Великий Артист
Великий Артист | |
---|---|
![]() | |
B-29, раскрашенный под Великого артиста (оригинальный самолет был списан) на базе ВВС Уайтмен. | |
Тип | Боинг Б-29-40-МО Суперфортресс |
Производитель | Компания Гленна Л. Мартина , Омаха, Небраска |
Серийный | 44-27353 |
В эксплуатации | 1945-1948 |
Судьба | Разбился при взлете на авиабазе Гуз-Бэй , Лабрадор , и сдан на слом. |

«Великий артист» — ВВС США Silverplate B-29 бомбардировщик (B-29-40-MO 44-27353, номер Victor 89), приписанный к 393-й бомбардировочной эскадрилье 509 -й смешанной группы . Самолет был назван в честь своего бомбардира капитана Кермита Бихана в связи с его талантом бомбардировщика. Он совершил 12 тренировочных и практических вылетов, в ходе которых бомбил контролируемые японцами острова Тихого океана и сбрасывал тыквенные бомбы на цели в Японии. Это был единственный самолет, принимавший участие в бомбардировках Хиросимы и Нагасаки , хотя и в качестве самолета наблюдения в каждой миссии.
После окончания войны он вернулся в составе 509-й смешанной группы на армейский аэродром Розуэлл , штат Нью-Мексико . был серьезно поврежден в результате аварии на авиабазе Гуз-Бэй Он был списан в сентябре 1949 года после того , в Лабрадоре как годом ранее .
История самолетов [ править ]
Построенный на авиационном заводе Гленна Л. Мартина в Омахе, штат Небраска , «Великий Артист» (B-29-40-MO 44-27353) представлял собой бомбардировщик Silverplate B-29 Superfortress . Он был принят ВВС армии 20 апреля 1945 года и в мае доставлен на армейский аэродром Вендовер , штат Юта , назначенным ему экипажем C-15 под командованием старшего лейтенанта Чарльза Д. Олбери . Он вылетел из Вендовера в Норт-Филд, Тиниан , 22 июня. [1]
Первоначально ему был присвоен номер «Виктор» (идентификационный номер подразделения) 9, но 1 августа ему в качестве меры безопасности был присвоен хвостовой знак в виде круга R, как у 6-й бомбардировочной группы , а его номер «Виктор» был изменен на 89, чтобы избежать ошибочной идентификации с фактическим номером. Самолет 6-й бомбардировочной группы. Его носовой рисунок был нарисован после миссии в Нагасаки. [1] Это имя якобы отсылало к талантам бомбардира капитана Кермита Бихана как с бомбовым прицелом «Норден», так и с женщинами. [2] [3]
Помимо использования в миссиях по созданию ядерной бомбы, «Великий артист» управлялся пятью различными экипажами в 12 тренировочных и тренировочных вылетах. Он совершил бомбардировку Роты 4 июля, Трука 8 июля и Маркуса 9 июля. Он вернулся, чтобы снова бомбить Роту 12 и 14 июля, а также бомбил Гугуань 18 и 19 июля. На нем Олбери и экипаж C-15 выполнили два боевых вылета, один из которых был прерван, а другой, в котором он использовал тыквенную бомбу для нападения на железнодорожные станции в Кобе 24 июля. Капитан Боб Льюис и экипаж B-9 управляли им, чтобы сбросить тыквенную бомбу на промышленный объект в Корияме 29 июля. [4]
Управляемый командиром 393-го дивизиона майором Чарльзом В. Суини , он был назначен на миссию в Хиросиме 6 августа 1945 года в качестве самолета для измерения взрывной волны. [1] Во время миссии по бомбардировке Нагасаки 9 августа 1945 года это должен был быть самолет с бомбой, но график миссии был перенесен на два дня вперед из-за погодных условий, а приборы еще не были сняты с самолета. Чтобы не откладывать миссию, Суини поменялся самолетами с экипажем Бокскара, чтобы доставить «Толстяк» атомную бомбу в Нагасаки . Капитан Фредерик К. Бок и его команда C-13 доставили «Великого артиста» в Нагасаки с миссией по инструментальной поддержке и приземлились вместе с ним на Окинаве по завершении миссии. [5] Это был единственный самолет, принимавший непосредственное участие в обеих миссиях. [6] Enola Gay , пилотируемый экипажем B-10 капитана Джорджа Марквардта, был самолетом-разведчиком погоды для Кокуры, основной цели полета в Нагасаки. Энола Гей сообщила о ясном небе над Кокурой. [7]
В ноябре 1945 года он вернулся с 509-й смешанной группой на армейский аэродром Розуэлл , штат Нью-Мексико , где оставался до конца своей летной карьеры, за исключением короткого периода, когда он был направлен в оперативную группу 1.5 для проведения ядерных испытаний операции «Перекресток » в Бикини. Атолл в июле 1946 года. В сентябре он вернулся в состав 509-й, теперь обозначенной как 509-я бомбардировочная группа. [8] [1] 3 сентября 1948 года во время тренировочного полета по полярной навигации у него возникла проблема с двигателем после взлета с авиабазы Гуз-Бэй , Лабрадор , и он вылетел за край взлетно-посадочной полосы при попытке приземлиться. Сильно поврежденный, он больше никогда не летал и в сентябре 1949 года был списан в Гуз-Бей, несмотря на свое историческое значение. [6] [1]
