Франклин Матиас
Франклин Т. Матиас | |
---|---|
Рожденный | Глидден, Висконсин | 13 марта 1908 г.
Умер | 3 декабря 1993 г. Уолнат-Крик, Калифорния | ( 85 лет
Верность | Соединенные Штаты |
Услуга/ | Армия США |
Лет службы | 1941–1946 |
Классифицировать | Полковник |
Команды удержаны | Хэнфордский инженерный завод |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Армейская медаль за выдающиеся заслуги |
Альма-матер | Университет Висконсина, Мэдисон ( бакалавр , магистр ) |
Франклин Томпсон Маттиас (13 марта 1908 — 3 декабря 1993) — американский инженер-строитель , руководивший строительством ядерной площадки в Хэнфорде , ключевого объекта Манхэттенского проекта во время Второй мировой войны .
Выпускник Университета Висконсин-Мэдисон , Матиас поступил на работу в Управление долины Теннесси (TVA) в качестве младшего инженера-гидравлика в 1935 году и работал над гидроэнергетическими проектами. В апреле 1941 года он был призван на действительную военную службу в армию США и поступил на работу в строительное подразделение инженерного корпуса армии . Он был инженером-строителем на площадке Манхэттенского проекта в Хэнфорде с 1942 по 1945 год. Таким образом, он руководил огромными строительными работами, которые включали три завода по химическому разделению, настолько большие, что они были известны как «Королева Мэри», и первые в мире три производственных завода. масштабные ядерные реакторы .
После войны Маттеш отправился в Бразилию, где помог построить гидроэлектростанцию. Он присоединился к Алюминиевой компании Канады (Alcan) в 1951 году и участвовал в строительстве Кемано - Китимат плотины гидроэлектростанции и проекта алюминиевого завода на севере Британской Колумбии , а также проекта Шют-де-Пасс в Квебеке. Он был вице-президентом Kaiser Engineering с 1960 по 1973 год.
Ранняя жизнь [ править ]
Франклин Томпсон Маттиас родился в Глиддене, штат Висконсин , 13 марта 1908 года. [1] сын Франклина Германа Матиаса и Кристины Томпсон. У него было два старших брата, Гарольд и Норман, и младший брат Карл. [2] В 1928 году он стал преподавателем топографической и гидротехнической инженерии в Университете Висконсин-Мэдисон , где получил степень бакалавра наук (BS) в области гражданского строительства в 1931 году и степень магистра наук (MS) в области гражданского строительства в 1928 году. 1933 год. [1] Там он поступил в Корпус подготовки офицеров запаса (ROTC). [3] В 1930 и 1931 годах он был редактором журнала Wisconsin Engineer и президентом университета YMCA . Он был членом Tau Beta Pi , Phi Kappa Phi и Scabbard and Blade . [4] и был национальным офицером Чи Эпсилон с 1931 по 1942 год. [5]
1 августа 1933 года Матиас женился на Реве Баумгартен, однокурснице Висконсинского университета, которая преподавала логопедию в школах Белойта, штат Висконсин . [6] [7] В 1935 году он был нанят Управлением долины Теннесси (TVA) в качестве младшего инженера-гидравлика и работал над гидроэлектрическими и гидравлическими проблемами, а также над строительством, планированием и проектированием электростанций. Он покинул TVA в 1939 году и провел год, работая с подрядчиком по дноуглублению реки Теннесси . В 1940 и 1941 годах он работал в строительной компании AL Johnson, а также на туннелях и акведуках в корпорации Dravo . [1] [5]
Вторая мировая война [ править ]
В апреле 1941 года Матиас был призван на действительную военную службу в армию США в звании старшего лейтенанта и поступил на работу в строительное подразделение инженерного корпуса армии , где получил быстрое повышение по службе. [1] 14 декабря 1942 года, будучи 34-летним подполковником , он сопровождал полковника Кеннета Николса в Уилмингтон, штат Делавэр , чтобы обсудить местонахождение предполагаемого завода по производству плутония с представителями DuPont . На тот момент Матиас еще не был назначен на Манхэттенский проект , задачей которого было создание атомной бомбы , но он работал над некоторыми специальными исследованиями для него и работал с его директором бригадным генералом Лесли Р. Гроувсом-младшим. . , о строительстве Пентагона . [8] Он уже был выбран Гроувсом на должность инженера по плутониевому проекту. [9]
