Jump to content

Ки Берд

Ки Берд
Фотография B-29 перед его последним вылетом, армейский аэродром Лэдд, территория Аляски, 19 февраля 1947 года.
Тип Боинг B-29-BW-95 Суперфортресс
Производитель Авиационная компания Боинг
Уичито , Канзас
Строительный номер 13662
Изготовлено 1945
Серийный 45-21768
Владельцы и операторы Военно-воздушные силы армии США
В эксплуатации 1945–1947
Судьба Разбился в Гренландии в 1947 году. Разрушен во время восстановительных работ в 1995 году. Остался на шельфовом леднике на озере в 80 ° 15'45,40 дюйма с.ш. 060 ° 32'53,57 дюйма з.д.  / 80,2626111 ° с.ш. 60,5482139 ° з.д.  / 80,2626111; -60,5482139
Фотография экипажа, февраль 1947 года. (слева направо, стоит) лейтенант Верн Х. Арнетт; лейтенант Рассел С. Джордан; лейтенант Джон Г. Лесман; лейтенант Берл Коуэн; Лейтенант Роберт Л. Людке; лейтенант Талбот М. Гейтс; (слева направо, первый ряд) сержант Лоуренс Ярборо; сержант Эрнест К. Стюарт; TSgt Роберт Лидер; SSGT Пол Р. Макнамара; Лейтенант Говард Р. Адамс
Ки Берд летит строем
Ки Берд в полете

Kee Bird — это ВВС США Boeing B-29 Superfortress , серийный номер 45-21768 , из 46-й разведывательной эскадрильи , который оказался на обочине после вынужденной посадки на северо-западе Гренландии во время секретной шпионской миссии времен Холодной войны 21 февраля 1947 года. Хотя весь экипаж был благополучно эвакуирован после трёх дней пребывания в изолированной арктической тундре , сам самолёт остался на месте приземления. Он лежал там нетронутым до 1994 года, когда была организована частная миссия по его ремонту и возвращению. При попытке подъема возник пожар, в результате которого планер был разрушен и потерян на земле.

Предыстория миссии

[ редактировать ]

В первые годы холодной войны некоторые из наиболее важных стратегических разведок проводились подразделениями Стратегического авиационного командования, дислоцированными на армейском аэродроме Лэдд , недалеко от Фэрбенкса , территория Аляски . Одной из первоначальных задач САК было планирование стратегической воздушной разведки в глобальном масштабе. Первые усилия были направлены на фоторазведку и картографирование. Наряду с фоторазведывательной миссией радиотехнической разведки действовал небольшой отряд (ELINT). Частью усилий была метеорологическая разведка, а также обнаружение на большом расстоянии и поиск советских атомных взрывов. [1]

В конце 1940-х годов стратегической разведки о советских возможностях и намерениях было недостаточно. До разработки высотного самолета-разведчика Lockheed U-2 и орбитальных разведывательных спутников технологии и политика ограничивали американские разведывательные усилия границами, а не сердцем Советского Союза . Лэдд-Филд был одним из важных плацдармов для сбора стратегической разведки, которую можно было получить вдоль советских границ. [1]

Приписанный к 46-й разведывательной эскадрилье , Kee Bird изначально представлял собой стандартный бомбардировщик Block 95 B-29 Superfortress, изготовленный на заводе Boeing в Уичито, штат Канзас , в 1945 году, регистрационный номер 13662, один из последних B-29, изготовленных на заводе. . Он был доставлен в ВВС США под серийным номером 45-21768 9 августа 1945 года. Однако после доставки он был помещен на хранение на армейский аэродром Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона , до середины 1946 года, когда Была сформирована 46-я РС. В состав 46-й РС было приписано девятнадцать В-29, и на тот момент 768 был одним из шести самолетов эскадрильи, оснащенных специальными фотокамерными установками для фоторазведывательных работ. На нем было три камеры К-17Б, две камеры К-22 и одна К-18, а также провизия для остальных. С разведывательным оборудованием он был переименован в F-13 (в серии F- для фоторазведки). Штатное бомбардировочное оборудование и оборонительное вооружение Б-29 были сохранены. [2] [3]

