действовавший в то время среди скандинавских народов, отдавал предпочтение первенцу . Когда новые пахотные и пастбищные угодья в Скандинавии больше не могли осваиваться из-за относительно плотного заселения, единственной альтернативой, оставшейся для тех, кто родился позже, было создание собственной собственности за пределами устоявшихся структур. Этому способствовала высокая ценность личной смелости, готовности идти на риск и физической стойкости в местном обществе. С развитием судостроения примерно в 8 веке стали доступны соответствующие инструменты, позволяющие путешествовать на край известного мира и основывать там поселения.
Плацдармом для заселения Гренландии стало заселение Исландии . По нынешним оценкам, в X веке в Исландии проживало от 50 000 до 60 000 человек. Была создана стабильная социальная структура, и хорошая земля находилась в законной собственности. Такое стабильное распределение земель, несколько лет неурожаев и голода создали условия для поиска новых территорий для поселений в 970-х годах.
Примерно в 900 году мореплаватель Гуннбьорн Ульфссон совершал путешествие из Норвегии в Исландию, и его корабль дрейфовал к западному побережью, вероятно, в районе сегодняшнего мыса Фарвел на южной оконечности Гренландии. Он видел айсберги , шхеры и пустынный, нечеловеческий ландшафт и поэтому не сошел на берег.
Эрик Красный приобрел ферму Хаукадалр на исландском Брейдафьордуре (Брейдафьорд; недалеко от сегодняшнего Будардалура на северо-западе Исландии) посредством брака. Из-за ссоры, которая оказалась фатальной, Альтинг отправил его в ссылку на три года за совершение убийства. [11] «Ланднамабок» сообщает, что в 982 году он отплыл на запад от полуострова Снайфелльснес вместе с преступниками Торбьёрном (Торбьорном), Эйольфром (Эйольфом) и Стирром (Стиром), чтобы найти землю Гуннбьёрна. Он достиг побережья Гренландии в «Мидьёкюдле» (Миджокуль; вероятно, современный Амассалик в Восточной Гренландии), оттуда поплыл на юг и обогнул мыс Фарвел, чтобы найти подходящую землю для поселения. Свою первую зиму он провел на острове у южного побережья. По данным Ислендингабука, он нашел здесь следы поселения, вероятно, пришедшие из неоэскимосской культуры (Скрелингар).
Следующей весной Эрик поплыл дальше на север и вошел в большой фьорд, названный Эйриксфьордом в его честь (Эриксфьорд). В конце фьорда, на широте около 61°, он основал свою ферму Братталид (Brattahlid) в самом климатически благоприятном районе Гренландии. Сначала он построил прямоугольный деревянный зал. Оттуда он предпринял несколько исследовательских поездок, которые привели его за Полярный круг к месту, где сейчас находится залив Диско . В следующем году он отплыл обратно в Исландию.
Ему удалось привлечь на свою сторону около 700 человек, убедив их, что они найдут пышные пастбища и лучшие условия для поселения на «Зеленой земле», как он назвал недавно открытую землю. Выбранное название было эвфемистическим, но, вероятно, не совсем нереальным. Потепление также было доказано в других местах в этот период и называется « средневековым теплым периодом ».
Группа покинула Исландию с 25 кораблями, из которых, согласно описанию в книге приобретения земель, только 14 достигли берегов Гренландии. [11] Фермы, построенные первыми поселенцами на Эриксфьорде, составили ядро Восточного поселения .
Расселение и консолидация общества
[ редактировать ]Исландские источники предполагают, что в последующие 14 лет в Гренландию прибыли еще как минимум три флота с поселенцами. Западное поселение было построено примерно в 500 км к северу от Восточного, но ему всегда приходилось существовать в менее благоприятных условиях. К 1000 году практически все климатически важные районы Гренландии были заселены.
Норвежцы поселились в трех отдельных местах на юго-западе Гренландии: более крупном Восточном поселении , меньшем Западном поселении и еще меньшем Среднем поселении (часто считающемся частью Восточного). По оценкам, общая численность населения поселений составляет от 2 000 до 10 000 человек, по последним оценкам. [12] имеет тенденцию к снижению показателя. Археологи выявили руины примерно 620 ферм: 500 на Восточном городище, 95 на Западном и 20 на Среднем. [ нужна ссылка ]
Весьма вероятно, что Эрик Рыжий занимал руководящую должность в первые дни существования колонии. В отличие от Норвегии, Исландии и Фарерских островов, Гренландия никогда не была политически организованной как целостное государство. Сведений об официальной руководящей личности в последующий период нет. Но можно сказать, что вождь Братталида имеет особое влияние благодаря своему центральному расположению и традициям. С 14 века Братталид был Лёгсёгумадюром , носителем закона; Однако неясно, выполнял ли он ту же функцию, что и в Исландии.
Хотя по традиции Эрик Рыжий не был христианином, колония вскоре была обращена в христианство. Однако «Ислендингабук» и «Сага о Грёнленде» («Сага о гренландцах») единодушно сообщают, что в первом поселении Херьольфр (Херйольф), спутник Эрика, имел христианина с Гебридских островов на борту . Согласно «Саге о гренландцах», сын Эрика Лейфр (Лейф Эрикссон) принес христианство в Гренландию около 1000 года. Сага об Олафе Трюггвасонар («История Олафа Трюггвасона») сообщает о том же в « Хеймскрингле» . Согласно этому сообщению, с ним уже был священник. В саге о Грёнлендинге он не упоминается, но тот факт, что жена Эрика Рыжего Торхильд (Торхильд, после крещения Þjóðhildr - Тьодхильд) построила небольшую церковь на некотором расстоянии от двора, делает очень раннее присутствие священника вероятным. За исключением нескольких небольших амулетов, археологических свидетельств практики языческих ритуалов нет; С другой стороны, последние христианские церкви и часовни были раскопаны на многочисленных фермах, в том числе на Церковь Братталид , к которой точно подходит рассказ о маленькой церкви Тьодхильда в саге о Грёнлендинге. Эти церкви были построены соответствующим землевладельцем, и поэтому он - первоначально - также имел право на налоги, уплачиваемые приходом. До 11 века Гренландия находилась под властью Бременской архиепархии . Сага о Грёнлендинге сообщает, что в 1118 году колония послала Эйнара Соккасона в Норвегию, чтобы убедить короля Сигурда Йорсалафари (Сигурда Иерусалимского всадника) назначить Гренландии своего собственного епископа. Первым гренландским епископом был Арнальд из 1126 года, чьи предполагаемые останки были обнаружены под полом церкви Гардар (другие предположения принадлежат епископу Йону Смириллу, † 1209 год). За ним последовали еще несколько епископов, для поддержки которых были учреждены значительные бенефиции. Около 1350 года церкви принадлежала самая большая ферма и около двух третей лучших пастбищ.
Последний гренландский епископ умер в 1378 году. Ему также был назначен преемник, но он отказался отказаться от относительно комфортных условий жизни в Норвегии и отправиться в негостеприимную Гренландию. Там его представлял викарий. Гренландской церкви Однако он и его преемники не отказались от десятины .
