Крушение B-52 на авиабазе Туле в 1968 году.
![]() B-52G, похожий на тот, что разбился на авиабазе Туле. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 21 января 1968 г. |
Краткое содержание | Пожар в полете, приведший к катапультированию экипажа |
Сайт | 7,5 миль (12,1 км) к западу от авиабазы Туле (ранее Питуффик ), Гренландия 76 ° 31'40 "N 69 ° 16'55" W / 76,52778 ° N 69,28194 ° W [1] |
Самолет | |
Тип самолета | Б-52Г Стратофортресс |
Оператор | бомбардировочное крыло 380-е стратегическое Стратегического авиационного командования ВВС США |
Регистрация | 58-0188 |
Начало рейса | База ВВС Платтсбург |
Остановка в пути | Баффин Бэй ( режим ожидания ) |
Место назначения | База ВВС Платтсбург [2] |
Экипаж | 7 |
Погибшие | 1 |
Травмы | 0 |
Выжившие | 6 (все, кроме одного члена экипажа) |
авиакатастрофа, иногда известная как « Дело Туле» или «Авария Туле» ( / ˈ t uː l i / ; датский : Thuleulykken ), с участием ВВС США (USAF). бомбардировщика B-52 произошла 21 января 1968 года возле авиабазы Туле на датской территории Гренландии . Самолет нес четыре термоядерные бомбы B28FI во время Холодной войны миссии по тревоге времен Баффиновым над заливом , когда пожар в кабине вынудил экипаж покинуть самолет, прежде чем они смогли совершить аварийную посадку на авиабазе Туле . Шесть членов экипажа благополучно катапультировались, но один, у которого не было катапультируемого кресла, погиб при попытке спастись. Бомбардировщик упал на морской лед в бухте Норт-Стар . [а] Гренландия, в результате чего находившиеся на борту обычные взрывчатые вещества взорвались, а ядерная полезная нагрузка разорвалась и рассеялась, что привело к радиоактивному загрязнению территории.
Соединенные Штаты и Дания начали интенсивную операцию по очистке и восстановлению, но вторичную стадию одного из ядерных боеголовок не удалось объяснить после завершения операции. ВВС США Операции Стратегического авиационного командования «Хромовый купол» были прекращены сразу после аварии, что подчеркнуло безопасность и политические риски миссий. Были пересмотрены процедуры безопасности и разработаны более стабильные взрывчатые вещества для использования в ядерном оружии.
В 1995 году в Дании разразился политический скандал после того, как в докладе выяснилось, что правительство дало молчаливое разрешение на размещение ядерного оружия в Гренландии в нарушение политики Дании в отношении безъядерной зоны 1957 года . Рабочие, участвовавшие в программе очистки, боролись за компенсацию за радиационные заболевания, которые они пережили в годы после аварии.
Миссия Thule Monitor
[ редактировать ]
В 1960 году ВВС США Стратегическое авиационное командование (SAC) начало операцию «Хромовый купол» — программу воздушного оповещения времен Холодной войны , разработанную генералом Томасом С. Пауэром с ядерным вооружением для переброски бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress к границам Советского Союза. Полеты были запланированы так, чтобы двенадцать бомбардировщиков постоянно находились в воздухе. [3] [4] Эти бомбардировщики обеспечили САК наступательные возможности в случае советского первого удара . [5] [4] Начиная с 1961 года бомбардировщики B-52 также тайно летали в рамках миссии «Hard Head» (или «Миссии Thule Monitor») над авиабазой Туле. Целью «Hard Head» было обеспечение постоянного визуального наблюдения за стратегически важной системой раннего предупреждения о баллистических ракетах (BMEWS), которая обеспечивала раннее предупреждение о запусках советских ракет. [6] Это гарантировало, что в случае разрыва связи между Командованием воздушно-космической обороны Северной Америки и базой экипаж самолета сможет определить, произошло ли прерывание в результате фактической атаки или просто технического сбоя. [4] [7] [б] Миссия по наблюдению началась, когда назначенный самолет достиг маршрутной точки в 75 ° 0'с.ш. 67 ° 30' з.д. / 75 000 ° с.ш. 67 500 ° з.д. восьмерки в Баффиновом заливе и вошел в зону ожидания в форме над авиабазой на высоте 35 000 футов (11 000 м). [6]
В 1966 году министр обороны США Роберт Макнамара предложил прекратить полеты «Хромового купола», поскольку система BMEWS была полностью работоспособна, бомбардировщики были упразднены из-за ракет и можно было экономить 123 миллиона долларов (1,16 миллиарда долларов по состоянию на 2024 год). SAC и Объединенный комитет начальников штабов выступили против этого плана, поэтому был достигнут компромисс, согласно которому меньшие силы из четырех бомбардировщиков будут находиться в боевой готовности каждый день. Несмотря на сокращение программы и риски, выявленные катастрофой Palomares B-52 в 1966 году , SAC продолжала выделять один из самолетов для наблюдения за авиабазой Туле. Это задание было выполнено без ведома гражданских властей Соединенных Штатов, у которых, по мнению SAC, не было « необходимости знать » о конкретных оперативных моментах. [8]
Сломанная стрела
[ редактировать ]21 января 1968 года самолет B-52G Stratofortress, серийный номер 58-0188, с позывным "HOBO 28". [9] из 380-го стратегического бомбардировочного крыла на базе ВВС Платтсбург в Нью-Йорке была поручена миссия «Hard Head» над Туле и близлежащим Баффиновым заливом . [10] Экипаж бомбардировщика состоял из пяти штатных членов экипажа, в том числе капитана Джона Хауга, командира самолета; Радарный штурман майор Фрэнк Хопкинс; и офицер радиоэлектронной борьбы капитан Ричард Маркс. Также на борту находился запасной штурман (капитан Кертис Р. Крисс). [11] ) и обязательный третий пилот (майор Альфред Д'Амарио). [12]
Перед взлетом Д'Амарио положил три покрытые тканью пенопластовые подушки на вентиляционное отверстие под сиденьем штурмана-инструктора в кормовой части нижней палубы. Вскоре после взлета под сиденье положили еще одну подушку. Полет прошел без происшествий до плановой дозаправки в воздухе от стратотанкера KC-135 , которую пришлось проводить вручную из-за ошибки автопилота B-52G. Примерно через час после дозаправки, когда самолет кружил над назначенным районом, капитан Хауг приказал второму пилоту Свитенко отдохнуть. Его место занял запасной пилот Д'Амарио. обогревателя Экипаж чувствовал себя некомфортно из-за холода, хотя реостат был включен, поэтому Д'Амарио открыл выпускной клапан двигателя , чтобы втянуть в обогреватель дополнительный горячий воздух из коллектора двигателя. [6] Из-за неисправности отопителя воздух практически не остывал на пути от коллектора двигателя к каналам отопления кабины. В течение следующих получаса температура в каюте стала невыносимо высокой. [13] и сложенные подушки загорелись. [14] После того, как один из членов экипажа сообщил о запахе горящей резины, они начали искать огонь. Штурман дважды обыскал нижний отсек, прежде чем обнаружил огонь за металлическим ящиком. [9] Он попытался потушить его двумя огнетушителями, но не смог его потушить. [9] [15]

