Квебекское соглашение
Статьи соглашения, регулирующие сотрудничество между властями США и Великобритании в области трубных сплавов | |
---|---|
![]() Маккензи Кинг , Франклин Д. Рузвельт и Уинстон Черчилль на Квебекской конференции в августе 1943 года. | |
Подписано | 19 августа 1943 г. |
Расположение | Квебек , Квебек, Канада |
Эффективный | 19 августа 1943 г. |
Срок действия | 7 января 1948 г. |
Подписавшиеся |
|
Квебекское соглашение было секретным соглашением между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами, в котором излагались условия скоординированного развития науки и техники, связанных с ядерной энергетикой и, в частности, с ядерным оружием . Он был подписан Уинстоном Черчиллем и Франклином Д. Рузвельтом 19 августа 1943 года, во время Второй мировой войны , на Первой Квебекской конференции в Квебеке, Квебек , Канада.
Квебекское соглашение предусматривало, что США и Великобритания объединят свои ресурсы для разработки ядерного оружия, и что ни одна страна не будет использовать его против другой или против других стран без взаимного согласия или передавать информацию о нем другим странам. Это также дало Соединенным Штатам право вето на послевоенное коммерческое или промышленное использование ядерной энергии в Великобритании. Соглашение объединило проект British Tube Alloys с американским Манхэттенским проектом и создало Комитет по объединенной политике для контроля над совместным проектом. Хотя Канада не подписала Соглашение, оно предусматривало наличие канадского представителя в Объединенном политическом комитете с учетом вклада Канады в эти усилия.
Британские ученые выполнили важную работу в рамках британского вклада в Манхэттенский проект , а в июле 1945 года требуемое соглашением британское разрешение было дано на применение ядерного оружия против Японии. от сентября 1944 года Памятная записка в Гайд-парке продлила англо-американское сотрудничество на послевоенный период, но после окончания войны американский энтузиазм по поводу союза с Великобританией угас. Закон МакМагона (1946 г.) положил конец техническому сотрудничеству посредством контроля над «ограниченными данными». 7 января 1948 года Квебекское соглашение было заменено modus vivendi — соглашением, которое разрешало ограниченный обмен технической информацией между Соединенными Штатами, Великобританией и Канадой.
Предыстория [ править ]
сплавы Трубчатые
Нейтрон был открыт Джеймсом Чедвиком в Кавендишской лаборатории в Кембриджского университета феврале 1932 года. [1] В апреле 1932 года его коллеги из Кавендиша Джон Кокрофт и Эрнест Уолтон расщепили атомы лития ускоренными протонами . [2] Затем, в декабре 1938 года, Отто Хан и Фриц Штрассман в лаборатории Хана в Берлин-Далеме бомбардировали уран замедленными нейтронами. [3] и обнаружил, что барий . был произведен [4] Хан написал своей коллеге Лизе Мейтнер , которая вместе со своим племянником Отто Фришем урана объяснила, что ядро было расщеплено. [5] По аналогии с делением биологических клеток они назвали этот процесс « делением ». [6]

Открытие деления открыло возможность чрезвычайно мощной атомной бомбы . создания [7] Этот термин уже был знаком британской публике благодаря трудам Герберта Уэллса в его романе 1913 года «Освобожденный мир» . [8] Комитет сэра Генри Тизарда по научным исследованиям в области противовоздушной обороны первоначально был сформирован для изучения потребностей противовоздушной обороны, но затем расширился до изучения воздушной войны в целом. [9] В мае 1939 года, за несколько месяцев до начала Второй мировой войны в Европе в сентябре 1939 года, ему было поручено провести исследование возможности создания атомной бомбы. [10] Тизард поручил Джорджу Пэджету Томсону , профессору физики Имперского колледжа Лондона , и Марку Олифанту , австралийскому физику из Бирмингемского университета , провести серию экспериментов с ураном. К февралю 1940 года команде Томсона не удалось создать цепную реакцию в природном уране, и он решил, что заниматься этим не стоит. [11]
Команда Олифанта пришла к совершенно иному выводу. Он поручил эту задачу двум немецким ученым-беженцам, Рудольфу Пайерлсу и Фришу, которые не могли работать над секретными университетскими проектами, такими как радар, потому что были вражескими инопланетянами и, следовательно, не имели необходимого допуска. [12] Они рассчитали критическую массу металлического шара из чистого урана-235 и обнаружили, что вместо тонн, как все предполагали, будет достаточно от 1 до 10 килограммов (от 2,2 до 22,0 фунтов), и он взорвется с силой тысячи тонн динамита. [13] [14] [15]
Олифант отнес меморандум Фриша-Пайерлса Тизарду. В результате был создан комитет MAUD для дальнейшего расследования. Он руководил интенсивными исследовательскими усилиями. [16] Четыре университета предоставили места, где проводились эксперименты. Университет Бирмингема провел теоретическую работу, например, определил, какой размер критической массы необходим для взрыва. Эту группу возглавлял Пайерлс с помощью немецкого ученого-беженца Клауса Фукса . Лаборатории Ливерпульского и Оксфордского университетов экспериментировали с различными типами разделения изотопов . Группа Чедвика в Ливерпуле занималась термодиффузией — явлением, наблюдаемым в смесях подвижных частиц, когда разные типы частиц по-разному реагируют на силу температурного градиента . Фрэнсиса Саймона Группа в Оксфорде исследовала газовую диффузию , основанную на том принципе, что при разных давлениях уран-235 диффундирует через барьер быстрее, чем уран-238. Этот метод был признан наиболее многообещающим. Эгона Бретшера и Нормана Физера в Кембридже исследовала, существует ли еще один элемент, ныне называемый Группа плутоний может быть использован в качестве делящегося материала. Благодаря присутствию группы французских учёных-беженцев во главе с Гансом фон Хальбаном , Оксфорд также располагал основным в мире запасом тяжёлой воды , что помогло им разработать теории о том, как уран можно использовать для производства энергии. [17] [18]
В июле 1941 года комитет MAUD подготовил два всеобъемлющих отчета, в которых был сделан вывод о том, что атомная бомба не только технически осуществима, но и может быть произведена до окончания войны, возможно, всего за два года. Комитет MAUD единогласно рекомендовал продолжить его разработку в срочном порядке, хотя и признал, что требуемые ресурсы могут превышать те, которые доступны Великобритании. [19] [20] Но еще до того, как отчет был завершен, премьер-министр Уинстон Черчилль был проинформирован о результатах своего научного советника Фредерика Линдеманна и принял решение о дальнейших действиях. новое управление, известное под намеренно вводящим в заблуждение названием Tube Alloys Для координации этих усилий было создано сэр Джон Андерсон , лорд-президент Совета . Ответственным министром стал Уоллес Эйкерс из Imperial Chemical Industries (ICI). , а его директором был назначен [21]
усилия американские Ранние