В условиях растущей напряженности в американо-советских отношениях САК изучал возможность нападения на советские объекты по маршрутам большого круга над Северным полюсом в рамках « Проекта Нанук ». 46-й полк занимался картографированием северной части Гренландии, а также поиском любых советских военных действий в этой необитаемой местности. В июне 1946 года эскадрилья была направлена ​​в Лэдд-Филд, недалеко от Фэрбенкса, Аляска, и в том же месяце приступила к боевым заданиям. Его полеты использовались для разработки точной полярной навигации, съемки и составления карт Арктики, проведения комплексных метеорологических исследований, испытаний людей и оборудования в арктических условиях, обучения полярной навигации и операций, а также выполнения дальних полетов фоторазведки с B-29. F-13A Суперкрепости. [4]

Последний рейс

[ редактировать ]
Маршрут финального полета Ки Берда
Место крушения Ки Берда, февраль 1947 года.
Спасение Ки Берда : спасательный самолет C-54 готовится забрать экипаж, изображенный на льду и машет рукой пролетающему фотосамолету. Посадочный трап на месте, и взлет с места крушения неизбежен.

20 февраля 1947 года лейтенант Верн Х. Арнетт взял Ки Берда на обычное задание с экипажем из 11 человек. Это была его седьмая миссия. Все его миссии имели гриф «совершенно секретно». Задача в этом случае заключалась в том, чтобы долететь до географического Северного полюса, а затем вернуться обратно в Лэдд Филд. Самолет имел достаточно топлива, чтобы оставаться в воздухе около 26 часов в нормальных условиях, поскольку он был настроен для выполнения миссий на очень большие расстояния с дополнительными топливными баками в неиспользуемых бомбовых отсеках. Ожидалось, что миссия продлится от 12 до 20 часов, то есть расчетное время прибытия на Лэдд Филд около 10:00 по стандартному времени Аляски (AT) 21 февраля 1947 года. [5]

«Все полеты выполнялись с соблюдением радиомолчания, чтобы избежать обнаружения. Никаких дальнейших отчетов об этом полете не поступало до 07:56 AT, 21 февраля 1947 года, когда радиостанция Пойнт-Барроу CAA приняла радиосообщение от Ки Берда , в котором говорилось, что у них нет средств управления. поскольку солнце было слишком низко». Две минуты спустя Арнетт сообщил, что попал в сильный шторм на высоте 24 000 футов (7 300 м) и находился «над сушей, но не знает где». «Из этой информации стало очевидно, что существует чрезвычайная ситуация, и были немедленно составлены планы по началу поисково-спасательной операции, если возникнет такая необходимость». [5]

«Между 09:50 и 09:58 по AT с борта 768 были получены другие сообщения, в которых говорилось, что топлива осталось 4 минуты, и будет произведена аварийная посадка на землю или лед. Поскольку местоположение не было указано, считалось, что они потеряны, и районы поиска были определены. призван помочь в поиске экипажа. Из всей доступной информации можно было предположить, что самолет приземлился где-то вдоль северного побережья Аляски на обратном пути с полюса». [5]

Лейтенант Арнетт и команда пережили аварийную посадку, не получив никаких травм. Они приземлились на небольшом замерзшем озере на севере Гренландии, покрытом плотно утрамбованным снегом толщиной от 2 до 10 дюймов (от 51 до 254 мм). Более поздний допрос экипажа показал, что самолет достиг полюса, затем сделал разворот на 70° на юго-восток, затем на 120° на юго-запад. Пилот потерял ориентацию над полярным льдом чуть севернее 85° с.ш., затем начал лететь на юг, затем на восток, пока не повернул на запад над северной Гренландией, где аварийная посадка прошла успешно. У экипажа было достаточно еды и одежды, чтобы продержаться около двух недель. [5]