В 15:22 по восточному времени, примерно через шесть часов полета и в 90 милях (140 км) к югу от авиабазы Туле, Хауг объявил чрезвычайную ситуацию. Он сообщил авиадиспетчерской службе Туле , что на его борту произошел пожар, и запросил разрешение на экстренную посадку на авиабазе. [16] В течение пяти минут огнетушители самолета были исчерпаны, электричество было отключено, а дым заполнил кабину до такой степени, что пилоты не могли читать свои приборы. [10] [17] Когда ситуация ухудшилась, капитан понял, что не сможет посадить самолет, и приказал экипажу приготовиться покинуть его. Они ждали сообщения от Д'Амарио о том, что они находятся над землей, и когда он подтвердил, что самолет находился прямо над огнями авиабазы Туле, четверо членов экипажа катапультировались, а вскоре после этого последовали Хауг и Д'Амарио. Второй пилот Леонард Свитенко, который отказался от катапультного кресла, когда его сменил запасной пилот, получил смертельную травму головы при попытке спастись через один из нижних люков. [15] [18] [19]
Беспилотный самолет сначала продолжил движение на север, затем повернул налево на 180 ° и врезался в морской лед в заливе Норт-Стар под относительно небольшим углом в 20 градусов - примерно в 7,5 милях (12,1 км) к западу от авиабазы Туле - в 15:39 по восточному стандартному времени. [с] Четыре обычных фугасных (фугасных) компонента мощностью по 1,1 мегатонны. [20] Термоядерные бомбы B28FI детонировали при ударе, распространяя радиоактивный материал на большой площади, подобно грязной бомбе . [21] «Слабые звенья» в конструкции оружия гарантировали, что ядерный взрыв не произойдет. Чрезвычайная жара, возникшая в результате сгорания 225 000 фунтов (102 т) реактивного топлива в течение пяти-шести часов после крушения, растопила ледяной покров, в результате чего обломки и боеприпасы упали на дно океана . [ нужна ссылка ]

Хауг и Д'Амарио спрыгнули с парашютом на территорию авиабазы и связались с командиром базы с разницей в десять минут. Они сообщили ему, что по крайней мере шесть членов экипажа успешно катапультировались и что на борту самолета было четыре ядерных боеголовки. [11] Для проведения поисково-спасательных работ оставшихся членов экипажа был привлечен недежурный персонал. Из-за экстремальных погодных условий, арктической тьмы и несудоходных льдов база в основном полагалась на представителя Туле Королевского департамента торговли Гренландии Министерства Гренландии Йенса Зинглерсена, который организовал и провел поиск с использованием местных упряжек на собачьих упряжках. [22] Трое выживших приземлились в пределах 1,5 миль (2,4 км) от базы и были спасены в течение двух часов. [23] [24] За свои первоначальные действия и последующие заслуги Зинглерсен был награжден медалью ВВС за выдающуюся гражданскую службу 26 февраля 1968 года из рук посла США К. Э. Уайта. [11] Старший наводчик-сержант Кэлвин Снапп, который катапультировался первым, приземлился в 6 милях (9,7 км) от базы - он оставался потерянным на льдине в течение 21 часа и перенес переохлаждение при температуре -23 ° F (-31 ° C). [11] но он выжил, завернувшись в парашют. [11] [24]
Сразу после этого аэрофотосъемка места крушения показала только шесть двигателей, шину и небольшие обломки на почерневшей поверхности льда. [25] Авария получила обозначение « Сломанная стрела» или авария с применением ядерного оружия, но не представляющая риска войны. [26] [27]
Проект Крестед Айс
[ редактировать ]
Возникший в результате взрыв и пожар уничтожили многие компоненты, которые были разбросаны на площади 1,6 на 4,8 км. [28] Части бомбового отсека были обнаружены в 2 милях (3,2 км) к северу от места удара, что указывает на то, что самолет начал разваливаться еще до удара. [29] [30] Лед был разрушен в точке удара, временно обнажив участок морской воды диаметром примерно 160 футов (50 м); льдины в этом районе были разбросаны, перевернуты и смещены. [31] К югу от зоны удара было видно почерневшее пятно размером 400 футов (120 м) на 2200 футов (670 м) там, где сгорело топливо самолета - эта область была сильно загрязнена авиационным топливом JP-4 и радиоактивными элементами. [31] в их число входили плутоний , уран , америций и тритий . [32] [33] [34] Уровни плутония достигают 380 мг/м. 2 были зарегистрированы на территории. [21]
Нуклид | Период полураспада | Тип излучения |
---|---|---|
Уран-238 | 4,5 миллиарда лет | Альфа |
Уран-235 | 700 миллионов лет | Альфа |
Уран-234 | 250 000 лет | Альфа |
Плутоний-239 | 24 000 лет | Альфа |
Америций-241 | 430 лет | Альфа/ Гамма |
Плутоний-240 | 6600 лет | Альфа |
Плутоний-241 | 14 лет | Бета |
Тритий | 12 лет | Бета |
Американские и датские официальные лица немедленно запустили «Проект Крестед Айс» (неофициально известный как «Доктор Фризлав»). [д] [35] ), операция по очистке для удаления мусора и предотвращения ущерба окружающей среде. [36] Несмотря на холодную и темную арктическую зиму, существовала серьезная необходимость завершить операцию по очистке до того, как весной морской лед растает и в море попадет еще больше загрязняющих веществ. [37]

Погодные условия на объекте были экстремальными; средняя температура составляла -40 ° F (-40 ° C), иногда опускаясь до -76 ° F (-60 ° C). Эти температуры сопровождались ветром скоростью до 89 миль в час (40 м/с). Оборудование часто выходило из строя, а батареи работали на холоде меньше времени; операторы модифицировали свои научные инструменты, чтобы аккумуляторные блоки можно было носить под пальто, чтобы продлить срок службы батарей. [38] Операция проводилась в арктической темноте до 14 февраля, когда постепенно начал появляться солнечный свет. [36] [39]
Базовый лагерь (названный «Лагерь Хунцикер»). [40] после Ричарда Овертона Хунцикера , генерала ВВС США, руководившего операцией), на месте крушения был создан; он включал в себя вертолетную площадку, иглу, генераторы и средства связи. «Нулевая линия», очерчивающая зону размером 1 милю (1,6 км) на 3 мили (4,8 км), в которой можно было измерить загрязнение альфа-частицами, была установлена к 25 января, через четыре дня после крушения. [41] Впоследствии линия использовалась для контроля дезактивации персонала и транспортных средств. ледяная дорога От этого места к Туле была построена . За этим последовала вторая, более прямая дорога, чтобы лед на первой дороге не утомлялся от чрезмерного использования. [42] Позже лагерь включал в себя большое сборное здание, два здания на лыжах, несколько хижин, трейлер для дезактивации и туалет. [43] Эти объекты позволили круглосуточно работать на месте крушения. [43]

ВВС США работали с датскими учеными-ядерщиками над рассмотрением вариантов очистки. Разлитое топливо на почерневшей территории было сильно загрязнено, что вызывает опасения, что, когда летом растает лед, радиоактивное топливо будет плавать в море и впоследствии загрязнит берег. Поэтому датчане настояли на удалении зачерненной области, чтобы избежать такой возможности. [44] Датчане также потребовали, чтобы ядерный материал не оставлялся в Гренландии после завершения операции по очистке, поэтому потребовали от генерала Хунцикера вывезти загрязненный лед и обломки в Соединенные Штаты для утилизации. [45] [46] Персонал ВВС США использовал грейдеры для сбора загрязненного снега и льда, которые были загружены в деревянные ящики на месте крушения. Ящики были перевезены в зону хранения возле авиабазы Туле, известную как «Резервуарный парк». [47] Там загрязненный материал загружался в стальные резервуары перед погрузкой на корабли. [48] Обломки оружия были отправлены на завод Pantex в Техасе для оценки. [17] и танки были отправлены в Саванну-Ривер в Южной Каролине . [49] По словам генерала Хунцикера, с места аварии было вывезено 93 процента загрязненных материалов. [50]