Перспектива разработки Германией атомной бомбы также вызывала большую обеспокоенность учёных в Соединённых Штатах, особенно тех, кто был беженцами из нацистской Германии и других фашистских стран. В июле 1939 года Лео Сцилард и Альберт Эйнштейн написали письмо, предупреждающее президента Соединенных Штатов Франклина Д. Рузвельта об опасности. В ответ Рузвельт в октябре 1939 года создал Консультативный комитет по урану под председательством Лаймана Бриггса из Национального бюро стандартов . Исследования были сосредоточены на медленном делении ядер для производства энергии, но с растущим интересом к разделению изотопов. [22] 12 июня 1940 года Ванневар Буш , президент вашингтонского Института Карнеги , и Гарри Хопкинс , ключевой советник президента, обратились к президенту с предложением создать Комитет исследований национальной обороны (NDRC) для координации обороны. - сопутствующие исследования. [23] NDRC был официально создан 27 июня 1940 года под председательством Буша. [24] Он поглотил Консультативный комитет по урану, который вышел за рамки своей первоначальной роли и теперь руководил исследованиями. Он стал Урановым комитетом NDRC. [23]

Одним из первых действий Буша в качестве председателя NDRC была организация тайной встречи с коммодором авиации Джорджем Пири , британским воздушным атташе в Вашингтоне , и бригадным генералом Чарльзом Линдеманном, атташе британской армии (и братом Фредерика Линдеманна), чтобы обсудить британский план действий. предложение полного обмена технической информацией. Буш решительно поддержал это предложение и на встрече 8 июля 1940 года дал совет, как его следует представить. Он был одобрен на заседании кабинета министров 11 июля, а официальное признание было передано лорду Лотиану , послу Великобритании в США . 29 июля [25]
Среди богатой информации, которую привезла в Америку миссия Тизард , научная миссия, направленная в Соединенные Штаты для содействия обмену военной наукой и технологиями, были подробности об обсуждениях и деятельности комитета MAUD. Некоторая информация из комитета MAUD уже была передана Соединенным Штатам Ральфом Х. Фаулером , британским научным атташе в Канаде. Кокрофт, член миссии Тизард, принес еще. Кокрофт и Фаулер встретились с Комитетом по урану. [19] но поток информации был в основном односторонним. [26] Кокрофт сообщил, что американский проект атомной бомбы отстает от британского и продвигается не так быстро. [27] [19] Работа, проведенная в Америке, включала исследования Силарда и Энрико Ферми в Колумбийском университете возможности управляемой цепной ядерной реакции ; [28] предварительные исследования по разделению изотопов с использованием центрифугирования , газовой диффузии и термодиффузии ; процессов [29] и усилия по производству плутония в Радиационной циклотроне лаборатории университета Калифорнийского . [30]
Кеннет Бейнбридж из Гарвардского университета присутствовал на заседании комитета MAUD 9 апреля 1941 года и был удивлен, обнаружив, что британцы убеждены в том, что создание атомной бомбы технически осуществимо. [31] [32] Комитет по урану собрался в Гарварде 5 мая, и Бейнбридж представил свой отчет. Буш привлек группу, возглавляемую Артуром Комптоном , лауреатом Нобелевской премии по физике и заведующим кафедрой физики Чикагского университета , для дальнейшего расследования. В отчете Комптона, опубликованном 17 мая 1941 года, не было подробно рассмотрено проектирование и изготовление бомбы. [33] Вместо этого он поддержал послевоенный проект, сконцентрированный на использовании атомной энергии для производства электроэнергии. [34] 28 июня 1941 года Рузвельт создал Управление научных исследований и разработок (OSRD), во главе которого стал Буш, лично подотчетный президенту. Новая организация вошла в состав NDRC, которую сейчас возглавляет Джеймс Б. Конант . [24] президент Гарвардского университета . [35] Урановый комитет стал Урановым отделом ОСРД, но вскоре был переименован в Секцию С-1 по соображениям безопасности. [36] [37]
Британия находилась в состоянии войны, а США – нет. Олифант прилетел в Соединенные Штаты в конце августа 1941 года якобы для обсуждения программы радаров, но на самом деле для того, чтобы выяснить, почему Соединенные Штаты игнорируют выводы комитета MAUD. [38] К своему ужасу он обнаружил, что отчеты и другие документы, отправленные непосредственно Бриггсу, не были доведены до сведения всех членов комитета; Бриггс запер их в сейфе. Затем Олифант встретился с Уильямом Д. Кулиджем , который исполнял обязанности Комптона, пока последний находился в Южной Америке; [39] Сэмюэл К. Эллисон , коллега Комптона из Чикагского университета; Эрнест О. Лоуренс , директор радиационной лаборатории; Ферми и Конант, чтобы объяснить срочность. На этих встречах он говорил об атомной бомбе убедительно и уверенно. [40] Эллисон вспоминает, что, когда Олифант встретился с Секцией S-1, он «пришел на встречу и недвусмысленно сказал «бомба». Он сказал нам, что мы должны сосредоточить все усилия на бомбе, и сказал, что мы не имеем права работать над бомбой. электростанции или что-то еще, кроме бомбы, сказал он, что бомба будет стоить 25 миллионов долларов, а у Британии нет ни денег, ни рабочей силы, так что решать нам». [41]
Буш и Конант получили окончательный отчет MAUD от Томсона 3 октября 1941 года. [38] Имея это в виду, Буш встретился с Рузвельтом и вице-президентом Генри А. Уоллесом в Белом доме 9 октября 1941 года и получил согласие на расширенный и ускоренный проект американской атомной бомбы. [42] Двумя днями позже Рузвельт направил Черчиллю письмо, в котором предложил им обменяться мнениями, «чтобы любые расширенные усилия могли быть скоординированы или даже проведены совместно». [43]
Сотрудничество [ править ]
Рузвельт считал это предложение о совместном проекте достаточно важным, чтобы лично доставить письмо Фредерику Л. Ховде , главе миссии NDRC в Лондоне. [44] но Черчилль не ответил до декабря. Он заверил Рузвельта в своей готовности сотрудничать и сообщил ему, что Ховде обсуждал этот вопрос с сэром Джоном Андерсоном и лордом Черуэллом, как теперь был известен Фредерик Линдеманн. Комитет MAUD рассмотрел вопрос о сотрудничестве с Соединенными Штатами и пришел к выводу, что, хотя пилотные установки по разделению изотопов могут быть созданы в Соединенном Королевстве, полномасштабные производственные мощности необходимо будет построить в Соединенных Штатах. Британцы выразили обеспокоенность по поводу безопасности американского проекта. По иронии судьбы, именно в британский проект уже проникли атомные шпионы . [45] Джон Кернкросс передал Советскому Союзу копию отчета комитета MAUD. [46] Хотя это и не было доведено до сведения американцев, у британцев были и другие опасения по поводу того, что может случиться после войны, если американцы примут изоляционизм , как это произошло после Первой мировой войны , и Британии придется сражаться с Советским Союзом в одиночку. [47] Таким образом, возможность совместного проекта была упущена. Британский и американский обмен информацией продолжался, но их программы оставались отдельными. [48]

Нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года привело к вступлению США в войну. [49] Финансирование теперь стало доступным в объемах, о которых годом ранее и не мечтали. [50] Срок действия контрактов ОСРД истекал в конце июня 1942 года, и во время войны шла острая конкуренция за сырье. Было решено, что в 1942–1943 годах армия Соединенных Штатов профинансирует 53 миллиона долларов из программы стоимостью 85 миллионов долларов. 18 июня 1942 года полковнику Джеймсу К. Маршаллу было приказано организовать армейский компонент. [51] [52] Он разместил свою штаб-квартиру на 18-м этаже дома 270 по Бродвею в Нью-Йорке под безобидным названием « Инженерный район Манхэттена» , следуя обычной практике присвоения инженерным районам названий в честь города, в котором располагалась его штаб-квартира. Вскоре проект также получил название «Манхэттен». [52] К сентябрю 1942 года Буш и Конант почувствовали, что пришло время взять власть в свои руки, что уже было одобрено президентом 17 июня 1942 года, а 23 июня бригадный генерал Лесли Р. Гроувс-младший стал директором Манхэттенского проекта. Сентябрь 1942 года. [53] Гровс попытался усилить безопасность с помощью политики строгого разделения, аналогичной той, которую британцы ввели в отношении радаров. [54]
Американские усилия вскоре обогнали британские. Британские ученые, посетившие Соединенные Штаты в 1942 году, были поражены прогрессом и темпами, которые приобрел Манхэттенский проект. [55] 30 июля 1942 года Андерсон сообщил Черчиллю: «Мы должны признать тот факт, что… [наша] новаторская работа… сокращается и что, если мы не капитализируем его быстро, нас опередят. реальный вклад в «слияние». Скоро у нас будет мало или вообще ничего». [56] Но Буш и Конант уже решили, что британская помощь больше не нужна. [57] В октябре 1942 года они убедили Рузвельта, что США должны самостоятельно разработать атомную бомбу, несмотря на соглашение о неограниченном научном обмене между США и Великобританией. [58]
Позиции двух стран были противоположны тому, что было в 1941 году. [56] Американские официальные лица были обеспокоены тем, что Акерс и другие люди из ICI, участвовавшие в проекте Tube Alloys, пытались использовать американские научные знания в области ядерной науки для создания прибыльной послевоенной промышленности. [59] Генри Военный министр . Л. Стимсон считал, что, поскольку Соединенные Штаты выполняют «девяносто процентов работы» над бомбой, для нас было бы «лучше пока согласиться, не делясь чем-либо большим, чем мы могли бы помочь» ". [60] В декабре 1942 года Рузвельт согласился ограничить поток информации только тем, что Великобритания могла бы использовать во время войны, даже если это помешало бы американскому проекту. [60] Американцы перестали делиться какой-либо информацией о производстве тяжелой воды, методе электромагнитного разделения , физических и химических свойствах плутония, деталях конструкции атомной бомбы или фактах о реакциях на быстрых нейтронах . Это отрицательно повлияло на работу Монреальской лаборатории — совместного британско-канадского проекта, занимавшегося исследованием конструкции ядерного реактора . В ответ британцы прекратили отправлять учёных в Америку, замедлив там темпы работ, которые полагались на британских учёных. Затем американцы прекратили любой обмен информацией. [57]

Управление трубных сплавов задумалось, сможет ли Великобритания произвести бомбу без помощи Америки. Газодиффузионный завод по производству 1 кг оружейного урана в день оценивался в 3 миллиона фунтов стерлингов на исследования и разработки, а строительство в Британии во время войны - до 50 миллионов фунтов стерлингов. Ядерный реактор для производства 1 кг плутония в день придется построить в Канаде. Строительство займет до пяти лет и будет стоить 5 миллионов фунтов стерлингов. Для проекта также потребуются мощности для производства необходимой тяжелой воды для реактора стоимостью от 5 до 10 миллионов фунтов стерлингов, а также для производства металлического урана, что обойдется еще в 1,5 миллиона фунтов стерлингов. Проекту потребуется первостепенный приоритет, поскольку, по оценкам, для него потребуется 20 000 рабочих, многие из которых высококвалифицированные, 500 000 тонн стали и 500 000 кВт электроэнергии. Срыв других проектов военного времени был бы неизбежен, и вряд ли он был бы готов вовремя повлиять на исход войны в Европе . Единодушным ответом было то, что, прежде чем приступить к этому, следует предпринять еще одну попытку заручиться американским сотрудничеством. [61]
К марту 1943 года Буш и Конант решили, что британская помощь пойдет на пользу некоторым участкам Манхэттенского проекта. В частности, помощь Чедвика и одного или двух других британских ученых могла бы оказаться достаточно полезной, чтобы оправдать риск раскрытия секретов конструкции оружия. [62] Буш, Конант и Гроувз хотели, чтобы Чедвик и Пайерлс обсудили конструкцию бомбы с Робертом Оппенгеймером , а строительная компания Kellogg хотела получить комментарии Великобритании по проекту газодиффузионного завода, который она строила. [63]
Переговоры [ править ]
Черчилль обсудил этот вопрос с Рузвельтом, когда они встретились на Вашингтонской конференции 25 мая 1943 года. [64] В тот же день в офисе Хопкинса в Белом доме была организована встреча Черуэлла и Буша под наблюдением Хопкинса. Оба изложили свои позиции, и Черуэлл объяснил, что послевоенный интерес Британии заключался в ядерном оружии, а не в коммерческих возможностях. [65] Хопкинс доложил Рузвельту: [64] Черчилль и Рузвельт согласились, что обмен информацией следует пересмотреть и что проект создания атомной бомбы должен быть совместным. [66] Хопкинс отправил Черчиллю телеграмму, подтверждающую это, 17 июня: [64] но американская политика не изменилась, во многом потому, что Рузвельт не проинформировал Буша о их следующей встрече 24 июня. [65] [67] Когда Черчилль в телеграмме от 9 июля потребовал принятия мер, Хопкинс посоветовал Рузвельту, что «вы дали Черчиллю твердое обязательство в отношении этого, когда он был здесь, и вам ничего не остается, как довести его до конца». [68]

Буш находился в Лондоне 15 июля 1943 года для участия в заседании Комитета британского военного кабинета по борьбе с подводными лодками. Сэр Стаффорд Криппс отвез его к Черчиллю, который сказал Бушу, что президент дал ему честное слово о полном сотрудничестве и что он возмущен препятствиями со стороны американских бюрократов. Буш предложил ему обсудить этот вопрос со Стимсоном, который также находился в Лондоне. Черчилль сделал это 17 июля, и Стимсон пообещал передать этот вопрос Рузвельту. [69] 20 июля Рузвельт написал Бушу с указанием «возобновить на инклюзивной основе полный обмен мнениями с британским правительством по поводу трубных сплавов». [68] но поскольку Буш был в Лондоне, он не видел этого письма еще десять дней. [70] Стимсон, Буш и специальный помощник Стимсона Харви Банди встретились с Черчиллем, Черуэллом и Андерсоном на Даунинг-стрит, 10 в Лондоне 22 июля. Никто из них не знал, что Рузвельт уже принял решение. [69]