Поисковые самолеты были отправлены из Лэдд Филд 21 февраля. два B-29 ( 45-21871 и 45-21761 ), один B-17 Flying Fortress и один дальний разведчик OA-10A Catalina Были запущены . Также был доступен самолет командования воздушного транспорта C-74 Globemaster , который находился в Лэдде во временном статусе из Моррисон-Филд, Флорида , для проведения испытаний в холодную погоду. Все остальные самолеты дальнего действия на Аляске были предупреждены о поиске, а девять B-29 28-й бомбардировочной группы на Эльмендорф-Филд откликнулись на призыв оказать помощь в поисках и прибыли на Лэдд-Филд 22 февраля 1947 года. Поскольку эти самолеты не были оборудованы топливными баками в бомбоотсеках, однако не имели достаточной дальности полета до Гренландии. Самолет вернулся на свое место 23 февраля 1947 года. Первым самолетом, вылетевшим на поиски, был B-17, пилотируемый личным составом 5-й аварийно-спасательной эскадрильи. Этот самолет направился прямо в Пойнт-Барроу и первоначально должен был участвовать в поиске береговой линии, но в связи с более поздними событиями вернулся в Лэдд-Филд и не участвовал в поисковой миссии. [5]

Первым взлетевшим B-29 стал номер 45-21871 . Эта команда должна была обыскать территорию от залива Маккензи на запад на протяжении примерно 50 миль (80 км) вглубь страны. Когда самолет прибыл в зону поиска, от Barrow Airways было получено сообщение о том, что они контактировали с разбившимся самолетом, и вскоре последует отчет о местоположении. Этот отчет о местонахождении был получен примерно через 10 минут, и при его нанесении на график было указано, что пропавший самолет упал на Земле Даугарда-Йенсена в Гренландии, в позиции 80° с.ш., 61° з.д., примерно в 280 милях (450 км) к северу от Туле . Гренландия ( Блуи Вест Сикс). [5]

Курс был установлен на последнюю полученную позицию после консультации с бортинженером по поводу ситуации с топливом. Побережье Гренландии было достигнуто около 23:45 AT и начались систематические поиски. Когда самолет достиг района поиска, только начинался сумеречный период, что усложняло прицельную деятельность с самолета на землю. По завершении последнего маршрута полета, в 01:30 22 февраля 1947 года, было получено сообщение от Barrow Airways с инструкциями самолету прекратить поиск и начать обратный рейс в Лэдд Филд в 01:30 AT. [5]

Второй поисковый полет вылетел в 23:10 AT 21 февраля 1947 года на B-29 45-21761 ( «Боинг Бонер» ). Поскольку штурманы «Ки Берда » постоянно проводили небесные наблюдения, чтобы помочь поисковым самолетам обнаружить их, миссия была намного проще, поскольку было получено больше информации о приблизительном местоположении потерянного самолета. Кроме того, появилось больше времени для планирования миссии, и был взят прямой курс на Гренландию. Достигнув места, где Ки Берд приземлился в 07:45 AT, были начаты поиски с использованием информации от пропавшего экипажа. Первое фактическое наблюдение было сделано в 08:30 AT. Над сбитым самолетом было совершено восемь пролетов, в результате чего были сброшены доставленные для этой цели припасы. Ки Берда попросил Экипаж , чтобы им бросили немного угля , чтобы они могли развести костер, чтобы согреться и приготовить еду. Экипажу было приказано уничтожить радар , «Лоран » и устройства IFF , а после их эвакуации вернуть все экспонированные пленки, файлы самолетов и карты. вернулся Затем 21761 в Лэдд и благополучно приземлился. [5]