В 1987–88 годах и снова в 2000 году в датской прессе появились сообщения о том, что одна из бомб не была обнаружена. [51] В САК заявили, что во время аварии все четыре бомбы были уничтожены. В 2008 году BBC опубликовала статью, основанную на изучении частично рассекреченных документов, полученных несколькими годами ранее на основании Закона США о свободе информации . Документы, судя по всему, подтверждают, что через несколько недель после происшествия следователи поняли, что можно объяснить только три вида оружия. [52] В одном из рассекреченных документов, датированном январем 1968 года, подробно описан почерневший участок льда, который вновь замерз с линиями кожуха от оружейного парашюта: «Предположите, что что-то растаяло сквозь лед, например, горение первичного или вторичного парашюта». [52] [и] В отчете за июль 1968 года говорится: «Анализ извлеченных вторичных компонентов, проведенный AEC, показывает извлечение 85 процентов урана и 94 процентов по весу трех вторичных компонентов. Никакие части четвертого вторичного компонента не были идентифицированы». [53]
BBC выследила нескольких чиновников, причастных к ликвидации последствий аварии. Одним из них был Уильям Х. Чемберс, бывший разработчик ядерного оружия в Национальной лаборатории Лос-Аламоса . Чемберс возглавлял группу, занимавшуюся ядерными авариями, включая аварию в Туле. Он объяснил логику решения прекратить поиски: «Было разочарование в том, что можно было бы назвать неспособностью вернуть все компоненты... кому-либо еще было бы очень трудно вернуть секретные предметы, если бы мы не смогли найти их." [52]

В августе 1968 года военные США направили на базу мини-подводную лодку Star III для поиска обломков оружия, особенно делящегося ядра вторичного урана-235. [54] Гораздо более масштабная операция в Паломаресе у берегов Испании двумя годами ранее привела к возвращению утраченного ядерного оружия из Средиземного моря ; Бомба B28FI была потеряна на 80 дней после столкновения в воздухе между B-52, выполнявшим миссию «Хромовый купол», и его самолетом-заправщиком KC-135 Stratotanker . [55] Кристенсен утверждает, что цель подводного поиска в Туле была очевидна для датских властей, в отличие от других сообщений, в которых предполагалось, что его истинная цель была от них скрыта. [56] Однако на более низких уровнях погружения были окружены некоторой конфиденциальностью. В одном документе от июля 1968 года говорится: «Тот факт, что эта операция включает в себя поиск объекта или недостающей части оружия, следует рассматривать как конфиденциальный NOFORN ». [52] это означает, что информация не должна была разглашаться гражданам, не являющимся гражданами США. Он продолжает: «Для обсуждения с датчанами эту операцию следует называть обследованием, повторным обследованием дна под точкой удара». [52] Дальнейшие указания на поиск очевидны в промежуточном отчете Комиссии по атомной энергии США за сентябрь 1968 года , в котором говорилось: «Было также высказано предположение, что пропавший без вести <отредактировано> , учитывая его баллистические характеристики, возможно, остановился за пределами наблюдалась концентрация тяжелых обломков». [57] Это обсуждение было отсылкой к безуспешным поискам уранового баллона одного из вторичных блоков. [58]
Подводные поиски столкнулись с техническими проблемами и в конечном итоге были прекращены. Схемы и примечания, включенные в рассекреченные документы, ясно показывают, что невозможно было обыскать всю территорию, где разбросаны обломки катастрофы. четыре резервуара для бомб, один почти неповрежденный вторичный На морском льду были обнаружены и части, равные двум вторичным; части, равные одной вторичной, не учитывались. [59] В ходе обыска также были обнаружены обтекатель оружейного кабеля , полярная шапка и секция баллистического корпуса боеголовки размером один на три фута. [60]
ВВС США контролировали загрязнение воздуха, беря мазки из носа персонала на месте. Из 9837 взятых мазков из носа в 335 образцах был обнаружен обнаруживаемый уровень активности альфа-частиц, хотя ни один из них не превышал допустимого уровня. Также был проведен анализ мочи , но ни в одном из 756 образцов не было выявлено какого-либо обнаруживаемого уровня плутония. [61]
К моменту завершения операции 700 специалистов из обеих стран и более 70 правительственных учреждений США работали в течение девяти месяцев над очисткой этого места. [35] часто без соответствующей защитной одежды или мер дезактивации. В общей сложности более 550 000 галлонов США (2100 м3). 3 ) загрязненной жидкости, а также тридцать резервуаров с разными материалами, часть которых была загрязнена, были собраны на нефтебазе. [62] Проект Crested Ice завершился 13 сентября 1968 года, когда последний танк был погружен на корабль, направлявшийся в Соединенные Штаты. [47] Стоимость операции оценивается в 9,4 миллиона долларов (82,4 миллиона долларов по состоянию на 2024 год). [36]
Последствия
[ редактировать ]Операция «Хромированный купол»
[ редактировать ]Авария вызвала споры в то время и в последующие годы. Он подчеркнул риски, которые авиабаза Туле представляет для жителей Гренландии из-за ядерных аварий и потенциальных конфликтов между сверхдержавами. [63] Авария, произошедшая через два года после крушения Паломареса, ознаменовала немедленное завершение программы воздушного оповещения, которая стала несостоятельной из-за связанных с этим политических и оперативных рисков. [64] Скотт Саган , ученый-политолог и антиядерный писатель, предположил, что, если бы самолет наблюдения HOBO 28 врезался в систему раннего предупреждения BMEWS, а не в Баффиновую бухту, это представило бы НОРАД сценарий (радиосвязь с "Hard Head" оба самолета и BMEWS погибли, ядерный взрыв не обнаружен), что также соответствует внезапному ракетному нападению на Туле с применением обычных вооружений, в результате чего ненадежный подводный телекоммуникационный кабель между Туле и материковой частью США остается единственным источником информации об обратном. [65] [66] Линия спутниковой связи была установлена в 1974 году. [67]