Стимсон только что закончил серию споров с британцами о необходимости вторжения во Францию . Он не хотел показывать, что не согласен с ними во всем. [69] и, в отличие от Буша, был чувствителен к инсинуациям о том, что с Британией обращаются несправедливо. [71] Он в примирительных тонах говорил о необходимости хороших послевоенных отношений между двумя странами. Со своей стороны, Черчилль отрицал интерес к коммерческому применению ядерных технологий. [69] Они объяснили, что причиной беспокойства Британии по поводу послевоенного сотрудничества были не коммерческие соображения, а желание Британии иметь ядерное оружие после войны. Затем Буш предложил план из пяти пунктов, который Стимсон пообещал представить на утверждение президенту. [72]
Андерсон разработал соглашение о полном обмене, которое Черчилль переформулировал «более величественным языком». [73] Андерсон опасался, что Гроувс может сказать Стимсону и Бушу, что «как и все американцы, приезжающие на наш туманный остров, они были обмануты нашей лицемерной хитростью и увлечены нашим блестящим премьер-министром». [65] Когда Конант узнал о соглашении, он выразил мнение, что будет чувствовать себя как дома в штате « Чикаго Трибьюн» . [74] [75] газета, известная своими антибританскими взглядами. [76] Андерсон прибыл в Вашингтон с призывом 5 августа. [77] и обсудил это с Конантом и Бушем. С американской точки зрения, в окончательный проект не вошло ничего, что противоречило существующей политике обмена информацией. Андерсон добился одной важной уступки: создания Объединенного политического комитета для наблюдения за совместным проектом с участием представителей США, Великобритании и Канады. [78] Возражения Конанта против предложенных Андерсоном механизмов обмена информацией были встречены путем поручения этой задачи Объединенному политическому комитету. [79] Стимсон, генерал Джордж Маршалл и контр-адмирал Уильям Р. Пурнелл рассмотрели документ и внесли незначительные изменения, после чего он был отправлен в посольство Великобритании на утверждение. [74]
Соглашение [ править ]

Требовался быстрый процесс разработки проекта, поскольку Рузвельт, Черчилль и их политические и военные советники собрались на «Квадрант» в Цитадели Квебека 17 августа, организованную премьер-министром Канады конференцию Маккензи Кинг . Большинство дискуссий касалось вторжения во Францию. [80] Хотя Квебекское соглашение было двусторонним, и Канада не подписала его, британцы считали, что вклад Канады в производство трубных сплавов был достаточно значительным, чтобы представительство на высоком уровне было уместным. Поэтому Кинга попросили назначить канадского члена Объединенного политического комитета, и он выбрал К.Д. Хоу , канадского министра боеприпасов и снабжения . Стимсон, Буш и Конант будут американскими членами, а фельдмаршал сэр Джон Дилл и полковник Дж. Дж. Ллевеллин будут британскими членами. [79]
19 августа Рузвельт и Черчилль подписали Квебекское соглашение, которое было напечатано на четырех страницах почтовой бумаги Citadelle. [80] и официально озаглавлен «Статьи соглашения, регулирующие сотрудничество между властями США и Великобритании в области трубных сплавов». [81] Соединенное Королевство и Соединенные Штаты согласились, что «для нашей общей безопасности в нынешней войне жизненно важно как можно скорее реализовать проект Tube Alloys», [81] и что этого лучше всего достичь путем объединения их ресурсов. [81] Квебекское соглашение предусматривало, что:
- США и Великобритания объединят свои ресурсы для разработки ядерного оружия при свободном обмене информацией;
- Ни одна из стран не будет использовать их против другой;
- Ни одна страна не будет использовать их против других стран без согласия;
- Ни одна страна не будет передавать информацию о них другим странам без согласия;
- Что «ввиду тяжелого бремени производства, лежащего на Соединенных Штатах», президент может ограничить послевоенное коммерческое или промышленное использование атомной энергии в Великобритании. [81]
Единственной частью Квебекского соглашения, которая беспокоила Стимсона, было требование обоюдного согласия перед использованием атомных бомб. [82] Если бы Конгресс знал об этом, они бы никогда не поддержали это. Американское вето на послевоенное британское коммерческое и промышленное использование ясно показало, что Великобритания была младшим партнером в Большом Альянсе . Черчилль, в частности, считал Квебекское соглашение лучшей сделкой, которую он мог заключить в данных обстоятельствах, а ограничения были ценой, которую ему пришлось заплатить за получение технической информации, необходимой для успешного послевоенного проекта создания ядерного оружия. [83] Маргарет Гоуинг отметила, что «идея независимого сдерживания уже прочно укоренилась». [73]
Квебекское соглашение было секретным соглашением. Его условия были известны лишь немногим инсайдерам, а само его существование не было раскрыто Конгрессу Соединенных Штатов . [84] Объединенному комитету по атомной энергии было дано устное резюме 12 мая 1947 года. [85] 12 февраля 1951 года Черчилль обратился к президенту Гарри С. Трумэну с просьбой разрешить опубликовать его, но Трумэн отказался. Поэтому Черчилль исключил это из своих мемуаров «Замыкая кольцо» (1951). [86] Это оставалось секретом до тех пор, пока Черчилль не зачитал его в Палате общин 5 апреля 1954 года. [87] [88] Однако 4 сентября 1943 года советский атомный шпион Урсула Кучински в Москве подробности соглашения («Соня») сообщила ГРУ , которые она, вероятно, получила от Фукса. [89]
Реализация [ править ]
Еще до подписания Квебекского соглашения Акерс уже телеграфировал в Лондон с инструкциями, согласно которым Чедвик, Пайерлс, Олифант и Саймон должны немедленно отправиться в Северную Америку. Они прибыли 19 августа, в день его подписания, надеясь поговорить с американскими учёными, но не смогли этого сделать. Прошло две недели, прежде чем американские официальные лица узнали о содержании Квебекского соглашения. [90] Буш сказал Акерсу, что его действия были преждевременными и что Комитет по объединенной политике сначала должен будет согласовать правила, регулирующие прием на работу британских ученых. От нечего делать ученые вернулись в Великобританию. [91] Гровс проинформировал Исполнительный комитет OSRD S-1 , который заменил Комитет S-1 19 июня 1942 года: [92] на специальном совещании 10 сентября 1943 г. [93] Текст Квебекского соглашения местами был расплывчатым, с лазейками, которые Гроувс мог использовать для обеспечения разделения. [94] Переговоры об условиях технического обмена затянулись до декабря 1943 года. Новые процедуры вступили в силу 14 декабря с одобрения Комитета по военной политике (который управлял Манхэттенским проектом) и Комитета по объединенной политике. К этому времени британские ученые уже начали работать в США. [95] [96]