Отсутствие всеобъемлющей власти означало, что местные правители оказывались втянутыми в бесконечную череду конфликтов. Чтобы положить конец постоянным спорам, в 1261 году гренландская колония подчинилась норвежской короне. Король Хакон Хаконарсон также долгое время готовился к этому шагу. Взамен колония получила обещание регулярного судоходного сообщения. Однако этот шаг также привел к созданию норвежской торговой монополии. В 1294 году норвежский король Эйрик Магнуссон выдал местным купцам привилегированные грамоты для торговли с Гренландией. Всем остальным, особенно Ганзейскому союзу, было запрещено отправляться в Гренландию. По-видимому, вплоть до второй половины XIV века велась регулярная торговля с одним-двумя «государственными» кораблями в год. Кальмарский союз оказался катастрофическим для торговли с Гренландией; Потому что отдаленный форпост мало интересовал датскую королевскую семью, и торговля иссякла. Степень, в которой Ганзейский союз заполнил этот пробел, бросая вызов норвежской монополии, все еще требует дальнейшего исследования.
Восточное поселение
[ редактировать ]В литературе проводится различие между двумя исландскими поселениями в Гренландии - более крупным восточным поселением (Эйстрибиггдо) вокруг сегодняшнего Какортока и меньшим западным поселением (Вестрибиггдо) вокруг сегодняшнего города Нуук - оба из которых расположены на западном побережье Гренландии. . Из-за дальнего течения Гольфстрима климат в этих районах значительно более благоприятный, чем во всех других районах Гренландии. Между двумя поселениями еще существовало несколько разрозненных хуторов (около сегодняшнего Ивиттуута ), которые в некоторых публикациях обобщаются как «среднее поселение». В отличие от инуитов, которым требовался немедленный доступ к открытому морю в качестве охотников и рыбаков, земледельцы Грэнлендингары селились на охраняемых территориях в конце длинных фьордов . Климатические условия здесь были более благоприятны для земледелия и пастбищного хозяйства. По нынешним оценкам, общая численность исландцев в Гренландии составляла максимум 5000–6000 человек, большая часть которых проживала в восточном поселении. На данный момент сохранились остатки около 300 ферм, 16 общинных церквей (плюс несколько часовен), бенедиктинский монастырь Святого Олафа близ Унартока и монастырь на Тасермиут-фьорде Известны .
Раскопки в Братталиде, особенно усадьбы близ Нарсака в 1950-60-х годах, дают хорошее представление о том, как выглядели поселения. Типичный Грюнлендингархоф состоял из группы зданий на большей площади. Здесь были конюшни для овец, коз, крупного рогатого скота, а также — по крайней мере, в первые дни существования поселений — также свиней и исландских лошадей . Здесь также имелось множество амбаров, складов и хозяйственных построек, по остаткам которых можно сделать вывод, что здесь в основном осуществлялось текстильное производство и молочное животноводство. Главное здание представляло собой конгломерат сообщающихся комнат с центральной конструкцией в стиле длинного дома , построенной на фундаменте из полевых камней, сложенных из чередующихся торфяных дернов и слоев камня. Метод строительства, возможно, был перенят инуитами, поскольку он был уже известен эскимосам культуры Саккак (2400–900 гг. до н. э.). Простая конструкция крыши была сделана из коряг (в некоторых фермах также из китовой кости) и покрыта дерном. Практичная и искусно выполненная система водоснабжения и дренажа из крытых каналов орошала и осушала дома. Конюшни также строились из камней и дерна. Коровник всегда имел два сообщающихся помещения: сам сарай для скота с стойлами и большую кормовую камеру. Наружной стене толщиной примерно 1,5 м, сложенной из полевого камня, предшествовала стена толщиной в несколько метров, сделанная из дерна и земли, чтобы изолировать ее от холода. Удивительно, что здесь встречаются единичные каменные глыбы весом до 10 тонн. В наиболее важных фермах были церковь или часовня и баня, похожая на сауна . На многих фермах также были удаленные «Saeters», хижины, которые использовались только в летние месяцы для заготовки сена на отдаленных пастбищах - система, аналогичная системе Maiensäße в Альпах .
Традиционное название вводит в заблуждение тем, что это поселение расположено на западном побережье Гренландии. Однако это объясняется тем, что их расположение в конце Эрикс-фьорда, простирающегося на восток, требовало более длительного пути от берега на восток. Фьорд окружен холмами и характеризуется многочисленными маленькими и крошечными островами. В защищенных местах внутри фьорда летом пышно цветет субарктическая растительность. Климат по-прежнему самый мягкий в Гренландии и сегодня.
Восточное поселение является старейшим поселением Грюнлендар, состоящим из 192 ферм и расположенным в защищенном месте в конце Эриксфьорда длиной около 100 км. Это восходит непосредственно к основанию Эриком Рыжим. Плодородные почвы и богатые пастбища сделали возможным животноводство. Норвежский священник Ивар Бардасон примерно в середине XIV века сообщил, что даже яблоки созревают в благоприятные годы. [13]
Восточное поселение включает в себя крупнейшие и богатейшие фермы Гренландии.
Крутой склон (Кассиарсук)
[ редактировать ]Ферма Эрика Братталид (Brattahlid) была самой важной в восточном поселении; он был раскопан в 1930-х годах. В обширном комплексе с несколькими соединенными между собой жилыми зданиями был зал длиной 80 футов, служивший центральной гостиной и конференц-залом. В двух конюшнях размещалось значительное поголовье, состоящее в общей сложности из 50 коров. Размеры ящиков и находок костей позволяют предположить, что крупный рогатый скот с высотой плеч около 1,20 м был намного меньше современного крупного рогатого скота. Сохранились фундаменты нескольких складов и хозяйственных построек, а также кузницы.
На этом месте, немного отделенном от основного комплекса, находилась церковь Братталид с земляными стенами, от которой сегодня остались лишь редкие остатки (несколько лет назад на этом месте была проведена реконструкция), а также то, что сейчас известно как церковь, построенная Теодхильд подает заявку. Вокруг церкви было раскопано кладбище, на котором находились 144 скелета, из которых 24 были детьми, 65 мужчин, 39 женщин и 16 взрослых, пол которых не удалось определить. Около половины мужчин (некоторые из них ростом выше 1,80 м) были в возрасте от 40 до 60 лет. У многих из них были явные признаки артрита и сильно изношенные зубы. На кладбище находится братская могила с останками 13 человек. На этих скелетах, как и на некоторых других, видны следы ударов мечом и топором, что позволяет предположить, что военные конфликты не были редкостью.
- Реконструированная часовня Братталид
- Могила (могила Ингеборг) на Братталиде
Сады
[ редактировать ]Гардар (сегодня Игалику ) расположен на плодородной равнине между Эрикс-фьордом и Эйнар-фьордом и был епископальной кафедрой Гренландии. Самая крупная сельскохозяйственная собственность - еще до Братталида - принадлежала церкви. Руины собора Гардар , посвященного Святому Николаю . [14] от которого осталось немного больше, чем стены фундамента, на момент завершения строительства в начале 13 века он имел длину 27 м и ширину в крестовом хоре, включая боковые часовни, 16 м. В нем были окна из зеленоватого стекла и колокольня с бронзовыми колоколами, которые представляли собой особо ценный импортный товар.