По данным Гринписа , Соединенные Штаты и СССР были достаточно обеспокоены такими авариями, как катастрофа B-52 в Голдсборо в 1961 году , катастрофа B-52 в Паломаресе в 1966 году и авария в Туле, что они согласились принять меры, чтобы гарантировать, что в будущем не произойдет ядерная авария. привести другую сторону к неправильному выводу о том, что первый удар уже начался. [68] Следовательно, 30 сентября 1971 года две сверхдержавы подписали «Соглашение о мерах по снижению риска ядерной войны». Каждая сторона согласилась немедленно уведомить другую в случае случайного, несанкционированного или необъяснимого инцидента с применением ядерного оружия, который может увеличить риск ядерной войны. [69] Для любых коммуникаций они договорились использовать горячую линию Москва-Вашингтон , которая была модернизирована в то же время. [70] [71]
К апрелю 1964 года количество бомбардировочных миссий по боевой готовности сократилось, поскольку американская стратегия отдавала предпочтение беспилотной доставке с помощью межконтинентальных баллистических ракет . [72]
Безопасность оружия
[ редактировать ]После аварий в Паломаресе и Туле — единственных случаях, когда обычные взрывчатые вещества ядерных бомб США случайно взорвались и разбросали ядерные материалы. [ ненадежный источник? ] [73] — следователи пришли к выводу, что бризантное взрывчатое вещество (ВВ), используемое в ядерном оружии, не было достаточно химически стабильным , чтобы противостоять силам, возникшим в результате авиационной катастрофы. Они также установили, что электрические цепи предохранительных устройств оружия стали ненадежными при пожаре и допускали короткое замыкание в соединениях . Эти результаты послужили толчком для исследования учеными в Соединенных Штатах более безопасных обычных взрывчатых веществ и огнестойких корпусов для ядерного оружия. [74]
Ливерморская национальная лаборатория Лоуренса разработала « Тест Сьюзен », в котором используется специальный снаряд, конструкция которого имитирует авиационную катастрофу путем сдавливания и зажимания взрывчатого материала между его металлическими поверхностями. [74] Испытательный снаряд запускается в контролируемых условиях по твердой поверхности для измерения реакции и порогов воздействия различных взрывчатых веществ. К 1979 году Национальная лаборатория Лос-Аламоса разработала новый, более безопасный тип взрывчатого вещества, названный нечувствительным бризантным взрывчатым веществом (IHE), для использования в ядерном оружии США; [75] [76] Физик и конструктор ядерного оружия Рэй Киддер предположил, что оружие, участвовавшее в авариях в Паломаресе и Туле, вероятно, не взорвалось бы, если бы IHE был доступен в то время. [77]
Политический скандал «Тулегейт»
[ редактировать ]Политика Дании в отношении создания безъядерной зоны зародилась в 1957 году, когда коалиционное правительство накануне парижского саммита НАТО приняло решение не накапливать ядерное оружие на своей территории в мирное время. [78] [79] Таким образом, присутствие бомбардировщика в воздушном пространстве Гренландии в 1968 году вызвало у общественности подозрения и обвинения в нарушении этой политики. [80] [81] [82] Характер миссий «Hard Head» был скрыт во время аварии; [83] вместо этого правительства Дании и США заявили, что бомбардировщик не выполнял обычный полет над Гренландией и что он направился туда из-за разовой чрезвычайной ситуации. [82] [84] Документы США, рассекреченные в 1990-е годы, противоречили позиции правительства Дании. [85] [86] и поэтому привел к политическому скандалу 1995 года, который пресса окрестила «Тулегейтом». [82]
Парламент Дании заказал доклад Датскому институту международных отношений (DUPI) [ф] определить историю ядерных полетов Соединенных Штатов над Гренландией и роль авиабазы Туле в этом отношении. Когда двухтомный труд был опубликован 17 января 1997 г. [87] он подтвердил, что полеты ядерного оружия над Гренландией повторялись, но что Соединенные Штаты действовали добросовестно. В отчете премьер-министр Дании Х.К. Хансен обвиняется в намеренном внесении двусмысленности в датско-американское соглашение о безопасности: его не спрашивали об официальной ядерной политике Дании, и он не упоминал об официальной ядерной политике Дании во время встречи с послом США в 1957 году для обсуждения авиабазы Туле. . Хансен продолжил дискуссию печально известным письмом, в котором указывалось, что вопрос о «поставках боеприпасов специального вида» в ходе дискуссии не поднимался, но что ему больше нечего добавить. [88] При этом, говорится в докладе, он молчаливо дал Соединенным Штатам добро на хранение ядерного оружия в Туле. [89]
В докладе также подтверждается, что Соединенные Штаты хранили ядерное оружие в Гренландии до 1965 года, что противоречит заверениям министра иностранных дел Дании Нильса Хельвега Петерсена о том, что это оружие находилось в воздушном пространстве Гренландии, но никогда не на земле. [82] [89] В отчете DUPI также раскрываются подробности проекта «Ледяной червь» , до сих пор секретного плана армии США по хранению до 600 ядерных ракет под ледяной шапкой Гренландии . [90]
Требования о компенсации работникам
[ редактировать ]
Датские рабочие, участвовавшие в операции по очистке, заявили, что из-за воздействия радиации у них возникли долгосрочные проблемы со здоровьем. Хотя они и не работали в лагере Хунцикер, датчане работали на нефтебазе, где собирали загрязненный лед, в порту, из которого вывозился загрязненный мусор, а также обслуживали транспортные средства, использованные при очистке. Также возможно, что они подверглись воздействию радиации в местной атмосфере. [91] Многие из рабочих, опрошенных в годы после проекта Crested Ice, сообщили о проблемах со здоровьем. Исследование 1995 года выявило 410 случаев смерти от рака из выборки в 1500 рабочих. [92]
В 1986 году премьер-министр Дании Пол Шлютер поручил провести радиологическое обследование выживших рабочих. 11 месяцев спустя Датский институт клинической эпидемиологии пришел к выводу, что случаи рака были на 40 процентов выше среди работников проекта Crested Ice, чем среди работников, которые посещали базу до и после операции. Институт эпидемиологии рака обнаружил, что уровень заболеваемости раком среди рабочих на 50 процентов выше, чем среди населения в целом, но не смог прийти к выводу, что в этом виновато радиационное воздействие. [93]
В 1987 году почти 200 бывших уборщиков подали в суд на США. Акция не увенчалась успехом, но привела к обнародованию сотен секретных документов. Документы показали, что персонал ВВС США, участвовавший в очистке, впоследствии не подвергался контролю на предмет проблем со здоровьем, несмотря на вероятность большего воздействия радиации, чем датчане. [93] С тех пор Соединенные Штаты стали инициировать регулярные проверки своих работников. [94] В 1995 году датское правительство выплатило 1700 работникам компенсацию в размере 50 000 крон каждый. [95]
Состояние здоровья датских рабочих не подвергается регулярному контролю, несмотря на указание Европейского суда датскому правительству начать обследования в 2000 году. [96] и резолюция Европейского парламента от мая 2007 года , предписывающая то же самое. [94] [97] В 2008 году Ассоциация бывших работников Thule подала иск в европейские суды. Заявители утверждали, что невыполнение Дании постановлений привело к задержкам в выявлении их заболеваний, что привело к ухудшению прогнозов. Страна присоединилась к Европейскому сообществу по атомной энергии в 1973 году и поэтому не является юридически связанной Европейским договором в отношении событий 1968 года: «Когда произошла авария, Дания не была государством-членом и поэтому не могла считаться связанной Европейским договором. законодательство Сообщества, действовавшее на тот момент. Обязательства Дании по отношению к работникам и населению, которые могли пострадать в результате аварии, могли вытекать только из национального законодательства». [98]
