Ки Берд
Ки Берд | |
---|---|
![]() | |
Фотография B-29 перед его последним вылетом, армейский аэродром Лэдд, территория Аляски, 19 февраля 1947 года. | |
Тип | Боинг B-29-BW-95 Суперфортресс |
Производитель | Авиационная компания Боинг Уичито , Канзас |
Строительный номер | 13662 |
Изготовлено | 1945 |
Серийный | 45-21768 |
Владельцы и операторы | Военно-воздушные силы армии США |
В эксплуатации | 1945–1947 |
Судьба | Разбился в Гренландии в 1947 году. Разрушен во время восстановительных работ в 1995 году. Остался на шельфовом леднике на озере в 80 ° 15'45,40 дюйма с.ш. 060 ° 32'53,57 дюйма з.д. / 80,2626111 ° с.ш. 60,5482139 ° з.д. |



Kee Bird — это ВВС США Boeing B-29 Superfortress , серийный номер 45-21768 , из 46-й разведывательной эскадрильи , который оказался на обочине после вынужденной посадки на северо-западе Гренландии во время секретной шпионской миссии времен Холодной войны 21 февраля 1947 года. Хотя весь экипаж был благополучно эвакуирован после трёх дней пребывания в изолированной арктической тундре , сам самолёт остался на месте приземления. Он лежал там нетронутым до 1994 года, когда была организована частная миссия по его ремонту и возвращению. При попытке подъема возник пожар, в результате которого планер был разрушен и потерян на земле.
Предыстория миссии
[ редактировать ]В первые годы холодной войны некоторые из наиболее важных стратегических разведок проводились подразделениями Стратегического авиационного командования, дислоцированными на армейском аэродроме Лэдд , недалеко от Фэрбенкса , территория Аляски . Одной из первоначальных задач САК было планирование стратегической воздушной разведки в глобальном масштабе. Первые усилия были направлены на фоторазведку и картографирование. Наряду с фоторазведывательной миссией радиотехнической разведки действовал небольшой отряд (ELINT). Частью усилий была метеорологическая разведка, а также обнаружение на большом расстоянии и поиск советских атомных взрывов. [1]
В конце 1940-х годов стратегической разведки о советских возможностях и намерениях было недостаточно. До разработки высотного самолета-разведчика Lockheed U-2 и орбитальных разведывательных спутников технологии и политика ограничивали американские разведывательные усилия границами, а не сердцем Советского Союза . Лэдд-Филд был одним из важных плацдармов для сбора стратегической разведки, которую можно было получить вдоль советских границ. [1]
Приписанный к 46-й разведывательной эскадрилье , Kee Bird изначально представлял собой стандартный бомбардировщик Block 95 B-29 Superfortress, изготовленный на заводе Boeing в Уичито, штат Канзас , в 1945 году, регистрационный номер 13662, один из последних B-29, изготовленных на заводе. . Он был доставлен в ВВС США под серийным номером 45-21768 9 августа 1945 года. Однако после доставки он был помещен на хранение на армейский аэродром Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона , до середины 1946 года, когда Была сформирована 46-я РС. В состав 46-й РС было приписано девятнадцать В-29, и на тот момент 768 был одним из шести самолетов эскадрильи, оснащенных специальными фотокамерными установками для фоторазведывательных работ. На нем было три камеры К-17Б, две камеры К-22 и одна К-18, а также провизия для остальных. С разведывательным оборудованием он был переименован в F-13 (в серии F- для фоторазведки). Штатное бомбардировочное оборудование и оборонительное вооружение Б-29 были сохранены. [2] [3]
В условиях растущей напряженности в американо-советских отношениях САК изучал возможность нападения на советские объекты по маршрутам большого круга над Северным полюсом в рамках « Проекта Нанук ». 46-й полк занимался картографированием северной части Гренландии, а также поиском любых советских военных действий в этой необитаемой местности. В июне 1946 года эскадрилья была направлена в Лэдд-Филд, недалеко от Фэрбенкса, Аляска, и в том же месяце приступила к боевым заданиям. Его полеты использовались для разработки точной полярной навигации, съемки и составления карт Арктики, проведения комплексных метеорологических исследований, испытаний людей и оборудования в арктических условиях, обучения полярной навигации и операций, а также выполнения дальних полетов фоторазведки с B-29. F-13A Суперкрепости. [4]