К югу от церкви, соединенный плиточной дорожкой, располагался большой комплекс зданий из нескольких комнат и зала размером 16,75×7,75 м, служивший архиерейской резиденцией. На ферме был колодец и две большие конюшни (большая из которых имела длину 60 м), вмещавшие 100 коров, а также несколько складов и хозяйственных построек. Сюда также входила кузница, где были обнаружены следы болотного железа . К собственности примыкала гавань с навесами для лодок прямо на Эйнарс-фьорде. Всего комплекс включает около 40 больших и меньших зданий, и одно это доказывает выдающееся положение, которое Гардар занимал в обществе викингов Гренландии.
- Рунный камень из Гардара
Хвалси (Красный)
[ редактировать ]Церковь Хвалси на сегодняшний день является наиболее хорошо сохранившимся зданием Грёнлендингара. Простой прямоугольный интерьер церкви был построен около 1300 года на пологом склоне недалеко от берега фьорда. Как это обычно бывает со старыми церквями, он ориентирован с востока на запад. Стены толщиной около 1,5 м искусно сложены из практически необработанного натурального камня. Глину также могли использовать в качестве строительного раствора. Есть свидетельства того, что наружные стены изначально были побелены. Церковь имеет низкий дверной проем с прямоугольным окном над ним на западном фасаде и окно большего размера с романской аркой на восточном фасаде. Еще одна дверь и два прорезных окна находятся в южной стене. Оконные ниши расширяются внутрь в форме воронки — конструкция, которая также известна по ранним церквям на Британских островах. Высота фронтонов около 5 метров. За исключением нескольких стенных ниш, внутри церкви не видно никаких декоративных элементов. Бывшая глинистая почва теперь покрыта дерном. Крыша, которая больше не сохранилась, изначально была сделана из дерева и дерна. Внешний вид соответствует церквям в Фарерские , Оркнейские и Шетландские острова. Поскольку церковные здания в Исландии и Норвегии обычно были деревянными, это могло быть признаком регулярных контактов между колонией и Британскими островами. Церковь была местом последнего зарегистрированного события в Гренландии. 14 сентября 1408 года там состоялась пышная свадьба. Гости приехали из Исландии в 1408 году и вернулись в 1410 году.
Из окружающих дворов сохранились лишь редкие остатки жилых построек, конюшен, складов и амбаров; некоторые из них еще не исследованы археологически.
- Руины церкви Хвалси
Западное поселение
[ редактировать ]Западное поселение расположено примерно в 500 км к северу от восточного поселения в районе нынешней столицы Нуук, в менее благоприятном климатическом отношении. Оно было меньше по размеру и более скромно оборудовано и включало около 90 ферм недалеко от сегодняшнего поселения Каписиллит .
Ферма под песком
[ редактировать ]С 1991 по 1996 год Датский полярный центр в сотрудничестве с Университетом Альберты исследовал «Сад под песком или ферму под песком» в Западном поселении, датируемый периодом между 1000 и 1400 годами нашей эры. Результаты раскопок дали важную информацию об архитектуре и строительстве жилого дома викингов, а также о продовольственном снабжении жителей.
Поле раскопок расположено на холме в конце Люсуфьорда, примерно в 80 км к востоку от Нуука. Прямоугольный жилой дом размером 12×5 м был построен полностью из торфяных дернов , уложенных друг на друга под углом ок. 45° и образовали стены толщиной 1,9 м. Крыша была сделана из деревянных стропил (вероятно, коряг) и покрыта плетнем и мазком с длинными кусками торфа. В середине дома располагался длинный камин (Лангельд) с сиденьями в двух боковых проходах. Зона приготовления пищи с отдельным камином (Малельдр) находилась на северной стороне. [15]
Как можно заключить по раскопанным отходам, в рационе жителей присутствовали как дикие животные (рыбы, птицы и млекопитающие), так и домашние животные. Основной пищевой рыбой был арктический голец ( Salvelinus alpinus ), за ним следовали треска ( Gadus morhua ) и мойва ( Mallotus villosus ). Найденные и идентифицированные кости птиц происходят преимущественно от куропатки ( Lagopus muta ) и в меньшей степени от кряквы ( Anas platyrhynchos ) и гаги ( Somateria mollissima ). Важными пищевыми животными фауны млекопитающих были тюлени и северные олени. Раскопанные останки племенных животных происходят - примерно в равных пропорциях - в основном от овец и коз, а также от лошадей. [16] Также были найдены кости домашнего скота. По зубам можно было определить, что коровы дожили до относительно преклонного возраста и поэтому использовались больше для производства молока, чем для производства мяса. Проведенные сравнительные измерения показывают, что одомашненные животные были довольно маленькими и сильными. [17]
Образцы земли доказали, что викинги использовали подсечно-огневое земледелие для обработки территории и сжигали березовые кусты, которые изначально росли там, чтобы создать пастбища. [18]
Таким образом, результаты раскопок к настоящему времени позволяют сделать вывод, что условия жизни были значительно менее благоприятными, чем на восточном поселении.
Северные охотничьи угодья (Norðrsetur)
[ редактировать ]Северный охотничий угодье играл важную роль в снабжении продовольствием и заготовке экспортных товаров. Вероятно, он находился на 70° широты в районе современной бухты Диско. К северу от Полярного круга нет известных постоянных поселений викингов, но письменные источники свидетельствуют о ежегодных охотничьих экспедициях в летние месяцы. Эти предприятия служили для обеспечения необходимых поставок мяса в качестве пищевой добавки, а также для закупки моржовой кости, нарвала зубов , меха тюленя и белого медведя , гагачьего пуха, рогов овцебыка и рога карибу . До Норсетура можно было добраться на гребных лодках за 30 дней от западного поселения и за 50 дней от восточного поселения.
В этой области, возможно, также происходили встречи с инуитами культуры Туле. Еще в 2500 г. до н.э. Поселения и охотничьи угодья эскимосских культур зафиксированы в заливе Диско (Сермермиут).
Есть также явные свидетельства периодических экспедиций даже дальше на север. были обнаружены три пирамиды из камней В 1824 году на острове Кингитторсуак на 73° широты . В один из них был вставлен двенадцатисантиметровый рунический камень, известный как Рунный камень Кингитторсуак , датируемый началом XIV века, на котором названа дата 25 апреля (год не указан) и трое участников такой охотничьей экспедиции.