Дисплеи [ править ]
Изображение Великого Артиста выставлено на статической выставке у «Врат Духа» базы ВВС Уайтмен , штат Миссури, которая сейчас является базой 509-й оперативной группы. Самолет, первоначально B-29 44-61671, который служил спасательным самолетом SB-29 "Супер Дамбо" во время Корейской войны, был отремонтирован, чтобы изображать Великого Артиста , и перевезен в Уайтмен после закрытия базы ВВС Пиз в 1991 году. . [9]
Экипаж миссии в Хиросиме [ править ]

Экипаж C-15 (обычно приписанный к The Great Artiste ): [10]
- Майор Чарльз В. Суини, командир самолета
- 1-й лейтенант Чарльз Д. (Дон) Олбери, пилот
- 2-й лейтенант Фред Оливи, второй пилот
- Капитан Джеймс Ван Пелт, штурман
- Капитан Кермит К. Бихан, бомбардир
- Капрал Эйб Спитцер, радист
- Старший сержант Джон Д. Кухарек, бортинженер
- Штаб-сержант Рэй Галлахер, стрелок, помощник бортинженера
- Штаб-сержант Эдвард Бакли, оператор радара
- Сержант Альберт Дехарт, хвостовой стрелок
Наблюдатели проекта «Альберта» на борту миссии в Хиросиме: [11]
Наземный экипаж: [12]
- Честер В. Павлак
- Чарльз Б. Ринар
- Клод ок. Гиллиам
- Аллан Л. Мур
- Джеймс Дж. Рейли
- Терон Л. Блейсделл
- Роберт Э. Давенпорт
Экипаж миссии в Нагасаки [ править ]
Экипаж C-13 (обычно приписан к Bockscar ): [13]
- Капитан Фредерик К. Бок , командир самолета
- Лейтенант Хью К. Фергюсон, второй пилот
- Лейтенант Леонард А. Годфри, штурман
- Лейтенант Чарльз Леви, бомбардир
- Старший сержант Родерик Ф. Арнольд, бортинженер
- Сержант Ральф Д. Белэнджер, помощник бортинженера
- Сержант Ральф Д. Карри, радист
- Сержант Уильям К. Барни, оператор радара
- Сержант Роберт Дж. Сток, хвостовой стрелок
Наблюдатели на борту: [14] [15]
- Штаб-сержант Уолтер Гудман (Проект Альберта)
- Лоуренс Х. Джонстон (Проект Альберта)
- Технический сержант Джесси Купферберг (Проект Альберта)
- Уильям Л. Лоуренс , корреспондент The New York Times
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кэмпбелл 2005 , стр. 184–185.
- ^ Суини, Антонуччи и Антонуччи 1997 , с. 111.
- ^ «Некролог Бихана» . УПИ . 10 марта 1989 года.
«Мы назвали наш самолет в его честь», - сказал [пилот] Суини в четверг. «Мы называли его Великим Артистом. Он был так хорош в своей работе. Он был свечой зажигания нашей команды. Мы все любили его».
- ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 28, 184–185.
- ^ Суини, Антонуччи и Антонуччи 1997 , с. 193.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 2005 , стр. 50–51.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 32.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 111.
- ^ «Придание блеска» . ВВС США. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 18 марта 2013 г.
- ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 141–142.
- ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 157–158.
- ^ Краусс и Краусс 2005 , с. 268.
- ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 138–139.
- ^ Лоуренс, Уильям Л. «Рассказ очевидца об атомной бомбе над Нагасаки» . Национальная научная цифровая библиотека . Проверено 18 марта 2013 г.
- ^ «509-е место - Научная группа Лос-Аламоса на Тиниан - Проект Альберта» . Ассоциация по сохранению наследия Манхэттенского проекта. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 17 декабря 2014 г.
Ссылки [ править ]
- Кэмпбелл, Ричард Х. (2005). Бомбардировщики Silverplate: история и реестр Enola Gay и других B-29, предназначенных для перевозки атомных бомб . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN 0-7864-2139-8 . OCLC 58554961 .
- Краусс, Роберт; Краусс, Амелия, ред. (2005). Вспомнили 509-ю группу: история 509-й составной группы, рассказанная самими ветеранами, встреча в честь 509-й годовщины, Уичито, Канзас, 7–10 октября 2004 г. Бьюкенен, Мичиган: 509-я пресса. ISBN 978-0-923568-66-5 . OCLC 59148135 .
- Суини, Чарльз; Антонуччи, Джеймс А.; Антонуччи, Мэрион К. (1997). Конец войны: рассказ очевидца последней атомной миссии Америки . Нью-Йорк: Книги Эйвона. ISBN 0-380-97349-9 .
Внешние ссылки [ править ]
- «Рассказ очевидца атомной бомбардировки Нагасаки Уильяма Лоуренса, The New York Times » . Проверено 18 марта 2013 г.
- «Галерея Эйба Спитцера» . Ассоциация по сохранению наследия Манхэттенского проекта. Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 18 марта 2013 г. Сержант Спитцер был радистом экипажа C-15 и вел подробный дневник своих воспоминаний о миссиях, выполненных с Тиниана, включая обе атомные миссии. Эта коллекция представляет собой фотостаты оригинальных страниц.