Правительство Дании отвергло связь между аварией и долгосрочными проблемами со здоровьем. Доктор Кааре Улбак из Датского национального института радиационной защиты сказал: «У нас есть очень хорошие регистры случаев рака и смертности от рака, и мы провели очень тщательное расследование». [96] Рабочие заявили, что отсутствие доказательств связано с отсутствием надлежащего медицинского наблюдения. По состоянию на ноябрь 2008 года дело было безуспешным. [96] В отчете Датского национального совета здравоохранения за 2011 год установлено, что «общая доза радиации для типичных лиц в районе Туле из-за загрязнения плутонием в результате аварии в Туле в 1968 году ниже рекомендуемого контрольного уровня даже в экстремальных условиях и ситуациях». [99]
Научные исследования
[ редактировать ]Радиоактивное загрязнение произошло, в частности, в морской среде. Делящийся материал в оружии состоял в основном из урана-235 , а радиоактивный мусор состоит как минимум из двух разных «источников». [г] Научный мониторинг объекта проводился периодически экспедициями в 1968, 1970, 1974, 1979, 1984, 1991, 1997 и 2003 годах. [100] [101]
Международная экспедиция 1997 года, состоящая в основном из датских и финских ученых, провела комплексную программу отбора проб отложений в заливе Норт-Стар. [102] Основные выводы заключались в следующем: плутоний не перешел из загрязненных осадков в поверхностные воды шельфового моря; обломки погребены на большой глубине в отложениях в результате биологической активности; Перенос плутония в бентосную биоту низок. Другие исследования показывают, что уран выщелачивается из загрязненных частиц быстрее, чем плутоний и америций. [103] Исследования, проведенные в 2003 году, пришли к выводу: «Плутоний в морской среде Туле представляет незначительный риск для человека. Большая часть плутония остается на морском дне под проливом Байлот вдали от человека в относительно стабильных условиях, а концентрации плутония в морской воде и животных низкие. Однако Загрязнение плутонием поверхности почвы в Нарсаарсуке может представлять собой небольшой риск для людей, посещающих это место, если радиоактивные частицы снова взвешиваются в воздухе, чтобы их можно было вдыхать». [104] [105] В 2003, 2007 и 2008 годах первые образцы на суше были взяты Национальной лабораторией Рисё — результаты были опубликованы в 2011 году. [106] [107] [108]
Литературный обзор рассекреченных документов
[ редактировать ]В репортаже BBC News в 2008 году на основе рассекреченных документов и интервью с участниками инцидента было подтверждено, что бомба была утеряна. [109] [110] Министерство иностранных дел Дании проверило 348 документов, которые BBC получила в 2001 году в соответствии с Законом о свободе информации. В январе 2009 года министр иностранных дел Пер Стиг Мёллер (DIIS) провести исследование, поручил Датскому институту международных исследований чтобы сравнить 348 документов с 317 документами, опубликованными Министерством энергетики в 1994 году, чтобы определить, содержат ли 348 документов какую-либо новую информацию. о неповрежденном ядерном оружии в Туле. [111] В августе 2009 года DIIS опубликовала отчет, который противоречил утверждениям BBC. [112] В отчете сделан вывод, что пропавшей бомбы не было и что американская подводная операция представляла собой поиск урана -235 в делящейся активной зоне вторичной обмотки. [112] Впервые в отчете была представлена оценка количества плутония, содержащегося в ямах праймериз. [113] [114]
См. также
[ редактировать ]- Список военных ядерных аварий
- Идеалист - датский триллер / драма 2015 года, посвященный искам о компенсации за здоровье.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также известен как Bylot Sound.
- ^ Спутниковая проверка и мониторинг в то время были невозможны.
- ^ Некоторые источники говорят, что Уолстенхолм-фьорд является более точным описанием местности. [15]
- ^ «Доктор Фризлав» — это очевидная игра слов из фильма 1964 года « Доктор Стрейнджлав ».
- ^ «Основное» и «вторичное» относятся к частям оружия .
- ^ Датский институт внешней политики.
- ^ «Источник» — это мера радиоактивного загрязнения, высвободившегося во время аварии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Проект Crested Ice 1969: Авария в Туле , с. 9.
- ^ Проект Crested Ice 1969: Авария в Туле , с. 1.
- ↑ Время 1961 – Смертельная ежедневная дюжина .
- ^ Перейти обратно: а б с Кродди и Вирц 2005 , с. 3.
- ^ Кларк 2006 , стр. 70–73.
- ^ Перейти обратно: а б с Проект Crested Ice 1969: Авария в Туле , с. 5.
- ^ Саган 1995 , стр. 170–176.
- ^ Саган 1995 , стр. 178–180.
- ^ Перейти обратно: а б с Проект Crested Ice 1970: Датская комиссия по атомной энергии , стр. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Крушение B-52 на авиабазе Туле, 1968 г. – USAEC , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дрессер 1970 , стр. 25–26.
- ^ Отчет о происшествии/происшествии ВВС США (Отчет). ВВС США. 21 января 1968 года.
- ^ Эрикссон 2002 , стр. 11.
- ^ Проект Crested Ice 1969: Авария в Туле , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с Проект Crested Ice 1969: Авария в Туле , с. 7.
- ^ Крушение B-52 на авиабазе Туле, 1968 г. - USAEC , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Промежуточный отчет наблюдателей AEC об аварии в Туле, 1968 г.
- ^ Проект Crested Ice 1970: Датская комиссия по атомной энергии , стр. 4.
- ^ Полет бродяги 28 , стр. 2–3.
- ^ Таагхолт и Хансен 2001 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Вантин и Криты 2003 .
- ^ Хунцикер , с. 13.
- ^ Project Crested Ice 1970: Датская комиссия по атомной энергии , стр. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б Проект Crested Ice 1969: Авария в Туле , с. 8.
- ^ Крушение B-52 на авиабазе Туле, 1968 г. - USAEC , с. 2.
- ^ Натонски 2007 , с. 1.
- ^ Проект Crested Ice 1970: Датская комиссия по атомной энергии , стр. 12.
- ^ МакЭлви 1968 , с. 38.
- ^ Проект Crested Ice 1969: Авария в Туле , с. 4.
- ^ Кристенсен 2009 , стр. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Фриструп 1970 , стр. 86.
- ^ Эрикссон 2002 , стр. 28.
- ^ Отчет об оценке дозы 2001 г. , стр. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Национальный совет здравоохранения, 2011 г. , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Ханхимяки и Вестад 2004 , стр. 300–301.
- ^ Перейти обратно: а б с Шварц 1998 , с. 410.
- ^ Проект Crested Ice 1969: Авария в Туле , с. 50.
- ^ МакЭлви 1968 , с. 6.
- ^ Проект Crested Ice 1970: Датская комиссия по атомной энергии , стр. 13.
