Серебряная пластина

Silverplate был кодовым обозначением участия ВВС США в Манхэттенском проекте во время Второй мировой войны . Первоначально название проекта модификации самолета, который позволял B-29 Superfortress бомбардировщику сбрасывать атомное оружие , «Silverplate» в конечном итоге стало также обозначать учебные и эксплуатационные аспекты программы. В исходной директиве проекта в качестве темы было «Проект с серебряным покрытием», но дальнейшее использование этого термина сократило его до «Silverplate».
Испытания начались с масштабных моделей на военно-морском полигоне в Дальгрене, штат Вирджиния , в августе 1943 года. Модификации начались на прототипе Silverplate B-29, известном как «Pullman», в ноябре 1943 года, и он использовался для летных испытаний бомбы на авиабазе Muroc Army Air. Поле в Калифорнии , начало в марте 1944 года. В результате испытаний были внесены дальнейшие модификации как в бомбы, так и в самолет.
В августе 1944 года было заказано семнадцать серийных самолетов Silverplate, чтобы 509-я составная группа могла отработать тот тип самолетов, на которых им придется летать в бою, а 216-я базовая часть ВВС армии - испытать конфигурации бомб. За ними последовали еще 28 самолетов, которые были заказаны в феврале 1945 года для оперативного использования 509-й сводной группой. В эту партию вошли самолеты, которые использовались при атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года. Включая Pullman B-29, во время и после Второй мировой войны было произведено 46 самолетов Silverplate B-29. В июле 1945 года было заказано еще 19 самолетов Silverplate B-29, которые были поставлены в период с конца войны до конца 1947 года. Таким образом, было изготовлено 65 самолетов Silverplate B-29.
Использование кодового названия Silverplate было прекращено после войны, но модификации продолжались под новым кодовым названием Saddletree. По этой программе было модифицировано еще 80 самолетов. Последняя группа B-29 была модифицирована в 1953 году, но в дальнейшем на вооружение так и не поступила.
Происхождение [ править ]
Проект Silverplate был инициирован в июне 1943 года, когда Норман Рэмси-младший из группы E-7 Лос-Аламосской лаборатории определил Boeing B-29 Superfortress как единственный самолет в арсенале Соединенных Штатов, способный нести любой тип предлагаемых форм вооружения. : трубчатая форма Тонкого Человека или овальная форма Толстяка . [1]
До решения об использовании B-29 серьезно рассматривалась возможность использования британского Avro Lancaster с его огромным бомбовым отсеком длиной 33 фута (10 м) для доставки оружия. Это потребовало бы гораздо меньших модификаций, но потребовало бы дополнительной подготовки экипажей USAAF. Генерал-майор Лесли Р. Гроувс-младший , директор Манхэттенского проекта , и генерал Генри Х. Арнольд , командующий ВВС США (USAAF), хотели использовать американский самолет, если это вообще было возможно. [2] Однако превосходная дальность полета и высотные характеристики B-29 сделали его гораздо лучшим выбором, и после того, как в ноябре 1943 года B-29 начали модифицировать для перевозки атомной бомбы, предложение об использовании Lancaster так и не появилось. снова. [3] [4]
Первый B-29 был доставлен в ВВС США 1 июля 1943 года. [5] и Гроувс встретился с Арнольдом позже в том же месяце. Гроувс проинформировал Арнольда о Манхэттенском проекте и попросил его помочь в проверке баллистики предлагаемых форм бомбы. Арнольд и начальник артиллерийского отдела в Лос-Аламосе капитан Уильям С. Парсонс организовали проведение испытаний на военно-морском полигоне в Дальгрене, штат Вирджиния , в августе 1943 года. Не было самолетов, которые могли бы нести 17-футовую артиллерийскую установку. Тонкий человек (5,2 м) в длину, поэтому использовалась модель в масштабе 9 футов (2,7 м). Результаты были неутешительными – бомба упала в плоском вращении – но была продемонстрирована необходимость тщательной программы испытаний. [5] [6]