Образ жизни, торговля, экономика и снабжение продовольствием
[ редактировать ]- Поселенческая структура Какортока
- Расчетная структура Игалику
- Поплавок для рыболовной сети
- Фрагменты бытовых приборов (резьба как хозяйские знаки)
- Могильные и рунические камни
Условия жизни, должно быть, были аналогичны тем, что были в Исландии. [19] Из 24 детских скелетов в церкви Тьодхильдс в Братталиде 15 принадлежали младенцам, одному ребенку было три года, одному - семь лет и четверым - от одиннадцати до двенадцати лет. Такой же величины была детская смертность в Исландии в 1850 году, даже если принять во внимание, что не всех умерших новорожденных хоронили в церкви. Небольшое количество умерших детей старшего возраста свидетельствует о хороших условиях жизни. И при этом никакие инфекционные заболевания, судя по всему, не распространились в больших масштабах. Из 53 мужчин вне братской могилы 23 были в возрасте от 30 до 50 лет. Из 39 женщин их было всего три, и только одна стала старше. Есть также несколько человек из группы, чей возраст старше 20 лет определить не удалось. Средний рост мужчин составлял 171 см, немало — 184–185 см, а женщин — 156 см; это выше, чем в среднем по Дании примерно в 1900 году. У всех были хорошие зубы, хотя и значительно изношенные, и не было кариеса. Наиболее распространенное заболевание, обнаруженное в скелетах, было тяжелым. Подагра в спине и бедрах. Некоторые из них были настолько кривыми и жесткими в суставах, что их нельзя было положить для захоронения. Однако подагра была широко распространена в Скандинавии в эпоху викингов . Другие заболевания сегодня уже невозможно диагностировать. Обычай захоронения был перенят также из Норвегии и Исландии: на севере церкви преобладают женские скелеты, а на юге - мужские. Чем больше расстояние от церкви, тем поверхностнее захоронение, что позволяет предположить, что расстояние могилы от церкви зависело от социального статуса умершего.
Экономика Гренландии базировалась в основном на трех столпах: животноводстве, охоте и ловле животных, которые давали пищу, и торговле товарами в различных пропорциях. [20] Из-за больших пастбищ, необходимых для разведения скота, фермы были сильно отделены друг от друга и фактически были самодостаточными.
В норвежском учебнике Konungs skuggsjá («Королевское зеркало») в 13 веке сообщается, что гренландские фермеры питались в основном мясом, молоком (Skyr, кисломолочным продуктом, похожим на наш творог), маслом и сыром. Археолог Томас Макговерн из Городского университета Нью-Йорка использовал груды мусора для изучения рациона скандинавских гренландцев. Он обнаружил, что мясная диета в среднем состояла из 20 процентов говядины, 20 процентов козлятины и баранины, 45 процентов мяса тюленя, 10 процентов карибу и 5 процентов другого мяса, при этом доля карибу и мяса тюленей была значительно выше в бедных западных странах. поселение было, чем в восточном поселении. [21] Судя по всему, жители также регулярно ловили рыбу; ведь на поселениях были найдены поплавки и грузила от рыболовных сетей.
Находки ручных мельниц на некоторых фермах восточного поселения позволяют предположить, что зерно также в небольшой степени выращивалось в излюбленных местах. Но, вероятно, в основном это было импортировано. Konungs skuggsjá сообщает, что только самые могущественные бондены (имеющие фермы в лучших местах) выращивали немного зерна для собственных нужд.
Важным источником витаминов был «Кван» ( Анжелика ), который был завезен в Гренландию поселенцами и до сих пор можно найти там в садах. Стебли и корни можно приготовить как салат или овощ.
Постоянная нехватка древесины оказалась проблемой. На рубеже тысячелетий в Гренландии росли только небольшие карликовые березы и карликовые ивы , и их использование в качестве древесины было ограничено. Коряги, выброшенные на берег Гольфстримом, были низкого качества. Таким образом, пиломатериалы были важным (и дорогим) импортным товаром.
Другими важными статьями импорта были железные орудия и оружие. Во времена викингов в Гренландии не было известных месторождений руды. И без того не очень производительная выплавка железной руды быстро достигла предела из-за отсутствия подходящего топлива (древесного угля), так что поселения почти полностью зависели от импорта. Пример показывает, насколько острой была нехватка железа: при раскопках на Западном городище в 1930-е годы был найден боевой топор. Он был смоделирован до мельчайших деталей на основе железного топора, но сделан из китовой кости. [22]
Помимо сушки, вяление единственным способом сохранить мясо было . Для этого требовалась соль, которую тоже приходилось импортировать.
В поселении также имелся ряд экспортных товаров, которые были очень популярны в остальной Европе:
Белые кречеты Гренландии были очень востребованным экспортным товаром и добирались до арабских стран по сложным торговым путям. Еще более высоко ценился бивень нарвала, который при европейских королевских и княжеских дворах считался способным нейтрализовать яд. Предполагалось, что похожий на улитку, скрученный и заостренный рог произошел от легендарного единорога .
Как отдельные фермеры, так и группы фермеров организовывали летние поездки в более северную часть залива Диско, где они охотились на моржей, нарвалов и белых медведей ради их шкур, шкур и слоновой кости. Помимо использования в производстве одежды и обуви, эти ресурсы также служили формой валюты, а также обеспечивали наиболее важные экспортные товары. [20] Из моржовых шкур изготавливали прочные и долговечные корабельные канаты.
Поселения Гренландии вели торговлю с Европой слоновой костью из моржовых клыков , а также экспортировали веревки, овец, тюленей, шерсть и шкуры крупного рогатого скота (согласно одному сообщению XIII века). [23]
Встречи с инуитами
[ редактировать ]- Гренландцы сражаются с инуитами
- Гренландцы совершили набег на летний лагерь инуитов
- Грёнлендар из современного убийства инуитов и его ребенка
- Грёнлендар из современного Юлианахааба празднуют смерть инуита.
- Инуиты преследуют гренландцев
- Соседние инуиты готовятся к битве с поселенцами современного Джулианхааба.
- Смерть последних гренландцев современного Джулианахааба.
И археологические находки, и письменные свидетельства свидетельствуют о том, что между эскимосскими культурами и скандинавами имели место встречи. Были ли эти встречи регулярными торговыми отношениями или просто случайными, возможно, военными контактами, остается спорным. Устные предания инуитов, зафиксированные в письменной форме только в XVIII и XIX веках, сообщают о нескольких военных конфликтах. Скандинавские реликвии, особенно железные предметы, несколько раз обнаруживались в археологических памятниках инуитов. Неизвестно, были ли они получены путем мирного обмена или грабежа.
В « Саге об Эрике Рыжем» (Eiríks saga rauða) рассказывается о битве, в которой исландец Торфинн Карлсефни сражался со скрёлингарами, и в которой двое людей Карлсефни и четыре инуита были убиты. В исландском Gottskálks Annalar записано за 1379 год, что Скрёлингар совершил набег на Грёнлендар, убил 18 человек и поработил двух слуг. Однако подлинность и точность этого источника подвергаются сомнению некоторыми историками. [24] и Джаред Даймонд , и Йенс Мельгаард предупреждают, что на самом деле это может описывать нападение, произошедшее между норвежцами и саамами в Северной Европе , или нападение европейских пиратов на исландское побережье, если предположить, что такое нападение действительно произошло. [25] приписывают инуитам Церковный документ описывает нападение 1418 года, которое современные ученые , однако историк Джек Форбс сказал, что это предполагаемое нападение на самом деле относится к нападению русско-карельских войск на норвежских поселенцев в северной Норвегии , которая была известна в местном масштабе как «Гренландия». «и современные учёные ошибочно принимают его за американскую Гренландию . Археологические данные не выявили какого-либо насилия со стороны инуитов против норвежских поселенцев. [26]
Скандинавский отказ
[ редактировать ]В отличие от норвежских поселений в Исландии, которые продолжают существовать и даже сегодня формируют национальную идентичность, норвежские поселения в Гренландии были заброшены где-то между 1350 и 1500 годами и не образуют никакой исторической преемственности с современным датским присутствием . Упадок поселений и их контактов с Исландией и материковой частью Скандинавии, по-видимому, был медленным процессом, имеющим многоуровневые причины.