- ^ МакЭлви 1968 , с. 13,47.
- ^ Broken Arrow 1968 – Туле , с. 5.
- ^ Дрессер 1970 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Broken Arrow 1968 — Туле , с. 3.
- ^ Объединенный комитет по атомной энергии 1968 , стр. 23, 26.
- ^ Объединенный комитет по атомной энергии 1968 , стр. 20.
- ^ Фриструп 1970 , стр. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Эрикссон 2002 , стр. 14.
- ^ Дрессер 1970 , с. 28.
- ^ Проект Crested Ice 1969: Авария в Туле , с. 60.
- ^ Объединенный комитет по атомной энергии 1968 , стр. 19, 29.
- ^ Лейн 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Корера 10 ноября 2008 г. – Тайна потерянной бомбы .
- ^ Ядерная безопасность ВВС США, с. 4
- ^ Кристенсен 2009 , стр. 96.
- ^ Ядерная безопасность ВВС США, 1966 г.
- ^ Кристенсен 2009 , стр. 71.
- ^ Отчет о состоянии Thule за 1968 год , стр. 3.
- ^ Кристенсен 2009 , стр. 94–95.
- ^ Ядерная безопасность ВВС США, 1968 г.
- ^ Отчет о состоянии Thule за 1968 год , стр. 2.
- ^ Отчет об оценке дозы 2001 г. , стр. ЭС-1.
- ^ Отчет о состоянии Thule за 1968 год , стр. 3–4.
- ^ Хёрлин и Риннинг 2005 , стр. 184–188.
- ^ Озеро и стиль 2004 , с. 19.
- ^ Эдвардс и Вайцман 2005 , с. 163.
- ^ Саган 1995 , стр. 181–182.
- ^ Аллен, доктор медицинских наук (октябрь 2006 г.). «Станция слежения Thule: 40 лет, октябрь 1961–2001 гг.». В: Конференция по спутниковым системам связи . ВВС США: 608. Бибкод : 1978coss.conf..608A .
- ^ Май 1989 г. , с. 205.
- ^ Голдблат 2002 , стр. 301–302.
- ^ Блэкер и Даффи 1984 .
- ^ Помрой 2006 , с. 123.
- ^ Глобальная безопасность 2005 – Сломанные стрелы .
- ^ Перейти обратно: а б Зукас и Уолтерс 2002 , стр. 305–307.
- ^ Пламмер и Гринвуд 1998 , с. 1.
- ^ Буш 2004 , стр. 50–51.
- ^ Киддер 1991 , с. 32.
- ^ Орвик 1986 , с. 205.
- ^ Аггер и Вольсгард .
- ^ Кристенсен 2004 .
- ^ Джонс 1986 , с. 176.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кристенсен 1999 .
- ↑ Государственный департамент США (через Nautilus.org), 1968 г.
- ^ Таагольт и Хансен 2001 , стр. 42–43.
- ^ Project Crested Ice 1969: Авария в Туле , стр. 5–6.
- ^ Крушение B-52 в 1968 году - NMCC , с. 3.
- ^ ЛИ 1997 .
- ^ Хансен 1957 .
- ^ Перейти обратно: а б Брук 2000 .
- ^ Таагхолт и Хансен 2001 , с. 40.
- ^ Джуэль, Энгхольм и Шторм 2005 , стр. 5.
- ^ Джуэль, Энгхольм и Шторм 2005 , стр. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Шварц 1998 , с. 411.
- ^ Перейти обратно: а б Малви 2007 .
- ^ Джуэль, Энгхольм и Шторм 2005 , стр. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с Корера 10 ноября 2008 г. – Наследие потерянной бомбы .
- ^ Европейский парламент, 2007 г.
- ^ Европейский парламент, 2004 г.
- ^ Национальный совет здравоохранения, 2011 г. , с. 41.
- ^ Эрикссон 2002 , стр. 15.
- ^ Нильсен и Роос 2006 , с. 5.
- ^ Эрикссон 2002 , стр. 13.
- ^ Эрикссон 2002 , стр. 2.
- ^ Нильсен и Роос 2006 , с. 37.
- ^ Нильсен и др. 2009 , стр. 94.
- ^ Ритцау 13 ноября 2008 г.
- ^ Нильсен 2008 .
- ^ Нильсен и Роос 2011 .
- ^ Корера, Гордон (10 ноября 2008 г.). «Тайна потерянной американской ядерной бомбы» . Новости Би-би-си .
- ^ «США оставили ядерное оружие подо льдом в Гренландии» . «Дейли телеграф» . 11 ноября 2008 г.
- ^ Кроманн 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б Кристенсен 2009 , стр. 121–125.
- ^ Кристенсен 2009 , стр. 54.
- ^ «Grønlandsk atomombe en skrøne» [Атомная бомба Гренландии — мистификация] (на датском языке). Ритцау через TV 2 (Дания) . 31 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 7 августа 2009 года . Проверено 4 августа 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]Книги
- Блэкер, Койт Д.; Даффи, Глория (1984). Международный контроль над вооружениями . Стэнфордская группа по контролю над вооружениями. Издательство Стэнфордского университета. п. 118 . ISBN 0-8047-1211-5 .
- Буш, Натан Э. (2004). Конца не видно . Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-2323-2 .
- Кристенсен, Свенд Оге (2009). Маршальский жезл. Бомбы нет, бомбы не было, бомбу не искали (PDF) . Датский институт международных исследований – DIIS. ISBN 978-87-7605-331-4 . Проверено 17 июня 2011 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Кларк, Ли Бен (2006). Худшие случаи . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-10859-7 .
- Кродди, Эрик; Вирц, Джеймс Дж. (2005). Оружие массового поражения . АВС-КЛИО. ISBN 1-85109-490-3 .
- Гренландия во время холодной войны: политика безопасности Дании и Америки 1945–1968 гг . Перевод Майерса, Генри. Копенгаген: Датский институт международных отношений (DUPI). 17 января 1997 г. ISBN. 87-601-6922-2 . LCCN 97161960 .
- Эдвардс, Пол; Вайцман, Джуди (2005). Политика трудовой жизни . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-927190-9 .
- Фриструп, Бёрге (1970). Ледовые расследования . Университет Копенгагена. ISBN 87-550-0006-1 .
- Гольдблат, Йозеф (2002). Контроль над вооружением . Международный институт исследования проблем мира. Мудрец. ISBN 0-7619-4016-2 .
- Ханхимяки, Юсси М.; Вестад, Одд Арне (2004). Холодная война . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-927280-8 .
- Херлин, Бертель; Риннинг, Стен (2005). Противоракетная оборона: международные, региональные и национальные последствия . Рутледж. ISBN 0-415-36120-6 .
- Джонс, В. Глин (1986). Дания: Современная история . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-7099-1468-7 .
- Лейк, Джон; Стиль, Марк (2004). Подразделения B-52 Stratofortress в боях 1955–73 гг . Издательство Оспри. ISBN 1-84176-607-0 .
- Мэйолл, Джеймс; Навари, Корнелия (1980). Конец послевоенной эпохи . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22698-8 .