В течение следующих двух лет Объединенный политический комитет собирался всего восемь раз. [97] Первый случай произошел днем 8 сентября 1943 года; Стимсон обнаружил, что он является председателем только этим утром. На этой первой встрече был учрежден Технический подкомитет под председательством американского генерал-майора Вильгельма Д. Стайера . [90] Американцы не хотели видеть Акерса в Техническом подкомитете из-за его опыта работы в ICI, поэтому Ллевеллин назначил Чедвика, которого он также хотел возглавить британской миссией в Манхэттенском проекте. [98] Другими членами Технического комитета были Ричард Толман , который был научным консультантом Гроувса, и Си Джей Маккензи , президент Канадского национального исследовательского совета . [90] Было решено, что Технический комитет может действовать без консультации с Объединенным политическим комитетом, если его решение будет единогласным. Свое первое заседание оно провело в Пентагоне 10 сентября 1943 года. [99]
Оставался вопрос о сотрудничестве между Металлургической лабораторией Манхэттенского проекта в Чикаго и Монреальской лабораторией. На заседании Объединенного политического комитета 17 февраля 1944 года Чедвик потребовал ресурсов для строительства ядерного реактора в месте, известном сейчас как лаборатории Чок-Ривер . Великобритания и Канада согласились оплатить стоимость этого проекта, но тяжелую воду пришлось поставлять Соединенным Штатам. Поскольку маловероятно, что это окажет какое-либо влияние на ход войны, Конант особенно прохладно отнесся к этому предложению, но тяжеловодные реакторы по-прежнему вызывали большой интерес. [100] Гроувс был готов поддержать усилия и поставить необходимую тяжелую воду, но с некоторыми ограничениями. Монреальская лаборатория будет иметь доступ к данным исследовательских реакторов Металлургической лаборатории в Аргонне и графитового реактора X-10 в Ок-Ридже, но не к данным производственных реакторов на Хэнфордской площадке ; им также не предоставили никакой информации о химии плутония или методах его отделения от других элементов. Эта договоренность была официально одобрена заседанием Объединенного политического комитета 19 сентября 1944 года. [101] [102]
Чедвик в полной мере поддержал вклад Великобритании в Манхэттенский проект , отказавшись от любых надежд на британский проект во время войны. [103] При поддержке Черчилля он пытался обеспечить выполнение каждой просьбы Гроувса о помощи. Хотя темпы исследований замедлились, когда война вступила в заключительную фазу, ученые по-прежнему пользовались большим спросом, и это выпало на плечи Андерсона, Черуэлла и сэра Эдварда Эпплтона , постоянного секретаря Департамента научных и промышленных исследований , который отвечал за создание трубки. Сплавы, чтобы оторвать их от проектов военного времени, в которых они постоянно участвовали. [104] Британская миссия под руководством Акерса оказала помощь в разработке технологии газовой диффузии в Нью-Йорке. [105] Другой, возглавляемый Олифантом, который занимал должность заместителя директора Радиационной лаборатории Беркли , помогал в процессе электромагнитного разделения . [106] Будучи главой британской миссии в Лос-Аламосской лаборатории , Чедвик, а позже и Пайерлс, возглавляли многонациональную команду выдающихся ученых, в которую входили сэр Джеффри Тейлор , Джеймс Так , Нильс Бор , Уильям Пенни , Фриш и Фукс. Четыре члена Британской миссии стали руководителями групп в Лос-Аламосе. Пенни наблюдал бомбардировку Нагасаки 9 августа 1945 года и участвовал в ядерных испытаниях операции «Перекресток» в 1946 году. [107]
Серьезное напряжение в Соглашении возникло в 1944 году, когда Соединенным Штатам стало известно, что Великобритания заключила секретное соглашение с Гансом фон Хальбаном о передаче ядерной информации Франции после войны в обмен на свободное использование патентов, связанных с ядерные реакторы, представленные французским физиком Фредериком Жолио-Кюри и его командой из Коллеж де Франс . После этого разоблачения Соединенные Штаты и Канада возразили, заявив, что соглашение Хальбана нарушает условия Квебекского соглашения, а именно раздел об обмене информацией с третьими сторонами без предварительного взаимного согласия. [108] Соединенное Королевство нарушило свои обязательства перед Францией, чтобы удовлетворить Соединенные Штаты. Андерсон был крайне обеспокоен отчуждением французов, и он вместе с иностранных дел министром Энтони Иденом предложили предложить французам обязательство о том, что Франция впоследствии будет включена в Манхэттенский проект, но Черчилль не согласился и остался категорически против любых разоблачений Франции или Советского Союза. [109] После войны французское правительство аннулировало соглашение Хальбана. [110]
Вопрос о патентных правах был сложным, и попытки заключить соглашения между Великобританией и Соединенными Штатами в 1942 году, а также между Великобританией и Канадой в 1943 году потерпели неудачу. После подписания Квебекского соглашения британские и американские эксперты снова сели вместе и выработали соглашение, которое было одобрено Объединенным политическим комитетом в сентябре 1944 года. Это соглашение, которое также распространялось на Канаду, было ретроспективным по отношению к подписанию Квебекского соглашения. в августе 1943 года, но из-за необходимой секретности, был завершен только в 1956 году и охватывал все патенты, полученные в ноябре 1955 года. Каждая из трех стран согласилась передать другим любые права, которыми она владела в других странах, и отказаться от любых претензий. о компенсации им. [111]
Ллевеллин вернулся в Соединенное Королевство в конце 1943 года, и его заменил в комитете сэр Рональд Ян Кэмпбелл , заместитель главы британской миссии в Соединенных Штатах, которого, в свою очередь, сменил посол Великобритании в Соединенных Штатах лорд Галифакс , начало 1945 года. Дилл умер в Вашингтоне 4 ноября 1944 года, и на посту главы британской Объединенной штабной миссии и члена Объединенного политического комитета его сменил фельдмаршал сэр Генри Мейтленд Уилсон . [97] Поэтому именно Вильсон 4 июля 1945 года в соответствии с пунктом Квебекского соглашения, в котором указывалось, что ядерное оружие не будет применяться против другой страны без взаимного согласия, согласился, что применение ядерного оружия против Японии будет зафиксировано как решение Объединенный политический комитет. [112] [113] [114]
Шпаргалка по - Гайд парку