Первоначально планировалось разместить плутониевый завод вместе с другими производственными объектами Манхэттенского проекта на инженерном заводе Клинтона в Ок-Ридже, штат Теннесси , но возникли опасения по поводу опасности атомного взрыва, а Ноксвилл находился всего в 20 милях (32 км). ) прочь. Требовалась более крупная площадка, где объекты можно было бы отделить друг от друга. Он должен был располагаться в малонаселенной, но доступной местности с доступом к обильным запасам воды и электроэнергии. [9] Когда он вернулся со встречи, Матиаса встретил Гроувс, который поручил ему собрать исследовательскую группу и найти подходящее место. [8] Матиас обследовал четыре участка в Калифорнии и Вашингтоне и выбрал территорию вокруг Ричленда, штат Вашингтон . [9]
Позже Матиас вспоминал:
Что касается моих рабочих отношений с Du Pont, то, конечно, с первого дня у нас были разногласия. Мне повезло, что Гил Черч и Уолт Саймон (менеджер по строительству и операционный менеджер Du Pont) были людьми, с которыми я мог иметь дело и которых уважал, и у нас сложились очень хорошие рабочие отношения. Я помню, как однажды Гранвиль Рид (помощник главного инженера Du Pont) позвонил Гроувсу и сказал, что Маттиас и Черч о чем-то сильно спорят, и что нам делать? Гроувс ответил: «Ну, если у этих двух парней нет аргументов, то ни один из них не стоит выеденного яйца». [10]
Из-за изоляции объекта, известного как Хэнфордский инженерный завод , Матиас пользовался большей административной автономией, чем другие инженеры Манхэттенского проекта. В 1944 году число сотрудников его офиса выросло до более чем 500 человек. [9] Строительные работы начались на участке площадью 400 000 акров (160 000 га) в апреле 1943 года. [11] В июне 1944 года численность строительных рабочих в конечном итоге достигла 44 900 человек; [12] В период с 1943 по 1946 год на объекте работало более 150 000 рабочих. [13]
Масштаб задачи был огромен. Маттиас руководил строительством 554 зданий, 386 миль (621 км) дорог, 158 миль (254 км) железнодорожных путей, трех заводов по химическому разделению и первых в мире трех ядерных реакторов промышленного масштаба . [13] Заводы химического разделения длиной 800 футов (240 м), где плутоний отделялся от урановых частиц, облученных в реакторах, были настолько большими, что их называли «Королевой Марией» в честь океанского лайнера . Поскольку слизни были опасно радиоактивными, у «Королевы Марии» были бетонные стены толщиной 7 футов (2,1 м), а операции осуществлялись с помощью дистанционного управления. [14]
В 1942 году Матиас позволил примерно 30 коренным американцам Ванапум использовать свой зимний лагерь на реке Колумбия с доступом к их привычному рыболовному угодью в центре федеральной резервации, хотя семьи белых фермеров выселялись из него. Ежедневно им предоставлялись грузовики, чтобы вывезти их из зимнего лагеря. Матиас писал, что их лояльность не подлежит сомнению. Но после Второй мировой войны племя было полностью исключено из федеральной резервации (хотя там были могилы и культурные объекты). [15]
Первую производственную партию урановых снарядов распустили на заводе разделения 26 декабря 1944 года, а в январе 1945 года Матиас лично доставил первую партию нитрата плутония в Лос-Анджелес, где передал ее другому курьеру, который отвез ее в Лос- Анджелес. Аламосская лаборатория . [14] [16] Плутоний из Хэнфорда будет использоваться в бомбе «Толстяк» , использованной при бомбардировке Нагасаки . [13] За заслуги в военное время он был награжден медалью «За выдающиеся заслуги» . [1] [17]
Дальнейшая жизнь [ править ]
Матиас оставил армию в 1946 году и отправился в Бразилию в качестве руководителя проекта строительства гидроэлектростанции, в конечном итоге став инженерным менеджером в компании Brazil Traction. В конце 1951 года он присоединился к Алюминиевой компании Канады (Alcan) в качестве руководителя проекта по проектированию и строительству Кемано - Китимат плотины гидроэлектростанции и проекта алюминиевого завода на севере Британской Колумбии . В 1956 году он переехал в Монреаль в качестве технического директора и работал над проектом Chute-des-Passes . В 1960 году он присоединился к компании Kaiser Engineering в Окленде, Калифорния , в качестве вице-президента по тяжелому строительству и гидроэлектротехнике, а также был вице-президентом по транспортным проектам с 1970 по 1973 год. Он вышел на пенсию в 1973 году в возрасте 65 лет. [1] [5]