Гренландский авианосец ( Groenlands Knorr ) периодически совершал рейсы по Гренландии до 1369 года, когда он затонул и, по-видимому, не был заменен. [27]
Где-то между 1350 и 1400 годами западное поселение Гренландии было заброшено. [28] Ивар Бардарсон (Ивар Бардарсон), священник из Норвегии, в 1350 году переплыл из восточного поселения в западное, но не нашел там никого из живущих. Он подозревал, что скрелинги захватили поселение и убили всех жителей. В результате король Швеции и Норвегии Магнус Эрикссон в 1355 году отправил шведско-норвежскую экспедицию через Северное море в западную Гренландию, чтобы помочь осажденным поселенцам. Капитан Пол Кнутсон достиг западного поселения, но не нашел ни одного норвежца.
Последнее зарегистрированное норвежское торговое судно достигло Гренландии в 1406 году. Капитан Торстейн Олафссон (Торстейн Олафссон) пробыл в Гренландии несколько лет и женился на Сигрид Бьярнардоттир (Сигрид Бьорнсдоттир) в церкви Хвалси в 1408 году. Этот отчет в «Новом Аннале» является последним очевидные письменные свидетельства людей, бывавших в Гренландии. Позже в различных Анналарах появляются сообщения о наблюдениях за людьми в Гренландии (см. переведенные источники). После этого никаких контактов с остальной Европой в плане источников найти невозможно. Были ли они на самом деле отломаны, сомнительно, учитывая археологические находки.
Датский картограф Клавдий Клав, судя по всему, посетил Гренландию в 1420 году, согласно документам, написанным Николасом Германусом и Хенриком Мартеллом, которые имели доступ к оригинальным картографическим заметкам и карте Клавуса. В конце 20-го века датские ученые Аксель Антон Бьёрнбо и Карл С. Петерсен нашли две математические рукописи, содержащие вторую диаграмму карты Клавдия Клавуса из его путешествия в Гренландию (где он сам нанес на карту эту территорию). [29]
Более того, есть некоторые предположения о гораздо более поздних незарегистрированных путешествиях из Европы в Гренландию, возможно, уже в 1480-х годах. [30]
В 1534 году исландский епископ Огмундур Палссон из Скалхолта утверждал, что видел людей и загоны для овец на западном побережье. В муниципальных архивах Гамбурга хранится современный отчет, в котором рассказывается о путешествии кравила из города Ганзейского союза в Гренландию. Капитан Герд Местемакер достиг западного побережья в 1541 году, но там «не смог добраться ни до кого живого».
Европейский корабль, приземлившийся в бывшем Восточном поселении в 1540-х годах, якобы обнаружил там труп норвежца. [31] это может быть последним упоминанием норвежца из поселения. [32] Исландский мореплаватель Джон Гринландер, посетивший Гренландию около 1540 года, описал мертвого норвежского гренландца как:
- «Мертвец лежал лицом вниз на земле. На его голове был хорошо сшитый капюшон, а в остальном хорошая одежда из фризовой ткани и тюленьей кожи. Рядом с ним лежал нож в ножнах, погнутый, сильно изношенный и изъеденный». [33]
Сообщается, что это был последний раз, когда кто-либо из европейцев утверждал, что видел кого-либо из норвежских гренландцев мертвым или живым. [33]
В 1585 году английский исследователь Джон Дэвис прошел через Гренландию в поисках Северо-Западного прохода и вступил в контакт с инуитами недалеко от нынешнего Нуука , но не нашел живых европейцев. Китобойные суда , время от времени проходившие мимо в XVI и XVII веках, также не сообщали о каких-либо признаках присутствия потомков исландской колонии. В 1605–1607 годах датско-норвежский король Дании Кристиан IV профинансировал три экспедиции для выяснения судьбы колонистов, но поселений они снова не нашли.
Существуют различные, иногда противоречивые теории упадка Грэнлендара. С сегодняшней точки зрения вполне вероятно, что имело место сочетание различных неблагоприятных факторов, взаимодействие которых дестабилизировало общество того времени до такой степени, что после XV века его выживание уже не было гарантировано.
Политические причины
[ редактировать ]- Культура народа Туле инуитов , возникшая на Аляске около 900 г. н.э., с 1000 г. распространилась на восток вдоль арктического побережья, заменив более старую и отсталую более позднюю культуру Дорсета . Эскимосы, живущие на крайнем севере Гренландии, также пострадали или были перемещены в результате этого развития после 1100 года. В последующие столетия носители культуры Туле также открыли ранее необитаемые побережья Гренландии. Примерно с 15 века все арктическое побережье можно считать обитаемым. Встречи Грэнлендара с эскимосскими культурами несомненны. Конфликты также документированы, но степень и тип отношений с инуитами являются спорными. Не исключено, что инуиты захватили приходящие в упадок поселения и убили жителей. По крайней мере, это предполагается для западного поселения, но больше не считается единственной причиной отказа от восточного поселения.
- Ухудшение торговых отношений лишило поселение поставок жизненно важного сырья, особенно древесины и железа. Гренландцы не смогли восполнить этот пробел собственными кораблями из-за отсутствия подходящих материалов для судостроения. Этот тезис уже подвергался сомнению в 1950-х годах, когда обсуждалось Ганзейского союза . вмешательство [35] Совсем недавно археолог Нильс Линнеруп также опроверг это: обычаи погребения были похожи на те, что существовали в Исландии вплоть до 15 века. А Йетте Арнеборг отмечает, что мода на одежду следовала моде остальной Северной Европы до конца заселения, что исключает полную изоляцию.
- Было также высказано мнение, что пиратство , а именно со стороны братьев Виктуал , привело к убийству последних поселенцев и разграблению ферм. При этом приводилось папское письмо 1448 года и другие довольно сомнительные источники. Существуют исторические свидетельства того, что братья Виталиены напали и ограбили богатый и хорошо защищенный город Берген в 1429 году; набег на Гренландию был бы менее рискованным, но и менее выгодным. Однако письменных свидетельств о такой компании нет. Сегодня этот подход больше не развивается.
- Временно был также выдвинут тезис о том, что поселенцы выжили и смешались с инуитами ( Фридтьофом Нансеном ). Однако эта теория теперь опровергнута генетическим анализом.