Последний рейс
[ редактировать ]


20 февраля 1947 года лейтенант Верн Х. Арнетт взял Ки Берда на обычное задание с экипажем из 11 человек. Это была его седьмая миссия. Все его миссии имели гриф «совершенно секретно». Задача в этом случае заключалась в том, чтобы долететь до географического Северного полюса, а затем вернуться обратно в Лэдд Филд. Самолет имел достаточно топлива, чтобы оставаться в воздухе около 26 часов в нормальных условиях, поскольку он был настроен для выполнения миссий на очень большие расстояния с дополнительными топливными баками в неиспользуемых бомбовых отсеках. Ожидалось, что миссия продлится от 12 до 20 часов, то есть расчетное время прибытия на Лэдд Филд около 10:00 по стандартному времени Аляски (AT) 21 февраля 1947 года. [5]
«Все полеты выполнялись с соблюдением радиомолчания, чтобы избежать обнаружения. Никаких дальнейших отчетов об этом полете не поступало до 07:56 AT, 21 февраля 1947 года, когда радиостанция Пойнт-Барроу CAA приняла радиосообщение от Ки Берда , в котором говорилось, что у них нет средств управления. поскольку солнце было слишком низко». Две минуты спустя Арнетт сообщил, что попал в сильный шторм на высоте 24 000 футов (7 300 м) и находился «над сушей, но не знает где». «Из этой информации стало очевидно, что существует чрезвычайная ситуация, и были немедленно составлены планы по началу поисково-спасательной операции, если возникнет такая необходимость». [5]
«Между 09:50 и 09:58 по AT с борта 768 были получены другие сообщения, в которых говорилось, что топлива осталось 4 минуты, и будет произведена аварийная посадка на землю или лед. Поскольку местоположение не было указано, считалось, что они потеряны, и районы поиска были определены. призван помочь в поиске экипажа. Из всей доступной информации можно было предположить, что самолет приземлился где-то вдоль северного побережья Аляски на обратном пути с полюса». [5]
Лейтенант Арнетт и команда пережили аварийную посадку, не получив никаких травм. Они приземлились на небольшом замерзшем озере на севере Гренландии, покрытом плотно утрамбованным снегом толщиной от 2 до 10 дюймов (от 51 до 254 мм). Более поздний допрос экипажа показал, что самолет достиг полюса, затем сделал разворот на 70° на юго-восток, затем на 120° на юго-запад. Пилот потерял ориентацию над полярным льдом чуть севернее 85° с.ш., затем начал лететь на юг, затем на восток, пока не повернул на запад над северной Гренландией, где аварийная посадка прошла успешно. У экипажа было достаточно еды и одежды, чтобы продержаться около двух недель. [5]
Спасать
[ редактировать ]Поисковые самолеты были отправлены из Лэдд Филд 21 февраля. два B-29 ( 45-21871 и 45-21761 ), один B-17 Flying Fortress и один дальний разведчик OA-10A Catalina Были запущены . Также был доступен самолет командования воздушного транспорта C-74 Globemaster , который находился в Лэдде во временном статусе из Моррисон-Филд, Флорида , для проведения испытаний в холодную погоду. Все остальные самолеты дальнего действия на Аляске были предупреждены о поиске, а девять B-29 28-й бомбардировочной группы на Эльмендорф-Филд откликнулись на призыв оказать помощь в поисках и прибыли на Лэдд-Филд 22 февраля 1947 года. Поскольку эти самолеты не были оборудованы топливными баками в бомбоотсеках, однако не имели достаточной дальности полета до Гренландии. Самолет вернулся на свое место 23 февраля 1947 года. Первым самолетом, вылетевшим на поиски, был B-17, пилотируемый личным составом 5-й аварийно-спасательной эскадрильи. Этот самолет направился прямо в Пойнт-Барроу и первоначально должен был участвовать в поиске береговой линии, но в связи с более поздними событиями вернулся в Лэдд-Филд и не участвовал в поисковой миссии. [5]
Первым взлетевшим B-29 стал номер 45-21871 . Эта команда должна была обыскать территорию от залива Маккензи на запад на протяжении примерно 50 миль (80 км) вглубь страны. Когда самолет прибыл в зону поиска, от Barrow Airways было получено сообщение о том, что они контактировали с разбившимся самолетом, и вскоре последует отчет о местоположении. Этот отчет о местонахождении был получен примерно через 10 минут, и при его нанесении на график было указано, что пропавший самолет упал на Земле Даугарда-Йенсена в Гренландии, в позиции 80° с.ш., 61° з.д., примерно в 280 милях (450 км) к северу от Туле . Гренландия ( Блуи Вест Сикс). [5]