Гровс снова встретился с Арнольдом в сентябре 1943 года. Он сообщил Арнольду, что в настоящее время рассматривается вторая форма бомбы, «Толстяк», и официально потребовал провести дальнейшие испытания и модифицировать не более трех B-29 для перевозки бомбы. оружия и что ВВС США сформируют и обучат специальное подразделение для доставки бомб. Арнольд делегировал ответственность за это генерал-майору Оливеру П. Эколсу . В свою очередь, Эколс назначил полковника Роско К. Уилсона руководителем проекта. [7]
Кодовое имя [ править ]
Первоначально название проекта модификации самолета B-29, позволяющего сбрасывать ядерное оружие , в конечном итоге Silverplate также стало обозначать учебные и эксплуатационные аспекты программы. После марта 1945 года проект модификации самолета попал в компетенцию проекта «Альберта» Манхэттенского проекта . [8] Первоначальное кодовое название проекта было «Silver Plated», но дальнейшее использование этого термина сократило его до одного слова «Silver Plate». По соображениям безопасности кодовое название «Silverplate» официально не регистрировалось. Затем возникла путаница, когда военное министерство передало «Silverplate» другому проекту. Офису Арнольда пришлось приказать другому агентству прекратить использование этого кодового названия. [9]
Кодовые названия «Тонкий человек» и «Толстяк» Лос-Аламоса были приняты ВВС США для этого оружия. Была придумана легенда о том, что Silverplate рассказывает о модификации автомобиля Pullman для использования президентом Франклином Рузвельтом (Тонкий человек) и премьер-министром Соединенного Королевства Уинстоном Черчиллем (Толстяк) во время секретного тура по Соединенным Штатам. [9]
Первоначальные эксперименты [ править ]

30 ноября 1943 года ВВС США направили инструкции командованию материальной части ВВС США в Райт-Филд , штат Огайо , по высокосекретному проекту модификации B-29. [1] В рамках Манхэттенского проекта к середине декабря полноразмерные макеты форм оружия будут доставлены на Райт-Филд, где командование материально-технического обеспечения ВВС США модифицирует самолет и доставит его для использования в летных испытаниях бомб на армейском аэродроме Мюрок в Калифорнии . B-29-5-BW 42-6259 (называемый «самолет Пуллмана» по внутреннему кодовому названию, присвоенному ему инженерным отделом командования материально-техническими средствами ВВС США) был доставлен в 468-ю бомбардировочную группу в авиабазе Смоки-Хилл , штат Канзас. 30 ноября 1943 года и 2 декабря вылетел в Райт Филд. [10]
Модификации бомбовых отсеков 42-6259 были обширными и трудоемкими. Его четыре двери бомбового отсека длиной 12 футов (3,7 м) и секция фюзеляжа между отсеками были удалены и сконфигурирован один бомбовый отсек длиной 33 фута (10 м). Длина первоначальной формы бомбы артиллерийского типа составляла примерно 17 футов (5,2 м), что требовало ее переноски в кормовом бомбоотсеке, при этом часть ее длины выступала в носовой отсек. Бомба имплозивного типа устанавливалась в носовом отсеке. [10] Для обоих типов формы были прикреплены новые подвески и распорки бомб, а в каждом отсеке были установлены отдельные механизмы двойного сброса с использованием модифицированных механизмов крепления и освобождения буксирного троса планера. [11]
Испытание формы бомбы [ править ]
Pullman B-29 прилетел в Мюрок 20 февраля 1944 года, а испытания начались 28 февраля. Прежде чем испытания были прекращены, было проведено двадцать четыре падения, чтобы можно было внести улучшения в «Тонкого человека». [12] Бомбы не сработали немедленно, что помешало калибровочным испытаниям. В ходе последнего испытательного полета серии, состоявшегося 16 марта, «Тонкий человек» был преждевременно выпущен, когда B-29 все еще находился на пути к испытательному полигону, и упал на двери бомбового отсека, серьезно повредив самолет. [13] Модифицированные механизмы планера, по-видимому, вызвали все четыре неисправности из-за веса бомб и были заменены британскими одноточечными креплениями типа G и фиксаторами типа F, которые использовались на Lancaster BI Special для перевозки 12 000 фунтов (5 400 кг). Толлбой-бомба . [14]