- Снижение стоимости слоновой кости в Европе (из-за притока слоновой кости русских моржей и африканских слонов) [36] возможно, вынудили скандинавских охотников чрезмерно истреблять популяцию моржей и поставить под угрозу их собственное выживание. [37]
Ухудшение условий жизни
[ редактировать ]- Начиная с 15 века, климатические условия резко ухудшились. Между 1400 и 1850 годами был так называемый « малый ледниковый период », когда температура в Гренландии была примерно на 0,5–1 °C ниже, чем сегодня. [38] Понятно, что столь резкое понижение температуры имело губительные последствия для земледельческого общества, всегда находившегося на пределе климатических возможностей существования. Частые неурожаи и постоянный голод, возможно, постепенно привели к исчезновению колонии. Пола Норлунда Показательны в этом отношении находки на кладбище Херьюльфснес. Скелеты, датируемые концом 14 - началом 15 веков, значительно меньше, чем более старые находки, обнаруженные на кладбище Братталид. Мужчины редко бывают выше 1,60 м, женщины в среднем от 1,40 до 1,50 м. Заметно большое количество детских захоронений свидетельствует о высоком уровне детской смертности. Большинство скелетов имеют дефекты, такие как искривление позвоночника или сужение таза; часто наблюдаются рахитические симптомы. Однако антрополог Нильс Линнеруп отвергает теорию вымирания из-за недостаточного питания за отсутствием достаточных доказательств. [39] Археолог Йорген Мельдгаард обнаружил в западном поселении остатки хорошо укомплектованной кладовой и оборудования, которые не указывают на недоедание. [40]
- Утверждается, что свою роль сыграло распространение моли Eurois occulta , хотя доказательства найдены только на усадьбе Анавика в Западном городище. [41] [42]
- Географ Джаред Даймонд утверждает, что эрозия почвы, вызванная чрезмерным выпасом скота, нехватка сырья, такого как железо и древесина, война с инуитами и консервативное отношение народа Грэнлендар не позволили им перенять методы инуитов (например, гарпуны), а также произошло изменение климата. [25] Вполне возможно, что низинные земли южных фьордов были покрыты высоким кустарником и окружены холмами, покрытыми травой и кустарником (как в настоящее время долина Киннгуа ) во время первоначального выхода на берег в 980-х годах, но это еще не установлено. [43] Если предположение верно, то норвежцы, вероятно, расчистили ландшафт, вырубив деревья, чтобы использовать их в качестве строительного материала и топлива, а также позволив своим овцам и козам пастись там как летом, так и зимой. Любая возникшая в результате эрозия почвы могла стать важным фактором гибели колоний, поскольку земля была лишена своего естественного покрова. Например, стоматологический анализ овикапридов (овец/коз) из западного поселения также предполагает чрезмерный выпас скота. [44]
- Недавнее исследование (2022 г.) видит основную причину не в холоде, а в усиливающейся засухе, из-за которой домашний скот больше не может быть адекватно прокормлен, а основной источник пищи оказался под угрозой. Об этом свидетельствуют керны отложений с поселений, а также остатки оросительных каналов. [45] Недостаток воды хорошо сочетается с чрезмерным выпасом скота, постулируемым Даймондом, поскольку из-за него площади пастбищ становятся меньше и менее продуктивными.
- С 1402 по 1404 год Черная смерть впервые поразила Исландию и убила там примерно половину населения – но нет никаких свидетельств того, что она достигла Гренландии. [46] Очередная эпидемия чумы Тронхейм свирепствовала в Бергене в 1359 году и в Исландии между 1408 и 1414 годами. Поскольку торговля с Гренландией велась исключительно через Берген и и существовал постоянный контакт с Исландией, датско-норвежский историк Людвиг Хольберг пришел к выводу, что чума дошла и до Гренландии. и тем самым способствовал упадку колонии. Братская могила была найдена недалеко от Нарсарсуака; Однако до сих пор неясно, можно ли считать это убедительным доказательством эпидемии. В любом случае, необходимые условия для распространения эпидемии чумы, вероятно, отсутствовали.
Эмиграция
[ редактировать ]- Некоторые исследователи также рассматривают возможность (массовой) эмиграции в Америку. На данный момент никаких доказательств этого нет. Но археологические данные свидетельствуют о том, что особого «гренландского» группового чувства не было, поэтому сейчас наиболее вероятной считается постепенная обратная миграция.
- Археологические раскопки датских ученых (2013 г.) показали, что народ Грюнлендар хорошо адаптировался к ухудшающемуся климату, переключившись на ловлю тюленей. Тюлени составляли до 80% их рациона. Стада крупного рогатого скота были заменены более экономными козами и овцами. Оставление поселений было вызвано несколькими факторами: Отказ от традиционного образа жизни в пользу инуитов ослабил самобытность поселенцев. Зубы моржа и шкуры тюленей уже почти не пользовались спросом; В результате на остров почти не приходили торговые суда с остро необходимыми лесом и железными инструментами. Многие молодые и сильные жители покинули Гренландию до тех пор, пока поселения не были окончательно заброшены, видимо, в плановом порядке. Черная смерть и исход из сельских районов привели к сильному обезлюживанию значительной части Исландии и Норвегии, так что эмигрантам стало доступно достаточно земель для поселений лучшего качества. [47] Арнеборг также предполагает, что ухудшение климатических и экономических условий вынудит их мигрировать в Исландию или Скандинавию. [48]
История открытия и исследований
[ редактировать ]Первым вещественным свидетельством существования исландских поселений в Гренландии - помимо известных письменных свидетельств - вероятно, является находка английского капитана Джона Дэвиса, нашедшего в восточном поселении в 1586 году надгробие с христианским крестом. Дальнейшая могила и скелет последовали открытия китобоев.
Однако память о «белокурых мужчинах» в Гренландии никогда не угасала. В XVI и XVII веках предпринимались вялые попытки установить связь с колонией, в частности, привлечь Грюнлендаров, которые, как считалось, отступили, «в лоно церкви». В Дании и Норвегии распространилась история о том, что Грэнлендингар больше не мог печь воинов из-за нехватки зерна и теперь предположительно поклонялся ткани, которой было покрыто последнее войско. Эти попытки провалились прежде всего потому, что поселения искали на восточном побережье Гренландии в ложной интерпретации названия Эйстрибиггд.
Когда об этом услышал пастор Ганс Эгеде , приехавший с Лофотенских островов, он решил миссионерствовать среди христианских поселенцев, которые, как он думал, отпали от веры. Летом 1721 года, стоя на якоре в Годтаабе, нынешнем Нууке, он обнаружил остатки западного поселения, но не идентифицировал их как таковые, но ни одного живого европейца. Тем не менее, он остался в Гренландии и вместо этого начал обращать в свою веру инуитов. Но систематические археологические исследования начались только после поездки Густава Фредерика Холма в Юлианехаб в 1880 году и исследований Даниэля Брюнса на том же месте в 1903 году. Именно Хольм, открыв Амассалик на восточном побережье во время своей женской экспедиции на лодке в 1884 году, окончательно доказал, что Эйстрибиггд там невозможно найти. [49]
В 1921 году датское правительство направило в Гренландию археологическую экспедицию под руководством Пола Норлунда. Он раскопал кладбище на ферме Херьюльфснес и нашел прекрасно сохранившиеся предметы одежды, которые сейчас являются частью Национального музея в Копенгагене (реконструкция в Нуукском музее). Ему также приписывают первые научные раскопки в Братталиде и Гардаре, а также в Санднессе в Западном поселении.
С 1940 года Лейф Вербек проводил обширные раскопки в Ватнахверфи в Восточном поселении.