В сентябре 1944 года в Квебеке прошла вторая конференция военного времени, известная как « Октагонная конференция» . После череды побед союзников мысли обратились к послевоенному планированию. [116] После этого Рузвельт и Черчилль провели некоторое время вместе в поместье Рузвельта Спрингвуд в Гайд-парке, Нью-Йорк . Они обсудили послевоенное сотрудничество в области ядерного оружия и 19 сентября подписали Памятную записку в Гайд- парке , подробно описывающую соглашение, возникшее на основе того, что они обсуждали. Большая часть из них касалась мыслей Бора о международном контроле. [117] но он также предусматривал, что «[f] полное сотрудничество между Соединенными Штатами и британским правительством в разработке трубных сплавов для военных и коммерческих целей должно продолжаться после поражения Японии до тех пор, пока оно не будет прекращено совместным соглашением». [118]
Из советников Рузвельта только Хопкинс и адмирал Уильям Д. Лихи знали об этом секретном соглашении военного времени, а Лихи, возможно, потому, что он никогда не верил, что атомная бомба сработает, и поэтому, возможно, не обращал особого внимания, имел лишь смутные воспоминания о том, что было сказано. [119] [120] Когда Вильсон поднял памятную записку Гайд-парка на заседании Объединенного политического комитета в июне 1945 года, американскую копию найти не удалось. [121] Британцы отправили Стимсону фотокопию 18 июля. [122] Даже тогда Гроувз подвергал сомнению подлинность документа, пока много лет спустя американская копия не была обнаружена в бумагах вице-адмирала Уилсона Брауна-младшего , военно-морского помощника Рузвельта, очевидно, ошибочно внесенного в документы Рузвельта в Гайд-парке кем-то, не знающим, что такое Tube Alloys, и которые думали, что это как-то связано с корабельными пушками или котельными трубами. [121] [123] [124]
Конец Квебекского соглашения
Трумэн, сменивший Рузвельта после смерти последнего 12 апреля 1945 года, Клемент Эттли , сменивший Черчилля на посту премьер-министра в июле 1945 года, Андерсон и государственный секретарь США Джеймс Ф. Бирнс совещались во время круиза на лодке по реке Потомак. и согласились пересмотреть Квебекское соглашение, [125] с целью заменить его более свободной формой сотрудничества по ядерным вопросам между тремя правительствами. [126] Гроувс, военный министр Роберт П. Паттерсон и советник Паттерсона Джордж Л. Харрисон встретились с британской делегацией, состоящей из Андерсона, Вильсона, Малкольма Макдональда , Верховного комиссара в Канаде , Роджера Макинса из посольства Великобритании в Вашингтоне и Дениса Рикетта , представителя Андерсона. помощник, 15 ноября 1945 г. для составления коммюнике. Они согласились сохранить Объединенный политический комитет. Требование Квебекского соглашения о «взаимном согласии» перед применением ядерного оружия было заменено требованием «предварительных консультаций», и должно было быть «полное и эффективное сотрудничество в области атомной энергии», но в более длинном Меморандуме о намерениях, подписанном по Гроувсу и Андерсону, это было только «в области фундаментальных научных исследований». Паттерсон принес коммюнике в Белый дом, где Трумэн и Эттли подписали его 16 ноября 1945 года. [125] Проект соглашения был одобрен Объединенным политическим комитетом 4 декабря 1945 года как основа для аннулирования Квебекского соглашения. [127]

Следующее заседание Объединенного политического комитета 15 апреля 1946 года не привело к достижению соглашения о сотрудничестве и привело к обмену телеграммами между Трумэном и Эттли. 20 апреля Трумэн телеграфировал, что не считает подписанное им коммюнике обязывающим Соединенные Штаты оказать Великобритании помощь в проектировании, строительстве и эксплуатации атомной электростанции. [128] Ответ Эттли 6 июня 1946 г. [129] «не смягчал слов и не скрывал своего недовольства за нюансами дипломатического языка». [128] Речь шла не только о техническом сотрудничестве, которое быстро исчезало, но и о распределении урановой руды. Во время войны это не вызывало особого беспокойства, поскольку Британия не нуждалась ни в какой руде, поэтому вся продукция конголезских рудников и вся руда, захваченная миссией Алсос, шла в Соединенные Штаты, но теперь она требовалась и британцам. атомный проект. Чедвик и Гроувс достигли соглашения, по которому руда будет делиться поровну. [130]
Бегство Игоря Гузенко и последующее осуждение Алана Нанна Мэя , британского физика, работавшего в Монреальской лаборатории, за шпионаж, сделало политически невозможным обмен информацией с Великобританией для официальных лиц США. [131] Конгресс, не зная о Памятной записке Гайд-парка из-за потери американской копии, принял Закон Мак-Магона . [132] Подписано Трумэном 1 августа 1946 года и вступило в силу с полуночи 1 января 1947 года. [133] этот закон положил конец техническому сотрудничеству. Его контроль над «ограниченными данными» не позволял союзникам США получать какую-либо информацию. [134] Оставшимся ученым было отказано в доступе к статьям, которые они написали всего несколько дней назад. [135] Закон Мак-Магона вызвал негодование как со стороны британских ученых, так и официальных лиц и непосредственно привел к решению Великобритании в январе 1947 года разработать собственное ядерное оружие. [136] В Соединенных Штатах произошел фурор по поводу британского вето на использование ядерного оружия, когда 12 мая 1947 года Объединенный комитет по атомной энергии был проинформирован о Квебекском соглашении (но не о соглашении от ноября 1945 года). [85] что привело к сильному давлению на Трумэна, чтобы тот отказался от этого положения. [137] 7 января 1948 года Буш, Джеймс Фиск , Кокрофт и Маккензи заключили соглашение, известное как modus vivendi , которое разрешало ограниченный обмен технической информацией между Соединенными Штатами, Великобританией и Канадой, что официально отменило Квебекское соглашение. [138] [139] Как и Квебекское соглашение, которое оно заменило, modus vivendi имел гриф «Совершенно секретно». [140]
С началом Холодной войны энтузиазм в Соединенных Штатах по поводу союза с Великобританией также охладился. Опрос, проведенный в сентябре 1949 года, показал, что 72 процента американцев согласились с тем, что Соединенным Штатам не следует «делиться с Англией нашими секретами атомной энергии». [141] Репутация британцев была еще больше запятнана разоблачением в 1950 году того, что Фукс был советским атомным шпионом. [141] Участие Великобритании в Манхэттенском проекте во время войны предоставило значительный объем знаний, который имел решающее значение для успеха исследований взрывчатых веществ , послевоенной программы Соединенного Королевства по созданию ядерного оружия. [142] хотя и не обошлось без важных пробелов, например, в области плутониевой металлургии. [143] Развитие независимых британских средств ядерного сдерживания привело к внесению поправок в Закон Макмахона в 1958 году и к возобновлению особых ядерных отношений между Америкой и Великобританией в соответствии с Соглашением о взаимной обороне между США и Великобританией 1958 года . [144] [145]
Сноски [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Кларк 1961 , с. 9.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 17–18.