После ремонта Pullman B-29 на Райт-Филд испытания возобновились, и за последние две недели июня 1944 года были сброшены три фигуры «Тонкий человек» и девять «Толстяков». [14] Фотографии, сделанные на большой скорости, показали, что хвостовые плавники сложились под давлением, что привело к беспорядочному спуску. Различные комбинации стабилизаторов и плавников были протестированы на форме Толстяка, чтобы устранить его постоянное раскачивание, пока не была создана конструкция, получившая название «Калифорнийский парашют», кубический хвостовой ящик с восемью плавниками внутри «рамы» короба из листового металла, на расстоянии 45 ° друг от друга. (четыре « ортогональных » плавника и еще четыре, по одному под углом 45° к каждому углу). [15]
Конструкция пушки «Тонкого человека» в то время была основана на расщеплении очень чистого изотопа плутония-239, который до сих пор производился только в микрограммовых количествах на циклотроне в Беркли. Когда в начале 1944 года в Хэнфорде были запущены производственные реакторы, было обнаружено, что полученная смесь плутония-239 и плутония-240 имеет высокую скорость спонтанного деления. Чтобы избежать предварительной детонации, начальную скорость пушки пришлось значительно увеличить, что сделало ее непрактично длинной. [16]
Поэтому от конструкции «Тонкого человека», основанной на плутонии, отказались, а оружие было переработано для использования урана-235 . Требуемая начальная скорость была намного ниже, [17] Уменьшив длину ствола полученной бомбы, теперь под кодовым названием Little Boy , до менее 10 футов (3,0 м). Это позволило устройству поместиться в стандартный бомбовый отсек B-29, поэтому Pullman был модифицирован до исходной конфигурации с задним бомбовым отсеком стандартной конструкции B-29. [18] Все последующие Silverplates также были настроены таким же образом. Pullman B-29 был доставлен на армейский аэродром Вендовер в штате Юта в сентябре 1944 года. Дальнейшие испытания на падение он проводил на базе 216-й армейской базы ВВС, пока не был поврежден в результате аварии при приземлении в декабре. [19]
Версии военного времени [ править ]

22 августа 1944 года, чтобы удовлетворить требования группы USAAF, которая должна была быть сформирована для обучения атомной миссии, в Glenn L. Martin компании модификационном центре в Оффатт-Филд , на юге, был заказан этап производства Silverplate B-29. Омаха , штат Небраска , под обозначением проекта 98146-S. [20] Первые три из этих Silverplate B-29 второй модификации были доставлены ВВС США в середине октября и доставлены в Вендовер. Они были оснащены британскими одноточечными бомбосбрасывателями, установленными на модернизированной стойке подвески H-образной рамы, установленной в носовом бомбовом отсеке, так что дополнительные топливные баки можно было разместить в кормовом отсеке. В кабине пилота было создано новое место экипажа, получившее название «оружейный пост» с пультом для наблюдения за сбросом и детонацией бомбы во время непосредственного боевого сброса. [21] Четырнадцать серийных самолетов были переданы в 393-ю бомбардировочную эскадрилью для обучения, а три - в 216-ю армейскую авиабазу для испытаний на сбрасывание бомб. [20]
К февралю 1945 года семнадцать самолетов второй группы сами нуждались в модернизации, особенно самолеты 216-й армейской авиабазы. Четыре самолета, приписанные к 393-й бомбардировочной эскадрилье (теперь входящей в состав 509-й смешанной группы ), были переданы в 216-ю, чтобы обеспечить увеличение темпов ее испытаний. Вместо того, чтобы пытаться модифицировать существующие самолеты по несколько штук за раз, было принято решение начать производство новой серии. Первые пять экземпляров этой третьей партии, известной как проект 98228-С, также отправились на испытания. В общей сложности заказ составил еще 28 самолетов, а поставки 15 боевых моделей для 393-го начнутся в апреле. [21] Последние восемь были доставлены только после двух атомных бомбардировок в августе. Два из них были переданы 216-му полку, а остальные шесть были переданы 509-му полку в Вендовере в качестве замены бомбардировщиков, потерянных во время полетов с Тиниана . По иронии судьбы, во время операций с Тиниана не было потеряно ни одного бомбардировщика, но пять из этих шести были потеряны в результате аварий в течение следующих нескольких лет. [22]