Около 19:00 Z, 22 февраля 1947 года, штаб Воздушно-транспортного командования получил уведомление о том, что самолет-разведчик сверхдальнего действия SAC B-29 совершил аварийную посадку в Гренландии, в позиции 80 ° северной широты, 61 ° западной долготы, примерно в 280 милях (450 км). к северу от Туле (Bluie West Six). Это была первая информация, полученная Атлантической дивизией , и планировалось оказать всемерную помощь. [5]

Два C-54D Skymaster самолета ( 42-72640 , 42-72643 ) были предупреждены о немедленном вылете из Вестовер-Филд , штат Массачусетс , в Туле (Bluie West Six). Первый самолет, 2640 , нес ракеты JATO , и ему было приказано проследовать прямо в Туле через аэродром Гуз-Бэй , Лабрадор , со всем спасательным оборудованием и арктическими комплектами, которые были доступны в Вестовере, и забрать любое дополнительное оборудование в Гуз-Бэй, доставленное туда из Стивенвилля с Ньюфаундленда. Самолет Базового командования. Затем самолет должен был проследовать прямо в Туле, а оттуда к месту крушения и проводить поиски до тех пор, пока не будет установлен контакт. Радиочастоты самолетов В-29 должны были быть предоставлены, как только они станут доступны. Когда был установлен контакт со сбитым B-29, экипаж C-54 должен был сбросить с воздуха все имеющееся спасательное оборудование. Затем самолет должен был вернуться в Туле для дополнительных поставок, которые необходимо было сбросить с воздуха. [5]

Фотография Ки Берда , засыпанного снегом, 1993 года.
Как самолет появился в 1994 году, до восстановления летного состояния

Второй самолет C-54 ( 2643 ) должен был загрузить арктические комплекты в Вестовере, проследовать в Гуз-Бэй, а затем проследовать в Туле и помочь первому самолету курсировать между Вестовером. Goose Bay, Bluie West-1 , Bluie West-8 и Bluie West-6 (Thule) с целью размещения арктических комплектов, спасательного снаряжения и припасов, которые могут понадобиться для помощи в спасении экипажа B-29. . План операции был подтвержден телетайпом командованию базы Ньюфаундленд и всем базовым подразделениям в районах командования базы Ньюфаундленд и Гренландия . [5]

Лейтенант Бобби Дж. Кавнар , пилот 2640 , приземлился в Туле в 01:31Z 24 февраля. Оснащенный лыжами C-47 с Лэдд Филд прибыл в Кристал II , и ему было приказано быть наготове в случае необходимости. Согласно описательному отчету, «по пути из BW-8 с B-29 связались и выяснилось, что B-29 на самом деле находился на озере, где планировалось посадить C-54». Ошибка одного (1) градус долготы был указан при сообщении о местоположении самолета. Ошибка обнаружилась, когда пилот B-29 сообщил, что самолет находится на озере. Дальнейшая информация с B-29 показала, что озеро было покрыто плавно катящимися снежными сугробами глубиной от двух (2) до десяти (10) дюймов [50–250 мм] с твердой ветровой коркой на вершине». Как подстилающий лед выдерживал вес B-29, толщина должна была быть достаточной, чтобы выдержать C-54. C-54 мог приземлиться на снег толщиной до 10 дюймов (250 мм), поэтому единственным неизвестным фактором будет. заходы на посадку и взлет с озера, и это должно было определяться путем совершения низких проходов над озером. [5]

Обсуждения проводились с «г-ном Эдвардом Гудейлом, специалистом по Арктике, который был руководителем станции Метеорологического бюро США на BW-6». Он согласился сопровождать C-54 на место происшествия, чтобы помочь, если что-то пойдет не так. «Он также предоставил лопаты на случай, если они понадобятся для расчистки взлетно-посадочной полосы для взлета после приземления. Взлет был запланирован на следующее утро, около 09:30 по местному времени, чтобы прибыть на место происшествия в полдень, когда загорится свет. будь лучшим». В Туле солнце впервые появилось над горизонтом 24 февраля. [5]