- Нильсен, Свен П.; Роос, Пер; Дальгаард, Хеннинг; Олсен, Свенд К.; Йернстрем, Юсси; Эрикссон, Матс (2009). «Экспедиция Туле 2003 г. - Исследования радиоактивного загрязнения и частиц». В Оутоне, Дебора Х.; Кашпаров, Валерий (ред.). Радиоактивные частицы в окружающей среде . Серия НАТО «Наука ради мира и безопасности». Издательство Спрингер. стр. 93–109. дои : 10.1007/978-90-481-2949-2_5 . ISBN 978-90-481-2947-8 . S2CID 128642838 .
- Орвик, Нильс (1986). Полуприсоединение и безопасность Запада . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-7099-1951-4 .
- Проект Crested Ice: совместный датско-американский отчет о крушении возле авиабазы Туле 21 января 1968 года бомбардировщика B-52 с ядерным оружием . Том. 65, п. 2. Датская комиссия по атомной энергии. Февраль 1970 г. ISBN. 87-550-0006-1 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Саган, Скотт Дуглас (1995). Пределы безопасности . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02101-5 .
- Шварц, Стивен И. (1998). Атомный аудит . Издательство Брукингского института. ISBN 0-8157-7774-4 .
- Зукас, Йонас А.; Уолтерс, Уильям П. (2002). Взрывные эффекты и их применение . Спрингер. ISBN 0-387-95558-5 .
Журналы и отчеты
- «Промежуточный отчет наблюдателей AEC об аварии в Туле» (PDF) . Комиссия по атомной энергии США. 26 февраля 1968 года. Архивировано из оригинала (PDF) 18 декабря 2008 года . Проверено 12 ноября 2008 г.
- «Сломанная стрела - Туле» (PDF) . Ядерная безопасность ВВС США . 60 (1). Управление ядерной безопасности ВВС США. Июль – сентябрь 1968 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 ноября 2011 г. . Проверено 1 октября 2013 г.
- Дрессер, полковник DS (январь 1970 г.). «Поддержка хост-базы» (PDF) . Ядерная безопасность ВВС США . Авиабаза Туле. Архивировано из оригинала (PDF) 9 июня 2007 года . Проверено 24 апреля 2009 г.
- Эрикссон, Матс (апрель 2002 г.). Об оружейном плутонии в арктической среде (Туле, Гренландия) (PDF) (доктор философии). Национальная лаборатория Рисё, Роскилле, Дания: Университет Лунда . ISBN 87-550-3007-6 . Рисё–R–1321(EN). Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2009 года . Проверено 17 июня 2011 г.
- Хунцикер, Р.О. (январь – март 1970 г.). «Точка зрения командира» (PDF) . Ядерная безопасность ВВС США . 65 (2): 12–24 . Проверено 3 ноября 2011 г. [ мертвая ссылка ]
- Джуэль, Кнуд; Энгхольм, Герда; Шторм, Ганс (2005). «Регистральное исследование смертности и заболеваемости раком среди работников Thule» (PDF) (на датском языке). Дания: Национальный институт общественного здравоохранения и онкологическое общество. Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 года . Проверено 17 июня 2011 г.
- Киддер, Рэй Э. (апрель 1991 г.). «Безопасность не является препятствием для запрета испытаний» . Бюллетень ученых-атомщиков . 47 (3): 32. Бибкод : 1991БуАтС..47с..32К . дои : 10.1080/00963402.1991.11459959 .
- Нильсен, Свен П.; Роос, Пер (2006). Туле-2003 – Исследование радиоактивного загрязнения . Роскилле: Отдел радиационных исследований, Национальная лаборатория Рисё. ISBN 87-550-3508-6 . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 17 июня 2011 г.
- Нильсен, Свен П. (17 ноября 2008 г.). «Полевой отчет Туле» . Национальная лаборатория Рисё. CVR-номер. DK 30 06 09 46. Архивировано из оригинала 9 апреля 2009 года . Проверено 17 июня 2011 г.
- Нильсен, Свен Пол; Роос, Пер (10 октября 2011 г.). Туле-2007 – Исследование радиоактивного загрязнения суши (Отчет). Роскилле: Национальная лаборатория устойчивой энергетики Рисё. ISBN 978-87-550-3913-1 . Рисё-R-1781(EN).
- Натонский, РФ (8 июня 2007 г.). «Отчет о производственных событиях/инцидентах (OPREP-3)» (PDF) . ВМС США. МКО 3504.2 . Проверено 10 января 2013 г.
- «Смертельная ежедневная дюжина SAC» . Время . 17 мая 1961 г. ISSN 0040-781X . Архивировано из оригинала 18 июня 2009 года . Проверено 17 июня 2011 г.
- «Отчет о состоянии Thule» (PDF) . Комиссия по атомной энергии США. 10 сентября 1968 года. Архивировано из оригинала (PDF) 18 декабря 2008 года . Проверено 18 ноября 2008 г.
- Авария в Туле: оценка доз радиации от наземного радиоактивного загрязнения (PDF) (Отчет). Копенгаген: Национальный совет здравоохранения. 24 ноября 2011 г. ISBN. 978-87-7104-229-0 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2013 года . Проверено 12 января 2013 г.
- Объединенный комитет по атомной энергии (PDF) (Отчет). Вашингтон: Министерство обороны США . 28 марта 1968 года . Проверено 15 января 2013 г. [ мертвая ссылка ] Все URL
- Стратегическое авиационное командование (январь – март 1970 г.). «Полет бродяги 28» (PDF) . Ядерная безопасность ВВС США . 65 (2). Небраска: Датская комиссия по атомной энергии. Архивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2012 года . Проверено 21 января 2013 г.
Интернет-источники
- Аггер, Джонатан Себорг; Вольсгард, Лассе=. «Политика максимальной гибкости: политика Дании в отношении ядерного оружия 1956–1960» . historisktidsskrift.dk . Датская историческая ассоциация . Проверено 10 мая 2009 г.
- «Крушение B-52» (PDF) . Пентагон: Национальный военный командный центр через nukestrat.com. 24 января 1968 года. Архивировано из оригинала (PDF) 7 сентября 2008 года . Проверено 12 апреля 2009 г.
- «Крушение B-52 на авиабазе Туле» (PDF) . Комиссия по атомной энергии США . 22 января 1968 года. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июля 2011 года . Проверено 13 ноября 2008 г.
- Брук, Джеймс (18 сентября 2000 г.). «Гренландцы опасаются новой роли в обороне США» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 апреля 2009 года . Проверено 11 ноября 2008 г.
- Корера, Гордон (10 ноября 2008 г.). «Радиоактивное наследие «потерянной бомбы» » . Новости Би-би-си . Проверено 17 июня 2011 г.
- Корера, Гордон (10 ноября 2008 г.). «Тайна потерянной американской ядерной бомбы» . Новости Би-би-си . Проверено 17 июня 2011 г.
- [ ненадежный источник? ] «Сломанные стрелы» . GlobalSecurity.org. 28 апреля 2005 года . Проверено 17 июня 2011 г.
- Хансен, ХК (16 ноября 1957 г.). «Премьер-министр Дании дает молчаливое добро на размещение американского ядерного оружия в Гренландии» . Институт Наутилуса. Архивировано из оригинала 6 ноября 2007 года . Проверено 20 марта 2009 г.