Курс был установлен на последнюю полученную позицию после консультации с бортинженером по поводу ситуации с топливом. Побережье Гренландии было достигнуто около 23:45 AT и начались систематические поиски. Когда самолет достиг района поиска, только начинался сумеречный период, что усложняло прицельную деятельность с самолета на землю. По завершении последнего маршрута полета, в 01:30 22 февраля 1947 года, было получено сообщение от Barrow Airways с инструкциями самолету прекратить поиск и начать обратный рейс в Лэдд Филд в 01:30 AT. [5]
Второй поисковый полет вылетел в 23:10 AT 21 февраля 1947 года на B-29 45-21761 ( «Боинг Бонер» ). Поскольку штурманы «Ки Берда » постоянно проводили небесные наблюдения, чтобы помочь поисковым самолетам обнаружить их, миссия была намного проще, поскольку было получено больше информации о приблизительном местоположении потерянного самолета. Кроме того, появилось больше времени для планирования миссии, и был взят прямой курс на Гренландию. Достигнув места, где Ки Берд приземлился в 07:45 AT, были начаты поиски с использованием информации от пропавшего экипажа. Первое фактическое наблюдение было сделано в 08:30 AT. Над сбитым самолетом было совершено восемь пролетов, в результате чего были сброшены доставленные для этой цели припасы. Ки Берда попросил Экипаж , чтобы им бросили немного угля , чтобы они могли развести костер, чтобы согреться и приготовить еду. Экипажу было приказано уничтожить радар , «Лоран » и устройства IFF , а после их эвакуации вернуть все экспонированные пленки, файлы самолетов и карты. вернулся Затем 21761 в Лэдд и благополучно приземлился. [5]
Около 19:00 Z, 22 февраля 1947 года, штаб Воздушно-транспортного командования получил уведомление о том, что самолет-разведчик сверхдальнего действия SAC B-29 совершил аварийную посадку в Гренландии, в позиции 80 ° северной широты, 61 ° западной долготы, примерно в 280 милях (450 км). к северу от Туле (Bluie West Six). Это была первая информация, полученная Атлантической дивизией , и планировалось оказать всемерную помощь. [5]
Два C-54D Skymaster самолета ( 42-72640 , 42-72643 ) были предупреждены о немедленном вылете из Вестовер-Филд , штат Массачусетс , в Туле (Bluie West Six). Первый самолет, 2640 , нес ракеты JATO , и ему было приказано проследовать прямо в Туле через аэродром Гуз-Бэй , Лабрадор , со всем спасательным оборудованием и арктическими комплектами, которые были доступны в Вестовере, и забрать любое дополнительное оборудование в Гуз-Бэй, доставленное туда из Стивенвилля с Ньюфаундленда. Самолет Базового командования. Затем самолет должен был проследовать прямо в Туле, а оттуда к месту крушения и проводить поиски до тех пор, пока не будет установлен контакт. Радиочастоты самолетов В-29 должны были быть предоставлены, как только они станут доступны. Когда был установлен контакт со сбитым B-29, экипаж C-54 должен был сбросить с воздуха все имеющееся спасательное оборудование. Затем самолет должен был вернуться в Туле для дополнительных поставок, которые необходимо было сбросить с воздуха. [5]


Второй самолет C-54 ( 2643 ) должен был загрузить арктические комплекты в Вестовере, проследовать в Гуз-Бэй, а затем проследовать в Туле и помочь первому самолету курсировать между Вестовером. Goose Bay, Bluie West-1 , Bluie West-8 и Bluie West-6 (Thule) с целью размещения арктических комплектов, спасательного снаряжения и припасов, которые могут понадобиться для помощи в спасении экипажа B-29. . План операции был подтвержден телетайпом командованию базы Ньюфаундленд и всем базовым подразделениям в районах командования базы Ньюфаундленд и Гренландия . [5]