Последние версии Silverplates военного времени включали в себя все технические усовершенствования самолетов B-29, а также последнюю серию модификаций Silverplate, которые включали изменяемого шага винты Curtiss Electric и пневматические приводы для быстрого открытия и закрытия дверей бомбового отсека. Были установлены британский бомбосбрасыватель F-типа и насадка G-типа, а также сдвоенные электрические и механические механизмы сброса бомб. [21] Ранние модели B-29 страдали от множества проблем с двигателями, и ранние бомбардировщики Silverplate не были исключением. [23] Один был списан после серьезных повреждений в результате возгорания двигателя в феврале 1945 года. [24] Двигатели с впрыском топлива Wright R-3350-41 на бомбардировщиках более поздних моделей, поставленных в июле и августе 1945 года, были значительно улучшены и гораздо более надежны. Это стало важным фактором успеха деятельности 509-й композитной группы. [23]
Бомбы «Толстяк» и « Тыква» (неядерные бомбы, которые напоминали Толстяка и управлялись с ним) весили более 10 000 фунтов (4500 кг), поэтому вес вызывал беспокойство, даже с более мощными двигателями. [25] Снижение веса было достигнуто за счет удаления всех орудийных башен и брони . Эту работу выполняла 509-я составная группа для первых самолетов Silverplate, но более поздние модели поставлялись без них. Эти B-29 продемонстрировали значительное увеличение характеристик по сравнению со стандартными вариантами. [21]
Полет на высоте 30 000 футов (9 100 м) поставил B-29 за пределы эффективной дальности действия японской зенитной артиллерии . [26] Каждый вылет бомбы «Тыква» проводился группой из трех самолетов в надежде убедить японских военных в том, что небольшие группы B-29 не оправдывают решительного ответа. Эта стратегия оказалась успешной, и японские истребители лишь изредка пытались перехватить самолеты 509-й смешанной группы. [27] Один B-29 получил незначительные боевые повреждения в ходе боевых действий. [28]
Операционные Silverplate подразделения
Всего во время Второй мировой войны было произведено 46 самолетов Silverplate B-29, включая Pullman B-29. Из них 29 были приписаны к 509-й смешанной группе во время Второй мировой войны, а 15 использовались для проведения атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки . В июле 1945 года было заказано еще 19 самолетов Silverplate B-29, которые были поставлены в период с конца войны по конец 1947 года. К этому времени только 13 из первоначальных 46 все еще находились в рабочем состоянии. Таким образом, всего было изготовлено 65 Silverplate B-29, из которых на начало 1948 года в строю находились 32. [29] Мартин-Омаха произвела 57 самолетов Silverplate B-29. Остальные 8 были построены компанией Boeing-Wichita. Из этих 65 бомбардировщиков 31 в конечном итоге был переоборудован в другие конфигурации, 16 были помещены на хранение и позже списаны, а 12 были потеряны в результате аварий (включая четыре бомбардировщика «Тиниан»). Пара исторических самолетов доставки оружия, названных Enola Gay и Bockscar , сегодня выставлена в музеях. [30] [31] [32]
Единственным боевым подразделением ВВС США , использовавшим Silverplate B-29, было 97-е бомбардировочное крыло на базе ВВС Биггс в Эль-Пасо, штат Техас . В середине 1949 года он получил 27 самолетов из 509-го бомбардировочного авиаполка , когда последний перешел на бомбардировщик B-50D , модернизированную модификацию B-29. [33] Переоборудование 97-го бомбардировочного авиаполка было частью расширения атомных ударных сил до десяти крыльев в 1949 году. [34] В течение года все они были переоборудованы в учебно-тренировочные ТБ-29. Еще один Silverplate B-29, находившийся на временном задании в Соединенном Королевстве, был переоборудован в самолет-разведчик погоды (WB-29) и передан в 9-е бомбардировочное авиаполк на базе ВВС Трэвис в Калифорнии. [33] Последний Silverplate B-29, находившийся на вооружении в качестве носителя ядерного оружия, был переведен на другую роль в ноябре 1951 года, что положило конец Silverplate почти через восемь лет. [35]