- ^ Кларк 1961 , с. 5.
- ^ Кларк 1961 , с. 11.
- ^ Бернштейн 2011 , с. 240.
- ^ Циммерман 1995 , с. 262.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 23–29.
- ^ Фармело 2013 , стр. 15–24.
- ^ Кларк 1961 , стр. 54–56.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 34–36.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 34–39.
- ^ Сас 1992 , стр. 3–5.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 39–41.
- ^ Пайерлс, Рудольф ; Фриш, Отто (март 1940 г.). Меморандум Фриша-Пайерлса, март 1940 г. Atomicarchive.com (Отчет). Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 года . Проверено 2 января 2015 г.
- ^ Бернштейн 2011 , стр. 440–446.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 43–44.
- ^ Лаухт 2012 , стр. 42–45.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фелпс 2010 , стр. 282–283.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , с. 42.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 106–111.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , стр. 16–20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Родос 1986 , стр. 337–338.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шрейдер 2006 , с. 14.
- ^ Фелпс 2010 , стр. 129–130.
- ^ Бернштейн 1976 , с. 204.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 65–66.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , стр. 27–29.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , стр. 29–32.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , стр. 34–39.
- ^ Пол 2000 , с. 20.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , с. 40.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , стр. 29, 37–38.
- ^ Пол 2000 , с. 21.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , с. 24.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , с. 41.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 121–122.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хьюлетт и Андерсон, 1962 , стр. 43–44.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , с. 39.
- ^ Родос 1986 , стр. 372–374.
- ^ Родос 1986 , с. 373.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , стр. 45–46.
- ^ Бернштейн 1976 , с. 205.
- ^ Фармело 2013 , с. 194.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 123–125.
- ^ Фармело 2013 , с. 302.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 94–95.
- ^ Бернштейн 1976 , стр. 206–207.
- ^ Родос 1986 , стр. 389–393.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , стр. 52–54.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , стр. 72–75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джонс 1985 , стр. 41–44.
- ^ Джонс 1985 , стр. 70–71.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 150–151.
- ^ Пол 2000 , стр. 28–29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернштейн 1976 , с. 208.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернштейн 1976 , стр. 209–213.
- ^ Фармело 2013 , с. 224.
- ^ Фармело 2013 , с. 218.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернштейн 1976 , с. 210.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 162–165.
- ^ Бернштейн 1976 , с. 213.
- ^ Гоуинг 1964 , с. 157.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пол 2000 , с. 46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фармело 2013 , с. 229.
- ^ Бернштейн 1976 , с. 214.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , стр. 273–274.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хьюлетт и Андерсон, 1962 , с. 274.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хьюлетт и Андерсон, 1962 , стр. 275–276.
- ^ Пол 2000 , с. 48.
- ^ Бернштейн 1976 , с. 216.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , с. 277.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гоуинг 1964 , с. 168.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хьюлетт и Андерсон, 1962 , с. 278.
- ^ Пол 2000 , с. 51.
- ^ Гоуинг 1964 , с. 170.
- ^ Фармело 2013 , с. 236.
- ^ Бернштейн 1976 , стр. 217–218.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гоуинг 1964 , с. 171.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фармело 2013 , стр. 229–231.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гоуинг 1964 , с. 439.
- ^ Бернштейн 1976 , с. 119.
- ^ Фармело 2013 , стр. 240–241.
- ^ Пол 2000 , с. 52.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гоуинг и Арнольд 1974 , стр. 120–121.
- ^ Рейнольдс 2005 , стр. 400–401.
- ^ Ботти 1987 , стр. 135–136.
- ^ Рейнольдс 2005 , с. 492.
- ^ Тайрер 2016 , стр. 802, 807–808.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джонс 1985 , стр. 242–243.
- ^ Пол 2000 , стр. 57–58.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , с. 75.
- ^ Пол 2000 , стр. 58–59.
- ^ Фармело 2013 , стр. 241–242.
- ^ Джонс 1985 , с. 245.
- ^ Гоуинг 1964 , с. 241.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гоуинг 1964 , с. 234.
- ^ Гоуинг 1964 , с. 173.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , с. 280.
- ^ Лоуренс, Джордж К. (май 1980 г.). «Ранние годы исследований ядерной энергии в Канаде» . Атомная энергия Канады Limited. Архивировано из оригинала 4 января 2015 года . Проверено 3 января 2015 г.
- ^ Джонс 1985 , стр. 246–247.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 271–276.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 236–237.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 241–244.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 250–256.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 256–260.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 260–267.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 291–295.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 343–346.
- ^ Пол 2000 , с. 66.
- ^ Гоуинг 1964 , стр. 244–245.
- ^ Гоуинг 1964 , с. 372.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , стр. 372–373.
- ^ «Протокол заседания Объединенного политического комитета, Вашингтон, 4 июля 1945 года» . Государственный департамент США. Архивировано из оригинала 18 сентября 2017 года . Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ «Памятка, парафированная президентом Рузвельтом и премьер-министром Черчиллем» . Международные отношения Соединенных Штатов, Конференция в Квебеке, 1944 г. Офис историка Государственного департамента США. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ Фармело 2013 , стр. 270–271.
- ^ Пол 2000 , стр. 66–67.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , с. 327.
- ^ Бернштейн 1976 , с. 224.
- ^ Пол 2000 , с. 68.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хьюлетт и Андерсон, 1962 , стр. 457–458.
- ^ Пол 2000 , стр. 72–73.
- ^ Николс 1987 , с. 177.
- ^ Гроувс 1962 , стр. 401–402.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пол 2000 , стр. 80–83.