Баллоны JATO были установлены на 2640 в Туле, а взлет был произведен на 1410Z. Боинг 2643 сопровождал спасательный самолет. «В-29 было легко обнаружить благодаря тому, что экипаж В-29 устроил пожар из моторного масла и резиновых плотов, от которого выбросил столб черного дыма. Лейтенант Кавнар совершил два (2) прохода над местом происшествия, а затем приземлился с небольшими трудностями в точке 1543Z. Затем он вырулил вверх и вниз, чтобы проложить взлетно-посадочную полосу. По завершении этого с C-54 было снято все несущественное оборудование. [5]

«Пилот Б-29 уже уничтожил все секретные материалы и оборудование путем сожжения и разбивания топором». Капитан Сеттерих на втором С-54 ( 2643 ) облетел два самолета, фотографируя и делая общие наблюдения. Экипаж « Ки Берд» поднялся на борт C-54 и в 16:25 вылетел из замерзшего озера при помощи ракет JATO со всеми выжившими на борту. «После взлета лейтенант Поуп, медицинский офицер BW-8, осмотрел выживших, но не обнаружил никаких замороженных частей, но обнаружил легкие случаи шока и облучения». После этого все выжившие растянулись на спальных мешках и матрасах из капока и по возможности спали во время обратного полета. В 18:40 C-54 приземлился в Туле, и выжившим и экипажу спасательного самолета накормили стейком. В 22:00 самолеты C-54 вылетели из Туле и направились прямым рейсом в Вестовер-Филд, штат Массачусетс, со всеми выжившими и членами экипажа на борту и прибыли в 12:43 24 февраля. Самолет B-29 был списан, брошен и исключен из инвентарного учета ВВС. [5]

экипаж 1947 года

[ редактировать ]

В состав летного экипажа «Ки Берд» последней миссии времен Холодной войны входили:

  • Верн Арнетт, пилот
  • Рассел С. Джордан, второй пилот
  • Талберт Гейтс, второй пилот
  • Джон Дж. Лесман, астральный навигатор
  • Берл Коуэн, штурман ДР
  • Роберт «Лаки» Людке, бортинженер
  • Говард Адамс, радиолокационный наблюдатель
  • Лоуренс Ярборо, наводчик
  • Эрни Стюарт, наводчик
  • Пол Макнамара, наводчик
  • Роберт «Баки» Лидер, радист

Попытка восстановления и реставрации и судьба

[ редактировать ]
Фотография самолета в том виде, в котором он выглядел в 1995 году, незадолго до попытки взлета.
Ки Берд в огне 21 мая 1995 года.
Фотография НАСА Ки Берда , на которой видны останки, смятые на шельфовом леднике, 1 мая 2014 г.

возглавил группу реставраторов самолетов под названием Kee Bird, LLC В июле 1994 года Дэррил Гринамиер на место аварийной посадки. Самолет успешно приземлился на замерзшем озере и с тех пор остается на этом месте относительно нетронутым. ВВС США также отказались от претензий на B-29. Считалось, что самолет можно будет привести в летное состояние, вылететь с места происшествия и переправить в авиабазу Туле в Гренландии , где можно будет провести дальнейший ремонт перед вылетом обратно в Соединенные Штаты. [6]

Используя De Havilland Caribou 1962 года в качестве шаттла, команда покинула базу Вооруженных сил США в Туле и доставила инструменты и оборудование на Ки Берд . Летом команда перевезла на удаленный объект четыре восстановленных двигателя, четыре новых гребных винта, подъемник для двигателей и новые шины, а также небольшой бульдозер. Команда успешно заменила двигатели и пропеллеры, установила новые шины и обновила поверхности управления самолетом. Когда начал выпадать зимний снег, главный инженер Рик Криге заболел и был доставлен в больницу в Икалуите , Канада, где через две недели умер от тромба. Хотя самолет был почти готов к полету, команда Гринамиера была вынуждена покинуть место из-за погодных условий. [6]