Матиас был зарегистрированным профессиональным инженером в Висконсине, Калифорнии, Небраске, Пенсильвании и Британской Колумбии. [1] В течение нескольких лет после выхода на пенсию он продолжал работать консультантом, работая в таких фирмах, как Kaiser Engineering, Pacific Gas and Electric , Louisiana Pacific и Bechtel . [5] Он был членом Консультативного совета Калифорнийской ассоциации водных ресурсов, Комитета по большим плотинам, Комитета по строительству ядерных объектов и Американского общества инженеров-строителей . Он также написал главу «Строительные услуги» в « Справочнике тяжелого строительства» (1971). [1]
В 1993 году ему сообщили, что у него рак легких, печени и поджелудочной железы. Он умер шесть недель спустя, 3 декабря 1993 года, в доме престарелых в Уолнат-Крик, Калифорния . У него остались сын Майкл и младший брат Карл. [13] Его вторая жена, Мария Тереза Бендерская, на которой он женился 29 октября 1948 года. [18] умер в 1986 году, а его дочь Гелен Кристина умерла в 1965 году. [2] Его документы находятся в Музее и библиотеке Хэгли в Уилмингтоне, штат Делавэр . [3]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час «Инженерный колледж UW-Мэдисон, День инженеров, лауреаты премии 1974 года» . Университет Висконсина-Мэдисона . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Франклин Томпсон Матиас» . Ancestry.com . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Документы, 1942–1993. Матиас, Франклин Т. (Франклин Томпсон), 1908–1993» . Архивная сетка . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Матиас, Фрэнк Т. (Награда – 3 июня 1931 г.)» . Округ Кларк, штат Висконсин. История . Проверено 15 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Коллекция Мэри Б. Кони, Библиотека специальных коллекций, Вашингтонский университет , номер Вознесения 2789-002, 1/38 Биографические заметки о Франклине Т. Матиасе.
- ^ «Баумгартен, Рева» . Округ Кларк, штат Висконсин. История . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Баумгартен, Рева Мэй №2» . Округ Кларк, штат Висконсин. История . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гроувс 1962 , стр. 72–74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джонс 1985 , стр. 108–110.
- ^ «Аудиоинтервью 1986 года с полковником Франклином Матиасом С.Л. Сэнгера» . Голоса Манхэттенского проекта . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ Джонс 1985 , с. 212, 453–454.
- ^ Николс 1987 , с. 138.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Ф.Т. Матиас, 85 лет; построил атомную станцию для первой атомной бомбы» . Нью-Йорк Таймс . 6 декабря 1993 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Родос 1986 , стр. 603–604.
- ^ Олсон, Стив (2020). Фабрика Апокалипсиса: Плутоний и создание атомного века . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 70. ИСБН 978 03936 3497 6 .
- ^ Николс 1987 , с. 141.
- ^ «Франклин Матиас» . Министерство энергетики США . 30 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2015 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Водный туннель Джемано» . Даг Гент . Проверено 18 февраля 2015 г.
Ссылки [ править ]
- Гроувс, Лесли (1962). Теперь это можно рассказать: история Манхэттенского проекта . Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 0-306-70738-1 . OCLC 537684 .
- Джонс, Винсент (1985). Манхэттен: Армия и атомная бомба (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории армии США. OCLC 10913875 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2014 года . Проверено 25 августа 2013 г.
- Николс, Кеннет (1987). Дорога к Троице: личный отчет о том, как разрабатывалась ядерная политика Америки . Нью-Йорк: Морроу. ISBN 0-688-06910-Х .
- Роудс, Ричард (1986). Создание атомной бомбы . Лондон: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-44133-7 .
Внешние ссылки [ править ]
- Аудиоинтервью 1965 года с полковником Франклином Матиасом, автор Стефан Груфф. Голоса Манхэттенского проекта.
- 1908 рождений
- 1993 смертей
- Жители округа Эшленд, штат Висконсин
- Полковники армии США
- Военные из Висконсина
- Американские инженеры-строители
- Американские военные инженеры
- Люди Манхэттенского проекта
- Персонал армии США времен Второй мировой войны
- Обладатели медали за выдающиеся заслуги (армия США)
- Выпускники инженерного колледжа Университета Висконсина-Мэдисона
- Инженеры из Висконсина
- Американские инженеры 20-го века
- Сотрудники Хэнфордской площадки
- Члены Пхи Каппа Пхи