Сэддлтри [ править ]
Использование кодового имени Silverplate было прекращено 12 мая 1947 года, поскольку кодовое имя было скомпрометировано. [36] Его заменило новое кодовое название «Седлтри», которое применялось только к модификациям самолетов. Первоначально предполагалось, что «Сэддлтри» будет относиться только к модификациям B-29, но затем это слово стало использоваться и для модификаций бомбардировщиков B-50 и B-36 . [29] Модификации Saddletree включали новую раму и подъемник бомбового отсека, а также замену британского бомбосбрасывателя FG на недавно разработанный пневматический механизм сброса бомб U-1. Из-за задержек с поставкой B-50 работы в Сэддлтри начались в феврале 1948 года. В общей сложности на каждом из 36 B-50 Sacramento Air Materiel Area было отработано 6000 часов работ. [37]
В январе 1948 года Объединенный комитет начальников штабов издал директиву о модификации 225 бомбардировщиков B-29, B-50 и B-36 для перевозки ядерного оружия, а также восьми самолетов C-97 Stratofreighter для перевозки групп по сборке бомб. На вооружении Стратегического авиационного командования уже находилось 32 самолета Silverplate B-29 , поэтому Командованию материально-технической авиации было поручено провести модификации Сэддлтри еще на 80 B-29, 36 B-50A, 23 B-50B и 18 B-36B. . B-36A не мог нести ядерное оружие без серьезных модификаций. [37]
Поскольку ожидаемым противником был Советский Союз , самолету также требовалась «зимняя подготовка», чтобы позволить ему действовать с арктических баз. 16 апреля 1948 года кодовое слово «Gem» было присвоено всем модификациям и усовершенствованиям, обеспечивающим возможность нанесения атомного удара. Проект включал 36 B-29 и модификацию еще 36 самолетов с возможностью дозаправки в воздухе . С добавлением 80 самолетов Saddletree B-29 в общей сложности 145 B-29 были модифицированы для перевозки ядерного оружия, и 117 из них были переданы в оперативные подразделения. [36]
В октябре 1951 года, в ожидании значительного увеличения численности ВВС США до 95 групп и задержек в программе B-47 , командованию авиационных средств было приказано модифицировать еще 180 B-29, находившихся на хранении, для установки на них знака Mark. Mark 4 , Mark 5 , Mark 6 и Ядерные бомбы Mark 8 . Модификации проводились в Оклахома-Сити и Сакраменто. К тому времени, когда все самолеты были доставлены в сентябре 1953 года, B-29 был снят с производства, и модифицированный самолет вернулся на хранение, так и не поступив в дальнейшую эксплуатацию. [38]
Затраты [ править ]
В 1945 году бомбардировщик B-29 стоил 782 000 долларов. Модернизация самолета до конфигурации Silverplate стоила 32 000 долларов, поэтому общая стоимость бомбардировщика Silverplate составила 814 000 долларов. Таким образом, общая стоимость 65 самолетов Silverplate B-29 военного времени составила 53 миллиона долларов. Если добавить 7 миллионов долларов на логистику, то сметная стоимость проекта Silverplate составит около 60 миллионов долларов. [39]
См. также [ править ]
- Аэродром Энстон - место проведения программы Королевских ВВС «Черный Ланкастер» в Англии.
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 2005 , с. 6.
- ^ Гроувс 1962 , стр. 254–255.
- ^ МакКинстри 2009 , с. 495.
- ^ Макфадден, Кристофер (13 марта 2023 г.). «Черные Ланкастеры: история тяжелого британского бомбардировщика и первых атомных бомб» . Интересная инженерия . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Боуэн, 1959 , стр. 91–92.
- ^ Ходдесон и др. 1993 , с. 380.
- ^ Боуэн 1959 , стр. 92–94.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Боуэн 1959 , с. 96.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 2005 , с. 8.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 9.
- ^ Боуэн 1959 , с. 91.
- ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 76–77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 2005 , стр. 8–10.