- ^ «Проект соглашения от 16 ноября 1945 года» . Государственный департамент США. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ «Протокол заседания Объединенного политического комитета от 4 декабря 1945 года» . Государственный департамент США. Архивировано из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пол 2000 , с. 88.
- ^ Гоуинг и Арнольд 1974 , стр. 126–130.
- ^ Гоуинг и Арнольд 1974 , стр. 102–104.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , стр. 480–481.
- ^ Готт 1963 , с. 240.
- ^ Джонс 1985 , стр. 576–578.
- ^ Гоуинг и Арнольд 1974 , стр. 106–108.
- ^ Фармело 2013 , с. 322.
- ^ Колдер 1953 , стр. 303–306.
- ^ Гоуинг и Арнольд 1974 , с. 250.
- ^ Гоуинг и Арнольд 1974 , стр. 245–254.
- ^ «Протокол заседания Объединенного политического комитета в Блэр-Хаусе, Вашингтон, округ Колумбия, 7 января 1948 года» . Государственный департамент США. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ Пол 2000 , стр. 129–130.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Янг, Кен. «Доверие и подозрения в англо-американских отношениях в области безопасности: любопытный случай Джона Стрейчи» . Проект рабочих документов по истории. Архивировано из оригинала 2 января 2015 года . Проверено 2 января 2015 г.
- ^ Гоуинг и Арнольд 1974 , стр. 11–12.
- ^ Гоуинг и Арнольд 1974 , стр. 164–165.
- ^ Готт 1963 , стр. 245–247.
- ^ «Публичное право 85-479» (PDF) . Типография правительства США. 2 июля 1958 года. Архивировано (PDF) из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 12 декабря 2013 г.
Ссылки [ править ]
- Бернштейн, Бартон Дж. (июнь 1976 г.). «Непростой союз: Рузвельт, Черчилль и атомная бомба, 1940–1945». Западный политический ежеквартальный журнал . 29 (2): 202–230. дои : 10.2307/448105 . ISSN 0043-4078 . JSTOR 448105 .
- Бернштейн, Джереми (2011). «Меморандум, изменивший мир» (PDF) . Американский журнал физики . 79 (5): 440–446. Бибкод : 2011AmJPh..79..440B . дои : 10.1119/1.3533426 . ISSN 0002-9505 .
- Ботти, Тимоти Дж. (1987). Долгое ожидание: создание англо-американского ядерного альянса, 1945–58 . Вклад в военные исследования. Нью-Йорк: Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-313-25902-9 . OCLC 464084495 .
- Колдер, Ричи (17 октября 1953 г.). «Цена атомной секретности: англо-американское соперничество». Нация . 177 (16): 303–306. ISSN 0027-8378 .
- Кларк, Рональд В. (1961). Рождение бомбы: роль Британии в создании оружия, изменившего мир . Лондон: Дом Феникса. OCLC 824335 .
- Фармело, Грэм (2013). Бомба Черчилля: как США обогнали Великобританию в первой гонке ядерных вооружений . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-02195-6 .
- Готт, Ричард (апрель 1963 г.). «Эволюция независимого британского сдерживающего фактора». Международные дела . 39 (2): 238–252. ISSN 1468-2346 . JSTOR 2611300 .
- Гоуинг, Маргарет (1964). Великобритания и атомная энергия 1939–1945 гг . Лондон: Макмиллан. ОСЛК 3195209 .
- Гоуинг, Маргарет; Арнольд, Лорна (1974). Независимость и сдерживание: Великобритания и атомная энергия, 1945–1952, Том 1, Разработка политики . Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-333-15781-7 . OCLC 611555258 .
- Гроувс, Лесли (1983) [1962]. Теперь это можно рассказать: история Манхэттенского проекта . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-80189-1 . OCLC 932666584 .
- Хьюлетт, Ричард Г .; Андерсон, Оскар Э. (1962). Новый Свет, 1939–1946 (PDF) . OCLC 493738019 . Проверено 26 марта 2013 г.
- Джонс, Винсент (1985). Манхэттен: Армия и атомная бомба (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории армии США. OCLC 10913875 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2014 года . Проверено 8 июня 2013 г.
- Лаухт, Кристоф (2012). Элементарные немцы: Клаус Фукс, Рудольф Пайерлс и становление британской ядерной культуры 1939–59 . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-02833-4 .
- Николс, Кеннет Дэвид (1987). Дорога к Троице: личный отчет о том, как разрабатывалась ядерная политика Америки . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания. ISBN 978-0-688-06910-0 . OCLC 15223648 .
- Пол, Септимус Х. (2000). Ядерные соперники: англо-американские атомные отношения, 1941–1952 гг . Колумбус, Огайо: Издательство Университета штата Огайо. ISBN 978-0-8142-0852-6 . OCLC 43615254 .
- Фелпс, Стивен (2010). Миссия Тизарда: сверхсекретная операция, изменившая ход Второй мировой войны . Ярдли, Пенсильвания: Вестхолм. ISBN 978-1-59416-116-2 . OCLC 642846903 .
- Рейнольдс, Дэвид (2005). Власть над историей: Черчилль сражался и писал о Второй мировой войне . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-101964-2 . OCLC 505347006 .
- Роудс, Ричард (1986). Создание атомной бомбы . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-44133-3 . OCLC 13793436 .
- Шрейдер, Чарльз Р. (2006). История исследования операций в армии США, Том I: 1942–62 . Вашингтон, округ Колумбия: Армия США. ISBN 978-0-16-072961-4 . OCLC 73821793 .
- Сас, Ференц Мортон (1992). Британские ученые и Манхэттенский проект: годы Лос-Аламоса . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-06167-8 . ОСЛК 23901666 .
- Тайрер, Уильям А. (2016). «Неразгаданная тайна ЭЛЛИ». Международный журнал разведки и контрразведки . 29 (4): 785–808. дои : 10.1080/08850607.2016.1177404 . ISSN 0885-0607 .
- Циммерман, Дэвид (1995). «Миссия Тизарда и разработка атомной бомбы». Война в истории . 2 (3): 259–273. дои : 10.1177/096834459500200302 . ISSN 0968-3445 .
Внешние ссылки [ править ]
- Договоры Соединенного Королевства и США
- Договоры Второй мировой войны
- Договоры, заключенные в 1943 г.
- Тайные договоры
- Отношения Канады и Великобритании
- Отношения Канады и США
- Политика ядерного оружия
- Ядерная история Соединенного Королевства
- История Манхэттенского проекта
- Соединенное Королевство во Второй мировой войне
- События августа 1943 года
- 1943 год в Канаде
- 1943 год в Соединенном Королевстве.
- 1943 год в США.
- 20 век в Квебеке
- 1940-е годы в Квебеке