В рамках Скандинавской археологической экспедиции 1970-х годов проводились различные взаимосвязанные исследования по истории Гренландии – как Грэнлендарской, так и эскимосской культур.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хики, Рэймонд (24 апреля 2013 г.). Справочник языкового контакта . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-44869-4 .
- ^ Как немцы в поселениях Исландии, так и в древнейшей истории .
- ^ Немецкая версия в гренландских и фарерских рассказах.
- ^ напечатано в источниках IX и XI веков по истории Гамбургской церкви и Империи . Латынь и немецкий. Дармштадт 1978.
- ^ Адам III, 54.
- ^ Адам III, 37.
- ^ напечатано в «Источниках IX и XI веков по истории Гамбургской церкви и Рейха» . Латынь и немецкий. Дармштадт 1978.
- ^ Вита Анскари 13.
- ^ Вита Анскари 23.
- ^ Книга исландцев, гл. 6.
- ^ Перейти обратно: а б «Судьба гренландских викингов - Архив журнала «Археология»» . archive.archaeology.org . Проверено 02 января 2024 г.
- ^ Н. Линнеруп, в Fitzhugh & Ward 2000,
- ^ Пол Херрманн: 7 закончилось и 8 ушло - Приключение ранних открытий. Хоффманн и Кампе, Гамбург, 1952, ISBN 3-499-16646-1, стр.293.
- ^ Ларсон, Лоуренс М. (1919). «Церковь в Северной Америке (Гренландии) в средние века» . Католический исторический обзор . 5 (2/3): 175–194. ISSN 0008-8080 . JSTOR 25011635 .
- ^ Могенс Скаанинг Хёгсберг: Преемственность и изменения: жилища гренландских норвежцев. В: Журнал Северной Атлантики, Том 2: Избранные статьи норвежской Гренландии с конференции Хвалси , 2008 г., стр. 82–101
- ^ Миккель-Хольгер С. Синдинг, Йетте Арнеборг и др.: Древняя ДНК раскрывает правду о спорных образцах гренландско-скандинавского меха GUS: бизон был лошадью, а овцебык и медведи были козами. В: Журнал археологической науки, том 53, январь 2015 г., стр. 297–303
- ^ Инге Бёдкер Энгхофф: Охота, рыбалка и животноводство на ферме под песком, Западная Гренландия: археозоологический анализ скандинавской фермы в западном поселении. Датский полярный центр, Копенгаген, 2003 г., ISBN 978-8790369590.
- ^ Мартин Б. Хебсгаард, М. Томас П. Гилберт, Джетт Арнеборг и др.: Ферма под песком - археологический пример древней «грязной» ДНК. В: Античность 83 (320), июнь 2009 г., с. 1–15
- ^ Пол Херрманн: 7 закончилось и 8 ушло - Приключение ранних открытий. Хоффманн и Кампе, Гамбург, 1952, ISBN 3-499-16646-1, стр.293.
- ^ Перейти обратно: а б Груневельд, Эмма. «Гренландия эпохи викингов» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 02 января 2024 г.
- ^ TH McGovern: Кости, здания и границы: палеоэкономические подходы к норвежской Гренландии. в: К.Д. Моррис и Дж. Рэкхэм (редактор): Скандинавские и более поздние поселения и средства существования в Северной Атлантике. Издательство Университета Глазго, 1992, стр. 157–186.
- ^ Пол Норлунд: Поселения викингов в Гренландии. Их происхождение и судьба. Эрнст Кебич Лейпциг 1937, с. 52, рис. 41.
- ^ Груневельд, Эмма (3 апреля 2018 г.). «Гренландия эпохи викингов» . Всемирная история . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ Хансен и Медлгаард 1991 , с. 18: «Последний епископ Гренландии умер в 1378 году, и в следующем году священник в Исландии отметил в исландских анналах: «Скрелинги совершили набег на гренландцев [скандинавов], убив 18 человек и взяв в рабство двух мальчиков». был проинформирован, что язычники напали и разрушили большинство церквей и взяли многих жителей в плен. Однако подлинность папского послания подвергается сомнению...».
- ^ Перейти обратно: а б Даймонд, Дж. (2005). Свернуть: как общества решают потерпеть неудачу или добиться успеха. Великобритания: Викинг Пресс. п. 217 222
- ^ Форбс 2010 , с. 162 «Писатели часто цитируют папскую буллу 1448 года, в которой указывается, что примерно за тридцать лет до этого «язычники» напали на поселенцев Гренландии, разрушили церкви и захватили жителей. Впоследствии некоторые из последних смогли вернуться и восстановиться. Однако это Эта история, вероятно, относится к нападению карело-финно-российских войск на норвежских поселенцев в северной Норвегии («Гренландии»), а не на американскую Гренландию, согласно Кристиану Келлеру, археология не смогла подтвердить насилие инуитов против поселенцев.64».
- ^ Гвин Джонс, «Викинги», Folio Society, Лондон, 1997, стр.292.
- ^ Леджер, Пол М. «Норвежский Ланднам и его влияние на растительность Ватнахверфи, Восточное поселение, Гренландия» . Исследовательские ворота . Мемориальный университет Ньюфаундленда. стр. 52–54 . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ Оригиналы в Hofbibliothek в Вене. Гренландец в Норвегии с визитом; он также упоминается в норвежском дипломе Педера Грёнлендигера 1426 года. Расшифровка оригинала письма: Diplomatarium Norvegicum XIII стр.70 Дата: 12 февраля 1426 г. Место: Нидарос.
- ^ Сивер 1996 , с. 205 : ссылка на моряков в Бергене в 1484 году, посетивших Гренландию (Сивер предполагает, что они могли быть англичанами); с.229ff: археологические свидетельства контактов с Европой в конце XV века.
- ^ Маккензи Браун, Дейл (28 февраля 2000 г.). «Судьба гренландских викингов» . Археологический архив . Археологический институт Америки . Проверено 13 июня 2018 г.
Один [...] [человек] был найден лежащим лицом вниз на пляже фьорда в 1540-х годах группой исландских мореплавателей, которые, как и многие моряки до них, сбились с курса на пути в Исландию и застряли в Гренландии. Единственный норвежец, которого они встретили во время своего пребывания, он умер там, где упал, одетый в капюшон, домотканую шерсть и тюленьи шкуры. Рядом лежал его нож, «погнутый, сильно изношенный и изъеденный».
- ^ Джонс, Тристан (1 апреля 2014 г.). Лед! . Открытые дорожные медиа. стр. 102–. ISBN 978-1-4976-0357-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Синиш, Р. (2019). Норвежцы в Северной Атлантике. США: Книги Гамильтона. п. 76
- ^ Зибольд, Джим (2015). «Карта Скалхолта (№ 431.6)» (PDF) . http://www.myoldmaps.com/renaissance-maps-1490-1800/4316-skalholt-map/4316-skalholt-map.pdf
- ^ Пол Херрманн: 7 закончилось и 8 ушло - Приключение ранних открытий. Хоффманн и Кампе, Гамбург, 1952, ISBN 3-499-16646-1, стр.303-304.