- ^ Ходдесон и др. 1993 , стр. 380–383.
- ^ Ходдесон и др. 1993 , стр. 242–244.
- ^ Ходдесон и др. 1993 , стр. 249–250.
- ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 10, 77–78.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 161.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 2005 , с. 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл 2005 , стр. 13–16.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 21.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 2005 , стр. 14, 103.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 47.
- ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 72, 88.
- ^ Тиббетс 1998 , с. 175.
- ^ Полмар 2004 , стр. 24–25.
- ^ История 509-й сводной группы 1945 , стр. 58–62.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Литтл 1955 , стр. 391–392.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 159.
- ^ «Боинг B-29 'Суперфортресс': Энола Гей» . Национальный музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 8 августа 2010 г.
- ^ «Бокскар: Самолет, положивший конец Второй мировой войне» . ВВС США. Архивировано из оригинала 23 марта 2013 года . Проверено 29 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 2005 , с. 63.
- ^ Литтл 1955a , стр. 113–114.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 103.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 2005 , стр. 23–24.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Литтл 1955 , стр. 393–394.
- ^ Больной 1959 , стр. 32–34.
- ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 107, 221.
Ссылки [ править ]

- Больной, Фредерик (1959). «Модификация самолетов ВВС США для доставки атомного оружия 1948–1954 гг.». В Перри, Роберт Л. (ред.). Том. V, Системы доставки атомного оружия, 1948–1955 (PDF) . История участия ВВС в программе по атомной энергии, 1943–1953 гг. Вашингтон, округ Колумбия: ВВС США, Отдел исторической связи Воздушного университета. Архивировано из оригинала (PDF) 5 августа 2015 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- Боуэн, Ли (1959). Том. I, Проект Silverplate 1943–1946 (PDF) . История участия ВВС в программе по атомной энергии, 1943–1953 гг. Вашингтон, округ Колумбия: ВВС США, Отдел исторической связи Воздушного университета. Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2014 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- Кэмпбелл, Ричард Х. (2005). Бомбардировщики Silverplate: история и реестр Enola Gay и других B-29, предназначенных для перевозки атомных бомб . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN 0-7864-2139-8 . OCLC 58554961 .
- Гроувс, Лесли (1962). Теперь это можно рассказать: история Манхэттенского проекта . Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 0-306-70738-1 . OCLC 537684 .
- Ходдесон, Лилиан ; Хенриксен, Пол В.; Мид, Роджер А.; Вестфолл, Кэтрин Л. (1993). Критическая сборка: техническая история Лос-Аламоса в годы Оппенгеймера, 1943–1945 . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-44132-3 . OCLC 26764320 .
- Литтл, Роберт Д. (1955). Том. II, Основы атомных ВВС и операция «Песчаник», 1946–1948 гг. (PDF) . История участия ВВС в программе по атомной энергии, 1943–1953 гг. Вашингтон, округ Колумбия: ВВС США, Отдел исторической связи Воздушного университета. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- Литтл, Роберт Д. (1955a). Том. III, Создание атомных военно-воздушных сил, 1949–1953 гг. (PDF) . История участия ВВС в программе по атомной энергии, 1943–1953 гг. Вашингтон, округ Колумбия: ВВС США, Отдел исторической связи Воздушного университета. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- МакКинстри, Лео (2009). Ланкастер: величайший бомбардировщик Второй мировой войны . Лондон: Издательство Джона Мюррея. ISBN 978-0-7195-2363-2 . OCLC 520736950 .
- Полмар, Норман (2004). Enola Gay: B-29, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики. ISBN 1-57488-859-5 .
- Тиббетс, Пол В. (1998). Возвращение Энолы Гей . Нью-Хоуп, Пенсильвания: Enola Gay Remembered Inc. ISBN 0-9703666-0-4 . OCLC 40566286 .
- Неизвестный (1945). История 509-й смешанной группы - 313-го бомбардировочного авиаполка - Двадцатой воздушной армии - Активация до 15 августа 1945 г. (PDF) . Тиниан: 509-й CG (в архиве AFHRA). Архивировано из оригинала (PDF) 27 января 2012 года . Проверено 1 февраля 2012 года .