Лейтенант Бобби Дж. Кавнар , пилот 2640 , приземлился в Туле в 01:31Z 24 февраля. Оснащенный лыжами C-47 с Лэдд Филд прибыл в Кристал II , и ему было приказано быть наготове в случае необходимости. Согласно описательному отчету, «по пути из BW-8 с B-29 связались и выяснилось, что B-29 на самом деле находился на озере, где планировалось посадить C-54». Ошибка одного (1) градус долготы был указан при сообщении о местоположении самолета. Ошибка обнаружилась, когда пилот B-29 сообщил, что самолет находится на озере. Дальнейшая информация с B-29 показала, что озеро было покрыто плавно катящимися снежными сугробами глубиной от двух (2) до десяти (10) дюймов [50–250 мм] с твердой ветровой коркой на вершине». Как подстилающий лед выдерживал вес B-29, толщина должна была быть достаточной, чтобы выдержать C-54. C-54 мог приземлиться на снег толщиной до 10 дюймов (250 мм), поэтому единственным неизвестным фактором будет. заходы на посадку и взлет с озера, и это должно было определяться путем совершения низких проходов над озером. [5]
Обсуждения проводились с «г-ном Эдвардом Гудейлом, специалистом по Арктике, который был руководителем станции Метеорологического бюро США на BW-6». Он согласился сопровождать C-54 на место происшествия, чтобы помочь, если что-то пойдет не так. «Он также предоставил лопаты на случай, если они понадобятся для расчистки взлетно-посадочной полосы для взлета после приземления. Взлет был запланирован на следующее утро, около 09:30 по местному времени, чтобы прибыть на место происшествия в полдень, когда загорится свет. будь лучшим». В Туле солнце впервые появилось над горизонтом 24 февраля. [5]
Баллоны JATO были установлены на 2640 в Туле, а взлет был произведен на 1410Z. Боинг 2643 сопровождал спасательный самолет. «В-29 было легко обнаружить благодаря тому, что экипаж В-29 устроил пожар из моторного масла и резиновых плотов, от которого выбросил столб черного дыма. Лейтенант Кавнар совершил два (2) прохода над местом происшествия, а затем приземлился с небольшими трудностями в точке 1543Z. Затем он вырулил вверх и вниз, чтобы проложить взлетно-посадочную полосу. По завершении этого с C-54 было снято все несущественное оборудование. [5]
«Пилот Б-29 уже уничтожил все секретные материалы и оборудование путем сожжения и разбивания топором». Капитан Сеттерих на втором С-54 ( 2643 ) облетел два самолета, фотографируя и делая общие наблюдения. Экипаж « Ки Берд» поднялся на борт C-54 и в 16:25 вылетел из замерзшего озера при помощи ракет JATO со всеми выжившими на борту. «После взлета лейтенант Поуп, медицинский офицер BW-8, осмотрел выживших, но не обнаружил никаких замороженных частей, но обнаружил легкие случаи шока и облучения». После этого все выжившие растянулись на спальных мешках и матрасах из капока и по возможности спали во время обратного полета. В 18:40 C-54 приземлился в Туле, и выжившим и экипажу спасательного самолета накормили стейком. В 22:00 самолеты C-54 вылетели из Туле и направились прямым рейсом в Вестовер-Филд, штат Массачусетс, со всеми выжившими и членами экипажа на борту и прибыли в 12:43 24 февраля. Самолет B-29 был списан, брошен и исключен из инвентарного учета ВВС. [5]
экипаж 1947 года
[ редактировать ]В состав летного экипажа «Ки Берд» последней миссии времен Холодной войны входили:
- Верн Арнетт, пилот
- Рассел С. Джордан, второй пилот
- Талберт Гейтс, второй пилот
- Джон Дж. Лесман, астральный навигатор
- Берл Коуэн, штурман ДР
- Роберт «Лаки» Людке, бортинженер
- Говард Адамс, радиолокационный наблюдатель
- Лоуренс Ярборо, наводчик
- Эрни Стюарт, наводчик
- Пол Макнамара, наводчик
- Роберт «Баки» Лидер, радист
Попытка восстановления и реставрации и судьба
[ редактировать ]


возглавил группу реставраторов самолетов под названием Kee Bird, LLC В июле 1994 года Дэррил Гринамиер на место аварийной посадки. Самолет успешно приземлился на замерзшем озере и с тех пор остается на этом месте относительно нетронутым. ВВС США также отказались от претензий на B-29. Считалось, что самолет можно будет привести в летное состояние, вылететь с места происшествия и переправить в авиабазу Туле в Гренландии , где можно будет провести дальнейший ремонт перед вылетом обратно в Соединенные Штаты. [6]