В мае 1995 года Гринамиер вернулся с дополнительным персоналом. Ремонт был завершен, и самолет подготовился к взлету из замерзшего озера 21 мая 1995 года. Грубая взлетно-посадочная полоса была вырезана из снега на льду с помощью небольшого бульдозера, который был переправлен на площадку. Новые двигатели были успешно запущены для попытки взлета. Когда Дэррил Гринамиер рулил самолет на замерзшее озеро, из топливного B-29 бака вспомогательной силовой установки начал протекать бензин в заднюю часть фюзеляжа. Возник пожар, который быстро распространился на остальную часть самолета. Экипаж из кабины остался невредимым, но повар/механик Боб Вандервин, который визуально следил за работой двигателей из задней части самолета, получил отравление дымом и ожоги . [6]

Несмотря на попытки потушить его снаружи самолета, огонь бушевал и распространился по фюзеляжу. Самолет был в значительной степени разрушен на земле, при этом фюзеляж Ки Берда был почти полностью разрушен. Когда весной озеро оттаяло, возникли опасения, что обломки (с почти неповрежденными панелями крыла и двигателями) упадут на дно. [6]

По состоянию на 2014 год самолет стоял сломанный, смятый и сгоревший в клочья на шельфовом леднике на поверхности. [7] [8] [9] [10]

Попытка ремонта и возвращения Ки Берда была задокументирована в британского канала Channel 4 Encounters, впервые показанном 23 апреля 1995 года; эпизоде ​​«Сокровища ледника Гумбольдта» [11] Позже он был показан в США как «B-29, замороженный во времени» в эпизоде ​​​​сериала NOVA 30 января 1996 года. Попытка вернуть самолет была также задокументирована в книге « Охота на боевых птиц: навязчивые поиски потерянных». Самолеты Второй мировой войны Карла Хоффмана , опубликовано в 2001 году.

Реставрационная команда

[ редактировать ]

В состав реставраторской бригады вошли:

  • Дэррил Гринамиер , руководитель экспедиции и пилот
  • Рик Кридж, главный инженер, заболел на месте и умер в больнице.
  • Сесилио Гранде, помощник инженера
  • Вернон Рич, инструментщик и машинист
  • Роджер фон Гроте, пилот шаттла снабжения
  • Боб Вандервин, повар/механик

См. также

[ редактировать ]

Общественное достояние В эту статью включены общедоступные материалы Агентства исторических исследований ВВС.

  1. ^ Jump up to: а б Вак, Фред Дж. Исследователи секретов: Сага о 46/72-й разведывательной эскадрилье. Нп, 1990 г.
  2. ^ Американские военные самолеты - Boeing B-29 Superfortres
  3. ^ «АЭРОКАМЕРА ТИПА К-17, К-18, К-19Б, К-22» . Архивировано из оригинала 12 октября 2012 г. Проверено 16 мая 2010 г.
  4. ^ История влияния воздушной разведки США во время начала холодной войны (1947–1962): Служба и жертвы воинов холодной войны
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Отчет правительства о восстановительных работах после крушения Ки Берда на севере Гренландии в феврале 1947 года.
  6. ^ Jump up to: а б с д «Б-29, застывший во времени» , NOVA , 30 января 1996 года.
  7. ^ Леу, Рууд. «Обломки брошенных самолетов Севера» . Проверено 5 октября 2010 г.
  8. ^ «Текущий статус «Ки Берда» B-29 Superfortress» . Key Publishing , Ltd. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 г. Проверено 5 октября 2010 г.
  9. ^ "Недавнее фото Ки Берда" . Архивировано из оригинала 26 января 2013 г. Проверено 5 октября 2010 г.
  10. ^ «Старая птица на льду Гренландии» . Июнь 2014 года . Проверено 6 июня 2014 г.
  11. ^ «Поиск коллекций | BFI | Британский институт кино» .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3ad1417d82daad5976128bdbc666b0ea__1720148100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/ea/3ad1417d82daad5976128bdbc666b0ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kee Bird - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)