- Кристенсен, Ханс М. (2004). «Тулегейт Дании» . Ядерный информационный проект . Проверено 21 апреля 2009 г.
- Кристенсен, Ханс М. (20 октября 1999 г.). «Тайность по скользящей шкале: размещение ядерного оружия США и неядерная политика Дании» . Институт Наутилуса. Архивировано из оригинала 31 декабря 2007 года . Проверено 20 марта 2009 г.
- Кроманн, Ганс Кристиан (7 января 2009 г.). «Арктическая атомная бомба должна быть снова исследована» . Политикен . Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 17 июня 2011 г.
- Лейн, Джон (13 августа 2000 г.). «Ядерная бомба потеряна возле Гренландии » . Новости Би-би-си . Проверено 16 июня 2011 г.
- Мэй, Джон (1989). «Книга Гринпис о ядерном веке; Скрытая история – человеческие жертвы» (PDF) . Гринпис Книги . п. 205. Архивировано (PDF) из оригинала 10 апреля 2009 г. . Проверено 19 апреля 2009 г.
- МакЭлви, капитан Роберт Э. (март 1968 г.). «Проект Крестед Айс» (PDF) . ВМС США. Архивировано из оригинала (PDF) 18 июня 2009 года . Проверено 14 ноября 2008 г.
- Малви, Стивен (11 мая 2007 г.). «Дания оспаривает крушение B52» . Новости Би-би-си . Проверено 16 июня 2011 г.
- «Рисё исследует радиацию на базе Туле» (на датском языке). Ритцау . 13 ноября 2008 года . Проверено 17 июня 2011 г.
- Петиция 720/2002 Джеффри Карсуэлла , Комитет по петициям Европейского парламента, 2004 г.
- Петиция 720/2002 Джеффри Карсвелла , Комитет по петициям Европейского парламента, 2007 г.
- Пламмер, Дэвид В.; Гринвуд, Уильям Х. (июнь 1998 г.). История устройств безопасности ядерного оружия (PDF) . Совместная конференция AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательным установкам, Кливленд, Огайо. Альбукерке: Национальные лаборатории Сандии.
- Помрой, Стивен (14 апреля 2006 г.). Эхо, которого никогда не было: американские мобильные межконтинентальные баллистические ракеты, 1956–1983 гг. (PDF) . ВВС США. Архивировано из оригинала (PDF) 6 апреля 2012 года . Проверено 23 октября 2011 г.
- «Проект Crested Ice: Авария в Туле» (PDF) . Отдел истории и исследований Стратегического авиационного командования (из Архива национальной безопасности ). 23 апреля 1969 года. Архивировано (PDF) из оригинала 24 апреля 2009 года . Проверено 17 июня 2011 г.
- Таагольт, Йорген; Хансен, Йенс Клаус (2001). «Гренландия: перспективы безопасности» (PDF) . Дэниел Луфкин (переводчик). Фэрбенкс, Аляска: Консорциум арктических исследований США. стр. 35–43. Архивировано (PDF) из оригинала 23 декабря 2010 года.
- «Авария с ядерным оружием Туле: отчет об оценке дозы» (PDF) . Медицинская служба ВВС США . Апрель 2001 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2012 г. . Проверено 17 июня 2011 г.
- Вантин, Гарри К.; Криты, Томас Р. (26 марта 2003 г.). «Актуальность опыта ликвидации ядерного оружия для реагирования на грязные бомбы» (PDF) . Ливерморская национальная лаборатория Лоуренса . Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2009 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ааркрог, Аскер (январь 1970 г.). «Радиоэкологические исследования» (PDF) . Ядерная безопасность ВВС США . Датская комиссия по атомной энергии. Архивировано из оригинала (PDF) 9 июня 2007 года . Проверено 17 июня 2011 г.
- Бринк, Пол (1997). Туле-Саген, Вселенная лжи (на датском языке). Ашехуг. ISBN 87-11-15045-9 .
- Йоргенсен, Тимоти Дж. (17 января 2018 г.). «50 лет назад в Гренландии разбился военный самолет США – с четырьмя ядерными бомбами на борту» . Бостон, Массачусетс: The Conversation US, Inc. Проверено 24 января 2018 г.
- Джуэль, Кнуд (1992). «Эпидемиологическое наблюдение за эпизодом Туле после крушения бомбардировщика B-52 в Гренландии: связь с реестрами, смертность, госпитализация» . Журнал эпидемиологии и общественного здравоохранения . 46 (4). Копенгаген: Датский институт клинической эпидемиологии: 336–9. дои : 10.1136/jech.46.4.336 . ПМЦ 1059595 . ПМИД 1431702 .
- Кристенсен, Ханс М. (23 января 1968 г.). «После крушения бомбардировщика посольство США в Копенгагене призывает Госдепартамент лгать о маршруте полета» . Государственный департамент США через Nautilus.org. Архивировано из оригинала 18 июня 2009 года . Проверено 13 апреля 2009 г.
- Оскинс, Джеймс С.; Маггелет, Майкл Х. (2008). Сломанная стрела – Рассекреченная история аварий с ядерным оружием в США . Лулу . ISBN 978-1-4357-0361-2 . Проверено 17 июня 2011 г.
- «Сломанная стрела – Паломарес, Испания» (PDF) . Ядерная безопасность ВВС США . 52 . Управление ядерной безопасности ВВС США. Сентябрь – октябрь 1966 года. Архивировано из оригинала (PDF) 26 ноября 2011 года . Проверено 1 октября 2013 г.
- «Международные отношения Соединенных Штатов 1964–1968, Том XII, Западная Европа: Дания» . Государственный департамент США . Проверено 12 ноября 2008 г.
- Международная экспертная оценка технического содержания проектного предложения «Thule 2007 – Исследование радиоактивного загрязнения суши» . Вена: Международная комиссия по атомной энергии. 3 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2011 г. Проверено 17 июня 2011 г.
- «Самые страшные ядерные катастрофы» . Время . Март 2009 г. ISSN 0040-781X . Архивировано из оригинала 30 марта 2009 года . Проверено 17 июня 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Внешние изображения | |
---|---|
![]() | |
![]() |
- Документация и фотографии (на датском языке)
- Неудачи Министерства обороны США в Научно-исследовательском институте радиобиологии Вооруженных сил
- Рассекреченное видео правительства США о зачистке BBC
- Национальный институт радиационной защиты (Дания) (на датском языке)
- 1968 год в Дании.
- 1968 год в Гренландии.
- 1968 год в военной истории
- 1968 год в США.
- 1995 год в Дании
- Аварии и инциденты с участием Boeing B-52 Stratofortress
- Пожары самолетов
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные пожарами в полете
- Авиационные происшествия и происшествия в 1968 году
- Авиационные происшествия и происшествия в Гренландии
- Авиационные происшествия и инциденты с применением ядерного оружия
- Военная история США времен Холодной войны
- Отношения Гренландии и США
- Отношения Дании и США
- Военные в Арктике
- Политические скандалы в Дании
- Военные скандалы
- События января 1968 года в Северной Америке