- ^ Сивер, Кирстен А. (1 июля 2009 г.). «Желательные зубы: средневековая торговля арктической и африканской слоновой костью» . Журнал глобальной истории . 4 (2): 271–292. дои : 10.1017/S1740022809003155 . S2CID 153720935 .
- ^ Ким, Аллен (7 января 2020 г.). «Викинги исчезли из Гренландии из-за чрезмерной охоты на моржей, как показывают исследования» . CNN . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Д. Даль-Йенсен, К. Мозегор, Н. Гундеструп и др.: Прошлые температуры непосредственно с ледникового щита Гренландии. в: Наука 282, №. 5387, 1998, стр. 268–271.
- ^ Нильс Линнеруп: Гренландские норвежцы: биолого-антропологическое исследование, 1989
- ^ JPHHansen, Йорген Мельдгаард и Йорген Нордквист: Qilakitsoq. Гренландские мумии XV века. 1985 год
- ^ Иверсен, Дж. (1934). Торфогеологические исследования в Гренландии. Meddelelser fra Geologiske Foreningen 8: 342-358
- ^ Иверсен, Дж. (1954). Происхождение флоры западной Гренландии в свете пыльцевого анализа. Ойкос 4: 85-103
- ^ «Лесные насаждения в Гренландском дендрарии» . 18 октября 2013 г.
- ^ Ингрид Мейнленд: Пастбища потеряны? Исследование овикаприновой диеты и лечения с помощью стоматологического микроножа в норвежской Гренландии. В: Журнал археологической науки 33, 2006, стр. 238–252
- ↑ Надя Подбрегар: Викинги: изгнаны засухой?, в: scinexx.de, 24 марта 2022 г., по состоянию на 1 января 2024 г.; ссылка на: Массачусетский университет в Амхерсте, Science Advances, 2022 г.
- ^ «Что больше всего известно о Черной смерти в Исландии?» .
- ^ Гюнтер Штокингер: Когда слезы потекли. Анализ костей показывает, как викинги в Гренландии адаптировались к холоду в Средние века: скотоводы стали охотниками на тюленей. Почему они покинули свою колонию? В: Der Spiegel 2, 2013, стр. 104 и далее, https://www.spiegel.de/forschung/als-die-tranfunzeln-erloschen-a-8a1d2758-0002-0001-0000-000090438230 .
- ^ Арнеборг, Йетте (2015). «Норвежская Гренландия: исследование заброшенности» . Средневековая археология в Скандинавии и за ее пределами . стр. 257–271. «В конечном итоге норвежские гренландцы стали жертвой как серьезных экологических, так и глобальных экономических изменений, и наиболее очевидным ответом на упадок лет была бы эмиграция. С середины четырнадцатого века и Исландия, и Норвегия сильно страдали от нескольких болезней, которые существенно сократили население и оставили фермы заброшенными (например, Оррман, 1997).
- ^ Хайке Браукмюллер: Гренландия - вчера и сегодня. Путь Гренландии к деколонизации. Винер, Эмс 1990, ISBN 3-88761-043-1, стр. 201.
Библиография
- Книга поселений (Landnámabók) , Книга поселений в Исландии, родом из 11 века, самая старая из сохранившихся версий 13 века, английский перевод здесь . Немецкий: Расчетная книга . В: Поселение Исландии и древнейшая история . перевод Вальтера Бетке. Дюссельдорф, 1967 год.
- Сага об Эрике Рыжем (Eiríks saga rauða) , самая ранняя версия, записанная в Хауксбоке XIV века, в английском переводе проекта Гутенберга здесь: [1] . Немецкий: Истории гренландцев . В: Гренландские и фарерские истории. перевод Феликса Ниднера. Дюссельдорф, 1965 год.
- Гренландская сага (Grænlendinga saga) , самая ранняя версия, сохранившаяся в исландском языке Flateyjarbók конца 14 века. Немецкий: Истории гренландцев . в: Гренландские и фарерские истории. перевод Феликса Ниднера. Дюссельдорф, 1965 год.
- Царское зеркало (Konungs skuggsjá) , лат. Speculum Regale , созданный во второй половине 13 века в кругу норвежского короля Хокона . Deutsch: Der Königsspiegel. Konungsskuggsjá. перевод Рудольфа Мейснера. Галле/Заале, 1944 г.
- Ивар Бардасон: Хроника Грёнланда (13-й Ярхундерт). в: Карл Кристиан Рафн : Grønlands historiske Mindesmarker. 3 тома 1838–1845 гг. фоторепринт 1976 года.
- Густав Шторм: Исландские анналы до 1578 года . Христиания 1888. переиздание Осло 1977, ISBN 82-7061-192-1.
Вторичная литература
- Даймонд, Джаред (2005). Свернуть: как общества решают потерпеть неудачу или добиться успеха . Викинг. ISBN 978-0-14-303655-5 .
- Пол Нёрлунд : Поселения викингов в Гренландии – их происхождение и судьба. Издательство Курта Кабича, Лейпциг, 1937 г.
- Викинги. Книги Time-Life, Амстердам, ISBN 90-5390-521-9.
- История мореплавания - Викинги. Книги Time-Life, Амстердам, ISBN 3-86047-033-7.
- Пол Херрманн: 7 закончилось и 8 ушло - Приключение ранних открытий. Хоффманн и Кампе, Гамбург, 1952, ISBN 3-499-16646-1.
- Грета Аутен Блом: Торговля Гренландии. В: Лексикон истории культуры северного средневековья. Копенгаген 1960, Гд. 5, СП. 519–523.
- Кристен Лейф Вебек : Колонизация Гренландии . В: Лексикон истории культуры северного средневековья. Копенгаген 1963, Gd. 8, СП. 650–658.
- Кнуд Дж. Крог: Гренландия Эрика Рыжего. Национальный музей, Копенгаген, 1967 год.
- Бертил Альмгрен среди других: Викинги - история, культура и открытия. Хейер, Эссен, 1968 год.
- Рудольф Пёртнер : Сага о викингах. Droemersche Verlagsanstalt, Мюнхен, 1974, ISBN 3-426-00337-6.
- Харальд Штайнерт: Тысяча лет Нового Света. DVA, Штутгарт 1982, ISBN 3-421-06113-0.
- С.Э. Альбретсен: Гренландия . В: Реальный лексикон германской древности . Том 13, Берлин, 1999, стр. 63–71.
- Йетте Арнеборг: Северная жизнь в Гренландии . В: Эльзе Россдал (Ред.): Повседневная жизнь в средневековье Дании. Издательство Орхусского университета, 2004, ISBN 87-7934-106-3.
- Нильс Линнеруп: Жизнь и смерть в норвежской Гренландии. В: Викинги – Североатлантическая сага . Вашингтон 2000, ISBN 1-56098-995-5.
- Кирстен А. Сивер : «Пигмеи» Крайнего Севера. В: Журнал всемирной истории 19, Heft 1, 2008, S. 63–87.
- Эли Кинтиш: Потерянный норвежец. У археологов есть новый ответ на загадку норвежцев Геренланда, которые процветали на протяжении веков, а затем исчезли . В: Наука , Том. 354, № 6313 (11 ноября 2016), С. 696–701 ( Online ).