Используя De Havilland Caribou 1962 года в качестве шаттла, команда покинула базу Вооруженных сил США в Туле и доставила инструменты и оборудование на Ки Берд . Летом команда перевезла на удаленный объект четыре восстановленных двигателя, четыре новых гребных винта, подъемник для двигателей и новые шины, а также небольшой бульдозер. Команда успешно заменила двигатели и пропеллеры, установила новые шины и обновила поверхности управления самолетом. Когда начал выпадать зимний снег, главный инженер Рик Криге заболел и был доставлен в больницу в Икалуите , Канада, где через две недели умер от тромба. Хотя самолет был почти готов к полету, команда Гринамиера была вынуждена покинуть место из-за погодных условий. [6]
В мае 1995 года Гринамиер вернулся с дополнительным персоналом. Ремонт был завершен, и самолет подготовился к взлету из замерзшего озера 21 мая 1995 года. Грубая взлетно-посадочная полоса была вырезана из снега на льду с помощью небольшого бульдозера, который был переправлен на площадку. Новые двигатели были успешно запущены для попытки взлета. Когда Дэррил Гринамиер рулил самолет на замерзшее озеро, из топливного B-29 бака вспомогательной силовой установки начал протекать бензин в заднюю часть фюзеляжа. Возник пожар, который быстро распространился на остальную часть самолета. Экипаж из кабины остался невредимым, но повар/механик Боб Вандервин, который визуально следил за работой двигателей из задней части самолета, получил отравление дымом и ожоги . [6]
Несмотря на попытки потушить его снаружи самолета, огонь бушевал и распространился по фюзеляжу. Самолет был в значительной степени разрушен на земле, при этом фюзеляж Ки Берда был почти полностью разрушен. Когда весной озеро оттаяло, возникли опасения, что обломки (с почти неповрежденными панелями крыла и двигателями) упадут на дно. [6]
По состоянию на 2014 год самолет стоял сломанный, смятый и сгоревший в клочья на шельфовом леднике на поверхности. [7] [8] [9] [10]
В СМИ
[ редактировать ]Попытка ремонта и возвращения Ки Берда была задокументирована в британского канала Channel 4 Encounters, впервые показанном 23 апреля 1995 года; эпизоде «Сокровища ледника Гумбольдта» [11] Позже он был показан в США как «B-29, замороженный во времени» в эпизоде сериала NOVA 30 января 1996 года. Попытка вернуть самолет была также задокументирована в книге « Охота на боевых птиц: навязчивые поиски потерянных». Самолеты Второй мировой войны Карла Хоффмана , опубликовано в 2001 году.
Реставрационная команда
[ редактировать ]В состав реставраторской бригады вошли:
- Дэррил Гринамиер , руководитель экспедиции и пилот
- Рик Кридж, главный инженер, заболел на месте и умер в больнице.
- Сесилио Гранде, помощник инженера
- Вернон Рич, инструментщик и машинист
- Роджер фон Гроте, пилот шаттла снабжения
- Боб Вандервин, повар/механик
См. также
[ редактировать ]- Glacier Girl , P-38 Lightning , спасенный из ледяной шапки Гренландии.
- My Gal Sal , B-17E-BO Flying Fortress , пилот которого был вынужден посадить его на ледяную шапку Гренландии.
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включены общедоступные материалы Агентства исторических исследований ВВС.
- ^ Jump up to: а б Вак, Фред Дж. Исследователи секретов: Сага о 46/72-й разведывательной эскадрилье. Нп, 1990 г.
- ^ Американские военные самолеты - Boeing B-29 Superfortres
- ^ «АЭРОКАМЕРА ТИПА К-17, К-18, К-19Б, К-22» . Архивировано из оригинала 12 октября 2012 г. Проверено 16 мая 2010 г.
- ^ История влияния воздушной разведки США во время начала холодной войны (1947–1962): Служба и жертвы воинов холодной войны
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Отчет правительства о восстановительных работах после крушения Ки Берда на севере Гренландии в феврале 1947 года.
- ^ Jump up to: а б с д «Б-29, застывший во времени» , NOVA , 30 января 1996 года.
- ^ Леу, Рууд. «Обломки брошенных самолетов Севера» . Проверено 5 октября 2010 г.
- ^ «Текущий статус «Ки Берда» B-29 Superfortress» . Key Publishing , Ltd. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 г. Проверено 5 октября 2010 г.
- ^ "Недавнее фото Ки Берда" . Архивировано из оригинала 26 января 2013 г. Проверено 5 октября 2010 г.
- ^ «Старая птица на льду Гренландии» . Июнь 2014 года . Проверено 6 июня 2014 г.
- ^ «Поиск коллекций | BFI | Британский институт кино» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Б-29, застывший во времени» , NOVA , 29 июля 1997 года.
- Фотографии и описание попытки спасения.
- Б-29 Замороженный на 50 лет
- Видео «B-29 Frozen in Time» (регион привязан к США)